Логопедические занятия для детей с общим недоразвитием речи II-III уровня — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Логопедические занятия для детей с общим недоразвитием речи II-III уровня

2017-11-17 422
Логопедические занятия для детей с общим недоразвитием речи II-III уровня 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Логопедические занятия для детей с общим недоразвитием речи II-III уровня

(1-й год обучения)

ЗИМА

Тема «Зима» (занятие № 1)

Цель:

—активизация словаря по теме;
— согласование прилагательных с существительными;
— подбор определений к существительным.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки о зиме, снежинки (фишки).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент. Логопед предлагает детям прослушать и повторить следующие цепочки слов:

снег — снегопад — снежинки
вьюга — метель — пурга
санки — лыжи — горки
шуба — валенки — шапка

2. Введение в тему. Логопед спрашивает детей, к чему можно отнести эти слова. Догадались ли они, о чем будем говорить на занятии. Дети называют как можно больше признаков зимы. Логопед помогает им с помощью вопросов.

3. Логопед берет игрушку жираф и сообщает, что на занятие прибыл гость из далекой жаркой Африки. Он никогда не видел зимы и просит детей рассказать о ней. А жираф передаст рассказы детей всем животным Африки. Проводится фронтальная беседа с детьми о признаках зимы. Уточняется, что это самое холодное время года, когда выпадает много снега, люди одеваются в теплые одежды. Деревья стоят голые, замерзшие, многие птицы улетают в теплые края, дикие животные переживают зиму.

4. Физкультминутка. Второй раз можно повторить зарядку с другим ритмом «да-да-да».

Мы замерзли с вами? Да-да-да.
Мы стучим зубами? Да-да-да.
Мы хлопаем руками? Да-да-да.
Мы топаем ногами? Да-да-да.

5. Подбор слов-определений к существительным. Логопед говорит, что теперь нужно будет сказать как можно больше слов про снег, снежинку, ветер, мороз. За каждое слово ребенок получает снежинку или фишку. В конце упражнения проводится подсчет фишек.

6. Согласование прилагательных с существительными. Игра «Про что я задумала». На доске вывешивается несколько картин с изображением солнца, облаков, снегопада, туч... Логопед называет прилагательное, а дети подбирают подходящее слово, опираясь на картинку. Другой вариант, дети заканчивают предложение таким образом, повторяя затем все предложение, например: «Дует холодный... ветер. По небу плывут... облака».

7. Итог занятия. «О каком времени года беседовали?»

Тема «Зима» (занятие № 2)

Цель:

— активизация словаря по теме;
— уточнение предикативного словаря по теме;
— закрепление пространственных представлений (снизу, сверху, слева, справа, рядом);
— развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: палочки, две красивые коробочки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент. Игра «Назови пары слов». Логопед называет попарно слова. Например: санки — горка, коньки — лед, зима — мороз, снег — сугроб, горка — лыжи, снег — снеговик, вьюга — ветер, лед — река... Первый вариант: логопед называет первое слово, ребенок — второе. Второй вариант: дети самостоятельно называют услышанные пары слов.

2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Летят снежинки». Ладони-тучки — над столом. Каждым пальцем поочередно касаемся крышки стола, при этом считаем: одна снежинка, две снежинки....

3. Закрепление пространственных представлений. Дети рассматривают несколько вариантов снежинок. Затем самостоятельно выкладывают из палочек понравившуюся, обговаривая свои действия. «Я справа положил коротенькую палочку, рядом еще такую же, снизу кладу длинную палочку...».

4. Уточнение предикативного словаря. Логопед предлагает послушать детям сочинение Незнайки на тему «Зима». Предлагает исправить ошибки.

Наступила зима. Стало теплее. Выпал белый пушистый снег. Целый день светит яркое солнце. Деревья покрылись зеленой листвой. Дети пускают кораблики.

5. Физкультминутка. Смотри занятие № 1.

6. Расширение глагольного словаря. Игра «Соберем слова». Логопед предлагает ответить на вопрос: «Что делает снег?». Слов можно подобрать много; чтобы они не потерялись, будем их складывать в красивую зимнюю коробку. Одна команда — в одну, другая — в другую. Дети, назвав слово, кладут фишку в свою коробку. «Снег что делает? — Идет, падает, лежит, покрывает, сверкает, кружится, серебрится, тает, хрустит... Лед что делает? — Тает, сверкает, трещит, ломается, блестит, светится, покрывает, крошится...». В конце подсчитывают, у какой команды слов в коробочке больше.

7. Развитие мышления, памяти. Логопед предлагает детям угадать загадку. Догадавшихся детей спрашивает: «Какие слова подсказали, что отгадка — снежинка?». Предлагает выучить загадку и загадать дома родителям.

Глянешь — летает, на нос присядет
Сразу растает. (Снежинка)

8. Итог занятия. Вспомнить, что мы делали на занятии.

Тема «Зима» (занятие № 4)

Цель:

— активизация словаря по теме «Зима»;
— закрепление пространственных представлений (снизу — сверху, слева — справа, наверху);
— развитие связной речи, составление рассказа по картинке.

Оборудование: картина «Саша и снеговик», пособие «Разные снеговики», геометрические фигуры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент. Игра «Назови зимнее слово».

2. Закрепление пространственных представлений. Логопед предлагает детям отгадать загадку.

Меня не растили, из снега слепили.
Вместо носа ловко поставили морковку.
Глаза угольки, руки сучки (снеговик).

«Какие слова помогли вам догадаться, про кого эта загадка?» Далее дети выкладывают снеговика из геометрических фигур по инструкции логопеда (поэтапно).

3. Развитие связной речи. Рассматривание картины «Саша и снеговик». «Какое время года изображено на картине, как вы догадались? Чему так удивился мальчик? Сейчас вы назвали слова снег, снеговик, снегопад, снежинка, снегирь. Послушайте еще раз, я их повторю. Заметили, ребята, что эти слова похожи друг на друга, как родня? Они и есть родные, родственные.
А может, кто-нибудь догадался, какое из этих слов главное? Правильно — слово «снег». А сейчас я вам расскажу одну интересную историю. Вышел мальчик Саша во двор и увидел большого снеговика. Смотрит Саша, удивляется. Откуда же он тут взялся? А снеговика слепили дети из детского сада во время прогулки. А вот как они его лепили, мы сейчас Саше и расскажем. Сначала надо вспомнить, с чего дети начинали лепить, что сделали потом, куда поставили самый маленький комок, из чего сделали глаза, нос? Что надели снеговику на голову?» (заслушивают 1—2 рассказа).

Физкультминутка.

Как на горке снег, снег, поднимают руки вверх
И под горкой снег, снег, приседают
И на елке снег, снег, показывают ветки елки
И под елкой снег, снег, приседают
А под елкой спит медведь, изображают медведя
Тихо, тихо, не шуметь. грозят пальцем

5. Заслушивают еще 1—2 рассказа. Оценивают, у кого получилось интереснее.

6. Развитие логического мышления. Игра «Найди, чем отличаются эти снеговики». Детям раздают картинки 2—4 снеговиков, отличающихся некоторыми деталями. Предлагают найти их

Итог занятия.

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

Итог занятия.

ПТИЦЫ

НАША АРМИЯ

Физкультминутка.

Мы пока что дошколята, не шагаем, как солдаты, маршируют на месте
Раз, два, дружно в ногу, три, четыре, тверже шаг. идут в шеренге вперед
На парад идут солдаты, маршируют на месте
Они смелые ребята. в конце «отдают честь»

6. Составление предложений по схеме. Дети индивидуально составляют предложения.

Самолет — лес, ракета — небо, моряк — корабль,
солдат — знамя, солдат — автомат, пограничник — граница.

Итог занятия.

Физкультминутка.

Мы пока что дошколята, не шагаем, как солдаты, маршируют на месте
Раз, два, дружно в ногу, три, четыре, тверже шаг, идут в шеренге вперед
На парад идут солдаты, маршируют на месте
Они смелые ребята. в конце «отдают честь»

5. Составление рассказа по картине. Заслушивают 3—4 рассказа. Оценивают: «Чей рассказ понравился? Почему?»

6. Итог занятия. «Назвать виды войск».

СЕМЬЯ

Тема «Семья» (занятие № 1)

Цель:

расширение словаря;
— совершенствование навыка ведения диалога;
— развитие ориентировки на листе бумаги;
— формирование понятия «семья».

Оборудование: картина «Семья», геометрические фигуры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент. «Назови ласково своего соседа по столу».

Развитие мелкой моторики.

Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, разгибание пальцев
Этот пальчик папа, этот пальчик мама, из кулака поочередно
Этот пальчик я, вот и вся наша семья.

3. Введение в тему. Логопед сообщает, что сегодня будут беседовать о семье. «Семья — это родные люди, живущие рядом, в вашей квартире». Логопед предлагает детям рассказать о своей семье, задает вопросы: «Большая у вас семья? Кем тебе приходится Сережа? Кто самый младший в вашей семье? Кто старший? Кто дети? Кто взрослые? И т.д.». Ведется диалог с несколькими детьми.

Физкультминутка.

Девочки и мальчики прыгают как мячики, стоят в кругу, подпрыгивают
Ножками топочут, весело хохочут. топают ногами, ха-ха-ха

5. Формирование понятия «семья». Вносится картина «Семья». Логопед спрашивает, кто нарисован на картине, что делает тот или иной член семьи, кто кому кем приходится. Закрепляются родственные отношения.

6. Развитие ориентировки на листе бумаги. Выкладывание по инструкции логопеда из геометрических фигур картинки «Семья» (папа, мама, я).

7. Итог занятия. «О чем говорили на занятии?» Задание на дом — запомнить, как зовут бабушку и дедушку.

Тема «Семья» (занятие № 2)

Цель:

— активизация словаря;
— практическое употребление существительного именительного падежа + согласованный глагол;
— упражнение в употреблении антонимов;
— развитие связной речи: пересказ рассказа.

Оборудование: мяч, картинки мальчик, девочка, бабушка, дедушка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент. Игра с мячом «Ответь на вопрос». Логопед по очереди бросает детям мяч и каждому задает вопрос: «Кто ты для дедушки? Как зовут твою бабушку? Кто для тебя Олег?»

2. Развитие мелкой моторики. Игровое упражнение «Кто пришел?».

Кто пришел? Ладони прижаты друг к другу, большой палец одной руки
трогает большой палец на другой руке.
Мы — мы — мы, Соединяются — разъединяются все пальцы,
Папа, папа, это ты? Опять большие пальцы,
Да — да — да, указательные пальцы,
Мама, мама, это ты? Большие пальцы,
Да — да — да, средние пальцы,
Братец, братец, это ты? Большие пальцы,
Да — да — да, безымянные пальцы,
Ах, сестрица, это ты? Большие пальцы,
Да — да — да, мизинцы трогают друг друга,
Все мы вместе? Большие пальцы,
Да — да — да. все пальцы, кроме больших.

3. Согласование существительного с глаголом. На доске две картинки — мальчик и девочка. Логопед предлагает детям догадаться, про кого она сказала слово «пил», про девочку или про мальчика. Дети должны повторить словосочетание: «Мальчик пил, девочка пила». Далее выставляются еще две картинки — бабушка и дедушка. Логопед говорит слово «сидел» (пел, стоял, бежал). Дети должны уже самостоятельно пояснить, что слово «сидел» можно сказать про мальчика и дедушку и т.д.

4. Употребление антонимов. Игра «Наоборот». Логопед поясняет, что члены семьи разные по возрасту. «Папа, мама — это взрослые люди. А кто еще есть в семье? — Взрослые и дети, старшие и младшие, молодые и старые».

5. Физкультминутка. См. занятие № 1, тема «Семья».

6. Развитие связной речи. Логопед читает детям рассказ «Дедушка и очки».

«Дедушка надел очки и стал читать книгу. Внучек подошел к дедушке и сказал: «Я тоже хочу читать. Купи мне очки». Вопросы: «Что делал дедушка? О чем попросил его внук? Научится ли читать внук, если наденет очки?» Далее логопед читает рассказ еще раз и предупреждает детей, что сегодня будут его пересказывать. Только пусть каждый придумает, что ответит внуку дедушка. Читает рассказ, заслушивается пересказ 3—4 детей. Оцениваются итоги.

Итог занятия.

ВЕСНА

Итог занятия.

Физкультминутка.

Был большой снеговик, встают на носки, руки вверх
А теперь он невелик, приседают
Зайка прыгал ловко, ловко
и достал свою морковку, прыгают

5. Составление рассказа по серии картинок. Логопед предлагает использовать в рассказе длинные предложения со словом «потому что». Сначала вспоминают эти предложения. Потом заслушивают 4—5 рассказов.

Итог занятия.

Развитие мелкой моторики.

Мама, мама? Ладошки вместе, постукивают друг друга два мизинца.
Что, что, что? Постукивают друг друга два больших пальца.
Гости едут. Так же мизинцы.
Ну, и что? Так же большие пальцы.
Здравствуйте! Мизинцы прижаты друг к другу, большие пальцы тоже,
остальные, переплетаясь, шевелятся.

3. Составление простого предложения. «Гости приехали на праздник. На какой? — 8 Марта, мамин... — Гости приехали с подарками. Вы, наверное, тоже готовили маме подарок». Далее детям предлагается выбрать на доске картинки, сказать, что бы ты хотел подарить. Картинки на доске не все подходят для подарка. Есть и такие, как «завод», «ящик», «забор», «кирпич». «Я подарю маме красивую вазу (яркие тюльпаны, вкусные конфеты, торт, розы, заколку для волос...)».

4. Развитие памяти. «Когда дарят подарок, говорят хорошие, добрые слова». Предлагается детям выучить небольшое стихотворение. Милая, добрая мамочка моя. На тебя похожей... (имя) Так хочу быть я.

Физкультминутка,

Я дома маме помогаю, стоят по кругу
Пол мету, носки стираю, имитируют движения
Время зря я не теряю, берут мяч, ударяют им о пол одной рукой
Я с собакой погуляю, (это собака)
Перемою всю посуду, имитируют движение
Отдыхать потом я буду. присели

6. Развитие связной речи. Чтение рассказа А.В. Митяева «За что люблю маму».

Воспитательница в детском саду спросила: «За что вы любите свою маму?». У Пети мама строитель. Он хотел сказать: «За то, что мама дома строит». Но промолчал. Разве не любил бы он ее, если бы она была доктором. Зина хотела сказать: «За то, что мама вкусные кушанья готовит». И тоже промолчала. Мама однажды уезжала, вкусную еду готовил папа, но девочка и тогда не разлюбила маму. Тут со стульчика встала Галя: «Когда мне было больно, мама меня жалела, и мне сразу стало легче. Я люблю маму за это. — И я за это! — И я». Оказалось, все дети любят своих мам за это.

«О чем спросила воспитательница детей? О чем хотел рассказать Петя? О чем подумала Зина? Что сказала Галя? Что решили дети? А вы за что любите своих мам?» Читаем еще раз рассказ. Слушаем пересказ 2—3 детей.

Итог занятия.

ТРАНСПОРТ

Физкультминутка.

Самолет построим сами, стучат кулак об кулак
Понесемся над лесами, заводят мотор
Понесемся над лесами, летают
А потом вернемся к маме. встают на одно колено

6. Развитие связной речи. Детям предлагается серия картинок «Паша и мишка». Вопросы: кто подарил Паше мишку? (Дедушка и бабушка.) Когда мы получаем подарки? (На день рождения, на праздник.) Как играл Паша с мишкой? (Посадил на самосвал, катал по комнате, завозил в гости к другим игрушкам.) Заслушиваются рассказы 3—4 детей. Оцениваются.

7. Итог занятия. Назвать по картинкам спецмашины.

 

Логопедические занятия для детей с общим недоразвитием речи II-III уровня

(1-й год обучения)

ЗИМА

Тема «Зима» (занятие № 1)

Цель:

—активизация словаря по теме;
— согласование прилагательных с существительными;
— подбор определений к существительным.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки о зиме, снежинки (фишки).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент. Логопед предлагает детям прослушать и повторить следующие цепочки слов:

снег — снегопад — снежинки
вьюга — метель — пурга
санки — лыжи — горки
шуба — валенки — шапка

2. Введение в тему. Логопед спрашивает детей, к чему можно отнести эти слова. Догадались ли они, о чем будем говорить на занятии. Дети называют как можно больше признаков зимы. Логопед помогает им с помощью вопросов.

3. Логопед берет игрушку жираф и сообщает, что на занятие прибыл гость из далекой жаркой Африки. Он никогда не видел зимы и просит детей рассказать о ней. А жираф передаст рассказы детей всем животным Африки. Проводится фронтальная беседа с детьми о признаках зимы. Уточняется, что это самое холодное время года, когда выпадает много снега, люди одеваются в теплые одежды. Деревья стоят голые, замерзшие, многие птицы улетают в теплые края, дикие животные переживают зиму.

4. Физкультминутка. Второй раз можно повторить зарядку с другим ритмом «да-да-да».

Мы замерзли с вами? Да-да-да.
Мы стучим зубами? Да-да-да.
Мы хлопаем руками? Да-да-да.
Мы топаем ногами? Да-да-да.

5. Подбор слов-определений к существительным. Логопед говорит, что теперь нужно будет сказать как можно больше слов про снег, снежинку, ветер, мороз. За каждое слово ребенок получает снежинку или фишку. В конце упражнения проводится подсчет фишек.

6. Согласование прилагательных с существительными. Игра «Про что я задумала». На доске вывешивается несколько картин с изображением солнца, облаков, снегопада, туч... Логопед называет прилагательное, а дети подбирают подходящее слово, опираясь на картинку. Другой вариант, дети заканчивают предложение таким образом, повторяя затем все предложение, например: «Дует холодный... ветер. По небу плывут... облака».

7. Итог занятия. «О каком времени года беседовали?»

Тема «Зима» (занятие № 2)

Цель:

— активизация словаря по теме;
— уточнение предикативного словаря по теме;
— закрепление пространственных представлений (снизу, сверху, слева, справа, рядом);
— развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: палочки, две красивые коробочки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент. Игра «Назови пары слов». Логопед называет попарно слова. Например: санки — горка, коньки — лед, зима — мороз, снег — сугроб, горка — лыжи, снег — снеговик, вьюга — ветер, лед — река... Первый вариант: логопед называет первое слово, ребенок — второе. Второй вариант: дети самостоятельно называют услышанные пары слов.

2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Летят снежинки». Ладони-тучки — над столом. Каждым пальцем поочередно касаемся крышки стола, при этом считаем: одна снежинка, две снежинки....

3. Закрепление пространственных представлений. Дети рассматривают несколько вариантов снежинок. Затем самостоятельно выкладывают из палочек понравившуюся, обговаривая свои действия. «Я справа положил коротенькую палочку, рядом еще такую же, снизу кладу длинную палочку...».

4. Уточнение предикативного словаря. Логопед предлагает послушать детям сочинение Незнайки на тему «Зима». Предлагает исправить ошибки.

Наступила зима. Стало теплее. Выпал белый пушистый снег. Целый день светит яркое солнце. Деревья покрылись зеленой листвой. Дети пускают кораблики.

5. Физкультминутка. Смотри занятие № 1.

6. Расширение глагольного словаря. Игра «Соберем слова». Логопед предлагает ответить на вопрос: «Что делает снег?». Слов можно подобрать много; чтобы они не потерялись, будем их складывать в красивую зимнюю коробку. Одна команда — в одну, другая — в другую. Дети, назвав слово, кладут фишку в свою коробку. «Снег что делает? — Идет, падает, лежит, покрывает, сверкает, кружится, серебрится, тает, хрустит... Лед что делает? — Тает, сверкает, трещит, ломается, блестит, светится, покрывает, крошится...». В конце подсчитывают, у какой команды слов в коробочке больше.

7. Развитие мышления, памяти. Логопед предлагает детям угадать загадку. Догадавшихся детей спрашивает: «Какие слова подсказали, что отгадка — снежинка?». Предлагает выучить загадку и загадать дома родителям.

Глянешь — летает, на нос присядет
Сразу растает. (Снежинка)

8. Итог занятия. Вспомнить, что мы делали на занятии.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.271 с.