Порядок изменения Конституции Российской Федерации — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Порядок изменения Конституции Российской Федерации

2017-11-17 210
Порядок изменения Конституции Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Конституция РФ различает термины «пересмотр» и «внесение по­правок». Пересмотром является изменение гл. 1,2 и 9 Конституции РФ, причем они не могут быть предметом рассмотрения Федерального Со­брания Российской Федерации. Внесение поправок в гл. 3—8 Консти­туции РФ входит в компетенцию российского парламента.

Субъектами, обладающими правом вносить предложения о по­правках и пересмотре Конституции РФ, являются: Президент РФ, Со­вет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законода­тельные (представительные) органы субъектов Федерации, группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или де­путатов Государственной Думы.

Процедура пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ состоит из сле­дующих стадий.

Во-первых, инициатива пересмотра данных глав Конституции должна быть поддержана тремя пятыми голосов от общего числа чле­нов Совета Федерации (107 голосов) и депутатов Государственной Думы (270 голосов).

Во-вторых, если такое решение Федеральным Собранием будет принято, то созывается Конституционное Собрание.

В-третьих, Конституционное Собрание вправе принять одно из двух решений:

1) подтвердить неизменность действующей Конституции; тогда процедура пересмотра Конституции заканчивается;

2) разработать проект новой конституции.

В-четвертых, если Конституционное Собрание разработает новую Конституцию России, то она может быть принята двумя путями:

1) квалифицированным большинством в две трети от общего числа членов Конституционного Собрания;

2) всенародным голосованием (референдумом).

Референдум может быть признан результативным, если за новую Конституцию проголосуют более половины избирателей, принявших участие в референдуме, при условии, что проголосовало более полови­ны избирателей, проживающих на территории Российской Феде­рации. Такой порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ призван обеспечить стабильность конституционного строя и защиту прав и свобод граждан.

Иная (облегченная) процедура относится к гл. 3-8. Поправки к ним принимаются в порядке, предусмотренном для принятия феде­рального конституционного закона. Однако в силу они вступают только после одобрения законодательными органами субъектов Федерации.

Предложение о поправке должно содержать либо текст новой ста­тьи (части, пункта статьи) Конституции РФ, либо текст новой редак­ции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Предложение вносится в Государственную Думу.

Проект закона о поправке к Конституции рассматривается Думой в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее двух тре­тей от общего числа депутатов Государственной Думы и трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации. После этого закон публи­куется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в течение одного года со дня его принятия.

После того как законодательные (представительные) органы не ме­нее чем двух третей субъектов Федерации одобрят данный закон, он направляется Президенту РФ для подписания и официального опуб­ликования.

С начала 1998 г. стало возможным вносить поправки в положения гл. 3—8 в связи с принятием соответствующего федерального закона. В то же время процедура пересмотра гл. 1, 2, 9 остается неурегулиро­ванной из-за отсутствия важнейшего федерального конституционного закона о Конституционном Собрании.

Статья 65 Конституции РФ, которая содержит перечень наимено­ваний всех субъектов РФ, изменяется изданием Указа Президента РФ по ходатайству органа государственной власти субъекта РФ о его пере­именовании. В 1996 г. было уточнено название трех российских рес­публик — Ингушетии, Северной Осетии — Алании, Калмыкии, в 2001 г. — Чувашии, в 2003 г. — Ханты-Мансийского автономного окру­га. Юридическая база издания подобного указа — постановление Кон­ституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ. Кроме того, указы издаются по принятию по­правки к Конституции РФ. Согласно Федеральному закону от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конститу­ции Российской Федерации» поправка вносится указом Президента РФ в текст Конституции в месячный срок со дня вступления в силу за­кона о поправке.

В современный период наиболее реальным является изменение конституционных норм гл. 3 «Федеративное устройство» в связи с раз­витием и гармонизацией внутригосударственных отношений и необ­ходимостью укрупнения отдельных субъектов РФ. Так, Федеральный конституционный закон от 24 марта 2004 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта РФ в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» закрепил образование нового субъекта РФ — Пермского края с 1 декабря 2005 г.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.