Детальное проектирование городских дорог и улиц. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Детальное проектирование городских дорог и улиц.

2017-11-27 623
Детальное проектирование городских дорог и улиц. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

4.1.Обоснование и расчёт элементов плана и продольного профиля

городских дорог и улиц.

Процесс проектирования городских дорог и улиц в плане включает 3 этапа:

1) Разбивка трассы;

2) Нанесение красных линий;

3) Размещение на плане всех элементов улиц и дорог, включая инженерные сооружения.

Трассы дорог и улиц наносят еще при проектировании улично-дорожной сети. Здесь же устанавливается их категория.

В местах поворота трассы для обеспечения плавности движения транспорта вписывают горизонтальные кривые. В городских условиях особое значение имеют наименьшие допускаемые радиусы кривых в плане:

 

Категории городских дорог и улиц , м
Магистральные дороги: скоростного движения регулируемого движения Магистральные улицы: общегородского значения непрерывного движения регулируемого движения районного значения транспортно-пешеходные пешеходно-транспортные Улицы и дороги местного значения: улицы в жилой застройке улицы и дороги научно-производственных, промышленных и коммунально-складских районов парковые дороги            

 

При назначении ширины улицы в красных линиях комплексно решаются следующие вопросы:

— расчет необходимой для пропуска городского транспорта и пешеходов ширины проезжей части и тротуаров;

— обеспечение безопасности движения транспорта и пешеходов путем выделения необходимых разделительных полос, обеспечения необходимой видимости в пределах поворотных участков дорог и улиц;

— обеспечение пожарной безопасности зданий;

— определение требуемых по нормам инсоляции зданий поперечных размеров улицы в линиях регулирования застройки;

— выполнение требований защиты жилой застройки от транспортного шума, вибрации и выбросов автомобилей;

— сохранение памятников истории, культуры и архитектуры;

— архитектурно-композиционные требования к новой планировке и застройке с учетом экономической и градостроительной политики в отношении намеченных объемов и характера работ по реконструкции.

Ширина улицы в красных линиях определяется заданием на проектирование улицы и устанавливается по плану красных линий, входящему в состав документов генерального плана города.

Установленную расчетом ширину проезжей части, тротуаров и других элементов поперечного профиля улиц и дорог обычно не меняют по длине участка с заданными параметрами транспортного потока.

На криволинейных участках с радиусом кривых менее 750 м на проезжей части улиц и дорог устраивают уширения:

 

 

Радиусы кривых, м 750-500 500-400 400-300 300-200 200-150 150-90 90-50 50-25 25-15 15-10
Уширение каждой полосы движения, м 0,2 0,25 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,9 1,2 1,5

 

Проезжую часть рекомендуется уширять также у перекрестков, остановочных пунктов общественного транспорта, автостоянок и на подъемах. Тротуары уширяют у остановочных пунктов общественного транспорта, у торговых зданий и зрелищных предприятий.

Радиусы закруглений по кромке тротуаров и разделительных полос назначаются не менее 12 м, а на транспортных площадях — не менее 15 м.

В условиях реконструкции городов со сложившейся застройкой эти радиусы допускается уменьшать соответственно до 5 и 8 м.

На плане улиц должны быть показаны следующие элементы:

— красные линии с опорными отметками;

— фасадные линии застройки с контурами и изображением выступающих лестниц, приямков и т.д., а также с указанием типов зданий (число этажей, материал стен);

— осевых линий проезжих частей с привязкой к опорным точкам;

— остановочные пункты;

— элементы кривых;

— линии бортов с указанием радиусов закруглений на сопряжениях улиц;

— пикетажные точки с указанием пикетов;

— смотровые колодцы подземных сетей с отметками и решетки дождеприемных колодцев.

Расстояние между точками перелома продольного профиля (шаг проектирования) принимается не менее: на скоростных дорогах – 100, магистральных улицах – 50 и на улицах и дорогах местного движения – 20 м.

Наибольшие продольные уклоны (в тысячных) по оси проезжей части:

Скоростные дороги…………………………………………………40

Магистральные улицы и дороги:

общегородского значения:

непрерывного движения………………………………………..50

регулиркемого движения………………………………………50

районного значения………………………………………………60

дороги грузового движения……………………………………...40

Улицы и дороги местного значения:

жилые улицы……………………………………………………80

дороги промышленных

и коммунально-складских районов…………………………..60

пешеходные улицы и дороги………………………………....40

поселковые улицы………………………………………………………………..….70

поселковые дороги…………………………………………….70

проезды………………………………………………………………...80

 

4.2. Определение ширины проезжей части и тротуаров.

Пропускная способность полосы проезжей части определяется отдельно для легковых и грузовых автомобилей:

; ,

где v — скорость движения, м/с; L — динамический габарит, м, определяемый по формуле:

,

здесь v — скорость движения, м/с; — время реакции водителя (0,7 1,5 с); g— ускорение свободного падения (); i — продольный уклон проезжей части; — коэффициент сцепления (0,3); — длина автомобиля (; ); — расстояние безопасности между остановившимися автомобилями ( =1,5 2,0 м).

В условиях регулирования движения пропускная способность рассчитывается по формулам:

; ,

где — коэффициент, учитывающий снижение пропускной способности, определяемый по формуле:

,

здесь — расстояние между перекрестками, м; v — скорость движения, м/с;

a — среднее ускорение торможения автомобиля (a = 1 ); в — среднее ускорение замедления автомобиля (в = 1 ); — средняя продолжительность задержки автомобиля, с определяемая по формуле:

,

здесь и — продолжительность запрещающего и переходного сигналов светофора, с.

 

Ширина проезжей части определяется по формуле:

 

,

где — общее число полос движения, рассчитываемое по формуле (полученное число округляется до ближайшей большей цифры):

 

= + + ,

здесь , и — число полос движения, необходимое для пропуска соответственно легкового, грузового и общественного транспорта, определяемое по формулам:

 

= ; = ; = ,

здесь ; и — интенсивности движения соответственно легкового, грузового и общественного транспорта (ед/ч); ; и — пропускная способность полосы движения соответственно легкового, грузового и общественного транспорта;

в — ширина одной полосы движения, м.

В каждом направлении проезжую часть увеличивают на 1 полосу шириной по 3 м для остановки автомобилей. Тогда

, м.

Необходимое число полос движения для пешеходов:

,

где — перспективная интенсивность движения пешеходов, пеш/ч;

— пропускная способность одной полосы движения пешеходов (табл.).

 

Условия пешеходного движения Пропускная способность полосы движения, пеш/ч
Тротуары, расположенные вдоль красной линии зданий магазинов Тротуары, отдаленные от зданий с магазинами   Тротуары в пределах зеленых насаждений улиц и дорог Пешеходные дороги (прогулочные)   Переходы через проезжую часть (в одном уровне)          

 

Полученную величину n округляют в сторону увеличения до целого числа.

Ширина тротуара

,

где 0,75 — ширина одной полосы движения пешеходов, м;

0,5 — расстояние от застройки, м.

 

4.3. Пропускная способность линии общественного транспорта.

Пропускная способность полосы движения для общественного транспорта определяется пропускной способностью остановочного пункта:

 

,

где Т —полное время занятия автобусом остановочного пункта, определяемое по формуле:

,

здесь — время на занятие места на остановочном пункте (время торможения), причем

,

здесь — промежуток безопасности между автобусами при подходе к остановке, равный длине автобуса (10 м); в— замедление при торможении, равное 1 м/с ;

— время на посадку и высадку пассажиров, причем

,

здесь — коэффициент, учитывающий, какую часть входящие и выходящие пассажиры составляют от нормативной вместимости автобуса (для остановочных пунктов с большм пассажирооборотом =0,2); — вместимость автобуса; — время, затрачиваемое одним пассажиром на вход или выход (1,5 с); n — общее количество дверей для входа и выхода;

— время на передачу сигнала и закрытие дверей (3 с);

— время на освобождение автобусом остановочного пункта (4 – 6 с).

4.4. Размещение и планировка остановочных пунктов

общественного транспорта.

 

Остановочные пункты автобусов, троллейбусов на магистральных улицах регулируемого движения необходимо размещать после перекрестка при минимальном расстоянии от него, равном 20 м, а также в середине больших перегонов через 400 600 м при продольном уклоне не более 40 .

Длину остановочной площадки следует принимать для одного маршрута 20 м, для нескольких маршрутов — по расчету, но не менее 30 м, а ширину — не менее 3 м. Ширину посадочной площадки необходимо принимать от 1,5 до 2,25 м в зависимости от пассажирооборота остановочного пункта.

При расположении трамвайных путей на одном полотне с проезжей частью при ширине до 9 м в одном направлении посадочные площадки следует выделять маркировочными линиями. Ширину площадок принимают не менее 1,5 м. В этих местах проезжую часть соответственно уширяют.

При ширине проезжей части более 9 м в одном направлении устраивают приподнятые (на 0,15 м) посадочные площадки.

Длину посадочных площадок на трамвайных остановках принимают на 5 м более расчетной длины поезда.

На скоростных дорогах и на магистральных улицах общегородского значения непрерывного движения остановочные пункты экспресс-автобусов устраивают за пределами проезжей части в виде специальных остановочных площадок с переходно-скоростными полосами для замедления и ускорения движения:

Продольный уклон, Длина переходно-скоростной полосы, м Длина отгона полос разгона и торможения, м
для ускорения для разгона
–40 –20 +20 +40      

Полосы замедления и ускорения необходимо отделять от основных полос движения разделительной полосой шириной не менее 0,75 м или разметкой.

 

4.5. Разделительные полосы и островки безопасности

на городских дорогах и улицах.

Разделительные полосы предназначаются для:

— разделения между собой различных направлений движения транспорта и видов транспорта;

— для отделения пешеходного движения от движения транспорта;

— для озеленения;

— для размещения подземных инженерных сетей;

Разделительные полосы различают:

— центральные,

— боковые,

— технические и резервные

Центральные разделительные полосы обязательны:

на скоростных дорогах ( = 6 м);

на магистральных улицах общегородского значения всех типов движения ( = 4 м);

на магистральных улицах районного значения при шестиполосной проезжей части (желательно );

В условиях реконструкции и стесненных условиях при установке барьерного ограждения допускается уменьшать разделительные полосы на ширину: на скоростных дорогах до 4 м, общегородских магистралях до 2 м. В этом случае устройство разрывов для разворота нельзя допускать (транспорт становится помехой движению).

Устройство разрывов возможно при = 15-13 м с возможностью вписать переходно-скоростную полосу с отгоном (ширина полосы остается в этих местах не меньше допустимой, т.е. 6 и 4 м).

Ширина разрыва В должна обеспечивать остановку необходимого (расчетного) числа поворачивающих автомобилей.

Центральная разделительная на скоростных и магистральных дорогах и магистральных улицах непрерывного движения должна быть приподнята на 15 см над проезжей частью. В других случаях она выделяется разметкой.

Боковые разделительные полосы проектируют в одном уровне с тротуаром.

Минимальная ширина боковых полос

Местонахождение полосы Ширина разделительной полосы на улице, м
Магистральные общегородского значения Районного значения Жилая
с непрерывным движением с регулируемым движением
Между основной проезжей частью и местным проездом Между проезжей частью и трамвайным полотном Между проезжей частью и тротуаром Между тротуаром и трамвайным полотном           —           —           —   —         —

 

Технические полосы для прокладки подземных коммуникаций устраивают шириной: на скоростных дорогах 5-10 м, на общегородских магистралях районного значения 5-8 м.

Резервные полосы предусматривают для последующего расширения элементов улицы, прокладки обычного или скоростного трамвая, строительства метрополитена, перспективных магистральных подземных коммуникаций.

Островки безопасности предусматривают в двух целях:

а) для обеспечения удобства и безопасности движения пешеходов;

б) для организации движения.

В первом случае островки устраивают в одном уровне с проезжей частью. Островки, регулирующие движение транспорта, поднимают на 15-20 см.

На улицах и дорогах с проезжей частью шириной более 15 см необходимо устраивать островки безопасности с шириной, равной центральной разделительной полосы, а при ее отсутствии — не менее 2 м.

На площадях все свободные пространства необходимо отделять от проезжей части островками безопасности для регулирования движения и направления пешеходов.

Широко применяются островки при организации саморегулируемого движения на кольцевых, Y — образных и Т — образных пересечениях.

На островках безопасности размещают светящиеся маячки, знаки, указатели.

 

4.6. Элементы поперечного профиля городской улицы.

Городская магистральная улица обеспечивает движение пешеходов, транзитных

и местных автомобилей, общественного пассажирского транспорта. Кроме этого, по красным линиям улицы расположены здания, в которых живут и трудятся люди. Все это требует размещения в поперечном сечении улицы ряда планировочных элементов, каждый из которых должен выполнять определенную функцию.

Ширина улиц в красных линиях определяется их категорией и функциональным назначением и устанавливается расчетом в зависимости от интенсивности движения пешеходов и городских транспортных средств. Рассчитывают ширину тротуаров, пешеходных дорожек, проезжих частей. Ширину технических, разделительных полос, а также полос озеленения принимают в соответствии с действующими нормативами с учетом рельефа местности, требований безопасности движения и защиты окружающей среды.

Рекомендуется следующая ширина улиц в красных линиях, м:

 

Городские магистральные дороги скоростного движения  
Магистральные улицы:
общегородского значения непрерывного движения  
то же, регулируемого движения  
районного значения  
Улицы и дороги местного значения:
улицы в жилой (многоэтажной) застройке  
то же, одноэтажная застройка  
промышленные дороги и улицы 15-25
парковые дороги  

 

Ширина магистральных улиц и дорог в красных линиях может быть увеличена для прокладки инженерных сетей на отдельной (технической) полосе, а также для линий внеуличного подземного транспорта мелкого заложения в городах с населением более 1 млн. чел.

Эти значения ширины улиц достаточны для размещения всех планировочных элементов лишь при организации движения на пересечениях в одном уровне. Для размещения полных транспортных развязок требуется большая ширина — до 80 м. При необходимости строительства таких развязок в плане улиц в красных линиях предусматривают необходимое уширение на длине всей развязки с соответствующим отнесением будущей застройки в глубь кварталов. Наиболее полно все планировочные элементы представлены на общегородских магистральных улицах.

 

 

Поперечный профиль общегородской магистральной улицы (размеры всех элементов даны в метрах):

а — непрерывного движения; б — регулируемого движения;

Основная проезжая часть; 2 — боковые (местные) проезды; 3 — краевые полосы; 4 — тротуары; 5 — полосы озеленения; разделительные полосы; 6 — пешеходные ограждения; Т — телефонные кабели; В — водопровод; В — К — водопровод и канализация; К — канализация; КС — кабели связи; КО — кабели освещения; ГНД — газопровод низкого давления; ГСД — газопровод среднего давления; ККТ — коллектор электрических и телефонных кабелей.

 

Основная проезжая часть улицы общегородского значения предназначена для транспортного потока главным образом транзитного по отношению к данной улице. Проезжие части, каждая из которых должна иметь 3—4 полосы движения, разделены возвышающейся полосой (центральной разделительной полосой). Правая кромка проезжей части отделена от бортового камня краевой предохранительной полосой (0,75 м при непрерывном движении и 0,5 м при регулируемом движении), имеющей такую же дорожную одежду, как и основная проезжая часть.

Для организации движения пассажирского транспорта и местного движения на общегородских магистральных улицах устраивают дополнительные проезды. Если на них выведено движение общественного транспорта, они называются боковыми проездами и должны иметь не менее трех полос движения в каждом направлении. Если на эти полосы выведено только местное движение, они называются местными проездами. Их проезжая часть должна иметь не более двух полос движения.

Основная проезжая часть от боковых (местных) проездов отделяется разделительной полосой. Эта полоса в зависимости от ее ширины может выполнять функцию озеленения улицы (при ширине 4 м и более) или бульвара (при ширине более 8м).

Тротуар предназначен для движения пешеходов. Ширина его определяется интенсивностью движения пешеходов и планировочным решением остановок пассажирского транспорта. Нормы на проектирование городских улиц предполагают устройство полос озеленения, разделяющих тротуар и местный проезд. Однако опыт эксплуатации городских улиц показывает, что такие полосы очень неудобны: они мешают выходу из остановившегося автомобиля, подходу к нему, зелень на них вытаптывается, открытый грунт во время дождя размокает и загрязняет проезжую часть и тротуар, в сухую погоду пылит. Вместо такой полосы рекомендуется однорядная посадка деревьев с укладкой в промежутках между ними дорожной одежды на всю ширину тротуара.

Подземные сети, представляющие собой кабели и трубопроводы различного назначения, располагают под элементами поперечного профиля, допускающими разрытие, и в случае необходимости перекладку этих сетей. Мощность инженерных сетей зависит от уровня благоустройства и инженерного оборудования городской территории. Подземные сети, особенно на магистральных улицах, следует стремиться располагать на специальных полосах (технических). За счет этого не только облегчается их эксплуатация, но и повышается безопасность движения.

Мачты освещения и дорожные ограждения располагают на разделительных полосах или полосах озеленения.

При наличии трамвайного движения земляное полотно с трамвайными путями располагают в пределах поперечного профиля улиц чаще всего за счет одного из местных проездов. Ширину полосы для расположения трамвайных путей принимают: двухпутного обособленного полотна с учетом размещения посадочных площадок не менее 9,6 м; однопутного — 5м. Наименьшую ширину обособленного полотна скоростного трамвая, включая полосы, заня­тые защитным ограждением, озеленением и опорами контактной сети, принимают равной 10 м.

 

 

 

Поперечный профиль общегородской магистральной улицы с трамвайными путями:


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.