Конструктивный и деструктивный конфликт — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Конструктивный и деструктивный конфликт

2017-11-27 2358
Конструктивный и деструктивный конфликт 4.50 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Конструктивный и деструктивный конфликт

«Конфликты – это норма жизни. Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс».- Ч. Ликсон.

Признаки деструктивный конфликта Признаки конструктивного конфликта
отвлекает время и силы от решения более важных дел; способствует решению проблем;
вызывает поведение, противоречащее моральным нормам, ведёт к занижению самооценки; увеличивает степень вовлечённости в обсуждаемую проблему;
поляризует позиции людей в группе и препятствует внутригрупповому взаимодействию; обеспечивает эмоциональную разрядку;
усугубляет различия в ценностях; позволяет людям больше узнать друг о друге;
провоцирует неприемлемые способы действия и поведения способствует личностному росту, приобретению знаний и умений в профессиональном общении.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОБМЕН. - Один из вариантов конструктивного исхода конфликта. Многие авторы определяют его через так называемый ценностный обмен. Так, Р. Л. Кричевский и Е. М. Дубовская ценностным обменом называют обоюдное удовлетворение участниками взаимодействия определенных социальных потребностей путем взаимного предоставления соответствующих ценностей.

Ценности – побудители и регуляторы поведения ((отвечают на вопрос: ради чего?, почему?).

 


Основные группы причин конфликта

· Структурные факторы ( существуют объективно, независимо от нашего желания и возможностей и не могут быть изменены в рамках конфликта ). Например, система законов, социальных норм, политическая система государства; возрастные различия, половые различия и т. п.

· Информационные факторы ( информация, которая стала причиной конфликта, как правило, это ложная, искажённая, преждевременная информация ).

· Ценности ( мировоззрение, традиции, привычки ). Важно, чтобы конфликтующие стороны нашли общую ценность, ради которой они будут готовы принять существующие противоречивые ценности друг друга. Например, супруги, имея разные взгляды на жизнь или мораль, из – за которых постоянно ссорятся, те не менее не разводятся ради детей; люди не воюют ради сохранения жизни и т. п.

· Отношения (установки, стереотипы) Например, все пожилые люди сварливы, вся молодёжь распущенная и т. п.

· Поведенческие реакции ( поведение в момент конфликта ).

Стадии развития конфликта

1. Напряжение. Эту стадию называют «предконфликт», так как возможно и нет причин для конфликта, просто возникло недоразумение во взаимопонимании сторон.

2. Инцидент – открытая эмоционально агрессивная стычка.

3. Конфликтные действия - действия по нанесению ущерба друг другу. В этот момент у каждой из конфликтующих сторон появляется группа поддержки, которая разделяет позицию сторон.

4. Эскалация - обезличивание участников конфликта, главной целью становиться борьба до победы любой ценой.

5. Кульминация – формируются результат или варианты разрешения конфликта.

6. Разрешение – наиболее часто встречаются следующие варианты: уничтожение одной из сторон, приспособление – подчинение одной стороне; поиск возможного разрешения, если стороны равны.

Вопросы для самоанализа

1. Как вы чувствовали себя в разных позициях?

2. При каких обстоятельствах люди, даже не склонные к этому выступают «миротворцами», «обвинителями»?

3. При каких обстоятельствах люди, даже не склонные к этому выступают «расчётливыми», «отстранёнными»?

4. Как вы думаете, в зависимости от направленности (агрессор, жертва, примиряющиеся с ситуаций), к каким коммуникациям станут прибегать люди?

5. На ваш взгляд, к каким коммуникациям чаще прибегают мужчины, а к каким женщины?

Коммуникативные нарушения в конфликте

У сторон, находящихся в конфликте, так же, как у влюблённых, резко сужается видение мира, сосредотачиваясь на определённой личности и ряде связанных с ней аспектов, причём под очень субъективным углом зрения.

К сожалению, вовлечённость в конфликт приводит к тому, что восприятие, мышление, целеполагание, поведение участников конфликтов подвергается значительному искажению, как правило, не осознаются самими участниками.

Восприятие и мышление в конфликте искажается следующим образом:

v Растёт избирательность восприятия, чётко воспринимаются только «полезные», приятные факты, говорящие о собственной правоте, благородстве и т. п. В отношении неприятных фактов происходит противоположное искажение, они либо не замечаются, либо оцениваются как незначительные.

v Делается акцент на угрозу. В действиях другой стороны видится только угроза. Данные, говорящие о добрых намерениях и конструктивных усилиях другой стороны игнорируются.

v Происходит несоразмерное увеличение раздражающих свойств личности оппонента, остальные качества его личности, напротив, уменьшаются.

v Нарушение восприятия причинности во времени. В результате – утрачивается способность прослеживать будущие последствия собственных поступков.

v Нарушается восприятие времени. В воспоминаниях искажается последовательность событий. Возникает стойкое впечатление, что он «первый начал», «именно он вынудил меня».

v Происходит упрощение восприятия и мышление. Всё видится в чёрно – белом свете. Причем, белоснежными воспринимаются свои действия.

v Происходит фиксация на определённых установках, сформированных на неполноценных данных восприятия и ложной интерпретации, через которые впоследствии фильтруются все события, усугубляется субъективность понимания происходящего.

Происходит искажение чувств, эмоций:

v Рост чувствительности, ранимости. Легко возникают обиды по самым незначительным поводам.

v Растёт неуверенность. Человек испытывает недостаток бесзопасно, пытается обрести её, зачастую, нападая.

v Растёт недоверие.

v Парадоксально растёт нечувствительность. Возникает эмоциональная тупость в отношении переживаний оппонента.

v Растёт поляризация положительных и отрицательных качеств. Положительные качества присваиваются себе, отрицательные оппоненту.

v Усиливается изоляция. Участники конфликта обрастают панцырем, изолируются друг от друга.

Искажение способности к формулированию целей и конструктивным действиям

v Усугубляется односторонность. Сужение видение ситуации порождает узкую постановку целей.

v Происходит застывание позиций и зацикливание на каких – либо вопросах, связанных с конфликтами.

v Развивается фанатизм. Победа над противником видится как единственно возможная и благородная цель.

v Углубление конфликта. Всё больше затрагиваются глубокие, бессознательные уровни личности.

Искажение в поведение участников конфликта

v Происходит обеднение поведенческого репертуара, действия приобретают односторонность.

v Огрубление поступков. Человек позволяет себе такие действия и высказывания, которых в нормальной жизни не допускает.

v Иррационализация поведения. – Участники склонны «сначала сделать, а потом думать».

v Возникает несоответствие результатов действий исходным намерениям участников. Неприятие ответственности за непреднамеренные действия по типу: «а что я такого сказал», «ну, кто ж знал, что он повесится».

v Демонизация. Поскольку результаты часто не совпадают с осознанными намерениями, то они часто и вовсе не замечаются, возникают, так называемые «демонические зоны», где события развиваются стихийно, словно без всякого участия самого человека, вовлеченного в конфликт.

 

Стили поведения в конфликте

· Соперничество – ориентация на достижение своих целей и реализация интересов без учёта целей интересов другой стороны.

· Сотрудничество – участники ориентированы на возможно полное обоюдное удовлетворение интересов.

· Избегание – уход от удовлетворения собственных интересов, что является одновременным препятствием удовлетворению интересов оппонента.

· Приспособление – отказ от собственных интересов в пользу удовлетворения интересов другого.

· Компромисс – частичный отказ от собственных интересов позволяет частично удовлетворить их.

Конструктивный и деструктивный конфликт

«Конфликты – это норма жизни. Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс».- Ч. Ликсон.

Признаки деструктивный конфликта Признаки конструктивного конфликта
отвлекает время и силы от решения более важных дел; способствует решению проблем;
вызывает поведение, противоречащее моральным нормам, ведёт к занижению самооценки; увеличивает степень вовлечённости в обсуждаемую проблему;
поляризует позиции людей в группе и препятствует внутригрупповому взаимодействию; обеспечивает эмоциональную разрядку;
усугубляет различия в ценностях; позволяет людям больше узнать друг о друге;
провоцирует неприемлемые способы действия и поведения способствует личностному росту, приобретению знаний и умений в профессиональном общении.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОБМЕН. - Один из вариантов конструктивного исхода конфликта. Многие авторы определяют его через так называемый ценностный обмен. Так, Р. Л. Кричевский и Е. М. Дубовская ценностным обменом называют обоюдное удовлетворение участниками взаимодействия определенных социальных потребностей путем взаимного предоставления соответствующих ценностей.

Ценности – побудители и регуляторы поведения ((отвечают на вопрос: ради чего?, почему?).

 


Основные группы причин конфликта

· Структурные факторы ( существуют объективно, независимо от нашего желания и возможностей и не могут быть изменены в рамках конфликта ). Например, система законов, социальных норм, политическая система государства; возрастные различия, половые различия и т. п.

· Информационные факторы ( информация, которая стала причиной конфликта, как правило, это ложная, искажённая, преждевременная информация ).

· Ценности ( мировоззрение, традиции, привычки ). Важно, чтобы конфликтующие стороны нашли общую ценность, ради которой они будут готовы принять существующие противоречивые ценности друг друга. Например, супруги, имея разные взгляды на жизнь или мораль, из – за которых постоянно ссорятся, те не менее не разводятся ради детей; люди не воюют ради сохранения жизни и т. п.

· Отношения (установки, стереотипы) Например, все пожилые люди сварливы, вся молодёжь распущенная и т. п.

· Поведенческие реакции ( поведение в момент конфликта ).

Стадии развития конфликта

1. Напряжение. Эту стадию называют «предконфликт», так как возможно и нет причин для конфликта, просто возникло недоразумение во взаимопонимании сторон.

2. Инцидент – открытая эмоционально агрессивная стычка.

3. Конфликтные действия - действия по нанесению ущерба друг другу. В этот момент у каждой из конфликтующих сторон появляется группа поддержки, которая разделяет позицию сторон.

4. Эскалация - обезличивание участников конфликта, главной целью становиться борьба до победы любой ценой.

5. Кульминация – формируются результат или варианты разрешения конфликта.

6. Разрешение – наиболее часто встречаются следующие варианты: уничтожение одной из сторон, приспособление – подчинение одной стороне; поиск возможного разрешения, если стороны равны.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.