Формир-ние патологической потребности — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Формир-ние патологической потребности

2017-11-27 163
Формир-ние патологической потребности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Различные стрессовые ситуации (тяжелая болезнь, смена образа жизни) м.изменить самосознание Ч.

Изменение самосознания явл-ся результатом нарушения рефлексии, к-ая м.привести к изменению мотивов. Искаженное отражение сознания собственной Л м.привести к специфическим расстройством, принять хар-ер изменения физич."образа я".

Пример, девушки, к-ые длительно голодают с целью исправления своей внешности. У большинства больных заболевание началось в подростк.возрасте. Все девочки отличались некоторой полнотой. В школе сверстники шутили над ними, дразнили, называли "толстушками", "пончиками".

Кроме того, эти девочки находились в окружении взрослых, к-ые всячески подчеркивали, "как важно для женщины обладать красивой фигурой". В результате у этой группы девочек сложился некий "идеал красивой женщины", к к-му они начали стремиться.

Вначале способы коррекции своей внешности носили адекватный характер (девочки исключали из своего пищевого рациона определенные продукты). Окружающие стали отмечать, что девочки стали "изящнее". В дальнейшем они стали прибегать к более изнурительной диете.

Следует отметить, что почти все девочки хорошо учились, занимали позицию "хороших учениц", и это обстоятельство способствовало их самоутверждению. В старших классах девочкам стало труднее учиться. Родители, близкие стали контролировать пищевой рацион девочек, мешали голоданию - конфликт с семьей.

Избранная диета не всегда помогала, девушки начинают прибегать к др.способам: едят один раз в день, если же не м.устоять против чувства голода, вызывают искусственную рвоту, принимают большие дозы слабительного.

Мотив к похуданию не носил первоначально патологич. хар-ра. Голодание было вначале лишь действием для осуществления некоей духовной ценностной ориентации "быть красивой". Однако в дальнейшем эти действия по похуданию вступают в противоречие с природной потребностью в пище. Мотив похудеть становится доминирующим, смыслообразующим в иерархии мотивов.

21.Механизм сдвига мотива на цель. Сдвиг мотива на цель (Леонтьев) – механизм формирования новых мотивов и потребностей Те действия, которые ранее служили для достижения цели, подчиненных определенному мотиву, преобретают самостоятельное заначение и отщепляются от первоначальной мотивации. При этом вспомогательные цели, на которые данные действия были направлены, приобретают статус самостоятельного полноценного мотива, Механизм зарождения потребности в норме и патологии одинаковый, но болезнь создает иные условия для ее формирования.

22. Формирование пат-ой потр-ти на примере алкоголизма.

Деят-ть Действия Операции
Общение с друзьями Вместе выпить По поводу Без повода Случайно
Кино  
Прогулка  
Мотив Цель Условия
Деят-ть Действия Операции
Вместе выпить По поводу В кино В ресторане День рождения Новый год
Без повода  
Случайно  
Мотив Цель Условия

23. Формирование патол-ой потребности на примере нервной анорексии.

Деят-ть Действия Операции
Быть красивой Красивая фигура Похудение Спорт Танцы
Привлекательная внешность  
Стильная одежда  
Мотив Цель Условия
Деят-ть Действия Операции
Красивая фигура Похудение   Голодание Есть 1 раз в день Не есть после 18.00 Исключить сладкое
Спорт    
Танцы  
Мотив Цель Условия

24. Формирование пат-ой потр-ти на своем примере.

 

25.Нарушение смыслообразования. Побудительная и смыслообразующая ф-ции мотивов не всегда поддаются различению. Нередко бывает так, что Ч осознает мотив, ради к-го действие должно совершиться, но этот мотив остается "знаемым" и не побуждает действия. Например, ребенок знает, что для овладения будущей профессией надо хорошо учиться, но, несмотря на это понимание, мотив к учению не имеет достаточно побудительной силы.

Однако при определ.условиях "знаемые" мотивы м.перейти в действующие. Этот переход "знаемых" мотивов в "побуждение" связан с формир-нием мировоззрения подростка.

Именно это слияние обеих ф-ций мотива — побужд. и смыслообраз. — придает деят-ти Ч хар-ер сознательно регулируемой деят-ти. Ослабление и искажение этих ф-ций приводят к нарушениям деят-ти.

Для исследования механизмов измененного смыслообразования больных шизофренией было проведено спец. экспериментально- психологич. исследование, к-ое заключалось в следующем: испытуемый д. выполнить по собственному выбору 3 задания из 9 предложенных, затратив на это не более 7 мин (предлагалось нарисовать 100 крестиков, выполнить 12 строчек корректурной пробы, 8 строчек счета, сложить один из орнаментов методики Кооса, построить "колодец" из спичек, сделать "цепочку" из канцелярских скрепок, решить 3 различные головоломки). Т.о., испытуемый д.самостоят.выбирать именно те действия, к-ые наиболее целесообразны для достижения основной цели. Для этого в сознании испытуемого д.сложиться смысловая иерархия действий.

У здоровых испытуемых. Каждый выбирал не менее 3 заданий (когда он не укладывался в отведенное время, ему прибавляли еще несколько минут, давая возможность сделать третью пробу). Все испытуемые при выборе заданий руководствовались оценкой степени их сложности, стараясь выбирать те, выполнение к-ых займет меньше времени. Все испытуемые стремились уложиться в 7 мин.→ у здоровых испытуемых поэтапные действия превращ. в целенаправленное поведение.

У больных шизофренией. Ориентировочный этап у них отсутствовал. Они не выбирали "выигрышных" заданий, часто брались за явно невыполнимые в 7 мин. Иногда больные проявляли интерес не к исследованию в целом, а к отдельным заданиям, к-ые они выполняли очень тщательно, не считаясь, что время истекло. Кол-во дополнительных проб у больных было сведено до минимума. Следует отметить, что все больные знали, что им надо уложиться в 7 мин, но это знание не служило регулятором их поведения. Они часто даже спонтанно высказывались: "Я должен в 7 мин уложиться", но не меняли способов своей работы. Т.о., исследования показали, что нарушение деят-ти данной группы больных определялось изменением мотивационной сферы. Самое главное в структуре изменения мотивац.сферы было то, что больные знали, что им надо делать, они м.привести доказат-ва, как надо поступать в том или ином случае, но, становясь просто "знаемым", мотив потерял как свою смыслообраз., так и побудит.ф-цию.

Т.о., смещение смыслообраз.ф-ции мотивов, отщепление действенной ф-ции от "знаемой" нарушало деят-ть больных.

Анализ данных историй болезни также выявил ослабление побудительной ф-ции мотивов и превращение их в знаемые.

Виды смысловых нарушений.

1. Парадоксальная стабилизация к-нибудь круга смысловых образований. Например, больной Н. отказался получить зарплату, так как "пренебрегал земными благами", больной М. годами не работал и жил на иждивении старой матери, к которой при этом "хорошо относился".

2. Сужение круга смысловых образований. Что ранее имело для больного личностный смысл (учеба, работа, дружба, отношение к родителям), постепенно теряет его.

26.Только знаемые мотивы Побудительная и смыслообразующая ф-ции мотивов не всегда поддаются различению. Нередко бывает так, что Ч осознает мотив, ради к-го действие должно совершиться, но этот мотив остается "знаемым" и не побуждает действия. Например, ребенок знает, что для овладения будущей профессией надо хорошо учиться, но, несмотря на это понимание, мотив к учению не имеет достаточно побудительной силы.

Однако при определ.условиях "знаемые" мотивы м.перейти в действующие. Этот переход "знаемых" мотивов в "побуждение" связан с формир-нием мировоззрения подростка.

Именно это слияние обеих ф-ций мотива — побужд. и смыслообраз. — придает деят-ти Ч хар-ер сознательно регулируемой деят-ти. Ослабление и искажение этих ф-ций приводят к нарушениям деят-ти.

 

27.Парадоксальная стабилизация мотива и сужение круга смысловых образований

НАРУШЕНИЕ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ

Слияние обеих ф-ций мотива — побуждающей и смыслообразующей — придает деят-ти Ч хар-ер сознательно регулируемой деят-ти. Ослабление и искажение этих ф-ций приводят к нарушениям деят-ти.

Виды смысловых нарушений.

1. Парадоксальная стабилизация к-нибудь круга смысловых образований. Например, больной Н. отказался получить зарплату, так как "пренебрегал земными благами", больной М. годами не работал и жил на иждивении старой матери, к которой при этом "хорошо относился".

2. Сужение круга смысловых образований. Выражается в том, что мотив, сохраняя до известной степени побудительную силу, придает смысл относительно меньшему кругу явлений, чем до заболевания. В результате многое из того, что ранее имело для больного личностный смысл (учеба, работа, дружба, отношение к родителям), постепенно теряет его.

Нарушение критичности

Нарушение критичности проявляется по-разному; оно м.выступать в виде нецеленаправленных действий, расторможенности поведения, нецеленаправленности суждений, когда Ч не сравнивает свои действия с ожидающимися результатами, когда он не замечает своих ошибок и не исправляет их.

Особенно важен тот вид критичности, к-ый состоит в умении обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия.

Поведение больных с поражениями лобных отделов мозга. При поверхностном наблюдении эти больные производили впечатление сохранных людей. Они усваивают предъявляемые им вопросы, ориентир.в месте и времени, в общественных событиях, приним.участие в труд.процессах, выполняют поручения. Однако при ближайшем наблюдении м.отметить неадекватность их поведения. Вслушиваясь в их беседы с родными, м.установить, что они правильно отвечают на вопросы, но сами их не задают, не интерес.жизнью своих близких. Они сами не предъявляют жалоб, считают себя здоровыми. Путем опросов удается выяснить, что у них есть головные боли и др.недомогания, к-ым они не придавали значения: "пустяки, поболит голова и пройдет".

Однако поведение этих больных обнаруживало патологич.особенности. Адекватность их поведения кажущеяся. Так, они помогали сестрам, санитарам, если те их просили, но они с той же готовностью выполняли любую просьбу, даже если она шла вразрез с принятыми нормами поведения. Так, больной взял без разрешения у др.больного сигареты, деньги, т.к.кто-то "его попросил сделать это".

Иными словами, их поведение, действия могли в одинаковой мере оказаться адекватными и неадекватными, ибо они были продиктованы не внутренними потребностями, а чисто ситуационными моментами. Точно так же отсутствие жалоб у них обусловлено не желанием замаскировать свой дефект, а тем, что они не отдают себе отчета в своих переживаниях и ощущениях.

Эти больные не строили никаких планов на будущее: они с одинаковой готовностью соглашались как с тем, что не в состоянии работать по прежней профессии, так и с тем, что могут успешно продолжать прежнюю деятельность. Они выполняли работу добросовестно, но с таким же успехом м.бросить ее в любую минуту.

После выписки из госпиталя такой больной мог с одинаковым успехом поехать домой или к товарищу, к-ый случайно позвал его.

Действия больных не были продиктованы ни внутренними мотивами, ни их потребностями. Отношение больных к окружающему было глубоко изменено. Это измененное отношение особенно отчетливо выступает, если проанализировать не отдельные поступки больного, а его поведение в трудовой ситуации. Трудовая деят-ть направлена на достижение продукта деят-ти и определяется отношением Ч к этой деят-ти и ее продукту.

Следовательно, наличие такого отношения к конечному результату заставляет Ч предусматривать те или иные частности, детали, сопоставлять отдельные звенья своей работы, вносить коррекции. Трудовая деят-ть включает в себя планирование задания, контроль своих действий, она является прежде всего целенаправленной и сознательной. Поэтому распад действия аспонтанных больных, лишенных именно этого отношения, легче всего проявляется в трудовой ситуации обучения.

Больные, начав что-либо делать, редко прекращали работу по своей инициативе: это случалось лишь при к-либо внешних поводах, например при поломке инструмента, запрещении персонала и т.п. Обращало на себя внимание то обстоятельство, что они почти не регулировали своих усилий, а работали с максимально доступной интенсивностью и темпом, вопреки целесообразности. Так, например, больному А. поручили обстрогать доску. Он строгал ее быстро, чрезмерно нажимая на рубанок, не заметил, как всю сострогал, и продолжал строгать верстак.

Выполняя простейшее задание, больные всегда совершали множество излишних суетливых движений. Они, как правило, работали по методу "проб и ошибок". Если инструктор спрашивал о том, что они предполагают нужным сделать, то очень часто ему удавалось получить правильный ответ. Будучи, однако, представлены сами себе, больные редко пользовались своей мыслью.

Пассивное поведение сменялось нередко у этих больных повышенной откликаемостью на случайные раздражители. Несмотря на то что такого рода больной лежит без всякого движения, не интересуясь окружающим, он чрезвычайно быстро отвечает на вопрос врача; при всей своей пассивности он часто реагирует, когда врач беседует с соседом по палате, вмешивается в разговоры других, становится назойливым.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.