Структура и эффективность организации — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Структура и эффективность организации

2017-11-27 315
Структура и эффективность организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(структура)

Структура организации определяет, каким образом должны быть распределены задачи, какой должна быть субординация, как организована координация, каковы модели взаимодействия. Структуры организаций отличаются друг от друга:

  • сложностью, т.е. степенью разделения деятельности на различные функции;
  • формализацией, т.е. степенью заранее установленных правил и процедур;
  • соотношением централизации и децентрализации (количеством уровней, на которых принимаются решения).

Рациональная структура организации предполагает комбинацию следующих трех факторов:

  • Реальные взаимосвязи между конкретными людьми.
  • Политика руководства и методы управления.
  • Полномочия и функции работников.

Формальная структура - это структура организации, установленная системой менеджмента.

Неформальная структура - это структура, которая возникает в организации независимо от менеджмента.

(эффективность)

Эффективность организации – показатель, определяющий насколько оперативно и результативно (эффективно) функционирует организация.

Определяется эффективность организации по ряду показателей, она оценивается комплексно, по показателям двух блоков.

 

Первый блок состоит из объективных (экономических) показателей:

  • результативность (тут оценивается, достигнуты ли организацией поставленные цели);
  • производительность (выявление того, достигнута ли цель посредством минимальных трудовых затрат);
  • продуктивность (оценивается количество и качество продукции);
  • рентабельность (показатель прибыльности в процессе всего товарооборота);
  • энергоемкость (выявление того, минимальное ли количество энергии затрачено);
  • экологичность (выяснение, выполняются ли требования по применению экологически чистых технологий).

Второй блок состоит из субъективных показателей (психологических, физиологических, социально-психологических):

  • трудовая, общественная и духовная активность сотрудников;
  • удовлетворенность трудовой деятельностью и членами группы;
  • сработанность предприятия;
  • относительная стабильность организации.

Комплексная оценка эффективности организации производится с учетом и объективных, и субъективных факторов.

Вертикальная структура

ü Строгая иерархия

ü Жесткая специализация

ü Формальное общение людей

ü Централизованное принятие решений

ü Отсутствие понятия «команда»

Горизонтальные структуры

ü Общие задачи

ü Широкие полномочия

ü Начало командообразования

ü Гибкая иерархия

ü Минимизация формальных правил,связей,норм

ü Децентрализация принятия решений

ü Прямое общение

ü Горизонтальные коммуникации

Линейно-функциональная структура(вертикаль)

Сильные стороны

ü Способствует выполнению функциональных задач

ü Высокая продуктивность

ü Экономия в маштабах одного функц-го подразделения

ü Проф. Развитие

 

Слабые стороны

ü Слабая горизонтальная координация между подразделениями

ü Ограниченное видение сотрудниками целей организации

ü Затруднение инноваций

ü Медленная реакция на все изменения внутри окружающей среды

Матричная система

Сильные стороны

ü Средний размер организации

ü Возможность выполнять сложные задачи в условиях изменения среды

ü Быстрый рост проф. Качеств сотрудников

ü Высокий уровень координации

Слабые стороны

ü Двойное подчинение

ü Длительные переговоры

ü Необходимость коммуникативных навыков

ü Соц-псих. конфликтность

Построение и разновидности организаций

Построение организации.

Построение организации. Существуют три главных этапа в построении любой организации:

1) определение характера выполняемой работы;

2) распределение работы между отдельными позициями менеджмента;

3) классификация позиций менеджмента, построение на этой основе логических групп управления.

Определение характера выполняемой работы. Для выполнения этой задачи данную стадию полезно разбить на определенные этапы и виды работ.

П.Друкер выделяет главные моменты направления анализа. Они включают в себя анализ:

- деятельности, определение той работы, которая должна осуществляться, и способов координации взаимодействия;

- решений: какого вида решения будут приниматься и какое участие в этом будет принимать тот или иной менеджер;

- отношений, т.е. определение того вклада в общее дело, который должен внести менеджер;

- лиц, с которыми менеджер должен взаимодействовать;

- влияния, оказываемого на менеджера другими лицами, принимающими решения.

Распределение работ между отдельными позициями менеджмента. Этот этап включает в себя определение норм, технические приемы в рамках научных методов управления; установление полного сотрудничества всех лиц, работающих в рамках организации.

Классификация позиций менеджмента, построение на этой основе логических групп. Здесь важно, чтобы элементы управления были сгруппированы согласно виду выполняемой работы, а не по другим критериям

Распределение производственных обязанностей и формирование логических групп должны неизбежно привести к созданию отделов (подразделений), т.е. коллективов людей, выполняющих некоторую аналогичную работу, как правило, под единым руководством начальника отдела (подразделения).

принципы, которые были сформулированы А.Файолем:

Единство управления..

Скалярный метод передачи полномочий. Полная и абсолютная ответственность означает право и передавать, делегировать часть полномочий другим лицам по линии руководства.

Единство подчинения. У любого служащего (работника) может быть только один руководитель.

Принцип соответствия. Делегированные полномочия должны соответствовать уровню ответственности

Масштабы управления. Число лиц, находящихся в эффективном управлении, лимитировано.

Коммуникации, система связи. Как формальные, так и неформальные линии связи должны быть установлены и постоянно поддерживаться.

Принцип ориентирования. Организации должны строиться в соответствии с характером возложенных на них задач и не зависеть от субъективных факторов.

Принцип избирательности. Руководство должно получать лишь ту информацию, которая выходит за рамки плана и является исключительной

Дифференциация работы. Различные виды работ имеют разные характеристики, что необходимо учесть при создании организации.

Разбивка сложного элемента на простые составляющие, специализация и стандартизация

Контроль за осуществлением операций. Эта функция должна быть поручена четко обозначенному для этой цели аппарату.

Планирование должно всегда предшествовать выполнению работы.

Гибкость. Структура организации должна позволять вносить в нее коррективы в связи с изменением методов, задач, целей, масштаба коммерческой деятельности; появлением новых технологий и ресурсов

Доступность всех уровней организации.

Место и роль подразделений в организационной структуре. Создание отделов (подразделений) путем группирования аналогичных производственных функций и служащих позволяет добиться более эффективного управления.

Методы распределения обязанностей по отделам. Они зависят от положенных в их основу признаков.

· Во-первых, по принципу деления на равные по размеру группы. Этот метод применяется, когда профессиональные работники одинаковы, а для достижения какой-либо цели необходимо определенное число людей.

· Во-вторых, по функциональному признаку. Их число зависит от потребностей самой организации.

· В-третьих, по территориальному признаку. Этот способ наиболее распространен в случаях, когда предприятие, осуществляет свою деятельность на территории разных районов.

· В-четвертых, на основе выпускаемой продукции имеет распространение на крупных предприятиях, расширяющих ассортимент производимой продукции, где другой метод привел бы лишь к усложнению структуры организации.

· В-пятых, на основе интересов потребителя. Особенно важно в тех отраслях, где покупатель является ключевым фактором

 

Разновидности организаций

По степени формализации различают формальные и неформальные организации.

Формальной считается организация, прошедшая государственную регистрацию в налоговых органах, внесенная в Единый государственный реестр юридических лиц и получившая соответствующее свидетельство. Таким образом формальная организация это – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижение общей цели или целей.

Неформальная – группа в составе формальной организации, которая возникает спонтанно и где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно.

¦ По форме собственности организации делятся на государственные, муниципальные, частные и иные. В целом ряде случаев возникают организации на базе разных типов собственности. Это собственность на материально – вещественные и финансовые резервы и ресурсы.

¦ Виды организации различаются также по организационномупризнаку – положению, роли значению отдельных личностей в организации, т.е. по статусу организации по отношению к своим членам.

¦ По хозяйственному признаку виды организаций делятся на: прибыльные и неприбыльные, бюджетные и внебюджетные, торговые, посреднические, финансовые, инновационные, промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные и др.

¦ По размеру организации делятся на малые, средние и крупные, при этом главным критерием выступает численность персонала. Это не совсем правильно, т. к. при высокой автоматизации производства на крупном предприятии может работать на большое количество людей.

¦ Разделяют организации также и по секторам экономики. Организации подразделяются на четыре типа, в каждый из которых входит несколько отраслей, однородных по своему месту в технологическом цикле:

Отрасли первичного цикла, занимающиеся добычей сырья, – включают организации и предприятия сельского, лесного и рыбного хозяйств, угольной промышленности и т.д.;

Отрасли вторичного цикла, в состав которых входят организации и предприятия обрабатывающей промышленности, например машиностроения, металлообработки, автомобилестроения и т.д.;

Отрасли третьего цикла, предприятия и организации которых оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отрасли первых двух секторов. Это банки страховые компании, образовательные учреждения, туристические агентства, розничная торговля и др.;

К четвертому сектору относятся все организации и институты, занимающееся такой прогрессивной и быстро развивающейся сферой человеческой деятельности, как информационная технология.

¦ По отношению к прибыли организации делятся на коммерческие и не коммерческие. Целью любой коммерческой организации является получение прибыли, у некоммерческих организаций цели могут быть самыми различными: разведение аквариумных рыбок, сбор почтовых марок и т.д Законодательство России не запрещает некоммерческим организациям заниматься и коммерческой деятельностью направляться на заявленные цели организации.

Проектирование организации


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.