Глава 1. Теоретическое обоснование темы — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Глава 1. Теоретическое обоснование темы

2017-11-17 211
Глава 1. Теоретическое обоснование темы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Около классной доски возня. Удар в спину, толчок в живот, подножка.

Шум за углом школы. Крики. Разбитый нос.

Дискотека. –Пойдем, выйдем! Синяк под глазом у одноклассника.

И все это он! Вася Кулаков. Учителя, родители, одноклассники твердят: «Он - зло!!! Душа у него черствая и жестокая!». Взрослые задаются вопросом: «Что делать? Быть или не быть цивилизованной личности?!

И таких Васей Кулаковых ни один десяток.

И если рассматривать этот жизненный эпизод с точки зрения педагогики и психологии, то это и есть актуальная проблема, которую называют «трудные подростки». Поэтому тема исследовательской работы выбрана не случайно.

 

Тема исследовательской работы:

«Теория личности Зигмунда Фрейда и трудные подростки».

 

Актуальность темы:

 

Социальный аспект:

данная тема очень важна с точки зрения современных социальных условий развития общества, вообще, и в отдельно взятом коллективе, в частности.

 

Научный аспект:

Теория личности Фрейда - одна из составляющих, которая помогает сформировать цивилизованную личность, но данная теория,не всегда воспринимается положительно в обществе.

 

Цель:

Доказать, что теория личности Фрейда играет не последнюю роль в формировании цивилизованной личности

 

Задачи:

-изучить теорию личности Зигмунда Фрейда;

-показать практическую значимость теории на примере жизни и творчества Федора Михайловича Достоевского;

-в ходе исследования темы выработать практические предложения.

 

 

Объект исследования:

Психология. Теория личности

 

 

Предмет исследования:

Теория личности Зигмуда Фрейда как ответ на многие проблемные вопросы подросткового возраста

 

Методы исследования:

Теоретические:

-анализ и синтез

 

Эмпирические (практические):

- диагностическая работа (анкетирование)

 

Практическая значимость:

Результаты, полученные в ходе исследования (как теоретические, так и практические), можно внедрять в практику:

- уроки литературы,

- материал для работы с родителями

Изучение теории Фрейда позволило сформулировать советы:

Памятка для взрослых «Я так устроен!» (см. в разделе «Приложение»)

 

 

.

 

Основная часть

 

Глава 1. Теоретическое обоснование темы

Теория личности З.Фрейда

«В бессознательном заключено все зло человеческой души… разум человека бессилен в сравнении с инстинктивной его жизнью».

 

 

В мировой психологии существует несколько теорий личности. Отечественная и зарубежная психологическая литература представляет нам много научных трудов, посвященных проблеме личности и личностного становления. Нет правильных и неправильных теорий личности. Все теории имеют право на существование, а для того чтобы остановиться на какой- либо из них, надо познакомиться с ними и апробировать.

Итак, теория личности Зигмунда Фрейда.

По мнению Фрейда, большая часть психики бессознательна; сознание, подобно вершине айсберга, лишь немного выступает над поверхностью бессознательного. Основная же «масса» психических содержаний скрыта в его глубинах (см.Рис.1, «Приложение»). «Бессознательное есть такое представление, которого мы не замечаем, но присутствие, которого мы должны, тем не менее, признать, на основании посторонних признаков и доказательств». Сознание - лишь небольшая часть ума, оно включает то, что мы сознаем в каждый данный момент.

По мнению Фрейда, психика представлена трехуровневой структурой, то есть личность состоит из трех подсистем:

Id(Оно),

Ego(Я),

Super Ego(Сверх Я)

Не смотря на то, что они между собой взаимосвязаны, каждый из данных компонентов самостоятелен. Следует рассмотреть каждый компонент отдельно.

Начнем с Super Ego. Верхняя часть структуры личности - это Super Ego. Оно выполняет роль цензора, то есть предупреждает наше реальное (Я) Ego о невозможности или о необходимости свершения тех или иных поступков, разрешает или запрещает какие-либо формы поведения.

Следующий компонент личности. Ego.

Этот компонент находится с внешним миром в контакте. Он выполняет функцию восприятия и осознания внешней реальности, то есть управляет ощущениями, восприятием, речью и.т.д.

Данный научный материал позволяет выдвинуть гипотезу о том, что Super Ego далеко не всегда способно осуществить идеальную психическую цензуру мыслей и поступков человека и именно это может, провялятся в подростковом периоде.

И завершающий компонент структуры - это Id. Это самый фундаментальный компонент личности, по мнению Фрейда. Он самый бессознательный.

Главное место в структуре Id занимают два важных инстинкта: инстинкт сексуальной направленности на продолжения человека (рассмотрение данного инстинкта в работе не предусматривается) и деструктивный инстинкт, побуждающий к разрушениям и агрессивным действиям.

Именно в подростковом возрасте Id начинает активно действовать, побуждая подростков на поступки, которые не согласуются с нравственными идеями, то есть с Super Ego (см.Рис.2, «Приложение»).

Если исходить из теории Фрейда, то именно это объясняет, что для подросткового возраста характерны критичность, противоречивость в поведении, нарушение внутреннего равновесия.

Психологи называют этот период переходным, трудным, критическим. Все это объясняет существующую проблему трудных подростков.

 

Исследуя данную тему, была выдвинута гипотеза:

Теория личности Зигмунда Фрейда во многом объясняет проблему «Трудные подростки» и является в определенной мере технологией превращения плохих детей в хороших, «трудных» подростков в «легких», при условии создания для них комфортного психологического климата.

 

 

Глава 2.Достоевский и Фрейд

2.1.Демонстрация теории Фрейда на примере жизни и творчества Достоевского

Кем бы стал Ф.М. Достоевский, если бы он не сублимировал деструктивную энергию в конструктивную? Почему Ф.М. Достоевский выбран в качестве примера?(ведь он не подросток)

Не только подростки склонны к деструктивной энергии, но и юношество, и взрослые. Теория личности работает на всех одинаково, так как все они личности с трехуровневой системой. Ярким примером является ф.М.Достоевский.

Не вызывает сомнения его гениальность как писателя и мыслителя. Достоевский - величайшая единица девятнадцатого столетия. Его место в одном ряду с Шекспиром. «Братья Карамазовы» - величайший роман, когда-либо написанный, «Легенда о Великом Инквизиторе» - одно из высочайших достижений мировой литературы, переоценить которое невозможно

И все-таки, почему Достоевский? Личность Достоевского многогранна: Исследователи творчества Достоевского предлагают рассматривать её с четырёх сторон: величайший писатель и мыслитель, невротик и грешник.

Уязвим, он был, скорее всего, как моралист. Достоевский – это человек, который постоянно находился в состоянии нравственной борьбы. Борьба доходила до исступления. Его первичные позывы индивида не желали мириться с требованиями общества. Достоевский как подросток вступает в конфликт с обществом. Его Id вступает в конфликт с Super Ego. В этом слабое место Большой личности.

Достоевский - грешник и преступник. Такая постановка вопроса представляется отталкивающей, ведь он не только испытывал потребность в любви, но и сам был способен на огромную любовь, которая проявлялась в его сверхдоброте там, где он имел право ненавидеть и мстить.

Но тогда возникает вопрос: откуда появляется соблазн причислить Достоевского к преступникам?

Для преступника существенна такая черта, как сильная деструктивная склонность. Такая склонность была присуща внутреннему миру Достоевского, о чем свидетельствует выбор сюжетов его произведений, где преимущественно насильники, убийцы, эгоцентрические характеры, а так же некоторые факты его жизни (страсть к азартным играм, сексуальное растление незрелой девочки, раздражительность, мучительство и нетерпимость даже по отношению к любимым людям). Именно деструктивная склонность могла бы сделать Достоевского преступником. Силу, которая могла бы стать разрушительной, он сублимирует и направляет главным образом на себя и на своё творчество. Сила, которая могла бы стать разрушительной, становится созидательной, из деструктивной сублимируется в конструктивную. Кто помог в этом Достоевскому? Вопрос остаётся открытым. Возможно, он сам и его чувство вины, которое Достоевский испытывал всю жизнь. Приведём для примера один эпизод жизни, когда Достоевский жил в Германии и был, обуреваем игорной страстью. Страсть была патологической. Первичные позывы безрассудного поведения не желали подчиняться запретам общества. Достоевский испытывал постоянное чувство вины, однако не останавливался, пока не проигрывал всё. Игра была для него средством самонаказания. Несчётное количество раз он давал молодой жене слово, что не будет играть, но снова играл. Если его проигрыши доводили семью до крайне бедственного положения, он снова чувствовал вину: унижал себя, просил презирать его. И снова играл. Молодая жена привыкла к этому циклу, так как заметила, что после всех этих ужасов разрушительная энергия его мужа превращалась в созидательную.

Наступало спасение. Никогда не продвигалось так писательство вперёд, чем после потери всего и закладывания последнего имущества. Исчезала затрудненность в работе, и Достоевский создавал свои шедевры. В своих произведениях этот писатель рассматривает целые социальные пласты, выявляет проблемы и пороки общества; он сам всем своим умом и талантом участвует в судьбах поколений, их спорах и решениях. Достоевский своим изумительным чутьем угадывает все болезни времени, болезни человеческой личности и рассматривает их изнутри, глазами самих созданных им героев. Например, в своем романе «Преступление и наказание» он рисует нам человека с расколотым сознанием, не признающего окружающей действительности, отторгающегося от внешнего мира. Особенность его психологической драмы заключается в том, что он одержим своеобразным помешательством, болезненной мономанией. Весь ход и развитие этой болезни поразительно точно показаны Достоевским на страницах романа. Он раскрывает перед нами всевозможные пороки и темные страсти человеческой натуры, освещает глубинные страдания и страхи, тайные слезы и незаживающие душевные раны униженных и оскобленных этого мира. И в лице Раскольникова перед нами предстает человек с больным, надтреснутым сознанием; человек, чей внутренний мир был разрушен всем тем злом, гадостью и мерзостью, которые он видит вокруг себя и в себе. Две сущности, две самостоятельных личности беспрерывно борются в нем. Один человек, живущий в нем, находящийся на бессознательном уровне личности, гуманист, умный, умеющий чувствовать и понимать человеческую душу. Он видит страдания кротких и невинных, видит вокруг себя разврат, унижение и боль, но ощущает физически свое бессилие. И бессилие это тем ужасно, что вся судьба его, как ему кажется, зависит от какой-нибудь тысячи рублей, которые он не в силах достать. Окружающий мир душит его, несправедливость и безнаказанность зла причиняют ему сильнейшую душевную боль, переходящую в исступление. Его мысли мечутся по замкнутому кругу, но не находят выхода из грязных раскаленных тупиков человеческого бытия. Рядом с ним погибают тысячи безответных, забитых насмерть, замученных нищетой и человеческой жестокостью, да и сам Раскольников балансирует на краю пропасти, каждую секунду он может сорваться в бездну отчаяния. «Отказаться от жизни совсем! Послушно принять судьбу, как она есть, раз навсегда, задушить в себе все, отказавшись от всякого права действовать, жить и любить!» - вот тот единственный выход, который находит его воспаленное сознание.
Но другая, более сильная сущность, живущая реальностью, берет верх в его душе. Раскольников не хочет, не может смириться с тем, что он должен молча, смиренно погибнуть вместе с сотнями других обреченных только потому, что на свете существуют бесполезные, никому не нужные люди, вши, отнимающие жизнь и воздух у многих несчастных. Его гигантское, неумеренное самолюбие и страх смерти, страх унижения рождает в его мозгу фантастическую, ужасную в своей рассудочности и безжалостности, идею. И эта идея заключается в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, ан материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно людей, то есть имеющих дар или талант сказать в своей среде новое слово... Первый разряд, то есть материал, люди по натуре своей консервативные, живут в послушании и любят быть послушными. Второй разряд, все преступают закон, разрушители. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны, большею частью они требуют разрушения настоящего во имя лучшего. Первый разряд - всегда господин настоящего, второй разряд - господин будущего. Вот кем видит себя Раскольников в этом мире, вот кем осознает себя: господином будущего, имеющим право убить бесполезную вошь ради осуществления своей блистательной Идеи. Эта мысль захватывает его сознание полностью, заменяет ему чувства и разум. Именно эта Идея, развившаяся и завладевшая его сознанием, вложила ему в руки топор, заставила его убить живое существо. Логичность, холодность, ледяная жестокость этой Идеи поражают нас своей безапелляционностью и железной прочностью. Здесь нет места жалости и сомнениям, все пути, все размышления ведут к «единственно верному» решению. Возвысить себя над толпой, стать повелителем всей «твари дрожащей» - вот в чем заключается смысл этой Идеи, поглотившей и поработившей Раскольникова. Одержимый одной только этой мыслью, ежесекундно сталкиваясь с развратом, грязью и жестокостью окружающего мира, он поднимает свое разящее без промаха оружие, и первой жертвой его становится старуха-процентщица. За нею последует и Лизавета, и ее не родившийся ребенок, но пока что Раскольников еще стоит перед выбором, роковая секунда еще не настает, не опущен еще топор убийцы. Ещё нет рядом Сони и Порфирия Петровича, которые смогли бы направить разрушительную энергию на созидание. И Раскольников совершает убийство. Кто же вновь поможет вернуться Раскольникову к созиданию? Религия и Соня. Бог и Человек. И хочется верить, что созидание возьмёт верх над разрушением, и в сознании Раскольникова «должно выработаться что-то совершенно другое».

«Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально…Он не раскрыл её и теперь, но одна мысль промелькнула в нём: «Разве могут её (Сони) убеждения не быть теперь и моими убеждениями?»

Это говорит Раскольников. Это говорит Федор Михайлович Достоевский, жизнь которого подобна разливающейся реке, способной принести разрушения. Но энергия этой реки была успешно обращена на культурные цели. Сублимированная энергия создала то, что мы называем искусством, - произведения Достоевского, занимающие свою нишу в отечественной и мировой литературе.

 

Заключение

Следует отметить, что основная часть работы разбита на главы и подглавы, каждая из которых имеет свое название. Исследовав теорию личности Фрейда и вопрос о подростковом возрасте, автор в доступной форме передает данный материал, также дает возможность познакомиться с фактами биографии Фрейда.

Это объясняется следующим: во-первых, Фрейд был разрешен в СССР только в 1989 году, во-вторых, теория личности Зигмунда Фрейда не всегда положительно воспринимается в обществе и не широко внедряется в практику.

Однако автор убежден, что данная теория имеет право на существование. Автор владеет научными и специальными терминами, легко пользуется понятиями Ego, Super Ego, Id, что дает ей возможность самостоятельно составить памятку - совет «Я так устроен!».

Работа имеет практическую значимость. Ее можно внедрять, как в учебных учреждениях, так и в неучебных (например, инспекторам по делам несовершеннолетних в работе с трудными подростками).

Дадун, Р. Фрейд.

Интернет ресурсы

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

Основная часть

Приложение

Памятка-совет «Я так устроен!»

 

 

 

 

 
 

 

 


Рис.3

 

Районная научно-практическая конференция старшеклассников.

 

Теория личности Зигмунда Фрейда и трудные подростки

 

 

Научно-исследовательская работа по психологии и

литературе

 

 

Выполнила:

Заирова Ксения Алексеевна, ученица

11 А класса

МОУ «Новоигирменская СОШ №3».

Руководитель:

Грудинина Рада Владимировна,

учитель 13 разряда русского языка и литературы

МОУ «Новоигирменская СОШ №3».

 

Новая Игирма, 2011.

Приложение

 

 

Рис.1

Рис.2

 

Введение

Около классной доски возня. Удар в спину, толчок в живот, подножка.

Шум за углом школы. Крики. Разбитый нос.

Дискотека. –Пойдем, выйдем! Синяк под глазом у одноклассника.

И все это он! Вася Кулаков. Учителя, родители, одноклассники твердят: «Он - зло!!! Душа у него черствая и жестокая!». Взрослые задаются вопросом: «Что делать? Быть или не быть цивилизованной личности?!

И таких Васей Кулаковых ни один десяток.

И если рассматривать этот жизненный эпизод с точки зрения педагогики и психологии, то это и есть актуальная проблема, которую называют «трудные подростки». Поэтому тема исследовательской работы выбрана не случайно.

 

Тема исследовательской работы:

«Теория личности Зигмунда Фрейда и трудные подростки».

 

Актуальность темы:

 

Социальный аспект:

данная тема очень важна с точки зрения современных социальных условий развития общества, вообще, и в отдельно взятом коллективе, в частности.

 

Научный аспект:

Теория личности Фрейда - одна из составляющих, которая помогает сформировать цивилизованную личность, но данная теория,не всегда воспринимается положительно в обществе.

 

Цель:

Доказать, что теория личности Фрейда играет не последнюю роль в формировании цивилизованной личности

 

Задачи:

-изучить теорию личности Зигмунда Фрейда;

-показать практическую значимость теории на примере жизни и творчества Федора Михайловича Достоевского;

-в ходе исследования темы выработать практические предложения.

 

 

Объект исследования:

Психология. Теория личности

 

 

Предмет исследования:

Теория личности Зигмуда Фрейда как ответ на многие проблемные вопросы подросткового возраста

 

Методы исследования:

Теоретические:

-анализ и синтез

 

Эмпирические (практические):

- диагностическая работа (анкетирование)

 

Практическая значимость:

Результаты, полученные в ходе исследования (как теоретические, так и практические), можно внедрять в практику:

- уроки литературы,

- материал для работы с родителями

Изучение теории Фрейда позволило сформулировать советы:

Памятка для взрослых «Я так устроен!» (см. в разделе «Приложение»)

 

 

.

 

Основная часть

 

Глава 1. Теоретическое обоснование темы


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.