Кафедра экономики, социологии, политологии и права — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кафедра экономики, социологии, политологии и права

2017-11-27 157
Кафедра экономики, социологии, политологии и права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кафедра экономики, социологии, политологии и права

 

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

протокол № ___ от «___»__________201 г

 

Заведующий кафедрой, профессор _______________ С.Л. Еремина

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для студентов на практическое занятие по курсу

«Основы бизнес-планирования проектов»

 

3 курс, медикобиологический факультет

 

Составила:

д.э.н., профессор С.Л. Еремина

 

Томск 2010


Тема 1: «Определение предпринимательских способностей.

Выбор идеи. SWOT – анализ» - 4 часа

I. Учебные и воспитательные цели:

При выполнении данного практического занятия студент должен:

· изучить методы поиска бизнес-идеи; научиться вырабатывать критерии их оценки; научиться формулировать качества, необходимые предпринимателю; изучить способы оценки предпринимательских способностей;

· сформировать чувство ответственности за результат проведенных исследований, так как оно становится основанием для практической реализации бизнес-проекта. Неграмотное или недобросовестно выполненное исследование может привести к потерям, как собственных средств, так и средств кредиторов и инвесторов, а также доверия потребителей.

В результате изучения темы студенты должны:

иметь представление:

§ о «мозговом штурме», как методе и средстве определения бизнес-идеи, его преимуществах и недостатках;

§ о разнообразии критериев оценки бизнес-идеи;

§ о способах определения предпринимательских способностей.

знать:

§ SWOT – анализ как способ оценки бизнес – идеи;

§ формулировки и способы оценки внутренней и внешней среды бизнеса;

§ существующие в стране, регионе варианты финансирования бизнеса и оценивать способы их привлечения: собственные средства, кредит, государственные программы поддержки предпринимательства;

§ особенности организации бизнеса в сфере медицины и здравоохранения.

уметь:

§ работать в команде;

§ трезво оценивать предпринимательские способности: свои и предполагаемых партнеров;

§ составлять перечень товаров или услуг, которые могут стать идеей для бизнеса;

§ использовать критерии для оценки составленного перечня товаров или услуг для выбора бизнес – идеи;

§ пользоваться нормативной документацией для выбора источников финансирования бизнеса;

«иметь опыт (навык)»:

§ пользоваться инструментами SWOT - анализа.

II. Учебно-материальное обеспечение

1. Раздаточный материал:

§ лист оценки предпринимательских способностей. Корректировочная таблица;

§ Схема «Окно Джохари»;

§ SWOT – анализ.

 

III. Методические указания студентам по подготовке к занятию

Для подготовки к занятию студенты могут использовать материалы учебного пособия, учебники, источники интернет. Студент должен быть готов ответить на вопросы обоснования методик, используемых для выбора бизнес-идеи и оценки предпринимательских качеств.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. составьте перечень качеств, которыми должен обладать предприниматель;

2. изучите корректировочные коэффициенты, используемые при оценке предпринимательских качеств;

3. проанализируйте факторы внешней и внутренней среды, влияющие на результативность бизнеса;

4. что такое SWOT – анализ?;

5. обоснуйте роль и значение SWOT - анализа в бизнесе;

6. в чем сила, слабость, возможности и опасности предприятия?;

7. что делать с сильными и слабыми сторонами предприятия?;

8. что делать с возможностями и опасностями предприятия?;

9. обоснуйте цель составления «Окна Джохари».

Литература для подготовки к занятию:

1. Еремина С.Л. Практикум бизнес-планирования. Издательство ТПУ – 2009 – 94 с.

2. Петухова С.В. Бизнес-планирование: как обосновать и реализовать бизнес-проект: практическое пособие / С. В. Петухова. — 4-е изд., стер. — М.: Омега-Л, 2009. — 171 с.

3. Просветов Г.И. Бизнес-планирование: задачи и решения: учебно-практическое пособие / Г. И. Просветов. — 2-е изд., доп. — М.: Альфа-Пресс, 2008. — 256 с.

4. Рябых Д.А. Бизнес-план на практике. Опыт успеха в России. 28 реализованных бизнес-планов / Д. А. Рябых, А. А. Гладкий. — СПб.: Питер, 2008. — 208 с.

Задания для самоконтроля готовности к занятию

1. Сформулируйте десять индивидуальных ключевых качеств, отличающих успешного предпринимателя.

2. Оцените свои предпринимательские способности по 25-балльной шкале (табл. 7, стр. 44).

3. Оцените, насколько соответствует вам то или иное утверждение при условии, что: 5- всегда. 4- обычно. 3- иногда. 2- изредка. 1- никогда (задание 10, стр. 45 - 48).

4. Используя поправочный коэффициент, определите, пытаетесь ли вы создать лучшее представление о себе (табл. 8-10, стр. 48).

5. Опишите «окно Джохари». Нарисуйте ваше личное окно Джохари (рис. 5-6, стр. 48-52).

IV. Работа на занятии

ЗАДАНИЕ 1. Сформулируйте максимально возможное число бизнес-идей, сосчитайте их и придумайте название своей фирмы:

1. Изучите методику мозгового штурма. Не критикуйте, не оценивайте идеи и друг друга. Будьте максимально открытыми и креативными.

2. Составьте перечень критериев и проведите оценку трех бизнес-идей, внесите результаты в таблицу:

 

Идеи/критерии Наличие спроса Наличие сырья Наличие технологии Наличие рабочей силы определенной квалификации Правительственные приоритеты итого
Абс. Отн. Абс. Отн. Абс. Отн. Абс. Отн. Абс. Отн.
                       
Идея № 1                      
Идея № 2                      

 

Расчет осуществляется по формуле:

12 = 2*3+4*5+6*7+8*9+10*11 (1)

 

3. сделайте заключение о выбранной вами идее: идеей бизнеса может стать та, которая даст максимальную оценку (500 баллов);

4. оцените значимость правительственных приоритетов для реализуемости бизнес-идеи;

5. проанализируйте приоритетные направления инвестиционной деятельности Администрации Томской области.

ЗАДАНИЕ 2. Оцените полученную бизнес-идею с помощью SWOT-анализа:

1. изучите методику составления SWOT-анализа.

2. Проведите оценку сильных и слабых сторон, возможностей и опасностей.

3. Запишите результаты (табл. 1), объясняя каждый этап определения.

4. Таблица 1 SWOT-анализ компании Х.

Показатели Состояние показателя Заключение по выбранной бизнес-идее
сила дешевое сырье, относительно низкая цена, технологическая экспертиза, хорошая сеть потребителей, хорошая упаковка, управленческий опыт, более совершенная технология, система сбыта  
слабость нет контроля над поступлениями сырья, отсутствие рекламной стратегии, технологическая отсталость, ограниченный срок службы товара. неопытность управляющих, владельцев, плохой дизайн товара, нехватка рабочего капитала, слабая работа по реализации, низкий уровень запасов в момент пика продаж, высокая цена продукта, отсутствие технической экспертизы, высокие цены на сырье  
возможности немногочисленность и слабость конкурентов, отсутствие данных продуктов на рынке, рост доходов целевого рынка, продукт редко встречается в данной местности, растущий спрос, благоприятная политика правительства, подобные продукты приносят прибыль. благоприятные программы и сотрудничество с правительством, низкие процентные ставки кредитования  
опасности растут затраты на сырье, слишком высокий уровень конкуренции, государственная бюрократия, нехватка сырья, неподвижность рабочей силы, стихийные бедствия, переманивание квалифицированной рабочей силы, взяточничество и коррупция. изменения государственных положений, недостаточность власти, слаборазвитая инфраструктура контрабанда  

 

ЗАДАНИЕ 3. Сделайте заключение о реализуемости бизнеса.

 

Тема 2: Цели составления бизнес-плана. Внутренние и внешние. Титульный лист. Резюме. Досье компании - 4 часа

I. Учебные и воспитательные цели:

При выполнении данного практического занятия студент должен:

§ научиться формулировать внутренние и внешние цели составления бизнеса и бизнес-плана, досье компании; изучить методы составления резюме, досье компании, а также рекомендации по составлению титульного листа;

§ сформировать чувство ответственности за результат выполненной работы, так как часто он является основанием для получения инвестиций для реализации бизнес-плана. Неграмотно или недобросовестно выполненная работа может привести к неполучению инвестиций или получению их на худших условиях.

В результате изучения темы студенты должны:

иметь представление:

§ о целях и вариантах составления бизнес-плана;

§ о формулировке и способах оценки внутренних и внешних целей компании в целом и ее основных акционеров;

§ о структуре и целях составления резюме и досье компании.

знать:

§ способы, как заинтересовать инвесторов и кредиторов;

§ формулировки и способы оценки внутренней и внешней целей бизнеса;

§ методы выбора, средства и способы принятия решения о том, кто может составить бизнес-план;

§ особенности организации бизнеса в сфере медицины и здравоохранения.

уметь:

§ работать в команде;

§ грамотно излагать цели и задача бизнес-плана и бизнеса;

§ формировать досье компании

§ составлять резюме бизнес-идеи;

§ пользоваться рекомендованной литературой для составления бизнеса;

иметь опыт (навык):

§ пользоваться программным продуктом для составления бизнес-плана.

IV. Работа на занятии

ЗАДАНИЕ 1. Составьте перечень социально-ориентированных компаний на основе самостоятельно выполненной работы:

1. сгруппируйте перечень целей компании Х, выделив в них внутренние и внешние.

2. Проведите оценку реализуемости декларируемых целей компаний, работающих в сфере медицины и здравоохранения.

3. Сформулируйте цели своего бизнеса.

ЗАДАНИЕ 2. Составьте резюме и досье своей компании:

1. изучите структуру резюме;

2. обоснуйте возможность составления резюме до и после составления бизнес-плана;

3. изучите структуру досье компании;

4. составьте досье своей компании.

 

Тема 3: «Структура бизнес-плана» - 2 часа

Учебные и воспитательные цели:

При выполнении данного практического занятия студент должен:

§ научиться структурировать бизнес-план, понимать, что чем подробнее он будет составлен, тем меньшие риски будут угрожать бизнесу при реализации бизнес-плана;

§ сформировать чувство ответственности за результат выполненной работы, так как часто уровень подробности структуры бизнес-плана является основанием для понимания финансовой состоятельности идеи и получения инвестиций. Неграмотно или недобросовестно выполненная работа может привести к неполучению инвестиций или получению их на худших условиях.

В результате изучения темы студенты должны:

иметь представление:

§ о целях и вариантах составления бизнес-плана;

§ о глубине структуры;

§ о том, что чем подробнее будет структурирован бизнес-план, тем меньше проблем возникнет с его реализацией.

знать:

§ варианты структурирования бизнес-плана;

§ каждый из разделов бизнес-плана может быть структурирован, декомпозирован по целям;

§ методы выбора, средства и способы принятия решения вопроса о том, насколько важна декомпозиция целей;

§ особенности организации бизнеса в сфере медицины и здравоохранения.

уметь:

§ работать в команде;

§ грамотно излагать цели и задачи бизнес-плана и бизнеса;

§ формировать структуру бизнес-плана исходя из целей авторов идее, собственников бизнеса, инвесторов и акционеров;

§ пользоваться рекомендованной литературой для составления бизнеса;

иметь опыт (навык):

§ пользоваться программным продуктом для составления бизнес-плана.

IV. Работа на занятии

ЗАДАНИЕ 1. Составьте перечень основных разделов бизнес-плана:

1. на основе рекомендаций различных организаций обоснуйте оптимальное число разделов документа;

2. составьте структурубизнес-плана для реализации своей бизнес-идеи;

3. проиллюстрируйте наличие связи между формой бизнеса и структуройбизнес-плана;

4. проиллюстрируйте наличие связи между требованиями инвестора (кредитора) и структуройбизнес-плана.

 

 

Тема 4: «План маркетинга» - 5 часов

Учебные и воспитательные цели:

При выполнении данного практического занятия студент должен:

§ изучить методы проведения маркетинговых исследований; изучить возможности социологических методов восхождения от частного к общему и от общего к частному; научиться оценивать каждый из методов по критериям «за» и «против»; научиться использовать информацию для оценки емкости рынка своей бизнес-идеи;

§ сформировать чувство ответственности за результат проведенных исследований, так как оно становится основанием для практической реализации бизнес-проекта. Неграмотное или недобросовестно выполненное исследование может привести к существенным потерям и несостоятельности бизнеса.

В результате изучения темы студенты должны:

иметь представление:

§ о цели плана маркетинга в бизнес-плане, в частности, о методах расчета емкости рынка;

§ о методах проведения социологических (маркетинговых) исследованиях, его преимуществах и недостатках;

§ о роли места проведения маркетинговах исследований;

§ о методах обработки полученной информации.

знать:

§ структуру затрат на проведение опросов и оценку их репрезентативности;

§ методы поведения фирмы на рынках продавцов и покупателей;

§ средства продвижения товара (услуги) на рынок;

§ тенденции развития отрасли;

§ особенности организации бизнеса в сфере медицины и здравоохранения.

уметь:

§ работать в команде;

§ грамотно оценивать емкость рынка: компании и отраслевого;

§ сегментировать рынок по разным основаниям;

§ составлять рекламный бюджет;

§ формулировать цели и варианты проведения рекламных акций, кампаний;

«иметь опыт (навык)»:

§ пользоваться инструментами маркетинговых и рекламных мероприятий.

IV. Работа на занятии

ЗАДАНИЕ 1. Составьте перечень основных вопросов плана маркетинга:

1. проведите сравнительный анализ маркетинговых планов сетевых компаний;

2. на основе рекомендаций различных организаций обоснуйте оптимальное число разделов документа;

3. составьте структуруплана маркетинга своего бизнеса;

4. составьте перечень вопросов и приведите интервью (не более 2-х минут) для определения емкости рынка вашей бизнес-идеи;

ЗАДАНИЕ 2. Определите емкость рынка вашей бизнес – идеи:

1. оцените уровень конкуренции на рынке вашей бизнес – идеи;

2. обоснуйте выбор стратегии выхода на рынки в зависимости от уровня конкуренции;

3. оцените состояние рынка вашей бизнес – идеи: продавцов или покупателей;

4. предложите варианты выхода на рынок при условии рынка покупателей;

5. предложите варианты выхода на рынок при условии рынка продавцов;

6. оцените эффективность рекламной кампании компании Х;

7. измерьте (в деньгах) емкость рынка вашей бизнес – идеи.

Тема 5: «План производства. План организации и менеджмента» - 4 часа

I. Учебные и воспитательные цели:

При выполнении данного практического занятия студент должен:

§ изучить методику составления плана производства, а также организации и менеджмента; понять, что основными затратами на реализацию бизнес-плана являются затраты на организацию производства;

§ сформировать чувство ответственности за результат проведенных исследований, так как оно становится основанием для практической реализации бизнес-проекта. Неграмотное или недобросовестно выполненное исследование может привести к неверным результатам и, как следствие, неверному решению относительно того, стоит или нет начинать реализацию запланированной бизнес-идеи.

В результате изучения темы студенты должны:

иметь представление:

§ о цели плана производства менеджмента в бизнес-плане, в частности, о методах расчета затрат на собственно производство, а также организацию;

§ о методах описания технологического процесса;

§ о наборе ресурсов, необходимых для реализации проекта;

§ о вариантах поиска, получения и оплаты выбранных ресурсов.

знать:

§ структуру затрат на производство и организацию предприятия;

§ методы расчета постоянных и переменных издержек;

§ способы начисления амортизации;

§ технологические тенденции и новации отрасли;

§ особенности организации производственного процесса (создания услуг) в сфере медицины и здравоохранения.

уметь:

§ работать в команде;

§ грамотно исследовать возможности, предоставляемые рынком для приобретения ресурсов;

§ максимально эффективно находить и оценивать информацию;

§ формировать производственную себестоимость;

§ формировать уровень издержек на организацию и управление предприятием;

§ принимать решения о выборе правовой формы бизнеса, исходя из Конституции и налогового кодекса РФ

«иметь опыт (навык)»:

§ составления технологического процесса;

§ описания статей затрат на реализацию проекта;

§ расчета себестоимости продукции (услуги).

IV. Работа на занятии

ЗАДАНИЕ 1. Составьте перечень основных вопросов плана производства:

1. составьте перечень и обоснуйте последовательность технологических операций процесса Х;

2. на основе информационных источников (СМИ, бюллетени, Интернет, др.) составьте перечень возможных поставщиков товаров/услуг;

3. оцените эффективность работы с поставщиками по критериям: сроки поставки, условия платежа;

4. взаимосвязь структуры с целью и формой собственности компании;

5. проиллюстрируйте «золотые» правила делегирования полномочий;

6. обоснуйте значимость навыков поручения и исполнения заданий/инструкций.

ЗАДАНИЕ 2. Рассчитайте себестоимость вашего продукта/услуги:

1. оцените «узкие места»;

2. обоснуйте выбор амортизационной политики предприятия;

3. обоснуйте выбор поставщиков;

4. рассчитайте производственную себестоимость вашего продукта/услуги;

5. рассчитайте полную себестоимость вашего продукта/услуги.

Тема 6: «Финансовый план. Структура рисков и меры по их предупреждению» - 5 часов

Учебные и воспитательные цели:

При выполнении данного практического занятия студент должен:

§ изучить структуру финансового плана и его составных частей (общая стоимость проекта, Кеш-флоу, отчет о прибылях и убытках, график погашения кредита, расчет точки безубыточности проекта), виды рисков (политические, производственные, юридические, маркетинговые и другие);

§ сформировать чувство ответственности за результат проведенных исследований, так как оно становится основанием для начала производства, получения инвестиций. Не грамотно, не полно или недобросовестно выполненные расчеты могут привести к потерям собственных и кредитных средств.

В результате изучения темы студенты должны:

иметь представление:

§ о структуре финансового плана в бизнес-плане;

§ о целях и способах составления кэш-флоу;

§ о видах рисков и способах их преодоления, страхования.

знать:

§ цели составления финансового плана;

§ варианты расчета точки безубыточности;

§ существующие в стране, регионе варианты рисков и оценивать способы их преодоления: страхование, выполнение регламентов, привлечение специалистов и т.п.;

§ особенности организации бизнеса в сфере медицины и здравоохранения.

уметь:

§ работать в команде;

§ трезво оценивать окупаемость инвестиций;

§ сравнивать доходность и риск пассивных и активных инвестиций;

§ составлять перечень и ранжировать риски, использовать различные варианты их страхования и преодоления;

«иметь опыт (навык)»:

§ выбора структуры и составления финансовой части бизнес-плана.

IV. Работа на занятии

ЗАДАНИЕ 1. Составьте перечень основных вопросов финансового плана:

1. составьте перечень и обоснуйте набор таблиц финансового плана для принятия решения о начале бизнеса;

2. на основе информации из предыдущих разделов бизнес плана сгруппируйте издержки в таблицу «общая стоимость проекта», выделяя источники инвестиций;

3. постройте график погашения кредита, учитывая его сумму, срочность, платность и условия (залог);

4. обоснуйте необходимость привлечения кредитных средств, оцените эффективность принятия этого решения;

5. сгруппируйте возможных стейкхолдеров компании по принципу притоков и оттоков денежных средств;

6. составьте график кэш-флоу.

ЗАДАНИЕ 2. Рассчитайте «точку безубыточности» и риски вашего проекта:

1. составьте «отчет о прибылях и убытках»;

2. приведите формулу расчета «точки безубыточности»;

3. обоснуйте цель и выбор формулы расчета «точки безубыточности»;

4. сравните расчетную доходность со ставкой по депозитам;

5. обоснуйте свое решение о начале реализации бизнес-идеи;

6. составьте перечень и предложите варианты преодоления / страхования рисков.

Кафедра экономики, социологии, политологии и права

 

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

протокол № ___ от «___»__________201 г

 

Заведующий кафедрой, профессор _______________ С.Л. Еремина

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для студентов на практическое занятие по курсу

«Основы бизнес-планирования проектов»

 

3 курс, медикобиологический факультет

 

Составила:

д.э.н., профессор С.Л. Еремина

 

Томск 2010



Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.134 с.