Епископ Феофан, Вышенский Затворник и его педагоги ческие воззрения. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Епископ Феофан, Вышенский Затворник и его педагоги ческие воззрения.

2017-11-17 269
Епископ Феофан, Вышенский Затворник и его педагоги ческие воззрения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В своей воспитательной деятельности святитель являлся истинным христианским педагогом. Христианскую любовь он считал началом воспитательных мер, а храм Божий и богослужение - лучшей средой и средством доброго воспитания. Он верил только в силу любви и придавал значение только нравственным воздействиям. Когда его спрашивали о лучших способах воспитания, он отвечал: "Полюбите детей, и они вас полюбят". "Растворяй строгость власти кротостью, старайся любовью заслужить любовь, истинная доброта не чуждается и строгого слова", - советовал святитель. Он считал, что соответствующим природе человека является только религиозно-нравственное воспитание, а дух церковности - лучшее для этого средство.

Как преподаватель нравственного богословия святитель Феофан вместо сборника правил по поведению составил руководство духовной жизни "Начертание христианского нравоучения", вышедшее в печать под названием "Письма о христианской жизни". Первым из православных богословов дал нравственным явлениям психологическое обоснование. Он фактически создал христианскую психологию

Главное дело для учеников, по мысли святителя, есть Богоугождение, а научность - придаточное качество, необходимое только для временной жизни. Всякая преподаваемая христианину наука должна быть пропитана христианскими, православными началами. Воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства. Недостатками воспитания, по его мнению, являются: отдаление от Церкви и ее благодатных средств, что приводит к увяданию ростка православной жизни; невнимание к телесным потребностям, что приводит по мере развития тела к развитию страстей, овладевающих и властвующих душой; не направленное к одной цели развитие всех сил души, связанное с непониманием и невидением этой цели и путей ее достижения, что приводит к заботе только об образовании; совершенное забвение духа, отсутствие страха Божия, молитвы, пренебрежение голосом совести. Чтобы улучшить христианское воспитание, необходимо: понять и усвоить начала истинного христианского воспитания и прежде всего использовать их в семье, поскольку домашнее воспитание есть основа всему последующему; внести христианские элементы в школьное воспитание, во все школьные годы содержать воспитываемого под благотворным влиянием Церкви, которая спасительно действует на духовный рост; необходимо воспитывать воспитателей. Церковность и благочестие родителей - лучшее воспитательное средство.

С возрастом надлежит развивать все силы души: ум, волю и сердце - и научиться следить за их развитием. К высшим способностям человека епископ Феофан относит страх Божий, совесть и молитву, именно они обнаруживают его дух. Страх Божий рождает молитву и освежает совесть. Но не только душевные и духовные силы ребенка требуют развития и внимания, святитель Феофан говорит и о жизни человеческого тела: питании, движении, чувствительности или деятельности нервов.

Воспитание юноши должно носить, как и в детстве, религиозно-нравственный характер. Иначе будет разорено созданное ранее. Епископ Феофан дает подробную характеристику юношеского возраста, рассматривая его как неровный, волнистый период человеческой жизни, изобилующий опасностями, как возраст, более других затрудненный для воспитательного воздействия. Не входя в подробное рассмотрение воспитательных мер и правил, епископ Феофан рекомендует как самое надежное руководство строго выдержанную дисциплину и авторитет воспитателя. Успех и влияние воспитательных мер в юношеском возрасте в значительной степени определяются характером первоначального семейного воспитания.

Сначала нужно прочно напечатлеть в сознании и сердце основные нравственные истины, а уже затем на подобном крепком фундаменте строить всю систему научного образования.

Формы организации обучения.

Дидактика (от греч. Didaktikos – поучающий и didasko – изучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Дидактика – педагогическая теория обучения. Это такая теория, которая дает научное обоснование, содержание образования, методов и организационных форм преподавания.

Как общественное явление обучение – особая коллективная социальная деятельность по организации усвоения молодым поколением накопленного обществом опыта, воплощенного в соответствии с социальным заказом в содержание образования.

• • Учение – это деятельность ученика по овладению знаниями, навыками, умениями с учетом требований современной жизни.

• • Знания – это совокупность усвоенных учеником сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности.

• • Навыки – это усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека.

• • Умения – это достигнутые в процессе обучения возможности человека творчески применять знания и навыки.

 

Принципы дидактики – это основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения и отражают выявленные закономерности процесса обучения:

• • Научности обучения.

• • Связи теории с практикой.

• • Системности.

• • Сознательности и активности учащихся в обучении.

• • Индивидуальный подход к учащимся в условиях коллективной работы.

• • Наглядности обучения.

• • Доступности обучения.

• • Прочности усвоения знаний учащимися.

 

Личностно-ориентированный подход. Цель личностно-ориентированного подхода - способствовать мировоззренческому самоопределению личности. Подходит нам такая цель? Очень подходит. С какой позиции. С позиции православных ценностей, православного мировоззрения.

Первая задача этого подхода: придание личностного значения изучаемому материалу. Вторая задача: новообразование православных смыслов жизни, существования, деятельности.

Третья задача: развенчание привлекательности ложных смыслов бытия.

Принципы личностно-ориентированного подхода:

Контекстуальность – изучаемый материал лежит в контексте смысловой сферы личности учащихся, т. е. в сфере их потребности, к чему у них есть желание.

Диалогичность – выяснение личностных ценностей учащихся, какова их иерархия. Строится диалог с этими ценностями на тему: а зачем это нужно? А зачем мне это нужно? Есть такое педагогическое правило: прежде чем сообщать что-то детям, вы задайте себе вопрос: а зачем вам это нужно? Моделирование – проектирование ситуации нравственных коллизий, где можно реализовать нравственные ценности детей.

Билет № 8


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.