КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ. Структура психики человека (3 уровня): сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ. Структура психики человека (3 уровня): сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное

2017-11-17 204
КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ. Структура психики человека (3 уровня): сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сознание -основной компонент эго (мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря к-м человек осознает целостность, постоянство и воспринимает себя человеком, способен осознавать результаты обычной сознательной деятельности; основа самосознания).

Личное бессознательное (воспоминания, импульсы и желания, нечеткие восприятия и др. личный опыт, подвергшийся вытеснению или просто забытый) – события, к-е легко могут быть восстановлены в сознании. Содержание уровня сгруппировано в тематические комплексы (эмоции, воспоминания, желания и т.п.), которые проявляются в сознании в виде определенных доминирующих идей - идеи силы или идеи неполноценности - и оказывают влияние на поведение. Комплекс - маленькая личность внутри личности человека как целого.

Коллективное бессознательное (неизвестное человеку и содержащее в себе аккумулированный опыт прошлых поколений, включая и животных предков) - универсальный эволюционный опыт; основа личности человека. Бессознательный опыт, к-й невозможно вспомнить. Содержание представлено архетипами - образами и мотивами, к-е лежат в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок. Архетипы ("первичные модели", греч.) – врожденные идеи или воспоминания, к-е предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом.

Архетипы Юнга: мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть. Каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Напр., в восприятии ребенком матери присутствуют аспекты ее действительных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о материнских атрибутах (воспитание, плодородие и зависимость).

Маска или персона (лат.) – публичное лицо; проявления человека в отношениях с др. людьми; исполнение ролей в соответствии с социальными требованиями; цель - производить впечатление на других или утаивать свою истинную сущность; необходима для налаживания отношений в повседневной жизни; если маска приобретает слишком большое значение, то человек становится неглубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

Тень - подавленная темная, дурная и животная сторона личности; социально неприемлемые половые и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти; положительные свойства тени: источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни человека. Функция сознания (эго) - направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону натуры до такой степени, чтобы человек мог жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

Анима - внутренний образ женщины в мужчине, бессознательная женская сторона. Анимус – внутренний образ мужчины в женщине, бессознательная мужская сторона. Основаны на биологическом факте - в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Архетипы эволюционировали на протяжении веков как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины до некоторой степени "феминизировались", женщины наоборот. Анима и анимус должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозить развитие личности.

Самость – сердцевина личности, вокруг к-й организованы все др. элементы – тогда человек ощущает внутреннее единство, гармонию и цельность. Главная цель человеческой жизни (по Юнгу) – развитие самого себя. Основной символ самости - мандала и ее многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого). Достижение зрелого Я требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.

Инстинкты (по Юнгу) - безличные, универсально встречающиеся наследственные факторы; удалены от сознания, близки с архетипами - архетипы есть бессознательные образы самих инстинктов, образцы инстинктивного поведения.

Архетипы вызывают определенные психические формы, материальные демонстрации к-х: «активное воображение» (последовательность фантазий, протекающих при произвольной концентрации внимания); иллюзии параноиков; фантазии, наблюдаемые в состояниях транса; сновидения раннего детства (от 3х до 5ти лет).

 

Сознание и бессознательное

Сознание - это высшая форма отражения объективной реальности, свойственная исключительно человеку; субъективный образ объективного мира; включает в себя сознание окружающего и самосознание как выделение своего "Я".

Формирование сознания - результат труда и общественно-исторических условий, вызвавших существенные изменения организма первобытного человека и его мозга. Мир познается и осознается человеком через призму общественных отношений, производственного процесса, орудий труда, языка, этических и эстетических норм.

В своем развитии сознание прошло несколько этапов: 1) психика животных и предчеловека, 2) стадное сознание, 3) сознание разумного человека, 4) сознание человека родового общества, 5) самосознание.

Что такое индивид? – представитель биологического вида, новорожденный ребенок. Новорожденный ребенок кричит, двигает конечностями, открывает и закрывает глаза, но не осознает окружающего мира. Зато ребенок обладает врожденной возможностью появления и развития сознания в условиях человеческого общества. Инстинктивная деятельность новорожденного прекращается при удовлетворении его простейших потребностей. Ребенок начинает контактировать с предметами и явлениями материального мира в процессе общения, затем в процессе коллективного труда. Человек в онтогенезе учится активно познавать объективную реальность (ощущение, восприятие), творчески (включается мышление) ее преобразовывать (произвольная деятельность) для удовлетворения своих потребностей. Благодаря сознанию человек создает и сохраняет орудия труда, присваивает общественный опыт и передает его другим поколениям, проявляет способности к саморегуляции.

Необходимое условие появления и совершенствования сознания - речь. В речи психические явления становятся осознанными, мысль окончательно формирует сознание.

Необходимое условие правильного отражения внешнего мира и целесообразного воздействия на него – ориентировка (в предметах и явлениях, в месте, времени).

 

Формы сознания по Платонову

Индивидуальное Групповое Общественное
1. Атрибуты сознания (отношение, познание, переживание) 2. Уровни ясности (творческое озарение, вдохновение, ясность сознания, неосознанные явления, спутанное сознание) 3. Динамика сознания (свойства личности, состояния сознания и процессы сознания) 4. Функции сознания (память, воля, чувства, восприятие, мышление, ощущение, эмоции) Общественное настроение Соревнование Паника Религиозное Нравственное Эстетическое Правовое Политическое Философские взгляды

Основные характеристики сознания (по Немову):

1. Способность к рефлексии (готовность к познанию других психических явлений и самого себя);

2. Мысленное представление действительности (отвлечение от восприятия окружающего и развитие какой-либо идеи, образа в своем воображении);

3. Способность к коммуникации (словесно-понятийная означенность осознаваемого и передача другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем);

4. Наличие интеллектуальных схем (использование умственных структур, в соответствии с которыми воспринимается, перерабатывается и хранится информация)

Физиологическая основа сознания, орган, в к-м объективный мир получает субъективную форму, - мозг человека.

И.П. Павлов писал: "Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине, причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью".

Через несколько десятилетий М.Н. Ливанов и В.М. Ананьев на 100-канальном электроэнцефалоскопе увидели как раз такую картину. Экспериментально было показано, как очаг оптимальной возбудимости перемещается в зависимости от характера раздражителя, свойств задачи, особенностей обстановки - в зависимости от того, что в данный момент является объектом сознания.

Итак, человек имеет способность осознавать самого себя, свое отношение к предметам и явлениям внешнего мира. Самосознание - это осознание человеком своего тела, мыслей, действий, чувств, интересов, собственного положения в системе общественных отношений.

В структуру самосознания входят:

1. Самопознание (познавательные процессы),

2. Самоотношение (эмоциональная сфера) и

3. Саморегуляция (эмоционально-волевая сфера: самообладание, самоконтроль).

Самосознание проявляется в самооценке - оценке своих способностей, социального положения, успеха, привлекательности - и самоуважении.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.