Решение задач в психиатрической практике — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Решение задач в психиатрической практике

2017-11-27 194
Решение задач в психиатрической практике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Решение задач в психиатрической практике

Задачи возникающие перед психологом:

Участие в решение задач дифференциальной диагностики. Цель - получение дополнительных данных для диагностики (клинико-нозологическая диагностика). Данные имеют вспомогательный характер. Ценность обнаруживается при сопоставлении других данных данных доктора или исследований). Конечная цель всех диагностических мероприятий - правильная постановка диагноза! Психолог должен дать те данные, которые помогут в постановке диагноза.

В чем помогает: выявления скрытых для простого наблюдения признаки психических нарушений.

 

Исследование динамики психических нарушений в связи с проведенной терапией. Предполагается неоднократное и многократное исследование больного однотипным набором экспериментальных методов.

 

Участие психолога в экспертной работе. Патопсихолог принимает участие в трудовой, воинской и судебной экспертизах. Сложность экспертного исследования состоит в том, что больной (или эксперт) всегда заинтересован в результате эксперимента. Установка диктует больному тактику поведения. Основные установки: тактика диссимуляции (сокрытие, приуменьшение выраженности болезненных проявлений, утаивание болезни, отдельных её признаков), тактика агровации (преувеличение симптомов или тяжести болезни, может быть осознанной и неосознанной), тактика симуляции (сюр симуляции - больной страдающий одной псих болезнью симулирует другую). Психолог должен знать, какие задачи будут решаться.

 

Основные виды экспертиз:

Военная экспертиза (ВВК)

Направляют тех, кто состоял на учете у психиатра или у кого были психические проблемы. Также может попасть тот, кто ведет себя не совсем адекватно во время медкомиссии.

Основные задачи психолога: вопрос о степени и особенностях умственного недоразвития; дифференциальная диагностика нарушений эмоционально-волевой сферы, в некоторых случаях очень сложная.

Судебно-психиатрическая экспертиза

(психолог работающий в больнице не проводит судебно-психологических экспертиз; Судебно-психологические экспертизы проводятся относительно психически здоровых лиц) Психологи, которые проводят судебно-психиатрическую экспертизу должны иметь статус эксперта (человек должен иметь высшее психологическое образование, спец подготовка по судебной психологии и аттестацию как эксперт. Он является гос служащим). Принимает участие в проведении комплексных психолого-психиатрические экспертизы. Производятся для лиц с психическими отклонениями. Вопросы ставятся отдельно (по постановлению судьи или следователя). Находился ли подэкспертный в состоянии физиологического аффекта? (исключительное состояние, когда может быть сужено сознание, фрагментарное восприятие, у здорового человека). Определение несовершеннолетних обвиняемых с психическими отставаниями руководить своими действиями и осознавать их характер (интересует соответствие психологического возраста, психолог не может определить с точностью до месяца, может определить период психического развития). Определение психологического состояния лица в период непосредственно предшествующей смерти доведение до суицида). Учитывается возможность симулятивного и дисимулятивного поведения.

Трудовая (медико-социальная) экспертиза.

Основные задачи: установление группы инвалидности.

Нарушение может быть стойким и временным. Установление структуры дефекта и установление соотношения дефекта с охранными сторонами психической деятельности. Соотнесение полученных результатов с требованиями профессии. Выявление степени выявленных расстройств. Могут быть эффекты симуляции, случаи агровации, явления дисимуляции. Псих больные некритичны, переоценивают свои возможности, реже недооценивают (чаще у соматических). Трудоспособность зависит от состояния больного, его установка на труд, критичность к своему состоянию. Наличие определенной регуляции и контролю собственной деятельности.

 

Исследование развития аномального ребенка и выбор путей его обучения (психолого-педагогическая экспертиза)

Задачи психолога: участие в решении дифференциально-диагностических задач, связанные с определением интеллектуального развития, диагностика нарушения поведения, либо оба параметра вместе. Данные сопоставляются с параметрами нормального развития ребенка того же возраста, это сравнение позволяет оценить характер умственного развития, степень недоразвития, чем оно обусловлено, обязательно надо сделать прогноз обучаемости и рекомендовать пути обучения (где он может обучаться). Обязательно использование эксперимента по типу обучающего характера! Исследование детей с нарушением поведения; Причины: ребенка неправильно воспитывали, акцентуация характера, пубертатный крис. Психолог должен дифференцировать. Психолог помогает в виде выборе лечебных и коррекционных воздействий. Консультирование родителей. Исследование недостаточно изученных психических расстройств. Объектом изучения могут быть исключительные случаи, которые редко встречаются в группе. Участие в профилактической, реабилитационной и психокоррекционной работе.

3 этапа профилактики:

первичная профилактика (внедрение здорового образа жизни, культуры, со здоровыми людьми) - распространение психологических знаний, выступления в прессе, на телевидение, общение с родителями,, психокоррекционная работа - психолог учит справляться с повседневными трудностями и конфликтами (здоровых людей), консультирование

Вторичная - работа с группой риска населения по психическим заболеваниям, по пограничным расстройствам, по алкоголизму и наркомании.

Третичная - помощь переболевшим людям в целях предупреждения декомпенсации и инвалидизации.

 

Реабилитация - широкая система мер, в которую входят фармокобиологические средства (медикаментозное лечение), психосоциальные методы лечения, мероприятия направленные на социальное окружение больных (соц работник). Форма организации работы - реабилитационна бригада, которой руководит врач, с которым сотрудничает психолог и соц работник. Создание благоприятной терапевтической среды в больнице. Исследование взаимоотношений больных в семье.

 

(Госпитализм - люди, которые долгое время находится в условиях больничного заключения)

 

Первичной формой деятельности патопсихолога является психологическая диагностика.

Методы:

1) Психологический анамнез. История больного. Иногда требуется его дополнять. Отличается от медицинского (совокупность сведений которые собираются у больного для установления сведений и постановки диагноза). Отличие от ананмнеза врача: задача психологического анамнеза является получение от больного сведений для оценки его личности, его отношения к самому себе, оценки отношений к собственной болезни. Направлен на то, чтобы выявить какое отражение болезнь получает в субъективном мире больного, как болезнь сказывается на нем (Внутрення Картина Болезни). Внешне сходны псих и мед анамнез. Функция интервью еще и психотерапевтическая. Психологический анамнез делится на анамнез болезни и ананмнез жизни. Анамнез болезни - распрос о влиянии болезни на различные стороны жизни больного, выслушивание жалоб. Как и каким образом жалобы предъявляются. Психолог не ограничивает больного, с целью эмоционального отреагирования (40 минут максимум). Следует выяснить после жалоб, как влияет болезнь на трудоспособность, на учебу. Следующая сфера - сфера семейных отношений, уоторая также может меняться под воздействием болезни. Психологический анамнез жизни: перенесенные в прошлом болезни и реакция на них. Профессиональный путь. Семья и взаимоотношения в семье (семейная ситуация). Отношения с непосредственным окружением вне семьи. Наиболее тяжелые события в жизни и реакция на них. Вредные привычки также важно. Способы сбора: свободные непринужденные беседы с больным; формализованная карта - схема, которая заполняется больным; формализованная карта - схема, которую заполняет сам психолог, во время беседы с больным; свободная непринужденная беседа с последующим заполнением карты - схемы и составлением записи, обобщающей информации. Субъектиный (со слов испытуемого и объективный (распрос о больном других лиц, которые хорошо знают больного и обстоятельства его заболевания) психологический анамнез. Психологический катамнез - повторное собирание сведений о больном через определенный промежуток времени. Эти сведения позволяют подтвердить или опровергнуть правильности установленного диагноза и различают ближайший катамнез - через несколько дней или недель сбор сведений, и отдаленный катамнез - через годы.

2) Анализ истории болезни

3) Наблюдение - изучение явления в тех условиях, при которых оно возникает вне зависимости от нашего вмешательства, в силу естественного хода вещей. Поведение больного, эмоциональное реагирование больного. Ситуации наблюдения больного: осмотр больного другими специалистами, общение с близкими в комнате встреч, как наблюдает за другими больными. 2 основных показателя: психическое состояние больного и особенности его личности. Наблюдение начинается при первом контакте. Важно наблюдать за вегетативными реакциями. 2 основных способа регистрации наблюдения: записывать свободным текстом или специальные карты схемы

4) Стандартизированные методы исследования: интеллектуальные тесты и различные опросники

5) Проективные методы исследования

6) Патопсихологический эксперимент относится к методам анализа единичного случая, в этом методе пересекаются естественный и лабораторный эксперименты. Для патопсихологического эксперимента характерно сочетание ориентировки психолога на специфику индивидуального случая и на нормативные показатели. Принципы построения патопсихологическогоэксперимента: основной принцип - принцип моделирования обычной психической деятельности. Задания которые дает психолог - модели психической деятельности которые типичны для обучения, для труда, для общения. Те умственные операции используется и в друг х жизненных ситуациях. Функциональные пробы - задания, которые даются больному. Отличие патопсихологического эксперимента от общего в том, что оно. Принцип учета отношения больного к ситуации исследования. Виды отношения больного к патопсихологическому эксперименту: активный; настороженное; формально - ответственное отношение (больные послушно выполняют требования без личной заинтересованности); пассивное отношение. Отношение негативное или неадекватное (отказ в участии, не следуют инструкции, выполняют все по своему). Принцип системного качественного анализа особенностей протекания психической деятельности больного. Предполагается тщательный анализ процесса работы. Выявленные нарушения должны быть рассмотрены в комплексе с другими результатами. Принцип учета сохранных форм психической деятельности больного.

Помощь больному должна быть дозированной и существует градация форм помощи больному во время патопсихологического исследования: простое переспрашивание; одобрение и стимуляция дальнейших действий; вопрос о том, почему больной что то сделал; наводящие вопросы и критические замечания; подсказка или совет действовать тем или иным способом; демонстрация нужных действий и просьб их повторить; обучение больного тому, как надо выполнять задания (последовательно, поурочно). Правило, по которому выбирают помощь: сначала легкие виды помощи, потом показ и обучение. Второе правило - экспериментатор не должен быть многословным и активным, вмешательство должно быть скупое, редкое, обдуманное. Третье правило -каждое вмешательство экспериментатора вносится в протокол, как и ответные действия и фразы больного. Пятый принцип - использование комплекса экспериментальных приемов. Требование повторных исследований одного и того же партнера, так как выявленное нарушение может быть нестойким. Принцип протоколирования хода исследования. Недопустима свободная беседа и интерпретация результатов эксперимента по памяти экспериментатора. Необходимо вести протоколирование!!! В протокол заносятся основные данные о больном, заносятся жалобы больного, сведения о поведении больного (действия, эмоциональные реакции, суждения). Протокол: слева записи психолога, поцентру его дейсвтия, справа его фразы.

 

Принципы анализа и интерпретации патопсихологического исследования.

Анализ и обобщение фактов которые свидетельствующих об эмоциональном состоянии больного. Следует учитывать роль фармакотерапии (дрожание рук, неусидчивость). Оценивается эмоциональная реактивность, настроение, стабильность нестабильность эмоц реакции, насколько доверителен в контакте, сохранны ли чувства юмора, есть ли чувство дистанции и адекватность поведения и эмоций, зависимость эмоциональных состояний от успеха и неуспеха.

Оценка мотивированности больного в эксперименте. Осознается ли ситуация как экспериментальная или нет? Необходимо обратить внимание на результаты методики самооценки, уровень его самокритичности.

Сопоставительный анализ результатов по разным методикам. Анализируется весь экспериментальный материал, все протоколы и записи. Из разных методик вычленяются данные, характеризующее состояния псих процессов. Выявляются стержневые нарушения псих д-ти. Важно проанализировать как с этим нарушением связано расстройство другой функции. Сравнение отдельные уровни отдельных псих функций.

Квалификация выявленных психических нарушений и формулирование особого патопсихологического синдрома, психологическая квалификация выявленных расстройств и формулирование особого патопсихологического синдрома. Этапы патопсихологического исследования: подготовительный и основной.

Подготовительный этап. Задачу исследования формулирует врач, он направляет больного к психологу. Психолог изучает историю болезни. Врач должен подготовить больного, объяснить задачу и поставить цель.

Основной этап. Проведение медико - психологического исследования, включает: беседа, наблюдение, эксперимент. Первый тип беседы - в узком плане, для сбора псих анализа. Жалобы больного на состояние псих процессов. Второй тип - беседа во время эксперимента.

Проведение патопсихологического обследования после установки благожелательного контакта. Главное чтобы инструкции были понятны больному. Инструкция должны быть четкими. Время работы 1-2 часа

Эксперимент следует проводить с утра в первой половине дня. Анализ и сопоставление данных и после составление заключения.

 

Заключение по данным патопсихологического исследования

Шапка

Написать, исследовался ли раньше больной, и если исследовался, рассказать об этом

Жалобы больного

Описание важно вести не по методикам и не по психическим процессам. Описание и формулировка синдрома, возможно противоречия, которые необходимо объяснить, можно привести пару ярких примеров. В конце пишется резюме, в котором содержится данные о диагнозе которые даются опосредованно через описание структуры нарушения.

 

4 формы заключения:

Форма 0 - самые сложные, по данным нейропсихологического исследования, требуют высокой квалификации. Также заключение для комплексной судебной психологической экспертной комиссии, как перед психологом стоит ряд вопросов. Время выполнения таких заключений - 20-25 часов.

Форма 1- по данным полного психодиагностического исследования и проводится для дифференциальной диагностики уточнения степени и гдубины расстройства и т.д. Время выполнения 9-10 часов

Форма 2 - заключение по данным частичного обследования, когда интересует сенсомоторное, волевая или эмоц сфера (5-6 часов)

Форма 3 - заключение по данным MMPI,с дальнейшей интерпретацией и описанием профиля (3-4часа).

 

Нарушения самосознания

Деперсонализация - нарушение самосознания

Три типа:

1) чувство утраты ранних форм самосознания: чувство утраты активности, единства я. При усилении возникает чувство утраты я и раздвоение. Ощущение того, что ты пустота. Явления соматопсихической деперсонализации (ощущение неправильного функционирования собственного тела и его частей). Встречается при органических заболеваниях мозга, при легкой шизофрении и пограничных состояниях, после тяжелых псих нагрузок. Сочетается с реакциями невротического характера, страхи, депрессии, навязчивые нарушения и изменения личности выражены слабо. Человек склонен к навязчивому самонаблюдению, приходящие приступы или длительные стабильные состояния.

2) наблюдается чувство потери индивидуальности. Собственная измененность сопровождается коммуникативными изменениями, считаю себя чужими среди остальных, не так выражены явления соматопсихической деперсонализации. Встречается при вялотекущей шизофрении, течениенарастающее.

3) психическая анестезия, промежуточное положение между первым и вторым типом, чувство утраты высших эмоций, в начальной стадии или легких формах ощущение эмоц недостаточности, называют себя живыми трупами, может присоединиться соматопсихическая деперсонализация. Наблюдается в депрессивных состояниях эндогенного происхождения, редко при орг заболеваниях и личностных расстройствах. Наблюдается в 15-22 лет. К 30 годам могут редуцироваться, или меньше быть выражены

Деперсонализзация осознается больным как болезненное свойство.

Механизмы бреда основаны на искаженном самовосприятии. Начинает ощущать некоторые темные чувства.

Нарушения восприятия

Восприятие - перцептивная деятельность, характеризующаяся обобщенностью и мотиврованностью.

Гиперстезия - сверхсильные ощущения. Бывает у больных с неврозами (невростения).

Гипостезия - пониженная чувствительность ко всему

Анестизия - ничего. Чувствует

Синестезия - ощущения обнаруживаются в одном из анализаторов, хотя раздражение было в другом

Дисхромотопсия - расстройство цвета

 

Эйдетизм - чувственно яркое представление, способность к сохранению и воспроизведению живого детального образа. Часто наблюдается у творческих людей.

Эксперименты Соколовой Е.Т.

Материалом служили сюжетные картинки со сложным и неясным сюжетом.Три группы: здоровые, шизофреники, эпилептики. Три варианта инструкции: глухая инструкция (что нарисовано), исследование воображения, исследование умственных способностей. Меняется мотивация, так как три разных инструкции. У больных шизофренией мотив экспертизы был выражен недостаточно, интерпретация приобретала вид формальных ответов. Инструкция менялась на втрой вариант. В норме меняется отношение к эксперименту, появляется интерес, гипотезы становятся более развернутыми и эмоционально насыщенными, у больных эпилепсией стараются показать свою фантазию. У шизофреников формальных ответов меньше, но они все равно есть. При третьей инструкции больше гипотез. Эпилептики более развернуто описывают все, даже незначительные детали. Шизофреники не демонстрируют ничего, высказывания лаконичны и безэмоциональным.

Зейгарник обратила внимание на зарубежные исследования, три направления: "new look" (исследования проективной природы воспрития, брунер и постман) - восприятие рассматривалось как избирательный процесс и определяется двумя факторами: факторы аутохтонные (свойства сенсорики) и директивные (поведенческие, прошлый опыт и соц состояния). Действия директивных факторов обуславливает избирательность или аффективное искажение восприятия. Перцептивная защита - повышение порогов восприятия относительно к объектам, которые могут вызвать тревогу или эмоциональное напряжение, и происходит это на непознаваемом уровне. У одних испытуемых проявляется феномен ПЗ, так как они долго не могут выделить слова табу, а у других феномен перцептивной сенсибилазации (быстрое восприятие).

Второе направление - Герман Уиткин - теория психологической дифференциации. Уиткин изучал индивидуальный когнитивный стиль. Делит людей на полезависимых и поленезависимых. У людей полезависимых: пассивные, конформные, со сниженной самооценкой, примитивный контроль. Поленезависимые: самостоятельные, с более совершенными механизмами контроля и защиты и сформированной по внутренним критериям и устойчивой самооценкой. Зависимость независимсоть от поля выражена у психически больных (алкоголиков, истерических личностей, депрессиных больных).

Третье направление - восприятие обеспечивает адаптацию личности к внешнем. Целостная система, которая постоянно подвергается опасности разрушения с разных сторон (изнутри или снаружи). Повышается уровень тревожности, для его снижения пускаются в ход механизмы психологической защиты, чтобы вернуть в состояние психологического контроля (перцептивная зашита, особенно в ситуации неопределенности).

 

Нарушения памяти

Проблема памяти хорошо разработаны в психологическом плане в основе нарушений памяти могут лежать различные факторы: строение и соотношение опосредованного и неопосредствованного запоминания, динамика мнестического процесса, мотивационный компонент памяти.

Амнезия -отсутствие воспоминаний или значительное снижение памяти. Могут нарушаться фиксация, хранение и воспроизведение.

Фиксационная амнезия - нарушение способности запоминания

Репродукционная амнезия - затруднение в воспроизвдении каких то событий или всех событий какого то отрезка времени.

Палимпсест - утрата способности воспроизводить отдельные детали при алкогольном опьянении.

Ретроградная амнезия - потеря памяти до травмы или помутнения сознания

Антероградная амнезия - отсутствие воспоминаний после выхода из помраченного сознания.

Антероретроградная амнезия сочетание двух этих типов.

Гипомнезия -ослабление мнестических функций. Может быть при депрессиях, с возрастом, при рождении.

Гипермнезия -повышение продуктивности памяти, повышение объема и прочности запоминания, наблюдается у больных в гипоманиакальном состоянии и при локальных поражениях головного мозга.

Парамнезия -извращение процессов памяти, ложные узнавания, особые состояния, связанные с изменением сознания: псевдореминисценции (нарушение хронологии памяти (реально пережитой воспринимается как только что произошедшее)), конфубуляции (пробелы памяти заполняются фантастическими и вымышленными псевдовоспоминнаиями), криптомнезии (слышанное и видимое воспринимается как лично пережитое и наооборот), контаминации (ошибочное воспроизведение слов и фраз, которое заключается в объединении слогов из разных слов, и слов из разных фраз в одно слово или в одну фразу).

Решение задач в психиатрической практике

Задачи возникающие перед психологом:

Участие в решение задач дифференциальной диагностики. Цель - получение дополнительных данных для диагностики (клинико-нозологическая диагностика). Данные имеют вспомогательный характер. Ценность обнаруживается при сопоставлении других данных данных доктора или исследований). Конечная цель всех диагностических мероприятий - правильная постановка диагноза! Психолог должен дать те данные, которые помогут в постановке диагноза.

В чем помогает: выявления скрытых для простого наблюдения признаки психических нарушений.

 

Исследование динамики психических нарушений в связи с проведенной терапией. Предполагается неоднократное и многократное исследование больного однотипным набором экспериментальных методов.

 

Участие психолога в экспертной работе. Патопсихолог принимает участие в трудовой, воинской и судебной экспертизах. Сложность экспертного исследования состоит в том, что больной (или эксперт) всегда заинтересован в результате эксперимента. Установка диктует больному тактику поведения. Основные установки: тактика диссимуляции (сокрытие, приуменьшение выраженности болезненных проявлений, утаивание болезни, отдельных её признаков), тактика агровации (преувеличение симптомов или тяжести болезни, может быть осознанной и неосознанной), тактика симуляции (сюр симуляции - больной страдающий одной псих болезнью симулирует другую). Психолог должен знать, какие задачи будут решаться.

 

Основные виды экспертиз:

Военная экспертиза (ВВК)

Направляют тех, кто состоял на учете у психиатра или у кого были психические проблемы. Также может попасть тот, кто ведет себя не совсем адекватно во время медкомиссии.

Основные задачи психолога: вопрос о степени и особенностях умственного недоразвития; дифференциальная диагностика нарушений эмоционально-волевой сферы, в некоторых случаях очень сложная.

Судебно-психиатрическая экспертиза

(психолог работающий в больнице не проводит судебно-психологических экспертиз; Судебно-психологические экспертизы проводятся относительно психически здоровых лиц) Психологи, которые проводят судебно-психиатрическую экспертизу должны иметь статус эксперта (человек должен иметь высшее психологическое образование, спец подготовка по судебной психологии и аттестацию как эксперт. Он является гос служащим). Принимает участие в проведении комплексных психолого-психиатрические экспертизы. Производятся для лиц с психическими отклонениями. Вопросы ставятся отдельно (по постановлению судьи или следователя). Находился ли подэкспертный в состоянии физиологического аффекта? (исключительное состояние, когда может быть сужено сознание, фрагментарное восприятие, у здорового человека). Определение несовершеннолетних обвиняемых с психическими отставаниями руководить своими действиями и осознавать их характер (интересует соответствие психологического возраста, психолог не может определить с точностью до месяца, может определить период психического развития). Определение психологического состояния лица в период непосредственно предшествующей смерти доведение до суицида). Учитывается возможность симулятивного и дисимулятивного поведения.

Трудовая (медико-социальная) экспертиза.

Основные задачи: установление группы инвалидности.

Нарушение может быть стойким и временным. Установление структуры дефекта и установление соотношения дефекта с охранными сторонами психической деятельности. Соотнесение полученных результатов с требованиями профессии. Выявление степени выявленных расстройств. Могут быть эффекты симуляции, случаи агровации, явления дисимуляции. Псих больные некритичны, переоценивают свои возможности, реже недооценивают (чаще у соматических). Трудоспособность зависит от состояния больного, его установка на труд, критичность к своему состоянию. Наличие определенной регуляции и контролю собственной деятельности.

 

Исследование развития аномального ребенка и выбор путей его обучения (психолого-педагогическая экспертиза)

Задачи психолога: участие в решении дифференциально-диагностических задач, связанные с определением интеллектуального развития, диагностика нарушения поведения, либо оба параметра вместе. Данные сопоставляются с параметрами нормального развития ребенка того же возраста, это сравнение позволяет оценить характер умственного развития, степень недоразвития, чем оно обусловлено, обязательно надо сделать прогноз обучаемости и рекомендовать пути обучения (где он может обучаться). Обязательно использование эксперимента по типу обучающего характера! Исследование детей с нарушением поведения; Причины: ребенка неправильно воспитывали, акцентуация характера, пубертатный крис. Психолог должен дифференцировать. Психолог помогает в виде выборе лечебных и коррекционных воздействий. Консультирование родителей. Исследование недостаточно изученных психических расстройств. Объектом изучения могут быть исключительные случаи, которые редко встречаются в группе. Участие в профилактической, реабилитационной и психокоррекционной работе.

3 этапа профилактики:

первичная профилактика (внедрение здорового образа жизни, культуры, со здоровыми людьми) - распространение психологических знаний, выступления в прессе, на телевидение, общение с родителями,, психокоррекционная работа - психолог учит справляться с повседневными трудностями и конфликтами (здоровых людей), консультирование

Вторичная - работа с группой риска населения по психическим заболеваниям, по пограничным расстройствам, по алкоголизму и наркомании.

Третичная - помощь переболевшим людям в целях предупреждения декомпенсации и инвалидизации.

 

Реабилитация - широкая система мер, в которую входят фармокобиологические средства (медикаментозное лечение), психосоциальные методы лечения, мероприятия направленные на социальное окружение больных (соц работник). Форма организации работы - реабилитационна бригада, которой руководит врач, с которым сотрудничает психолог и соц работник. Создание благоприятной терапевтической среды в больнице. Исследование взаимоотношений больных в семье.

 

(Госпитализм - люди, которые долгое время находится в условиях больничного заключения)

 

Первичной формой деятельности патопсихолога является психологическая диагностика.

Методы:

1) Психологический анамнез. История больного. Иногда требуется его дополнять. Отличается от медицинского (совокупность сведений которые собираются у больного для установления сведений и постановки диагноза). Отличие от ананмнеза врача: задача психологического анамнеза является получение от больного сведений для оценки его личности, его отношения к самому себе, оценки отношений к собственной болезни. Направлен на то, чтобы выявить какое отражение болезнь получает в субъективном мире больного, как болезнь сказывается на нем (Внутрення Картина Болезни). Внешне сходны псих и мед анамнез. Функция интервью еще и психотерапевтическая. Психологический анамнез делится на анамнез болезни и ананмнез жизни. Анамнез болезни - распрос о влиянии болезни на различные стороны жизни больного, выслушивание жалоб. Как и каким образом жалобы предъявляются. Психолог не ограничивает больного, с целью эмоционального отреагирования (40 минут максимум). Следует выяснить после жалоб, как влияет болезнь на трудоспособность, на учебу. Следующая сфера - сфера семейных отношений, уоторая также может меняться под воздействием болезни. Психологический анамнез жизни: перенесенные в прошлом болезни и реакция на них. Профессиональный путь. Семья и взаимоотношения в семье (семейная ситуация). Отношения с непосредственным окружением вне семьи. Наиболее тяжелые события в жизни и реакция на них. Вредные привычки также важно. Способы сбора: свободные непринужденные беседы с больным; формализованная карта - схема, которая заполняется больным; формализованная карта - схема, которую заполняет сам психолог, во время беседы с больным; свободная непринужденная беседа с последующим заполнением карты - схемы и составлением записи, обобщающей информации. Субъектиный (со слов испытуемого и объективный (распрос о больном других лиц, которые хорошо знают больного и обстоятельства его заболевания) психологический анамнез. Психологический катамнез - повторное собирание сведений о больном через определенный промежуток времени. Эти сведения позволяют подтвердить или опровергнуть правильности установленного диагноза и различают ближайший катамнез - через несколько дней или недель сбор сведений, и отдаленный катамнез - через годы.

2) Анализ истории болезни

3) Наблюдение - изучение явления в тех условиях, при которых оно возникает вне зависимости от нашего вмешательства, в силу естественного хода вещей. Поведение больного, эмоциональное реагирование больного. Ситуации наблюдения больного: осмотр больного другими специалистами, общение с близкими в комнате встреч, как наблюдает за другими больными. 2 основных показателя: психическое состояние больного и особенности его личности. Наблюдение начинается при первом контакте. Важно наблюдать за вегетативными реакциями. 2 основных способа регистрации наблюдения: записывать свободным текстом или специальные карты схемы

4) Стандартизированные методы исследования: интеллектуальные тесты и различные опросники

5) Проективные методы исследования

6) Патопсихологический эксперимент относится к методам анализа единичного случая, в этом методе пересекаются естественный и лабораторный эксперименты. Для патопсихологического эксперимента характерно сочетание ориентировки психолога на специфику индивидуального случая и на нормативные показатели. Принципы построения патопсихологическогоэксперимента: основной принцип - принцип моделирования обычной психической деятельности. Задания которые дает психолог - модели психической деятельности которые типичны для обучения, для труда, для общения. Те умственные операции используется и в друг х жизненных ситуациях. Функциональные пробы - задания, которые даются больному. Отличие патопсихологического эксперимента от общего в том, что оно. Принцип учета отношения больного к ситуации исследования. Виды отношения больного к патопсихологическому эксперименту: активный; настороженное; формально - ответственное отношение (больные послушно выполняют требования без личной заинтересованности); пассивное отношение. Отношение негативное или неадекватное (отказ в участии, не следуют инструкции, выполняют все по своему). Принцип системного качественного анализа особенностей протекания психической деятельности больного. Предполагается тщательный анализ процесса работы. Выявленные нарушения должны быть рассмотрены в комплексе с другими результатами. Принцип учета сохранных форм психической деятельности больного.

Помощь больному должна быть дозированной и существует градация форм помощи больному во время патопсихологического исследования: простое переспрашивание; одобрение и стимуляция дальнейших действий; вопрос о том, почему больной что то сделал; наводящие вопросы и критические замечания; подсказка или совет действовать тем или иным способом; демонстрация нужных действий и просьб их повторить; обучение больного тому, как надо выполнять задания (последовательно, поурочно). Правило, по которому выбирают помощь: сначала легкие виды помощи, потом показ и обучение. Второе правило - экспериментатор не должен быть многословным и активным, вмешательство должно быть скупое, редкое, обдуманное. Третье правило -каждое вмешательство экспериментатора вносится в протокол, как и ответные действия и фразы больного. Пятый принцип - использование комплекса экспериментальных приемов. Требование повторных исследований одного и того же партнера, так как выявленное нарушение может быть нестойким. Принцип протоколирования хода исследования. Недопустима свободная беседа и интерпр


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.