Защита права собственности в — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Защита права собственности в

2017-11-17 144
Защита права собственности в 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ ФСИН РОССИИ

Юридический факультет

Кафедра гражданского права и процесса

 

 

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

 

 

Методические рекомендации по написанию курсовых работ

для курсантов и слушателей 3-го курса юридического факультета очной и заочной форм обучения

 

 

Рязань 2007


 

 

Методические рекомендации по написанию курсовых работ по гражданскому праву подготовлены профессором кафедры доктором юридических наук, доцентом Е.В. Блинковой.

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры гражданского права и процесса 10 января 2007 г., протокол № 9.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

При изучении курса «Гражданское право» учебным планом Академии права и управления ФСИН России предус­мотрена подготовка курсовых работ как курсантами очной, так и слушателями III курса заочной формы обучения юридического факуль­тета.

Выполнение курсовой работы представляет собой новый этап, важнейшую ступень в процессе профессиональной подготовки курсантов и слушателей нашей академии. Являясь по своей сути одной из первых подлинно научных разработок в жизни большинства обучаемых, важнейшей формой са­мостоятельного, углубленного изучения избранной темы гражданского права, курсовая работа может стать первой ступенью будущей научно-исследовательской деятельности, пробудить интерес к изучаемой отрасли права.

Опыт научного поиска у курсантов и слушателей III курса, как правило, невелик. Он сводится к подготовке курсовой работы на I и II курсе и, в лучшем случае, к написанию контрольных работ или рефератов по отдельным дисциплинам. Поэтому целью настоящего пособия является оказание обучаемым всемерного содействия в подго­товке курсовой работы по гражданскому праву, в подбо­ре нормативных актов и дополнительной литературы, в правильном выборе круга вопросов, раскрывающих избранную курсантом или слушателем тему, и, в конечном счете в более глубоком изучении и успешном усвоении одной из важнейших отраслей российского законодательства - граж­данского права.

Курсовая работа призвана решить и другую задачу. Она являет­ся эффективной формой контроля за работой курсантов и слушателей со стороны преподавателя, позволяет проверить, насколько глубоко и прочно они усвоили основные понятия и институты гражданского права, как научились ориентироваться в сложном комплек­се его источников, своевременно выявить пробелы в знаниях курсантов и слуша­телей и помочь в их устранении.

 

Раздел I. Методические рекомендации

по подготовке курсовых работ

Выполнение курсовых работ по гражданскому праву как довольно сложный творческий процесс можно условно разделить на несколько стадий. На первой из них происходит выбор темы. Вторая стадия представляет собой составление развернутого плана курсовой работы. Третья стадия может быть названа решающей: она заключается в сборе научной информации по избранной теме. Это, пожалуй, наибо­лее трудоемкая часть всей работы по подготовке курсового проекта, так как она включает в себя изучение нормативного материала, под­бор и сопоставление монографических исследований и журнальных публикаций. На четвертой стадии исследования курсанты и слушатели должны обработать и проанализировать весь собранный нормативный матери­ал, учебную и дополнительную литературу по теме. После этого на­чинается следующая стадия - непосредственное написание курсовой работы, то есть изложение темы в соответствии с избранным планом. Завершающий этап выполнения курсовой работы - ее оформление и представление в кабинет гражданско-правовых дисциплин на рецензи­рование преподавателю. После получения рецензии на курсовую работу курсант или слушатель должен готовиться к ее защите с учетом замечаний, сделанных научным руководителем. Последний этап - за­щита курсовой работы.

Каждая их этих стадий представляет собой самостоятельный этап творческого поиска, научного исследования, имеющий свои осо­бенности и направленный на выполнение вполне конкретных задач. Вместе с тем их успешное выполнение зависит от того, насколько добросовестно обучающийся относился к работе над курсовым проектом с самого начала исследования, поэтому в настоящем пособии содер­жатся краткие методические рекомендации по организации работы курсантов и слушателей на важнейших стадиях выполнения курсовой работы.

Выбор темы курсовой работы. Тема курсовой работы по граж­данскому праву избирается самостоятельно, исходя из имеющихся у каждого курсанта или слушателя пристрастий и интересов.

Гражданское право - одна из сложнейших отраслей законода­тельства, включающая в себя целый ряд самых разнообразных граж­данско-правовых институтов, объединяющих нормы, регулирующие сходные по характеру группы общественных отношений, порой резко отличающихся друг от друга. Поэтому и интерес, который вызывает у курсантов и слушателей изучение различных по объему и характеру понятий и институтов, не однозначен.

Выбрав тему курсовой работы, курсант или слушатель должен сообщить о своем выборе командиру взвода, на которого возложена обязанность по регистрации тем и контроль за тем, чтобы в рамках одной группы темы курсовых работ не повторялись. Работа над одной темой нескольких обучаемых в одной группе допускается лишь в том случае, если тема носит комплексный характер и каждый обучаемый работает над отдельной ее частью. После завершения выбора тем всеми командир группы представляет список методисту кабинета кафедры гражданско-правовых дисциплин.

Порядок выполнения курсовой работы. После выбора темы курсовой работы рекомендуется внимательно изучить предлагаемое методи­ческое пособие - "Методические рекомендации по написанию курсовых работ по гражданскому праву". В том случае, если содержащихся в нем рекомендаций и разъяснений окажется недостаточно для начала работы над курсовым проектом, курсант или слушатель может обратиться за консультацией к своему научному руководителю.

Первое, что необходимо сделать в начале подготовки курсовой работы, - это четко уяснить содержание выбранной темы и ее место в курсе гражданского права. Для этого следует еще раз внимательно прочитать соответствующий раздел учебника по граж­данскому праву. После этого можно переходить к изучению библиог­рафии по теме исследования посредством обращения к каталогам биб­лиотеки института, других учебных заведений и библиотек.

Литература по теме подбирается самостоятельно, на основе пе­речня необходимых гражданско-правовых актов, основных монографи­ческих исследований и журнальных публикаций, указанных в настоя­щем пособии.

Завершив подбор литературы по теме исследования, необходимо согласовать его с научным руководителем и приступить к ее внима­тельному изучению. Наиболее важные законодательные акты и инте­ресные научные исследования желательно законспектировать, чтобы облегчить в дальнейшем работу по непосредственному написанию кур­сового проекта.

Завершив изучение и конспектирование литературы, подобранной по теме исследования, курсант или слушатель должен приступить к составлению плана курсовой работы. План должен включать в себя не более 2-3 вопросов, а также введение и заключение. Во введении должны быть раскрыты мотивы, которыми автор руководствовался при выборе темы, показаны ее актуальность и место среди других тем курса, а также сформулированы задачи, которые автор наметил вы­полнить в процессе подготовки курсовой работы.

В заключении должны быть подведены итоги научного исследова­ния и обобщены главные выводы, сделанные автором.

Что же касается конкретных вопросов, то их примерный пере­чень указан применительно к каждой из предлагаемых тем. Следует, однако, иметь в виду, что предлагаемый в пособии план является только примерным, и каждый, избравший соответствующую тему, может внести в него (предварительно согласовав этот вопрос с научным руководителем) дополнения, изменения или корректировки.

Непосредственную работу по написанию курсовой работы следует начинать только после окончательной формулировки ее плана. При этом каждый обучающийся должен проявить не только зна­ние действующего российского законодательства и теории гражданс­кого права, но и навыки по самостоятельному научному осмыслению излагаемых вопросов, умение делать научные выводы, обосновывая их убедительными аргументами. Ни в коем случае не следует сводить написание курсовой работы к бездумному переписыванию учебника или нормативных актов, к компиляции различных журнальных и монографи­ческих исследований. Фактический материал и его анализ автор дол­жен излагать своими словами, выражая собственную правовую пози­цию, свое видение поставленной проблемы. Чем выше уровень прояв­ленной самостоятельности в осмыслении, изложении и анализе изб­ранной темы, тем выше будет оценена курсовая работа и тем выше в конечном счете показатель знаний автора важнейших институтов гражданского права.

Включаемые в текст цитаты из научных трудов должны сопровож­даться ссылками на источники с указаниями автора, полного наиме­нования работы, места и года издания, названия издательства, но­мера страницы, откуда взята цитата (например: " Виноградова Р.И.. Образцы нотариальных документов: Практ. пособие. - М.: Юрид. лит., 1992. С. 27). Выдержки из анализируемых в работе нор­мативных актов должны сопровождаться сносками, в которых указыва­ется точное наименование закона или другого нормативного акта, наименование органа, его опубликовавшего, год издания, номер статьи или пункта (например:. О защите прав потребителей: Федеральный закон от 7 февраля 1992 г // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 15. Ст. 766.

Излишним цитированием как научных трудов, так и нормативного материала увлекаться не следует. Приводимые в работе цитаты долж­ны, по возможности, быть краткими, выразительными и точно соот­ветствовать сути излагаемого вопроса.

Для того чтобы курсовая работа читалась с интересом, была выразительной, необходимо, анализируемые в ней теоретичес­кие положения, понятия и институты иллюстрировались конкретными примерами из судебной практики судов общей компетенции и арбит­ражных судов Российской Федерации. Найти примеры, на конкретном материале раскрывающие сложные теоретические вопросы, можно в та­ких юридических изданиях, как Бюллетень Верховного Суда Российс­кой Федерации, Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Фе­дерации, газете Юридический вестник, а также в информационно-поисковых системах «Гарант», «Консультант-плюс».

Оформление курсовой работы. Желательно, чтобы курсовая рабо­та была выполнена на стандартных листах белой бумаги для машино­писных работ. Такой порядок оформления позволит легко внести в работу необходимые изменения или дополнения в соответствии с за­мечаниями и указаниями научного руководителя. Заполнять следует только одну сторону листа, оставляя поля с левой стороны для за­мечаний научного руководителя и внизу, где помещаются сноски на соответствующие источники.

Объем курсовой работы должен составлять не менее 25-40 стан­дартных листов писчей бумаги, включая и список использованной в работе литературы. Текст печатается через два интервала на одной стороне белой односортной бумаги стандарта А4. Страницы должны иметь поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 25 мм. Все страницы работы, включая иллюстрации и приложение, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. Первой страницей считается титульный лист. На нем номер страницы не ставится, на следующей странице ставится цифра 2 и т. д. Номер страницы ставится на середине верхнего поля.

На титульном листе должны быть указаны: название вуза, темы, фамилия и инициалы курсанта, номер учебной группы, а также должность, звание, фамилия и инициалы научного руководителя.

Академия права и управления ФСИН России

Кафедра гражданского права и процесса

 

Российской Федерации

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Выполнил: курсант И.И.Иванов,

юридический факультет,

3301 уч. группа

 

Научный руководитель:

кандидат юридических наук,

доцент О.Е.Блинков,

майор вн. службы

 

 

Дата защиты ________________

 

Оценка _____________________

 

 

Рязань ­– 2007


На второй странице помещается план курсовой работы, а затем следует ее текст, который излагается соответственно плану. Жела­тельно, чтобы изложение каждого вопроса начиналось с краткой ха­рактеристики темы, а завершалось теми выводами, к которым автор пришел в результате его исследования. Следует стремиться к тому, чтобы на протяжении курсовой работы прослеживалась связь между всеми рассматриваемыми в ней вопросами и конечными выводами по теме.

Курсовая работа должна быть написана грамотно, разборчи­во, без помарок и сокращений. Как уже отмечалось, все цитаты должны приводиться только в кавычках и сопровождаться сносками, помещенными в конце листа, под чертой, отделяющей сноску от ос­новного текста.

По завершении изложения темы приводится список использован­ной автором литературы. Он должен включать в себя как нормативные акты (кодексы, законы, указы Президента, постановления Правитель­ства и др.), так и всю изученную и использованную автором учебную и научную литературу, располагаемую в алфавитном порядке по пер­вым буквам фамилий авторов. Список литературы завершается подписью автора и датой окон­чания курсовой работы.

Зашита курсовой работы. Завершив выполнение курсовой работы, курсант или слушатель должен сдать его на отзыв научному руководителю. По­лучив отзыв, следует тщательно ее изучить, так как сделанные научным руководителем замечания дают возможность выявить все до­пущенные пробелы, неточности, ошибки, доработать их и подгото­виться к защите, которая должна стать финалом всей проделанной курсантом или слушателем работы. Оценка за курсовую работу выставляется только по итогам ее защиты.

Защита курсовых работ принимается научным руководителем индивидуально. Научный руководитель имеет право пригласить на защиту и других преподавателей кафедры, руководство факультета, учебного отдела. Обучаемый на защите должен быть готов: к краткому изложению основного содержания работы и результатов исследования, собеседованию по отдельным, как правило, ключевым моментам работы, ответу на дополнительные и уточняющие содержание работы вопросы. Предварительно ознакомившись с письменным отзывом, обучаемый дает пояснения по существу критических замечаний по работе, отвечает на вопросы научного руководителя и других присутствующих на защите лиц, аргументированно обосновывает свои выводы.

Если по результатам защиты выставлена неудовлетворительная оценка, курсант или слушатель должен подготовить курсовую работу заново либо по той же самой, либо по вновь избранной теме в сроки, указанные ему научным руководителем. Защита работ, в том числе повторная, должна завершиться до начала экзаменационной сессии.

Следует иметь в виду, что оценка за курсовую работу выставля­ется по результатам защиты в учетную экзаменационную карточку и выписку из нее, прилагаемую к диплому. Курсанты или слушатели, не выполнившие курсовую работу, считаются имеющими академическую задолженность со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Если обучаемый не смог представить работу к защите в установленные сроки по уважительной причине (болезнь и т. п.), то вопрос о допуске решается в соответствии с требованиями Инструкции об организации образовательного процесса в Академии права и управления Минюста России.

Далее в предлагаемом учебном пособии приводится тематика контрольных работ по гражданскому праву, примерный план каждой из названных тем, а также список главных нормативных актов и основной научной литературы, необходимых при подготовке курсовой работы по этой важнейшей учебной дисциплине.

 

Раздел II. Тематика и примерные планы курсовых работ

По гражданскому праву

1. Место и роль гражданского права в системе отечественного права.

2. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений.

3. Граждане как субъекты гражданского права.

4. Юридические лица как субъекты гражданского права.

5. Основания возникновения гражданских правоотношений.

6. Сделки в гражданском праве.

7. Осуществление гражданских прав.

8. Право на судебную защиту как субъективное гражданское право.

9. Гражданско-правовая ответственность.

10. Понятие морального вреда и его компенсация.

11. Сроки в гражданском праве.

12. Исковая давность.

13. Право собственности в Российской Федерации.

14. Право собственности хозяйственных обществ и товариществ.

15. Право собственности граждан Российской Федерации.

16. Наследование по закону.

17. Наследование по завещанию.

18. Право общей собственности.

19. Право государственной собственности.

20. Гражданско-правовое положение осужденных к лишению сво­боды

21. Гражданско-правовые способы защиты права собственности.

22. Личные неимущественные права как объекты гражданских прав,

23. Защита чести, достоинства и деловой репутации.

24. Обязательственные правоотношения.

25. Гражданско-правовой договор.

26. Принципы исполнения обязательств.

27. Обеспечение исполнения обязательств.

28. Обязательства по возмещению вреда.

29. Право пользования жилым помещением по договору найма (аренды).

30. Договор купли-продажи.

31. Договор аренды.

32. Договор подряда.

33. Договор перевозки пассажира и багажа,

34. Договор перевозки грузов.

35. Договор по оказанию фактических и юридических услуг.

36. Договор доверительного управления имуществом.

 

Примерные планы курсовых работ

 

Общественных отношений

План

Введение.

1. Понятие метода правового регулирования.

2. Императивность и диспозитивность в гражданско-правовом регулировании.

3. Гражданское право и смежные отрасли права.

4. Роль органов внутренних дел по обеспечению правовых основ гражданского оборота.

Заключение.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев С.С. Предмет советского социалистического гражданского права. Свердловск, 1959.

Алексеев С.М. Структура советского права. М., 1975.

Брагинский М.И. О месте гражданского права в системе “право публичное – право частное” // Проблемы современного гражданского права / Отв. ред. В.Н. Литовкин, В.А. Рахмилович. М., 2000.

Витушко В.А. Комплексно-индивидуальный метод гражданского права // Гос-во и право. 2000. № 3. С. 15-27.

Витушко В.А. Общенаучная методология в цивилистике // Журн. рос. права. 2000. № 3. С. 54-60.

Егоров Н.Д. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений: единство, дифференциация. Л., 1988.

Иоффе О.С. Охрана чести и достоинства граждан // Сов. гос-во и право. 1962. № 7.

Лаптев В.В. К вопросу о хозяйственном праве // Вопросы эко­номики. 1959. № 12.

Ленин В.И. ПСС. Т. 44.

Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998 (по изданию 1917 года).

Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995.

Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве. М., 1994.

Тема 12. Исковая давность

План

Введение.

1. Понятие и значение исковой давности.

2. Исчисление сроков исковой давности.

3. Приостановление, перерыв и восстановление срока исковой давности.

Заключение.

ЛИТЕРАТУРА

Анисимова Л. Применение сроков исковой давности в судебной практике // Сов. юстиция. 1974. № 10.

Болотников И.М. Приостановление, перерыв к восстановление исковой давности // Сов. юстиция. 1964. № 23.

Гаврилов Э. Об исковой давности // Рос. юстиция. 1998. № 2. С. 10-11.

Институт исковой давности в делах о несостоятельности // Рос. юрид. журн. 2000. № 4. С. 101-108.

Кириллова М.Я. Исковая давность. М., 1966.

Новицкий И.Б. Сделки. Исковая давность. М., 1954.

Рясенцев В.А. Начало течения сроков исковой давности и их восстановление // Сов. юстиция. 1981. № 5.

Сарбаш С.В. Вопросы исковой давности // Хоз-во и право. 2000. № 4. С. 13-24.

И товариществ

План

Введение.

1. Понятие и виды права собственности хозяйственных обществ и товариществ.

2. Основания возникновения и объекты права собственности хо­зяйственных обществ и товариществ.

3. Содержание правомочий хозяйственных обществ и товариществ.

Заключение.

 

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

Об акционерных общест­вах: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г.// СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1.

Об обществах с ограничен­ной ответственностью: Федеральный закон от 8 февраля 1998 г.// СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785.

Примерный Устав Общества с ограниченной ответственностью // Юрист. 1997. № 2. С. 37-41.

ЛИТЕРАТУРА

Андреев Ю.Н. Рассмотрение имущественных споров участников хозяйственных товариществ и обществ // Гос-во и право. 1998. № 4. С. 26-32.

Акционерное общество: регистрация сделок, дивиденды, права акционеров // Рынок ценных бумаг. 1997. № 23. С. 30-32.

Глушецкий Г., Пантелеев П. Основные и дополнительные права участников общества с ограниченной ответственностью // Экономика и жизнь. 1998. № 16.

Голубков А.Ю. Командитное товарищество: хозяйственное право // Финансовая Россия. 1998. № 3.

Коган Э.Э. Право собственности предприятий и организаций (Метод рекомендаций) // Юрист. 2001. № 6. С. 2-18.

Скловский К. Имущественный выдел из общества с ограниченной ответственностью // Рос. юстиция. 1997. № 9. С. 12-14.

Степанов П.В. Регулирование деятельности акционерных об­ществ, созданных в процессе приватизации // Законодательство. 1997. № 5. С. 45-49.

Украинский В.В. Распоряжение долей общего имущества товарищей (общая долевая собственность и договор о совместной деятельности) // Законодательство. 1998. № 8. С. 28-32.

Феничева Е.Г. Актуальные вопросы правового режима подсобных хозяйств // Юрист. 1999. № 10. С. 17-20.

Ярхов В. Защита акционеров через суд // Домашний адвокат. 1997. № 17/18.

 

Права собственности

План:

Введение.

1. Понятие и система гражданско-правовых способов защиты права собственности.

2. Вещно-правовые способы защиты права собственности.

3. Роль правоохранительных органов при защите права собственнос­ти.

Заключение.

ЛИТЕРАТУРА

Аверьянова М.В. О некоторых проблемах защиты прав добросовестного приобретателя в судебном порядке // Юрид. мир. 2000. № 12. С. 55-59.

Амфитеатров Г.Н., Цели собственников о возврате принадлежаще­го им имущества. М., 1995.

Воронин М.Ю. Конституционные и гражданско-правовые основы звщиты права собственности // Юрист. 1998. № 7. С. 34-36.

Донцов С.Е. Гражданско-правовые внедоговорные способы зашиты социалистической собственности. М., 1980.

Зинченко С., Корх С. Вопросы собственности: законодательство и практика // Хоз-во и право. 2000. № 6. С. 50-57.

Малинкович М. Условия защиты имущественных прав // Сов. юс­тиция. 1969. № 4.

Малинкович М.В. Защита прав владельца, не являющегося собс­твенником // Сов. юстиция. 1968. № 5.

Моргунов С. Кого и что защищает виндикация // Хоз-во и право. 2000. № 11. С. 23-33.

Самойлова М.В. Понятие, осуществление и защита права собс­твенности. Калинин, 1978.

Скловский К. Владение и владельческая защита // Право и экономика. 2000. № 2. С. 6-10.

Скловский К. О правах владельца на плоды и доходы // Хоз-во и право. 1999. № 1. С. 48-53.

Скловский К. Приобретение собственности от неуправомоченного отчуждателя // Право и экономика. 1999. № 6. С. 17-19.

Смирных А.Т. Защита интересов добросовестного приобретателя // Журнал рос. права. 2001. № 11. С. 92-97.

Обушенко Л.А. Самощита как форма защиты права собственности // Законодательство. 1999. № 2. С. 30-33.

Толстой Ю.К. Содержание и гражданско-правовая защита права собственности в СССР. Л., 1955.

Черепахин Б. Б. Виндикационные иски в советском праве // Учен. зап. Свердловского юрид. ин-та. 1945. Т. 1.

 

 

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ ФСИН РОССИИ

Юридический факультет

Кафедра гражданского права и процесса

 

 

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

 

 

Методические рекомендации по написанию курсовых работ

для курсантов и слушателей 3-го курса юридического факультета очной и заочной форм обучения

 

 

Рязань 2007


 

 

Методические рекомендации по написанию курсовых работ по гражданскому праву подготовлены профессором кафедры доктором юридических наук, доцентом Е.В. Блинковой.

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры гражданского права и процесса 10 января 2007 г., протокол № 9.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

При изучении курса «Гражданское право» учебным планом Академии права и управления ФСИН России предус­мотрена подготовка курсовых работ как курсантами очной, так и слушателями III курса заочной формы обучения юридического факуль­тета.

Выполнение курсовой работы представляет собой новый этап, важнейшую ступень в процессе профессиональной подготовки курсантов и слушателей нашей академии. Являясь по своей сути одной из первых подлинно научных разработок в жизни большинства обучаемых, важнейшей формой са­мостоятельного, углубленного изучения избранной темы гражданского права, курсовая работа может стать первой ступенью будущей научно-исследовательской деятельности, пробудить интерес к изучаемой отрасли права.

Опыт научного поиска у курсантов и слушателей III курса, как правило, невелик. Он сводится к подготовке курсовой работы на I и II курсе и, в лучшем случае, к написанию контрольных работ или рефератов по отдельным дисциплинам. Поэтому целью настоящего пособия является оказание обучаемым всемерного содействия в подго­товке курсовой работы по гражданскому праву, в подбо­ре нормативных актов и дополнительной литературы, в правильном выборе круга вопросов, раскрывающих избранную курсантом или слушателем тему, и, в конечном счете в более глубоком изучении и успешном усвоении одной из важнейших отраслей российского законодательства - граж­данского права.

Курсовая работа призвана решить и другую задачу. Она являет­ся эффективной формой контроля за работой курсантов и слушателей со стороны преподавателя, позволяет проверить, насколько глубоко и прочно они усвоили основные понятия и институты гражданского права, как научились ориентироваться в сложном комплек­се его источников, своевременно выявить пробелы в знаниях курсантов и слуша­телей и помочь в их устранении.

 

Раздел I. Методические рекомендации

по подготовке курсовых работ

Выполнение курсовых работ по гражданскому праву как довольно сложный творческий процесс можно условно разделить на несколько стадий. На первой из них происходит выбор темы. Вторая стадия представляет собой составление развернутого плана курсовой работы. Третья стадия может быть названа решающей: она заключается в сборе научной информации по избранной теме. Это, пожалуй, наибо­лее трудоемкая часть всей работы по подготовке курсового проекта, так как она включает в себя изучение нормативного материала, под­бор и сопоставление монографических исследований и журнальных публикаций. На четвертой стадии исследования курсанты и слушатели должны обработать и проанализировать весь собранный нормативный матери­ал, учебную и дополнительную литературу по теме. После этого на­чинается следующая стадия - непосредственное написание курсовой работы, то есть изложение темы в соответствии с избранным планом. Завершающий этап выполнения курсовой работы - ее оформление и представление в кабинет гражданско-правовых дисциплин на рецензи­рование преподавателю. После получения рецензии на курсовую работу курсант или слушатель должен готовиться к ее защите с учетом замечаний, сделанных научным руководителем. Последний этап - за­щита курсовой работы.

Каждая их этих стадий представляет собой самостоятельный этап творческого поиска, научного исследования, имеющий свои осо­бенности и направленный на выполнение вполне конкретных задач. Вместе с тем их успешное выполнение зависит от того, насколько добросовестно обучающийся относился к работе над курсовым проектом с самого начала исследования, поэтому в настоящем пособии содер­жатся краткие методические рекомендации по организации работы курсантов и слушателей на важнейших стадиях выполнения курсовой работы.

Выбор темы курсовой работы. Тема курсовой работы по граж­данскому праву избирается самостоятельно, исходя из имеющихся у каждого курсанта или слушателя пристрастий и интересов.

Гражданское право - одна из сложнейших отраслей законода­тельства, включающая в себя целый ряд самых разнообразных граж­данско-правовых институтов, объединяющих нормы, регулирующие сходные по характеру группы общественных отношений, порой резко отличающихся друг от друга. Поэтому и интерес, который вызывает у курсантов и слушателей изучение различных по объему и характеру понятий и институтов, не однозначен.

Выбрав тему курсовой работы, курсант или слушатель должен сообщить о своем выборе командиру взвода, на которого возложена обязанность по регистрации тем и контроль за тем, чтобы в рамках одной группы темы курсовых работ не повторялись. Работа над одной темой нескольких обучаемых в одной группе допускается лишь в том случае, если тема носит комплексный характер и каждый обучаемый работает над отдельной ее частью. После завершения выбора тем всеми командир группы представляет список методисту кабинета кафедры гражданско-правовых дисциплин.

Порядок выполнения курсовой работы. После выбора темы курсовой работы рекомендуется внимательно изучить предлагаемое методи­ческое пособие - "Методические рекомендации по написанию курсовых работ по гражданскому праву". В том случае, если содержащихся в нем рекомендаций и разъяснений окажется недостаточно для начала работы над курсовым проектом, курсант или слушатель может обратиться за консультацией к своему научному руководителю.

Первое, что необходимо сделать в начале подготовки курсовой работы, - это четко уяснить содержание выбранной темы и ее место в курсе гражданского права. Для этого следует еще раз внимательно прочитать соответствующий раздел учебника по граж­данскому праву. После этого можно переходить к изучению библиог­рафии по теме исследования посредством обращения к каталогам биб­лиотеки института, других учебных заведений и библиотек.

Литература по теме подбирается самостоятельно, на основе пе­речня необходимых гражданско-правовых актов, основных монографи­ческих исследований и журнальных публикаций, указанных в настоя­щем пособии.

Завершив подбор литературы по теме исследования, необходимо согласовать его с научным руководителем и приступить к ее внима­тельному изучению. Наиболее важные законодательные акты и инте­ресные научные исследования желательно законспектировать, чтобы облегчить в дальнейшем работу по непосредственному написанию кур­сового проекта.

Завершив изучение и конспектирование литературы, подобранной по теме исследования, курсант или слушатель должен приступить к составлению плана курсовой работы. План должен включать в себя не более 2-3 вопросов, а также введение и заключение. Во введении должны быть раскрыты мотивы, которыми автор руководствовался при выборе темы, показаны ее актуальность и место среди других тем курса, а также сформулированы задачи, которые автор наметил вы­полнить в процессе подготовки курсовой работы.

В заключении должны быть подведены итоги научного исследова­ния и обобщены главные выводы, сделанные автором.

Что же касается конкретных вопросов, то их примерный пере­чень указан применительно к каждой из предлагаемых тем. Следует, однако, иметь в виду, что предлагаемый в пособии план является только примерным, и каждый, избравший соответствующую тему, может внести в него (предварительно согласовав этот вопрос с научным руководителем) дополнения, изменения или корректировки.

Непосредственную работу по написанию курсовой работы следует начинать только после окончательной формулировки ее плана. При этом каждый обучающийся должен проявить не только зна­ние действующего российского законодательства и теории гражданс­кого права, но и навыки по самостоятельному научному осмыслению излагаемых вопросов, умение делать научные выводы, обосновывая их убедительными аргументами. Ни в коем случае не следует сводить написание курсовой работы к бездумному переписыванию учебника или нормативных актов, к компиляции различных журнальных и монографи­ческих исследований. Фактический материал и его анализ автор дол­жен излагать своими словами, выражая собственную правовую пози­цию, свое видение поставленной проблемы. Чем выше уровень прояв­ленной самостоятельности в осмыслении, изложении и анализе изб­ранной темы, тем выше будет оценена курсовая работа и тем выше в конечном счете показатель знаний автора важнейших институтов гражданского права.

Включаемые в текст цитаты из научных трудов должны сопровож­даться ссылками на источники с указаниями автора, полного наиме­нования работы, места и года издания, названия издательства, но­мера страницы, откуда взята цитата (например: " Виноградова Р.И.. Образцы нотариальных документов: Практ. пособие. - М.: Юрид. лит., 1992. С. 27). Выдержки из анализируемых в работе нор­мативных актов должны сопровождаться сносками, в которых указыва­ется точное наименование закона или другого нормативного акта, наименование органа, его опубликовавшего, год издания, номер статьи или пункта (например:. О защите прав потребителей: Федеральный закон от 7 февраля 1992 г // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 15. Ст. 766.

Излишним цитированием как научных трудов, так и нормативного материала увлекаться не следует. Приводимые в работе цитаты долж­ны, по возможности, быть краткими, выразительными и точно соот­ветствовать сути излагаемого вопроса.

Для того чтобы курсовая работа читалась с интересом, была выразительной, необходимо, анализируемые в ней теоретичес­кие положения, понятия и институты иллюстрировались конкретными примерами из судебной практики судов общей компетенции и арбит­ражных судов Российской Федерации. Найти примеры, на конкретном материале раскрывающие сложные теоретические вопросы, можно в та­ких юридических изданиях, как Бюллетень Верховного Суда Российс­кой Федерации, Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Фе­дерации, газете Юридический вестник, а также в информационно-поисковых системах «Гарант», «Консультант-плюс».

Оформление курсовой работы. Желательно, чтобы курсовая рабо­та была выполнена на стандартных листах белой бумаги для машино­писных работ. Такой порядок оформления позволит легко внести в работу необходимые изменения или дополнения в соответствии с за­мечаниями и указаниями научного руководителя. Заполнять следует только одну сторону листа, оставляя поля с левой стороны для за­мечаний научного руководителя и внизу, где помещаются сноски на соответствующие источники.

Объем курсовой работы должен составлять не менее 25-40 стан­дартных листов писчей бумаги, включая и список использованной в работе литературы. Текст печатается через два интервала на одной стороне белой односортной бумаги стандарта А4. Страницы должны иметь поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 25 мм. Все страницы работы, включая иллюстрации и приложение, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. Первой страницей считается титульный лист. На нем номер страницы не ставится, на следующей странице ставится цифра 2 и т. д. Номер страницы ставится на середине верхнего поля.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.16 с.