Для обучающихся 1 -4 классов — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Для обучающихся 1 -4 классов

2017-11-27 194
Для обучающихся 1 -4 классов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рабочая программа

по курсу

«Мои первые проекты»

(внеурочная деятельность)

Для обучающихся 1 -4 классов

 

 

Мельниково 2011


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ

Основные принципы реализации.

Данная Программа разработана в соответствие с требованиями современной дидактики начальной школы и предполагает особое содержание, кроме того она имеет одну важную особенность: она позволяет реализовать педагогическую идею формирования у школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

1.интегративный подход в изучении какого-либо предмета, действия или явления;

2.системность в изучении основ проектной деятельности и ее организации;

3.непрерывность, углубление и расширение от класса к классу основ проектно - исследовательской деятельности;

4. взаимосвязь внеурочной деятельности школьников с урочной;

5.принцип доступности, при котором учитывается возраст при выборе темы исследования или проектирования;

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 4 года обучения в каникулярное время (как внеурочное занятие)

Вариативность Программы.

Особенностью Программы является её вариативность. Учитель вправе

- выбирать или менять предложенное Программой содержание, исходя из поставленной цели обучения и простроенных задач

- сам решать, какое количество часов отводить на изучение каждой из запланированных тем в рамках каждого года обучения

- сам увеличивать или уменьшать количество предложенных учащимся для выполнения в течение учебного года учебных проектов (индивидуальных, коллективных или групповых)

Содержание Программы

При выборе содержания Программы мы руководствовались следующим:

1. Спирально - концентрическим расположением материала, то есть расширением и углублением того базового уровня, который дается еще в 1 классе и который так необходим для овладения проектно - исследовательской деятельностью.

2. Определенным Базовым уровнем владения проектно - исследовательской деятельности. При этом мы должны помнить, что выполнение проекта складывается из трех этапов:

-разработка проекта;

-практическая реализация проекта;

-защита проекта.

Каждый из этих этапов имеет свое содержание, которое мы представляем в следующей таблице:

Последовательность работы над проектом

Технологический (творческий) проект
1-й этап. Разработка проекта
Для чего и кому нужен проект?
  1. Сделать подарок.
  2. Подготовиться к празднику.
  3. Что-то другое…
Что будем делать?
  1. Обсуждаем и выбираем изделие(-я).
  2. Определяем конструкцию изделия.
  3. Подбираем подходящие материалы.
  4. Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта.
  5. Выбираем лучший вариант.
Как делать?
  1. Подбираем технологию выполнения.
  2. Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение.
  3. Подбираем инструменты.
2-й этап. Выполнение проекта
Воплощаем замысел
  1. Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте).
  2. Изготавливаем изделие.
  3. Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию).
3-й этап. Защита проекта
Что делали и как?
  1. Что решили делать и для чего.
  2. Как рождался образ объекта.
  3. Какие проблемы возникали.
  4. Как решались проблемы.
  5. Достигнут ли результат.

 

Содержание программы. 1 класс. (34 часа)

Введение.

Кто такие исследователи. Кто такие проектировщики. Известные русские и зарубежные проектировщики и исследователи. Зачем надо заниматься исследования и проектированием. Чем школьное проектирование и исследование отличается от научного и что у них общего.

Представление проекта, его защита, анализ и корректировка.

Защитная речь и требования к ее составлению. Презентация устная и письменная. Требования к презентации. Компьютерная поддержка презентации и требования к ее исполнению. Рефлексия эмоциональная и содержательная. Анализ работы по заданным учителем вопросам. Выход на дальнейшие планы, исходя из итогов проделанной работы.

Заключение.

Подведение итогов за год совместно с учителем и родителями. Диагностика определения уровня обученности первоклассников проектной деятельности. Анализ результатов этой диагностики. Планы на следующий учебный год.

Общее количество выполненных проектов за год - три: два коллективных (в том числе, работа в группах в рамках коллективного проекта) и один индивидуальный.

Содержание программы 2 класс (34 часа)

Что такое исследование (2ч)

Исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема). Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

Гипотеза исследования (2ч)

Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез.

Эксперимент (2ч)

Эксперимент, проба, опыт. Главный метод познания. Действия с предметом исследования. План эксперимента. Результат эксперимента.

Работа в паре (2ч)

Выбор темы. Распределение работы в паре.

Работа в группе (3ч)

Коллективная работа. Вклад каждого участника группы в работу. Распределение работы в группе. Выбор лидера группы.

Презентация (3ч)

Продукт проектной деятельности. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.

Подготовка к защите исследовательской работы (4ч)

Особенности записи исследования. Понятия. Классификация. Парадоксы. Ранжирование. Сравнения и метафоры. Выводы и умозаключения. Текст доклада. Тезисы. Схемы, чертежи, рисунки, макеты.

Защита работ (2ч)

Урок-конференция.

Содержание программы 3 класс (34 часа)

Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию (2ч)

Индивидуальные консультации. Корректировка работ. Выводы. Итоги работы.

Обобщение материала. Правила оформления материала (2ч)

Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.

Оформление работы на компьютере (2ч)

Работа с компьютером. Презентация.

Требования к оформлению работы (2ч)

Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Выводы и оформление “Заключения”.

Подготовка текста защиты проекта (2ч)

Составление текста защиты проекта. Тезисы. Конспект выступления. Особенности и приемы конспектирования. Продукт проектной деятельности.

Подготовка презентации (2ч)

Подготовка презентации. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.

Выдвижение гипотез (2ч)

Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез.

Сбор материала (2ч)

Выбор путей решения. Работа с различными источниками информации. Составления анкет, опросников, интервью. Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование.

Обработка информации (2ч)

Обработка анкет. Оформление результатов анкетирования. Таблицы, схемы, чертежи.

Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию (2ч)

Индивидуальные консультации. Корректировка работ. Выводы. Итоги работы.

Требования к оформлению работы. Повторение (1ч)

Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Выводы и оформление “Заключения”.

Оформление работы на компьютере (2ч)

Правила работы за компьютером..

Подготовка текста защиты проекта (2ч)

Составление текста защиты проекта. Тезисы. Конспект выступления. Особенности и приемы конспектирования. Продукт проектной деятельности. Индивидуальное и групповое выступление.

Подготовка презентации (2ч)

Правила подготовки презентации. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.

Ожидаемые результаты.

Планируемые результаты.

Должны научиться Сформированные действия
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: · Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); · Целеполагать (ставить и удерживать цели); · Планировать (составлять план своей деятельности); · Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); · Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; · Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Учебно-методическое обеспечение

Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы. На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний.

4. Учебно-методическое обеспечение.

1. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007 г.

2. Савенков А.И. «Я - исследователь» Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007 г.

3. Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.

4. Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г.

5. Семёнова Н. А. «Исследовательская деятельность учащихся»//Начальная школа, 2006г..№2.

6. Землянская Е.Н. «Учебные проекты младших школьников» // Начальная школа, 2005г. № 9.

7. Чиркова Е.Б. «Модель урока в режиме технологии проектного обучения» //Начальная

школа, 2003г. № 12.

8. Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения» М.: Русская энциклопедия, 1998г.

9. Дубровина И.В. «Интересы как одно из условий развития способностей школьника» Москва: Академия, 1998г.

10. Леонтович А.В. «В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности» // “Завуч” 2001г. № 1

11. Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания»

// “Завуч” 2001г. № 1

12. Леонтович А.В. «Рекомендации по написанию исследовательских работ» // “Завуч” 2001г. № 1

13. Харчевникова Е.Г. «Овладение учителем школьными технологиями» // Начальная школа 2003г. №2.

14.Семенова Н. А. «Исследовательская деятельность учащихся»// Начальная школа 2006г. №2.

15. Аркадьева А.В. «Исследовательская деятельность младших школьников» // Начальная школа плюс До и После. – 2005г.

16. Горячев А.В. «Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. – 2004г.

Материально-техническое обеспечение:

  1. компьютер;
  2. проектор;
  3. интерактивная доска;
  4. Интернет;

 


 

Тематическое планирование для 1 класса.

Дата Тема урока Универсальные Учебные Действия Форма проведения урока Продукт проектирования Р.Р. ТСО
1.   Кто такие исследователи и проектировщики, что и зачем надо исследовать и проектировать. Умение слышать и слушать. Первичное умение задавать вопросы. Первичное умение вести диалог. Учимся мотивировать свой труд на уроке. Учимся задавать вопросы учителю и себе. Урок – игра с введением диалога и беседы Рисунок «Я -исследователь» Ответ на вопрос «Вопрос, который я задаю себе» -Фрагменты видеофильмов о детях и животных- малышах, которые познают мир -составление мозаики на интерактивной доске
      Какой разнообразный окружающий мир Природы (флора и фауна) Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. Учимся наблюдать за природой и делать элементарные пометы в рабочих тетрадях по итогам наблюдений. Учимся вслушиваться и всматриваться в природу и собирать в природе материал. Экскурсия в природу -гербарий -интересные природные находки -фотографии и т.д. -Стихи о разнообразии мира -пословицы и поговорки -кроссворды и викторины Фотоаппарат видеокамера
3.   Что мне интересно в окружающем мире природы. (по итогам экскурсии в природу) Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. Учимся видеть проблемы и формулировать темы и проблемы, которые меня интересуют. Учимся делать элементарные записи в «Тетради исследователя - проектировщика» Урок - диалог,   Записи в рабочей тетради компьютер
4.         Учимся наблюдать опыты за явлениями природы (погода,облака, небо, тучи, ветер, осадки и т.д.) Учимся целеполаганию И выстраиванию задач урока Учимся наблюдать и делать пометы в черновиках по ходу наблюдений за опытами Урок- экскурсия на метеостанцию (совместно с родителями) Фотогра- фирование и видеосъемка   Работа с видеокамерой и фотоаппаратом
5.   Опыты, опыты, опыты Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. Учимся проводить простейшие опыты и рассказывать о способах их проведения. Учимся обдумывать проблему и темы исследования, обговаривать личную мотивацию исследования и делать элементарные записи- пометы в «Тетради исследователя» Урок-диалог Фоторепортаж (совместная индивидуальная работа детей и родителей) Стихи о явлениях природы - пословицы о явлениях природы -загадки, ребусы Видеосъемка по материалам экскурсии на метеостанцию
6.   7.       Проект и его обдумывание: мотивация - тема-цель- гипотеза-конечный продукт     Выбираем и обдумываем наш общий проект. Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. Знакомимся с понятийным аппаратом проектирования: -проект - -мотивация -тема в виде вопроса- проблемы (например, «Почему листья осенью меняют зеленый цвет и становятся разноцветными» -цель -задачи -гипотеза -конечный продукт проектирования -оформление «Ежик» Учимся слышать и слушать учителя о предлагаемом им своем годовом проекте «Рабочая тетрадь исследователя- проектировщика» и той помощи и сотрудничества, которую он ждет от учащихся и их родителей в течение учебного года. Учимся целеполаганию и выстраиванию Задач урока. Практическая работа над целью, проблемой, гипотезой, звездочкой обдумывания общего проекта Урок- беседа   Урок- практикум Шаблон «Ежик» Краткие записи в «Рабочей тетради» Интерактивная доска и компьютер
8.   Намечаем план-схему выполнения проекта(«Звездочка обдумывания») Учимся мотивировать свой труд, давать себе целевую установку на урок, ставить задачи. Учимся составлять «Звездочку обдумывания»       Составление «Звездочки обдумывания» по теме выбранного проекта Записи в «Рабочей тетради»  
9.       Какой разнообразный мир книг! Учимся выбирать нужные книги по теме проекта, Учимся ориентироваться в мире книг в библиотеке. Урок – экскурсия в школьную библиотеку   Что такое презентация. Устная презентация: «Книга, которую я предлагаю для работы над темой проекта И почему» Рассказ «Моя любимая книга» Стихи, пословицы, загадки о книге  
10.   Я в мире книг Книги- помощники исследователей. Учимся выбирать из книги нужный материал по теме проекта и делать закладки, пометы карандашом, выписки в рабочую тетрадь. Урок- поиск Что такое презентация. Составление Презентации о книгах, которые помогают в исследовании и проектировании На общую тему Мини-рассказ (презентация) о книгах(книге), которые мне помогут в проектировании нашей темы компьютер
11.   Возможности компьютера в добывании материалов по теме проекта Учимся работать с Интернетом. Учимся запрашивать в Интернете материалы по теме проекта. Учимся оценивать найденную информацию по теме исследования Урок- игра   Самооценка и взаимооценка найденных в Интернате материалов по теме исследования компьютер
12.   Обращаемся к опыту знающих людей Учимся задавать вопросы для получения информации по теме исследования Учимся простейшим формам оформления полученных ответов на заданные вопросы в рабочих тетрадях Урок- интервью У приглашенного на урок знатока темы проекта Видеосъемка и запись на мобильник и видеокамеру Оформление полученных сведений в рабочей тетради  
  13.   Составление технологической карты работы над проектом Учимся обобщать полученные материалы из разных источников, Классифицировать их, сравнивать, анализировать. Учимся составлять технологическую карту работы над проектом Урок-конструктор   Интерактивная доска  
14.   От замысла к конечному продукту (Работаем над реализацией замысла проекта по технологической карте) Учимся практическому освоению замысла и работе по технологической карте Урок- практикум      
15.   Важно: уметь защитить свой проект Понятие о защитном слове и его значимости. Требования к защитному слову. Учимся слушать образец защитного слова. Учимся видеть и анализировать культуру устного выступления. Учимся умению и культуре задавать вопросы защищающемуся со своим проектом Урок-эталон   Записи в рабочей тетради «Правила Защитной речи» Компьютер Интерактивная доска
16,17   Готовим защитную речь по теме проекта Учимся устному высказыванию по опоре и выполнению требований к защитной речи. Учимся работать в команде. Урок-практикум Урок- тренинг   Устное монологическое коллективное высказывание -защитная речь по теме проекта  
18,19     Без презентации Защитная речь бедна и бледна Требования к компьютерной презентации. Учимся делать презентацию к составленному тексту. Учимся показывать презентацию к составленному тексту защиты проекта Урок- практикум   Урок- тренинг     Интерактивная доска
20.   Защита коллективного проекта Учимся слышать и слушать. Учимся публично выступать. Учимся представлять компьютерную презентацию. Учимся задавать вопросы и отвечать на них Учимся работать в команде Урок- публичное выступление перед родителями и первоклассниками 1-Б класса Презентация проекта Монологическая речь при предъявлении защитной речи.  
21.   Анализ и корректировка проделанной работы над проектом -Что такое анализ, рефлексия и корректировка своей деятельности. Учимся элементарным навыкам анализа проделанной работы по поставленным учителем вопросам Учимся делать выводы и обобщать, подводить итоги. Учимся из проделанной работы планировать дальнейшую проектно-исследовательскую деятельность Урок- вертушка   Устные высказывания по предложенным вопросам  
22-30   Мой личный проект и работа над ним совместно с учителем Учимся под руководством учителя и самостоятельно создать свой проект на выбранную учеником тему, пройдя все этапы его создания и защиты Уроки- практикумы и уроки -консультации   Работа в «Рабочей тетради» на всех этапах  
30-31   Корректировка дополнений, внесенных учащимися и их родителями в проект учителя «Рабочая тетрадь юного исследователя- проектировщика» Учимся коллективно обсуждать представленные материалы, всупать в диало, отстаивать свою точку зрения, оценивать себя и друг друга   Проект Рабочая тетрадь юного исследователя- проектировщика для 1 класса» Устные суждения- высказывания  
    Мы-проектировщики Учимся подводить итоги и систематизировать Урок- итоговая игра Совместное творчество Стихи, пословицы,вопросы- ответы и т.д. Компьютер

 

Рабочая программа

по курсу

«Мои первые проекты»

(внеурочная деятельность)

для обучающихся 1 -4 классов

 

 

Мельниково 2011



Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.