Билет 51. Сравнительное положение Православия и католичества в Литовской Руси. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Билет 51. Сравнительное положение Православия и католичества в Литовской Руси.

2017-11-17 325
Билет 51. Сравнительное положение Православия и католичества в Литовской Руси. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Литовское великое княжество состояло преимущественно из русских областей. Во всех этих древних русских областях существовала вера православная, и существовала уже целые века, следовательно успела укорениться глубоко и прочно, ее исповедывали как простой народ, так и все дворянство и князья - потомки удельных русских князей, здесь некогда княживших и в коренной Литве Православная Церковь имела немало последователей не только в низших слоях общества, но и между знатными княжескими родами, происходившими от детей вел. князей литовских Гедимина и Ольгерда. В самой Вильне, столице Литвы, еще к концу XV в. целая половина жителей были православные, хотя были. преимущественно из русских поселенцев. И литовская православная митро-полия заключала в себе, при начале периода, девять епархий, и епархий древних. Что же представляла собою тогда в литовском великом княжестве церковь латинская? Это была церковь очень юная и очень немноголюдная. Утвердилась она здесь только к концу XIV и в начале XV века, при Ягайлле и Витовте. Учреждались, одна за другою, и латинские епархии: в Киеве (1350), Галиче или Львове (1361-1375), Вильне (1388), Перемышле (1390), на Жмуди (1417), в Луцке (1428); но учреждались более с целью пропаганды, чем по многочисленности паствы.

Православные Литовской Руси составляли громадное большинство населения. Литовска-руская (старобелорусская) народность и язык имели преобладающее значение. На старобелорусском языке говорили сами литовцы в своих сношениях с русскими. На нем, преимущественно, совершались акты и договоры, общественный и государственные, писались просьбы гражданами, давались грамоты и привилегий королями, обнародывались законы. На старобелорусском языке были составлены и изданы литовские Статуты, и только на нем одном происходило судопроизводство во всех владениях Литвы.

Из всех православных князей вел. кн. Литовского самые близкие великому князю-королю по родству были князья Олельковичи - Слуцкие, а самые богатые - едва ли не князья Острожские. При К.К.

После введения династической унии 1386 года положение Православной Церкви в Великом Княжестве Литовском постепенно стало ухудшаться. Римо-католичество, которое до того времени было мало кому известно, искусственно насаждалось в Беларуси польскими королями и его чиновниками в качестве государственной религии. Православная Церковь была поставлена вне государственной жизни и лишена всех исконных прав и привилегий. Высшие государственные должности в Великом Княжестве Литовском заняли римо-католики, питавшие враждебные чувства к православной вере и стремившиеся ее искоренить, обратив православных в свою веру. Началось сильное наступление воинствующего римо-католичества на Православную Церковь, продолжавшееся несколько столетий и причинившее огромные бедствия православным Великого Княжества Литовского и Польши.

Большое зло Православной Церкви причинила практика жалования польскими королями митрополичьей и епископских кафедр. Эта практика получила название “патроната.” Право “патроната” существовало на Руси в форме попечения о нуждах Церкви, главным образом с высоты княжеских престолов либо богатых благотворителей. В Великом Княжестве Литовском право патроната вылилось в безграничный произвол польских королей, которые считались одновременно великими князьями литовскими до Люблинской унии 1569 года. Злоупотребляя этим правом, короли отдавали кафедры православных епископов и митрополита светским людям в награду за военные и гражданские заслуги либо за деньги. На практике получалось, что какой-либо шляхтич, хотя бы и православного вероисповедания, получал в дар от короля епископию, иногда еще при жизни епископа, и, не собираясь принимать священный сан, уже именовал себя “нареченным епископом" или “нареченным митрополитом.” Такая практика жалования епископских кафедр называлась “подаваньем хлебов духовных.” Поевши немного “духовных хлебов,” “нареченный епископ” продавал или уступал свою епископию другому такому же искателю “хлебов духовных.” Злоупотребление при замещении православных архиерейских кафедр в Великом Княжестве Литовском вело к упадку церковной жизни и разрушало Православную Церковь. К этой цели стремились польские короли, вдохновляемые польско-латинским духовенством.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.