Первой психологической помощи — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Первой психологической помощи

2017-11-27 876
Первой психологической помощи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рекомендации по оказанию

ПЕРВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

 

 

ПЕРМЬ 2017


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

    Стр.
  Введение…………………………………………………………..  
  Острая психологическая травма…………………………………  
  Общее представление о стрессе…………………………………  
  Острый стресс……………………………………………………..  
  Острые стрессовые реакции……………………………………...  
  Растерянность…………………………………………………  
  Апатия…………………………………………………………  
  Ступор…………………………………………………………  
  Плач……………………………………………………………  
  Истерика……………………………………………………….  
  Речевое возбуждение………………………………………….  
  Двигательное возбуждение……………….………………….  
  Агрессия……………………………………………………….  
  Нервная дрожь………………………………………………...  
  Страх…………………………………………………………...  
  Паника………………………………………………………….  
  Правила первой психологической помощи……………………...  
  Самопомощь при остром стрессе………………………………...  
  Список литературы………………………………………………..  

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Последние десятилетия жизни нашего общества сопровождаются возрастающим количеством экстремальных ситуаций различного масштаба и характера. При этом стремительно растет круг участников этих событий, подвергающихся воздействию экстремальности. Под экстремальностью подразумевается воздействие на человека таких условий, при которых его психика действует на пределе возможного, и после которых возможны изменения его индивидуально-психологических черт. Психотравмирующим фактором становится и любая чрезвычайная ситуация (ЧС) вне зависимости от ее характера - природного, техногенного или биолого-социального.

Ярким примером природных катастроф явилось землетрясение в Армении, произошедшее 7 декабря 1988 года, которое привело к масштабному психотравмирующему воздействию на всех без исключения раненых, а также почти всех (более 90 %) проживающих в зоне землетрясения и, кроме того, родственников и близких, проживающих в отдалении. Оно также коснулось многочисленных контингентов спасателей. Военнослужащие, видевшие многое в период военных действий в Афганистане, оценивали своё психическое состояние при землетрясении в Армении, как гораздо более тяжёлое. Землетрясение в посёлке Нефтегорск (Сахалин), произошедшее в 1995 году, считается самым страшным по своим разрушительным последствиям на территории России. Из 3 тысяч жителей погибло 2300 человек. Посёлок был полностью стёрт с лица земли. Все, оставшиеся в живых, жители Нефтегорска получили острые и посттравматические стрессовые расстройства, а многие – тяжёлые психоневрологические заболевания.

В условиях чрезвычайных ситуаций можно наблюдать странное, неадекватное поведение людей. Причина этого – неготовность человека к чрезвычайным событиям: стихийным бедствиям, техногенным катастрофам, террористическим актам. Люди, находящиеся в чрезвычайных условиях, кроме физического воздействия повреждающих факторов ЧС, испытывают воздействие различных психотравмирующих обстоятельств.

Жертва и очевидец чрезвычайного происшествия могут получить психологическую травму. Это обусловлено не только чрезвычайной ситуацией, но и тем, как это критическое событие воспринимает личность. Любая ситуация может стать для человека чрезвычайной, если она воспринимается, переживается и интерпретируется как личностно значимая. Острая психологическая травма, как и тяжёлое ранение, требует своевременного оказания помощи. Находясь в состоянии сильного эмоционального потрясения человек не всегда может справиться с сильнейшими эмоциональными реакциями, которые захлестывают его в этот момент. Это могут быть и страх, и гнев, и обида, и тревога, безысходность и острейшее чувство утраты, потери. Именно поэтому так важно его поддержать и помочь найти силы и мужество жить дальше.

Для успешного освоения приёмов первой психологической помощи необходимо знать основные понятия и определения, используемые в этой области.

Первая психологическая помощь – это система приемов, которая позволяет помочь себе и окружающим, оказавшись в экстремальной ситуации, справиться с психологическими реакциями, возникшими в связи с этой ситуацией, происшествием.

Психологическая поддержка – это комплекс организационных мероприятий, обеспечивающих создание необходимых условий для пострадавших.

Первая психологическая помощь и психологическая поддержка даёт возможность пострадавшему сохранить здоровье, сохранить себя как личность. Психологически грамотное общение в чрезвычайных условиях также помогает снизить избыточный стресс и риск ухудшения здоровья у участников ликвидации последствий ЧС.

Цель оказания первой психологической помощи – профилактика психологической травмы или уменьшение тяжести её последствий.

Обязательное условие для успешного оказания первой психологической помощи – умение спасающего управлять собственным психическим состоянием при любых обстоятельствах.

В условия ЧС лиц с острой психологической травмой может оказаться гораздо больше, чем специалистов, способных профессионально оказать психолого-психиатрическую помощь (психологов, психотерапевтов, психиатров) и, скорее всего, они будут отсутствовать в данный момент. Поэтому, выявление людей, получивших острую психическую травму, и оказание им первой психологической помощи ляжет на людей, оказавшихся очевидцами чрезвычайного происшествия.

 

Принципы оказания первой психологической помощи

1. Своевременность оказания психологической помощи (чем раньше будет оказана помощь, тем ниже вероятность развития осложнений состояния).

2. Преемственность первой психологической помощи в комплексе спасательных мероприятий (психологическая помощь оказывается и при оказании первой помощи).

3. Этичность (уважение пострадавшего, стремление не причинять страданий)

4. Индивидуальный подход к пострадавшему (в оказании помощи важно учитывать пол, возраст, национально-культурные особенности, потребности пострадавшего).

5. Добровольность (если вы чувствуете, что не готовы оказать помощь пострадавшему в силу собственного состояния или неготовности, не делайте этого, т.к. такая помощь будет неэффективной).

 

Тактика оказания первой психологической помощи

1. Обеспечение собственной безопасности.

2. Обеспечение безопасности пострадавшего.

3. Обеспечение безопасности окружающих от пострадавшего с острой психической травмой.

4. Принятие приоритетных решений в отношении человека с острой психической травмой: оставить на месте происшествия или эвакуировать в первую очередь; решить вопрос о необходимости изоляции пострадавшего.

5. Организация внешнего окружения пострадавшего – «помогающей среды», состоящей из родственников, свидетелей происшествия и пришедших на помощь людей, не имеющих профессиональной спасательной подготовки.

Внимание! Помните, что в первую очередь пострадавший может нуждаться в медицинской помощи.

 

Этапы оказания первой психологической помощи

1. Установление психологического контакта с пострадавшим (словесного, зрительного, тактильного).

2. Поддержание психологического контакта с пострадавшим. Общение с обратной связью («да, я тебя вижу, слышу, понимаю и помогу»).

3. Завершение психологического контакта при передаче пострадавшего медицинским работникам.

 

Основные задачи первой психологической помощи

1. Уменьшение телесных страданий. Бережное выполнение манипуляций первой помощи.

2. Снижение психической напряженности. Профилактика и снижение информационного стресса.

3. Снижение негативных воздействий окружающей обстановки: жары, холода, темноты, яркого света, криков, стонов, поведения зевак и др.

 

Основные приемы первой психологической помощи

− Эмоциональная поддержка пострадавшего.

− Переключение внимания человека с болезненных и шокирующих переживаний на другие ощущения, чувства и мысли с целью ослабления физической боли и психического напряжения.

− Создание комфортных условий для пострадавшего (по возможности), даже при необходимости его изоляции.

− Информационное обеспечение – своевременное и достоверное информирование. Информация должна быть нацелена на определённую группу людей, даваться в доступной для понимания форме и не быть противоречивой, не должна содержать лишних сведений. Информация должна исходит от одного и того же человек.

 


ОСТРЫЙ СТРЕСС

 

Острый стресс – это интенсивная реакция на сильное потрясение, происшествие. Это закономерная, нормальная реакция на ненормальные обстоятельства, возникшая у человека, пережившего нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта.

 

Стадии развития стресса:

− Первая стадия или стадия тревоги – мобилизация резервных возможностей организма, направленных на борьбу с факторами, вызвавшими стресс.

− Вторая стадия или стадия сопротивления (резистентности) – преодоление стрессовой ситуации. Организм активно сопротивляется действию «стрессоров», сбалансированно используя все адаптационные резервы. При этом анатомические системы организма работают с дополнительной нагрузкой: учащение сердцебиения, частоты дыхания, повышение потоотделение и т. п.

− Третья стадия или стадия исхода – истощение резервных возможностей организма (физиологических и психических), нарушение процесса адаптации. Стадия развития неврологических и психологических расстройств. Такая реакция организма на действие стрессоров бывает не у всех, попавших в экстремальную ситуацию.

 

Каждый человек имеет свой порог сопротивляемости (резистентности) к стрессу. Поэтому продолжительность этих стадий у различных людей может варьироваться. У детей и пожилых людей стадия истощения наступает быстрее, чем у взрослых с уравновешенным типом личности.

 

ОСТРЫЕ СТРЕССОВЫЕ РЕАКЦИИ

 

Острые стрессовые реакции – это переживания особого рода, вызванные чрезвычайным событием, направленные на защиту психического состояния человека. Острые стрессовые реакции могут носитьтравматический характер, то есть стать патологическими.

Острые стрессовые реакции при различных видах ЧС не носят какой-либо специфический характер. Они являются универсальной реакцией на опасность и развиваются у человека, попавшего в ЧС, до начала спасательных работ. Важно научиться с первого взгляда распознавать людей, находящихся в состоянии острой стрессовой реакции.

Непатологические острые стрессовые реакции. Для них характерны критическая оценка ситуации и возможность продуктивного общения. У человека сохраняется работоспособность, которая, однако, несколько снижена. Такая стрессовая реакция обычно непродолжительна.

Патологические острые стрессовые реакции. Для них характерны отсутствие критической оценки ситуации и полноценного двустороннего общения, а также невозможность совершать целенаправленные и целесообразные действия. Продолжительность патологических стрессовых реакций различна. Эти реакции могут проявляться психоаналгезией (психологическое обезболивание) и тоннельным видением (избирательное видение, сокращение поля зрения, т. е. человек не воспринимает события, происходящие за пределами «тоннеля»).

Необходимо обратить внимание на часто массовый характер острых стрессовых реакций в условиях ЧС – «массовый коллективный стресс».

По данным Американской психологической Ассоциации, во время Второй Мировой Воины только 25 % личного состава подразделений активно и адекватно действовало на передовой во время боя.

При землетрясении силой 10 баллов в городе Скопле (Югославия) в 1963 году было разрушено 80 % зданий за 20 секунд. Более 170 тысяч человек из 220 тысяч населения осталось без крова. Более 3 тысяч – были ранены, при этом 80 % медицинских учреждений были разрушены. Острые стрессовые реакции наблюдались у всех, оставшихся в живых, жителей города:

− у 20 % это состояние прошло быстро;

− у 70 % острые стрессовые реакции, в основном ступорозные, продолжались от нескольких часов до нескольких суток;

− 10 % людей потребовалась психиатрическая помощь.

 

Внимание!

− Важно помнить о «маскирующем» эффекте острой психической травмы, способном стирать даже яркие проявления тяжёлого повреждения. Например: закрытой травмы головы, груди, живота и др. Пострадавший «склонный к самопожертвованию» в состоянии нечувствительности к боли и при наличии тяжёлого внутреннего повреждения (например: травма позвоночника, бедра), может долгое время выполнять различные поручения, находясь в рядах помощников при оказании помощи пострадавшим на месте ЧС.

− Острая стрессовая реакция в комбинации с травматическим повреждением может усугубить тяжесть состояния пострадавшего.

− Необходимо обратить внимание врача/фельдшера на пострадавших со странным, неадекватным поведением и передать их «из рук в руки» специалистам скорой медицинской помощи.

− Острый стресс – это защитная реакция организма. Так организм «сбрасывает» избыточное психоэмоциональное напряжение.

− Острые стрессовые реакции имеют широкий диапазон разнообразных проявлений.

 

Особенности нервной системы человека и ситуации могут обуславливают проявление реакций торможения или возбуждения в ответ на травмирующее событие. К реакциям торможения относятся: апатия, ступор, пассивная растерянность, «обездвиживающий» страх. К реакциям возбуждения относятся: плач, истерика, агрессивное поведение, нервная дрожь, речевое возбуждение, двигательное возбуждение (часто вместе с растерянностью), страх, сопровождающийся действиями, бегством.

 

Растерянность – это наиболее частая реакция, сопровождающая любые другие острые стрессовые реакции, это дезориентация во времени и пространстве, непонимание произошедшего (происходящего), своего состояния, способа реагирования на окружающие обстоятельства. Человек испытывает трудности в совершении простых целенаправленных действий.

Пример:

Из документальной повести атомщика Г. У. Медведева «Чернобыльская тетрадь» («Новый мир», июнь, 1989 год): «Д. выглянул в окно, высунул голову наружу. Ночь. Гул и клёкот бушующего наверху пожара. В красном отсвете огня виден страшный завал из строительных конструкций, балок и кирпича. На асфальте вокруг блока что-то валяется. Очень густо. Черным-черно. Но в сознание не шло, что это графит из реактора. Как и в машзале. Там тоже глаза видят раскалённые куски графита и топлива. Однако сознание не принимало страшный смысл увиденного».

Первая психологическая помощь:

1. Установите с пострадавшим зрительный контакт, возьмите пострадавшего за руку, просите, как его зовут.

2. Помогите сориентироваться в состоянии («Помнишь, что произошло?», «Где болит?», «Хочешь пить?»), в произошедшем, кратко объяснив ситуацию, в способах реагирования, информировав о том, что делать. Вовлеките человека в совместную работу. Дайте ему простые конкретные задания, например: «Принеси мне свою автомобильную аптечку», «Подержи этот бинт».

Апатия – это реакция снижения общей эмоциональной, поведенческой и интеллектуальной активности человека.Она проявляется в вялости, заторможенности, безразличном отношении к окружающему, при этом речь становится медленной, с большими паузами.

Первая психологическая помощь:

1. Поговорите с пострадавшим. Задайте ему несколько простых вопросов («Как Вас зовут?», «Как Вы себя чувствуете?»);

2. Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться, возьмите за руку или положите руку ему на лоб. Дайте человеку возможность поспать или просто полежать.

3. Если нет возможности отдохнуть, то, разговаривая с пострадавшим, вовлекайте его в любую простую совместную деятельность (сходить выпить чая или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи).

4. Не нужно призывать человека собраться, «взять себя в руки», не нужно говорить, что «так нельзя», «ты сейчас должен».

 

Ступор – оцепенение, заторможенность, «паралич эмоций».Это одна из самых опасных для здоровья человека острых стрессовых реакций. Проявляется в виде внезапного психического и двигательного торможения, продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов. Пострадавший вас видит и слышит, однако реакция на внешние раздражители (шум, свет, речь, прикосновения) снижена или отсутствует. Такой пострадавший бездеятелен в ситуации острой опасности.

Пример:

Землетрясение в Армении в 1988 году. Город Спитак был разрушен полностью. Воспоминания очевидца: «М. в момент землетрясения находился недалеко от своего дома. После окончания толчков не мог сдвинуться с места, оторвать руки от забора, за который держался. На его глазах обрушилась школа и жилой дом. Сколько времени стоял неподвижно, не помнит, плохо слыша, «как бы оглох», не понимал, что происходит вокруг. В глазах было темно, тошнило, сильно болела голова. Вдруг «прозрел», бросился к школе спасать детей, затем вспомнил о родных и побежал к дому. Дом разрушился, дочь не нашёл, жену вытащили всю в крови и отвезли в больницу, сын оказался погребённым под руинами школы… М. несколько дней ничего не ел и не спал, бродил по разрушенному городу…».

Первая психологическая помощь:

1. Возьмите пострадавшего за руку, обнимите.

2. Говорите ему на ухо – тихо, медленно, четко.

3. Привлеките специалиста скорой медицинской помощи (врача, фельдшера) для оказания помощи пострадавшему.

 

Плач – это адекватная эмоциональная реакция человека на критические обстоятельства, которая позволяет в сложной ситуации выразить переполняющие человека эмоции. Реакция проявляется в подавленном состоянии, наблюдается слезотечение (но не всегда), возможно изменение дыхания (не ровное, прерывистое, с всхлипываниями). При плаче, в отличие от истерики, нет возбуждения в поведении.

Первая психологическая помощь:

Нужно дать реакции состояться, т.к. при сдерживании слез не происходит эмоциональной разрядки, и это может нанести вред психическому и физическому здоровью человека. Постарайтесь выразить свою поддержку и сочувствие (словами или взяв человека за руку). Важно дать человеку возможность выплакаться, выговориться, проявляя заботу и внимание. Если вы видите, что реакция плача затянулась, и слезы уже не приносят облегчения пострадавшему, можно предложить ему выпить стакан воды.

 

Истерика проявляется в присутствии «зрителей» (других пострадавших или очевидцев происшествия), она обусловлена потребностью человека (часто неосознаваемой) привлечь внимание к его переживаниям, состоянию, так как сам он справиться не может. Может выражаться в чрезмерно эмоциональном двигательном возбуждении, эмоционально насыщенной речи, рыдании, «театральных» позах.

Первая психологическая помощь:

1. Удалите «зрителей» от пострадавшего либо уведите его в сторону от них, т.к. истерика опасна своей «заразительностью».

2. Если зрителей удалить невозможно, постарайтесь замкнуть внимание пострадавшего и на себя.

3. Отвлеките внимание пострадавшего неожиданным действием, переключением внимания на что-то-либо.

4. Не вступайте с пострадавшим в активный диалог по поводу его высказываний, не спорьте. Говорите уверенно, давайте простые команды: «Выпей воды», «Умойся», «Сядь здесь».

5. Контролируйте состояние пострадавшего, не потакая его желаниям.

Речевое возбуждение проявляется в быстрой (без пауз), иногда громкой, повторяющейся, детализированной, иногда бессмысленной, нелогичной речи.

Первая психологическая помощь:

1. Дайте возможность пострадавшему выговориться.

2. Говорите с пострадавшим спокойно, постепенно замедляя темп и громкость речи, чётко проговаривая слова и фразы. Фразы должны быть максимально короткими и понятными.

 

Двигательное возбуждение – это навязчивое поведение человека, колеблющееся от безуспешных попыток овладеть ситуацией до беспорядочного, создающего хаос метания, с неуместными выкриками, вплоть до панического бегства. Бросается в глаза неадекватность поступков и мимики, дурашливость. Человек теряет способность критически оценивать ситуацию, становится похожим на зверя, мечущегося в клетке. В таком состоянии пострадавший может причинить вред себе и окружающим неосторожными действиями. И что особенно опасно – способствовать возникновению паники.

Первая психологическая помощь:

1. Постарайтесь отвлечь, переключить внимание пострадавшего.

2. Не спорьте с пострадавшим. В разговоре избегайте фраз с частицей «не». Например, вместо «Не беги», «Не кричи», «Не размахивай руками», «Не стой здесь» и т. д. скажите: «Остановись», «Говори тише, я тебя хорошо слышу», и т. д.

3. Говорите с пострадавшим спокойно, чётко проговаривая слова и фразы. Фразы должны быть максимально короткими и понятными.

4. Помогите сориентироваться в состоянии («Помнишь, что произошло?», «Болит что-нибудь?»), в произошедшем, кратко объяснив ситуацию, в способах реагирования, информировав о том, что делать. Вовлеките человека в совместную работу, дайте простые конкретные задания.

5. Изолируйте пострадавшего только в случае угрозы для себя и окружающих. При изоляции не забывайте о базовых потребностях человека.

 

Агрессия -это спонтанная вспышка гнева по отношению к окружающему. Так организм человека снижает высокое внутреннее напряжение. Может проявляться вербально (брань, оскорбления, угрозы) и невербально (нанесение окружающим ударов ногами, руками или какими-либо предметами). является еще более эмоционально «заразительной» реакцией, чем истерика.

Первая психологическая помощь:

1. Говорите с пострадавшим спокойно, постепенно замедляя темп и громкость речи, необходимо говорить тише, медленнее и спокойнее, чем пострадавший.

2. Обращайтесь по имени, задавайте вопросы, которые помогли бы ему сформулировать и понять его требования к ситуации: «Как вы считаете, что будет лучше сделать?»

3. Дайте возможность пострадавшему «выпустить пар»: выговорится, выполнить физические упражнения, поручения, связанные со значительной физической нагрузкой.

4. Постоянно контролируйте состояние пострадавшего, не оставляйте агрессивного человека одного без внимания.

5. Демонстрируйте свою доброжелательность. Соглашайтесь с пострадавшим, не обвиняйте его, не старайтесь переспорить или переубедить, даже если считаете, что пострадавший не прав.

6. Изолируйте пострадавшего только в случае угрозы для себя и окружающих. Помните о базовых потребностях человека.

 

Нервная дрожь – это реакция организма в виде сильного дрожания всего тела или рук. Человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь спичку, набрать номер телефона. Неконтролируемую нервную дрожь по собственному желанию человек прекратить не может.

Первая психологическая помощь:

1. Осторожно потрясите пострадавшего за плечи. При этом обязательно разговаривайте с ним, чтобы человек правильно понял Ваши действия.

2. Возьмите пострадавшего за руку.

Не рекомендуется:

  • Обнимать, прижимать пострадавшего к себе.
  • Пытаться успокаивать.
  • Принуждать взять себя в руки.

 

Страх -внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием, проявляется в напряжении мышц (особенно лицевых), сниженном контроле своего поведения, иногда в отсутствии реакции на замечание, просьбы, приказы других людей. Страх, ужас может вызвать оцепенение или, наоборот, возбуждение (побудить к бегству). Реакцию страха принято разделять на контролируемую, при которой осознается опасность и способы ее избегания, и бесконтрольную, при которой не наблюдается адекватной оценки опасности и соответствующих действий. Страх может быть полезным, когда помогает избежать опасности, и опасным, когда неадекватные действия могут привести к негативным результатам.

Первая психологическая помощь:

1. Не оставляйте пострадавшего одного.

2. Если пострадавший говорит, слушайте его, высказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие. Помогите разобраться в причинах страха, в том, каких последствий стрессовой ситуации пострадавший опасается, как их преодолеть.

3. Если страх сильно выражен, то переключите внимание пострадавшего, предложив сосредоточиться на спокойном дыхании, участвовать в совместной деятельности или решить простую задачу, например, вычитать 7 из 100, затем из остатка и т.д.

4. Недопустимо говорить пострадавшему «не думай об этом», «это ерунда».

Паника – это психологическое состояние, вызванное угрожающим воздействием внешних условий и выраженным чувством острого страха, приводящее к стихийному неорганизованному поведению людей (одного, группы, масс). Характеризуется снижением волевого контроля, снижением критичности, рациональности и этичности.

Пример:

Землетрясение в г. Банялуку (Югославия) 26-27 октября 1996 года (9 баллов). Пострадало 60 тысяч человек, 80 % зданий было разрушено. Воспоминание очевидца: «Я не могу двинуться. Никогда в жизни не чувствовал себя таким беспомощным… Люди окаменели и не двигались. Я тоже. Затем люди бежали без цели. Находившиеся в парке бежали в направление зданий, хотя это было абсолютно нецелесообразно. Они бежали, чтобы спасти себе жизнь, и кричали как сумасшедшие. Те, кто был в домах, бежали в парки. Все были в панике…».

Сильные эмоции имеют тенденцию к распространению, иррадиации, эмоциональному заражению. Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. При этом передача поведенческого, психологического фактора происходит на эмоциональном, подсознательном уровне, а не на осознанном уровне личности. Особенно ярко заражение проявляется в ситуации паники, когда окружающие присоединяются к состоянию паникера. Люди, охваченные паникой, теряют индивидуальность, становятся частью толпы, не способной контролировать свои действия. Противодействовать толпе, охваченной паникой, чрезвычайно трудно. Возникновению паники способствует распространение тревоги, отсутствие конкретных сведений о грозящей опасности, наличие паникеров.

Паникёр или индуктор паники – это человек, обладающий выразительными движениями, гипнотизирующей силой криков, ложной уверенностью в целесообразности своих действий. Становясь неформальным «лидером» толпы он создаёт или усиливает общий беспорядок, быстро парализующий целые коллективы, лишающий людей возможности оказывать само- и взаимопомощь. Психологическая характеристика паникёра – повышенная эмоциональность, театральность, эгоистичность, повышенное самолюбие.

Паника опасна возникновением в местах массового скопления людей, таких как:

· Общественный транспорт и транспортные узлы.

· Места проведения массовых зрелищ.

· Места проведения политических акций.

· Места массового отдыха.

 

Распространению паники в толпе способствуют:

· многочисленность,

· высокая контактность (каждый человек находится на близком расстоянии от другого),

· эмоциональная возбуждённость,

· неорганизованность, стихийность,

· неустойчивость цели – отсутствие общей, всеми осознаваемой цели.

Признаки толпы не зависят от места и условий скопления большого количества людей и остаются неизменными.

Распространению паники способствуют и психологические особенности поведения человека в толпе:

· Снижение самоконтроля. У человека усиливается зависимость от толпы, и он неосознанно подчиняется влиянию большой группы людей.

· Утрата индивидуальности. Человек утрачивает индивидуальность своего поведения, приходя к одному уровню с поведением толпы. Разные люди становятся похожими друг на друга.

· Снижение интеллекта. Под действием толпы может происходить снижение интеллекта отдельных личностей.

· Искажение информации. Человек легко искажает получаемую информацию, порождая слухи.

· Повышенная внушаемость. Человек начинает верить в заведомо абсурдную информацию и следует любым призывам и лозунгам.

· Повышенная психическая и физическая активность. У человек в условиях толпы могут проявиться неадекватные качества и реакции, которые не наблюдались за ним ранее.

· Непредсказуемость. Поведение человека в толпе непредсказуемо, как и поведение толпы в целом.

Решающее сочетание факторов, приводящее к панике при большом скоплении людей:

· Отсутствие достоверной информации.

· Атмосфера тревоги и неуверенности в большой группе людей, возникающая в случае опасности или в результате длительного периода переживания негативных эмоций.

· Наличие слухов, постоянно «подогревающих» чувство опасности и/или степень их негативных последствий.

· Присутствие в толпе эмоционально неустойчивых людей, предрасположенных к панике, – паникёров. Наличие даже 1 % «паникующих» достаточно для развития паники.

· Наличие невольных «лидеров» толпы, действия которых являются источниками негативной информации и объектом подражания.

Найдите помощника.

В условиях чрезвычайного события пострадавшему необходимо создавать поддерживающую обстановку, для этого можно привлечь его родственников или очевидцев происшедшего, демонстрирующих спокойное и уверенное поведение, готовность помогать, понимание ваших инструкций.

Список литературы

  1. Александровский Ю. А., Лобастов О. С., Спивак Л. И., Щукин Б. П. Психогении в экстремальных условиях. – М.: Медицина, 1991. – 97 с.
  2. Избранные лекции по медицине катастроф / Под общ. ред. проф. С. В. Трифонова. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. - 304 с.
  3. Медицина катастроф. Курс лекций: [учеб. пособие для мед. вузов] / И. П. Левчук, Н. В. Третьяков. - 2011. - 240 с.
  4. Нечаев Э. А., Фаршатов М. Н. Военная медицина и катастрофы мирного времени. – М.: НИО «Квартет», 1994. – 320 с.
  5. Психологическая помощь пострадавшим в экстремальных ситуациях: Практическое пособие / Автор-составитель Е. В. Муравицкая. – Омск: Территориальный центр медицины катастроф, 2004. – С. 5-30.
  6. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. - 319 с.
  7. Психотерапевтическая энциклопедия / Карвасарский Б. Д. (общая редакция). – СПб.: Нитер Ком, 1998. – 544 с.
  8. Пушкарёв А. Л., Доморецкий В. А., Гордеева Е Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия. М.: Изд-во Институт психотерапии, 2000. – 128 с.
  9. Самонов А. П. Психология для пожарных. Психологические основы подготовки пожарных к действиям в экстремальных условиях. – Пермь: ООО НТЦ, 1999. – 299 с.
  10. Справочник психолога при работе в кризисных ситуациях / А. А. Осипова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – С. 194-215.
  11. Учебное пособие: Первая психологическая помощь для подготовки работников опасных производственных объектов и личного состава служб, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и дорожно-транспортных происшествий / Белорусова Г. И., Гулина Т. Ю., Авдеева В. Г., Амелин В. С. – Пермь: Издательская группа ГКУЗ «Пермский краевой ТЦМК», 2011. – 32 с.

Рекомендации по оказанию

ПЕРВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

 

 

ПЕРМЬ 2017


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

    Стр.
  Введение…………………………………………………………..  
  Острая психологическая травма…………………………………  
  Общее представление о стрессе…………………………………  
  Острый стресс……………………………………………………..  
  Острые стрессовые реакции……………………………………...  
  Растерянность…………………………………………………  
  Апатия…………………………………………………………  
  Ступор…………………………………………………………  
  Плач……………………………………………………………  
  Истерика……………………………………………………….  
  Речевое возбуждение………………………………………….  
  Двигательное возбуждение……………….………………….  
  Агрессия……………………………………………………….  
  Нервная дрожь………………………………………………...  
  Страх…………………………………………………………...  
  Паника………………………………………………………….  
  Правила первой психологической помощи……………………...  
  Самопомощь при остром стрессе………………………………...  
  Список литературы………………………………………………..  

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Последние десятилетия жизни нашего общества сопровождаются возрастающим количеством экстремальных ситуаций различного масштаба и характера. При этом стремительно растет круг участников этих событий, подвергающихся воздействию экстремальности. Под экстремальностью подразумевается воздействие на человека таких условий, при которых его психика действует на пределе возможного, и после которых возможны изменения его индивидуально-психологических черт. Психотравмирующим фактором становится и любая чрезвычайная ситуация (ЧС) вне зависимости от ее характера - природного, техногенного или биолого-социального.

Ярким примером природных катастроф явилось землетрясение в Армении, произошедшее 7 декабря 1988 года, которое привело к масштабному психотравмирующему воздействию на всех без исключения раненых, а также почти всех (более 90 %) проживающих в зоне землетрясения и, кроме того, родственников и близких, проживающих в отдалении. Оно также коснулось многочисленных контингентов спасателей. Военнослужащие, видевшие многое в период военных действий в Афганистане, оценивали своё психическое состояние при землетрясении в Армении, как гораздо более тяжёлое. Землетрясение в посёлке Нефтегорск (Сахалин), произошедшее в 1995 году, считается самым страшным по своим разрушительным последствиям на территории России. Из 3 тысяч жителей погибло 2300 человек. Посёлок был полностью стёрт с лица земли. Все, оставшиеся в живых, жители Нефтегорска получили острые и посттравматические стрессовые расстройства, а многие – тяжёлые психоневрологические заболевания.

В условиях чрезвычайных ситуаций можно наблюдать странное, неадекватное поведение людей. Причина этого – неготовность человека к чрезвычайным событиям: стихийным бедствиям, техногенным катастрофам, террористическим актам. Люди, находящиеся в чрезвычайных условиях, кроме физического воздействия повреждающих факторов ЧС, испытывают воздействие различных психотравм<


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.