Субъекты защиты от монополистической деятельности. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Субъекты защиты от монополистической деятельности.

2017-11-17 183
Субъекты защиты от монополистической деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конкурентное право.

 

Новый учебник под редакцией сушкевича и Артемьева. " Конкурентное Право России".

 

Это наука, родившая не в России, а в капиталистических странах европы;) Оно начало развиватсья в 19 веке, Парижская конвенция по охране промышленной собственности, оно начало развиваться не с правового регулирования монополий (закон шермана), а с защитой хоз. субъектов от нечестной конкуренции (интеллектуальная собственность), т.е. генеральным деликтом. К концу 19 века (с 1890 года), когда появился первый антитрестовский закон (Акт шермана) - Запрет образования монополий в виде трестов и иных монополий, препятствующей торговле между шататми.

Антиминопольное зак-во России содерит несколько групп актов:

Антимонополльная группа актов. Нормы о монополиях и монополистической деятельности

Зак-во о недобросовестной конкуренции (это особая норма конкурентного права, но так сложилась традиция с 91 года, но у доктрины иная позиция)

нормы о регулировании естественных монополий.

 

Конкретное право: правовое регулирование гос. естественных монополий, недобросовестная конкуренция, нормы о развития конкурентной среды (защита малого предпринимательства, инвестиции).

Традиция российского законодательства - нормы о преследовании гос. чиновников за препятсвия бизнесу -в конкурентном. В остальных странах - как нормы о гос. службе.

 

Шершеневич - "Общественная идея конкуренции состоит в том, чтобы обеспечить личное существовании со стороны каждого хоз-ва - обеспечение интересов общества"

"Обуздывать тех, кто силен, и содействуем тем, кто слаб" - гейл брейк.

 

Правовое определение в законе о защите конкуренции - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; (ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Конкуренция - чисто экономическая категория, но есть правовые способы контроля и регулирования ее. Экономисты конкуренцию характеризуют как особые эко. отношения между участниками рынка, возникающими между производством и обменом материальных благ. С латыни конкуренция - сталкиваться.

 

Есть два подхода к пониманию конкуренции:

Субъективный. Борьба, столкновение соотв. интересов, действия конкурентов, их субъективные действия. Конкуренция рпоизводителя достаточно условнео понятие, ведь кто из них победит можно лишь в сфере обмена. Один человек состязается с другим, в особенности при продаже, покупки чего-либо (Маршал). Конкуренция механизм не только состязательный, но и разрушительный, от того его и нужно контролировать. Т.е. главный элемент субъективный стороны - элемент ее состязательности. состязание в экономике возможно лишь в определенных условиях: рыночная эко, частная собственность, многообразие форм собственности.

Объективный.

 

Основные категории рынка (понятие экономическое, но оно нам нужно, чтобы разобраться).:

Спрос - максимальное количество товара, которые потребители могут приобрести при данной цене.

Закон спроса - платежеспособный спрос растет с уменьшением цены товара и сокращается при росте цены.

Цена спроса - предельные (максимальная сума денег), которую покупатели согласны заплатить за приобретения товара при данной величине предложения.

предложение - максимальное (предельное количество товара, которые производители (продавцы) выставят на рынок для продажи при данной цене.

закон предложения - предложение растет с увеличением цены товара и сокращается при уменьшении цены.

цена предложения - предельная минимальная цена, за которую производители (продавцы) согласны продавать свой товар при данной величине спроса.

 

Основная функция конкуренции - объективное складывание цены. Доминирующее - оказание влияния на спрос, предложение, на формирование цены. понятие рынок есть и в НПА, скажем в налоговом кодексе, о защите конкуренции (4) товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;)

Экономисты же рынок понимают как механизм взаимодействия между продавцами и покупателями. Райман Барр - совокупность отношений между участниками обмена, которые тесно связаны друг с другом через те или иные средства.

некоторые авторы предлагаю понимание рынка понимать в качестве определенной территории. Экономисты (Курно) понимают под рныком не какое-то определенное место продажи ли покупки, а территория, части которой связаны отношениями свободной торговли. Так он различал различные типы рынка: международные, национальные, региональные и местные.

Борисов (юрист) - совокупность сделок покупки и продажи (сводил рынок к обороту).

Из определения рынку присущи следующие признаки: не взаимозаменяемы товары, взаимозаменяемые товары, территориальный аспект рынка (границы).

Фридрих Хайек - опубликовал работу "конкуренция как процедура открытия". Он характеризовал конкуренцию как науку или процедуру для открытия фактов, возникающих на пути формирования спонтанного порядка, и которые без обращения к конкуренции оставались бы никому не известными. Конкуренция -метод открытия фактов открытия целей, это способ указания предпринимателям на использование определенных приемов и методов соперничества.

Маркс - конкуренция - внутренняя природа капитала, проявляющаяся во взаимном воздействии конкуренции. Это внутренняя тенденция, проявляющаяся во внешней необходимости.

 

Злоупотребление правом имеет смысл использовать, когда нет прямого запрета. Если есть прямой запрет - это уже конкретное нарушение.

С момента своего появления, конкурентное право появилось для защиты от недобросовестной конкуренции, затем для защиты от монополии. В России же были всегда привилегированные нормы от императора конкретному лицу. Закон же 91 года был направлен на установление запретов, т.е. чикагскую экономическую модель регулирования. Т.е. зак-во запрещала монополии в целом. после этого пришли к тому, что запретами не решить вопросы, поэтому пошли по пути предоставления реализации дел снизу. Потребитель имеет право защиты не только себя, но и конкуренции. В сша это называется правом на добросовестную конкуренцию, а

 

Право на конкуренцию - возможность свободного доступа на рынок и осуществлении сходной или аналогичной предпринимательской деятельности. Саватье говорит, что можно и переманивать клиентеллу и занимать более выгодное положение. Мы пошли по американской модели (только там это федеральная торговая комиссия). Проблема в том, что ФАС у нас рассматривает в разы больше дел, чем суды. В определенных случаях оно эффективнее, но часто на втором этапе их решения обжалуются по порядку обжалования решений. Лучше в суд, что бы и обжаловать сложнее и решение сильнее было.

 

Субъекты конкуренции.

 

У доктрины подход следующий: есть лица, относящиеся к потенциальным конкурентом. Было предложении внести в закон понятие "потенциальный конкурент". Нужно вводить его осторожно, ведь есть и у экономистов (конкурент, имеющий в течение года все реальные возможности войти на рынок). Понятие не было введено.

Субъекты отдельных рынков. Антимонопольное зак-во содержит понятие хоз. субъектов и фин. орг. Основное понятие - хозяйствующие субъекты.

Хозяйствующие субъекты:

коммерческие организации и ИП, деятельность которы направлена на извлечение прибыли.

некоммерческие организации. Они осуществляют предприм. деят.

участники профессиональной деятельности: не зарег в кач-ве ИП, но осуществлял. проф. деят, приносящую доход в соотв. с ФЗ на основании гос. регистрации или лицензии, а также в силу членства в СРО. Адвокаты, аудиторы, нотариусы (были ранее отдельной строкой). определение п.5 ст.4

 

Финансовые организации (п.6 ст.4) - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа...

Многие финансовые рынки имеют жесткое регулирование со стороны государства: порядок организации, регулирования. Стабильности на финансовых рынках можно добиться лишь средствами государственного регулирования.

 

 

По сути своей на рынке финансовых услуг нету конкуренции. Нет условий, стимулирующих уменьшение цены товара при соотв. качестве. Во всяком случае в кредитной сфере. Устанавливаются ставки в соотв. со ставкой рефенансирования ЦБ.

 

Группа лиц. Есть разные цели понятия группы лиц: взаимозависимые лица (налоговые) корпоративные - афилированные, конкурентные -группа лиц, в ГК - зависимые предприятия и дочки. Есть предложение установить 1 понятие, но это неверно. В налоговом это понятие необходимо для ст. 40 - понятие товара работы и услуг с целью недопущения занижения налогооблагаемой базы, других целей нет. В ГК - если несостоятельность и банкротства по вине мамы, то субсидиарная по долгам дочки. Корпоративное - афилированые - из-за сделок с заинтересованностью и крупными сделками. В конкурентном - что бы оберечь остальных участников рынка от установления цен по сговору.

 

Группа лиц - совокупность физическое лицо или юридическое лицо, которые в результате установленных законом способов рассматриваются как единый субъект рынка. (доктринальное понятие, а по закон - ст. 9 закона), т.е. приравниваются к хоз. субъекту.

Признаки отнесения компаний к группе лиц:

Хозяйственные общества, товарищества.ю партнерства или отдельное физическое лицо, имеющее более 50% в участии данной компании.

хозяйственное товарищество, общество, партнерство и с другой стороны физическое лицо или юридическое лицо, обладающее функциями единоличного исполнительного органа.

 

Монополия.

 

 

Право на свободную конкуренцию. Вопрос идет о субъективном праве. Имеется имущественный интерес хоз. субъекта работать на рынке идентичного товара. Он реализуется по средствам осущ. предпринимательской деятельности по средствам запретов уст. в антимонопол. зак-ве (домин. положение, недопустимость изъятия товаров из обращения...) Одними запретами вопрос не решить. Все монопольное зак-во начиналось только с запретов, но все пришли к тому, что одними запретами обойтись невозможно. Уровень конкуренции зависит не только от властей, а от реализации хоз. субъектами своего интереса.

Скажем, в системе общего права интерес реализуется по средствам конструкции как естественного права человека. Заказчик конкуренции - малый и средний бизнес и потребитель. И обе категории имеют права на защиту этого блага.

У романо-германцев основная роль принадлежит статутам. Принцип права на свободную конкуренцию также поддерживается, хотя ряд ученых говорит о том, что право на осущ. хоз. деят и конкуренцию соотносится как целое и часть. Когда запреты статутов исчерпаны, то мы применяем правовое принципы (не злоупотребление правом).

Молдова провозгласили, что каждый имеет право на конкуренцию в рамках законодательства, традиций и правил оборота и честного ведения дел.

 

В России это элемент права на осущ. предприм деятельности, который закреп. в КРФ, ст. 34 п.1, право на свободное использование имущества., в п.2 - пределы этого права.

 

Можно ли объявить монополию в рамках одной территории,с кажем ТРЦ, Аэропорта, Вокзала. Т.е. есть свободные площади, но руководство запрещает. Оно имеет право отказать, как и адм. торгового центра. В нашей стране без инициативы хоз. субъектов - невозможно урегулировать эту ситуацию. Инициаторами должны быть или конкуренты или потребители.

 

Пределы осуществления права на конкуренцию. Есть возможность осуществлять помехи. При осуществлении права вы ущемляете интерес своего контр. агента.Т.е. Конкуренты борются за потребителя. Тут возникает вопрос, не причинили ли мы убытки;) Ученые спорят. Но в основном речь идет о том, что конкурент плохо боролся. Тут действует принцип недопустимости злоупотребления права. Уполномоченное лицо не может осуществлять действия, которые явл. злоупотреблением права. Шикано и иное. Т.е. не противоречит принципам порядочности, благополучия и справедливости. В немецком праве есть еще конструированная фигура: исследуется рынок и создается идеальная модель промышленника/предпринимателя, абстрагированная от личности.

 

Монополия - экономическая категория. Правовой она никогда не станет, есть лишь правовые формы реализации монополии. С т.з. права. Монополия - некое благо, которое предоставлено 1 субъекту и больше никому. Истоки монополизма - шли от государства. Скажем, снабженцы царского двора. Правовой термин монополия не всегда соотносится с экономическим содержанием (продаю один). Экономически - структура рынка, характеризующаяся наличием на нем одного хоз. субъекта, который покупает или приобретает товар, на который не имеется близких заменителей. В экономике такая структура рынка характеризуется как абсолютная или чистая монополия. Доминирование на одной территории (ТРЦ) - чистая монополия на конкретной территории.

Джоан Робинсон говорила, что несовершенная конкуренция складывается между монополизированными субъектами. В совершенной - идеальная модель-антипод чистой монополии. Для этого нужно невозможность воздействия на общие условия обращения товара, абсолютно свободный дсотуп на рынок, труд, информацию. Совершенная конкуренция бывает на определенных рынках (хоз. товаров). А несовершенная конкуренция - начиная от олигополии до совершенной конкуренции. Эти ситуации на рынке и называются несовершенной конкуренции.

С т.з. права не имеет особого значения какой из видов несовершенной конкуренции. Все ситуации можно объединить в доминирующее положение.

 

Типология монополий.

 

Классификация правовая не соотносится с экономической. Искусственные монополия - вводятся не экономическим путем. Скажем. Хоз. субъекты стремятся к монополизации, это нежелательные монополии. Естественные - есть экономические предпосылки к этому.

 

С т.з. права етсь всего 2 категории.

По степени участия государства в образовании монополии: государственные и негосударственные (рыночные).

Закрытые и открытые монополии. Закрытые - защищенные от конкуренции на закаонном основании. Существование таковых не явл. противоправным. Просто конкуренция в этих сферах невозможна или ограничена по причинам экономической нецелесообразности (государственные или на обладание исключительных прав). Правообладатель патента имеет право отстранять всех иных от использования этого объекта. Открытые - все остальные. Создание препятствий для конкуренции оно противоправно. Если действия ограничивают конкуренции - это правонарушение.

 

Скажем, государство разрешает осуществлять какому-то субъекту деятельность в определенном секторе. Субъектом будет явл. этот хоз. субъект. А правообладатель - государство. Осуществление государством монополии на власть не рассматривается этой конструкции как экономическую монополию. Речь идет о том, что хоз. субъект получил исключительное право от государство (делигировало) на осуществление какого-либо вида деятельности. Как правило это продукция изъятая из оборота (наркотики, алмазы, драг. металлы). Скажем, монополия банка России на эмиссию денег. Но речь тут идет на управленческую функцию (организацию наличия денежного обращения, издание денег). А ф-ция хозяйственная принадлежит Гос. Знаку и Монетным дворам. Которые производят денежные банкноты.

 

Естественные монополии.

 

Цели: установление баланса интересов между производителями и потребителями. Скажем, когда речь идет о продукции, изъятых из оборота.

 

Вот скажем, рынков сотовой связи начинался как естественная монополия. Связь проводная - до сих пор осталась. А беспробудная - только у компании "Билайн". Когда появились конкурирующие субъекты - ее вывели из-под этого. Сейчас планируются альтернативные пути на рынке ж\д услуг.

 

*** Может ли гражданин, который имеет дачу, подключится к энергоснабжающей организации и получать электричество не через товарищество, а непосредственно с этой организацией. Чтобы платить меньше и без посредников. Иначе - кто может получить доступ к услугам этой естественной монополии.

 

3-й антимонопольный пакет ввел новый институт, как предостережение. Как известно, 2-й пакет ввел не только фиксированный штрафы, но и оборотные. Скажем, ст. 14.31 КоАП - совершение занимающим доминирующее положение действий, не связанных с ограничением конкуренции (фиксир.) Совершение действий, кот. явл. влекут недопустимые для рынка последствия - от 0,01% до 0,5% выручки.

Необходимость введения института предостережения возникла из-за того, что штрафы, в частности оборотные, слишком велики. Суть самого института (ст. 23 п. 4.1 (полномочия антимонопольного)) + ст. 25.7). Это делается в целях превенции, предупреждение о недопустимости действий, кот. могут привести к нарушению антимонополке законодательства. Основание - публичное заявление должностного лица о возможном поведении хоз. субъекта. Если есть основания для возбуждения дела - возбуждают, нет смысла уже предупреждать. Руководитель вводит предостережение в течение 10 дней с момента поступления информации.

Механизм предостережения пока еще не введен - нету формы, орган не утвердил, разрабатывает. Это основание применять не фиксированные мизерные штрафы, а вкидывать уже оборотные. Мол предупредили. Это влияет на степень вины. Т.е. выходит прямой умысел.

Причем порядка обжалования нет, он и не нужен. Пока ты не нарушил - нет оснований применять санкцию, а тут и не решение, а просто предупреждение.

 

Антимонопольное зак-во России носит федеральный характер, субъекты не имеют права принимать антимонопольные законы. Система органов строится - ФАС и его отделения в каждом субъекте. Нет у него двойного подчинения, самостоятельный орган. Это делается т.к. это зак-во об основах рынка, экономического строя. Во всем мире оно федеральное.

Часть штрафов не идет в копилку антимонопольного органа по нескольким причинам. Во-первых, конфликт интересов - будут закидывать делами и душить бизнес. Во-вторых, монополия в России исходит не от бизнеса, а от государства. Крупный бизнес существует, но все-таки "не с проста".

Кстати, не стоит забывать об отягчающих и смягчающих о-вах. В перечне отягчающих его пока не отметили, но было бы логично.

 

Естественная монополия - носит экономический характер, хотя режим такой монополии - юридическйи режим. Содержится оно в ст. 3 закона о естественных монополиях. Это некое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективней в отсутствии конкуренции. Само государство определяет приоритета на то, что эта монополия закрытая, защищенная от конкуренции в принципе. Она здесь экономически нецелесообразна, на то есть экономические причины.

 

Признаки:

Существенное понижение издержек производства на единицу товара при увеличении масштабов производства. (1 субъект будет нести меньшие издержки при производстве, чем когда бы их было несколько). Конкурирующие субъекты либо должны иметь теже издержки, либо ниже - тогда выводят институт из естественных монополий. Но сейчас они оправданы.

Не взаимозаменяемость товаров.

Неэластичность спроса. (товары и спрос - в меньшей степени зависит от цены на товар).

 

Причины носят доктринально-экономический характер. Подпадает ли сфера или нет - не зависит от исследований, а от прямого указания в законе. Перечень является исчерпывающим. Стоит отметить, что основная сфера естественных монополий - сфера услуг. Скажем, по нефте и нефтепродуктов - только транспортировка и только по магистральным трубопроводам. Добыча не входит (ВОПРОС НА ЗАЧЕТЕ). Ж/Д перевозки и услуги транспортных терминалов портов и аэропортов - тоже монополии, распространяется на т.н. Стивидорные услуги в портах и аэропортах (грузы. выгрузка, перегрузка, доставка пассажиров с аэропорта до самолета), услуги общедоступной электронной связи, скажем, почта россии - тоже субъект естественной монополии.

Не стоит забывать и об услугах о передачи электроэнергии, а вот выработка энергии - не естественная монополия. Передача тепловой и выработка - аналогично.1 В ЖКХ есть сфера естественной монополии и сфера конкурентного рынка. Естественная - водоснабжение, водоотведение, электроснабжение. Управляющая компания не имеет право перепродавать эти услуги (ЖЭК, ДЭС и т.д. - это ретранслирующая компания, перепродавать они не имеют право). А вот тех. обслуживание - конкурентное право.

 

Органами регулирование ест. Монополий является ФАС (антимонопольный контроль за деятельностью естественных монополий), она осуществляет общее регулирование, контрольный орган осуществляет контроль за экономической концентрацией, чтобы оно не злоупотребляло. А вот в части ценообразования – федеральная служба по тарифам, 30.06.2004 года Постановление прав. России №232. Раньше еще был специальный орган ФЭК (фед. Экном служба, она конкурировала по компетенции с ФАС).

 

Есть два метода регулирования естественных монополий: ценовой и определение потребителей, которые подлежат обязательному удовлетворению даже в случае невозможности удовлетворении в полном объеме. Образно говоря, те, которых нельзя отключить ни при каких условиях: предприятия обороты, социальные (медицины) и т.д.

 

По естественным монополиям утверждены правила не дискриминационного доступа, утвержденные постановлением правительства.

 

Доминирующее положение.

 

Это правовая категория, которая способна установить обладает ли хоз. Субъект определенной рыночной властью. Она учитывает все типы рынка: монополии, олигополии и так далее (от монополии до монополистической конкуренции). В работах наших ученых отмечается, что это правовой режим с особым положением.

 

Есть 2 критерия: сущностный (качественный) и вспомогательный – количественный критерий. Доминирующим положением признается положение хоз. Субъекта или группы лиц на определенном рынке, дающие такому субъекту оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке, устранять с этого рынка иных субъектов или затруднять доступ на рынок другим хоз. субъектам (ст. 5 Закона). Общие условия: цена и иные условия заключения сделок и договоров. Количественый критериый позволяет установить долю рынку, которую необходимо занимать хоз. Субъекту, чтобы занимать такое доминирующее положение. Есть несколько подходов: к индивидуальному доминированию (тут это понимается, как доминирование хоз. Субъекта или группы лиц (это ведь по сути 1 хоз субъект)) и коллективному.

 

В отношении индивидуального доминирования есть 2 подхода: доминирующим признается положение хоз. Субъекта на рынке, который занимает долю на рынке более 50%. Это некая презумпция. Монопольному органу не нужно доказывать качественный критерий, это может доказать хоз. Субъект, мол это временное доминирование, сезонное, или вызвано скачком. Второй подход – доли менее 50%, то тогда должен доказывать монопольный орган, мол есть влияние. Он должен указать наличие стабильной доли, неизменный в течении фин. Года и т.д..

До принятия закона о защите конкуренции было установлено правило, что не может быть признано положение хоз. Субъекта доминирующим, если доля не менее 35%. Теперь это исключили, и действует подпункт 6.1 ст. 5 установлена оговорка, что теперь можно признать субъект, имущий долю менее 35%. Есть целый реестр лиц, которые занимают долю более 35% (но не влияют) и те, кто меньше, но занимают доминирующее положение. Это некая недоработка зак-ва. Если лицо не считает себя таковым, то можно пойти в арбитражный суд о признании недействительным включение в реестр. Но по сути, практика считает все еще эти 35%, от них отталкиваются.

ФЗ в сфере связи определяют дом. Положение с долей 25%, в сфере энергетики также снижены доли.

 

Коллективное доминирование – положение устанавливается каждого хоз. Субъекта, которые не подпадают под группу лиц. Если совокупная доля нескольких (не более 3) превышает 50% или совокупная доля не более чем 5 превышает 70%. Если доля хотя бы 1 из субъектов менее 8%, то правило не применяется.

Сначала нужно установить субъектов, доли которых реально больше остальных участников. Второе условие – в течение длительного периода (не менее 1 года), относительные размеры долей не измены или подвержены малозначительным изменением и доступ а соотв. товарный рынок конкурентов затруднен. Третье условие – реализуемый товар не может быть заменен иными товарами, рост цены не обуславливает снижение спроса на товар (товар не эластичен), но при этом информация о цене об условиях реализации и приобретения этого товара доступна неопределенному кругу лиц.

Можно лишь при наличии всех условий одновременно.

 

Изначально, с момента заимствование категории в 91 году (взяли из европейского права), доминирующее положение понимается не как противоправное поведение, а как особый режим, подлежащий гос. Контролю. Не запрещается занимать такое положение. В США – де-юре запрещены, а де-факто есть. В странах общего существует по факту принцип контроля а не запрета. Мы это осознали к 95 году, изначально брали из опыта США все конкурентное законодательство.

 

Контроль устанавливается потому, то доминирующее положение это некое благо для субъекта: стабильная клиентура, возможность влиять на общие условия заключения договоров, устанавливать цену. Чтобы выровнять эту ситуацию придумали бремя: ограничение свободы договора: не может отказаться от заключения договоров, не может изъять товар из обращения, координировать цены в результате сговора и т.д. Если нарушает запреты – то лицо, совершающее противоправные деяние, злоупотребляет доминирующим положением.

 

Понятие монополистическая деятельность. Этим термином обозначаются правонарушения хоз. Субъектами. Этот термин имеет историческую основу, еще со времен запретов 91 года. Этот неудачный термин даже попал в КРФ п.2 ст. 34. Не самый удачный. Монополизация ведь возможна, в т.ч. установление государственных и естественных монополий. Норма К при буквальном толковании вступает в противоречие с законодательством.

 

Монополистическая деятельность термин сходный с монополизацией, но означающий, все-таки не одни и те же вещи. По доктрине подход был такой: действия не только хоз. Субъектов, но и лиц публичной власти. Некоторые органы гос. Власти и чиновники могут совершать действия, создающие дискриминирующие и благоприятствующие положения для определенных фирм. В 91 году закон их прямо и включал, но сейчас подход изменился. Они исключены из понятия монополистической деятельностью, но сделали спец. Главу в законе по контролю таких вот действий.

Артемьев понимает, но говорит что исключить нельзя: нету у других органов практики борьбы с такими деяниями. Вопрос теперь в другом: раз резкого перехода быть не может, то что: оставлять так как есть или постепенно распылять эти полномочия в прокуратуре и полиции.

Стоит упомянуть о том, что ФАС может также создавать такие доминирующие условия J.

Самое логичное – специальное подразделение прокуратуры, занимающееся таким контролем.

 

Объект охраны против монополистической деятельности (в мировой практике). Мы охраняем: публичный порядок (178 УК), хозяйствующие субъекты и потребители (ущемление их интересов). Правонарушения в сфере конкуренции разграничены: если злоупотребление доминирующим положением по факту не ограничили конкуренцию реально или интересы других лиц, а просто затронули чужие интересы, то правонарушения нет.

 

Признаки ограничения конкуренции (п.17 ст.4 закона о защите конкуренции):

Сокращение числа хоз. Субъектов, не входящих в 1 группу лиц.

Рост или снижение цены товара, не связанный с соотв. изменениями иных условий обращения товара (спроса и предложения).

Отказ хоз. Субъектов, не входящих в 1 группу лиц, от самостоятельных действий на рынке. Много магазинов, а у всех 1 цена. Мол нам так лучше работать:-P.

И т.д. (признаков еще много). Все иные обстоятельства, дающие возможность субъектам воздействовать на обращение товаров.

 

Картели (вид соглашения).

Картель – французское слово. Экономисты – вид монополии, которая образуется с участием субъектов, работающих на одном рынке, занимающихся аналогичными/сходными видами деятельности. Легитимация этой орг. – по средства заключения соглашения. Особенностью картеля – это независимые субъекты, так что это ни холдинг, ни трест ни картель.

Особенность таких образований – наибольший разрушительный характер для экономики и рынков. Картели также называют сговорами (их так и понимает наше антикартельное ведомство, закрепляющее 5 видов сговоров).

Антимонопольное законодательство в германии носит название Антикартельного, хотя там все шире. А национальный орган – фед. Антикартельное ведомство. Т.О. показывается опасность картелей с 1 стороны, с другой – везде уголовная ответственность за это. Идет применение более жестких мер, связанных с мерами ОРД.

Самый действенное в этой сфере – фед. Торговая комиссия США. Многие методы перекочевали и к нам, но за это кртикуют 2-й и 3-й пакет за то, что появились проверки и т.д., ведь это уже какой-то новый орган ОРД. На что отвечают, мол гляньте как в США, там все еще круче.

Картели, зачастую, сложно выявить традиционными способами, поэтому необходимы более жесткие меры.

В дореволюционной России исследовались нормы зарубежного зак-ва. Скажем, Каминко в «основы предпринимательского права» определял картель как сговор оценок, говоря что цена это экономический фактор и все действия сводятся к нему.

Но наше зак-во восприняло более широкое понятие (но не самое широкое в мире) ч.1 ст. 11 закона о защите конкуренции.

Картель – признаются картелем и запрещаются соглашения между хоз. суб. И конкурентами, т.е. между хоз. субъектами, осуществляющими продажу на товарном рынке. Есть 5 видов:

1. Сговор о ценах – установление и поддержание цен, скидок или тарифов, надбавок

2. Сговор на торгах – повышение, снижение или поддержание цен на торгах.

3. Сговор о разделе рынка – раздел товарного рынка по территориальному признаку, по объёму продаж или ассортименту товаров, составу продавцов или покупателей (одним продаем, другим – нет).

4. Сговор о сокращении/прекращении производства товаров.

5. Сговор об отказе от заключения договоров.

Перечень видов картелей – исчерпывающий, перечень закрыт. За эти виды правонарушений предусмотрена уголовная ответственность по ст. 178 УК.

А если товар покупается в целях приобретения с последующей реализацией (продажей). Продажи и покупки – это разные этапы. Поэтому здесь следует обратить внимание на то, что в отношении продажи определение слишком скупо. Если заготовительные компании навязывают цены и делят рынка- то они выпадают. Скажем, логистические центры.

Картель может быть добровольный, а может быть и навязанный «пацанчиками с автоматами».

Иные виды нарушения.

Демпинг – продажа ниже стоимости. Это приводит к обвалу сбыта у конкурентов. Закон введен для защиты государственных отраслей, ведь если начнут вести с Китая, то отрасль обеднится.

Есть много проблем с параллельным демпингом, ведь проблема в том, что официальный дистрибьютор завышает цену, а кто-то привозит дешевле и выигрывает на этом.

В рамках европейского союза, если цена розниться сильно, а не обусловлена логистикой или чем-то иным, то это злоупотребление доминирующим положением. Тоже касается и роялти.

Демпинг.

Существует ФЗ "о специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара" 8 дек. 2003 года, действует с изменениями (антидемпинговый закон), но он посвящен не только демпингу, но и компенсационным мерам, применяемых в таможенном праве. Некоторые авторы относят демпинг к мерам таможенного регулирования, ведь антидемпинговые пошлины взимают таможенные органы.

Есть несколько т.з. на демпинг:

1. 1-я - это недобросовестная конкуренция. Делов том, что это снижение цены товара и получение конкурентных преимуществ. Понятие демпинга вписывается во определение недобросовестной конкуренции. Это традиционно для изучения.

2. 2-я т.з. - рассмотрение этого института с монопольно низкими ценами. Т.е. элемент некой монополистической практики. Т.е. также в рамках конкурентного права. Такой подход отражается в трудах ученых зарубежных стран, американских ученых.

3. 3-й подход - рассмотрение недобросовестно конкуренции как публичное право, а не частное право. т.е. в рамках внешнеэкономического права, в рамках таможенного права. хватит списывать!

Грань противоправности демпинга очень тонкая, ведь снижение цен при прежнем качестве - цель конкуренции в принципе. Антидемпинговое регулирование есть во всех странах. решение о признание действий демпинговыми лишь на основании решения правитесльвто рф.

Демпинг - это сопоставление 2 величин: справедливая/нормальная цена, и демпинговой цены (заниженной). Второй момент - наличие причинной связи между снижением и противоправным результатом. Противоправный результат - причинение ущерба отрасли национальной экономики. Причинение ущерба отрасли Российской экономики или возможности причинения. У нас сформулирован состав формальный (угроза причинения ущерба), но теоретики спорят, ведь законодательства содержат разные нормы.

Антидемпинговые меры. История применения - наряду с пошлинами применялся запрет ввоза товара на таможенную территорию иностранного государства, в последствии от этой меры отказались. сейчас существую 2 вида мер: антидемпинговая пошлина и одобрение ценовых обязательств.

Определение демпинга содержится в п.5 ст. 2 Закона от 08.12.2003. Демпинг (синоним - демпинговый импорт) - импорт товара на таможенную территорию России по цене ниже нормальной стоимости такого товара.

Нужно сравнивать 2 величины для определения импорта того или иного товара, явл ли он демпинговым: экспортная цена товара и нормальную стоимость в государстве экспортере. На основе сопоставления этих величин устанавливая демпинговая маржа (разница).

Демпинговая маржа п.4 ст. 2 закона - выраженное в процентах отношение нормальной стоимости товара за вычетом нормальной стоимости товара.

Экспортная йена товара - цена, по которой товар импортируется на таможенную территорию России.

Нормальная стоимость - цена аналогичного товара при обычном ходе торговли этим товаром.

Обычный ход торговли - купля-продажа аналогичного товара на рынке иностранного государства, в котором производится или из которого экспортируется этот товар.

Объём продаж аналогичного товара на рынке иностранного государства явл. достаточным на территории такого государства явл достаточным для порет нормальной стоимости, елси этот объём состсавляет не менее 5% от общего объема экспорта этого товара на таможенную территорию РФ.

Угроза причинеия последствий/последствия - демпинг становится противоправным лишь в том случае, если в результате расследования установят, что такой ввоз причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики (или его угрозу).

Ущерб от<


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.