Предмет, методы и структура педагогической психологии — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Предмет, методы и структура педагогической психологии

2017-11-27 324
Предмет, методы и структура педагогической психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В педагогической психологии имеется ряд проблем, требующих решения.

Первая одна из важнейших в развитии детей, проблема сснзитивиых периодов в жизни ребенка.

Она состоит в том, что, во-первых, известны не все сснзитивные периоды развития, во-вторых, в жизни каждого ребенка эти периоды индивидуально своеобразны.

Вторая проблема касается связи, существующей между педагогическим воздействием на ребенка и его психологическим развитием. Ведет ли обучение и воспитание за собой развитие ребенка? Как связаны между собой биологическое созревание, обучение и развитие ребенка?

Третья проблема — общее и возрастное сочетание обучения и воспитания. Каждый возраст открывает свои возможности развития, но одинаковы ли они для всех детей? Как оптимально использовать эти возможности? Как соединить в педагогическом процессе педагогические воздействия, стимулирующие развитие?

Четвертая проблема — системного характера развития ребенка и комплексности педагогических воздействий, состоящая в том, что развитие ребенка как прогрессивное преобразование каждого психического свойства происходит самостоятельно, но каждое из них влияет на становление других свойств и зависит от них.

Пятая, не менее важная проблема, — связи созревания и обучения, задатков и способностей, генотипической и средовой обусловленности развития психологических характеристик ребенка, т. е. как генотип и среда воздействуют на психологическое развитие ребенка.

Шестая проблема — психологическая готовность детей к сознательному воспитанию и обучению. Это означает:

> наличие у ребенка задатков или развития способностей к воспитанию и обучению;

> личный уровень развития ребенка;

> достижение интеллектуальной и личностной зрелости.

Важна и проблема педагогической запущенности ребенка (неспособность ребенка к усвоению педагогических воздействий и ускоренному развитию).

Восьмая проблема — обеспечение индивидуализации обучения. Под ней понимается необходимость научно обоснованного разделения детей и применение к ним педагогических воздействий, адекватных индивидуальным особенностям.

 

Последняя из нашего списка это проблема социальной адаптации и реабилитации. Социальная адаптация — приспособление детей, не готовых к жизни среди людей, к обучению и взаимодействию с ними. Социальная реабилитация — это восстановление нарушенных социальных связей и психики таких детей, чтобы они могли успешно учиться и развиваться во взаимодействии с окружающими людьми.

Логика психологического изучения

Личности школьника и коллектива

Школьного класса

 

В условиях приоритета воспитательных целей школа нуждается в достоверной психологической информации о личности каждого ученика, о каждом классном коллективе. Иначе говоря, нужен психологический диагноз и психологическая диагностика личности и коллектива.

Получение психологической информации, т. е. логика изучения психологических свойств личности и коллектива, требует придерживаться следующей последовательности этапов:

> определение базовых и рабочих понятий;

> выделение основных свойств (структурных компонентов) понятий, доступных непосредственному измерению;

> постановка задач исследования;

> подбор методик исследования;

> анализ и интерпретация полученных данных.

 

Итогом психологической диагностики должна быть информация о психологических ресурсах каждого школьника, каждого классного коллектива как основы для совершенствования учебно-воспитательного процесса в целом и выбора оптимальных форм и методов работы с классом и отдельными учениками.

Изучение личности школьника. Оценка отдельных характеристик личности дает некоторое представление о личности в целом.

Однако чем больше характеристик изучено, тем более полно будет представлена личность. С этой целью в психологии широко применяется так называемый «профиль личности», идея создания которого связана с именем российского психолога Г. И. Россолимо.

На первый взгляд психологические методики кажутся довольно простыми, доступными каждому образованному человеку.

На самом деле и процедура изучения личности, и, в особенности, обработка и интерпретация полученных результатов требуют от исследователя высокой профессиональной психологической культуры.

Изучение коллектива школьного класса. Социализация личности школьника в условиях вариативного образования зависит как от состояния социальной среды, так и от позиции самой личности.

Наиболее значимой для ученика социальной средой является его школьный класс, в котором складывается сложная социально-психологическая атмосфера, непосредственно влияющая на развитие индивида и выступающая буфером между школой и ребенком.

В качестве основной методики изучения уровня развития класса предлагается «Карта-схема психолого-педагогичсской характеристики группы школьников». Она требует изучать группу в «совокупности множества различных отношений», во взаимозависимости всех сторон, требует «объективности рассмотрения» группового явления.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.