Тема 6. Прогнозирование социально-экономического развития. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема 6. Прогнозирование социально-экономического развития.

2017-11-27 256
Тема 6. Прогнозирование социально-экономического развития. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Осинцева В.М.

Прогнозирование и планирование

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 38.03.04

«Государственное и муниципальное управление»

очной и заочной форм обучения

 

 

Тюменский государственный университет


Осинцева В.М. Прогнозирование и планирование. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2015, 29 стр.

 

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Прогнозирование и планирование [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой государственного и муниципального управления. Утверждено директором Института государства и права.

 

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: А.В. Ларионов, канд. юрид. наук и.о. зав.кафедрой государственного и муниципального управления ИГиП ТюмГУ

 

© Тюменский государственный университет, 2015.

© Осинцева В.М., 2015.


Пояснительная записка

1.1.Цели и задачи дисциплины

Целью модуля (дисциплины) «Прогнозирование и планирование» выступает формирование у студентов аналитического, творческого мышления, приобретения теоретических знаний и практических навыков, связанных анализом государственных прогнозов и программы социально-экономического развития. в т.ч. и целевых комплексных программ.

Задачи учебного модуля:

-ознакомить студентов с теоретическими основами прогнозирования и стратегического планирования;

-сформировать у студентов представление о системе государственного прогнозирования и планирования экономики;

- вооружить студентов необходимым научным инструментарием для анализа прогнозов и планов социально-экономического развития в сфере публичного управления.

1.2.Место дисциплины в структуре образовательной программы

Модуль (дисциплина) «Прогнозирование и планирование» - это дисциплина относится к базовой части блока 1 программы бакалавриата (Б1.Б.17.) Дисциплина читается в 7 семестре.

Изучение модуля (дисциплины) «Прогнозирование и планирование закладывает фундамент для изучения таких дисциплин как «Принятие и исполнение государственных решений» и «Налоги и налогообложение».

При изучении модуля «Принятие и исполнение государственных решений» студентам необходимо знать основы методологии прогнозирования и планирования, особенности прогнозирования и планирования в системе государственного управления и организацию стратегического планирования и программирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и др. Прогнозирование социально-экономического развития в целом, а так же стратегическое планирование развития отраслей экономики во многом зависит от налогообложения.

Для успешного освоения данного модуля необходимы «входные» знания, умения, приобретенные в результате изучения предшествующих дисциплин: «Экономическая теория»; «Методы принятия управленческих решений»; «Основы государственного и муниципального управления»; «Региональное управление и территориальное планирование»; «Статистика»; «Статистический анализ в публичной сфере»; «Теория управления»; «Методы принятия управленческих решений»; «Информационные технологии в управлении» и др.

Таблица 1.

 

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

 

 

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
             
  Принятие и исполнение государственных решений»     + +      
  Налоги и налогообложение         + + +

 

 

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующей компетенцией:

- способностью разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ (ПК-12).

 

1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):

Знать:

- теоретические основы прогнозирования и планирования;

- основы методологии прогнозирования и планирования;

- организацию стратегического планирования и программирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

- процесс и стадии разработки демографических прогнозов и методы, используемые при построении демографических прогнозов;

- показатели индикативного планирования трудовых ресурсов и занятости населения;

- показатели, используемые при разработке прогнозов уровня жизни населения;

- механизмы прогнозирования и стратегического планирования развития отраслей сектора экономики (на примере сельского хозяйства).

Уметь:

- ориентироваться в процессах прогнозирования и планирования;

- использовать методологию прогнозирования и планирования;

- ориентироваться в организации стратегического планирования и программирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

- использовать методы демографических прогнозов;

- анализировать показатели индикативного планирования трудовых ресурсов и занятости населения;

- ориентироваться в показателях, используемых при разработке прогнозов уровня жизни населения.

- использовать механизмы прогнозирования и стратегического планирования развития отраслей сектора экономики (на примере сельского хозяйства).

Владеть:

- знаниями методологии прогнозирования и планирования;

- навыками организацию стратегического планирования и программирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

- основными сведениями о методах, используемых при построении демографических прогнозов;

- анализом показателей индикативного планирования трудовых ресурсов и занятости населения;

- необходимым уровнем практических знаний при разработке прогнозов уровня жизни населения;

- способами прогнозирования и стратегического планирования развития отраслей сектора экономики (на примере сельского хозяйства).

2. Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр 7. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 академических часов, из них 52,45 часа выделено на контактную работу с преподавателем, 91,55 часов, выделенных на самостоятельную работу.

 

 

3. Тематический план

Таблица 3.

    Тема     недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. Итого часов по теме Из них в интерак тивной форме, в часах Итого количес тво баллов
Лекции * Семинарские (практические) занятия* Лабораторные занятия* Самостоятельная работа*
                   
  Модуль 1                
1. Теоретические основы прогнозирования и планирования 1-2           - 0-11
2. Основы методологии прогнозирования и планирования 3-4           - 0-11
3. Прогнозирование и планирование в системе государственного управления 5-6             0-11
4. Программно-целевое планирование 7-8             0-11
  Всего по модулю 1               0-44
  Модуль 2                
5. Организация стратегического планирования и программирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях 9-10             0-11
6. Прогнозирование социально-экономического развития 11-14             0-22
7. Прогнозирование и стратегическое планирование развития отраслей экономики (на примере сельского хозяйства) 15-16       15,55 23,55   0-12
  Всего по модулю 2         45,55 69,55   0-45
  Выполнение контрольной работы               0-11
  Итого (часов, баллов):         91,55   139,55   0 – 100
  Из них в интерактивной форме                
  Иные виды работ 4,45    
  Общие часы      

Тематический план (заочной формы обучения)

  №   Тема     Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. Итого часов по теме  
Лекции* Семинарские (практические) занятия* Лабораторные занятия* Самостоятельная работа*  
1. Теоретические основы прогнозирования и планирования            
2. Основы методологии прогнозирования и планирования            
3. Прогнозирование и планирование в системе государственного управления            
4. Программно-целевое планирование            
5. Организация стратегического планирования и программирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях            
6. Прогнозирование социально-экономического развития            
7. Прогнозирование и стратегическое планирование развития отраслей экономики (на примере сельского хозяйства)            
  Из них в интерактивной форме                
  Всего:            

4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

 

Таблица 4.

 

 

№ Темы Устный опрос Письменные работы Технические формы контроля Информации онные системы и технологии Итого количество баллов
Коллоквиумы Собеседование Ответ на семинаре Глоссарий контрольная работа Составление теста Реферат Доклад с презентацией программы компьютерного тестирования комплексные ситуационные задания электронные практикумы другие формы
А                          
Модуль 1.
1.Теоретические основы прогнозирования и планирования     0-3 0-2   0-3 0-3           0-11
2.Основы методологии прогнозирования и планирования     0-3 0-2   0-3 0-3           0-11
3.Прогнозирование и планирование в системе государственного управления     0-3 0-2       0-6         0-11
4.Программно-целевое планирование     0-3 0-2       0-6         0-11
Всего     0-12 0-08   0-06 0-06 0-12         0-44
Модуль 2
5.Организация стратегического планирования и программирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях     0-3 0-2   0-3             0-08
6.Прогнозирование социально-экономического развития                          
                           
А                          
6.1.Прогнозирование демографического развития     0-3 0-2   0-3 0-3           0-11
6.2.Прогнозирование уровня жизни     0-3 0-2       0-6         0-11
7.Прогнозирование и стратегическое планирование развития отраслей экономики (на примере сельского хозяйства)     0-3 0-2       0-6         0-11
Всего     0-12 0-08   0-06 0-03 0-12         0-41
Выполнение контрольной работы         0-15               0-15
Итого     0-24 0-16 0-15 0-12 0-09 0-24         0-100
                             

 

 

5. Содержание дисциплины.

Модуль 1.

Тема 1. Теоретические основы и развитие прогнозирования и планирования.

Прогнозирование: сущность, функции. Объект прогнозирования: от природы объекта (социальные, научно-технические, экономические, экологические и др.) и от возможности воздействия на него субъекта прогнозирования (управляемые и неуправляемые объекты). Назначение прогноза в управлении. Классификация и виды прогнозов. Формы планирования (директивное, индикативное, стратегическое), их развитие и применение. Развитие прогностики и футурологии.

Эволюция стратегического планирования и прогнозирования. Основные научные школы государственного регулирования экономики.

История развития прогнозирования и планирования в СССР. Опыт реформирования и возрождение планирования и прогнозирования в современной России.

Особенности прогнозирования и планирования в зарубежных странах (Франция, Япония, Южная Корея, Китая, Индии и др.).

Тема 2. Основы методологии прогнозирования и планирования.

Основные элементы методологии прогнозирования: принципы, методы, показатели, методика, логика. Принципы прогнозирования: системность, научная обоснованность, адекватность, альтернативность, целенаправленность и др.

Классификация методов прогнозирования:

Методы прогнозирования по способам получения и обработки информации: статистические методы, методы аналогий, опережающие методы и др.

Формализованные методы прогнозирования: методы интерполяции и экстраполяции (метод скользящей средней, метод экспоненциального сглаживания и др.), метод математического моделирования (экономико-математическая модель и др.

Логические методы ситуационного анализа: SWOT – анализ, метод сценариев, метод дерева целей и др.

Интуитивные экспертные методы прогнозирования: метод индивидуальных экспертных оценок (анкетирования и интервьюирования, аналитический метод, метод написания сценария); методы коллективных экспертных оценок, метод «комиссий», «метод Дельфи», метод «коллективной генерации идей», «метод 635».

Метод экономического анализа, балансовый метод, нормативный метод, программно-целевой метод и др. Балансовый метод анализа и прогнозирования В.В. Леонтьева.

Методология стратегического планирования. Миссия стратегического планирования. Горизонт стратегического плана (долгосрочная среднесрочная перспектива). Объект стратегического планирования и его параметры (темпы роста ВВП, инфляция, инвестиции и т.д). Многоуровневый характер стратегических планов.

Тема 3. Прогнозирование и планирование в системе государственного управления

Теория предвидения Н.Д. Кондратьева — научная основа долгосрочного прогнозирования. Прогнозирование циклов и кризисов. Законодательная база государственного прогнозирования и стратегического планирования.

Прогнозные сценарии. Система прогнозов. Особенности долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов.

Порядок разработки прогнозов социально-экономического развития на очередной год, среднесрочную и долгосрочную перспективу. Организации, участвующие в разработке концепций, прогнозов и программ социально-экономического развития.

Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации: порядок разработки, корректировки и контроль реализации документов.

Система стратегического планирования. Задачи и принципы стратегического планирования: единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, сбалансированности, результативности и эффективности, ответственности, прозрачности (открытости), реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеряемости целей, соответствия показателей целям и программно-целевой принцип. Информационная основа государственного социально-экономического прогнозирования.

Тема 4. Программно-целевое планирование. Понятие и порядок разработки целевых комплексных программ. Программно-целевое планирование как инструмент государственного регулирования экономики и реализации социальной политики.

Федеральные (межгосударственные), региональные, местные целевые программы. Преимущества и недостатки целевых программ. Межгосударственная целевая программа.

Стадии разработки программы: отбор проблем; принятие решения о разработке; обоснование намечаемых мероприятий; экспертиза и оценка эффективности; утверждение (одобрение); контроль за ходом выполнения. Государственные заказчики и исполнители целевой программы. Формы и методы управления целевой программой. Финансирование целевых комплексных программ. Основные реализуемые целевые программы за счет средств федерального бюджета. Реализация целевых программ в регионах. Региональные и межрегиональные целевые программы. Проблемы и перспективы сближения уровня социально-экономического развития регионов и помощи депрессивным регионам. Взаимосвязь федеральных, региональных и муниципальных прогнозов, планов и программ.

Модуль 2.

Тема 5. Организация стратегического планирования и программирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Система стратегического планирования на федеральном уровне.Нормативная и правовая основа стратегического планирования. Участники стратегического планирования, их основные полномочия и документы стратегического планирования. Стадии (целеполагание, прогнозирование, планирование и программирование) и документы стратегического планирования.

Организация стратегического планирования и программирования на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.Система стратегического планирования на региональном и муниципальном уровне. Нормативная и правовая основа стратегического планирования. Участники стратегического планирования, их основные полномочия и документы стратегического планирования. Стадии (целеполагание, прогнозирование, планирование и программирование) и документы стратегического планирования.

Вопросы для обсуждения на семинаре

1.Дайте определения следующим понятиям: прогнозирование, планирование, программирование, прогностика, футурология.

2.Объект прогнозирования и классификация объектов прогнозирования

3.Классификация и виды прогнозов.

4.Формы планирования (директивное, индикативное, стратегическое), их развитие и применение.

5.Эволюция стратегического планирования и прогнозирования.

Темы сообщений и рефератов

1.История развития прогнозирования и планирования в СССР.

2.Опыт реформирования и возрождение планирования и прогнозирования в современной России.

3.Особенности прогнозирования и планирования в зарубежных странах (Франция, Япония, Южная Корея, Китая, Индии и др.).

 

Тема 2. Основы методологии прогнозирования и планирования

Семинарское занятие № 2.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1.Формализованные методы прогнозирования. Логические методы ситуационного анализа.

2.Логические методы ситуационного анализа: SWOT – анализ, метод сценариев, метод дерева целей и др.

3.Интуитивные экспертные методыпрогнозирования.

4.Особенности метода Дельфи.

5.На чем основан «метод 635»?

Темы сообщений и рефератов

1.Макромодель В. Леонтьева для долгосрочного прогнозирования развития мировой экономики

2.Методология Форсайта и выбор приоритетов инновационного развития

3.Объект стратегического планирования и его параметры (темпы роста ВВП, инфляция, инвестиции и т.д).

 

Тема 3. Прогнозирование и планирование в системе государственного управления

Семинарское занятие № 3.

Вопросы для обсуждения на семинаре

1.Теория предвидения Н.Д. Кондратьева.

2.Законодательная база государственного прогнозирования и стратегического планирования.

3.Система прогнозов. Особенности долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов.

4.Порядок разработки прогнозов социально-экономического развития на очередной год, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

5.Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации: порядок разработки, корректировки и контроль реализации документов.

6.Задачи и принципы стратегического планирования.

7.Информационная основа государственного социально-экономического прогнозирования.

Сценарии развития мировой экономики на период до 2030 г. с учетом глобализации, мировых экономических циклов и кризисов, демографической динамики.

8.Роль России в энергообеспечении мировой экономики.

9.Прогноз развития интеграционных связей со странами СНГ.

Практическое задание:

Подготовьте доклад о ходе реализации одного из Приоритетных Национальных Проектов (Доступное жилье, Сельское хозяйство, Образование, Здравоохранение).

 

Тема 4. Программно-целевое планирование

Семинарское занятие № 4

Вопросы для обсуждения на семинаре

1.Дайте определение «программно-целевое планирование»

2.Стадии разработки программы, заказчики и исполнители целевой программы.

3.Финансирование целевых комплексных программ

4.Программно-целевое планирование как инструмент государственного регулирования экономики и реализации социальной политики.

5.Взаимосвязь федеральных, региональных и муниципальных прогнозов, планов и программ.

6.Приведите примеры федеральных (межгосударственных), региональных, местных целевых программ.

Практическое задание:

Подготовьте реферат о ходе реализации одной из региональных целевых программ.

 

Тема 5. Организация стратегического планирования и программирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях

Семинарское занятие № 5.

1.Дайте определение следующим понятиям: «целеполагание», «прогнозирование», «планирование» и «программирование».

2.Элементы системы стратегического планирования на федеральном уровне.

3.Участники стратегического планирования, их основные полномочия и документы стратегического планирования на федеральном уровне.

4.Элементы системы стратегического планирования на уровне субъектов Российской Федерации.

5.Участники стратегического планирования, их основные полномочия и документы стратегического планирования на уровне субъектов Российской Федерации.

6.Организация стратегического планирования и программирования на муниципальном уровне.

Вопросы для обсуждения на семинаре

1.Что является объектом демографических прогнозов?

2.На какие сроки могут разрабатываться демографические прогнозы?

3.Что является информационной базой демографических прогнозов?

4.В чем заключается отличие миграции как объекта прогнозирования?

5.Какие прогнозы строятся на базе демографических прогнозов?

6.Раскройте сущность стадий процесса разработки демографических прогнозов?

7.Какие коэффициенты используется в методе передвижки возрастов и методе когорт?

8.Какая часть населения является трудовыми ресурсами?

9.Что является объектами прогнозов рынка труда?

10.Какой показатель положен в основу прогноз спроса на рабочую силу?

11.В чем заключается важнейший принцип прогнозирования рынка труда?

12.Раскройте сущность пассивного прогноза рынка труда?

13.Перечислите источники информации построения прогнозов рынка труда?

14.Дайте определение понятия «баланс трудовых ресурсов»

15.Из каких частей состоит баланс трудовых ресурсов и что содержит каждая часть?

Темы сообщений и рефератов

1.Реализация демографической политики в России.

2.Тенденции воспроизводства населения.

3. Дифференциация уровня безработицы в регионах

4.Современное общество и матери одиночки.

5.Миграционные потоки и состав мигрантов.

 

Тема 6. Прогнозирование социально-экономического развития

Семинарское занятие № 7.

Вопросы для обсуждения на семинаре

1.Цели перспективной аграрной политики.

2.Основные показатели развития агропродовольственного комплекса России в перспективе до 2030 г.

3.Приоритетный национальный проект «Развитие АПК: основные направления и реализация.

4.Государственная целевая программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020годы:

-нормативная правовая база разработки государственной программы,

-принципы разработки государственной программы,

-основные цели государственной программы,

-структура государственной программы,

5.Характеристика подпрограмм государственной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 201302020годы.

6.ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» и ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года»: мероприятия и финансирование.

7.Показатели реализацииГосударственной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020годы.

8.Показатели (индикаторы) государственной программы развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020годы и их значения.

9.Государственная программа Тюменской области «Основные направления развития агропромышленного комплекса» на 2013-2020 годы.

Практическое задание:

Подготовьте доклад о стратегии развития АПК, ТЭК, ВПК, социальной сферы и др.

 

7. Темы лабораторных работ (Лабораторный практикум). Не предусмотрено учебным планом.

8. Примерная тематика курсовых работ. Не предусмотрено учебным планом.

 

9. Учебно-методическое обеспечение и планирование самостоятельной работы студентов.

 

Таблица5.

Модули и темы Виды СРС Неделя семестра Объем часов Кол-во баллов
обязательные дополнительные
Модуль 1          
1. Теоретические основы прогнозирования и планирования Работа с основной и дополнительной литературой, а так же с конспектами лекционного занятия для подготовки к семинарскому занятию по теме, в т.ч. и к устному опросу. Составление глоссария по теме. Составление теста. Анализ нормативных правовых источников. Подготовка реферата или сообщения 1-2   0-11
2. Основы методологии прогнозирования и планирования Работа с основной и дополнительной литературой, а так же с конспектами лекционного занятия для подготовки к семинарскому занятию по теме, в т.ч. и к устному опросу. Составление глоссария по теме. Составление теста. Анализ нормативных правовых источников. Подготовка реферата или сообщения 3-4   0-11
3. Прогнозирование и планирование в системе государственного управления Работа с основной и дополнительной литературой, а так же с конспектами лекционного занятия для подготовки к семинарскому занятию по теме, в т.ч. и к устному опросу. Подготовка доклада о ходе реализации одного из Приоритетных Национальных Проектов (Доступное жилье, Сельское хозяйство, Образование, Здравоохранение). и создание слайдовой презентации Анализ нормативных правовых источников Анализ статистических данных по теме   5-6   0-11
4. Программно-целевое планирование Работа с основной и дополнительной литературой, а так же с конспектами лекционного занятия для подготовки к семинарскому занятию по теме, в т.ч. и к устному опросу. Подготовка доклада о ходе реализации одной из региональных целевых программ и создание слайдовой презентации Анализ нормативных правовых источников Анализ статистических данных   7-8   0-11
  Всего         0-44
Модуль 2          
5. Организация стратегического планирования и программирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях Работа с основной и дополнительной литературой, а так же с конспектами лекционного занятия для подготовки к семинарскому занятию по теме, в т.ч. и к устному опросу. Составление глоссария по теме. Составление теста. Анализ нормативных правовых источников 9-10   0-11
6. Прогнозирование социально-экономического развития     11-14   0-22
  Занятие 1. Прогнозирование демографического развития Работа с основной и дополнительной литературой, а так же с конспектами лекционного занятия для подготовки к семинарскому занятию по теме, в т.ч. и к устному опросу. Составление глоссария по теме. Составление теста. Анализ нормативных правовых источников. Анализ статистических данных по теме Подготовка реферата или сообщения     0-11
  Занятие 2. Прогнозирование уровня жизни Работа с основной и дополнительной литературой, а так же с конспектами лекционного занятия для подготовки к семинарскому занятию по теме, в т.ч. и к устному опросу. Подготовка доклада о реализации государственной целевой программы субъекта РФ, отражающего уровень жизни населения и создание слайдовой презентации. Анализ нормативных правовых источников Анализ статистических данных по теме       0-11
7. Прогнозирование и стратегическое планирование развития отраслей экономики (на примере сельского хозяйства) Работа с основной и дополнительной литературой, а так же с конспектами лекционного занятия для подготовки к семинарскому занятию по теме, в т.ч. и к устному опросу. Подготовка доклада о стратегии развития АПК, ТЭК, ВПК, социальной сферы и др. и создание слайдовой презентации. Анализ нормативных правовых источников. Анализ статистических данных по теме 15-16 15,55 0-12
  Всего       45,55 0-45
  Выполнение контрольной работы         0-11
  Итого       91,55 0-100

 

При изучении данного модуля самостоятельная работа является неотъемлемой частью учебного процесса и направлена на развитие профессиональных компетенций обучающегося. Этот вид работы осуществляется без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляется им.

К видам СРС данного модуля относят:

-работа с основной и дополнительной литературой, а так же с конспектами лекционного занятия;

-подготовка докладов и создание слайдовой презентации;

-составление глоссария по теме с примером контекста, в котором может употреблять данный термин;

-составление теста (5 вопросов) по теме;

-подготовка реферата.

Формы контроля СРС:

- устный опрос (проходит на всех семинарах);

- защита докладов с презентаций (предусмотрена по темам: 3,4,6.2 и 7);

-проверка составленного глоссария (предусмотрена по всем темам);

-проверка составленного теста (предусмотрена по темам:1,2,5,6.1);

-проверка рефератов (предусмотрена по темам 1, 2, 6.1).

Порядок выполнения видов самостоятельной работы.

Рекомендации по подготовке к устному опросу. Работая с конспектом лекционного занятия и другими рекомендованными источниками, студент изучает основные понятия темы, готовится к вопросам для обсуждения (по планам семинарских занятий).

Рекомендации по подготовке доклада. Студент совместно с преподавателем составляет содержание доклада и самостоятельно выполняет поиск дополнительных источников (из материалов информационных агентств, рейтинговых агентств, экспертных периодических изданий).

Выступление перед группой с докладом студент сопровождает проверочными вопросами к аудитории (заблаговременно составленные докладчиком). Слушатели также обращаются к докладчику с уточняющими вопросами и отвечают на проверочные вопросы после окончания доклада – активность слушателя дополнительно приносит баллы за смысловые уточняющие вопросы и ответы. Продолжительность доклада 6-7 минут.

Презентация не заменяет, а дополняет доклад. Если Вы чувствуете себя хоть немного неуверенно перед аудиторией, запишите и выучите свою речь наизусть. Запись выступ


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.175 с.