Воспроизводственные пропорции — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Воспроизводственные пропорции



ВВП = C+G+I

Современная национальная экономика – это общество массового потребления.

Поэтому в общем объеме произведенного продукта основная доля приходится на личное потребление (С=57-65%), доля государственного потребления и валовых инвестиций примерно одинакова (I=17-22%, G=12-20%). В России удельный вес личных потребительских расходов составляет 48%, что дополняется относительно низкой долей государственных расходов (16%) и относительно высокой долей валовых инвестиций (почти 36%).

С – личные потребительские расходы, совокупная величина которых зависит от:

o Размера первичных доходов и социальных трансфертов

o Предельной склонности к потреблению (MPC). Она представляет собой отношение величины потребительских расходов к общему объему дохода.

По мере развития национальной экономики постепенно растет абсолютный размер дохода, потребления и сбережений. Однако, степень роста потребления меньше, чем степень роста дохода, что объясняется действием основного психологического закона Кейнса и определяет наличие парадокса бережливости.

Суть основного психологического закона: По мере роста дохода возрастает как потребление, так и сбережения, однако потребление растёт в меньшей мере, чем растет доход. Таким образом по мере роста дохода предельная склонность к потреблению сокращается, а предельная склонность к сбережению растет (для рациональных индивидов). G-расходы на потребление государственных организаций и учреждений.

Размер государственных расходов зависит от факторных доходов субъектов, экономического цикла, целей и задач государственной политики.

В условиях экономического спада государственные расходы растут, компенсируя выпадающие доходы других экономических субъектов. В условиях экономического роста государственные расходы остаются на прежнем уровне несмотря на рост доходов экономических субъектов – это так называемая жесткость государственных расходов. Существенное снижение уровня государственных расходов возможно лишь в условиях кардинальной смены политического курса (смены правительства, например).

I – валовое накопление – приобретение компонентов основного и оборотного капитала в целях развития производственного потенциала предприятия. Валовое накопление зависит от уровня валовых сбережений в национальной экономике, а также нормы процента и нормы рентабельности инвестиционных проектов.

С позиций неоклассической школы валовые накопления и валовые сбережения равны друг другу в силу действия принципа равновесия. Однако в реальной хозяйственной практике из-за дефектов механизма трансформации сбережений в инвестиции их объемы не совпадают.



Валовые сбережения больше валовых инвестиций – в странах с высоким уровнем экономического развития.

Высокий уровень дохода, насыщенность потребительского рынка, высокая склонность к сбережениям, сложности в поиске новых выгодных способов вложения свободных активов заставляют собственников капитала вывозить активы из страны, что на короткое время выравнивает сбережения и инвестиции.

Валовые сбережения меньше валовых инвестиций – в странах с относительно низким уровнем экономического развития. Низкие доходы, низкая норма сбережений, ненасыщенность потребительского рынка сокращают валовые сбережения. Однако, высокий потребительский спрос позволяет собственникам капитала получать дополнительный доход от развития производства товаров.

Поэтому потребность в расширении производства увеличивает спрос на инвестиционные активы, который в силу дефицита национальных сбережений компенсируется за счет импорта капитала (в том числе за счет создания филиалов ТНК, например). Норма процента выступает явными или альтернативными издержками при оценке эффективности инвестиционных проектов.

Норма рентабельности определяет величину доходности инвестиций. Их сравнение позволяет сделать вывод об экономической эффективности инвестиций.

В случае, когда норма рентабельности выше нормы банковского процента (ставки по кредитам или вкладам)– валовые инвестиции растут. И напротив.

Превышение нормы процента над нормой рентабельности заставляет рациональных инвесторов выводить активы из бизнеса, так как их окупаемость превращается в отрицательную величину. Средняя норма рентабельности инвестиционного проекта составляет 10-15% (как в развитых, так и развивающихся странах). Однако процентные ставки довольно сильно отличаются. В России ставка рефинансирования Центрального банка составляет 8,25%, кредитная ставка 12-45%. Соответственно, динамика инвестиций (в первую очередь прямых) – отрицательная. В США – ставка рефинансирования ФРС – 0,25%, в Японии – 0%, кредитная – 5-8% - динамика инвестиций положительная.



Территориальные пропорции

Территориальные пропорции развития производительных сил отражают участие каждого субъекта Федерации в формировании экономического потенциала страны на различных этапах ее развития. Понятие «территориальные пропорции» охватывает взаимосвязанные между собой производственную и непроизводственную сферу экономики и базируется на учете многочисленных, часто разнонаправленных предпосылок и ограничений развития территорий.

Пропорции можно рассматривать как результат производственной специализации регионов или территориального разделения труда.

При плановом ведении народного хозяйства в числе основных закономерностей размещения производства выделялись:

рост производительности общественного труда за счет рационального размещения производства;

планомерное размещение производства по территории страны путем всемерного приближения его к источникам сырья, энергии, материалов и к районам потребления готовой продукции;

рациональное разделение труда между экономическими районами страны путем направленной специализации и комплексного развития за счет наиболее полного использования ресурсов отдельных территорий в интересах всего народного хозяйства. Территориальные пропорции экономического развития страны устанавливаются по ее макрорегионам (зонам), внутри макрорегионов – по отдельным регионам.

33. Сущность и содержание инфраструктуры национальной экономики

Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики

Существует неоднозначное определение инфраструктуры. Во-первых, под ней понимается совокупность системы обслуживания, основная задача которой заключается в обеспечении работы производства и предоставлении различных услуг населению. Во-вторых, под инфраструктурой понимается совокупность единиц, деятельность которых направлена на обеспечение нормального функционирования национальной экономики.

Инфраструктура как самостоятельная область национальной экономики прошла следующие этапы развития:

1) разделение сельского хозяйства и ремесленничества привело к росту городов и специализации труда;

2) разделение сельского хозяйства, ремесла и торговли привело к формированию специфической области национальной экономики – торговли, в результате чего роль инфраструктуры существенным образом повысилась.

Выделяются следующие основные виды инфраструктуры в национальной экономике.

1. Производственная инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, основной целью функционирования которых является обеспечение нормального функционирования производственного процесса. Например, грузоперевозки, тоннажные судоперевозки и т. д. Сущность производственной инфраструктуры двоякая. Во-первых, она направлена на обслуживание нормального функционирования процесса материального производства. Во-вторых, обеспечивает нормальную жизнедеятельность самого человека, воспроизводство трудовых ресурсов в национальной экономике.

2. Социальная инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых связано с обеспечением нормальной жизнедеятельности населения и человека. Ее роль в современной национальной экономике постоянно повышается, а основная задача заключается в обеспечении жизнедеятельности населения на все более высоком качественном уровне. Влияние социальной инфраструктуры на национальную экономику заключается в том, что она позволяет обеспечить воспроизводство трудовых ресурсов – основного ресурса экономики.

3. Рыночная инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых направлено на обеспечение нормальной деятельности рынка и его развитие. Она представлена совокупностью различных организаций и учреждений, обеспечивающих деятельность различных отраслей экономики.

Рыночная инфраструктура состоит из следующих элементов:

 

1) торговых организаций;

 

2) биржевой торговли;

 

3) банковской системы;

 

4) небанковских учреждений;

 

5) транспортной системы.

Базис, основу национальной экономики образует инфраструктура.Термин “инфраструктура” произошел от лат. - “infra” - ниже, под; structura”- строение, расположение.

В экономической литературе термин «инфраструктура» появился в конце 40-х годов. Он заимствован из военного лексикона, где обозначает комплекс сооружений, объектов, обеспечивающих действия вооруженных сил. Уже в 50-х годах американский экономист П. Розеиштейн-Родан объяснял инфраструктуру как комплекс условий, обеспечивающих благоприятное развитие частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности всего населения. Первые российские ученые, которые выделили инфраструктуру в качестве самостоятельного объекта исследования, изначально обратили внимание на то, что она предназначена обеспечивать условия эффективного развития материального производства. Только к производственным задачам сводил задачи инфраструктуры С. А. Хейнман, имея в виду под ней "комплекс отраслей, обслуживающих материальное производство". Постепенно среди ученых получила большое распространение трактовка инфраструктуры не только как условия развития и функционирования материального производства, но и как условия эффективного решения важных социальных задач развития общества. Так, Л. Абалкин, Г. Григорян, В.Мотылев рассматривают инфраструктуру в качестве совокупности "обслуживающих отраслей общего пользования (энергетика, транспорт, связь, научные учреждения, общее и профессиональное образование)". С. А. Дебабов определил инфраструктуру как "сочетание созданных на территории региона хозяйственных объектов (основных фондов) и проводимых инженернотехнических мероприятий для обеспечения материального производства и нормальных условий проживания населения Столь пристальное внимание к проблемам инфраструктуры объясняется, во-первых, тем, что она выполняет базисные функции в воспроизводственном процессе, поглощает значительную часть капитальных вложении и трудовых ресурсов, обеспечивает непрерывность и единство производственных операций, финансово-экономические и управленческие связи в экономике, качественное воспроизводство человеческого капитала. Во-вторых, дальнейшее углубление международного разделения труда и усиление интеграционных процессов в мировом хозяйстве повышает нагрузку на отрасли экономики, призванные обслуживать все более усложняющееся и расширяющееся общественное производство, создавать материальные условия для нормальной жизнедеятельности населения, функционирования общественных и межгосударственных отношений. В-третьих, в теоретическом плане инфраструктура представляет собой пока еще малоисследованную сферу экономики. К инфраструктуре обычно относят непроизводственные здания и сооружения, средства сообщения, системы связи, жилищные комплексы, объекты культуры, образования, здравоохранения. В определенной мере частично они способны выполнять и выполняют функции средств производства. Одна группа авторов определяет инфраструктуру как всю систему обслуживания, видя функцию инфраструктуры в “предоставлении услуг производству и населению”, в “обслуживании производства и населения”. Другие понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания, видя ее назначение в “создании общих условий производства”, в “обеспечении деятельности основного производства”. Так, С.А.Бартенев относит к инфраструктуре совокупность объектов и сооружений, “обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которая... призвана обеспечить... беспрепятственное поле деятельности”. А. Закиров под инфраструктурой понимает совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих как производственную, так и непроизводственную сферы экономики с целью создания условий для нормальной деятельности главных отраслей материального производства и развития производительных сил. При определении самой инфраструктуры и ее видов, классификации отраслей необходимо исходить из определенных принципов, совокупность которых позволила бы ту или иную отрасль или подотрасль общественного производства, как и вид экономической деятельности отнести к инфраструктуре. Прежде всего речь идет о функциональном назначении инфраструктуры в системе общественного воспроизводства, т.е. какие функции выполняет та или иная отрасль или подотрасль в системе производство – распределение - обмен - потребление. В то же время круг отраслей и видов экономической деятельности, а также объектов, включаемых в состав инфраструктуры, характеризуется определенной изменчивостью и, как правило, расширяется. Анализируя особенности формирования инфраструктуры на различных этапах развития экономики страны, следует отметить, что каждому уровню экономического развития соответствует определенная модель инфраструктуры. В современных условиях перехода к инновационному типу расширенного воспроизводства необходимо как достаточно выделять, так и формировать следующие подсистемы инфраструктуры, обеспечивающие:

- функционирование производства

- производственная инфраструктура;

- условия жизнедеятельности людей - социальная инфраструктура;

- рыночные процессы в экономике страны – рыночная инфраструктура;

- управление хозяйством страны – институциональная инфраструктура;

- материализацию знаний – инновационная инфраструктура;

- информационное сопровождение хозяйственной деятельности страны – ин-

формационная инфраструктура;

- условия для сбалансированного развития природной среды – экологическая инфраструктура.

 


Инфраструктура появилась из военной деят-ти (пищевая, легкая пр-ть)

Самая первая инфрастр-ра: торговля.

Элементы производств инфрастр-ры:

· Перевозки

· Складирование

· Электро и газоснабжение

· Связь

· Коммун услуги

Элементы соц инфр-ры:

· Образ-ие

· Здравоохранение

· Соц службы

· Культура

· Пассажир транспорт

· Связь

· Охрана общ порядка

· Жил-ком хоз-во

· Розничн торговля

Аутсорсинг – выведение активов из непрофильля предприятия.

Трансакционные издержки – сделка:

· Поиск инф-ии

· Заключ дог-ов

· Измен кол-ва и кач-ва прод-ии

· Защита прав собств-ти

· Изд-ки оппортунизма







Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.016 с.