Глава 3. Индивидуальное поведение — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Глава 3. Индивидуальное поведение

2017-11-27 249
Глава 3. Индивидуальное поведение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Человеческое поведение в целом и в профессиональной деятельности в частности определяется многими параметрами. Менеджеру для эффективного управления поведением сотрудников организации необходимо понимать сущность природы поведения индивида. Рассмотрим некоторые значимые факторы человеческого поведения.

 

Природа человеческого поведения.

 

В человеческом поведении постоянно проявляется, с одной стороны, основа, унаследованная от предшествующих поколений, а с другой – все множество непрерывных воздействий физической и социальной среды. Врожденное и приобретенное присутствует в каждом действии индивида. Но в каком соотношении? Разные теории дают порой весьма противоречивые ответы на основной вопрос - о соотношении биологического и социального в человеке. Так, бихевиористы делают особый упор на то, что многие действия человека формируются под влиянием социальной среды. Одна из главных причин, сделавших человека таким, какой он есть, связана со склонностью человека подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для него самого. Социобиология утверждает, что в основе всех форм социального поведения человека лежат врожденные структуры, присущие ему также, как и всем другим представителям животного мира. Соответственно, образ жизни человека, который, как он считает, создал он сам, на самом деле в значительной мере определяется его генами. Психоаналитки утверждают, что поведение человека в значительной степени подчиняется влиянию подсознательных сил. Эти силы обусловлены инстинктами, присущими человеку. Кризисы человека имеют социальное значение – ввиду различных социальных ограничений. При этом главная роль в формировании личности принадлежит событиям, пережитым в детстве. Гуманистическая школа подчеркивает, что в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя, и он наделен силами, необходимыми для развития всех своих возможностей. Однако воспитание и нормы, установленные обществом, более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных чувствах или потребностях и принять ценности, навязанные другими. При таком положении вещей личность развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этом отклонении и кроется источник неудовлетворенности и аномалий поведения, которыми страдают многие люди.

Сегодня главным, как нам думается, становится не стремление доказать обоснованность идей, принадлежащих какой-либо школе, а скорее желание выявить наиболее эффективные способы, технологии поведения человека в его профессиональной деятельности. При этом под поведением будем понимать внешнюю и внутреннюю активность человека, направленную на реализацию определенной цели и проявляющуюся во внешнем мире. Таким образом, составляющие поведения можно представить в виде формулы: П = А внеш. + А внутр. + Ц, где П - поведение, А внеш. - внешняя реакция человека на окружающую действительность, А внутр. - внутренние психические процессы человека (мышление, переживания и т.д.), Ц - цель, на которую направлена активность человека. Следовательно, поведение человека - это внутренние психические процессы в их комплексе, проявленные во внешний мир целесообразно. Рассмотрим составляющие психики человека, определяющие его поведение.

 

Структура личности.

 

Существует много разнообразных теорий человеческой личности. Остановимся на двух из них: теории психоанализа, разработанной З.Фрейдом, и развитой в дальнейшем К.Юнгом, А.Адлером и др., и теории личности К.К.Платонова, позволяющих представить отдельные аспекты механизмов поведения человека.

Теория человеческой личности З.Фрейда основана на двух базовых гипотезах: 1) каждое психическое явление имеет под собой причину; 2)бессознательные процессы играют более значительную роль в формировании личности и ее поведения, чем сознательные. При этом З.Фрейд выделил три составляющие психики человека: сознание, предсознание и бессознательное. Сознание – это лишь небольшая часть психики, она включает то, что мы осознаем в каждый данный момент. Большая часть психики по Фрейду – бессознательна. Здесь находятся основные детерминанты личности, источники психической энергии, побуждения и инстинкты. Предсознание – это часть бессознательного, которая легко может стать сознательной (это доступные фрагменты памяти, в которых сознание может нуждаться для выполнения своих функций). Бессознательную часть З.Фрейд обозначил «Ид», сознательную - «Эго» и «Суперэго».

«Ид» содержит все унаследованное, все, что есть при рождении, что заложено в конституции. Это - резервуар энергии для всей личности. Мысль, вытесненная в бессознательное, продолжает влиять на поведение человека. «Эго» - та часть психического, которая находится в контакте с внешней реальностью. «Эго» контролирует и защищает «Ид», решая, будет ли позволено получить удовлетворение желаниям «Ид». «Суперэго» служит цензором поведения «эго». Это хранилище ценностей, моральных установок, норм поведения и тех конструкций, которые создают запрещения в личности, определяют что такое хорошо и что такое плохо. «Суперэго» вносит ограничения как в сознательную деятельность, так и в бессознательную.

Общая цель поведения человека, по З.Фрейду, – поддерживать, а если оно нарушается, то восстанавливать приемлемый уровень динамического равновесия, которое увеличивает удовольствия и минимизирует неудовольствие. Энергия, которая используется для действия, поведения системы, возникает в «Ид». «Эго», появляющееся из «Ид», реалистически обращается с его основными побуждениями; оно также является посредником между силами, действующими в «Ид» и в «Суперэго» и требованиями внешней реальности. «Суперэго», появляющееся из «Эго», действует как моральный тормоз или противовес практическим заботам «Эго», оно устанавливает границы подвижности «Эго». Основная цель поведения человека – усилить «Эго», сделать его более независимым от «Суперэго», расширить поле его восприятия и усовершенствовать его организацию, чтобы оно могло освоить новую порцию «Ид».

Таким образом, из теории психоанализа следует, что поведение человека не всегда бывает логичным и разумным, что его не всегда можно объяснить в строгих и точных терминах, что люди не всегда понимают свои импульсы и желания и с трудом могут объяснить свое собственное поведение. Менеджеру следует принимать во внимание в процессе управления поведением сотрудников организации представленные особенности поведения человека.

Иной подход к структуре личности у отечественного психолога К.К.Платонова, который выделяет четыре уровня психики человека взаимообусловленных и взаимозависимых:

· Биологически обусловленные психические процессы, т.е. процессы, заданные генетически и не подлежащие корректировке в процессе жизни человека. Среди данных процессов выделяется темперамент, как наиболее устоявшийся вариант разделения людей на типы и являющийся динамическим выразителем психики. Выделено четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

· Способности как свойства личности, влияющие на эффективность деятельности. Динамика овладения деятельностью – важнейший аспект способностей. Традиционно способности определяются как уровень проявления задатков, развитых в определенных социальных условиях. Каждый человеческий индивид наследует определенный набор задатков, которые на разных уровнях развития человека формируются в способности - функциональные комплексы или системы эффективной деятельности человека. Следовательно, способности определяются как природным началом, так и внешними социальными условиями, в которых функционирует личность. Разные задатки от природы имеют и разный, заложенный в них потенциал. Для большей успешности личности в социуме необходимо развивать задатки с большим потенциалом.

Способности как уровень обучаемости выражаются в эффективности деятельности. Менеджеру необходимо подбирать сотрудников с развитыми способностями, необходимыми в сфере деятельности организации. Тем самым будут «обречены» на успех как сам сотрудник, так и организация. Способности тесно взаимодействуют с мотивацией (желаниями) - качеством, относящимся к другому уровню структуры личности, по К.К.Платонову. Способности и мотивация имеют четыре типа соотношений. Каждый из них по-своему обуславливает вариации успешности выполнения и овладения какой-либо деятельностью:

- высокая обучаемость и положительная мотивация;

- высокая обучаемость и отрицательная мотивация;

- низкая обучаемость и положительная мотивация;

- низкая обучаемость и отрицательная мотивация.

· Знания, умения и навыки. В профессиональной деятельности – это комплекс продуктивных профессиональных технологий.

· Мировоззрение, ценности, установки, интересы, мотивы – механизмы самоуправления и саморегуляции личности. Личностные ценности, мировоззрение корректируют и приводят к равновесию действенное поле сознания и поведения человека. Это наиболее значимая подструктура личности, определяющая стратегию жизнедеятельности и поведения человека. Остановимся на отдельных ее компонентах более подробно.

 

3.3. Установки и поведение.

 

Философы, теологи и просветители в течение длительного времени рассуждали о связи между мыслью и действием, характером и поведением, личным миром и общественными делами. В большинстве учений лежит предпосылка, гласящая, что личные убеждения и чувства определяют наше общественное поведение. Поэтому, для того, чтобы переделать образ действия людей, следует изменить их душу и образ мыслей.

Рассмотрим, до какой степени и при каких условиях установки побуждают наши действия? Так, Л.Фестингер предположил, что связь установка-поведение действует совершенно противоположным образом. Мы очень хорошо научились и очень хорошо находим причину того, что делаем, но не очень хорошо делаем то, чему находим причины. Если люди поступают не так, как они говорят, не удивительно, что попытки изменить поведение путем перемены установок часто терпят крах.

Когда на самом деле установки предсказывают поведение? Мы нарушаем свои ярко выраженные установки, потому что и они, и наше поведение подвержены другим влияниям. Насчитывается около 40 факторов, осложняющих взаимосвязь установка-поведение. Например, мы иногда говорим то, что, как нам кажется, другие хотят от нас услышать. Кроме того, в условиях повседневной жизни люди иногда выражают установки, которых сами не придерживаются.

Но нами движут не только внутренние установки, но и ситуации, с которыми мы сталкиваемся. Общественные воздействия могут быть настолько сильны, что побуждают людей совершать насилие над своими искренними глубокими убеждениями. Предсказывать поведение людей – это все равно, что предсказывать удар игрока в футболе. Однако, воздействие установки на поведение становится более очевидными, когда мы рассматриваем личность или поведение в целом, а не отдельные поступки человека.

При изучении установок, характерных для поведения, когда измеряемая установка является общей (например, отношение к определенной категории людей), а поведение –очень специфичным (например, решение принимать или нет человека, относящегося к данной категории людей), не следует ожидать точного совпадения слов и поступков. Следовательно, в этом случае установка не предсказывает поведение. Но установки реально предсказывают поведение, когда измеряемая переменная полностью соответствовала ситуации. Таким образом, выявлено два условия, при которых установки будут предсказывать поведение: 1) когда мы сводим до минимума другие влияния на наши утверждения, отражающие установки и наше поведение; и 2) когда установки в точности соответствуют изучаемому поведению. Существует и третье условие: установка лучше предсказывает поведение, когда она является сильной.

Повышение уровня влияния установки на поведение человека. Наши установки зачастую «спят», когда мы действуем автоматически, не раздумывая. Мы поступаем согласно своему привычному алгоритму, не задумываясь над действиями. Такая бездумная реакция является адаптивной. Она дает возможность нашему уму заниматься другим делом. Как говорил философ А.Уайтхед, «цивилизация продвигается вперед, расширяя число операций, которые мы можем осуществлять, даже не задумываясь».

Доведение установки до сознания. Установки направляют наше поведение, если они отражаются в сознании. Люди, осознающие самих себя, обычно ладят со своими установками. Следовательно, можно побудить людей сосредоточивать внимание на своих установках. Это приводит к единству их мыслей и действий.

Установки и оценка. Установка – это связь, создаваемая человеком между восприятием объекта и его оценкой. Для того, чтобы усилить связь между двумя переменными, приходится напоминать человеку об его установках. Чем чаще говорят об установке, тем более прочной становится нить между объектом и оценкой. И чем сильнее будет связь, тем легче ее воспринимать и тем сильнее становится установка. Впоследствии ситуации автоматически могут вызывать определенные установки. Наша бессознательная оценочная реакция на приятного и неприятного человека может повлиять на наше восприятие и интерпретацию событий и, следовательно, на наши поступки.

 

Я-концепция.

Я-концепция – это система представлений человека о своем месте в мире, своей «личностной позиции», определяющаяся смысловыми и ценностными ориентациями. Человеческое «Я», безусловно, является чрезвычайно сложным объектом. Я-концепция выступает итогом познания и оценки себя через отдельные образы «Я» в условиях различного наполнения системы «Я - другие». Я-концепция образует важнейший компонент самосознания личности, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности и определяет ее поведение. Вместе с тем, Я-концепция отражает меру принятия личностью себя, самоотношение как результат познания себя через других и опредмечивание в мире. Особенно важно понимать, что через эту систему установок отношения к себе и принятия себя личность воспринимает других людей и мир в целом.

Рассмотрим суть основных требований к структуре и функциям единицы анализа «Я». В психологическом словаре Я-концепция определяется как целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного «Я», выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий компоненты: когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д. (самоосознание); эмоциональный - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т.д.; оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. д.

Практически все психологи, прикасающиеся к теме «Я», подчеркивают его полимодальность. Выделяют следующие модальности «Я»:

· актуальное Я (какой Я есть сейчас);

· идеальное Я (каким Я хочу стать);

· динамическое Я (каким Я намерен стать);

· отраженное Я (каким Я думаю, меня воспринимают другие);

· маска (каким Я хочу казаться);

· фантастическое Я (каким Я хотел бы быть, если бы это было возможно) и т. д.

«Я актуальное» – это «Я» в настоящем, которое является синтезом установок самовосприятия и самоотношения. Этот элемент отражает меру принятия себя в настоящем, степень самоуважения. Необходимо указать, что каждая установка включает три аспекта отношения: эмоциональный, поведенческий и познавательный. Так, физическое «Я» фиксирует не только «схему тела» как совокупность органических самоощущений, но и общее представление о телесных параметрах, скажем их привлекательность и пропорциональность. Наше физическое «Я» распространяется на все вещи, которыми мы обладаем, на дом, на улицу и т.д. Вы надели любимый костюм, который вам к лицу, разве не меняется ваше отношение к себе? Разве вы не наполняетесь чувством большей уверенности и большими притязаниями на привлекательность?

На наше отношение к себе сквозь призму умственного «Я» влияют такие явления в общественной жизни, как спонтанные антипатии. Мы чаще всего несправедливо и тенденциозно умаляем умственные достоинства тех людей, к которым проявляем активную неприязнь. В эмоциональных перехлестах своей агрессивности мы часто необъективно пользуемся оскорблением с целью уязвить человека.

«Я социальное» – это отношение к себе в настоящем с точки зрения места в системе общественных отношений и веера ролей, которые мы исполняем. Это мера принятия себя через те или иные роли, субъектом которых является личность.

«Я идеальное» формируется как некоторая совокупность качеств и характеристик, которые индивид хотел бы видеть у себя или ролей, которые он хотел бы исполнять. Противоречие между реальным и идеальным Я составляет одно из важнейших условий саморазвития личности. Я идеальное может подменять Я реальное, и тогда человек живет иллюзией самолюбования. Но случается и так, когда оно подминает Я реальное чрезмерным требованием и критикой. Тогда человек впадает в состояние «гадкого утенка», т.е. отрицает себя.

«Динамическое Я» - обращенность в будущее и построение проективной модели «Я». В «Я» конструктивное трансформируются те элементы идеального «Я», которые личность принимает и ставит для себя как достижимую реальность.

«Отраженное Я» – это образ «Я», который формируется у нас как бы глазами других. Зеркальное «Я» выполняет функцию самокоррекции всех наших притязаний и представлений о себе. Оно помогает удерживать «Я» реальное в адекватных пределах и оставаться открытым новому опыту через взаимообратимый диалог с другими и диалог с самим собой.

Не менее разнообразны функции Я-концепции. Они выполняет важнейшую роль в организации поведения человека. От того, что человек сам о себе думает, зависит принятие решений о выборе работы, профессиональной и в целом поведенческой стратегии и т. д.; процессы адаптации; способы психологической защиты; индивидуальный стиль деятельности, общения, жизни; реакции на события и поступки других людей, и многое другое. Выделим три общепризнанные и главнейшие функции Я-концепции: 1) обеспечение внутренней согласованности; 2) интерпретация опыта и 3) Я-концепция как источник ожиданий.

Первая функция предполагает, что если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующим представлением о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь условной оболочки, в которую заключена Я-концепция. А если не согласуется, то включаются защитные механизмы, ибо представление о себе, однажды возникнув, имеет свойство самоподдержания. Выделяется два сценария поведения: в первом случае человек меняет некоторые элементы своего «Я», в другом - трансформирует несогласующуюся информацию с помощью ряда защитных механизмов, которые не всегда осознаются. К защитным механизмам относятся:

· рационализация – подведение оправдательной основы под неблагоприятные действия или поступки с помощью логических хитросплетений нашего разума;

· агрессия – реакция злобных нападок на источник негативной оценки информации о нашей персоне;

· отрицание – нежелание сразу поверить в случившееся, направленное на ослабление удара и защиту внутреннего равновесия;

· дискредитация – понижение значимости источника информации, которая рассогласуется с нашим опытом и знаниями;

· вытеснение или забывание – забывание того, что неприятно и болезненно вспоминать.

Вторая функция предполагает интерпретацию полученной информации человеком в соответствии со своими ценностями, установками, убеждениями. Человек воспринимает и интерпретирует события окружающего мира в зависимости от того, как он воспринимает самого себя. Без преувеличения можно сказать, что восприятие мира, его оценка и отношение к нему - это сам субъект. Тот, у кого на глазах розовые очки, столкнувшись с подлостью и лицемерием, возможно, проинтерпретирует события в некоторой сказочной манере. Тот, у кого на глазах черные очки, при столкновении с заботой и вниманием к себе, вероятно, усмотрит в них какой-либо подвох.

Интерпретация действий других людей во многом определяется отношением к характеристикам собственных «Я». Разумеется, интерпретация производится не вообще, а в связи с каким-то частным аспектом (конструктом). Например, если человек считает себя очень стеснительным, то поведение других людей, которые, в свою очередь (сами по себе) тоже стесняются, он будет интерпретировать как более свободное. Это означает, что функция интерпретации опыта в простейшем виде также проявляется на уровне отдельной диспозиции (процесса, компонента).

Третья функция предполагает, что люди ожидают такого же отношения к себе, как они сами к себе относятся. Мы действительно пристрастны в отношении к людям и себе и активно ищем в окружающей среде подкрепление тем качествам в структуре нашего целостного представления о себе, которое мы больше всего ценим сами и охотнее всего экспонируем другим, ожидая идентичную реакцию от них. Надежный способ снискать расположение и симпатию человека заключается в том, чтобы ответить его ожиданиям. Необходимо отметить, что во многих случаях предположить, как человек предскажет самого себя, можно и без обращения к модальностям «Я», например, если в тесте проявилась диспозиция «Я был, остаюсь и хочу оставаться честным человеком», то предсказать, что человек ожидает от себя в ближайшем будущем, как правило, несложно. Таким образом, третья функция Я-концепции также проявляется на уровне отдельной диспозиции.

Многие искажения внутри Я-концепции возникают в силу «сбоев» такого функционального механизма самосознания как самооценка. Существует мнение, что описательная и оценочная составляющие Я-концепции представляют некоторое монолитное единство и практически неразделимы. Если человек сообщает о себе, что он добрый, деловой, целеустремленный, общительный или, наоборот, злой, безвольный, необщительный, то он сообщает не просто сведения, но и оценку самого себя. Выделить эту самооценку в самоописаниях и даже отделить ее от самоописания можно, но вот отделить знания от оценки оказывается крайне трудно, если вообще возможно. В высказывании «Я - слишком добрый» присутствует сравнение себя с идеалом: «слишком» - означает я более добрый, чем сам того желаю. Причем мера доброты у идеала меньше, чем у актуального «Я».

Общеизвестную формулу, связывающую самооценку с успехом и уровнем притязаний, предложил еще У. Джеймс: самооценка пропорциональна успеху и обратно пропорциональна уровню притязаний. Мерой успеха является расстояние от Я-воспоминания до актуального «Я». Если «Я» движется в направлении к идеальному «Я», то успех положительный. В противоположном случае - отрицательный. При интерпретации самооценки следует помнить, что она всегда является частной и проявляется в контексте единичного конструкта. В отличие от нее, самоуважение, являясь обобщенной или интегральной самооценкой, отражает степень принятия самого себя в целом.

Выделяют три основных вида самооценки: заниженная, завышенная и адекватная. Заниженная самооценка у человека формируется в результате переживания неудач или поражений. Низкая самооценка как результат преобладания устойчивой мотивации избегания неудач приводит к тому, что человек не может полностью реализовать себя, получить чувство удовлетворения от результатов своей деятельности. При высокой самооценке человек может отрывать свои притязания от возможностей и явно завышать их (возможности). Самооценка теряет связь с результатом, вследствие чего накапливается внутренний диссонанс между низким успехом и притязанием на него. Адекватная самооценка формируется в тех случаях, когда притязания индивида опираются на актуальные возможности, с некоторым опережением их развития. А результат или успех деятельности достигает высокого соответствия внутренним ожиданиям.

Источники самооценки:

· оценка других людей;

· референтная группа;

· актуальное сравнение с другими;

· сравнение реального и идеального Я;

· измерение результатов своей деятельности.

Для человека характерно поступать соответственно тому, что он о себе думает.

Сделаем несколько замечаний о функциях модальностей "Я". «Идеальное Я» - это цель, образно выражаясь, - магнит, который притягивает «Я актуальное». Последнее всегда ориентировано в направлении идеала. Проявление «Я-воспоминания» заключается в том, что оно, наоборот, удерживает «актуальное Я» от движения, пытаясь навязать старый и привычный способ поведения. Таким образом, зачастую, «актуальное Я» находится в условиях компромисса: «Я-идеал» и «Я-воспоминание» «тянут» «актуальное Я» в одну сторону - в направлении и желаемого, и привычного способа поведения. Объяснение может быть получено только в том случае, если рассматривать диспозицию не изолированно, а в рамках метасистемы, каковой является вся совокупность диспозиций.

Следовательно, Я-концепция является одним из значимых механизмов поведения человека. Менеджеру в процессе взаимодействия необходимо анализировать составляющие Я-концепции сотрудников, что поможет ему более эффективно управлять их поведением.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.