Тема 1. Основы теории Конституционного права России — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тема 1. Основы теории Конституционного права России

2017-11-17 205
Тема 1. Основы теории Конституционного права России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1. Основы теории Конституционного права России

Вопросы:

Понятие и предмет регулирования отрасли конституционного права

Нормы российского конституционного права

Конституционно-правовые отношения

Ответственность в конституционном праве

Источники и система российского конституционного права

Закон-источник конституционного права РФ

(понятие, признаки, виды)

Наука конституционного права России, этапы ее развития

Взаимодействие международного и российского конституционного права

 

Вопрос 1. Понятие и предмет регулирования отрасли конституционного права

Конституционное право (КП) РФ рассматривается в следующих аспектах:

1. КП РФ как наука - это определенная система знаний, возникших из различных гипотез, взглядов, трудов, доктрин.

Основа науки не норма права, а огромное количество трудов и разработок как отечественных, так и зарубежных ученых.

2. КП РФ как отрасль права - это ведущая отрасль системы права РФ, регулирующая отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной и других.

3. КП РФ как учебная дисциплина - представляет собой упорядоченную совокупность положений, которая обобщает теорию и практику, представленных в виде учебного курса КП России и необходимо для более эффективного изучения КП в образовательных организациях юридического профиля не только как науки, но и как отрасли права.

 

Каждая отрасль российского права имеет свои специфические черты, а именно предмет и метод регулирования.

Предметом КП являются те отношения, которые регулируются его нормами.

Особенности:

1. Проявляется во всех сферах жизни общества (политическая, социальная, духовная)

2. Отношения наиболее значимы и носят фундаментальный характер

3. Выступает системообразующими, позволяет обеспечить единство и целостность общества

Предмет КП охватывает следующие общественные отношения:

1. Отношения, касающиеся основ конституционного строя (глава 1)

2. Отношения, образующие основы правового статуса личности (глава 2)

3. Отношения, вытекающие из федеративного характера России (глава 3)

4. Отношения, связанные с организацией государственной власти и местного самоуправления

 

Метод регулирования - это совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения.

Выделяют два основных метода:

1. Императивный - метод властных предписаний.

Основывается на запретах, обязанности, ответственности.

2. Диапозитивный - метод равноправия сторон.

Основывается на дозволении.

 

КП (как отрасль) - ведущая, фундаментальная отрасль права РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих: основы организации общества и государства, статус человека и гражданина, способы организации государственной власти и местного самоуправления.

 

Вопрос 3. Конституционно-правовые отношения

Конституционно - правовое отношение - это общественное отношение, которой урегулировано нормой конституционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

 

Условия возникновения:

1. Наличие субъектов (не менее 2)

2. Наличие соответствующих прав и обязанностей субъектов

3. Наличие юридического факта

 

Структура конституционно-правовых отношений:

1. Субъекты

2. Объекты

3. Содержание

4. Основания

 

Субъекты конституционных правоотношений - участники

1. Физические лица: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, депутаты;

2. Государственные образования: РФ, субъекты РФ, органы государственной власти;

3. Негосударственные объединения: общественные объединения, политические партии, религиозные объединения, сходы (собрания), конференции граждан, органы местного самоуправления и тд.

 

Содержание конституционных правоотношений

Содержание КПО - это права и обязанности участников КПО.

1. Фактическое (поведение участников КПО)

2. Юридическое (юридические права и обязанности участников)

 

Виды законов

По юридической силе:

1. Конституция РФ

2. Законы РФ о поправках к Конституции РФ

3. ФКЗ

4. ФЗ

5. Законы субъектов РФ

 

Закон РФ о поправках к Конституции РФ принимается при вынесении поправок к главам 3-8 Конституции РФ. Данный вид законов не предусмотрен Конституцией РФ. Однако, Постановление КС РФ от 31.10. 1995 г номер 12П указано, что поправки в смысле ст. 136 Конституции принимается в форме особого правового акта - Закон РФ о поправках к Конституции.

 

Порядок принятия

Закон РФ о поправках к Конституции РФ= 2/3 ГД + 3/4 СФ + 2/3 субъектов РФ (примерно 60 субъектов)

ФКЗ = 2/3 ГД + 3/4 СФ

ФЗ= 1/2 ГД + 1/2 СФ

 

Федеральные Конституционные Законы по своей юридической силе занимает промежуточное значение между Конституцией и ФЗ. ФКЗ развивает и дополняет Конституцию.

Признаки ФКЗ:

1. Принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией и только по предметам ведения РФ. В 20-ти конституционных статьях указаны вопросы, подлежащие регулирования ФКЗ
(ст. 66, 76, 114)

2. Особый порядок принятия

3. Невозможность применения к ФКЗ отлагательное "вето" Президента. Глава государства ФКЗ на повторное рассмотрение не возвращает. Он обязан подписать его в 14 дней.

 

Федеральные законы являются наиболее подверженные изменению частью российского законодательства.

Их отличительная особенность - это тематическое разнообразие. В Конституции более, чем в 40 статьях указаны вопросы, которые должны быть урегулированы ФЗ (ст. 129 и др)

Порядок принятия ФЗ (ст 104-107)

 

Источники КП:

1. Конституция

2. Общепризнанные нормы и принципы международного права

3. Закон РФ о поправках к Конституции РФ

4. ФКЗ

5. ФЗ

6. Указы Президента

7. Постановления палат ФС и Правительства

8. Законы субъектов

9. Декларации (о государственном суверенитете РСФСР от 12.06.1990)

10. Внутригосударственные договоры (Федеративные договоры от 31.03,1992)

11. Постановление КС РФ о толковании к Конституции

12. Акты органов местного самоуправления

 

Конституционно-правовой обычай - исторически сложившееся и вошедшее в практику в силу длительного использования правила поведение, санкционирование государством (ст. 99, ч 3 ст 82)

 

Источники КП как науки

1. Труды отечественных и зарубежных ученых

2. Конституционное законодательство

3. Практика реализации конституционного законодательства

 

Функции науки:

1. Онтологическая

2. Эвристическая

3. Прогностическая

4. Организаторская

5. Идеологическая

6. Методологическая

7. Юридическая (регулятивная, охранительная)

 

Этапы развития наук

1. Досоветский этап формирования науки:

2периода - граница Манифест Николая 2. На этом этапе складываются определенные представления о явлении государственно-правовой действительности. Особому изучению в рамках дореволюционного государственного права подвергались 3 основных элемента гос. строя - власть, территория и население.

2. 1917-1938 гг - это этап выделения науки гос. права из общей теории государства и права. Определяется предмет государственного права, место этой отрасли в системе юридических знаний. В 1938 г. выпускается 1-уй учебник под ред. Вышинского "Советское государственное право".

3. 1938-1980 гг - в этот период наука характеризуется с 1 стороны - господством правовой идеологии, с другой - складыванием понятий науки, поиском методов научного познания, появлением ряда основополагающих теорий и концепций отрасли.

4. 1980-1992 гг - период совершенствования науки, перезол от чисто теоретических исследований к анализу реальных гос. процессов. Особое внимание уделяется проблемам реализации конституционных норм и практике гос. строительства. Становление отрасли "КП".

5. 1993- наст.время - совершенствование науки. Переосмысление некоторых понятий и теорий науки, изучение вновь появившихся институтов. Н-р, институт уполномоченного по правам человека.

 

Цель науки на современном этапе - это изучение конституционных закономерной, введение политических процессов, изучение правового поля.

 

Тема 2: Конституция РФ

Вопросы:

Фактическую Конституцию

(Реально существующие основы общественного и государственного строя)

Юридическую Конституцию

(Правовая форма выражения реальной системы общественных отношений)

 

Степень совпадения или различия фактической и юридической Конституции позволяет говорить о реальности или фиктивности основного закона.

 

Сущность Конституции: (расписать)

1. Формально-юридический подход

2. Естественно-правовой подход

3. Классово-волевой подход

4. Социологический подход

5. Институционалистский подход

6. Рационалистический подход

7. Теологический подход

8. Договорной подход

9. Демократический подход

 

Функции Конституции: (расписать)

1. Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы.

2. Политическая функция состоит в том, что конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства «личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.

3. Идеологическая функция заключается в том, что она признает идеологическое многообразие, закрепляя, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной, государственной.

4. Учредительная функция устанавливает определенный порядок в государстве, создает систему институтов и органов власти.

5. Ограничительная функция – заключается в правовом ограничении государственной власти.

6. Правозащитная функция заключается в соблюдении и защите прав и свобод личности.

7. Воспитательная функция – ее задачей является формирование у граждан уважения к Конституции РФ, к личности и праву, к суду, власти, обществу и государству.
8. Функция социально-экономического партнерства – это защита прав и свобод человека, экономическое многообразие, конкуренция, многообразие форм собственности.

8. Стабилизирующая функция – свидетельствует об устойчивости государственных институтов, с помощью норм Конституции.

8. Геополитическая функция

9. Программная функция

 

Вопросы ведения Конституционного Собрания

1. Подтверждение неизменности Конституции

2. Разработка проекта новой Конституции

3. Принятие новой Конституции 2/3 голосов от общего числа членов КС

4. Вынесения проекта новой Конституции на референдуме

 

Правовая охрана Конституции – совокупность юридических свойств, средств, с помощью которые достигается выполнение всех установленных Конституцией норм, соблюдение режима конституционной законности.

 

Задачи правовой охраны:

1. Обеспечение верховенства положений

2. Укрепление основ конституционного строя

3. Обеспечение конституционности текущего законодательства

4. Защита прав и свобод граждан

 

Вопрос 3. Виды Конституций в РФ. Соотношение федеральной Конституции и конституций (уставов) субъектов РФ.

- по степени кодификации:

1. Писанные

2. Написанные

- по форме правления

1. Монархические

2. Республиканские

- по форме государственного устройства

1. Федеративные

2. Унитарные

- по порядку внесения изменений и дополнений

1. Гибкие

2. Жесткие

- по времени принятия

1. Принятые в 18-19 вв (Конституции старого времени)

2. Принятые после второй мировой войны

3. Принятые в 90х гг 20 века и в 21 веке (Конституции нового времени)

- по порядку принятию

1. Октроированные

2. Принятые учредительным собранием

3. Принятые на референдуме

- по форме

1. Кодифицированные

3. Некодифицированные

- по времени

1. Постоянные

2. Временные

 

В РФ существует три вида конституции:

1. Федеральная (Конституция РФ)

2. Конституции республик в составе РФ

3. Уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и автономных областей

 

Принцип народовластия.

Ст. 1 устанавливает, что РФ является демократическим государством. Демократия - это такая форма организации государства, которая соответствует воле народа.

- единственным источником власти и носителем суверенитета является многонациональный народ РФ, который осуществляет ее непосредственно (непосредственная демократия), а также через органы государственной власти или местного самоуправления (представительная демократия).

- высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы.

Референдум - это всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.

Выборы - это процесс формирования органов власти путем голосования за выдвинутых представителей народа.

Две эти формы волеизъявления считаются высшим выражением власти народа, так как волеизъявление ничем не опосредуется, то народ имеет возможность выразить свое решение по наиболее важным вопросам жизни (референдум) и вопросам функционирования государственной власти (выборы).

 

Верховенство права

- единство права и закона. Ст.18 определяет, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

- верховенство Конституции и ее прямое действие. Ст.15 устанавливает, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции.

- соблюдение надлежащей правовой процедуры, принятие законов. Правом принятия законов обладают только законодательные органы государственной власти. Законы в соответствии с ч.3 ст.15 Конституции подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права свободы и обязанности гражданина не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

- соблюдение иерархии источников права. Верховенством в этой системе обладает Конституция, а также в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права.

 

Принцип федерализма.

Федерация представляет собой одну из форм государственного устройства.

Форма государственного устройства - это территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его частями.

Различается две основные формы государственного устройства: унитарные государства и федеративные государства.

Унитарное государство представляет собой государство с централизованной системой, в нем не существует разделения предметов ведения и полномочий между центральными органами и органами составных частей государства.

Федеративное государство - это форма государственного устройства, при которой составные части государства обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Федерация может быть образована на основе договора между несколькими государствами (договорно-правовая федерация) либо путем провозглашения государства федеративным (конституционно-правовая Федерация).

Конституция в ст.5 закрепляет в числе основ конституционного строя принципы федеративного устройства.

1. РФ - это конституционно-правовая Федерации. И ее субъектами являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

2. Субъекты РФ равноправны. В ч.1 ст.5 провозглашается равноправие субъектов Федерации, однако оно является формальным. В ч.2 ст.5 республики называются государствами и им предоставляются привелегии иметь Конституции, в отличие от других субъектов, которые могут принимать уставы. В дополнении к объявленному равенству ч.4 ст.5 устанавливает, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. (ст.71-73).

3. Государственная целостность - это принцип федеративного устройства, при котором субъекты Федерации не обладают правом выхода из состава Федерации. Вопросы своей территории РФ может решать только сама. Выражением государственной целостности является единое правовое и экономическое пространство и единое гражданство.

4. Единство системы государственной власти. (федеральный и региональный уровень власти)

5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (ст.71-73)

6. Равноправие и самоопределение народов.

Данный принцип относится к народам субъектов РФ, к их праву осуществлять государственную власть на соответствующей территории. Данный принцип не означает право выхода субъектов из РФ.

 

Принцип разделения властей.

В соответствии со ст.10 Конституции, государственная власть в РФ осуществляется на основании разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

1. Разделение функций по осуществлению государственной власти на законадательную, исполнительную и судебную.

1.1. Законодательная власть своей функцией имеет принятие законов.

1.2. Исполнительная власть. Ее назначение в исполнении принимаемых законов.

1.3. Судебная власть. Ее сфера осуществление правосудия, то есть деятельности по рассмотрению и разрешению конкретных дел.

2. Самостоятельность органов.

Каждый из ветвей власти означает, что в своей деятельности они независимы друг от друга и не подчинены друг другу.

3. Система сдержек и противовесов.

Этим термином обозначается система полномочий трех ветвей власти в сфере взаимоотношений друг с другом.

4. Единство государственной власти.

Государственную власть осуществляют: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и суды РФ. (Ст.11) Посмотреть ч.1-2 Ст. 80 К, ст. 90

10.Идеологического многообразие. (Ст. 13)

1. Идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе, различных философских, политических, экономических, религиозных идей и взглядов. Каждый вправе свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи.

Принцип идеологического многообразия является развитием неотъемлемых прав человека на свободу мысли, слова, информации.

2. Невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной.

3. Принцип политического многообразия или многопартийности.

Это свобода образования и деятельности политических партий.

Политические партии являются важнейшими субъектами политических отношений, а также правовых отношений по формированию органов государственной власти.

Основное назначение партии - это выражение воли населения или отдельных его групп.

В политически развитом обществе партии занимают промежуточное положение: между индивидом и государством.

Невозможно так же объявление одной из партий руководящей или занимающее преимущественное положение по сравнению с другими.

 

Политический плюрализм.

ФЗ "О политических партиях".

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

 

Требования к политическим партиям:

1. Политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ;

2. В политической партии должно состоять не менее 500 членов политической партии. Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях;

3. Руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ.

 

На начало 2016 г в РФ зарегистрированы 77 политических партий и действуют 60 оргкомитетов.

В Парламенте по итогам выборов 18 сентября 2016 года представлены 6 политических партий:

1. Единая России

2. Коммунистическая партия РФ

3. Либерально-демократическая партия России

4. Справедливая Россия

5. Родина

6. Гражданская платформа

12. Светский характер государства. (Ст.14)

Светским является государство, в котором взаимоотношение государства и церкви строится на основе взаимного невмешательства в дела друг друга; и не допускается установление какой-либо государственной религии.

1. Отделение церкви от государства.

Во-первых, государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти.
Во-вторых, государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону.
В-третьих,
религиозные объединения не участвуют в выборах органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В-четвертых, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами, а должностные лица государственных и муниципальных органов, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

В-пятых, запрещается создание религиозных объединений в государственных и муниципальных органах и организациях, и воинских частях.

2. Отделение школы от церкви.

3. Невозможность установления какой-либо религии в качестве государственных или общеобязательной.

4. Равенство религиозных объединений перед законом.

 

Конституционный статус РФ

1. Суверенитет РФ;

2. Федеральная конституционно-правовая система;

3. Система федеральных органов государственной власти;

4. Единые Вооружённые силы РФ;

5. Государственные символы;

6. Единое федеральное гражданство;

7. Территориальное верховенство;

8. Единое экономическое пространство, федеральная собственность;

9. Столица.

 

Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии, ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным, и в котором религиозные объединения не оказывают влияние на осуществление государственной власти.

 

Социальное государство - это государство, которое берет на себя ответственность за удовлетворение социально-экономических потребностей общества в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, охраны семьи, занятости.

 

Цель России как социального государства - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1ст.7).

 

Основные направления соц. политики РФ:

1. Охрана труда;

2. Охрана здоровья и развитие системы здравоохранения;

3. Установление минимального размера оплаты труда;

4. Защита от безработицы;

5. Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

6. Государственное пенсионное обеспечение;

7. Бесплатное образование;

8. Развитие системы социальных служб.

 

Форма правления - это способ организации и порядок взаимоотношений высших органов государственной власти (главы государства, парламента, правительства), характеризующий их роль в управлении государством.

Порядком замещения поста главы государства определяются две основные формы правления - монархия и республика.

Монархия - форма правления, при которой пост главы государства передается по наследству.

Республика - форма правления, при которой пост главы государства (обычно это Президент) замещается путем выборов.

 

Государственное устройство - это территориально-политическая организация государственной власти, в которой находит свое выражение соотношение государства как целого с его составными частями.

Выделяют две основные формы государственного устройства - унитарное и федеративное.

Унитарное государство - государство, территория которого разделена на административно-территориальные единицы, факт существования и границы которых зависят от воли унитарного государственного центра. Оно характеризуется централизованной системой государственной власти, отсутствием разграничения предметов ведения между государством в целом и административно-территориальными единицами и разграничения полномочий между центральными и местными органами власти.

Федерация - это такая форма устройства государства, в котором территориальная организация власти осуществляется на нескольких уровнях, при этом составные части государства (субъекты Федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами.

Федерализм - это система правовых отношений, складывающихся между РФ в целом и ее субъектами, основанная на принципах, закрепленных Конституцией.

Эти принципы закреплены в статьях 4й и 5й Конституции.

1. Государственный суверенитет принадлежит РФ в целом. (ч.1 ст.4)

2. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов (ч.2 ст.4)

3. Государственная целостность РФ (ч.3 ст.5)

4. Единство системы государственной власти (ч.3 ст.5)

5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (ч.3 ст.5)

6. Равноправие и самоопределение народов (ч.3 ст.5)

7. Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти и между собой (ч.4 ст.5).

Президент РФ

Решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища (ч.1 ст.89). А именно:

- решает вопросы приема в гражданство РФ в общем порядке

- восстановления в гражданстве РФ в общем порядке

- выхода из гражданства РФ в общем порядке

- отмены решений по вопросам гражданства РФ

- обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов в связи с исполнением ФЗ.

 

Тема 1. Основы теории Конституционного права России

Вопросы:


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.162 с.