Выращивание посадочного материала в отделе формирования (1-, 2-, 3-я школы). Формирование саженцев декоративных древесных и кустарниковых растений в школах питомника. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Выращивание посадочного материала в отделе формирования (1-, 2-, 3-я школы). Формирование саженцев декоративных древесных и кустарниковых растений в школах питомника.

2017-11-17 787
Выращивание посадочного материала в отделе формирования (1-, 2-, 3-я школы). Формирование саженцев декоративных древесных и кустарниковых растений в школах питомника. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Формирование надземной части саженцев - важнейший агро­технический этап при выращивании деревьев и кустарников в пи­томнике и на объектах озеленения. Основу формирования надзем­ной части саженцев составляют различные обрезки растений на разных этапах их выращивания. С помощью обрезок у де­ревьев стремятся создать прочный прямой ствол определенной высоты и крону из скелетных ветвей, равномерно расположенных и прочно сросшихся со стволом, а также получить хорошо разви­тые побеги следующих порядков. У кустарников путем обрезки формируют развитые, равномерно размещенные в пространстве скелетные побеги и низко расположенный узел кущения.

Многолетняя практика и специальные исследования свидетель­ствуют о том, что обрезка является составной частью единого комплекса выращивания растений и ни в какой мере не восполняет недостаток питания, водоснабжения, световых условий. С другой стороны, ни один из агротехнических приемов не может заменить обрезку. Выполнять эту работу могут только квалифицированные рабочие, представляющие себе ее цель, знающие особенности строения надземной части, возрастные особенности роста и раз­вития обрезаемого растения, представляющие реакцию дерева или куста на обрезку.

Группировка растений по срокам выращивания. Разделение по школам

Формирование декоративных древесных растений начинается в питомниках с момента пересадки их из отдела размножения в отдел формирования, состоящий из так называемых древесных школ. По классической схеме в отделе формирования деревьев создаются три школы - I, II и III (называемая еще школой дли­тельного выращивания, ШДВ), в отделе формирования кустар­ников - две школы.

Необходимость последовательных пересадок растений в питом­нике из одной школы в последующую возникает вследствие того, что на первых этапах выращивания маленькие растения требуют небольших площадей питания, а в конце выращивания им нужны уже большие площади питания - от 1 до 9 м2 на одно растение. Увеличение площадей питания одновременно обеспечивает и улуч­шение светового режима, от чего зависит качество получаемых растений - при густой посадке вырастают деревья с тонким штам­бом и слабо развитой кроной, не отвечающие ГОСТам. При густом стоянии у саженцев развивается нежный тонкий эпи­дермис коры, и при пересадке их в городские насаждения на коре часто наблюдаются ожоги и морозобоины. Именно поэтому перешколивание, т. е. двух-трехкратная пере-садка растений с последовательным увеличением площади питания, отработанное многолетним опытом выращивания декора­тивных растений, принципиально необходимо для получения ра­стений установленных размеров в кратчайшие сроки.

Сроки выращивания в школах различны для декоративных ра­стений разных групп, что связано с особенностями их роста и в значительной степени с последовательностью формирования ра­стений. По срокам выращивания в школах растения группируются следующим образом.

Кустарники выращивают в I школе два (быстрорастущие - жимолость татарская, акация желтая, бузина красная и черная, жимолость обыкно­венная, ирга обыкновенная, калина обыкновенная, лапчатка ку­старниковая, лох узколистный, ракит­ник «Золотой дождь», рододендрон даурский, спирея дубравколистная, спирея средняя и др.) или три года (умеренно- и медленнорастущие барбарис обыкновенный, бересклет бородавчатый, бирючина обыкновен­ная, бобовник, боярышник обыкновенный, бузина канадская, дейция изящная и шероховатая, дерен белый и красный, жасмин многоцветковый, калина гордовина, кизил, кизильник блестя­щий и обыкновенный, лох серебристый, олеандр, сирень обык­новенная, смородина черная и золотая, снежноягодник кистистый, шиповник морщинистый, туя, можжевельник) до общего пятилетнего возраста.

Те же растения, которые предназначены для ремонта или по­лучения архитектурных форм, выращивают еще два-три года во II школе кустарников до семи-восьмилетнего возраста.

В I школе у всех кустарников формируют скелетные ветви над­земной части, во II школе у архитектурных форм создают плотную поверхность кроны определенного профиля, а у растений со сво­бодным очертанием кроны наращивают побеги 2-го и 3-го поряд­ков. Для этого применяют разные приемы, или способы, обрезки.

Быстрорастущие деревья (клен ясенелистный, береза, ясень американский, тополя, ивы и др.) выращивают в I школе пять-шесть лет. За это время с помощью особых приемов обрезки у них формируют ствол и крону с ветвями 1-го и 2-го порядков. Такие деревья готовы к высадке на объекты озеленения как растения I - II стандартных групп. Если надо получить растения IV -V стан­дартных групп, деревья пересаживают в школу длительного выра­щивания (ШДВ), где и доращивают еще около шести лет.

У медленно- и умереннорастущих деревьев (клен остролист­ный, липа, дуб, ель, пихта, вяз, ясень обыкновенный, яблони) в I школе за четыре-пять лет выращивания формируют ствол (штамб), во II (также за четыре-пять лет) заканчивают формиро­вать ствол и формируют двулетнюю крону, т. е. получают материал I-III стандартных групп, пригодный для озеленения. Для выра­щивания растений IV-V стандартных групп деревья из II школы пересаживают в школу длительного выращивания, где доращива­ют, как и быстрорастущие деревья.

При формировании деревьев используют другие способы об­резки, чем для кустарников.

Привитые растения составляют, как известно, особую группу растений, в технологию выращивания которой включаются при­вивки. Деревья и кустарники, прививаемые в корневую шейку, в возрасте двух-трех лет выращивают отдельно уже в составе I шко­лы, где и проводится прививка. А растения старше трехлетнего возраста, прививаемые в штамб на высоте 120 - 200 см от уровня земли, выделяют в отделение архитектурных и привитых форм только во II или III школе.

В отделе привитых форм имеется своя система обрезок.

В I школе площадь питания для кустарников составляет 0,20 - 0,25 м2, для медленнорастущих деревьев - 0,3 м2, для быстрорас­тущих - 0,5 м2. Во II школе площадь питания для кустарников со свободной кроной составляет уже 0,5 м2, для архитектурных форм кустарников 1,0- 1,25 м2, для деревьев - 1,0 м2.

Площадь питания растений в III школе зависит от характера развития крон и может быть от 2,25 м2 (схема посадки 1,5 х 1,5 м) до 9м2 (3x3 м).

Формирование корневой системы

Систематическая пересадка деревьев и кустарников в школы способствует образованию более разветвленной корневой систе­мы. У деревьев увеличивается количество не только мочковатых, но и скелетных корней, благодаря чему сокращается путь движения питательных веществ от корней к кроне, и наоборот.

Формирование надземной части кустарников

Надземную часть кустарников формируют с целью получения хорошо развитого, с большим количеством побегов посадочного материала. Поэтому особенно важно формировать слабо кустящиеся породы с моноподиальным характером (типом) роста, когда лидерный побег развивается сильно, а боковых побегов мало и они слабо растут. К таким породам относятся боярышник, сирень, желтая акация, жимолость, калина, свидина и некоторые другие. Такие виды, как барбарис, спирея японская, кизильник, снежноягодник, хорошо кустятся и сами, но и для них проводятся обрезки, только с другой целью - получения однородного материала. Перед посадкой в отдел формирования сеянцы или укоренен­ные черенки сортируют по следующим показателям: развитие кор­невой системы, которая должна быть здоровой, разветвленной и хорошо развитой; общая высота стволика, степень сформированности и зрелости верхушечной и боковых почек; толщина корне­вой шейки (от 3 до 12 мм в зависимости от породы); поражение болезнями, вредителями (должно отсутствовать). Для исключения из производства сеянцев со слабой корневой системой, слаборослых их сортируют.

При посадке в школу у сеянцев большинства видов кустарни­ков - сеянцев и укорененных черенков - обрезают надземную часть, оставляя 8 —12 см побегов. В первый год после посадки ку­старникам дают развиваться свободно, без обрезки. Со второго года приступают к формированию надземной части (рис.).

Формирование начинают в марте-апреле до начала сокодви­жения. Кусты обрезают на высоте 5-8 см от корневой шейки, т. е. сажают на пень. К осени за счет пробуждения спящих почек на этих пеньках развиваются новые побеги, которые ранней весной следующего года обрезают, оставляя такое количество почек, чтобы из них к осени третьего года выращивания развилось от четырех- шести (для обычных саженцев) до шести-десяти (для кустарни­ков, выращиваемых как крупномерные) новых побегов.

При такой обрезке на каждом побеге обычно оставляют по два- пять глазков в зависимости от количества побегов, образовавших­ся после посадки на пень. К осени третьего года растения приоб­ретают стандартный вид и их можно реализовывать для озеленения или высаживать во II школу для получения материала для ремонта.

 

Рис. Схема формирования кустарников:

А — растение до обрезки; Б — первая обрезка-посадка на пень; В — вторая обрезка

При формировании в I школе надо учитывать некоторые осо­бенности разных групп растений:

- карагану, кизильник, сирени можно обрезать лишь один раз и получить четыре-семь скелетных стволов;

- на второй год не сажают на пень породы, естественно форми­рующие крону, - хеномелес, магонии, аронии, лапчатки и др.;

- кустарники с плохим кущением на третий год еще раз сажают на пень (калина гордовина, гортензия метельчатая, клен татар­ский) и выращивают в I школе до четырех-пяти лет.

При пересадке кустарников во II школу для получения круп­номерных саженцев и архитектурных форм поступают следующим образом. У хорошо ветвящихся декоративно-лиственных и красивоцветущих кустарников, из которых должны получиться круп­номерные растения со свободно растущей кроной, все закончив­шие рост побеги (однолетние приросты) укорачивают на 1/2-1/3 их длины и прореживают крону, если она загущена. При этом необходимо обеспечить равномерное размещение побегов в про­странстве.

Декоративно-лиственные и красивоцветущие кустарники со слабым кущением обрезают по-другому. У них сильно обрезают все однолетние приросты, оставляя по три-четыре почки (или пары почек). У растений с короткими междоузлиями количество почек, оставляемых на побеге, должно быть в 1,5-2 раза боль­шим.

У кустарников, формы крон которых должны быть в виде шара, пирамиды, трапеции, однолетние приросты обрезают более сильно, оставляя основания длиной 3-4 см. При этом контур обрезки должен соответствовать предполагаемым очертаниям. В первый год после этой обрезки растениям дают развиваться свободно, чтобы они оправились от пересадки и образовали новые приросты. В по­следующие три-четыре года формованные кустарники ежегодно стригут по шаблону два-три раза за вегетацию. Первую стрижку проводят весной, до распускания почек, а последующие - по мере роста побегов. При отрастании на 8-12 см их обрезают на половину длины. Боярышник однопестичный легче сформировать в форме конуса, кизильник и крушину - в виде куба, шара или цилиндра.

Вечнозеленые и хвойные кустарники в I школе не обрезают. При формировании во II школе (туя, ель) в течение года их обре­зают два раза - до начала вегетации и перед окончанием роста побегов в длину.

Тую западную легче сформировать в форме конуса. Более слож­ную искусственную форму кустарникам (например, винтообраз­ную) придают также с использованием шаблонов.

Непривитые кустарники могут формироваться в виде штамбо­вых растений. Этот способ пригоден для смородины золотистой, боярышника однопестичного, крушины и других сильнорослых кустарников. Формирование проводят в отделе архитектурных форм кустарников III школы кустарников, и этот этап является про­должением формирования, которое проводилось в предыдущих школах - в I и II или только в I, в зависимости от быстроты роста вида.

Формирование надземной части деревьев

Разнообразный ассортимент древесных пород, выращиваемых в питомнике, требует различного подхода к формированию штамба и кроны с учетом биологических особенностей растений - перио­дов сокодвижения, способности переносить обрезку, восстанавли­вать побеги. Так, хорошей побеговосстановительной способностью обладают тополя, ивы, липы, клен ясенелистный, а ясень обыкновенный и его садовые формы слабо восстанавливают побеги.

Формирование штамба.

Формирование штамба начинается с момента посадки сеянцев в I школу в первые два-пять лет. В это время прежде всего создают наилучшие условия для роста цент­рального проводника (лидера), направляя в него основные питательные вещества с помощью различных обрезок. В течение вегетации деревья осматривают не менее двух-трех раз и в случае появления поросли или отпрысков их сразу же выщипывают. Появившиеся побеги, конкурирующие с лидером по силе роста в длину толщину, вырезают на кольцо.

При формировании штамба необходимо учитывать особенности развития лидерного проводника. У многих пород (тополя, клен ясенелистный, яблони и др.) лидерный проводник затягивается и часто заканчивается слабой, невызревшей верхушечной почкой. Весной из этих почек развиваются слабые побеги продолжения уступающие в росте боковым побегам, развивающимся из расположенных ниже сильных почек.

У лип вершина лидера с почкой постоянно отгибается, что приводит к образованию искривленного штамба; в случае исправления кривизны срок выращивания удлиняется.

В этих случаях рано весной, до начала сокодвижения (март - начало апреля), центральный проводник (лидер) обрезают над первой, вверх торчащей сильной почкой.

Такую обрезку у указанных пород приходится проводить еже­годно до получения штамба нужной высоты. Поэтому, чтобы получить гладкий вертикальный без искривлений штамб, при каж­дой последующей обрезке почка, на которую делается обрезка, должна располагаться над срезом, сделанным при предыдущей обрезке, и со стороны, противоположной той, на которой остав­лялась почка при предыдущей обрезке (рис. а).

Смена почек необходима и при обрезке пород с супротивными почками - в этом случае одну из супротивных почек выщипыва­ют (рис. б). На третий год коленчатость на месте этих обрезок уже бывает незаметна, штамб выравнивается и сглаживается.

У пород с мутовчатым расположением ветвей в случае отстава­ния лидера в росте расположенные внизу побеги пинцируют.

Рис. Обрезка лидерного побега при формировании ствола при раз­ном расположении почек. Черным закрашены: у липы (а) — сильная почка, дающая побег продолжения; у породы с супротивным располо­жением почек (б) — почка, которую выщипывают

 

Породы, которые в первые годы растут слабо, дают искрив­ленные побеги или склонны к кущению (тополя, клен ясенелистный, ивы, робиния), сажают на пень (обрезка на обратный рост), оставляя над землей 5-10 см стволика от корневой шейки для того, чтобы вызвать образование сильнорослых побегов из спя­щих почек основания стволика или корневой шейки. Получить такие мощные побеги можно только при хорошо развитых кор­нях, поэтому обрезку на обратный рост проводят только на тре­тий год пребывания растений в I школе, когда у саженцев вос­становится корневая система. От пенька развиваются обычно не­сколько порослевых побегов, из них отбирают один, наиболее сильнорастущий, а остальные вырезают. Если в течение лета об­разование порослевых побегов продолжается, их систематиче­ски удаляют (два-три раза за вегетацию). Оставшийся сильный лидер подвязывают восьмеркой к пеньку или колышку, постав­ленному рядом. Когда лидер примет надежное вертикальное по­ложение и одревеснеет в нижней части, подвязку снимают. Луч­ше всего это делать в мае-июне следующего года. Одновремен­но со снятием подвязки выре­зают и пенек (шип). Выгнав та­ким образом лидерный побег, приступают к его дальнейше­му формированию и закладке кроны.

Кроме обеспечения роста ли­дера в высоту необходимо сти­мулировать его рост в толщину по диаметру, для чего исполь­зуют так называемые побеги утолщения, развивающиеся на стволике по всей высоте запла­нированного штамба (рис.). Получают побеги утолщения при пинцировке (прищипке) в середине мая образовавшихся на стволике боковых ветвей, когда их длина достигнет 15-20 см. Оставляют побеги утолщения длиной 10-15 см. В течение лета пинцировку побегов утолщения у быстрорастущих пород прихо­дится повторять два-три раза (в июне и в конце июля), у мед-леннорастуших пород чаще об­ходятся одной-двумя пинциров­ками (июнь, июль).

Рис. Схема формирования штамбовых деревьев:

а — саженец; б — формирование побе­гов утолщения; в — штамб очищен от побегов утолщения, вырезанных «на кольцо»; А — высота штамба, Б зона заложения кроны

Побеги утолщения сохраняют на штамбе до тех пор, пока он или его участок (например, в нижней части) не достигнет стан­дартной толщины. После этого побега вырезают. За это время побега утолщения меняются - одни убирают, взамен им из спящих почек; развиваются другие, которые после прищипки превращаются вновые побеги утолщения. Такая смена совершенно необходима, так как толщина побегов утолщения не должна превышать 2 см. В противном случае после их вырезки на штамбе остаются большие, плохо зарастающие следы и декоративность штамба ухудшается.

У дуба, конского каштана, орехов ствол утолщается быстро и особенно в нижней части, поэтому у них оставляют небольшое количество побегов утолщения преимущественно в верхней час­ти штамба. Побеги сильно укорачивают, длина их должна быть около 10 см, не более (три-четыре междоузлия). У этих видов сначала удаляют побеги утолщения с нижней трети штамба, на следующий год - с серединной части штамба и остальные - на третий год.

У ясеней, кленов, некоторых тополей на стволе образуется мало побегов, поэтому их надо максимально сохранять как побеги утол­щения и мало укорачивать, удаляя один-два междоузлия (длина около 15 см). Малое количество побегов на стволе является след­ствием быстрого роста лидера в высоту, образования длинных меж­доузлий. Их появление можно вызывать искусственной обрезкой лидера на сильную почку в период покоя. Раннее удаление побе­гов утолщения или их чрезмерная пинцировка (укорачивание до 10 см) приводят к удлинению сроков выращивания саженцев или к нестандартности их в установленные сроки выпуска растений.

Вырезка побегов утолщения на кольцо, обеспечивающая быст­рое зарастание раны, проводится в июне-июле.

На вырезку побегов утолщения влияет характер ветвления - у пород с очередным расположением почек побеги утолщения вы­резают подряд, у пород с супротивным расположением - через одну пару побегов, а у пород с мутовчатым ветвлением побеги утолщения удаляют через один в мутовке. Это надо учитывать при определении сроков вырезки побегов утолщения - у группы с очередным расположением побегов их можно вырезать за год до реализации, а у двух последних групп - за два года до реализации саженцев, не позже.

У хвойных пород всегда стремятся сохранить все нижние ветви. Формирование штамба специально не проводят, а лишь наблюда­ют за сохранением и правильным развитием лидерного провод­ника.

Формирование кроны проводится не у всех пород, так как у одних кроны хорошо формируются без вмешательства человека, а у других мы сознательно не нарушаем ее естественную архитекто­нику.

В первую группу входят вязы, березы, ольха, черемуха виргинская, вишня пенсильванская; во вторую - все хвойные, конский каштан, орехи, т.е. породы, имеющие сближенные узлы ветвления. У всех перечисленных пород в период выращивания в питомнике обрезки в кроне проводят лишь с санитарными целями для удаления поврежденных, трущихся друг о друга, переплетающих­ся побегов, для осветления кроны при ее чрезмерной густоте.

В благоприятных условиях - при оптимальной для роста тем­пературе и высокой влажности - лидер часто образует очень боль­шой прирост, неодревесневшая вершина которого наклоняется в сторону. Это нередко бывает у хвойных пород. В этом случае для выпрямления лидера используют легкие шесты (из бамбука, пласт­массы, дерева), которые можно не только втыкать в землю (при малых размерах растений), но и привязывать к основанию лидерного стволика. К верхней части шеста привязывают отклоненную вершину. Благодаря этому при выгонке лидера не теряется, а иногда и сокращается время на его формирование.

У всех остальных пород формирование крон начинают за два года до выпуска из питомника деревьев I - II групп. У быстрорасту­щих этот срок приходится на четвертый год пребывания их в I школе, у медленнорастущих - на третий-четвертый год пребы­вания во II школе. За оставшиеся до выпуска два года формируется двулетняя крона с ветвями первого и второго порядков. Саженцы с двулетней кроной представляют собой более ценный в деко­ративном отношении материал. Закладку кроны у всех пород обыч­но начинают тогда, когда саженцы достигают высоты 2,5 - 3,0 м.

Для закладки кроны отмеряют высоту штамба, предусмотрен­ную стандартом и выше этой отметки, на лидере отсчитывают пять-семь почек или пар почек (у пород с супротивным распо­ложением почек). У растений, имеющих относительно короткие междоузлия (вяз, абрикос, робиния), почек оставляют вдвое боль­ше (12-18) и половину из них выщипывают (ослепляют) через одну, чтобы получить более свободное размещение скелетных вет­вей в кроне. Над верхней отсчитанной почкой или парой почек лидерный побег обрезают. У пород с супротивным расположени­ем почек одну почку из верхней пары выщипывают, чтобы в даль­нейшем обеспечить развитие лишь одного лидера и избежать об­разования вилки при развитии обеих почек (рис.).

Обычно для формирования кроны отбирают сильно развитые почки, находящиеся в средней части однолетнего прироста и у большинства пород располагающиеся под относительно большим углом к оси ствола. Из этих почек развиваются побеги (затем ске­летные ветви), прочно связанные со стволом.

На следующий год до начала вегетации развившиеся из остав­ленных почек приросты также обрезают на пятую -седьмую от основания почку (или пару почек), наружную по отношению к оси ствола. Такая обрезка способствует получению равномерно развитой кроны. Из оставшихся на скелетных ветвях первого порядка почек развиваются ветви второго порядка, и на этом формирование двухлетней кроны саженцев заканчивается.

Рис. Схема формирования кроны:

/ — при очередном расположении почек; // — при супротивном расположении почек; А — граница штамба и кроны; Б — место обрезки лидерного побега при закладке (в н ачале формирования) кроны; В — местаобрезки ветвей 1-го порядка;

Агротехника различных групп растений в период выращивания в школах

Формирование растений проходит на фоне общей агротехники.

Кустарники. Посадку кустарников из отдела размножения в I шко­лу проводят в разном возрасте, что зависит от скорости их роста, быстрорастущие - в возрасте 1 года, умеренно и медленнорастущие породы - в возрасте 2 - 3 лет.

В I школу высаживают весь ассортимент кустарников, и боль­шую часть растений реализуют из нее после соответствующего срока выращивания. Часть саженцев из I школы пересаживают во II школу. Перед посадкой в школы сеянцы (в I школу) и саженцы (во II школу) сортируют, отбраковывая растения с подопревшей корой, с ошмыгами коры или поврежденной корневой системой.

Корни отсортированных сеянцев укорачивают не более чем на 1 /3. Для этого растения связывают в пучки и острым ножом или топором отрубают нижние концы корней. Подготовленные к по­садке сеянцы обмакивают в глиняную болтушку. Для ее приготов­ления на прикопочном участке выкапывают яму, в которую кла­дут глину и мелкий коровий навоз. Все заливают водой и переме­шивают до сметанообразного состояния, добавляя гетероауксин.

Оптимальными сроками посадки сеянцев в I школу и сажен­цев кустарников во II школу являются ранняя весна (до распуска­ния листьев) и поздняя осень (с начала опадения листьев до на­ступления устойчивых заморозков). При больших объемах работ иногда целесообразно проводить посадки в два срока: весной - медленно распускающиеся породы и осенью - породы, рано тро­гающиеся в рост. Запаздывание с посадками приводит к сниже­нию приживаемости. При осенних и весенних сроках посадки ра­стения размещают на одном поле.

Подготовку почвы под посадку кустарников проводят в соот­ветствии с принятым севооборотом: осенью - по черному пару и весной - по раннему пару.

Вспашку почвы проводят на глубину 25—30 см в I школе и 30—35 см — во II школе.

Одновременно со вспашкой вносят органические удобрения. Весной почву культивируют на глубину 9-12 см. На уплотненных почвах культивацию проводят в два следа.

На тяжелых, склонных к заплыванию, недостаточно оструктуренных почвах рекомендуются весенняя перепашка и боронова­ние. После пропашных культур участок рано осенью вспахивают плугом с предплужником.

В I школу сеянцы высаживают на ровную поверхность.

При выращивании на плодородных землях применяют уплот­ненную посадку, которая требует высокой агротехники. Схема размещения растений определяется наличием механизмов и ма­шин, максимальной возможностью применения их при посадке и уходе.

Расстояния устанавливаются в зависимости от сроков пребы­вания в школе, особенностей роста, размеров растений, высажи­ваемых для доращивания и формирования.

Быстрорастущие кустарники обычно высаживают рядами, рас­положенными через 0,8 — 0,9 м, расстояние между кустами - в ряду 0,3-0,4м.

При механизированной посадке маркировка площади производится во время движения агрегата соответствующими приспособлениями. При небольших объемах работ ряды маркируют мер­ной лентой, шнуром с отметками или шаблоном - отрезком рейки с двумя выемками.

Посадку сеянцев и саженцев проводят вручную или механизи­рованно. Вручную сажают под меч Колесова, под мотыгу или ло­пату. Лучшую заделку корневой системы обеспечивает посадка под лопату, так как в этом случае корневая система размещается в яме свободно. После заделки корневой системы почву вокруг растения уплотняют притаптыванием ногами.

Правильно посаженные растения должны стоять вертикально, располагаться строго по прямой линии, корни должны быть плотнообжаты землей; корневая шейка должна быть на 2 - 3 см выше уровня земли с учетом того, что после посадки почва осядет.

Существенным недостатком посадки сеянцев под меч Колесова или мотыгу, особенно на тяжелых почвах, является то, корни сдавливаются в одной плоскости.

Механизированная посадка сеянцев может проводиться с помощью однокорпусного плуга с отвалом. В этом случае сеянцы раскладывают на отвале борозды через определенное расстояние, а плуг вторым заходом заделывает корневую систему. После этого сеянцы поправляют, слегка подергивая за стволик, а почву при­таптывают.

Для механизированной посадки используют специальные по­садочные машины СЛЧ-1 (глубина посадки до 30 см), а также СЛН-1, СЛН-2, СШН-3, обеспечивающие более точную посадку по глубине и расстоянию между растениями в ряду.

Весной следующего года взамен отпавших, неприжившихся саженцев высаживают растения из отдела размножения. По раз­мерам они не должны отличаться от саженцев в школе. Посадка производится под лопату.

За высаженными саженцами осуществляется уход, заключаю­щийся в междурядной обработке почвы, поливе, прополке и рых­лении в рядах, подкормке растений, защите их от вредителей и болезней, в формировании саженцев.

Междурядная обработка почвы производится культиваторами. Она позволяет, одновременно поддерживая почву в хорошем рых­лом состоянии, эффективно уничтожать сорняки.

Тяжелые, склонные к заиливанию почвы во избежание обра­зования корки рекомендуется рыхлить каждый раз после полива. При сильном уплотнении почвы после посадки также целесооб­разно провести культивацию. На легких по механическому составу почвах и при небольшой засоренности рыхление производят на глубину 6-8 см, при сильной засоренности - на 10-12 см (иног­да для борьбы с многолетними сорняками - на 15 см). Обрабаты­вать почву между рядами необходимо до начала появления сорня­ков. При этом сорняки уничтожаются в стадии проростков из се­мян. Появившиеся и укрепившиеся сорные растения уничтожить гораздо труднее.

В первый год обычно проводят пятикратную культивацию, в последующие годы число их постепенно сокращается до двух-трех. В южных районах с недостаточным увлажнением при поливе рас­тений напуском число культивации может достигать 10-12 см за вегетационный период, так как рыхлить почву необходимо после каждого полива.

Вслед за культивацией междурядий почву в рядах обрабатыва­ют ручными мотыгами, ручными культиваторами. Сорняки, рас­тущие около стволиков саженцев, выдергивают руками.

Применение химических мер для уничтожения сорняков не исключает культивацию для сохранения физических качеств по­чвы. Однако они позволяют сократить количество культивации и снизить затраты по уходу за растениями.

Поливать растения целесообразно даже в зонах достаточного увлажнения в наиболее сухие периоды. Если в засушливых зонах нашей страны при одном поливе напуском расходуется до 1000 м3 воды, то в зоне достаточного увлажнения за один полив расходу­ется 300—400 м3 воды лишь в случаях жаркого сухого периода для поддержания влажности почвы на оптимальном уровне.

Подкормку растений минеральными удобрениями проводят весной или в два срока: рано весной и в первой половине лета. Нормы внесения удобрений устанавливают на основании содер­жания основных элементов питания в почве, ее механического состава и биологических особенностей выращиваемых растений.

В почву удобрения вносят с помощью культиваторов-растение-питателей или вручную вдоль рядов с последующей заделкой мо­тыгами или культиваторами.

После осенней посадки растения на тяжелых почвах окучива­ют, чтобы защитить их от выжимания и подмерзания корневой системы. В районах, где не наблюдается переувлажнения почвы, проводят осеннюю глубокую культивацию междурядий. Весной, до распускания почек, растения разокучивают путем культива­ции междурядий.

На второй год после посадки приступают к формированию кустарников.

Деревья. В I школу деревьев высаживают однолетние сеянцы быстрорастущих и двух-трехлетние сеянцы медленнорастущих пород и сеянцы с пикировочных участков в возрасте трех-пяти лет.

Перед посадкой сеянцы и саженцы тщательно осматривают и сортируют. Выбраковывают растения не только с повреждениями на стволиках, ветвях и корнях, но и растения с развилками и тройчатками у основания, не имеющие ровного чистого стволика. Корневую систему укорачивают (на 1/4 ее длины у сеянцев, а у саженцев - в зависимости от ее развитости и размеров посадоч­ной ямы), боковые веточки у сеянцев укорачивают на 1/3 и > у са­женцев (во II школе) - на 1/3-1/2

Подготовка почвы на полях, вышедших из-под растений, уве­зенных с комом земли, начинается с завоза новойземли и запол­нения ею ям. Затем почву удобряют, перепахивают и выравнивают. Глубина пахоты в I школе - 30 - 35 см, во II школе - 35 - 50 см.

Размещение растений при посадке в I школу может быть не только по схеме 0,5 х 1,0 м, но и по схемам 0,8х 1,0, 0,5x0,9 и др. Это зависит от быстроты роста и светолюбия - быстрорастущие и светолюбивые породы сажают реже, медленнорастущие и тене­выносливые - чаще. Во II школе растения размещают по схеме 1,0х 1,0 м. Схемы посадок выбирают с учетом механизированной выкопки растений. Маркировку посадочных мест производят так же, как и для кустарников. Корни сеянцев и саженцев, выкопан­ных для пересадки, сразу после выкопки необходимо обработать глиняной болтушкой с гетероауксином.

Посадку сеянцев деревьев в I школу можно проводить вручную и механизированно, как и кустарников. Посадка саженцев дере­вьев во II школу целесообразно проводить современными сажаль­ными машинами. После посадки растений во II школу желательно их полить из расчета 20-30 л воды на один саженец.

Уход за растениями состоит из регулярных прополок, культи­вации, поливов в засушливые периоды, подкормок, защитных мероприятий от вредителей и болезней. При осенних посадках на тяжелых почвах проводят обычно окучивание против выжимания растений (в I школе). Особой мерой ухода за деревьями в I школе является подрезка корневой системы в том случае, если из I шко­лы во II пересаживают половину растений, а оставшиеся деревья доращивают на месте с увеличенными площадями питания. Под­резку корней проводят одновременно с рассаживанием специа­льными скобами. Ручное окапывание на штык лопаты - несовре­менное и тяжелое мероприятие.

Подрезать корни скобами желательно не только при рассажи­вании растений, но и в период долгого (5 - 6 лет) выращивания деревьев в школе (I школа, береза) через 2-3 года.

Во II школу пересаживают, кроме саженцев из I школы, уко­рененные одревесневшие черенки ив и тополей и укорененные двух-трехлетние отводки с плантаций (липа).

В III школу высаживают ассортимент быстро-, умеренно- и мед­леннорастущих пород (липа, дуб, клен, конский каштан), которые используют для озеленения аллей, улиц, для ремонта зеленых на­саждений и строительства наиболее важных объектов. В систему ухода за ними включаются: внесение удобрений, культивация и рыхление, подрезка корней, борьба с вредителями и болезнями.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.