Физическая культура – часть общечеловеческой культуры. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Физическая культура – часть общечеловеческой культуры.

2017-11-17 1287
Физическая культура – часть общечеловеческой культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Физическая культура – часть общечеловеческой культуры.

Под культурой (от лат. - cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) понимают совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.

Физическая культура –творческая деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей в сфере физического развития и оздоровления людей, это часть общечеловеческой культуры.

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей.

К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, оборудование, экипировка, медицинское обеспечение и т.п.

Макет олимпийских объектов в г. Сочи

Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).

Летние олимпийские виды спорта

В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

Спорт — явление культурной жизни

Спорт — часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений.

Спорт — это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней.

Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.

Физическое развитие и его показатели

Физическое развитие - это процесс изменения естественных морфологических и функциональных свойств человеческого организма в течение его жизни.

 

Уровень физического развития (физическая развитость) может быть высоким, средним или низким. Этот уровень определяется количественными (антропометрическими) показателями: длиной и массой тела, окружностью талии, грудной клетки, бицепса и т.п. И качественными (функциональными) показателями: динамометрией, жизненной емкостью легких, частотой сердечных сокращений (пульсом) и т.п.

 

Физическое воспитание

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование двигательных умений и навыков развитие и совершенствование физических качеств человека, формирование специальных знаний.

В русском государстве в начале XVIII века физическое воспитание вводится в систему дворянского образования. Получают развитие верховая езда, фехтование, стрельба, борьба и многие игры. (В.Столбов, введение к книге Куна, с.13). Русский просветитель Н.И.Новиков в последней четверти XVIII века в своих педагогических сочинениях рассматривает три составные части воспитания: физическое, нравственное и умственное. Он впервые в нашей стране вводит понятие «физическое воспитание». В 1765 году академик А.П.Протасов в ученом собрании Академии выступил с двумя докладами – «О физическом воспитании детей» и «О необходимости движения для сохранения здоровья» (там же с.13).

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности через управление физическим развитием личности.

В процессе физического воспитания решаются следующие задачи:

  • оздоровительные - укрепление здоровья, совершенствование телосложения, достижение и сохранение высокой работоспособности;
  • образовательные - формирование и совершенствование прикладных и спортивных умений и навыков, приобретение специальных знаний;
  • воспитательные - формирование моральных и волевых качеств.

Двигательные (физические) качества - сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость - рассматриваются, как основные, ведущие качества. Могут иметь место в физическом воспитании и спорте и специальные двигательные качества - быстрота реакции, чувство мяча, чувство партнера, чувство времени, чувство дистанции и т.п.


Теоретический раздел

Содержание раздела включает в себя специальные знания, необходимые для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры в обществе, а также для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной и профессиональной деятельности.

Практический раздел

Практический раздел программы реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах.

Методико-практические занятия. Предусматривается, что на методико-практических занятиях студенты должны освоить, а затем самостоятельно применить методы и способы формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры. Например, студенты должны овладеть:

  • методиками самооценки работоспособности, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции;
  • методиками формирования экономичных и эффективных жизненно-важных умений и навыков (ходьбы, передвижения на лыжах, плавания);
  • методиками оценки и коррекции осанки и телосложения;
  • методикой проведения производственной гимнастики с учетом условий и характера труда и т.п.;

Учебно-тренировочные занятия. Учебно-тренировочные занятия проводятся по следующим учебным отделениям, в которые распределяются студенты: основное; специальное и спортивное.

В основное отделение зачисляются студенты, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам.

В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу. В спортивное учебное отделение (учебные группы по видам спорта) зачисляются студенты, показавшие хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и желание углубленно заниматься одним из видов спорта, культивируемых в вузе.

Временно освобожденные от практических занятий (решением врачебной комиссии) сдают зачет по теории и методике и защищают реферат по теме заданной кафедрой.

Контрольный раздел

В процессе занятий осуществляется оперативный и текущий контроль за ходом овладения учебным материалом.

Итоговый контроль (зачет) проводится в конце семестра, учебного года. Итоговая аттестация - в конце последнего семестра.

Примерные общие зачетные требования

Знание соответствующего теоретического и методико-практического разделов (не ниже «удовлетворительно»);

Выполнение тестов для оценки физической подготовленности;

Регулярность занятий (пропуск не более 1 занятия в семестре);

Участие в основных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях, проводимых кафедрой физической культуры (бонусы).

 

В каждом семестре планируется выполнение не более 5 тестов включая три обязательных. Обязательные тесты для оценки общей физической подготовленности приведены в таблице:

Тесты по спортивно-технической подготовленности студентов, занимающихся в спортивном учебном отделении тем или иным видом спорта, разрабатываются кафедрой физического воспитания.


Спортивный клуб

Цель, задачи и содержание работы спортивного клуба

Цель деятельности спортивного клуба в вузе — содействие воспитанию всесторонне развитых специалистов, готовых к вы­сокопроизводительному труду по избранной профессии и защи­те Родины, способных использовать и внедрять физическую культуру и спорт в учебно-производственную деятельность, ор­ганизовывать здоровый образ жизни.

Спортивный клуб высшего учебного заведения решает сле­дующие задачи:

  • вовлечение студенческой молодежи, аспирантов в систематические занятия физической культурой и спортом;
  • воспитание физических и морально-волевых качеств, укреп­ление здоровья и снижение заболеваемости, повышение уровня профессиональной готовности, социальной активности всех чле­нов коллектива высшего учебного заведения;
  • взаимодействие с ректоратом, деканатами факультетов и общественными организациями высшего учебного заведения по формированию у студентов необходимых профессиональных знаний, умений, навыков и качеств, высокой гражданственности и нравственности;
  • организация и проведение массовых оздоровительных, физ­культурных и спортивных мероприятий;

Спортивные секции

Большое место в жизни коллектива физической культуры вуза занимает учебно-тренировочная работа в различных спортивных секциях спортивного клуба. В нашем вузе работают секции по следующим видам спорта:

1. Легкая атлетика.

2. Волейбол.

3. Баскетбол.

4. Мини-футбол.

5. Гиревой спорт.

6. Пауэрлифтинг.

7. Черлидинг.

8. Дартс.

9. Плавание.

10. Вольная и греко-римская борьба.

11. Полиатлон (летний и зимний).

12. Настольный теннис.

13. Шахматы.

14. Лыжные гонки.

Во многих случаях к занятиям в спортивных секциях допускаются лица, не имеющие спортивного разряда, но обладающие достаточной разносторон­ней физической подготовкой и желающие заниматься тем или иным видом спорта, культивируемым в вузе.

Учебные группы спортивных секций организуются по тем ви­дам спорта, для которых в вузе имеется материальная спортив­ная база и возможность обеспечить занятия квалифицированным тренерским составом. Комплектуются они по полу и по уровню спортивной квалификации занимающихся (по наличию спортив­ных разрядов и званий). Число занимающихся в группе и коли­чество часов учебных занятий в неделю на одну группу зависят от спортивной подготовленности занимающихся.

Занятия проводят специалисты по физическому воспитанию, имеющие высшее или среднее физкультурное образование. Одним из показателей эффективности занятий в спортивных секциях является динамика спортивных результатов.


 

Утомление и восстановление в процессе умственной и физической работы студента

Студенты первых курсов после поступления в высшее учебное заведение попадают в новую учебную среду. Увеличивается умственная и физическая нагрузка, что может приводить к переутомлению и снижению эффективности учебного труда. Средствами физической культуры можно помочь первокурсникам легче перенести этот переходный период.

Утомление - это функциональное состояние, возникающее в результате продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению работоспособности.

Проявляется утомление в появлении чувства усталости, уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, снижается адаптация к нагрузкам, при этом увеличиваются энергозатраты и напряжения в деятельности основных жизнеобеспечивающих систем. Происходит снижение умственной и физической работоспособности (ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоение теоретического материала).

Утомление служит естественным сигналом возможного истощения организма, являясь биологическим механизмом, защищающим организм от истощения.

В то же время, утомление является стимулятором, мобилизующим как резервы организма, так и восстановительные процессы. Следовые явления нагрузки при утомлении стимулируют дальнейшее развитие адаптации к действию данного раздражения, достижение нового, более высокого уровня работоспособности.

Без утомления при физических нагрузках практически отсутствует сам процесс тренировки, не может быть становления и развития тренированности. Важно лишь, чтобы степень утомления соответствовала проделанной работе, то есть была адекватна. Неадекватное данной работе утомление - сигнал какого-то неблагополучия в организме.

Утомление может быть острым, то есть проявляется в короткий промежуток времени и хроническим и носить длительный характер (до нескольких месяцев);

общим, характеризующим изменения функций организма в целом, и локальным затрагивающим какую-либо органическую группу мышц, орган, анализатор.

Различают две фазы утомления: компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности, потому что включились резервные возможности организма), и некомпенсированную (когда резервные возможности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается).

 

Систематическое выполнение нагрузок на фоне недовосстановления приводит к переутомлению, при котором может произойти обострение хронических заболеваний, развитие предпотологических и патологических состояний. При занятиях физическими упражнениями в процессе физического воспитания в условиях вуза особенно остро встает вопрос восстановления.

Восстановление - процесс происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному уровню.

 

Суперкомпенсация (сверхвосстановление) - в осстановление с превышением исходного состояния, является залогом повышения тренированности организма, обеспечивающей повышение работоспособности.  

 

 

Утомление и восстановление в процессе физической тренировки

 

Основной путь оптимизации восстановительных процессов это рациональная тренировка и организация занятий физического воспитания.

После физических нагрузок

Самый мощный фактор нездоровья – плохое питание, нехватка кальция, которая ведет к остеопарозу. У 40% детей – нарушения в образовании костной ткани. 70% девушек и почти 50% юношей имеют отклонения в репродуктивной функции.

 

 

Питание по своей сущности восстановительный процесс. Поэтому факторы восстановления присутствуют в каждом типе рациона, если питание основано на принципах сбалансированности и рационального режима. Объёмы питания исключительно индивидуальны и зависят от многих факторов. В отечественной диетологии (науке о питании) все пищевые продукты делятся на следующие группы:

1. Молоко и молочные продукты.

2. Мясо, рыба, птица, яйца и их производные.

3. Хлеб, макароны, рис, каши, картофель, мёд.

4. Овощи, фрукты, ягоды.

 

Каждая группа пищевых продуктов наряду с доставкой в рацион широчайшего набора биологически активных веществ, выполняет только ей присущую роль и поэтому незаменима в питании.

 

 

Манная каша

Манная крупа — это не крупа, а пшеничная мука твердых сортов пшеницы крупного помола. Эта мука испокон веков считалась дорогой и очень редкой на Руси.

В манной крупе много крахмала и белка. В ней много витаминов Е и В1, а также калия, почти столько же витаминов В2, В6, РР и железа. При этом в ней гораздо меньше клетчатки. Поэтому блюда из манной крупы широко используются при болезнях желудочно-кишечного тракта, в послеоперационном периоде, при инфаркте миокарда и других заболеваниях, при которых требуются щадящие диеты с легко переваривающимися блюдами.

Овсяная каша

Одно из самых ранних блюд, присутствие которого в традиционной кухне славянских народов свидетельствует о древней кулинарной культуре этих народов.

Овсяная каша — самая питательная из каш. Хорошо известно свойство овсяной каши благотворно действовать на желудочно-кишечный тракт, что делает ее незаменимой в диетическом питании. Клетчатка, содержащаяся в овсяной каше, способствует хорошему пищеварению. Кроме того, эта каша способна понижать уровень холестерина.

Пшенная каша

Пшенная каша — одно из главных продуктов питания еще с библейских времен. Еще две сотни лет назад в России пшенная каша была основным блюдом на каждом крестьянском столе. Это нежное на вкус, воздушное блюдо. С уверенностью можно сказать, что это одна из самых красивых каш.

Это блюдо очень полезно для здоровья. Известно, что при нарушениях сердечной деятельности полезны продукты, содержащие калий. Ценным источником калия является, в частности пшено и каша, которую из него готовят. В пшене так же много витаминов группы В, кроме того эта каша — просто кладезь микроэлементов. Кроме того, вещества, содержащиеся в пшенной каше, препятствуют отложению жира в организме, что важно для людей, следящих за своим весом.

Гречневая каша

Эта каша появилась на Руси довольно поздно. Скифы покупали ее у греков. Название «греческой крупы» до сих пор хранит свои исторические корни. В России эта каша быстро завевала популярность. И именно в России употребление этой каши наиболее распространено в настоящее время.

Помимо того, что гречневая каша богата полезными веществами, к примеру железом, это еще одна из самых ароматных каш. Запах гречневой каши трудно с чем-то спутать. Сытная, полезная, ароматная гречневая каша — полноценное блюдо для любого времени дня.

Рисовая каша

Известно, что в странах традиционного рисоседения: Японии, Вьетнаме, Корее, Индии и других — рисом питаются ежедневно. В Россию же рис попал сравнительно недавно и долгое время назывался у славян «сарацинским просом». Однако в настоящее время рис в России — один из самых желанных и востребованных продуктов.

Главная кулинарная особенность риса состоит в том, что он обладает особым, но нейтральным вкусом. Поэтому правильно сваренный рис не приедается и до настоящего является ежедневным блюдом для половины населения нашей планеты.

Основными минусами каш быстрого приготовления можно назвать отсутствие достаточно количества волокон, минеральных веществ и витаминов.

 

 

 

 

Количество, состав и калорийность пищи должны полностью удовлетворять энергические и пластические запросы организма.

Если калорийность питания ниже, чем расход энергии, восстановительный период затягивается, что может привести к постепенному истощению организма. Чрезмерная калорийность связана с перегрузкой организма, прибавлением веса тела, затруднение пищеварения и нарушением течения восстановительных процессов.

 

Пищевые добавки

Пищевые добавки E nnn.

Литература

1. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник. - М.: Гардарики, 2007.- стр. 5-26.

2. Ильинич В.И., Костин А.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка работников сельского хозяйства.

3. Приказ Минобразования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.99 N 1025.

4. Физическая культура и спорт в Российской Федерации. Авт.-сост. В.А. Фетисов, П.А. Виноградов. М. «Советский спорт» 2006г.

Вопросы к лекции

1. Основные определения и понятия дисциплины: физическая культура, ценности физической культуры, спорт, физическое развитие уровень физического развития, физическое воспитание его цели и задачи, двигательное умение, навык, двигательные (физические) качества.

2. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте.

3. Требования государственного образовательного стандарта по дисциплине «Физическая культура».

4. Содержание разделов Учебной программы по дисциплине «Физическая культура».

5. Зачетные требования по дисциплине «Физическая культура».

6. Зачетные требования по физической подготовленности студентов.

7. Внеучебная физкультурно-спортивная работа в вузе.

8. Утомление, восстановление и сверхвосстановление в процессе учебной деятельности.

9. Способы поддержания умственной работоспособности.

10. Питание как одно из средств восстановления после нагрузок.

11. Группы продуктов питания их роль в восстановлении.

12. Пищевые добавки, их влияние на организм.

13. Травмы в процессе спортивной деятельности, первая помощь.

14. Состояния возникающие при занятиях спортом, первая помощь.

Физическая культура – часть общечеловеческой культуры.

Под культурой (от лат. - cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) понимают совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.

Физическая культура –творческая деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей в сфере физического развития и оздоровления людей, это часть общечеловеческой культуры.

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей.

К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, оборудование, экипировка, медицинское обеспечение и т.п.

Макет олимпийских объектов в г. Сочи

Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).

Летние олимпийские виды спорта

В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.