Классификация методов психодиагностики самосознания и самооценки — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Классификация методов психодиагностики самосознания и самооценки

2017-11-17 263
Классификация методов психодиагностики самосознания и самооценки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Под самосознанием понимается процесс познания человеком самого себя, в результате которого образуется представление о себе. Т.о. диагностируется продукт самосознания – Я-концепция.

Проблемные моменты:

1.Я-к. включает знания о себе и представление о себе – часто невозможно отделить одно от др. – не сущ.чистого знания о себе.

2.Социальная желательность (бесполезно с ней бороться, поэтому ее берут как 1 из эл-тов Я-к.)

3.Динамичность Я-к. (важно для прогноза)

4.Многоуровневость Я-к. Проявляется по-разному в разных сит (можно диагностировать как общие вещи (напр, самоуважение), так и частные

5.Я-к. понимается по-разному в разныхтеориях

классификация Бодалева-Столина- 4 класса методик:

– Стандартизованные самоотчеты в форме описаний и самоописаний (тесты-опросники, списки дескрипторов, шкальные техники);

– Свободные са­моописания с последующей контент-аналитической обработкой;

– Идео­графические методики типа репертуарных матриц;

– Проективные техники, включая подкласс рефрактивных техник.

1. Стандартизированные самоотчёты.

1) тесты-опросники. Состоят из утверждений, кот хар-ют отношение к самому себе в различных сферах жизни. Шкалы я-концепции:Тенеси с 12 и старше. 5 состовляющих: физич.Я, моралЯ, семейнЯ, личнЯ, социалЯ. Осн. Область применения – клинич.псих-я. 5 градаций ответов. Оценив-ся также самокритичность и с/удовл-ть, его поведение и степень согласованности различ. аспектов Я-концепции. Шкала детской Я-концепции (Пирс, Харис) 8-16 лет.Определяет глобальное с/отношение. В ней подобрано одинаковое кол-во утверждений об + и – отношении к себе. Шкала с/отношения Розенберга для подростков. 10 утверждений с 4мя градациями ответов. Глобальное с/отношение. Опросник самоотношения (ОСО) Столин, Пантилеев. Создан на основе теории Столина о с/отношении, Я-конц. Основной недостаток – чел должен оценивать сам себя, но на основе уже заданных критериев.чрезмерная широта, детализация.

2 )Контрольные списки прилагательных. Те же утверждения, свёрнутые до 1 прилагательного. Список Гоха=300. Могут использоваться как самостоятельный метод, чаще как симант. дифференциал.

3) Мет. Семантического дифференциала (2 полюса. м/у ними прямая – поставить на ней точку). Чаще –д/диагностики с/оценочной составляющей. Графическая шкальная техника. Дембо, С.Я.Рубенштейн. 5 шкал, вертикальные линии 10 см. Детский вариант ЩУР-лесенка. Числовая шкальная техника (Монастер, Корзини)испытуемый в % оценивает себя реального, идеального и себя в будущем по критериям. М-ка КИСС (Косвенное исследование системы самооценок) испытуемый ранжирует лица несколько раз по ряду параметров. I По степени приятности, II ранжирует по1)своим критериям,2)по стандартным; III По степени похожести на него (самопринятие). В итоге – матрицы ранговыхинкорреляций.

2. Нестандартезированные самоотчёты. Любое свободное самоописание. обрабатывается с пом. контент-анализа. Минус – для тех, у кого развиты вербальные способности. Тест 20 утверждений нас/отношение («Кто я?») 1954 Кун, Мак-парлтон. В России – Прихожан. За 12 минут испыт.должен дать 20 ответов. Обработка – контент-анализ.

3. Проективные методы ТАТ – главный герой д-ет Я-конц. Проективные методы, кот спец создавались для я-конц. Тех сторон, кот не захватывались другими методами. С их помощью можно д-ть те б/с компоненты с/отношения, кот в целях защиты личности не допускаются до осознания. Незамеченное или непреднамеренное с/отношение. Нежелательная самооценка. Тест «нарисуй человека» адаптация Майховера. Мног модификаций, кот связаны с оценочными шкалами. В меньшей мере используются пятна Роршаха, м-ка незаконченных предложений. Символические задания на выявление соц-ого Я (Лонг, Зиллер, Хендерсон) – серия графических проб с 3х лет. Сложность использования проект методов при д-ке Я-конц: - часто отсутствуют индикаторы (категории), Сложно сопоставить рез-ты с рез-ми самоотчётов. Не всегда сущ-ют док-ва что рез-ты проективн. техник связаны именно особенностями Я-конц.

4. Рефрактивные техники испытуемые проводят оценку самих себя не догадываясь что оценивают сами себя. Методика управляемой проекции. Испытуемому предлагают его собственный портрет под именем другого и портрет его противоположности. Возраст пол и соц статус его же. На основе 16PF пики и спады. Затем 10-12 вопросов про этих людей. Интерпретация – клинический анализ, -контент-анализ:глобальное с/отношение, близость к себе, аутосимпатия


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.