Принципы логопедической работы — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Принципы логопедической работы

2017-11-17 299
Принципы логопедической работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Считается общепринятым, что устранение заикания у детей проводиться только комплексно. Это комплексное воздействие проводится в следующих направлениях:

1. Лечебное укрепление нервной системы.

2. Логопедические занятия по развитию самостоятельной, свободной от заикания речи.

3. Работа воспитателя (по указаниям логопеда).

4 Работа с родителями.

5. Логопедическая ритмика.

Обсудим более подробно каждое из них.

Лечебное укрепление нервной системы. Вся работа по устранению заикания у детей должна начинаться с осмотра ребенка психоневрологом или невропатологом. Врач определяет природу заикания органическое оно или функциональное.

Все назначения врача (медикаментозное укрепление нервной системы, физиотерапевтические процедуры и т. д.) должны неукоснительно выполняться. Ответственность за это несут медсестра и воспитатели, но контролирует своевременный и систематический прием лекарства логопед данной группы. Логопед также следит за действием на ребенка лекарственных средств. И в случаях его излишнего перевозбуждения (или, наоборот, торможения, наступления вялости, постоянной сонливости) немедленно обращается к врачу для изменения назначения.

Логопедические занятия проводятся в течение 9—10 месяцев. На систематически построенных речевых занятиях осуществля­ется.

1) развитие у детей свободной, самостоятельной, лишенной признаков заикания речи;

2) устранение недостатков звукопроизношения;

3) устранение общего недоразвития речи (если заикание осложнено такой речевой аномалией);

4) коррекция отклонений во внеречевых процессах, так или иначе связанных с речевым актом (развитие внимания, памяти).

Процесс формирования нормальной речи не следует сводить к механической тренировке в сопряженном или отраженном произнесении слов и фраз, в автоматическом проговаривании заученных стихотворений и текстов. Необходимо сначала научить Детей пользоваться свободно, без заикания ситуационной речью (когда предмет разговора представлен в наглядной форме), а затем и контекстной (в отсутствие объекта, о котором ведется Разговор). При этом следует учитывать, что заикающиеся дети, как правило, часто затрудняются в словесном оформлении своей мысли, в подыскании нужного слова, нередко их речь непоследовательна, эти дети страдают многословием, склонны к пространным, иногда вовсе лишенным смысла рассуждениям.

Таким образом, ясно, что заикающихся детей прежде всего необходимо научить пользоваться своим словарным запасом,


точно формулировать свои мысли, быстро находить нужное слово. Заикающиеся дети должны научиться свободно владеть речью в любых ситуациях, уметь отвечать на самые разные вопросы и задавать их, рассказывая о происходящем в данный момент, о прошедших или будущих событиях, о своих намерениях, планах, выражать свою мысль четко и последовательно

Содержание и характер речи детей определяются и направляются вопросами логопеда. Логопед, задавая строго определенные вопросы детям, добивается всякий раз той формы речи, какая необходима и доступна им в данный период обучения.

Итак, основной смысл занятий по устранению заикания состоит в строго систематическом развитии связной, самостоятельной речи. Для этого детей прежде всего надо научить отвечать лишь на вопросы логопеда, а самим спрашивать и высказываться тогда, когда об этом попросит взрослый. Разумеется, чтобы дети могли почувствовать, что такое четкая, лаконичная, вырази­тельная, эмоционально окрашенная речь, каков ее нормальный темп, все произносимое на занятиях логопедом должно служить ребенку образцом.

Помимо специальных занятий по устранению заикания, логопед может и должен использовать для исправления дефекта такие моменты распорядка дня, как подготовка к занятиям, сборы на прогулку и т. п. В этих ситуациях логопед специальными вопросами провоцирует детей на произнесение доступных им фраз с опорой на конкретные объекты или действия (одежда, раздаваемые для занятий предметы, пособия, посуда, игрушки и т. д.).

Во время занятий необходимо следить за соблюдением одного важного требования: ответы детей не должны повторять ответы их товарищей. Логопед должен постоянно напоминать детям об этом условии. Выполнение его дает большой эффект не только в развитии связной речи детей, но также и в развитии вни­мания и памяти. В самом деле, если каждый из детей, внимательно следя за ответами товарищей, будет вынужден перестраивать свой подготовленный ответ, поскольку этот ответ уже прозвучал, то это естественным образом разовьет у детей умение с ходу подбирать необходимые для ответа слова, составлять из них фразы. Одновременно будут развиваться внимание и память ребенка, без чего невозможно полноценное речевое развитие.

В логопедические занятия второй половины года необходимо вносить элементы соревнования, игры, азарта, с тем, чтобы вызывать у детей в момент речи эмоциональное напряжение, тре­нируя их к произнесению фраз в различных ситуациях, а также обогащая выразительные возможности их речи. Логопед должен стремиться к тому, чтобы на каждом занятии речевая практика детей была максимальной, а его речь по возможности минимальной.

Правда, не следует забывать о том, что заикающиеся дети быстро утомляются. Поэтому, заметив усталость детей, необхо-

 

димо чтобы предупредить появление запинок в речи, обусловленных переутомлением, переключить детей с одного вида работы на другой или дать им возможность подвигаться, размяться, переменить место и т. д.

Не следует заставлять детей повторять слово или фразу, произнесенные с заиканием, так как в этом случае их внимание Фиксируется на произносительной стороне речи, а от них требуется следить лишь за смыслом своих ответов. Если же кто-нибудь из детей и произнесет слово с запинкой, логопед как бы не замечает этого, но для себя он должен решить, чем вызвано данное заикание, и либо заменить вопрос, либо изменить ситуацию ответа. Из сказанного следует, что во время занятий дети должны говорить совершенно свободно, не заикаясь, а свободная от заикания, плавная речь детей является показателем правильной организации занятий.

Еще одним важным требованием, предъявляемым к речи детей, является ее нормальный темп. Именно нормальный, а не растянутый или монотонный. Известно, что у большинства заикающихся речь бывает торопливой, скачкообразной. Логопеды же иногда прибегают к искусственному замедлению темпа речи, заставляя детей говорить нараспев, растягивая гласные, про­износя фразы слитно. Как показывает опыт, подобный прием не дает положительного эффекта. Обычно после занятий дети не придерживаются заданного логопедом темпа речи, стесняются говорить нараспев, растянуто. Кроме того, задача устранения заикания — это не воспитание внешней стороны звучащей речи, а внутренняя перестройка всего процесса речевой коммуникации.

При работе с заикающимися детьми следует учитывать, что многие из них легко ранимы, впечатлительны, излишне обидчивы и занятия с ними нужно проводить, все время поощряя, подбадривая детей, создавая при этом атмосферу доброжелатель­ности

При проведении занятий необходимо также учитывать индивидуальные особенности детей. Скажем, если ребенок застенчив, то не следует его спрашивать первым, предоставив возможность послушать ответы товарищей, адаптироваться и подождав, когда у него возникнет желание самому говорить и отвечать. Слишком подвижных, шумных детей лучше спрашивать после того, как их возбуждение спадет. Работа по устранению заикания Принесет большую пользу, если занятия будут доставлять детям Радость, а не будут похожи на муштру или на скучную необходимость.

У многих заикающихся детей наблюдаются недостатки звукопроизношения. Работа в этом направлении должна проводиться с первых же дней. Постановку звуков, их автоматизацию и введение в речь следует проводить на специальных подгрупповых занятиях. Большую помощь при этом оказывает воспитатель, занимающийся с детьми по заданию логопеда. Например, ему можно поручить проводить отдельные артикуляционные уп-

 


ражнения или поработать с ребенком над закреплением поставленного звука. Важно, однако, помнить, что на занятиях по устранению заикания нельзя требовать от детей правильного произношения еще не отработанных звуков. В противном случае дети начнут запинаться. Логопеду необходимо терпеливо ждать, когда произносительные навыки станут настолько стойкими, что ребенок сам начнет произносить правильно все звуки в любых ситуациях.

В течение первого месяца работу по устранению заикания необходимо сочетать с режимом молчания. Это общепринятое название, разумеется, условно, поскольку полного молчания от эмоциональных, подвижных, легко возбудимых детей, какими в большинстве случаев являются заикающиеся дети, добиться не­возможно. Но стремиться к этому необходимо. В самых крайних случаях допускается шепотная речь.

Проведение такого ограничения необходимо с тем, чтобы во-первых, угас патологический рефлекс на заикание. Во-вторых, молчание детей (вне занятий) в течение месяца успокаивает их нервную систему, дает возможность отдохнуть от насыщенных речью занятий. В-третьих, разговаривая только на занятиях под руководством логопеда и поэтому всегда без запинок, дети постепенно утверждаются в мысли, что они могут не заикаться„ что служит своего рода психотерапией.

Занятия воспитателя. За организацию режима молчания и общий контроль за его осуществлением ответствен логопед. Однако непосредственный контроль за ограничением речи детей ложится в основном на воспитателей, в меньшей степени на ро­дителей в те дни, когда ребенка забирают в семью.

Прежде всего необходимо соблюдать одно важное требование: молчания детей ни в коем случае нельзя добиваться запретом. Здесь необходимо проявить педагогическую изобретательность, поскольку запрет говорить угнетает детей, создает у них отрицательные эмоции. Если воспитатель почувствовал, что дети не могут больше молчать, он может начать разучивать с ними хором стихотворение, поиграть в какую-нибудь игру, в которой дети будут говорить уже заученными фразами или произносить хором вслед за воспитателем определенные слова.

Работа с родителями. Большое значение в общем успехе коррекционного воздействия имеет работа логопеда и воспитателей с родителями заикающихся детей. Логопед должен консультировать родителей по вопросам общего и речевого режима ребен­ка, знакомить с требованиями к речи детей, приглашать их на открытые занятия.

Дома у ребенка должна быть создана спокойная, доброжелательная атмосфера, излишние волнения вредны для его нервной системы. Необходимо категорически исключить наказания, запугивания, упреки, долгие резкие нравоучения. Не рекомендуется таким детям посещать кино, театры, цирк и другие эмоционально-зрелищные мероприятия. В течение всего времени

 


обучения не следует водить ребенка в гости и родителям принимать гостей у себя дома.

Логопедическая ритмика. Большое значение для устранения заикания имеют занятия логопедической ритмикой, если они правильно проводятся. Обычно на таких занятиях принято ис­пользовать различные упражнения для развития моторики, координации движений, чувства музыкального ритма. В работе с заикающимися детьми необходимо, кроме всего перечисленного, заниматься коррекцией специфических отклонений во внеречевых процессах (нарушение внимания, двигательное беспокойство, отсутствие собранности, неумение управлять собой, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой). Обяза­тельным условием для таких занятий является замедление тем­па в конце, успокоение детей, замедление темпа речи и движений, мышечная расслабленность, снятие эмоционального возбуждения.

Итак, мы обсудили все аспекты комплексного воспитательного воздействия и еще раз подчеркиваем, что только оно может способствовать полному устранению заикания.

УСТРАНЕНИЕ ЗАИКАНИЯ

Заикание обычно возникает в раннем детстве (от 2 до 5 лет). Устранять этот дефект речи необходимо сразу же, как только он проявится. Иначе заикание закрепится и станет стойким, а в школьном возрасте начнет прогрессировать. Кроме того, у до­школьников заикание устраняется легче и быстрее, чем у детей более старшего возраста.

В настоящее время нет единых методов устранения этого дефекта. А главное — часто логопедическое воздействие направляется лишь на механическую тренировку детей в плавном, замедленном проговаривании и вовсе не учитываются специфические особенности их речевого развития, своеобразие протекания У них внеречевых процессов, имеющих непосредственное отно­шение к коммуникативной функции языка.

Проведенное нами психолого-педагогическое изучение заикающихся дошкольников 4—7 лет позволило установить, что, как правило, эти дети обладают достаточным словарным запасом, иногда превосходящим возрастную норму. Речь их часто изоби­лует выражениями взрослых: «тем не менее», «короче говоря», «по-видимому, это так», «безусловно, я это знаю», «по всей вероятности, я завтра не приду», «кстати сказать» и т. д. Многие Рассказывают о космосе, о космонавтах, о трехступенчатых ракетах. Однако на фоне такого кажущегося благополучия эти Дети часто не могут в нужный момент вспомнить самые элементарные предметы действия, качества или назвать их (хотя, как Показало обследование, эти знания имеются у них в словарном запасе). Следует отметить, что указанные затруднения в подыс­кании нужного слова, в речевом оформлении мысли вызывают

 


усиление заикания, продолжительные паузы, часто употребление эмбол («ну», «э», «вот», «и», «там», «это», «еще», «а»).

Нередко в речи заикающихся детей отсутствует нужная последовательность, они склонны к многословию, пространным иногда вовсе лишенным смысла рассуждениям.

Очевидно, что таких детей необходимо научить пользоваться имеющимся у них словарным запасом, придавая своим мыслям точную словесную форму. Для этого дети должны уметь быстро находить нужное слово, быть в своих рассказах последовательными. Заикающихся детей необходимо также научить свободному владению речью независимо от ситуации, отвечать на всевозможные вопросы, спрашивать самим, рассказывать о происходящем в данный момент, о прошедших или будущих событиях, о своих намерениях, планах. Само собой разумеется, что логопедического воздействия, направленного на механическую тренировку детей в плавном проговаривании, оказывается в этом случае недостаточно.

Для полноценного протекания речевого акта большое значение имеет достаточная сформированность таких различных внеречевых процессов, как устойчивость внимания и памяти, наблюдательность, гибкость переключения с одного вида деятельности на другой, умение управлять собой и своим мышлением. А проведенное нами изучение заикающихся детей позволило также выявить, что, как правило, их внимание неустойчиво, они не умеют быть собранными, вовремя переключать мысль с одного объекта на другой, им трудно удержать в памяти все необходимое для осуществления высказывания, их точность восприятия речи собеседника, ее содержания оставляет желать лучшего, а потому их словесная реакция на нее не всегда верна, у них слабо развита воля, они плохо владеют собой и направленным мышлением.

Все сказанное позволяет утверждать, что работа по преодолению заикания будет полной и эффективной, если непосредственное исправление речи детей будет сочетаться с корригированием указанных особенностей. С этой целью можно использовать программный материал массового детского сада. Представляется вполне возможным соединить обучение и воспитание детей (по программе детского сада) с процессом развития их связной речи и работой по перевоспитанию имеющихся психических особенностей.

Развивать связную речь детей нужно в той последовательности, в какой происходит обычное развитие речи дошкольника, т. е. на основе психологических закономерностей протекания этого процесса. В психологических исследованиях отмечается, что наиболее ранней формой речи детей является речь, непосред­ственно соотносимая с практическим действием или с ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение.

Конкретная ситуация или ситуация непосредственной деятельности значительно облегчает ребенку формулирование мыс-

 


ли название предметов или обозначение производимых действий. В случае же затруднений в подыскании нужного слова конкретная ситуация позволяет ребенку воспользоваться местоимением типа эта, этот, такое или просто жестом, указывающим на тот или иной предмет. Например, если ребенку во время ответа трудно припомнить или подобрать необходимое слово, он может ответить: «Я взял вот это», или «Я положил сюда», или «Вот здесь». Такую форму речи принято называть ситуационной.

В отличие от нее речь контекстная, т. е. связанная с предметами, которые ребенок не может наблюдать в момент речи, с прошедшими событиями, иногда очень давними, или с будущими его действиями, намерениями, планами, является для заикающихся детей наиболее трудной. Сложность такой речи связана с тем, что свою мысль ребенку приходится строить, опираясь лишь на языковые средства.

Развивать связную речь у заикающихся детей нужно, начиная с наиболее простой и доступной для них ситуационной фор­мы, постепенно подводя их к умению пользоваться контекстной формой речи. Для осуществления этого перехода методика предусматривает последовательное усложнение речи детей через постепенное уменьшение опоры на зрительное восприятие.

Итак, основная линия последовательного развития связной речи детей состоит в том, что сначала они овладевают умением пользоваться свободной от заикания речью, связанной с конкретными, наглядными предметами или действиями. Затем они начинают говорить под воздействием ярких, четких зрительных представлений, а в конце обучения овладевают обобщенными отвлеченными высказываниями без какой бы то ни было зрительной опоры. Таков постепенный путь овладения детьми раз­личными формами речи.

Из сказанного ясно, что основной смысл логопедических занятий не в тренировке навыков механической речи, а в обучении детей легко и свободно выражать свои мысли, отвечать, спрашивать, пояснять, рассказывать, делать выводы, заключения, обобщения. Как показала практика, механическая тренировка речи детей, упражнения в сопряженной, отраженной речи, в воспроизведении заученного текста не приносят желаемых результатов. Наибольший эффект дает использование самостоятельной речи с самых первых занятий.

Чтобы самостоятельная речь была доступна детям, т. е. не вызывала бы у них заикания, необходимо с первых же занятий создать такую обстановку, которая облегчала бы детям быстрый и точный подбор слов для ответов. Следует иметь в виду: если дети что-то видят, осмысляют, делают, то они без труда это на­зывают, поскольку совершаемые действия как бы находятся перед глазами и сами подсказывают свои названия. Такую благоприятную, обеспечивающую максимальную наглядность обстановку можно создать при прохождении всех разделов програм­мы массового детского сада (в изобразительной деятельности,


при развитии элементарных математических представлений и речи).

На занятиях по изобразительной деятельности при конструировании предметов из бумаги, картона и других материалов составлении аппликаций из готовых и самостоятельно вырезанных геометрических фигур, лепке из глины или пластилина, рисовании карандашом и красками дети видят те предметы, о которых им приходится говорить, осмысляют свои действия и быстро их называют, а последовательность изготовления поделки легко воспроизводят в своем рассказе. Таким образом, изобразительная деятельность может использоваться с первых этапов логопедических занятий без каких-либо изменений в порядке и прохождении программы для массовых детских садов

Иное дело освоение программ по развитию элементарных ма­тематических представлений. На первых этапах логопедических занятий излагаются лишь те ее разделы, которые позволяют использовать наглядный материал (знакомство с понятием количества и счетом, с геометрическими плоскими и объемными фигурами, с делением целого на части, порядковым счетом и т. п). Другие разделы программы по развитию элементарных математических представлений проходят на более поздних этапах логопедических занятий.

При прохождении программы по развитию речи логопеду необходимо так изменить последовательность занятий, чтобы на первые этапы приходилось рассматривание предметов и объектов, сравнение предметов и объектов, рассматривание картин,, прогулки и наблюдения в природе.

Предлагаемая методика заикания рассчитана на 9—10 месяцев ежедневных занятий. Необходимо помнить, что первые 2— 3 месяца логопедической работы с детьми наиболее ответственны. От правильности их проведения в большой степени зависит дальнейший успех работы. Необходимо строго соблюдать основные требования к занятиям.

Во время занятий логопед должен добиться осознания детьми важности того, что они делают, а их ответы на вопросы нужны для того, чтобы уточнить, правильно ли они поняли его объяснения. Занятия должны вызывать у детей интерес, постоянное желание отвечать на сложные и хитрые вопросы логопеда.

Развитие у заикающихся детей связной речи логопед должен осуществлять не только во время занятий, но и в таких ситуа­циях распорядка дня, как дежурство по группе, сборы на про­гулку, подготовка к занятиям, накрывание столов для приема пищи. В этом случае конкретным материалом для разговора может стать одежда ребенка, необходимые для занятий предметы,, посуда, игрушки и т. п. Например, логопед может спросить детей, чья это вещь, какого она цвета, что ставит на стол ребенок, что он делает в данный момент, что он делал в группе утром, вчера вечером, что будет делать после занятий и т. п. При этом нельзя забывать о том, что на начальных этапах вопросы лого-


педа должны относиться только к конкретным предметам или действиям.

Система преодоления заикания на основе развития связной речи детей включает в себя пять периодов:

I — пропедевтический.

II — сопровождающая или констатирующая речь.

Ш — завершающая речь или речь по следам зрительных представлений.

IV — планирующая речь или речь, лишенная зрительной

опоры.

V — закрепление навыков связной речи.

Первый период. Основная его цель — преодоление речевой импульсивности, неорганизованности детей. Как известно, многие заикающиеся дети возбудимы, двигательно беспокойны, они без умолку говорят, не умеют слушать объяснения старших, постоянно прерывают их своими вопросами, замечаниями, выска­зываниями. Поэтому совершенно необходимо приучить детей сдерживать свою речевую активность, не высказываться по любому поводу, а отвечать лишь тогда, когда обратится с вопроса­ми логопед, и только то, о чем он спрашивает, быть внимательными и дисциплинированными. Понятно, что без соблюдения этих условий нельзя осуществить постепенное, в строгой системе развитие речи детей.

Первый период не должен занимать более 3—4 занятий. На занятиях этого периода дети сами еще ничего не говорят, а лишь молча слушают логопеда. На первых порах для детей это весьма трудная задача. Они то и дело вставляют свои реплики. И тут от логопеда требуются находчивость, такт и выдержка. Он должен в очень мягкой форме, но вместе с тем достаточно решительно дать почувствовать детям, что от них требуется внимание и дисциплинированность.

Занятие можно проводить примерно следующим образом. Ло­гопед знакомит детей друг с другом, с правилами поведения на занятиях. Затем он проверяет знания детьми названий цветов, геометрических фигур, животных, овощей, фруктов, средств транспорта, деревьев и т. д. При объяснении логопед может обратиться к детям с такой фразой: «А теперь к моему столу подойдет тот, кто внимательнее всех слушал меня, он покажет нам картинки с овощами», или «Теперь выйдет тот, кто лучше всех сидит и не перебивает меня», или «Сейчас к картине по­дойдет тот, кто, пока я говорила, тихо-тихо сидел» и т. п.

Разумеется, на последующих занятиях логопеду придется еще обращать внимание детей на их поведение, но на самых первых они должны достаточно полно познакомиться с прави­лами общения друг с другом и со взрослыми. Только соблюдение дисциплины и правильный речевой режим помогут осуществить основной принцип предлагаемой методики — постепенное усложнение речи детей.

 


Второй период. В этот период используется наиболее простая, доступная заикающимся детям речь. Эта речь сопровождает их действия или действия логопеда, а также фиксирует наблюдаемые предметы, их видимые свойства и количество.

Вот пример беседы на одном из занятий этого периода. Логопед. Посмотрите, дети, у вас у всех бумажные полоски. Интересно, какого они цвета? Одинаковые или разные? Давайте посмотрим. Вова, у тебя какая полоска? Вова. Зеленая. Логопед. Ау тебя, Петя? Петя. Желтая.

Логопед. А у Маши, интересно, какая полоска? Маша. А у меня красная.

Логопед. Нина, как ты думаешь, у всех полоски одинаковые или разные? Нина. У всех полоски разные.

А вот пример беседы логопеда с детьми во время дежурства по группе.

Логопед. Миша, кого ты сейчас кормишь? Миша. Я кормлю рыбок.

Логопед. А ты, Маша, что убираешь со стола? Маша. Я убираю ложку.

Логопед. Что ты складываешь в коробку, Коля? Коля. Я складываю кубики.

Логопед. Что-то я не вижу, чем ты стол вытираешь, Вова! Вова. Губкой.

Третий период. В этот период дети овладевают умением отвечать на вопросы, пояснять, рассказывать без непосредствен­ной опоры на наблюдаемый предмет или действие, а лишь по следам зрительных представлений. Вначале можно использовать и прежние, уже усвоенные детьми формы речи (сопровождающую и констатирующую). Например, беседа с использованием прежних и новых форм речи может выглядеть так: Логопед. Вова, расскажи, что ты сейчас делал. Вова. Я сначала хорошо помял пластилин в руках, а потом скатал из него шарик. Логопед. А ты, Миша, что делаешь? Миша. А я еще только катаю пластилин ладошками. Логопед. Интересно, а что Сережа успел сделать? Сережа. А я размял пластилин, скатал шарик, а сейчас делаю в нем ямочку.

А вот фрагмент логопедического занятия.

Логопед. Какие геометрические фигуры мы прошли с вами на прошлом занятии? Скажет Коля.

Коля. Овал. И повторили треугольник, квадрат и круг. Логопед. Давайте вспомним, чем круг отличается от квадрата. Ответит Боря.

Боря. Круг можно катать, а квадрат нельзя. Логопед (подсказывает детям жестом). Скажи, Маша.

 


Маша. У квадрата есть острые края, а круг ровный, гладкий.

Потопе д. А какие две геометрические фигуры очень похожи друг на друга? Катя!

Катя. Круг и овал.

Логопед. Чем похожи? Давайте вспомним. Маша!

Маша. У круга нет острых углов и у овала нет.

Логопед. А еще что {делает подсказывающий жест)? Слава!

Слава. Круг можно катать и овал тоже можно катать.

Четвертый период. В этом периоде, кроме всех названных, используют наиболее сложную форму речи — планирующую, а также развернутые объяснения и рассказы детей без какой бы то ни было зрительной опоры. Обычно в этот период логопед предлагает вопросы и задания типа: «Что ты будешь делать?»; «Что ты сделаешь сначала? А потом?»; «Что ты будешь делать с этой игрушкой?»; «Кому ты готовишь подарок?»; «Расскажи, как угостить одним яблоком четырех детей?»; «Кто расскажет, как сравнивать по количеству большие и маленькие предметы?»; «Сейчас, дети, я вам расскажу начало рассказа, а вы придумаете его конец: «Однажды Петя шел берегом реки и вдруг ус­лышал громкий крик». А вот, кто кричал, почему и что сделал Петя, придумайте сами»; «Дети, скоро к нам в группу Маша принесет ежика. Давайте подумаем, как мы будем за ним ухаживать».

Отвечая на подобные вопросы, дети подробно рассказывают, рассуждают, делают выводы, обобщения. Иными словами, в этот период они пользуются уже контекстной речью.

Но если до этого периода дети только отвечали на поставленные вопросы, то теперь необходимо приступить к обучению детей самостоятельно задавать вопросы. Это может проходить примерно так. Логопед предлагает детям поиграть в учителя. За стол логопеда садится выбранный учитель. Теперь он уже не Коля, а Николай Федорович, который, подражая манере логопеда, задает всем детям вопросы, а дети по очереди весело отвечают на них. Каждому хочется быть учителем. Но на эту роль логопед назначает только того, кто лучше и больше всех от­вечал выбранному учителю. Поэтому все дети тянут руки и с увлечением рассказывают обо всем, о чем спрашивает учитель.

Пятый период. В этот период закрепляются навыки свободного пользования всеми видами связной речи. С детьми на логопедических занятиях проходится весь оставшийся программный Материал массовых детских садов. При этом логопед стремится как можно чаще провоцировать детей на произнесение фраз по самым различным поводам. Причем в отличие от массового детского сада нужно стараться, чтобы на занятиях возникали ситуации, требующие эмоциональной речи, поскольку, как известно речь в состоянии эмоционального возбуждения особенно трудно удается заикающимся детям, и такого рода упражнения им не помешают. Логопед вступает с детьми в оживленную бе-


седу, спорит и шутит с ними, организует шумные, веселые обсуждения, диалоги детей между собой.

Особенно полезно в этот период использовать на основе программного материала различные варианты творческих рассказов детей. Например, составление рассказа по опорным словам: лето, лес, дети, грибы, гроза, шалаш; придумывание сказки на тему: «Как Гриша первый раз пришел в детский сад», «Кого испугался трусишка Сережа», «Почему Света заплакала в зоопарке» и т. п.

Как уже отмечалось, параллельно с развитием связной речи детей должна проводиться коррекционно-воспитательная работа по устранению отклонений во внеречевых процессах. Работа эта проводится систематически как в процессе обучения и воспитания детей по программе, так и вне занятий.

Уже сама установка, которая дается на всех логопедических занятиях: «Внимательно слушайте ответы товарищей, никогда их не повторяйте, а отвечайте иначе», требует от детей постоянного внимания, развивает их память, умение моментально переключаться, если подготовленный ребенком ответ уже прозвучал, поскольку приходится тут же придумывать иной вариант ответа. Кроме того, начиная с третьего периода детям приходится удерживать в памяти последовательность выполнения того или иного задания, в противном случае потом, отвечая на вопро­сы логопеда, они не смогут рассказать о своих действиях достаточно точно и подробно. Все это также развивает их память, расширяет объем внимания.

Еще одним важным условием логопедических занятий является то, что дети во время работы с логопедом должны внима­тельно следить за ответами товарищей и в случае их ошибок или неточностей тут же вносить изменения, дополнения в их ответы и рассказы. Все эти и другие разнообразные приемы организуют психическую деятельность заикающихся детей.

Сказанное является необходимым, но недостаточным условием для коррекции отклонений во внеречевых процессах. Следует также применять и специальные приемы, направленные на развитие внимания и памяти детей. Например, при обучении и воспитании детей целесообразно давать им многоступенчатые инструкции типа: «Кто может положить три круга слева, а два квадрата справа?» или «Кто сможет нарисовать красным мелом слева две палочки, а зеленым мелом справа два квадрата?» и т. п.

Полного успеха в работе с заикающимися детьми можно достичь только в том случае, если будут осуществлены все указанные мероприятия и одновременно с развитием связной речи будет производиться коррекция всех выявленных отклонений в психических процессах. Эту работу необходимо сочетать с лечебными мерами по укреплению нервной системы заикающихся детей. Большое значение имеет и то, насколько умело продолжат родители работу логопеда, насколько добросовестно и точ-

 



но будут выполнять все его рекомендации, насколько правильно организуют общий и речевой режим ребенка.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. —М., 1983.

Левина Р. Е. К проблеме заикания у детей. — Дефектология, 1969, №3.

Правдина О. В. Логопедия. — М., 1969.— С. 53—54, 151— 172.

Селиверстов В. И. Современный комплексный метод преодоления заикания//Расстройства речи у детей и подростков /Под ред. С. С. Ляпидевского. — М., 1969.— С. 243—273.

Чевелева Н. А. Заикание у детей//Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968. — С. 229— 258.

Чевелева Н. А. Исправление речи у заикающихся дошкольников.— М., 1965.

Чевелева Н. А. Родителям о заикании у детей. — Дефектология, 1978, № 1.

Шостак Б. И. О некоторых расстройствах моторики при заикании//Очерки по патологии речи и голоса.—М., 1967, вып. 3. — С. 148—169.

ХватцевМ. Е. Логопедия. — М., 1959.— С. 213—247.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое заикание?

2. Как подразделяется заикание по этиологическому признаку?

3. Каковы причины органического заикания центрального происхождения?

4. Какие вы знаете причины функционального заикания?

5. Как подразделяется заикание в зависимости от типа судорог?

6. Какие бывают степени заикания?

7. Какие вы знаете симптомы заикания?

8. Что такое логофобия?

9. Что такое эмболофразия?

10. Какие существуют точки зрения на эмболофразию?

11. Какие вы знаете непроизвольные сопутствующие заиканию движения?

12. Какие бывают при заикании произвольные сопутствующие движения?

13. Если у ребенка 4 лет с тонической формой заикания средней тяжести отмечается рефлекс Фрешельса, тики лица, Можно ли утверждать, что эта патология речи возникла недавно?

 


14.

Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.