Привлечение работников к принятию управленческих решений — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Привлечение работников к принятию управленческих решений

2017-11-21 607
Привлечение работников к принятию управленческих решений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Достоинства Недостатки
Широкий взгляд на проблему и ее тщательный анализ Больше знаний, фактов и альтернатив В ходе дискуссии уточняется постановка проблем и уменьшается неопределенность в отношении возможных вариантов действий Участие в принятии решений способствует повышению удовлетворения работников и стимулирует высокую активность в его претворении Занимает много времени; в случае, когда решение относится к программируемым, ресурсы тратятся впустую Компромиссные решения могут не удовлетворять никого Групповое мышление: групповые нормы препятствуют высказыванию различий во взглядах и разнообразию мнений Отсутствие ответственного за решение

 

 

Лидерство

Лидерство - это система взаимоотношений в группе, когда один человек (лидер) выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие (последователи) готовы следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилия

Власть – способность индивида влиять на окружающих с целью подчинить их своей воле

Источники власти:

· Власть, основанная на принуждении. Воздействие за счет угрозы применения карательных санкций. Применение такой власти быстро, действенно и просто, однако она - краткосрочная. Испуг проходит и люди, привыкая к угрозам, находят способ уклоняться от наказания или от качественной работы.

· Власть, основанная на вознаграждении. Мотивирует желательные формы поведения. Её действие, также как и предыдущей, - краткосрочно: как правило угасание происходит в течение двух-четырех месяцев.

· Легитимная власть. Основана на положении в социальной структуре и часто сопряжена с полномочиями должностных лиц.

· Экспертная власть. Основана на исключительных знаниях человека в какой-либо области и фактической неспособности других проверить адекватность и подлинность этих знаний. Восприятие экспертной власти очень субъективно. Однажды сделав ошибку, "эксперт" часто наносит непоправимый ущерб своей власти и репутации.

· Референтная власть. Это власть харизматического лидера. Она базируется на стремлении других быть похожими на него, принадлежать к той же социальной группе. Это самая сильная и менее всего осознаваемая власть.

 

I. Теории лидерских качеств

- лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств

Стогдилл (1948 г)

1. Ум и интеллектуальные способности,

2. Господство и преобладание над другими

3. Уверенность в себе

4. Активность и энергичность

5. Знание дела

«Структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных»

Уоррен Беннис

• Управление вниманием – видение лидерами исходных результатов и умение так представить последователям, чтобы оно было для них привлекательно

• Управление значением – способность лидеров объяснять последователям сложные запутанные проблемы простым доступным языком

• Управление доверием – для лидеров доверие выражается их способностью построить свою деятельность с постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных

• Управление собой – лидеры знают о своих сильных и слабых сторонах, стремятся к развитию, обучению.

 

II. Поведенческий подход к лидерству

- эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным

Авторитарный стиль

Положительные эффекты Отрицательные эффекты
Решения принимаются быстрее, т.к. зависят от одного человека Эффективен при руководстве людьми не способными или не желающими разделять ответственность Успешен в критических ситуациях В полной мере удовлетворяет потребность в безопасности, т.к. имеются четкие правила поведения и сфера компетенции каждого определена. Это обеспечивает предсказуемость действий и снижает вероятность конфликтов Необходимость беспрекословно подчиняться может вызвать чувство неудовлетворенности Подавление инициативы Показная удовлетворенность и согласие с мнением руководителя Конкуренция между работниками за получение одобрения со стороны руководителя Малая эффективность работы  

Либеральный стиль

Положительные эффекты Отрицательные эффекты
Можно применять при работе с высококвалифицированными специалистами с высокой внутренней мотивацией Руководитель может переложить риск и ответственность на членов группы Может не нравиться работникам, которые чувствуют, что их руководитель слаб и неэффективен Подчиненные могут быть недовольны той мерой ответственности, которая на них возлагается без повышения статуса и заработной платы Возможность неразберихи при отсутствии согласованности внутри группы

 

Демократический

Положительные эффекты Отрицательные эффекты
Хорошие рабочие взаимоотношения между группой и лидером Группа вовлечена в работу, делит ответственность за принятие решений с руководителем Работники мотивированы к проявлению инициативы Работники более заинтересованы в результатах работы, т.к. сами принимали решения Не все хотят принимать участие в принятии решений и нести за это ответственность Дополнительные усилия руководителя на поддержание атмосферы доверия в коллективе Если предложения работников не включаются в окончательное решение, может возникнуть недовольство Обсуждения занимают много времени  

 

Исследования Мичиганского университета. Р. Лайкерт

Руководитель, сосредоточенный на работе   Руководитель, сосредоточенный на человеке
заботится о проектировании задачи и разработке системы вознаграждений для повышения производительности труда сосредоточивают внимание на повышении производительности труда путем совершенствования человеческих отношений
Стили лидерства

 

Исследования Университета штата Огайо

- люди могут вести себя так, что это будет одновременно ориентацией и на работу, и на человека

Поведение руководителя классифицировалось по двум параметрам:

Структура подразумевает такое поведение, когда руководитель планирует и организует деятельность группы и свои взаимоотношения с ней.

Внимание к подчиненным подразумевает поведение, которое влияет на людей, апеллируя к потребностям более высокого уровня, строя взаимоотношения на основе доверия, уважения, тепла и контакта между руководителем и подчиненными.

 

 
 


Лидер заят удовлетворением желаний и потребностей работников, нежели структурированием задания Лидер в значительной мере осуществляет руководство работой, уделяя одновременно внимание установлению наилучших отношений с работниками
Не справляясь со структурированием работы, лидер не стремится компенсировать это созданием условий для налаживания отношений с работниками Основное внимание лидер уделяет структурированию работы при слабом учете нужд и желаний работников

Низкое Внимание структурированию работы Высокое

 

1.1 — страх перед бедностью. Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.

1.9 — дом отдыха. Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий.

9.1 — авторитет — подчинение. Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных.

5.5 — организация. Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя.

9.9 — команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность.

 

 

III. Ситуационное лидерство

Теория жизненного цикла лидерства в организации (Херси – Бланщар)

 

S4 Делегирующий S3 Участвующий S2 Убеждающий S1 Указывающий
R4 R3 R2 R1
Способны и хотят или уверены в себе Способны, но не хотят или не уверены в себе Неспособны, но хотят или уверены в себе Неспособны и не хотят или не уверены в себе

Практическое задание

Расставьте типы лидерства (S1-S4) в квадранты диаграммы ситуационного лидерства

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.