Анализ объемов, динамики и структуры выпускаемой продукции — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Анализ объемов, динамики и структуры выпускаемой продукции

2017-11-27 218
Анализ объемов, динамики и структуры выпускаемой продукции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анализ объемов, динамики и структуры выпускаемой продукции

Анализ ассортимента выпускаемой продукции

Анализ ассортимента необходим предприятию для поддержания своих конкурентных позиций на рынке и формирование устойчивого спроса. Для этого по каждому отдельному виду продукции определяется позиция предприятия на рынке продаж с точки зрения конкурентов и их качества и определение лидера по продажам.

По каждому виду продукции формируется м марка БКГ и определяется дальнейший путь конкретного товара.

Затем рассматривается возможность потери или получения прибыли по каждому товару и сравнение его производства

 

Дополнение:

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

· определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

· оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

· изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

· оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, н засчитывается в выполнение плана по ассортименту). Из табл 18.6 видно, что план по ассортименту продукции выполнен н 95,9 % (92 064 / 96 000 х 100).

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины — недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.

 

Исследование МР

изменение РП = изменение МР* изменение МО

МО=РП/МР

МР(МЗ)=Q*Нр*Цмр

МЗ двойная сумма Qi*Нрij*Цмрij

изменение Q = изменение МР/ Нр прирост в натуральном выражении

изменение РП = изменение МР* Ц/ Нр

изменение РП = изменение От* Ц* изменение МО/ Нр

Увеличение выручки может быть обеспечено, во-первых, за счет интенсивности использования материальных ресурсов при повышении МО, во-вторых, за счет дополнительных исследований МР, с одной стороны, за счет дополнительных приобретений, с другой – за счет снижения отходов МР

 

Дополнение:

Необходимым условием выполнения планов по производству продукции, снижению ее себестоимости, росту прибыли, рентабельности является полное и своевременное обеспечение предприятия сырьем и материалами необходимого ассортимента и качества.

Рост потребности предприятия в материальных ресурсах может быть удовлетворен экстенсивным путем (приобретением или изготовлением большего количества материалов и энергии) или интенсивным (более экономным использованием имеющихся запасов в процессе производства продукции).

Задачи анализа обеспеченности и использования материальных ресурсов:

а) оценка реальности планов материально-технического снабжения, степени их выполнения и влияния на объем производства продукции, ее себестоимость и другие показатели;

б) оценка уровня эффективности использования материальных ресурсов;

в) выявление внутрипроизводственных резервов экономии материальных ресурсов и разработка конкретных мероприятий по их использованию.

Источниками информации для анализа материальных ресурсов являются план материально-технического снабжения, заявки, договоры на поставку сырья и материалов, формы статистической отчетности о наличии и использовании материальных ресурсов и о затратах на производство, оперативные данные отдела материально-технического снабжения, сведения аналитического бухгалтерского учета о поступлении, расходе и остатках материальных ресурсов и др.

При анализе обеспеченности предприятия материальными ресурсами в первую очередь проверяют качество плана материльно-технического снабжения. Проверку реальности плана начинают с изучения норм и нормативов, которые положены в основу расчета потребности предприятия в материальных ресурсах. Затем проверяется соответствие плана снабжения потребностям производства продукции и образования необходимых запасов исходя из прогрессивных норм расхода материалов.

Важным условием бесперебойной работы предприятия является полная обеспеченность потребности в материальных ресурсах источниками покрытия. Они могут быть внешними и внутренними. К внешним источникам относятся материальные ресурсы, поступающие от поставщиков в соответствии с заключенными договорами. Внутренние источники - это сокращение отходов сырья, использование вторичного сырья, собственное изготовление материалов и полуфабрикатов, экономия материалов в результате внедрения достижений научно-технического прогресса.

Реальная потребность в завозе материальных ресурсов со стороны - это разность между общей потребностью в определенном виде материала и суммой собственных внутренних источников ее покрытия.

В процессе анализа необходимо также проверить обеспеченность потребности в завозе материальных ресурсов договорами на их поставку и фактическое их выполнение.

Из табл. 15.1 видно, что план потребности в материале А не полностью обеспечен договорами на поставку и внутренними источниками покрытия.

Коэффициент обеспечения по плану:

Фактически же дело обстоит еще хуже, так как план поставки материала недовыполнен на 10 %:

Это означает, что только на 90 % удовлетворяется потребность в материале А.

Проверяется также качество полученных материалов от поставщиков, соответствие их стандартам, техническим условиям и условиям договора и в случаях их нарушения предъявляются претензии поставщикам. Особое внимание уделяется проверке выполнения поставок материалов, выделенных предприятию по госзаказу, и кооперированных поставок.

Большое значение придается выполнению плана по срокам поставки материалов (ритмичности). Нарушение сроков поставки ведет к недовыполнению плана производства и реализации продукции. Для оценки ритмичности поставок используют коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, методика расчета которых приведена в параграфе 18.5.

Особое внимание уделяется состоянию складских запасов сырья и материалов. Различают запасы текущие, сезонные и страховые. Величина текущего запаса зависит от интервала поставки (в днях) и среднесуточного расхода i-го материала: Зотек = Инт х Рсут

В процессе анализа проверяется соответствие фактического размера запасов важнейших видов сырья и материалов нормативным. С этой целью на основании данных о фактическом наличии материалов в натуре и среднесуточном их расходе рассчитывают фактическую обеспеченность материалами в днях и сравнивают ее с нормативной (табл. 15.2).

 

Изучают также состояние запасов сырья и материалов с целью выявления лишних и ненужных. Их можно установить по данным складского учета путем сравнения прихода и расхода. Если по каким-либо материалам нет расхода на протяжении года и более, то их относят в группу неходовых и подсчитывают общую стоимость.

В заключение определяется прирост (уменьшение) объема производства продукции по каждому виду за счет изменения:

а) количества заготовленного сырья и материалов (3);

б) переходящих остатков сырья и материалов (Ост);

в) сверхплановых отходов из-за низкого качества сырья, замены материалов и других факторов (Отх);

г) удельного расхода сырья на единицу продукции (УР).

При этом используется следующая модель выпуска продукции:

Влияние этих факторов на выпуск продукции можно определить способом цепной подстановки или абсолютных разниц (табл. 15.3, 15.4).

Уменьшить расход сырья на производство единицы продукции можно путем упрощения конструкции изделий, совершенствования техники и технологии производства, заготовки более качественного сырья и уменьшения его потерь во время хранения и перевозки, недопущения брака, сокращения до минимума отходов, повышения квалификации работников и т.д.

 

 

ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ

Цели и задачи ФА

При выполнении ФА используется ряд сходных между собой понятий

ФА – финансовая деятельность, финансовое состояние, финансовое положение, есть общее, но есть и разница.

ФА – часть ЭА работы предприятия, в которой рассматриваются все аспекты финансовой деятельности предприятия, однако это в какой то мере нельзя назвать финансовой деятельностью, т.к. ФД – это использование предприятием свободных финансовых ресурсов сроком до 1 года для других целей.

Финансовое состояние предприятия показывает насколько близко или далеко находится предприятие от состояния банкротства – это только часть ФА, т.к. для оценки финансового состояния нужно сначала проанализировать финансовые результаты деятельности предприятия, т..е. прибыль (абсолютный финансовый результат и рентабельность – относительный финансовый результат)

Таким образом ФА шире, чем понятие финансового состояния

Иногда в литературе применяется понятие финансовое положение предприятия

ФА – синоним понятия финансовое положения предприятия

Целями ФА можно назвать множество аспектов деятельности предприятия, однако один из них наиболее выражен: определение уровня близкого или далекого от банкротства

Соответственно, главной целью финансового анализа является оценка уровня финансового положения предприятия

Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи

1. выполнять анализ финансовых результатов

2. выполнять оценку имущественного положения предприятия – анализ активов Ф1

3. выполнить оценук состава и структуры капитала предприятия – анализ пассивов

4. выполнить анализ платежеспособности предприятия

5. выполнить анализ финансовой устойчивости предприятия

6. выполнить анализ деловой активности и эффективности использования каптала предприятия

7. выполнить оценку потенциального банкротства

 

Дополнение:

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.).

Прибыль — это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и небюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:.

· систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;

· определение влияния как объективных, так субъективных факторов на финансовые результаты;

· выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;

· оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

· разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Основными источниками информации при анализе финансовых результатов прибыли служат накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам 46, 47, 48 и 80, финансовой отчетности ф.2 "Отчет о прибылях и убытках", а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.

 

 

Анализ рентабельности

Внешний анализ

Rпродукции = П продаж/С * 100 = РП – (С+УР+КР) / С+УР+КР * 100

с – с/с (020)

УР – управленческие расходы (040)

КР – коммерческие расходы (030)

В курсовой необходимо провести факторный анализ рентабельности продукции на основе данных № 2

Rпроизводства = Пот продаж / ОФср + ОСср * 100

В принципе на основе данных формы № 2 анализ рентабельности производства выполнить невозможно, т.к. в балансе Ф №1 можно определить данные по средним фондам и оборотным средствам

Однако в курсовой анализ рентабельности производства выполнить можно, используя следующие условные допущения:

- за средние основные и оборотные средства в прошлом периоде принять данные по этим фондам в бухгалтерской отчетности на начало года

- данные по ОФ за отчетный период времени приняли данные по этим фондам на конец отчетного периода

R продаж = П/РП = РП – (С+УР+КР) / РП * 100

Анализ можно провести по форме № 2

В курсовой можно это делать

 

ROА = П/Аср * 100 (рентабельность активов)

Rое = П/СКср * 100 (рентабельность собственного капитала

Обе рентабельности по данным формы № 2 можно рассчитывать только за отчетный период

Поэтому в данном разделе анализа курсовой такой анализ выполнить не нужно

 

Внутренний анализ

При таком анализе рассчитывается и анализируется рентабельность продукции каждого вида продукции

 

Rпродаж = Продаж / С * 100 = - (Ц - Суд) / Суд * 100

При этом для увеличения количества факторов удельная с/с можно разделить на отдельные статьи

При анализе рентабельности производства в численности будет вся прибыль от продаж

 

R производства = П продаж / ОФ ср + ОС ср * 100 = Сумма Qр (Цi – Суд, i) / ОФ ср + ОС ср * 100

Rпродаж = П/РП = сумма Qр (Цi – Суд, i)/ сумма Qр, i * Цi * 100

FАнализ RЩА, RЩЕ обычно выполняется отдельно в разделе оценки характеристики использования капитала предприятия

 

Дополнение:

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие прибыльность продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) — отношение валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность продаж (оборота) — отношение прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли к сумме полученной выручки (В):

Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Рентабельность (доходность) капитала - отношение балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (KL) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.:

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вил

Затем необходимо сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы поолукпии:

 

Необходимо также более детально изучить причины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности. Используя данные табл. 20.8, сделаем этот расчет по изделию А (табл. 20.12).

Затем надо установить, за счет каких факторов изменилась себестоимость единицы продукции и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельности. Такие расчеты делаются по каждому виду товарной продукции, что позволяет более точно оценить работу субъекта хозяйствования и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.

Примерно также производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности совокупного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (УДi), себестоимости (Сi), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (KL) зависит от объема продаж и коэффициента оборачиваемости капитала (Коб), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. При этом исходят из того, что объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, так как с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно представить в виде

При углубленном анализе необходимо изучить влияние факторов второго уровня, от которых зависит изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и внереализационных результатов.

Для анализа рентабельности производственного капитала, определяемой как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных фондов, можно использовать факторную модель, предложенную М.И. Банановым и А.Д. Шереметом [3]: где Р - прибыль балансовая; F - средняя стоимость основных фондов; Е - средние остатки материальных оборотных средств; N - выручка от реализации продукции; Р/ N - рентабельность продаж; F/N + Е/ N - капиталоемкость продукции (обратный показатель коэффициенту оборачиваемости); S/ N - затраты на рубль продукции; U/N, M/N, A/N - соответственно зар-платоемкость, материалоемкость и фондоемкость продукции.

Заменяя постепенно базовый уровень каждого фактора на фактический, можно определить, на сколько изменился уровень рентабельности производственного капитала за счет зарплатоемкости, материалоемкости, фондоемкости, капиталоемкости продукции, т.е. за счет факторов интенсификации производства.

 

Анализ активов баланса

Для анализа финансового состояния предприятия исходного бухгалтерского баланса нужно трансформировать следующим образом:

1. пассив располагается под активом

2. в балансе добавляется еще 5 столбцов для проведения горизонтального и вертикального анализа

при изменение абсолютное и относительное структура на начало и конец дома изменение в структуре

 

3. необходимо изменить расположение разделов и статей в отдельных разделах в актива и пассивах следующим образом

 

в активах нужно разделы расположить в порядке убывания ликвидности имущества на первом месте – оборотные активы, втором – внеоборотные активы

 

В разделе оборотные активы на первом месте должна стоять Денежные средства, затем краткосрочные финансовые вложения, краткосрочные кредитная задолженность, затем долгосрочная дебиторская задолженность, затем Запасы

 

Если есть НДС по приобретенным ценностям, то он располагается после денежных средств

- во внеоборотных активах на последнем месте прочие, на предпоследнем – незавершенное строительство,. На первом месте основные средства, долгосрочные финансовые вложения, НМА, доходные средства, долгосрочные финансовые вложения, НМА, доходные средства, вложения в материальные ценности,

В пассиве баланса все разделы и статьи в разделах должны располагаться в порядке увеличения сроков погашения обязательств

На 1 месте – краткосрочные обязательства

2 место – долгосрочные обязательства

3 место – капитализация и резервы

 

В разделе краткосрочные обязательства на первом месте – статья кредитная задолженность, а затем статья займы и кредиты, а в конце прочие краткосрочные обязательства

Некоторые специалисты по анализу считают, что целесообразно 3 статьи этого раздела, а именно задолженность перед участниками (630), доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов (650), переносить в раздел капитал и резервы

В таком случае в активе баланса ДДЗ рекомендуется переносить во необоротные активы

При анализе актива баланса в первую очередь надо сравнит темп прироста выручки от реализации и темп прироста имущества предприятия – строка 300

Если окажется, что темп прироста выручки больше, то это означает увеличение эффективности использования имущества предприятия, что является благоприятным фактором

Если же темп прироста выручки меньше, то это оказывает отрицательное влияние, но в дальнейшем надо выявить, какие причины на это повлияли

Затем анализируется отдельно разделы актива

Анализ оборотных активов

В первую очередь надо сравнить темп прироста всего объема ОА с темпом прироста выручки

У нормально работающего предприятия коэффициент оборачиваемости оборотных активов должен увеличиваться, т.е. темп прироста выручки должен превышать темп прироста ОА

Если это не так, надо понять, за счет какой статьи ОА это происходит – чаще всего это запасы. Запасы составляют 60-70 % всех ОА у предприятия, производящих товары, а не услуги

При этом основная часть запасов – это запасы сырья и материалов. Соответственно, надо сравнить прирост запасов в том числе сырья с темпами прироста с/с продукции, что характеризует изменение коэффициента оборачиваемости запасов

Следующий важный раздел – ДЗ

При ее анализе надо иметь в виде следующее:

1. в идеале ДДЗ быть не должно

Если же ДДЗ есть, то темп прироста ДЗ должен быть отрицательным, т. е. она должна снижаться

Если она увеличивается - это плохо

2. желательный темп прироста КДЗ не более темпов прироста В

При более углубленном анализе ДЗ можно обратиться к форме № 5, таблица ДЗ и КЗ, где можно выяснить, за счет чего изменилась ДЗ и КЗ имея в виду, что есть разделение на покупателей и авансы

Также важная статья – ДС

В идеале темп прироста ДС должен соответствовать темпу прироста В, но в действительности ситуация может быть самая различная

И то и другое может и + и _ влиять

Все зависит от того, было ли достаточно ДС у предприятия в предыдущем периоде

Для этого можно рассчитать

к абсолютной ликвидности = ДС+КФВ / КО

больше или равен 0,2 и не больше 0,5

Если укладывается в рамки, то их превышение по уровню прироста над приростом выручки неправомерно

Одновременно неправомерно и снижение прироста ДС по сравнению с приростом выручки, если значение коэффициента стремится к 0,2

В таком случае можно рассчитать значение коэффициента на конец года и определить, не стало ли это значение меньше 0,2 – т.к. могут быть проблемы с платежеспособностью в следующем году

 

При этом дополнительным источником информации может быть форма № 4, анализ которой может показатель за счет каких видов деятельности у предприятия темп прироста ДС снизился и стал меньше темпа прироста В

КФВ – финансовые ресурсы предприятия, временно свободные в течение года и вложенные в приобретение акций или других ценных бумаг, которые погашаются в течение года, займы другим предприятиям

Соответственно, при анализе КФВ возникает задача определение эффективности использования этих ресурсов. Для этого анализируют финансовые вложения по форме № 5 и определяют, куда были вложены ресурсы и их динамику за год

Затем обращаются к форме № 4 чтобы рассчитать прирост поступлений от финансовой деятельности предприятия и сравнить его с приростом КФВ в форме № 1

В идеале – прирост поступлений должен опережать прирост КФВ

При вертикальном анализе ОА нужно обратить внимание на следующее:

желательно, чтобы доля запасов не увеличивалась и чтобы в общем объеме ДЗ не увеличивалась доля ДДВ

 

Дополнение:

Финансовое состояние субъектов хозяйствования, его устойчивость во многом зависит от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия и в первую очередь от соотношения основного и оборотного капитала.

Необходимость в собственном капитале обусловлена требованиями самофинансирования предприятий. Он является основой их самостоятельности и независимости. Особенность собственного капитала состоит в том, что он инвестируется на долгосрочной основе и подвергается наибольшему риску. Чем выше его доля в общей сумме капитала и меньше доля заемных средств, тем выше буфер, который защищает кредиторов от убытков, а следовательно, меньше риск потери.

Однако нужно учитывать, что финансирование деятельности предприятия только за счет собственных средств не всегда выгодно для него, особенно в тех случаях, когда производство имеет сезонный характер. Тогда в отдельные периоды будут накапливаться большие средства на счетах в банке, а в другие их будет недоставать. Кроме того, следует иметь в виду, что если цены на финансовые ресурсы невысокие, а предприятие может обеспечить более высокий уровень отдачи на вложенный капитал, чем платит за кредитные ресурсы, то, привлекая заемные средства, оно может повысить рентабельность собственного (акционерного) капитала.

В то же время если средства предприятия созданы в основном за счет краткосрочных обязательств, то его финансовое положение будет неустойчивым, так как с капиталами краткосрочного использования необходима постоянная оперативная работа, направленная на контроль за своевременным их возвратом и привлечение в оборот на непродолжительное время других капиталов.

Следовательно, от того, насколько оптимально соотношение собственного и заемного капитала, во многом зависит финансовое положение предприятия. Выработка правильной финансовой стратегии в этом вопросе поможет многим предприятиям повысить эффективность своей деятельности.

В связи с этим важными показателями, характеризующими финансовую устойчивость предприятия, являются:

· коэффициент финансовой автономии (независимости) или удельный вес собственного капитала в его общей сумме;

· коэффициент финансовой зависимости (доля заемного капитала в общей валюте баланса);

· плечо финансового рычага или коэффициент финансового риска (отношение заемного капитала к собственному).

Чем выше уровень первого показателя и ниже второго и третьего, тем устойчивее ФСП. В нашем примере (табл. 24.1) доля собственного капитала имеет тенденцию к понижению. За отчетный год она снизилась на 2,8 %, так как темпы прироста собственного капитала ниже темпов прироста заемного. Плечо финансового рычага увеличилось на 10 %. Это свидетельствует о том, что финансовая зависимость предприятия от внешних инвесторов значительно повысилась.

 

Величина коэффициента финансового риска (плеча финансового рычага) зависит от доли заемного капитала в общей сумме активов, доли основного капитала в общей сумме активов, соотношения оборотного и основного капитала, доли собственного оборотного капитала в формировании текущих активов, а также от доли собственного оборотного капитала в общей сумме собственного капитала:

Оценка изменений, которые произошли в структуре капитала, может быть разной с позиций инвесторов и предприятия. Для банков и прочих кредиторов более надежна ситуация, если доля собственного капитала у клиентов более высокая. Это исключает финансовый риск. Предприятия же, как правило, заинтересованы в привлечении заемных средств по двум причинам:

1) проценты по обслуживанию заемного капитала рассматриваются как расходы и не включаются в налооблагаемую прибыль;

2) расходы на выплату процентов обычно ниже прибыли, полученной от использования заемных средств в обороте предприятия, в результате чего повышается рентабельность собственного капитала.

В разных отраслях сложились своего рода нормативы соотношения заемных и собственных средств. В отраслях, где низкий коэффициент оборачиваемости капитала, плечо финансового рычага не должно превышать 0,5. В других отраслях, где оборачиваемость капитала высокая и доля основного капитала низкая, коэффициент может быть выше 1.

Для оценки структуры формирования капитала предприятия рассчитывают также коэффициент самофинансирования - отношение суммы самофинансируемого дохода (реинвестированная прибыль + амортизация) к общей сумме внутренних и внешних источников финансовых доходов (рис. 24.1),

Данный коэффициент можно рассчитать также отношением самофинансируемого дохода к добавленной стоимости. Он показывает степень самофинансирования деятельности предприятия по отношению к созданному богатству. Можно определить также, сколько самофинансируемого дохода приходится на одного работника предприятия. Такие показатели в западных странах рассматриваются как одни из лучших критериев определения ликвидности и финансовой независимости компании.

Размещение средств предприятия также имеет очень большое значение в финансовой деятельности и повышении ее эффективности. От того, какие инвестиции вложены в основные и оборотные средства, сколько их находится в сфере производства и обращения, в денежной и материальной форме, насколько оптимально их соотношение, во многом зависят результаты производственной и финансовой деятельности, следовательно, и финансовое устойчивость предприятия. Если созданные производственные мощности предприятия используются недостаточно полно из-за отсутствия сырья, материалов, то это отрицательно скажется на финансовых результатах предприятия и его финансовом положении. То же произойдет, если созданы излишние производственные запасы, которые не могут быть быстро переработаны на имеющихся производственных мощностях. В итоге замораживается капитал, замедляется его оборачиваемость и как следствие ухудшается финансовое состояние субъекта хозяйствования. Даже при хороших финансовых результатах, высоком уровне рентабельности предприятие может испытывать финансовые трудности, если оно нерационально использовало свои финансовые ресурсы, вложив их в сверхнормативные производственные запасы или допустив большую дебиторскую задолженность.

+

Большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в текущие активы, а, следовательно, и на финансовое состояние предприятия оказывает увеличение или уменьшение дебиторской задолженности.

Резкое увеличение дебиторской задолженности и ее доли в текущих активах может свидетельствовать о неосмотрительной кредитной политике предприятия по отношению к покупателям либо об увеличении объема продаж, либо неплатежеспособности и банкротстве части покупателей. С другой стороны, предприятие может сократить отгрузку продукции, тогда счета дебиторов уменьшатся.

Следовательно, рост дебиторской задолженности не всегда оценивается отрицательно. Необходимо различать нормальную и просроченную задолженность. Наличие последней создает финансовые затруднения, так как предприятие будет чувствовать недостаток финансовых ресурсов для приобретения производственных запасов, выплаты заработной платы и др. Кроме того, замораживание средств в дебиторской задолженности приводит к замедлению оборачиваемости капитала.

Просроченная дебиторская задолженность означает также рост риска непогашения долгов и уменьшение прибыли. Поэтому каждое предприятие заинтересовано в сокращении сроков погашения причитающихся ему платежей. По образному выражению Д. Стоуна и К. Хитчинга [54], это напоминает движение автомобиля. Нажмешь на а


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.143 с.