Основные направления семейного консультирования — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Основные направления семейного консультирования

2017-11-17 604
Основные направления семейного консультирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психоаналитическая (психодинамическая) семейная психотерапия.

Цели – изменить личности участников психотерапии таким образом, чтобы они были в состоянии взаимодействовать как целостные здоровые личности на базе нынешней реальности, а не на базе неосознаваемых образов прошлого.

Семейная системная психотерапия.

Наиболее широко представленна: ЛуиджиБосколо, ДжейХелли, КлуМаданес, Сальвадор Минухин, Хана Вайнер, Алан Куклин и др.

Смысл принципа системности проясняется в свете идеи о «круговой причинности». Задачей является попытаться разрушить этот цикл и создать конструктивный вариант семейного функционирования.

Семья рассматривается как целостная система.

Симптоматика пациента рассматривается как способ адаптации, поэтому задачей психотерапии становится поиск других путей адаптации для пациента.

Основные шаги семейной системной психотерапии.

1. Объединение психотерапевта с семьёй, присоединение его к предъявляемой семьей структуре ролей.

2. Формулирование психотерапевтического запроса.

3. Реконструкция семейных отношений.

4. Завершение психотерапии и отсоединение.

Стратегическая семейная психотерапия

ДжейХелли, КлуМаданес, Карл Витекер и др.

Теоретические предпосылки стратегической семейной психотерапии – общая теория систем и кибернетика.

Суть стратегического подхода – разработка стратегии для решения проблем.

Индивидуальные проблемы рассматриваются как манифестация семейных.

Даже небольшие изменения способны обеспечить решение проблемы. Вмешательство интенсивно и кратковременно. Психотерапевт атакует какое-то звено семейной системы, ответственное за формирование симптома, используя циркулярную модель причинности.

В основе понимания расстройств поведения лежат две теории: молярная и молекулярная. Молярная описывает общие качества дисфункциональной семьи, а молекулярная объясняет, как частные трудности становятся проблемами из-за того, что с ним неумело обращаются, и как эти проблемы поддерживаются в ходе попыток решить их.

Семейная коммуникативная психотерапия

Пало Алто. Ведущие фигуры – Г. Бейтсон, Д. Хейли, Д. Джексон и П. Вацлавик.

Внимание не на содержании, а на процессе коммуникации.

Коммуникативная теория выросла из кибернетики и общей теории систем. Коммуникации людей могут быть проанализированы с помощью синтаксиса, семантики и прагматики.

Замкнутый круг в общении создается из-за того, что люди воспринимают коммуникацию как прерывистую, рассматривают общение не как непрерывный процесс, а как пунктирный.

Цель - сознательные действия с целью изменить плохо функционирующие образцы коммникацииции

Общая цель – улучшить коммуникацию в семье.

Семейная поведенческая психотерапия.

Скиннер, Бандура, Роттер, Келли.

Поведение подкрепляется его последствием.

Поведенческий паттерн будет сопротивляться изменениям во всех случаях, кроме тех, когда возникнут более благоприятные последствия.

Не интересует история семьи, интересует анализ последовательности поступков.

Техника - поведенческий тренинг.

Все члены семьи должны проходить психотерапию вместе.

Сходство разных форм психотерапии (групповой, семейной и индивидуальной) проявляется:

· в их ориентации на развитие самопонимания клиента, переоценивание прошлого опыта; получение новой информации и переосмысление уже имеющейся;

· принятие на себя ответственности, переучивание и развитие необходимых навыков и обучение новым;

· его самоусиление и доверие к себе; самопринятие;

· исследование специалистом собственной идентичности; в том числе проявлений своего бессознательного; расширение палитры способов поведения, понимания себя и мира.

34 ПОНЯТИЕ МЕТОДА ПСИХОТЕРАПИИ, ВАРИАНТЫ КЛАССИФИКАЦИЙ МЕТОДОВ ПСИХОТЕРАПИИ

Метод ПТ - инструмент психотерапевта, которым он воздействует на человека, корректируя его нынешнее состояние и приводящее его в норму. Метод ПТ - теория личности лежащая в основе направления.

в психодинамическом напр. - ассоциации, работа с БС и пр.,

поведенческом - тренинги, гештальты, работа с убеждениями,

экзистенцильно-гуманистич - работа со смыслом СЖО там, беседа в основном,

интегральная - если эклектика - то просто разные из разных направлений,

собственно интегральная - то НЛП,

личностно-ориентирванная терапия, позитивная терапия...)
по Матвеевой в тетради про методы:

1. беседа, рисунок, психогимнастика,

2. индивид-ый (оказывает основное воздействие личность терапевта), групповой (оказ. влияние динамика группы),

3.амбулаторный, стационарный (по условиям, в которых проходит терапия),

4. симптомоориентриванный, личностноориентированный, социоориентированный,

5. консультирование, терапия,

6. авторитарный, демократический (по стилю работы),

Наибольшее развитие и признание получили 3 психотерапевтических направления и возникшие на их основе методы:

1) динамическое (психодинамическое, психоаналитическое),

2) бихевиористское,

3) гуманистическое.

В этих трех направлениях психотерапии, ориентированных на личностные изменения, а не на один лишь симптом, наличие определенной личностной концепции позволило создать психотерапевтическую систему. Так, психоанализ,рассматривающий в качестве основной детерминанты личностного развития и поведения первичные влечения и потребности, а невроз — как следствие их вытеснения в бессознательное и конфликта с сознанием, логически понятно определяет и основную задачу психотерапии — осознание этого конфликта. Для бихевиоризма личность есть поведение, а невроз — это неадаптивное поведение, возникшее в результате неправильного научения,поэтому основная задача психотерапии формулируется как обучение новым, адаптивным способам поведения. Гуманистическая психология рассматривает в качестве основной потребность личности в самоактуализации,а невроз — как результат блокирования этой потребности. Из такого понимания следует и задача психотерапии, которая заключается в приобретении пациентом нового эмоционального опыта, способствующего становлению адекватного целостного образа «Я», и возможностей для самоактуализации личности.

К огнитивная психотерапия,использующая технические приемы, отличные от классического и оперантногообусловливания,но теоретически рассматривающая когнитивные структуры как «промежуточные переменные», находится в русле поведенческой традиции.

В рамках каждого из указанных психотерапевтических направлений возникают новые течения, подходы, формы, виды, методы, методики, технические приемы, названия которых нередко призваны отразить уникальность каждого из них, замаскировать производный их характер по отношению к основным направлениям в психотерапии и уже существующим в них методам.

Александрович сделал попытку проанализировать все многообразие значений, в которых используется понятие метода в психотерапии: 1) методы психотерапии как конкретные методические приемы и техники (гипноз, релаксация,беседа, дискуссия, психогимнастика и др.); 2) методы психотерапии, определяющие условия, которые способствуют оптимизации достижения психотерапевтических целей (семейная психотерапия и др.); 3) методы психотерапии в значении инструмента психотерапевтического воздействия (таким инструментом может быть психотерапевт в случае индивидуальной психотерапии или группа при групповой психотерапии); 4) методы психотерапии в значении терапевтических интервенций (вмешательств), рассматриваемых либо в параметрах стиля (директивный, недирективный), либо в параметрах теоретического подхода, который и определяет характер этих вмешательств (интерпретация,научение, межличностное взаимодействие).

Представляется, что собственно понятию «метод» соответствует 1-й уровень — это методы как конкретные техники и приемы; 2-й уровень — отражает виды психотерапии; 3-й уровень — формы психотерапии и 4-й уровень — теоретические направления.

Волберг различает 3 типа психотерапии: 1) поддерживающая психотерапия,целью которой является укрепление и поддержка имеющихся у больного защитных сил и выработка новых, лучших способов поведения, позволяющих восстановить душевное равновесие; 2) переучивающая психотерапия, целью которой является изменение поведения больного путем поддержки и одобрения положительных форм поведения и неодобрения отрицательных. Пациент должен научиться лучше использовать имеющиеся у него возможности и способности, однако при этом не ставится цель по-настоящему разрешить неосознаваемые конфликты; 3) реконструктивная психотерапия, целью которой является осознание интрапсихических конфликтов, послуживших источником личностных расстройств, и стремление достичь существенных изменений черт характера и восстановления полноценности индивидуального и социального функционирования личности.

Приведем также ряд других принципов, используемых при группировке методов психотерапии.

Граве отмечает: поскольку психотерапия направлена на преодоление проблем пациента, то естественно, что с помощью одних методов психотерапевт стремится понять проблемы пациента и активно их преодолевать. При этом он не ищет скрытой мотивации и не придает проблемам иного значения, нежели сам пациент, а смотрит на них как на трудности, которые пациент без помощи не может преодолеть. При использовании другой группы методов психотерапевт не помогает преодолевать проблемы (например, при клиент-центрированной психотерапии),а способствует лучшему пониманию пациентом себя, своих мотивов, ценностей, цели своего поведения и стремлений. Если в первом случае психотерапия является помощью в преодолении проблем, то во втором — помощью в лучшем понимании себя. Граве, основываясь на метаанализе существующих данных по эффективности психотерапии, полагает, что большинству пациентов нужна помощь в преодолении своих проблем, а не в обнаружении скрытых мотивов.

В клинической практике принято деление методов психотерапии на симптомоцентрированные, личностноцентрированные и социоцентрированные, интеграция которых часто обеспечивает наилучший терапевтический эффект.

Учитывая, что в настоящее время возрастает значение искусства в жизни современного человека — более высокий уровень образования, культуры, повышение престижности искусства в обществе, — существуют многочисленные методы, в которых искусство и природа выступают как терапевтический фактор. Это методы психотерапии, основанные на лечебном влиянии: а) общения с искусством (музыкотерапия, библиотерапия и др.), б) творческой деятельности (имаготерапия, арттерапия и др.), в) природы (натурпсихотерапия и др.).

Увеличение числа методов психотерапии, в последнее время приведшее к усилению интегративного движения в психотерапии, подтверждает положение о том, что имеющиеся психотерапевтические подходы не столько различаются по отношению к единому объекту — человеческой личности, сколько концентрируются на разных ее аспектах и проблемах, чем и обусловлено различие в методах психотерапии и множество их классификационных делений.

35 ДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ, ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ, ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ.

Согласно Д.н. в п., определяющим в понимании природы человека и его болезней является то, что все психические феномены — это результат взаимодействия и борьбы интрапсихических сил. В соответствии с теорией конфликта инстинктов Фрейд описал основные силы в этой борьбе, которые участвуют в происхождении неврозов: “Человек заболевает в результате интрапсихического конфликта между требованиями инстинктивной жизни и сопротивлением им”. Этиологию неврозов он считал сексуальной по природе.

Психоаналитический подход включает пять фундаментальных принципов: динамический, экономический, структурный, принцип развития, принцип адаптации. Наиболее существенными являются следующие положения: 1) главное значение имеют человеческие инстинктивные импульсы, их выражение и трансформация и, что наиболее важно, их подавление, посредством которого удается избежать болезненных чувств или переживаний неприятных мыслей, желаний и воздействия сознания; 2) вера, что такое подавление является, по существу, сексуальным, что причиной расстройства является неправильное либидинозное, или психосексуальное, развитие; 3) идея, что корни неправильного психосексуального развития находятся в далеком прошлом, в детских конфликтах или травмах, особенно это касается родительского эдипова комплекса, выраженного в классическом желании противоположного по полу родителя; 4) уверенность в сопротивлении выявлению эдипова комплекса, его быстром восстановлении; 5) мысль о том, что, по существу, мы имеем дело с борьбой инстинктами и выступающим в роли защиты по отношению к внешней реальности Эго или СуперЭго, 6) приверженность концепции психического детерминизма, или причинности, согласно которой психические феномены, так же как и поведение, бесспорно, не изменяются случайно, а связаны с событиями, которые предшествуют им, и, если не делаются осознанными, невольно являются основанием для повторения.

Терапевтические изменения и лечебный процесс в Д. н. в п. своей конечной целью имеют осознание бессознательного. Это означает, что психотерапевт вызывает изменения, которые облегчают проявление и понимание пациентом бессознательного, в основном либидинозного содержания. Динамический психотерапевт ищет способ раскрытия у пациента преимущественно сексуального подавленного содержания и сопротивления этому. Исторически были описаны две роли, или позиции, психотерапевта: первичная — с принятием во внимание явлений переноса, более поздняя, вторичная, — с осуществлением рабочего, или терапевтического, союза. Первичная позиция базируется на рекомендациях Фрейда: 1) аналитик подобен зеркалу по отношению к пациенту, отражая только то, что дает пациент, и не внося собственные чувства; 2) аналитик следует позиции отсутствующего, или роли воздерживающегося, т. е. технические установки должны объединяться с этическими. Сравнительно недавно возникшая концепция рабочего, или терапевтического, союза отражает альтернативные, нерегрессивные, рациональные отношения между пациентом и психотерапевтом. В этом случае психотерапевт стремится к формированию реального и зрелого союза с сознательным, зрелым Эго пациента и поощряет его быть партнером в выявлении его трудностей.

Динамический подход реализуется преимущественно средствами вербализации, включающей свободные ассоциации пациента и анализ психотерапевтом реакций переноса и сопротивления. Анализ как задача психотерапевта облегчается четырьмя специфическими процедурами: конфронтацией, прояснением, интерпретацией и прорабатыванием. Методика свободных ассоциаций с самого начала является основным способом взаимодействия психотерапевта с содержанием психики пациента. Она служит главной процедурой для выявления “сырого” материала, на котором базируется анализ. Конфронтация обращена к распознаванию пациентом специфических психических явлений, подлежащих исследованию; прояснение предполагает помещение явлений в “резкий фокус”, чтобы отделить важные аспекты от незначительных; интерпретация следует за полученным материалом, определяя основной смысл или причину события; прорабатывание обращено к повторению, постепенному и тщательно разработанному исследованию интерпретаций и сопротивлений до тех пор, пока представленный материал не интегрируется в понимание пациента. Интерпретация является наиболее важной процедурой, а прорабатывание — самой длительной частью психотерапии. Прорабатывание обязательно включает самостоятельную работу пациента вне психотерапевтических часов.

Таким образом, основные категории в Д. н. вп. кратко могут быть сформулированы в следующем виде: концепция патологии основана на признании существования конфликтов в сфере ранних либидинозных влечений и желаний, которые остаются вне сознания, т. е. бессознательны; здоровье достигается при разрешении таких конфликтов путем победы Эго над Ид; желательные изменения — это достижение глубокого инсайта (понимание далекого прошлого); временный подход является историческим, фокусируется на субъективном прошлом; лечение требуется. как правило, долговременное и интенсивное; задача психотерапевта заключается в понимании содержания бессознательной области психики пациента, ее исторического, скрытого значения; психотерапевтическая техника основана на интерпретации свободных ассоциаций, анализе переноса, сопротивления, обмолвок и сновидений; лечебная модель является медицинской и авторитарной: врач—пациент или родитель — ребенок (т. е. терапевтический союз); психотерапевт выполняет интерпретирующую и отражающую роль и занимает недирективную, бесстрастную или фрустрирующую позицию.

Требования к терапевту:

- 1200-1300 часов теории

- работа с супервизором 2-3 года

- курс личного психоанализа 2-3- года и далее.

Требования к клиенту:

- интеллектуальное развитие высокое и нормальное

- с преобладающим развитием вербальных способностей

-стрессоустойчивость

- активное участие в процессе анализирования

- Готовность свободно ассоциировать

Противопоказания:

-острые кризисные состояния (утрата, насилие)

Здоровье достигается при разрешении таких конфликтов путем победы Эго над Ид, то есть через усиление Эго; желательные изменения – это достижение глубокого инсайта (понимание далекого прошлого, то есть интеллектуально-эмоциональные знания); лечение требуется, как правило, долговременное и интенсивное; задача психотерапевта заключается в понимании содержания бессознательной области психики пациента, ее исторического, скрытого значения; психотерапевтическая техника основана на интерпретации свободных ассоциаций, анализе переноса, сопротивления, обмолвок и сновидений; лечебная модель является медицинской и авторитарной: врач – пациент или родитель – ребенок (то есть терапевтический союз); психотерапевт выполняет интерпретирующую и отражающую роль и занимает недирективную, бесстрастную или фрустрирующую позицию.

Под психодинамической терапией понимаются различные формы терапии, базирующиеся на основных положениях психоаналитического учения и соответственно акцентирующие внимание на влиянии прошлого опыта (психотравм, аффектов, фантазий, поступков и т. п.), формировании определенной манеры поведения (психологических защит, искажений восприятия партнеров по общению, межличностному взаимодействию), которая приобрела повторяемость и, таким образом, воздействует на актуальное физическое, социальное и психическое благополучие человека.

Он представлен различными школами: 3. Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга, К. Хорни, Ж. Лакана и др., а в детской психотерапии - школами А. Фрейд, М. Кляйн, Г. Хак-Хельмут и др. В рамках этого подхода можно рассматривать гештальт-терапию Ф. Перлза, трансактный анализ Э. Берна, психодраму Дж. Морено и др. методы.

36 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ. ПРОБЛЕМА МЫСЛЕННЫХ ОБРАЗОВ В ПСИХОЛОГИИ.

Мышление - высший познавательный психический процесс, который заключается в обобщенном и опосредованном отражении действительности. Отражает существенные моменты действительности.

Выполняет некоторые функции по отношению к поведению человека, т.к. в мышлении ставятся цели, выбираются их средства достижения и строятся программы их достижения. Мышление играет программирующую роль. Связь с волей.

Мышление – процесс, который формируется в обществе и определяется культурными формами (культурой) как с точки зрения содержания, так и с точки зрения форм протекания. Способы, которые мы применяем для решения задач, заданы культурой. Мышление тесно связанно с речью.

Функции мышления:

- Понимание, которое заключается в раскрытии того, какое место то или иное явление занимает среди основных явлений, какими основными свойствами это явление обладает.

- Решение проблем и задач. М. возникает в ситуации, которая затруднительна для человека. Находятся способы решения проблем, которые являются незаконченными схемами, которые можно применить для данного типа ситуации.

- Целеобразование. Постановка цели, которая определяет средства их достижения.

Рефлексия – деятельность мышления, которая направлена на осознание и осмысление собственных способов познания, своих действий, качеств и т.д.

Животные обладают минимальным уровнем М. со способами решения задач и проблем (обезьяны). М. животных не связано с речью.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.