Социальные институты воспитания — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Социальные институты воспитания

2017-11-27 296
Социальные институты воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Под институтами воспитания понимают общественные организации и структуры, призванные оказывать воспитательные воздействия на личность. К ним относят семью, школу, СМИ, друзей, сверстников, внешкольные и несемейные организации.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Все приобретенное в семье в детские годы ребенок сохраняет всю жизнь. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности воздействия на личность ей нет равных среди других институтов воспитания. Семья может выступать в роли как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Вместе с тем воспитательное воздействие семьи ограниченно, так как оно обычно не выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи.

В этом плане школа и другие институты воспитания находятся в более благоприятном положении. В школе развивающийся ребенок проводит значительную часть своей жизни. Здесь его воспитывают учителя и сверстники. В школе каждый незнакомый для ребенка человек несет что-то новое, а это обеспечивает широкие возможности для различных воспитательных воздействий. Таковы достоинства школы как института воспитания.

К недостаткам школы как института воспитания относят обезличивание, противоречащее индивидуальному подходу.

 

Через средства массовой информации также осуществляются разнообразные воспитательные воздействия на их аудиторию. Их достоинством является использование в качестве источника воспитательного воздействия лучших специалистов, лучших образцов и достижений педагогики и культуры. Недостатки: влияние воспитательного воздействия рассчитано на среднюю личность и не может дойти до каждого ребенка.

Литература и искусство в отдельности выступают как источники нравственного и эстетического воспитания (а в наше время еще и социального и экономического), они являются одним из главных источников формирования общей культуры у человека.

 

Личность, кроме того, воспитывается через многочисленные контакты, официальные и неофициальные отношения.

В этом смысле на воспитание ребенка наиболее влияют его встречи и контакты с людьми в организованных и неорганизованных группах.

Структура учебной деятельности

Учебная деятельность — это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых.

 

Выделяют три основных структурных компонента учебной деятельности:

мотивационный, операционный и контрольно-оценочный.

Мотивационный компонент это совокупность мотивов учения.

Ради чего учится школьник? Мотивом учения должно стать желание и стремление овладеть знаниями и умениями с тем, чтобы в дальнейшем стать полезным членом общества.

Операционный компонент под ним понимается определенная учебная задача и совокупность учебных операций, приемов, составляющих общий способ действий по решению учебной задачи.

Учебная задача — это система заданий, направленных на усвоение общих понятий и общих способов действий с ними.

Например, школьники должны овладеть общими принципами доказательства геометрических теорем. Это задача решается с помощью выполнения целого ряда частных заданий.

Итак, перед учеником надо четко ставить учебную задачу и специально отрабатывать операции.

Контрольно-оценочный компонент контроль (вначале с помощью учителя, а затем самоконтроль) за правильностью и полнотой выполнения операций, а также оценка (а затем и самооценка) того, как выполнена учебная задача, как ученик освоил общий способ действия, чем уже овладел школьник, чего ему еще не удалось достичь.

 

 

Теория поэтапного формирования

Умственных действий

П. Я.Гальперина

 

 

В своей теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперин развил идеи Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева о том, что психическая (внутренняя) деятельность строится по образцу внешней деятельности. Еще одно важное теоретическое положите, на котором базируется теория поэтапного формирования умственных действий, -- это вывод о том, что формирование новых действий зависит от ориентировки.

В соответствии с теорией Гальперина усвоение знаний — это процесс, осуществляемый на основе усвоения действий по применению усваиваемых понятий. Знания — это прежде всего понятия, а решение задач — это использование отличительных признаков объектов. Усвоение действий по использованию признаков ведет к усвоению понятий. Процесс усвоения действий и знаний включает в себя шесть этапов.

1. Этап мотивации. На этом этапе создается соответствующее личностное отношение к объекту познания, формируется заинтересованность в объекте (внутренняя мотивация), деловые соображения, соревнование (внешняя мотивация).

2. Этап усвоения ориентировочной основы действия. На этом этапе учащийся разбирается в содержании усваиваемого действия: в его свойствах, в составе и порядке исполнительных действий, в образце продукта действий. От того, какой будет ориентировочная основа действия, будет существенным образом зависеть процесс учения. Ориентировочную основу действия необходимо формировать до отработки нового действия.

3. Этап усвоения действия в материализованной форме. Сразу после выработки ориентировочной основы действия оно должно быть выполнено в материализованной форме, когда схема действия представлена в виде текста, схемы, плана, образца продукта действия. Учащийся выполняет действия с объектами или их моделями. Абстракции не могут актуализироваться сразу, необходимы действия с предметами.

4. Этап выполнения действия в громкой речи. На предыдущих этапах речь привязана к объекту, к реальным действиям с ним. На этом же этапе при помощи речи в сознании актуализируется содержание, абстрагированное от реальных вещей.

5. Этап выполнения действий в речи «про себя». Громкоречевые действия преобразуются во внутреннюю речь.

6. Этап выполнения действия в умственной форме. Осуществляется постепенный переход к действию без развернутого мысленного проговаривания. Происходит умственное преобразование абстрактного содержания. Разумеется, пятый и шестой этапы в наименьшей степени поддаются контролю учителя.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.