Раскройте сущность понятия «личность» и факторы развития личности с позиций педагогики. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Раскройте сущность понятия «личность» и факторы развития личности с позиций педагогики.

2017-11-16 451
Раскройте сущность понятия «личность» и факторы развития личности с позиций педагогики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности проявить свои внутренние свойства, заложенные природой и сфор­мированные в нем жизнью и воспитанием.

Движущая сила развития - борьба противоречий (внутрен­них - конфликт внутри человека и внешних - взаимодействие человека с внешним миром), общих (универсальных) и индивиду­альных.

Развитие человека определяется внутренними (физиологиче­скими и психическими свойствами организма) и внешними (ок­ружение человека, среда) условиями.

Таким образом, развитие - необратимое, направленное, зако­номерное изменение объекта, сопровождающееся возникновени­ем нового качественного состояния.

Человек - единичное природное существо, представитель ви­да Homo sapiens, высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генети­чески обусловленное и практически сформированное, природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое единство. Чело­век выступает как организм (наделенный психикой); индивид (что означает его принадлежность к виду Homo sapiens); индивиду­альность (характеризующая отличие одного индивида от друго­го); субъект (производящий изменения в окружающем мире, дру­гих людях и в нем самом); носитель ролей (половых, профессио­нальных и др.); Я-образ (система представлений, самооценка, уровень притязаний и др.); личность (как системное социальное качество индивида, его персонолизация и др.).

Индивид - отдельное живое существо, представитель биоло­гического вида; единичное природное существо.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей; свое­образие и неповторимость психики и личности.

Личность - человеческий индивид, наделенный системой со­циально значимых качеств; человек как субъект социальных от­ношений и сознательной деятельности. Личность каждого чело­века наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, состав­ляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Социализация личности - процесс вхождения индивида в социальную среду, его овладение умениями и навыками практи­ческой и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности.

Человеческое развитие обусловлено взаимодействием мно­гих факторов: наследственности, среды, воспитания, собствен­ной практической деятельности человека, причем наследствен­ность и собственная активность человека относятся к внутренним (биологическим), а среда и воспитание - к внешним (социаль­ным) факторам. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития (Б. Г. Ананьев).

Наследственность - передача от родителей к детям опреде­ленных качеств и свойств. Носители наследственности - гены. От родителей детям передаются видовые задатки: задатки речи, прямохождение, трудовая деятельность, мышление, а также внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Генетически запрограммировано сочетание различ­ных белков, определены группы крови, резус-фактор. К наследст­венным свойствам относятся также особенности нервной систе­мы, обусловливающие характер, особенности протекания психи­ческих процессов. Наследственный характер носят многие бо­лезни. Наследуются не способности, а задатки, которые могут затем развиваться или остаться нереализованными. Все нормаль­ные люди получают от природы высокие потенциальные возмож­ности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию.

Кроме биологической, на развитие человека существенное влияние оказывает социальная преемственность, благодаря кото­рой новорожденный активно усваивает социально-психологичес­кий опыт родителей и всех, кто его окружает (язык, привычки, особенности поведения, нравственные качества и др.).

Человек становится личностью только в процессе социализа­ции, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне чело­веческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Кроме наследственности, на человека существенно влияет сре­да - это реальная действительность, в условиях которой происхо­дит развитие.

По интенсивности контактов выделяют ближнюю (домаш­нюю) среду {микросреду) - это семья, родственники, друзья; дальнюю среду (макросреду) - это социальная среда: окружающие

человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. Среда может ока­чивать как положительное, так и отрицательное влияние.

Влияние наследственности и среды корректируется воспита­нием. Воспитание - главная сила, способная подправить недо­статки природы и отрицательного действия среды. Воспитание с точки зрения воздействия на развитие и формирование личности человека всегда целенаправленно. Именно воспитание может дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитания за­ключается в целенаправленном, систематичном и квалифицированном руководстве. Одна из важнейших задач воспитания - вы­явление склонностей и дарований, развитие человека в соответст­вии с его способностями и возможностями.

Воспитание предполагает вооружение человека определенной суммой общественно необходимых знаний, умений и навыков, подготовку его к жизни и труду в обществе, к соблюдению норм и правил поведения в этом обществе, общению с людьми, взаи­модействию с его социальными институтами. Иными словами, воспитание должно обеспечивать такое поведение человека, ко­торое будет соответствовать нормам и правилам поведения, при­мятым в данном обществе. Это, естественно, не исключает фор­мирования индивидуальных черт и качеств личности, развитие которых обусловлено как индивидуальными задатками человека, гак и теми условиями, которые может предоставить ему общество для развития этих задатков.

Воспитание может рассматриваться и как составная часть влия­ния социальной среды на человека, вместе с тем оно является од­ним из факторов внешнего воздействия на развитие человека и формирование его личности. Отличительной особенностью вос­питания является, кроме его целенаправленности, и то, что оно осуществляется лицами, специально уполномоченными общест­вом для выполнения этой его социальной функции.

Воспитание - это очень важный фактор, оказывающий боль­шое влияние на развитие и формирование личности человека. Однако сила его воздействия зависит от целого ряда обстоя­тельств, и значение его по отношению к влиянию среды и наслед­ственности бывает неодинаковым.

Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором - дея­тельностью личности. Под этим понимается все многообразие занятий человека, все то, что он делает. Чем больше ученик рабо­тает в определенной области, тем выше уровень его развития в данной области. В процессе деятельности происходит всесторон­нее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Основные виды деятельности детей - игра, учение, труд, об­щение. По направленности выделяют познавательную, общест­венную, спортивную, художественную, техническую, ремеслен­ническую, гедоническую (направленную на получение удоволь­ствия) деятельность. Деятельность может быть активной и пас­сивной. Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникатив­ные способности, формирует отношение к окружающей действи­тельности; она никогда не утомляет, приносит удовольствие уче­нику.

В отечественной концепции воспитания немалая роль отво­дится собственной активности человека, который является не только объектом, но и субъектом воспитания. В процессе воспи­тания огромную роль играет принятие и осознание человеком требований, предъявляемых ему воспитателем, т. е. формирова­ния положительного к ним отношения, строящегося на понима­нии их разумности, справедливости, обоснованности, выливаю­щегося в желание им следовать. Огромную роль играет и поста­новка человеком личных целей в жизни, стремление добиваться их выполнения, вырабатывать у себя качества, необходимые для их достижения. Наибольшая активность личности при этом на­блюдается тогда, когда человек начинает серьезно задумываться над самовоспитанием, разрабатывая программу своего самосо­вершенствования, мобилизует свою волю и, затрачивая специаль­ные усилия по выполнению этой программы, сам активно форми­рует свою личность.

То, что развитие, как физическое, так и умственное, тесно свя­зано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта само­очевидная истина не требовала особых доказательств: больше прожил человек на свете - стал выше ростом и крепче телом, с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физиче­ского, психического и социального развития.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.