ТЕМА: Методика организации и проведения классных часов. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

ТЕМА: Методика организации и проведения классных часов.

2017-11-17 492
ТЕМА: Методика организации и проведения классных часов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕМА: Методика организации и проведения классных часов.

ПЛАН

Понятие «классный час», его задачи.

Функции классного часа.

Формы проведения классных часов.

Подготовка классного часа.

Проведение классного часа.

Понятие «классный час».

Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру. В.П.Сергеева

Классный час — это гибкая по составу форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организованное во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов Е. Н. Степанов

Исходя из названных определений классного часа можно выделить определенные черты:

· это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;

· это форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог.

Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы. В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:

1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

2. Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке.

3. Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка.

4. Усвоение детьми знаний, умений и навыков, познавательной и практико-созидательной деятельности.

5. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

 

2. Функции классного часа:

Классный час выполняет ряд воспитательных функций: (Н.Е. Щуркова)

· просветительская (классный час позволяет расширить круг знаний учащихся, которые не отражены в учебных программах. Это сведения о событиях в стране и за ее пределами, интересных людях и проблемах. Может быть, информация из разных областей знаний, явления социальной жизни, психологические проблемы детей, словом, обо всем, что волнует ребят). Примерные темы: «Как появился этикет», «Наша Конституция», «Проблемы современного общества».

· ориентирующая (обсуждение нравственных проблем и ценностей, т.е. формирование у учащихся определенных отношений к объектам окружающего мира на основе моральных и духовных ценностей, в выработке нравственной оценки событий и явлений). Примерные темы: «Кем Быть?», «Каким быть?»

· направляющая (эта функция классного часа предусматривает организацию деятельности воспитанников, воздействие на их поведение, чтобы знания перешли в убеждения). Примерные темы: «Международный год ребенка» может завершиться принятием коллективного решения о сборе книг для малышей из Дома ребенка.

· формирующая (функция проявляется в выработке у учеников навыков обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, в умении вести диалог, договариваться, аргументировано отстаивать свое мнение).

Чаще всего классный час одновременно выполняет все четыре указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет, и формирует учащихся. Эти функции по возможности должны быть отражены при формулировке цели воспитательного мероприятия.

 

Существуют следующие типы классного часа:

1.Нравственные классные часы, целями которых являются:

Ø Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;

Ø Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений;

Ø Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников;

Ø Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужое мнение)

2. Интеллектуально-познавательные классные часы, цели которых:

Ø Развитие познавательных интересов

Ø Развитие умений и способностей осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию.

3.Тематические классные часы нацелены на:

Ø Развитие кругозора учащихся

Ø Духовное развитие и формирование у детей интересов и духовных потребностей

4.Информационные классные часы направлены на:

Ø Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района

Ø Применение знаний, полученных на уроках (например, москвоведения, природоведения)

Ø Формирование личностного отношения к происходящему в классе, школе, микрорайоне, городе, стране

Ø Развитие исследовательских умений

3. Формы проведения классных часов:

Классный час может проводиться в форме классного собрания, беседы (нравственной, этической), диспута, встречи с интересными людьми, викторины по различным областям знаний, КВН, игры-путешествия, это может быть экскурсия или тематическая лекция. Может быть, экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.

Формы классного часа могут быть самыми различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возрастных отличий детей, профессионализма педагога и т.д.

Беседа

Лекция

Игра

Конкурс

Читательские конференции

Заочное путешествие

Праздник

Акция

Экскурсия

16. Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, путешествий, викторин, в основе которых лежат идеи телепроектов, таких как:

• «Звездный час»;

• «Что? Где? Когда?»;

• «Аншлаг»;

• «Слабое звено»;

• «Счастливый случай» и т.д.

 

Подготовка классного часа

У каждого классного руководителя есть свои «секреты» успешности классного часа, однако немаловажную роль играет подготовительный этап.

Подготовка классного часа может строиться по следующему плану:

· определение темы разговора с учащимися;

Час общения — это совместное творчество взрослого и детей. Для того чтобы учащиеся ждали каждой новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения. Обсудить с ребятами круг интересующих их вопросов, «собрать корзину проблем» и с учетом пожеланий учащихся сформулировать тематику классных часов.

· формулировка целей, задач классного часа; составить план (сценарий),

· совместно с учащимися подобрать необходимый материал, наглядные пособия, музыкальное сопровождение, возможна презентация по теме;

· дать конкретные задания ученикам для предварительной подготовки (если это предусмотрено сценарием);

· определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме, старшеклассников.

· проведение классного часа;

· анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

 

Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. К планированию целесообразно привлечь учащихся и их родителей.

Тематические классные часы могут быть посвящены:

v Морально-этическим проблемам – формируется определенное отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, самому себе, родителям.

v Проблемам науки и познания – выработка у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития.

v Эстетическим проблемам – учащиеся знакомятся с основными положениями эстетики – речь идет о прекрасном в природе, одежде, быту, труде, поведении; важно, чтобы у школьников сформировалось эстетическое отношение к к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал.

v Вопросам государства и права – развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить видеть суть государственной политики.

v Вопросам физиологии, гигиены и здорового образа жизни – элементы культуры и здоровьесберегающего компонента.

v Психологическим проблемам – цель: стимулирование самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения.

v Проблемам экологии – прививать школьникам ответственное отношение к природе (беседы о животном и растительном мире).

v Общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам).

Примерные темы классных часов:

v Мой класс – мои друзья.

v Дорожная азбука.

v Кем быть? Каким быть?

v Цена минутки.

v В здоровом теле – здоровый дух.

v Молодежные субкультуры.

v Мы пришли в театр.

v Покормите птиц зимой.

 

Проведение классного часа

Каждый классный час неповторим и не всегда целесообразно придерживаться определенной структуры. Все зависит от конкретного содержания и формы проведения классного часа.

Однако традиционная структура классного часа включает:

· вступительную часть

· основную часть

· заключение

Такая структура позволяет проследить логику проведения классного часа: постановка проблемы во вступлении, обсуждение в основной части, принятие решения в заключении.

Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору.

Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию. Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена.

Тема классного часа может быть написана на интерактивной доске, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению.

На классном часу воспитанники рассаживаются так, как им хочется. Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Опытный классный руководитель старается не затягивать классный час, закончить его до того, как дети почувствуют усталость:

1-4 класс классный час может длиться до 15-20 минут,

5-8 класс 20 – 30 минут,

9 – 11 классах – более 1 часа (когда рассматривается актуальная тема, которая заинтересовала каждого школьника).

Заключительная часть (от 1/5 – 1/4 времени).

Цель: настроить детей на практическое применение приобретенного опыта и определить, насколько удалось реализовать идею занятия.

Типичные ошибки: это часть игнорируется вообще или сводится к двум вопросам: «Понравилось?», «Что узнали нового?».

Рекомендации:

1. Задания тестового характера в привлекательной для детей форме: кроссворд, мини-викторина, блиц, игровая ситуация и другое для определения первичных результатов.

2. Разнообразные рекомендации детям по применению приобретенного опыта в их личной жизни (это может быть показ книг по данной проблеме; обсуждение ситуаций, в которых дети могут применить полученные на занятии умения или информацию; советы – что они могут рассказать своим близким, о чем спросить по данной теме; куда можно сходить, на что обратить внимание, во что можно поиграть, что можно сделать самостоятельно).

 

Критерии эффективности классного часа:

· личностная значимость для учащихся

· комфортность, благоприятный психологический климат

· возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников.

· обогащенность жизненного опыта учащихся.

· духовно-нравственная ценность

· вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа

Вывод: классный час играет большую роль в жизни учащихся. Это гибкая по содержанию и структуре форма массовой воспитательной работы, которая представляет собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.

ТЕМА: Методика организации и проведения классных часов.

ПЛАН


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.