Понятие о психич. пресыщении и мет-ы его изучения — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Понятие о психич. пресыщении и мет-ы его изучения

2017-11-27 188
Понятие о психич. пресыщении и мет-ы его изучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психическое пресыщение — психич.состояние, вызванное однообразной, лишенной смысла деят-тью. Признак - потеря интереса к работе, что может приводить к аффективным срывам, и неосознанное стремление к варьированию способов исполнения.

Карстен. Методика исследования психич.пресыщения.

Экспериментально-психологич.методика для исследования Л в процессе деят-ти. Изучаются присущие обследуемому особенности целеобразования, возможность удержания и восстановления побуждения. Обследуемому предлагают выполнять длительное, монотонное задание: например, рисовать черточки или кружочки. Окончание деят-ти не регламентируется условиями задания. При этом могут отмечаться появления вариаций деят-ти обследуемого, уход от выполнения задания, различные аффективные реакции, появление новых мотивов деят-ти и т.д.

 

Иссл-ние ур. притязаний как м-од исследования мотивационной сферы

Ур.притязаний отражает индивидуальные особенности мотивации достижения и целенаправленного поведения человека. Исследование закономерностей уровня притязаний проводится с пом.спец. экспериментальных процедур; это дает возможность делать прогноз реакций, поведения, жизненного пути Ч.

Для измерения ур.притязаний используется экспериментальная процедура, сущность: испытуемого перед выполнением задания просят объявить ур-нь цели и, т.о., заставляют субъекта устанавливать явную цель. Например, бросание стрелы в мишень с «десяткой» в центре. В этом случае трудность задания определ-ся окружностями. Испытуемому представляется право сделать несколько бросков, причем перед каждым броском он решает, какой ур-нь цели он сможет достичь. Например, в первом броске стрела попала в «пятерку», а перед вторым броском испытуемый решает выбить «восьмерку». Это определяет его ур-нь притязаний в смысле абсолютного ур-ня цели, и из этого можно вывести другой важный показатель — целевое расхождение. В данном примере оно равно трем. Если во второй бросок выбита «девятка», то испытуемый будет испытывать чувство успеха, если только «семерка» — то чувство неудачи.

Влияние мотивации достижения. Субъекты с высокой общей мотивацией достижения и с преобладанием мотива достижения успеха имеют умеренно высокий ур-нь притязаний, предпочитают средний риск, особенно в деят-ти, требующей умения. Лица с преобладанием мотива избегать неудачу, с высокой тревогой предпочитают крайние значения ур-ня притязаний, очень большой или малый риск при выполнении заданий.

Влияние предыдущего выполнения. Считается типичным некоторое повышение ур-ня притязаний после успеха и понижение после неудачи в предыдущих задачах.

Влияние ур-ня реальности задачи. Ур-нь притязаний слегка повышается, если установление цели делается на нереальной основе (цель является «желаемой», а не «ожидаемой»).

Влияние конфликта м/у связанными с задачей и соц-ми стандартами превосходства. Этот конфликт может выражаться в так называемых «расщепленных» уровнях притязаний, т. е. в низком установлении объективных целей по сравнению с более высокими, хранимыми про себя.

Влияние значимости задания (величины Я-вовлечения). Ур-нь притязаний увеличивается, если задание имеет большую ценность для субъекта по сравнению с предыдущими.

Т.о., можно сказать, что на установление ур-ня притязаний, кроме основной оценочной диспозиции, влияет целый ряд личностных и ситуационных переменных.

 

Мет-ы исследования мышления

1. Методы исследования ассоциаций:

- м-д простого ассоциативного (словесного) эксперимента (называть после каждого слова, зачитываемого экспериментатором, как можно быстрее любое др.слово;

- м-д называния 60 слов (предлагается как можно быстрее назвать по памяти 60 любых слов, не называя находящиеся перед глазами предметы);

- м-д противоположностей (на заданное экспериментатором слово требуется быстро ответить словом с противоположным значением).

2. Методы изучения способностей к обобщению, отвлечению, абстрагированию - методики классификации предметов:

- предлагается 70 карт с изображением разнообразных предметов и животных. Он должен их рассортировать, обосновывая свое решение.

- методика исключения одного лишнего предмета из 4, изображенных на картинке, или одного слова, не подходящего к остальным 4 словам ряда.

- методика выделения существующих признаков (к заданному слову в скобках приведено 5 различных его признаков, из к-ых требуется выделить 2 наиболее существенных, отражающих суть данного слова);

- методика соотношения пословиц, метафор и фраз;

- методы установления простых и сложных аналогий, последовательности событий, составления целой фигуры из отдельных ее частей.

Для исследования конструктивного мышления используются методики «куб Линка» (из 27 кубиков, каждый из которых окрашен в три цвета, требуется сложить куб одного заданного цвета) и «кубики Косса» (из 4, 9, и 16 кубиков, окрашенных по-особому, предлагается выложить по образцу нарастающей сложности).

37. Снижение уровня обобщения. В суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях. Оперирование общими признаками становится (заменяется) установлением сугубо конкретных связей М\у предметами. При ярко выраженномснижении уровня обобщения больным вообще недоступна задача на классификацию; для испытуемых предметы оказываются по своим конкретным св-ам настолько различными, что не могут быть объединены. В основном встречается у олигофренов и у некоторых больных, перенесших тяжелые формы диффузного органического процесса различной этимологии. Не отмечается психотической симп-ки (бреда, галл-ии, расстройства сознания). Больные могут правильно выполнять какую-нибудь несложную работ, если ее условия ограничены и жестко предопределены. Изменение условий вызывает затруднения и неправильные действия больных. У больных также наблюдается непонимание условности при объяснении ими пословиц и метафор. Снижение уровня обобщения выступает и в применении метода пиктограмм. Т.о., сопоставление данных, полученных с помощью различных мет-в(класс-ия предметов, м-д исключения, объяснение пословиц и м-д пиктограмм), обнаружило у ряда больных снижение пр-са обобщения: конкретно-ситуативный хар-р их суждений, непонимание переноса, условности, Больные не в состоянии выделить существенные св-ва предметов, не могут раскрыть смысловые связи между ними.

38. Искажение пр-са обобщения. У больных «отлет» от конкретных связей выражен в чрезвычайно утрированной форме. При решении экспер-ых заданий актуализир-ся случайные ассоциации, оторванные от конкретного опыта больного. Связи, кот-ми оперирует больной, не отражают ни содер-ие явл-ий, ни смысловых отношений меду ними, Так, выполняя задание «Клас-ия предметов», больные руководствуются чрезмерно общими признакам, неадекватными реальными отнош-ми между пред-ми.

Чаще всего ИПО встречается у больых шиз-ей простой, вялотекущей и при галлюцинаторно-апраноидной форме течения болезни, но могут наблядаться и при других формах заболевания. Подобные больные живут в мире своих бредовых переживаний, мало интересуются реальной обстановкой, пытаются к незначительным, обыденным явлениям подходить с «теоретических позиций». В беседе они способны затронуть вопросы общего хар-ра, но часто на в состоянии ответить на конкретные вопросы..Особенно бессознательный хар-р суждений больных опред-ой категории выступает при выполнении задания «составление пиктограмм». Больные выполняют это задание с большой легкостью, они могут образовать любую связь безотносительно к содержанию поставленной перед ними задачи. Условность рисунка становится столь широкой и беспредметной, что он не отражает реального содержания слова, запоминение которого он должен опосредовать; больные могут, не задумываясь, предложить любую схему в качестве условного обозначения слова.

У больных «отлет» от конкретных связей выражен в чрезвычайно утрированной форме. При решении экспер-ых заданий актуализир-ся случайные ассоциации, оторванные от конкретного опыта больного. Связи, кот-ми оперирует больной, не отражают ни содер-ие явл-ий, ни смысловых отношений меду ними, Так, выполняя задание «Клас-ия предметов», больные руководствуются чрезмерно общими признакам, неадекватными реальными отнош-ми между пред-ми.

Чаще всего ИПО встречается у больых шиз-ей простой, вялотекущей и при галлюцинаторно-апраноидной форме течения болезни, но могут наблядаться и при других формах заболевания. Подобные больные живут в мире своих бредовых переживаний, мало интересуются реальной обстановкой, пытаются к незначительным, обыденным явлениям подходить с «теоретических позиций». В беседе они способны затронуть вопросы общего хар-ра, но часто на в состоянии ответить на конкретные вопросы..Особенно бессознательный хар-р суждений больных опред-ой категории выступает при выполнении задания «составление пиктограмм». Больные выполняют это задание с большой легкостью, они могут образовать любую связь безотносительно к содержанию поставленной перед ними задачи. Условность рисунка становится столь широкой и беспредметной, что он не отражает реального содержания слова, запоминение которого он должен опосредовать; больные могут, не задумываясь, предложить любую схему в качестве условного обозначения слова.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.