Политическая система: понятие и функции. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Политическая система: понятие и функции.

2017-11-21 233
Политическая система: понятие и функции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Категория «политическая система» - одна из ключевых в современной политологии, которая пришла в политическую науку из социологии. В работах Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма, создателей мировой социологической науки, творивших на рубеже XIX-XX веков, мы находим ряд понятий социальной теории системы, таких как: институт, функция, регулятивная система общества, политическое управление. Однако свои концептуальные очертания категория «политическая система» обретает только после второй мировой войны в работах американских политологов Дэвида Истона и Габриэля Алмонда.

В соответствии с концептуальной позицией Дэвида Истона политическая система общества предельно универсальна, включает в себя все существующие типы политического взаимодействия, т.е. охватывает ту сторону социального взаимодействия, которая связана с выполняемой индивидом политической ролью - гражданина, субъекта политического управления, властвующего или подвластного.

Отличительным признаком политической системы является то, что посредством ее властным путем утверждаются ценностные нормы. Понятие «ценности» при этом сближается с понятием «правил», «норм поведения», регулирующих действия социальной группы.

По мнению Д.Истона, у политической системы есть «входы» - все внешние по отношению к политической системе явления, тем или иным образом воздействующие на нее, на которые извне поступают импульсы в форме требований и поддержки.

Первый вид «входов» - требования - разделяются на: а) внешние, идущие от внешней среды, и б) внутренние, идущие из самой политической системы. По характеру и направленности они могут быть как конструктивными, так и деструктивными, а по содержанию - регулировочными, распределительными и коммуникативными. Если требований накапливается слишком много, то данное обстоятельство ведет к ослаблению политической системы из-за создаваемых для нее перегрузок, которые она способна разрешить только лишь до определенных пределов. Перегрузка может быть количественной, если требований много, а исполнительная власть (правительство) или законодательная власть (парламент) просто физически не в состоянии реагировать на все эти требования, или качественной, если требования слишком сложные и их необходимо приводить в соответствие с возможностями политической системы. Политики, государственные деятели, политические партии, профсоюзные руководители, по мнению Д.Истона, призваны регулировать требования, чтобы они не создавали слишком большие и чреватые для всей политической системы непредсказуемыми последствиями перегрузки. Эту же задачу должны выполнять существующие в обществе система ценностей, культурные нормы, установки и т.д., которые призваны сдерживать требования в определенных рамках.

Второй вид «входов» - поддержка - не менее важен для политической системы, чем первый. Поддержку Д.Истон считает главной суммой переменных, связывающих политическую систему с окружающией средой. Поддержка выражается в: а) материальной (налоги, пожертвования и т.д.) и б ) нематериальной (соблюдение законов, участие в голосовании, уважение к власти и т.д.) формах. В своих научных исследованиях Д.Истон выделяет три объекта поддержки: а) политическое сообщество, б) политический режим (основными компонентами которого являются: ценности, нормы и организационная структура власти) и в) политическое правление (управленцы, участвующие в непосредственных делах политической системы и признанные большинством граждан ответственными за свою деятельность). При этом, считает Д.Истон, следует различать поддержку политического сообщества в целом, поддержку политического режима и поддержку конкретного правительства (политического правления). Например, гражданин может быть патриотом своей Родины, но презирать при этом существующий политический режим; поддерживать политический режим и одновременно с этим требовать замены действующего правительства (кабинета министров); поддерживать правительство (кабинет министров) в целом, но негативно оценивать отдельных министров.

Решения и политические действия, осуществляемые политической системой в ответ на требования и поддержку, называются, согласно теории Д.Истона, «выходами». Их существование обусловлено самой сущностью и природой политической власти и является главным предназначением политической системы. Если решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоев общества, то поддержка, оказываемая политической системе, усиливается. Решения и действия весьма трудно находят понимание и поддержку тогда, подчеркивает Д.Истон, когда власть индифферентна к требованиям членов общества и уделяет внимание только своим собственным требованиям и идеям. Такие политические решения могут иметь негативные последствия, что может привести к частичному или полному кризису самой политической системы.

Основными средствами, с помощью которых можно справиться с напряженностью в политической системе, Д.Истон считает адаптацию, самосохранение, переориентировку усилий, изменение целей и т.д., но это возможно лишь в том случае, если власть способна реагировать на поступающие в политическую систему импульсы, т.е. когда действует механизм обратной связи между политической системой и внешней средой. Таким образом, обратная связь является одним из механизмов устранения кризисных или предкризисных явлений в политической жизни.

Альтернативный вариант анализа политической системы предложил Габриэль Алмонд. С его точки зрения, политическая система - это система взаимодействия различных форм политического поведения государственных и негосударственных структур. Определение политической системы как системы взаимодействия, выполняющей функции интеграции и приспособления общества к условиям внутренней и внешней среды средствами легитимного применения или угрозы применения насилия, отражало стремление Г.Алмонда выйти за рамки нормативно-институционального подхода. Политические институты не исключаются им из процесса научного исследования, как у Д.Истона, однако акцент в их изучении переносится с правового статуса и компетенции на функциональный аспект.

Вслед за Д.Истоном Г.Алмонд выделяет функции «входа» и «выхода», группируя их по типам выполняемых функций политическими институтами, сложившихся в рамках западных демократий:

 

Функции «входа»:

1. Политическая социализация и вовлечение в политику.

2. Выражение интересов (= группы интересов).

3. Интеграция интересов (= политические партии).

4. Политическая коммуникация (= средства информации).

Функции «выхода»:

1. Определение правил (= законодательная ветвь власти).

2. Применение правил (= исполнительная власть).

3. Контроль за соблюдением правил (= судебные органы).

Ввод информации в политическую систему, в соответствии с теорией Г.Алмонда, складывается из политической социализации и мобилизации населения, анализа существующих интересов, их обобщения и интеграции. В основном эти функции реализуются политическими партиями, общественными организациями, различными группами интересов. С помощью этих функций формируются и распределяются по степени важности и направленности требования граждан. Специфическое место среди них занимает функция политической коммуникации, обеспечивающая распространение, передачу политической информации, как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой.

Функции «выхода» информациисостоят в установлении правил (законодательная деятельность), применения правил (исполнительная деятельность) и контроль за соблюдением правил и норм (судебная деятельность, предполагающая истолкование законов, пресечение действий, нарушающих правила, урегулирование конфликтов и наложение наказаний).

Анализируя теории политических систем Д.Истона и Г.Алмонда необходимо отметить их значительный вклад в современную политическую науку, тем не менее, следует сказать и о том, что при характеристике политической системы в качестве осевой компоненты, совершенно недостаточны такие категории, как среда, ситуация, контекст, взаимодействия, роли и т.д. Любая система или организация предполагает, прежде всего, структуры, институциональную инфраструктуру, на основе которых могут развертываться взаимодействие и взаимоотношения различных составляющих. Поэтому и политическое устройство, политическую самоорганизацию общества невозможно представить себе без институциональной инфраструктуры.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сказать, что политическая система - это совокупность политических институтов и организаций, норм, ценностей и отношений, в которых реализуется политическая власть. Категория "политическая система", являясь одной из основных в современной политологии, позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной и функциональной сторонах политики.

Научное толкование категории «политическая система» предполагает рассмотрение и понимание ее, прежде всего как системы управления, т. е. как процесса выполнения определенных функций. В зависимости от функций выстраивается и структура, и сам процесс принятия решений внутри политической системы.

Существуют различные подходы к типологии функций политической системы. Однако, не смотря на данное обстоятельство, можно выделить ряд ключевыхфункций, признаваемых в качестве основных различными политологическими школами:

· функция политического целеполагания;

· функция властно-политической интеграции общества;

· функция регулирования режима общественно-политической деятельности;

· функция легитимации политического режима.

Выделяются и иные аспекты функциональной характеристики политической системы, например, такие как: обеспечение целостного управленческого воздействия на общество; мобилизация ресурсов и т.д., однако вышеуказанные ключевые функции политической системы являются наиболее значимыми для поступательного развития самого общественного организма.

а) Функция политического целеполагания выступает как предвидимое будущее состояние, к которому осознанно стремятся люди и их организации. Определение целей в политике предполагает обозначение ориентиров, касающихся изменения властных полномочий, институтов, развития демократии, обеспечения интересов и т.д. Основное место занимают здесь приоритеты внутренней и внешней политики, а также целеполагание в таких актуальных сферах, как демография, экология и инновации. Если в условиях тоталитаризма политическое целеполагание носит директивный характер, то в демократических системахориентирный характер, построенный на различных футурологических версиях и сценариях внутреннего и международного политического развития.

б) Функция властно-политической интеграции общества, которую выполняетполитическая система, означает, что все основные действия в рамках общественного организма должны протекать в строго определенных рамках. В данном случае речь идет: во-первых, об общеобязательности государственных решений, опирающихся на принудительную силу; во-вторых, о необходимости использовании правовых норм и законодательных актов для социальнозначимого регулирования общественных отношений; в-третьих, о придании политическому управлению либо общественного авторитета, либо общественного презрения; в-четвертых, о степени развития либо демократии и самоуправления, либо авторитарного политического режима и режима отчуждения; в-пятых, о субординации и координации институтов политической системы и их структурных звеньев. Данная функции осуществляется главным образом при помощи государственной власти, но не только ей. В политике действуют также негосударственные институты (политические партии, политические и общественные объединения) и применяются неэтатисткие (негосударственные) методы воздействия, которые консолидируют членов общества.

в) Функция регулирования режима общественно-политической деятельности устанавливает такие способы поведения и деятельности людей, социальных групп, организаций, форм их взаимоотношений между собой и с государством, которые обеспечивают соблюдение общих интересов и устойчивость общественных отношений. Социальные конфликты в данном случае протекают в строго определенных рамках, которые задают различные нормы, идеалы и ценности. Отсюда проистекает динамичность политического режима с одними и теми же институтами.

г) Функция легитимации политического режима, которую выполняет политическая система, обеспечивает степень соответствия реальной политической жизни официально провозглашенным политическим и правовым нормам. Ни один политический режим сегодня не существует без такого нормативного оправдания.

Функции политической системы не являются неизменными. Они постоянно развиваются с учетом конкретной исторической обстановки. Появляются новые подфункции, на которые распадаются очерченные выше сферы деятельности политической системы.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.