Ведущие парадигмы и теории в познании личности. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Ведущие парадигмы и теории в познании личности.

2017-11-27 869
Ведущие парадигмы и теории в познании личности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теории личности как основа индивидуального консультирования и психотерапии.

Теория личности в психологическом консультировании и психотерапии — теоретическая основа для работы консультанта (психотерапевта) с проблемой клиента. Теория личности как методологическая основа консультирования выполняет следующие функции:

• обобщение всей накопленной информации в русле данного подхода в работе, что обеспечивает консультанта максимальным ко­личеством информации по соответствующей проблематике и помогает обобщить опыт его индивидуальной работы с раз­личными клиентами;

• разъяснение сложных, глубинных явлений человеческой психики на основе выработанных теоретических конструктов, что позволяет консультанту лучше понять проблему клиента и выстроить адекватную гипотезу;

• прогнозирование последствий поведения личности на основе по­лученных наблюдений и данных исследований, что позволяет консультанту в большей или меньшей степени предвидеть результаты процесса консультирования;

• поиск и сбор новой информации об особенностях человеческой личности в рамках заданной теории, что позволяет консультанту расширить область знаний и применения конкретной теории личности, а также разработанных в ее русле практических методов и техник.

Использование той или иной теории личности в практике пси­хологического консультирования имеет следующие ограничения и правила:

• работа консультанта (психотерапевта) не может быть успешной без опоры на то или иное теоретическое представление о причи­нах возникшей у клиента проблемы, его глубинных конфлик­тов, проблем в межличностных отношениях и т. п.;

• консультант (психотерапевт) не должен слепо придерживаться объяснительных принципов только одной теоретической концеп­ции личности, так как ни одна, даже самая обширная, теория не в состоянии объяснить все феномены человеческой личности. Консультант должен вырабатывать гибкость мышления и про­фессионального поведения;

• консультант, строя свою работу на той или иной теоретиче­ской основе и используя определенные теоретические конст­рукты для объяснения и понимания личности и проблем клиента в целом, в то же время должен опираться на принцип уникаль­ности каждой личности. Это означает, что в работе с каждым конкретным клиентом должны использоваться те методы и техники, которые подходят именно для этого клиента, а также могут быть хороши на одной стадии и не работать на другой, даже если выбранная техника не будет в должной мере соот­ветствовать теории, на которую опирается консультант. Примером такого стиля работы может служить использование консуль­тантом (психотерапевтом), ориентированным на психодинами­ческое направление, метода самораскрытия, который не свой­ствен данному подходу, но может быть использован для кон­кретного клиента и именно с ним этот метод будет наиболее конгруэнтным (подходящим);

• ориентация на ту или иную теоретическую основу должна соот­ветствовать личности самого консультанта (психотерапевта) и индивидуальному стилю его работы. Важно, чтобы консуль­тант, используя определенную теорию, чувствовал себя в про­цессе консультирования и психотерапии уверенно и комфортно.

Современные тенденции в использовании теории личности в психотерапии и консультировании подразумевают эклектич­ность. Это означает, что высокопрофессиональный консультант и психотерапевт умеет интегрировать в своей работе с каждым конкретным клиентом различные теоретические позна­ния и обобщать их в свою собственную объяснительную систему.

Эклектическое консультирование и психотерапия означают интеграцию лучших сторон различных теоретических школ и не столько механическое использование методик различных на­правлений, сколько, прежде всего, выработку на основе прак­тических наблюдений гибкой, работоспособной и последова­тельной позиции.

Идеальные модели личности в контексте различных теорий.

Транзактный анализ.

Согласно Берну идеальная личность полноценно функционирует во всех трех эго-состояниях, без нездорового преобладания одного из них, а используя каждое «по своим прямым обязанностям», не вступает в симбиотические отношения.

Такая личность способна устанавливать глубокие интимные отношения (отказаться от игр, которые являются пагубными паттернам поведения, приносящих в конечном итоге страдание).

Такой человек обладает здоровой жизненной позицией «Я - Ок; Ты – Ок». Такая жизненная позиция предполагает уважение себя и других людей, отношение к себе, как и другим, как к достойными любви, уважения, понимания, признания. Он уверен в своих силах и способностях.

Сценарным содержанием такого человека является «победитель». Это сценарий успешного человека, достигающего поставленных перед собой позитивных целей. Важно заметить, что эта цель достигается достаточно легко и свободно. Совсем не обязательно, что Победитель просто везунчик, безусловно, он прикладывает усилия для достижения своей цели, но не опускает руки, когда на его пути встречаются какие-нибудь препятствия. Такой сценарий встречается достаточно редко, потому что для его осуществления необходима высокая самооценка, уверенность, решимость и самостоятельность.

Юнг

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель – это полное проявление Себя, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Говоря упрощенно, индивидуация – это динамичный и эволюционирующий процесс объединения, включения в состав целого многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательное проявление человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Таким образом, архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого.
Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает внутреннее единство, гармонию и цельность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самого себя – это главная цель человеческой жизни.

Фрейд.

Идеальный человек проанализировал все свои догенитальные фиксации и задержался на гениальной фазе. Такая личность любит без опальной фиксации, работает без анал ной фиксации и доволен собой без фаллического тщеславия. Он альтруистичен, социализирован и великодушен.

Экзистенциализм.

Такой человек аутентичен. Его существование наполнена смыслом и ценностью. Его жизнь основана на понимании человеческого положения и реализации собственных возможностей. Его бытие в мире соответствует данностям его натуры и мира. Он осознает свое я, окружающий мир, делает выбор и берет за него полную ответственность. Необходимо обладать мужеством чтобы осуществить выбор в условиях неопределенности, а так же осозновать, что в любой момент, приписываемый нами смысл нашей жизни может быть отвёргнут небытием (смертью/изоляцией). Главная ценность, это оставаться честным даже перед лицом ничто.

 

Ведущие парадигмы и теории в познании личности.

Парадигма в методологии науки — совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени; совокупность наиболее общих принципов познания, предполагающих определенное видение того, как искать ответы на вопросы.Парадигма может пониматься как общая логика исследования.
В данном случае (в психологии личности) парадигма – совокупность представлений о природе и свойствах личности, методов её исследования и терапевтического воздействия, а также представлений о психопатологиях и психическом здоровье личности.

Основные парадигмы в психологии личности:
Интрапсихическая (парадигма сознательного-бессознательного) – объясняет глубинные мотивационные тенденции и динамические внутрипсихические процессы. Представители: Фрейд, Юнг, Адлер, etc.

Экзистенциально-гуманистическая – рассматривает личностные смыслы (смысл жизни, отношение к смерти, межличностные отношения, отношение к Богу и т.д.) и развитие и самоактуализацию личности как целостной психологической системы в течение жизни как приоритетный объект изучения в науке о личности. Маслоу, Роджерс, Франкл, тд.

Персонологическая – наиболее комплексный, интегративный подход к изучению личности.

Диспозициональная – объясняет индивидуально-психологические особенности личности и их развитие в онтогенезе. Представители: Олпорт, Кеттелл, Айзенк.

Бихевиоральная (биологическая) – объясняет психофизиологические предпосылки индивидуально-личностных различий. Представители: Скиннер.

Когнитивная – объясняет то, как разные люди воспринимают и обрабатывают информацию о внешнем мире. Келли.

Социально-когнитивная – объясняет, как воспринимаем и перерабатываем информацию об общественных нормах и правилах. Бандура.

Культурная – объясняет, как личность и культура влияют друг на друга.

Феноменологическая – объясняет, как происходят субъективные переживания (рассматривает в личности прежде всего переживания). Роджерс.

 

Существуют и другие, более узко-специфичные парадигмы, вряд ли есть необходимость тут о них говорить.

 

Основные теории личности:

 

1) Классический психоанализ Фрейда

 

Структура личности: Ид, Эго, Супер-Эго.
Ид – первичные инстинкты и побуждения (врождённые). Накапливает психическую энергию, требующую разрядки через удовлетворение потребностей.
Эго – сознательная структура, направляет поведение в условиях реальности (соблюдает принцип реальности). Исполнительная роль: составляет планы действий по удовлетворению потребности, работающие в реальном мире.
Супер-Эго – внутренняя интерпретация принятых в культуре ценностей и правил. Развивается позднее других структур, посредством воспитания. Контролирует, запрещает, в общем и целом – совесть.

Динамика личности: движущая сила – инстинкты.
Инстинкт жизни – либидо - поиск еды, сексуальное желание. Инстинкт смерти – агрессия.

 

Развитие личности: раннее детство, стадии психосексуального развития.

 

2) Психоанализ Юнга

Структура личности: Я, личноебсз, коллективное бсз.
Я – самосознающий ум: воспоминания, ощущения, мысли, чувства; личное бсз – элементы Я, когда-то вытесненные из сознания, но доступные припоминанию; коллективное бсз – скрытые унаследованные от предков воспоминания, общие для всех людей.

Динамика личности: психическая энергия – обретается как извне (с пищей), так и изнутри – от личностных ценностей.

Развитие личности: развитие как процесс индивидуации, т.е. дифференциации в себе различных черт и их развитие. Идеал развития – достижение самости.

3) Социально-психологические теории (Фромм, например)
Основная идея в том, что на развитие личности неизбежно влияет общество. Соответственно, большое внимание при изучении личности уделяется межличностным отношениям, восприятию общественных ценностей.
Фромм объяснял межличностные отношения как способ справляться с чувством одиночества, которое возникает, когда человек выходит из-под опеки родителей.

4) Человеко-центрированный подход Роджерса

Структура личности: организм и «Я».
Организм – совокупность всех опытов переживаний, т.е. всего, что доступно осознанию человеком в любой данный момент. В соответствии с этим выстраивается его индивидуальная система ценностей и ориентации в мире – феноменальное поле.
Я – часть феноменального поля, которая со временем дифференцируется от него. Это представления о себе, о характеристиках себя и отношений с другими людьми.

Динамика личности: основная движущая сила – тенденция к актуализации, утверждению, усилению себя. Определяет стратегии поведения человека.

Развитие личности: происходит под влиянием общества при одобрении или неодобрении тех или иных действий. При этом может происходить замещение собственных ценностей ценностями, навязанными обществом.

5) Экзистенциальная теория

Основное понятие – dasein (бытие-в-мире, здесь-бытие). Осмысленность бытия человека в данный конкретный момент в данной конкретной ситуации как высшая ценность, к которой нужно стремиться. Если существование человека в здесь и сейчас не несёт для него личностного смысла, человек страдает, dasein не осуществляется.
Динамика существования – в осуществлении выбора того, как проживать свою жизнь.
Развитие существования: развитие как становление. Становление – развитие, выход за свои границы. Главная цель – осуществить все возможности dasein.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.