Основы конституционного права Франции. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Основы конституционного права Франции.

2017-11-17 425
Основы конституционного права Франции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План

1.Конституция и конституционное развитие Франции. Особенности Конституции Франции, ее структура, содержание. Французская модель конституционного контроля.
2.Конституционно-правовой статус личности: система конституционных прав, свобод и обязанностей; гарантии и ограничения основных прав и свобод; гражданство.
3.Политическая система Франции. Избирательное право и избирательная система.
4.Конституционные основы организации государственной власти. Смешанная форма правления. Президент, правительство, парламент.

 

1.Конституция и конституционное развитие Франции. Особенности Конституции Франции, ее структура, содержание. Французская модель конституционного контроля.

Впервые в стране конституция была принята во время Великой французской революции, 3 сентября 1791 года.

При якобинской диктатуре была принята, но не вступила в силу конституция I года. Режим Директории был установлен конституцией III года.

После прихода к власти Наполеона была принята Конституция VIII года. Режим пожизненного консульства был установлен Конституцией X года, Первая Империя — Конституцией XII года.

После Реставрации была принята Хартия 1814 года. Во время Ста дней Наполеон утвердил альтернативную хартию.

Июльская монархия была основана на Хартии 1830 года. В результате революции 1848 года была принята Конституция Второй республики (англ.), которую вскоре сменила Конституция 1852 года.

После падения Второй империи и недолгого периода колебаний между монархией и республикой Третья республика была установленаКонституционными законами 1875 года (англ.)

10 июля 1940 года Национальное собрание Франции приняло конституционный закон о передаче власти маршалу Петэну (фр.).

После Освобождения была принята Конституция Франции 1946 года.


2.Конституционно-правовой статус личности: система конституционных прав, свобод и обязанностей; гарантии и ограничения основных прав и свобод; гражданство.

Конституция 1958 г. упоминает лишь об отдельных правах (равноправие, избирательные права, коллективное право народов на самоопределение), а также содержит общие положения, из которых можно сделать выводы о характере прав личности во Франции, – положения о светском, социальном, демократическом государстве. Более детально об этом говорится в Декларации 1789 г. (хотя ее некоторые формулировки в современных условиях выглядят своеобразными) и в преамбуле Конституции 1946 г. Отдельные права и свободы личности закреплены в более ранних законах, на которые в общей форме даны ссылки в преамбуле Конституции 1946 г. (свобода труда и предпринимательства, равенство хозяина и работника по Конституции 1848 г., несколько законов о свободе печати и собраний 1881 г., о свободе ассоциаций 1901 г., о свободе совести 1907 г. и др.).

Конституционные акты признают равенство перед законом, равноправие мужчины и женщины, равноправие независимо от расы и национальности, равное право на труд независимо от происхождения, взглядов или вероисповедания, равный доступ к образованию, культуре, приобретению профессии.


3.Политическая система Франции. Избирательное право и избирательная система.

Политическая система Франции сформировывалась на протяжении многих лет и даже веков. Франция по праву считается колыбелью республиканских идей. Великая Французская Революция 1789 г. дала толчок к революционным процессам во всем мире. Сама Франция за эти годы прошла через периоды республиканского, монархического и имперских правлений.

Республиканский строй, установившийся в нынешнее время во Франции, называют Пятой Республикой. Первая республика была установлена в сентябре 1792 г. и продолжила своё существование до 1804 г., когда Наполеон Бонапарт объявил себя императором, а Францию, соответственно, империей. Вторая республика была установлена в 1848 г., но она просуществовала лишь 4 года – до 2 декабря 1852 г., когда опять Франция была объявлена империей, а Наполеон III – императором. Следующая, Третья республика, просуществовала намного дольше – 28 лет с 1871 г. по 1899 г. Четвертая республика имела самую короткую продолжительность жизни – всего 3 года (1954 – 1957 гг.).

Во Франции активным избирательным правом обладают все французские граждане, достигшие, к моменту выборов 18 лет, и обладающие гражданскими и политическими правами. К избирателям применяются требования ценза оседлости, который составляет не менее 6-месячного срока, то есть в избирательные списки вносятся лица, проживающие в коммуне, как правило, не менее шести месяцев. Участие в выборах не обязательно. Граждане, проживающие за границей, могут выдать доверенность на голосование либо проголосовать в Посольствах Франции или приграничных департаментах.

Избирательная правоспособность французских граждан устанавливается регистрацией лиц, отвечающих критериям, предусмотренным Законом. Это означает, что каждый избиратель должен зарегистрироваться, предъявив соответствующие документы. Однако это право, а не обязанность избирателя. Во всяком случае, никакой ответственности за неисполнение этой обязанности не предусмотрено. Непосредственную работу по формированию и поддержанию списка избирателей в коммуне и в бюро для голосования ведет комиссия, в состав которой включается мер коммуны, один представитель муниципального совета и один делегат, назначенный префектом. Каждому избирателю вручается карточка, которая им предъявляется при голосовании и проштамповывается.


4.Конституционные основы организации государственной власти. Смешанная форма правления. Президент, правительство, парламент.

 

Правительство – коллегиальный орган, осуществляющий наряду или совместно с Президентом Республики государственное управление. Правительство может выступать в форме Совета министров под председательством Президента Республики, или как совокупность членов Правительства под руководством Премьер-министра. Все наиболее важные проекты нормативных актов, законопроекты, решение о постановке вопроса о доверии, о проведении референдума, назначении на высшие государственные должности и т.д. подлежат рассмотрению в Совете министров.

 

В тексте Конституции используется собирательный термин Правительство, однако данное понятие в основном законе страны не уточняется. На основании ряда статей Конституции можно сделать вывод о том, что под Правительством Республики подразумевается совокупность его членов, руководимых Премьер-министром. Премьер-министр и по его представлению члены Правительства назначаются Президентом Республики. Ответственность Правительства перед Национальным собранием, приводит к тому, что назначаются те лица, которые пользуются поддержкой парламентского большинства.

 

Внутренняя структура Правительства основана на иерархических началах. Помимо Премьер-министра оно включает государственных министров, министров, государственных секретарей и некоторых других должностных лиц. Государственные секретари, выполняющие, как правило, функции заместителей министров, не всегда входят в состав Совета министров.

 

Во Франции нет четко фиксированной структуры Правительства. Решение данного вопроса каждый раз зависит от конкретной ситуации и соотношения политических сил в системе государственного управления. Основной причиной появления новых министерских структур является возникновение перед государством тех или иных задач: окружающая среда, предотвращение стихийных бедствий, административные реформы, европейская интеграция и т.д. При совпадении партийной большинства в парламенте с партийной принадлежностью Президента Республики, решающее слово при определении структуры Правительства и его персональном составе принадлежит главе государства. При отсутствии подобного совпадения партийное большинство в Национальном собрании играет более значительную роль в этом вопросе.

 

Иерархия между членами Правительства зависит от политической значимости того или иного министра и желания подчеркнуть значение определенной области государственной деятельности. Участие в Правительстве – важный политический акт, требующий большого сосредоточения и усилий, что делает министерский пост несовместимым с осуществлением иных государственных или частных функций и парламентским мандатом. Министры попадают в режим особой ответственности. Каждый министр несет гражданскую ответственность за причиненный им ущерб в зависимости от того, совершены такие действия при исполнении своих обязанностей или нет. То же относится к уголовной ответственности. Каждый член Правительства исполняет двойную роль – политическую и административную. Ее можно выполнять коллективно или индивидуально, но в любом случае за каждым министром существует коллегиальная и солидарная политическая ответственность Правительства, членами которого они являются.

 

 

Вопросы:

1.Дайте характеристику ”неписанной” конституции Франции?
2.Определите конституционно-правовой статус личности?

3.Охарактеризуйте политическую систему Франции?

 

Лекция 16


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.