Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-11-21 | 197 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Рабочая тетрадь
учебной дисциплины
«Патологическая анатомия и патофизиология»
для студентов 2 курса
фельдшерского отделения
Составитель:
преподаватель
специальных и
общепрофессиональных
дисциплин
Круглова С.С.
2016-2017
Пояснительная записка
Цель разработки рабочей тетради – систематизировать, унифицировать знания и умения студентов по патологической анатомии и патологической физиологии, облегчить выполнение заданий.
Рабочая тетрадь составлена в соответствии с ФГОС по предмету «Патологическая анатомия и патофизиология» и предназначена для студентов фельдшерского отделения медицинского колледжа.
Практические навыки, приобретаемые студентами на занятии, заключаются в умении верно охарактеризовать на макро- и микро уровнях структурные изменения, возникшие при заболевании или патологическом процессе, поэтому, в объем самостоятельной аудиторной работы студентов включены описания макропрепаратов с обозначением в них характерных патологических изменений.
Данное пособие направлено на закрепление знаний по пат.анатомии и патофизиологии, подготовку студентов к итоговым занятиям и экзамену, а также на формирование у студентов клинического мышления и приобретение общекультурных и профессиональных компетенций.
Учебно-методическое пособие включает 8 тем практических занятий.
Для подготовки к каждому из них даны контрольные вопросы, указаны учебные цели, навыки и умения, которыми должен овладеть студент при изучении темы.
В начале каждого занятия перед студентом ставятся задачи по усвоению и формированию навыков. При работе с тетрадью студент выполняет разнообразные виды деятельности, например: дать определение, дополнить, заполнить, вставить недостающие по смыслу слова, описать макропрепараты и т.д.
|
Контроль знаний по усвоению учебного материала осуществляется студентом самостоятельно с помощью решения тестов и ситуационных задач.
Тетрадь разработана на материале учебников: И. В. Ремизов, В. А. Дорошенко, Основы патологии. Издание Ростов н/Д «Феникс», 2004. (Серия «Среднее профессиональное образование»); П. Ф. Аверьянов, А. Г. Чижа, Основы общей патологии. Издание Ростов н/Д «Феникс», 2008 (Медицина); В. С. Пауков, Н. К. Хитров, Патология. Издание «Медицина», 1995. (Учебная литература для учащихся медицинских колледжей).
Оглавление
№ занятия | Тема занятия | Страница |
Занятие 1. | Патология крови. | |
Занятие 2. | Болезни сесрдечно-сосудистой системы. | |
Занятие 3. | Патология дыхания. | |
Занятие 4. | Патология пищеварения. | |
Занятие 5. | Патология мочевыделения. | |
Занятие 6. | Болезни эндокринной системы. | |
Занятие 7. | Инфекционные и паразитарные болезни. | |
Занятие 8. | Болезни нервной системы. Болезни зубов. |
Занятие 1.
Патология крови.
Цели практического занятия.
· Знать:
– основные термины и понятия;
– классификацию анемий, их причины, клинические проявления, исходы, осложнения.
· Уметь:
– распознавать различные виды анемий и др.заболеваний крови, давать заключение о морфологической динамике патологических процессов и их исходах, решать тестовые и ситуационные задачи, отвечать на контрольные вопросы.
· Владеть:
– умением анализировать лабораторные показатели общего анализа крови и давать заключение о характере патологического процесса и его клинических проявлениях.
Контрольные вопросы для подготовки к практическому занятию:
1. Анемии. Определение. Классификация. Клинические проявления. Осложнения. Исходы. Причины смерти больных.
|
2. Полицетемии. Определение. Классификация. Клинические проявления. Осложнения. Исходы. Причины смерти больных.
3. Тромбоцитопатии. Определение. Классификация. Клинические проявления. Осложнения. Исходы. Причины смерти больных.
4. Гемобластозы. Классификация опухолей кроветворной и лимфоидной ткани.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:
1. Гемолитическая болезнь новорожденных. Определение. Классификация. Клинические проявления. Осложнения. Исходы. Причины смерти больных.
2. Талассемия. Определение. Клинические проявления.
3. Лимфогрануломатоз. Определение. Стадии. Клиническая картина. Тактика лечения.
Работа на практическом занятии:
1. Дополните:
Анемия – это… ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Заполните:
Виды анемий
3. Симптомы острой постгеморрагической анемии:
- _________________________________________
-___________________________________________
-_______________________________________________
-_____________________________________________
-_______________________________________________
-_______________________________________________
-___________________________________________
4. Дополните:
При лечении острой постгеморрагической анемии в первую очередь необходимо___________________________________________________
Лечение острой постгеморрагической анемии должно быть направлено на:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Симптомы гемолитических анемий:
-_______________________________
-_______________________________
-_________________________________
-___________________________________
-____________________________________
-___________________________________
-__________________________________
6. Дайте определения:
Талассемия – это…____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Полицетемия – это…____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Ответьте на вопросы тестового контроля.
Выберите 1 или несколько правильных ответов.
1. Патологическое состояние, при котором наблюдается снижение количества гемоглобина и эритроцитов – это:
1) Гипоксия
2) Эритропоез
3) Анемия
4) Ишемия
2. Признаком анемии не является:
|
1) Тахикардия
2) Брадикардия
3) Шум в ушах
4) Слабость
3. Причиной острой постгеморрагической анемии является:
1) Разрушение эритроцитов
2) Уменьшение содержания в крови всех клеток
3) Большая кровопотеря
4) Радиактивное излучение
4. Полицитемия характеризуется:
1) Увеличением количества эритроцитов
2) Уменьшением количества тромбоцитов
3) Повышением АД
4) увеличением количества лейкоцитов
5. Процентное соотношение, отражающее объёмную долю эритроцитов:
1) гемобластоз
2) гематокрит
3) гемоглобин
4) полицитемия
6. К опухолям с первичным поражением костного мозга относится:
1) лимфогранулематоз
2) лейкоз
3) аденома
4) фиброма
7. Наиболее полное представление о состоянии кроветворной системы даёт исследование:
1) общего анализа крови
2) биохимического анализа крови
3) пунктата костного мозга
4) ликвора
8. По этиологическому признаку выделяют следующие виды анемий:
1) Гемолитические
2) Острые
3) Вследствие нарушения кровообращения
4) Постгеморрагические
9. Злокачественная опухоль системы крови – это:
1) Гематома
2) Фиброма
3) Ангиома
4) Гемобластоз
10. Группа заболеваний и синдромов, в основе которых лежит нарушение гемостаза:
1) Тромбоцитопении
2) Тромбоцитопатии
3) Гематомы
4) Гемобластозы
8.
Какие форменные элементы крови изображены на картинке?___________________________________________________
Почему они имеют такую форму?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Для какого заболевания это характерно?___________________________________________________
9.
Как называется такая форма эритроцитов?__________________________
Для какого заболевания характерна такая форма эритроцитов?__________________________________________________
Причина этого?_____________________________________________________________________________________________________________________
10. Профилактика гемолитической болезни новорожденных включает:
- _________________________________________________________
-__________________________________________________________________________________________________________________________
11.Решите ситуационные задачи.
Задача 1
К фельдшеру обратилась больная А., 30 лет, с жалобами на общую слабость, головную боль, головокружение, одышку при ходьбе, сердцебиение, мелькание “мушек” перед глазами, желание есть мел. Из анамнеза выяснилось, что у нее обильные и длительные (8 дней) менструации.
|
Объективно: температура 36,70С. Общее состояние удовлетворительное. Кожа бледная, сухая. Ногти обломанные, слоятся, поперечно исчерченные. Дыхание везикулярное, ЧДД 26 в мин. Тоны сердца ритмичные, приглушены, систолический шум на верхушке сердца. Пульс 100 в мин, ритмичный, слабого наполнения, мягкий. АД 90/60 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.
Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Назовите необходимые дополнительные исследования.
3. Перечислите возможные осложнения.
4. Определите Вашу тактику в отношении пациента, расскажите о принципах лечения, прогнозе и профилактике заболевания.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 2
К фельдшеру обратился больной С., 46 лет, с жалобами на резкую слабость, головную боль, головокружение, онемение конечностей, чувство жжения в языке, одышку и сердцебиение при малейшей физической нагрузке. Из анамнеза выяснилось, что у больного удален желудок по поводу новообразования.
Объективно: температура: 36,60С. Общее состояние удовлетворительное. Кожа бледная, желтушная, язык темно-малиновый, гладкий, блестящий. Дыхание везикулярное, ЧДД 26 в мин. Тоны сердца ритмичные, приглушены, систолический шум на верхушке, пульс слабого наполнения и напряжения, 96 в мин., АД 100/60 мм рт.ст. Живот мягкий, безболезненный. Печень у края реберной дуги. Селезенка не пальпируется.
Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Назовите необходимые дополнительные исследования
3. Перечислите возможные осложнения
4. Определите Вашу тактику в отношении пациента, расскажите о принципах лечения, прогнозе и профилактике заболевания
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 3
Фельдшер вызван на дом к больной С., 25 лет, которая жалуется на боль в горле, костях, резкую слабость, головную боль, повышение температуры до 40 градусов, носовое кровотечение. Заболела неделю назад.
|
Объективно: температура 39,5С. Общее состояние тяжелое. Кожа горячая при пальпации, на груди и конечностях имеются мелкоточечные кровоизлияния. Изо рта _ гнилостный запах. Язык обложен темным налетом. Миндалины увеличены. Имеется гнойное наложение. Отмечается болезненность плоских костей при поколачивании. Дыхание везикулярное. Перкуторный звук легочный. ЧДД 26 в мин. Тоны сердца приглушены, ритмичные. ЧСС 120 в мин. АД _ 100/70 мм рт.ст. Живот мягкий, слабоболезненный. Печень на 3 см ниже реберной дуги, селезенка пальпируется у края реберной дуги.
Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Назовите необходимые дополнительные исследования.
3. Перечислите возможные осложнения.
4. Определите Вашу тактику в отношении пациента, расскажите о принципах лечения, прогнозе и профилактике заболевания.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 4
Больной П., 56 лет, обратился к фельдшеру с жалобами на появление припухлостей в области шеи, быструю утомляемость, недомогание, понижение аппетита. Болен в течение 1,5 лет.
Объективно: температура 37,50С. Общее состояние удовлетворительное, сознание ясное. Кожные покровы и видимые слизистые бледные. Подкожно-жировая клетчатка развита недостаточно. Пальпируются увеличенные подчелюстные, шейные, подмышечные, паховые лимфатические узлы. Они не спаяны между собой и с окружающими тканями. Дыхание везикулярное, перкуторный звук ясный, легочный. Левая граница относительной сердечной тупости на 0,4 см кнаружи от среднеключичной линии. Тоны сердца ритмичные, приглушены. Пульс 78 в мин., ритмичный, удовлетворительного напряжения и наполнения. АД 135/80 мм рт.ст. Язык чистый, влажный. Живот мягкий, безболезненный. Печень выступает из-под края реберной дуги на 4 см, селезенка пальпируется у края реберной дуги.
Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Назовите необходимые дополнительные исследования.
3. Перечислите возможные осложнения.
4. Определите Вашу тактику в отношении пациента, расскажите о принципах лечения, прогнозе и профилактике заболевания.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 5
К фельдшеру обратился больной В., 16 лет, с жалобами на частые носовые кровотечения, долго не останавливающиеся кровотечения при небольших порезах кожи, быстрое возникновение “синяков” даже при небольших ушибах. Подобные жалобы есть и у родного брата. При расспросе выяснилось, что дед по материнской линии умер от кровотечения после удаления зуба.
Объективно: температура 36,80С. Общее состояние удовлетворительное. Кожа и слизистые оболочки бледные. Видны подкожные кровоизлияния, в носовых ходах _ темно-коричневые корочки. Дыхание везикулярное, ЧДД 20 в мин. Тоны сердца ритмичные, ЧСС 88 в мин. АД 110/70 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.
Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Назовите необходимые дополнительные исследования.
3. Перечислите возможные осложнения.
4. Определите Вашу тактику в отношении пациента, расскажите о принципах лечения, прогнозе и профилактике заболевания.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие 2.
Цели практического занятия.
· Знать:
– основные термины и понятия;
– классификацию болезней сердечно-сосудистой системы, клинико-морфологические формы, макро- и микроскопические проявления, исходы, осложнения.
· Уметь:
– распознавать на макро- и микропрепаратах различные виды заболеваний
сердечно-сосудистой системы, давать заключение о морфологической динамике патологических процессов и их исходах, решать тестовые и ситуационные задачи, отвечать на контрольные вопросы.
· Владеть:
– умением анализировать макро- и микроскопические изменения и давать заключение о характере патологического процесса и его клинических проявлениях.
Контрольные вопросы для подготовки к практическому занятию:
1. Эндокардит.Этиология, патогенез, классификация, патологическая анатомия.
2. Миокардит. Этиология, патогенез, классификация, патологическая анатомия.
3. Пороки сердца. Этиология, патогенез, классификация, патологическая анатомия.
4. Кардиосклероз. Этиология, патогенез, классификация,патологическая анатомия, осложнения, исходы.
5. Атеросклероз: определение, этиология, патогенез, морфогенез. Осложнения.
6. Гипертоническая болезнь. Этиология, классификация, осложнения, исходы.
7. Ишемическая болезнь сердца: классификация, этиология, патогенез, морфологическая характеристика, осложнения.
8. Цереброваскулярные нарушения. Этиология, патогенез, морфологическая характеристика, осложнения.
9. Васкулиты: этиология, классификация, морфологическая характеристика, осложнения, прогноз.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:
1. Болезни артерий.Аневризмы. Классификация, этиология, патогенез, морфологическая характеристика, исходы, осложнения.
2. Опухоли сосудов: этиология, патогенез, морфологическая характеристика, исходы, осложнения.
3. Ревматизм (ревматическая лихорадка), узелковый периартериит, ревматоидный артрит, системная красная волчанка, системная склеродермия: этиология, патогенез, морфологическая характеристика, исходы, осложнения.
Задача 1
Фельдшер вызван на дом к больному К., 57 лет. Жалобы на головную боль в затылочной области, рвоту, головокружение, мелькание мушек перед глазами. Из анамнеза выяснилось, что эти явления развивались сегодня во второй половине дня. До этого к врачу не обращался. Головные боли беспокоили периодически в течение нескольких лет, но больной не придавал им значения и к врачам не обращался.
Объективно: температура 36,40С. Общее состояние средней тяжести. Кожа бледная. Дыхание везикулярное. Левая граница относительной сердечной тупости на 1 см кнаружи от среднеключичной линии. Тоны сердца приглушены, резкий акцент 2-го тона на аорте. ЧСС 92 в мин., пульс твердый, напряженный, 92 в мин. АД 200/110 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.
Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Назовите необходимые дополнительные исследования.
3. Перечислите возможные осложнения.
4. Определите Вашу тактику в отношении пациента, расскажите о принципах лечения, прогнозе и профилактике заболевания.
Задача 2
К фельдшеру обратился больной О., 42 лет с жалобами на частые головные боли, периодические головокружения, онемение пальцев рук, плохой сон. При ходьбе возникают сжимающие боли в ногах, пациент начинает прихрамывать, в покое боли исчезают. Болен около полугода.
Объективно: температура 36,50С. Общее состояние удовлетворительное. Кожа чистая. Дыхание везикулярное. Левая граница относительной сердечной тупости на 0,5 см кнаружи от среднеключичной линии. Тоны сердца приглушены, акцент 2-го тона на аорте. Пульс 74 в мин., ритмичный, напряженный, на артериях тыла стопы пульсация резко снижена. АД 180/90 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.
Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Назовите необходимые дополнительные исследования.
3. Перечислите возможные осложнения.
4. Определите Вашу тактику в отношении пациента, расскажите о принципах лечения, прогнозе и профилактике заболевания.
Задача 3
Фельдшера вызвали на дом к больному Б., 40 лет, который жалуется на сильные боли в области сердца давящего характера, иррадирующие в левую руку, под левую лопатку, чувство жжения за грудиной. Приступ возник 2 ч. назад. Прием нитроглицерина эффекта не дал. Заболевание связывает со стрессовой ситуацией на работе.
Объективно: общее состояние средней тяжести, сознание ясное, температура 36,80С. Больной мечется, беспокоен. Кожные покровы и видимые слизистые оболочки бледные. Дыхание везикулярное, ЧДД 20 в мин. Тоны сердца ритмичные, приглушены. ЧСС 92 в мин. АД 110/70 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.
Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз
2. Назовите необходимые дополнительные исследования
3. Перечислите возможные осложнения
4. Определите Вашу тактику в отношении пациента, расскажите о принципах лечения, прогнозе и профилактике заболевания
11.Подпишите макропрепарат
__________________________________________________________________
Занятие 3.
Патология дыхания.
Цели практического занятия.
· Знать:
– основные термины и понятия;
– классификацию заболевания дыхательной системы, клинико-морфологические формы, макро- и микроскопические проявления, исходы, осложнения.
· Уметь:
– распознавать на макро- и микропрепаратах различные виды заболеваний
дыхательной системы, давать заключение о морфологической динамике патологических процессов и их исходах, решать тестовые и ситуационные задачи, отвечать на контрольные вопросы.
· Владеть:
– умением анализировать макро- и микроскопические изменения и давать заключение о характере патологического процесса и его клинических проявлениях.
Контрольные вопросы для подготовки к практическому занятию:
1. Острый бронхит.Этиология, патогенез, классификация, патологическая анатомия, осложнения, исход.
2. Острые воспалительные заболевания лёгких (долевая пневмония, бронхопневмония).Этиология, патогенез, классификация, патологическая анатомия, осложнения, исход.
3. Острые деструктивные процессы в лёгких (абсцесс, гангрена): этиология, патогенез, классификация, патологическая анатомия, осложнения, исход.
4. Хронические неспецифические заболевания лёгких (хронический бронхит, бронхоэктаз, эмфизема лёгких, бронхиальная астма, пневмофиброз): этиология, патогенез, классификация, патологическая анатомия, осложнения, исход.
5. Рак лёгкого: этиология, патогенез, классификация, патологическая анатомия, осложнения, исход.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:
1. Плеврит: этиология, патогенез, классификация, патологическая анатомия, осложнения, исход.
2. Врождённые аномалии лёгких (агенезия, гипоплазия): этиология, проявления, диагностика.
3. Ателектазы лёгких у новорожденных: причины, классификация, клиническая картина, дифференциальная диагностика, тактика лечения.
4. Сосудистая патология лёгких (отёк лёгких, респираторный дистресс-синдром взрослых, лёгочная гипертензия): этиология, патогенез, морфогенез, клиническая картина.
Задача 1
Мужчина 23 лет обратился к фельдшеру с жалобами на общую слабость, недомогание, головную боль, повышение температуры тела до 37,50С, сухой кашель. Болен второй день, заболевание связывает с переохлаждением.
Объективно: температура тела 37,20С. Общее состояние удовлетворительное. Периферические лимфатические узлы не увеличены. Перкуторный звук над легкими ясный. Дыхание жесткое, рассеянные сухие жужжащие и свистящие хрипы. ЧДД - 16 в мин. Тоны сердца ясные, ритмичные, ЧСС - 72 в мин, АД 120/80 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.
Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Перечислите необходимые дополнительные исследования.
3. Назовите возможные осложнения данного заболевания.
4. Определите Вашу тактику в отношении данного пациента, расскажите о принципах лечения, прогнозе и профилактике данного заболевания.
Задача 2
Больной Б., 37 лет, обратился к фельдшеру с жалобами на общую слабость, недомогание, повышенную утомляемость, снижение работоспособности, повышение температуры, кашель с выделением слизисто-гнойной мокроты, одышку. Ухудшение состояния наступило 5 дней назад.
Болен в течение 5 лет, обострения возникают периодически в осенне-весенний период и часто связаны с переохлаждением. Слизисто-гнойная мокрота выделяется при обострениях несколько месяцев подряд в умеренном количестве. Больной курит в течение 20 лет по 1 пачке сигарет в день.
Объективно: температура 37,50С. Общее состояние удовлетворительное. Кожа чистая. Перкуторный звук над легкими ясный. Дыхание ослабленное, везикулярное, с обеих сторон определяются разнокалиберные влажные хрипы. ЧДД 22 в мин. Тоны сердца ясные, ритмичные. ЧСС 72 в мин. АД 120/80 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.
Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Назовите необходимые дополнительные исследования.
3. Перечислите возможные осложнения при данном заболевании.
4. Определите Вашу тактику в отношении данного пациента, расскажите о принципах лечения, прогнозе и профилактике данного заболевания.
Задача 3
Больная В., 43 лет, обратилась к фельдшеру с жалобами на ежедневные приступы удушья, особенно затруднен выдох, общую слабость, недомогание. После приступа отходит небольшое количество вязкой стекловидной мокроты. Больна 3 года, указанные жалобы возникают ежегодно в июне, в июле все симптомы исчезают. Свое заболевание связывает с потерей близкого человека.
Есть двое детей 7-и и 13-ти лет, у которых тоже бывают приступы удушья. У матери и бабушки также отмечались приступы удушья. У больной имеется аллергия на клубнику, пенициллин.
Объективно: состояние средней тяжести. Больная сидит, опираясь руками о край стула. Кожа чистая, с цианотичным оттенком. Грудная клетка бочкообразная, над- и подключичные области сглажены, межреберные промежутки расширены, отмечается набухание шейных вен, участие вспомогательной мускулатуры, втяжение межреберий. Дыхание громкое, со свистом и шумом, 26 раз в мин. При перкуссии отмечается коробочный звук, нижняя граница легких по среднеподмышечной линии определяется на уровне 9 ребра, экскурсия легких по этой линии составляет 2 см. На фоне ослабленного везикулярного дыхания с удлиненным выдохом выслушиваются сухие свистящие хрипы. ЧДД - 26 в мин. Тоны сердца ритмичные, ясные, 92 в мин., АД 110/70 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.
Пиковая скорость выдоха при пикфлоуметрии составляет 70% от должной.
Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Назовите необходимые дополнительные исследования.
3. Перечислите возможные осложнения данного заболевания.
4. Определите Вашу тактику в отношении данного пациента, расскажите о принципах лечения, прогнозе и профилактике данного заболевания.
11.Заполните.
Предрасполагающие факторы
в развитии острого бронхита
Занятие 4.
Патология пищеварения.
Цели практического занятия.
· Знать:
– основные термины и понятия;
– классификацию болезней органов пищеварительного тракта, клинико-морфологические формы заболеваний пищевода, желудка, тонкой и толстой кишки их макро- и микроскопические проявления, исходы, осложнения.
· Уметь:
– распознавать на макро- и микропрепаратах различные виды заболеваний
пищеварительного тракта, давать заключение о морфологической динамике
патологических процессов и их исходах, решать тестовые и ситуационные задачи, отвечать на контрольные вопросы.
· Владеть:
– умением анализировать макро- и микроскопические изменения и давать заключение о характере патологического процесса и его клинических проявлениях.
Контрольные вопросы для подготовки к практическому занятию:
1. Болезни зева и глотки. Этиология, патогенез, классификация,
морфологическая характеристика ангины.
2. Болезни слюнных желёз. Этиология, патогенез, классификация,
морфологическая характеристика сиалоаденита и паротита.
3. Болезни пищевода. Этиология, патогенез, классификация,
морфологическая характеристика дивертикула пищевода, эзофагита, рака пищевода.
4. Болезни желудка.Гастрит. Этиология, патогенез, классификация,
морфологическая характеристика видов острого и хронического гастрита, осложнения, исходы.
5. Язвенная болезнь: определение, этиология, патогенез, морфогенез.
Морфологическая характеристика хронической язвы в период обострения и ремиссии. Осложнения.
6. Рак желудка. Этиология, классификация, морфологическая
характеристика, особенности метастазирования, прогноз. Виды предраковых заболеваний желудка.
7. Болезни кишечника. Энтерит, энтеропатия, аппендицит: классификация,
этиология, патогенез, морфологическая характеристика, осложнения.
8. Идиопатические воспалительные заболевания желудочно-кишечного
тракта: неспецифический язвенный колит, Болезнь Крона. Этиология, патогенез, морфологическая характеристика, осложнения.
9. Рак толстой кишки: этиология, классификация, морфологическая характеристика, осложнения, прогноз.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:
1. Воспалительные заболевания пищевода. Классификация, этиология, патогенез, морфологическая характеристика, исходы, осложнения. Пищевод Баррета.
2. Рак пищевода. Классификация, этиология, патогенез, морфологическая характеристика, исходы, осложнения.
3. Гастроинтестинальные стромальные опухоли желудочно-кишечного тракта (GIST): гистогенез, морфологическая характеристика, прогноз.
4. Аномалии развития органов пищеварительного тракта. Классификация, основные клинико-морфологические проявления, осложнения.
Работа на практическом занятии:
1. Назовите клинико-морфологические формы острой ангины.
-_____________________________________
-___________________________________
-_____________________________________
-_____________________________________
-_________________________________________
-________________________________________
-______________________________________________
2.
Укажите клинико-морфологическую форму ангины.
______________________________________
3.Заполните.
Осложнения ангины
4.Дайте определения.
Сиалоаденит - __________________________________________________________________________________________________________________________________
Паротит- ___________________________________________________________________________________________________________________________________
Дивертикул пищевода - _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эзофагит - ____________________________________________________
Гастрит - ____________________________________________________
5.Заполните.
Для острой язвы характерно:
- _________________________________________________________________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для хронической язвы характерно:
- __________________________________________________________________________________________________________________________________
-____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Подпишите макропрепараты.
____________________________________
_______________________________________
_____________________________________
_________________________________
7.Решите ситуационную задачу.
Вызов фельдшера на дом. У мужчины 20 лет, состоящего на диспансерном учете с язвенной болезнью желудка, 60 мин. назад внезапно возникла острая боль в эпигастральной области. Боль иррадиирует в правое плечо. Больной сидит на корточках, зажав руками живот. Кожа бледная, покрыта холодным потом. Пульс60уд./мин. АД 100/60ммрт.ст. Живот втянут, напряжение мышц передней брюшной стенки, разлитая болезненность по всему животу. Зона печеночной тупости уменьшена. Положительный симптом Щеткина-Блюмберга.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Расскажите о подготовке больного к рентгеноскопии желудка.
8.Ответьте на вопросы тестового контроля.
Выберите 1 или несколько правильных ответов.
1. Инфекционное заболевание с выраженными воспалительными изменениями в лимфоидной ткани глотки и нёбных миндалин:
1) Гингивит
2) Тонзиллит
3) Паротит
4) Стоматит
2. Проявлениями фибринозной ангины являются:
1) Синюшность слизистой оболочки миндалин
2) Абсцесс миндалин
3) Возникновение на поверхности миндалин фибринозных бело-жёлтых плёнок
4) Значительной увеличение размеров миндалин и наличие участков гнойного раплавления
3. Сиалоаденит – это:
1) Воспаление среднего уха
2) Воспаление глотки
3) Воспаление языка
4) Воспаление слюнных желёз
4. Ограниченное слепое выпячивание стенки пищевода:
1) Аневризма
2) Дивертикул
3) Диапедез
4) Липидоз
5. Для хронической язвы желудка характерно:
1) Неправильная округлая форма
2) Чёткая овальная или круглая форма
3) Размер от нескольких мм до 5-6 см
4) Дно язвы гладкое, края валикообразно приподняты и плотные
6. Воспаление двенадцатиперстной кишки:
1) Илеит
2) Еюнит
3) Энтерит
4) Дуоденит
7. Хроническое заболевание тонкой кишки, в основе которого лежат наследственные и приобретённые ферментные нарушения энтероцитов:
1) Энтеропатия
2) Колит
3) Энтерит
4) Еюнит
8. Для болезни Крона характерно:
1) Чаще поражается тонкий отдел кишечника
2) Слизистая оболочка утолщена, отёчна и бугриста
3) Слизистая оболочка тонкой кишки истончена
4) Просвет тонкой кишки сужен, в толще кишки образуются свищевидные ходы
9. Поверхностный или глубокий некроз слизистой оболчки миндалин отмечается при:
1) Катаральной ангине
2) Фибринозной ангине
3) Некротической ангине
4) Флегмонозной ангине
10. В зависимости от морфологических изменений слизистой оболочки желудка острый гастрит бывает:
1) Катаральный или простой
2) Фибринозный
3) Гнойный (флегмонозный)
4) Некротический
9.Вставьте недостающие по смыслу слова:
- воспаление двенадцатиперстной кишки - …______________________
- еюнит – воспаление…______________________ кишки
- воспаление подвздошной кишки - …__________________
10.Опишите патологическую анатомию болезни Крона:
- слизистая оболочка…____________________________________________________________________________________________________________
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!