Основные характеристики лидерства в управлении. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Основные характеристики лидерства в управлении.

2017-11-27 294
Основные характеристики лидерства в управлении. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Если лидерство в процессе работы можно рассматривать как умение оказывать влияние на мысли, установки и деятельность других так, что они охотно направляют свое поведение на достижение организационных целей, то тогда важными представляются следующие четыре группы переменных. Это личность менеджера, особенности группы, ситуация, в которой осуществляется лидерство и особенности организации.

Личность менеджера. Менеджер не может быть универсальным. У каждого свои особенности, предпочтения, нежелательные альтернативы, зоны некомпетентности, симпатии и антипатии. Лидеры бывают личностями разных масштабов, темпераментов и с самыми разными характерами. Одни общительны и открыты, другие замкнуты и сдержаны. Одни легко обнаруживают свои эмоции, в то время как другие спокойно управляют собой.

Теории особенностей характера руководителя. Исследования по руководству были направлены на выявление личных качеств руководителей. Этот подход основывается на том предположении, что эффективному руководителю присущи такие характерные черты, как ум, физические данные и т.д. Исследования привели к заключению, что умение руководить ассоциируется с умением говорить, суждениями и эрудицией руководителя, а уровень умственных способностей отдельного человека является точным показателем того, насколько этот человек может преуспевать в роли руководителя до тех пор, пока этот уровень достаточен.

Сторонники этой теории считают, что физические, в том числе внешние данные человека, также являются составляющими его возможности оказывать влияние на других. Большую роль, по мнению авторов данной теории, играют некоторые личные качества, которые ассоциируются в большинстве случаев с эффективными руководителями. Например, инициатива, т.е. умение руководителя поступать и начинать какое-либо действие по своему желанию и усмотрению, проявляя индивидуальность в том, каким образом выполнять работу. Этой теории присущи некоторые недостатки, выражающиеся в допущении того, что если человек уверен в себе, независим в своих поступках и достаточно разумен, то он имеет больше возможностей стать хорошим руководителем.

Во-первых, теория характерных черт руководителя не принимает во внимание подчиненных. Подчиненные оказывают достаточное влияние на выполнение работы руководителем. Во-вторых, приверженцы этой теории не специфицируют относительные значения различных черт характера. Должна ли организация стараться найти себе руководителей, которые уверены в себе, независимы в своих поступках, или тех, которые имеют больший рост и вес? В-третьих, основа исследования противоречива. В конечном итоге, так как перечисление свойств характера бесконечно, то этот перечень будет ежегодно пополняться, потому как множество необнаруженных качеств в будущем себя проявят. Громоздкие перечисления ведут к путанице и спорам и не дают ясного представления о руководстве организацией. Возможно, наибольшим недостатком является то, что исследования, связанные с чертами характера руководителей, не дают возможности обобщить результаты относительно различных ситуаций.

Характеристики группы. По определению, группа характеризуется большей или меньшей взаимной привлекательностью ее членов, спаянностью, взаимозависимостью, способностью членов оказывать влияние друг на друга, замкнутостью, общими ценностями, целями и интересами. Поскольку это так, менеджеру-лидеру рекомендуется основательно разобраться в динамике своего рабочего подразделения. Возмущенная или враждебная группа потребует другого стиля руководства, нежели тот, который применялся при работе с группой дружелюбной и благонамеренной. Лидерское поведение, которое может быть успешным по отношению к самостоятельной и уверенной в себе группе, может оказаться неуместным при работе с группой подчиненной и апатичной.

Ситуация. В различных ситуациях требуются разные виды лидерского поведения. Однако чаще люди склонны вести себя так, как это было успешно в прошлом. Менеджер-лидер должен приспосабливать свои руководящие действия к требованиям ситуации, а не рассчитывать, что ситуация будет соответствовать его предпосылкам.

Характеристики организации. Прежде, чем менеджер появится на сцене, в организации укореняются обстоятельства, на которые он должен настроиться. Каждая фирма или отдел имеет свою собственную уникальную историю, традиции, обычаи; каждая имеет свою собственную структуру власти и свой стиль сотрудничества, координации и выполнения работы. В то время как в одной компании жизнь идет размеренно и неторопливо, темп в другой может быть не только высокий, но даже изнуряющий. Вовсе не обязательно, чтобы менеджер-лидер соглашался с такими особенностями организации дел или одобрял их. Существенно, чтобы он почувствовал их, чтобы не стать "мертвым" менеджером прежде, чем его признают динамичным лидером.

Формальное и неформальное лидерство. Каждую компанию можно рассматривать как «арену», на которой организаторы встречаются с организуемыми. Чтобы гарантировать достижение ее целей, компания назначает формального лидера, который имеет права направлять и контролировать деятельность подчиненных. Они облечены властью выполнять свои функции и обязанности. В общем, они исполняют свои полномочия, используя механизмы организационной структуры. Однако часто организуемые мобилизуют свои возможности защищать то, что они считают своими законными правами, потребностями и нуждами и, вопреки воле вышестоящего руководства, молча избирают других лидеров. К ним они обращаются за руководством, от них они получают указания.

Менеджер не становится лидером, если он не завоевал авторитета в группе, он может оставаться лишь номинальным лидером, персоной, занимающей важное положение. Менеджер должен понять тот факт, что его законное право управлять другими еще не делает его лидером. Нужно еще заработать психологическое и социологическое право быть им. Право на влияние нужно заслужить, нужно добиться его, его нельзя требовать, нельзя получить принуждением.

Руководитель и групповая система. Каждый зрелый менеджер понимает, что единицей, выполняющей работу на самом деле, является группа, а не отдельный индивид: их роль можно сравнить, соответственно, с ролью абзаца и фразы в тексте. Различают следующие виды групп:

1. Взаимодействующие.

2. Действующие в одном направлении.

3. Противодействующие.

Название зависит от того, находятся ли их члены в тесном контакте, работают относительно независимо друг от друга или находятся в оппозиции друг к другу, но должны приходить к примирению противоречивых точек зрения. Иногда выделяют апатичные, неустойчивые, стратегические и консервативные группы.

Влияние рабочей группы на ее членов. Выделить все возможные типы групп - задача практически невыполнимая. Что действительно необходимо менеджеру-лидеру, так это разобраться в динамике своей рабочей группы и в том влиянии, которое она может оказывать на ее членов. Рабочая группа в состоянии оказать сильное влияние как в лучшую, так и в худшую сторону на своих членов. Зачастую не администрация, а сама рабочая группа решает, какой объем работы является достаточным для одного рабочего дня. Отклонение от этой нормы так называемыми нарушителями ритма наказывается жесткими мерами, начиная от мелких словесных уколов и кончая настоящим остракизмом или даже физическим насилием. Менеджеру не следует удивляться, если он увидит, что став перед выбором, от кого получать поощрение - от администрации или от своей группы, служащий часто предпочитает то, которое могут ему предложить его коллеги. Подчиненные иногда довольно охотно идут на нарушение правил, установленных администрацией, и редко идут вразрез с правилами, выработанными в их рабочей группе. Полномочия менеджера могут выглядеть довольно бледно в сравнении с властью, которой обладают группы, в расположении со стороны которых люди заинтересованы.

Из чего проистекает власть рабочей группы? Группа дает своим членам чувство солидарности и единства. Она дает им чувства безопасности от придирок и нападок со стороны администрации. Группа может не только защитить своих членов, но может покрывать их нарушения и помогать им, если нужно уклониться от выполнения требований организации. Кроме того, как уже говорилось, она имеет свою собственную систему наказаний и поощрений, свою систему власти и средства управления.

Влияние рабочей группы на производительность труда. Многочисленные исследования показали, что сплоченные группы, члены которых лояльны в отношениях друг к другу, отличаются меньшим колебаниями производительности труда, чем более разобщенные. Если ее цели согласуются с целями администрации, производительность будет расти, если они противоречат целям администрации, производительность будет, как правило, ниже средней. Такие группы, как правило, более благожелательно относятся к работникам, производительность труда которых велика. Кроме того, сплоченная группа, если она получила правильную мотивацию, продолжает хорошо работать и в отсутствие менеджера, причем решает проблемы и принимает решения на уровне, превосходящем уровень среднего человека. Как следствие этого, она часто ставит себе более высокие цели, чем менеджер, и, что более важно, работает целеустремленнее.

Значение групповых воздействий для менеджера. Менеджер может использовать положительные качества группы и, в то же время, бороться с ее тенденцией к снижению производительности труда. Следующие идеи могут помочь ему в этом.

· Менеджер должен стараться привлекать своих сотрудников к принятию решений.

· Первостепенной задачей для менеджера является создание сплоченных рабочих групп, способных к достижению поставленных перед ними целей.

· Менеджер должен учитывать значение власти группы над своими членами.

· Менеджер должен внимательно изучать реакции сотрудников на его управленческие воздействия. Сильная и сплоченная группа становится такой далеко не случайно, так же, как и апатичная, разобщенная, раздираемая конфликтами.

 

 

Функции менеджера.

 

Основную содержательную сторону руководства можно представить через совокупность функций руководителя. За многолетний период исследований, как в теоретическом, так и прикладном аспектах, было предложено множество различных классификаций этих функций. Дифференцирование их имеет условный характер, т.к. на практике все функции неразрывно связаны друг с другом и взаимопереплетены. В качестве примера такой классификации можно привести следующий перечень функций: организация управляющей системы, выбор целей, прогнозирование, планирование, информирование, решение, организация и массовая деятельность, контроль, оценка эффективности управления.

В рамках социальной психологии при дифференцировании функций руководителя берут не только управленческий цикл, а рассматривают всю структуру деятельности руководителя. Иллюстрацией такого подхода может служить следующая совокупность функций: административная (предписание работы, координация индивидуальных действий и надзор за исполнением), стратегическая (определение целей и выбор методов их достижения, планирование и прогнозирование), экспортно-консультативная, коммуникативно-регулирующая, функция представительства группы во внешней среде, дисциплинарная, воспитательная и терапевтическая.

Основным компонентом деятельности руководителя является подготовка и принятие управленческих решений. От степени обоснованности этих решений зависит успех деятельности всей группы в целом. Общую схему этого процесса можно очертить следующим образом. Началом служит обнаружение, выявление, осознание самой проблемы. Этот процесс сопровождается сбором необходимой информации, ее соответствующей подготовкой и анализом. Результатом является четкое формулирование возникшей задачи. Как правило, существует не единственная возможность решения этой задачи. Поэтому необходим анализ условий, вариантов, соотнесение их с критериями эффективности решения. Завершается этот процесс окончательным выбором такого варианта, который наиболее соответствует решению проблемы в ракурсе общих целей организации.

Инструментом осуществления процесса руководства является власть, как формальная, которой руководитель наделен изначально, так и неформальная, которую он завоевывает сам, за счет своих личных качеств, знаний, умений, навыков. Власть выражается в возможности одного человека (или многих) влиять на поведение другого человека (или многих людей). На основании способов воздействия на подчиненных принято выделять следующие методы руководства - административные, экономические и социально-психологические. Административные методы заключаются в использовании руководителем для воздействия на подчиненных (т.е. осуществления власти) своих правовых полномочий. Способ воздействия - правовые санкции. Экономические методы - это фактически вариации материального стимулирования подчиненных. Способ воздействия - денежное или эквивалентное ему вознаграждение. Социально-психологические методы включают в себя приемы воздействия на личность с помощью групповых норм, ценностных ориентации, личного авторитета и т.д. Способы воздействия - убеждения. Социально-психологические методы руководства могут быть использованы лишь в том случае, когда руководитель признан сотрудниками и лидером их группы.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.