Научное руководство, консультирование и рецензирование — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Научное руководство, консультирование и рецензирование

2017-11-16 234
Научное руководство, консультирование и рецензирование 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение  
Общие положения  
Научное руководство, консультирование и рецензирование  
Наиболее часто встречающиеся ошибки  
Выбор темы ВКР  
Структура выпускной работы  
Краткая характеристика структурных элементов ВКР  
Требования к содержанию введения  
Требования к оформлению ВКР  
Заключение  
Библиографический список  
Приложения  

Введение

 

Успешное решение сложных задач по модернизации высшего образования зависит от подготовленности студента-выпускника, его профессионального мастерства, эрудиции, культуры и творческого потенциала. Высшая школа должна, прежде всего, научить студентов самостоятельно приобретать знания, что значительно важнее, чем усваивать готовую информацию. Основной путь приобретения знаний - самостоятельная работа студента, который, приобретая профессию, должен не только овладеть программным материалом, но и навыками научного исследования, творческой деятельностью.

В связи с этим, исключительно важное значение на завершающей стадии подготовки магистранта имеет такой вид самостоятельной деятельности студентов вузов, как выполнение выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), отвечающей современным требованиям.

Цель данных методических рекомендаций – оказать студентам-магистрам помощь в подготовке, написании и оформлении выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) на примере направления подготовки «Экология и природопользование». В рекомендациях показан образец описания методологического аппарата: как сформулировать цель исследования, определить предмет и объект исследования, показать научную новизну и практическую значимость работы. Дано описание важнейших методов научного исследования: работы с литературными источниками, наблюдения, изучения инновационного опыта, постановки и проведения натурных и лабораторных экспериментов. Приводятся структурные элементы выпускной квалификационной работы и их примерное содержание.

Вместе с тем, методические рекомендации содержат основные требования к оформлению элементов выпускной работы: заголовков и надписей, табличного, графического и иллюстративного материала, библиографического списка.

В приложениях имеются образцы оформления титульного листа, оглавления (содержания), таблиц, примерные структуры отзывов научного руководителя и рецензента, реферата к ВКР.


Общие положения

 

Выпускная квалификационная работа (ВКР) является завершающим этапом подготовки студента любого направления и профиля подготовки. Ее выполнение должно показать степень развитости навыков самостоятельной работы студента и овладения им методикой исследования, способности квалифицированно решать теоретические и практические задачи по избранной профессии.

Выпускная квалификационная работа, в соответствии с ОПОП магистратуры, представляет собой самостоятельную и логически завершённую работу, связанную с выполнением видов деятельности академической магистратуры (научно-исследовательской и педагогической).

Исходя из данных требований, при выполнении ВКР магистранты должны показать свою способность, опираясь на полученные углублённые знания, умения и сформированные общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи освоенной профессиональной деятельности.

В тексте ВКР и в ходе её защиты выпускник должен профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и отстаивать свою точку зрения, знать содержание профессиональной литературы в выбранной области исследования, в том числе зарубежную информацию по теме работы, а также российские нормативно-правовые документы в области природопользования, оценивать степень достоверности фактов, гипотез, выводов.

В соответствии с основной профессиональной общеобразовательной программой по направлению подготовки магистров 05.04.06 «Экология и природопользование», тематика ВКР должна быть направлена на решение профессиональных задач, связанных с:

оценкой техногенного воздействия на природные системы (биосистемы, экосистемы);

определением критериев состояния и изменения объекта исследования;

определением технических заданий проектирования объектов в связи с воздействием на окружающую среду;

контролем выполнения на производстве экологических нормативных требований;

экспертной оценкой проектов промышленных и иных сооружений, оказывающих воздействие на окружающую среду;

экологическими экспертизой и аудитом;

разработкой нормативных методических и производственных документов, методов исследования, направленного на решение экологических проблем;

обработкой и анализом получаемой производственной информации, обобщением и систематизацией результатов производственных работ с использованием современных техники и технологий;

разработкой методов и форм педагогической работы в области формирования экологической культуры;

оценкой эффективности педагогической деятельности в области экологического образования.

В целом ВКР должна отвечать следующим требованиям:

1. Актуальность тематики, её соответствие современному состоянию и перспективам развития науки.

2. Соответствие названия работы её содержанию, чёткое достижение поставленных целей.

3. Логическая последовательность изложения материала, которая должна базироваться на прочных теоретических знаниях по выбранной теме.

4. Практическая направленность результатов исследования.

5. Изучение и критический анализ литературы по выбранной тематике, изучение исследуемой проблемы и её практического состояния.

6. Чёткая характеристика объекта, предмета, целей и методов исследования, описание и анализ проведённых автором наблюдений и экспериментов.

7. Достоверность полученных в процессе исследования результатов.

Выбор темы ВКР

Выбор темы выпускной работы – важнейший этап. Правильный выбор темы – основа для заинтересованной работы выпускника, что в конечном итоге определяет эффективность всей последующей деятельности студента по её написанию и защите.

Тема ВКР, как правило, предлагается научным руководителем, закреплённым за магистром со стороны выпускающей кафедры «Экология и природопользование», но может быть также рекомендована организацией, в которой магистрант проходил практику. Необходимо учесть, что тема ВКР должна выбираться студентами с учётом профессиональных интересов, опыта практической работы и соответствовать их специализации. Магистру может быть предоставлено право самостоятельного выбора темы ВКР в рамках направления 05.04.06 «Экология и природопользование». После обсуждения выбранной тематики на выпускающей кафедре, что фиксируется в протоколе её заседания, темы ВКР утверждаются ректором вуза.

Выбирая тему, студенту необходимо учесть не только возможности и интересы, но и его индивидуальные особенности. Как показывает практика, наиболее продуктивные результаты могут быть получены, если тема ВКР магистра является логическим продолжением выпускной квалификационной (бакалаврской) работы студента или исследовательской работы, проводимой в студенческом научном обществе. Имеющие такую подготовку студенты наиболее серьёзно и основательно относятся к выполнению ВКР.

Кафедра разрабатывает основные направления тематики ВКР. В основе выбранной тематики должна лежать проблема, реально существующая в действительности, что и определяет её актуальность. Следует учесть, что при обосновании темы исследования часто допускается следующая ошибка: обосновывается актуальность не конкретно выбранной темы, а направления исследования как целой области.

Примерная тематика выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций) по направлению подготовки «Экология и природопользование» может быть следующей:

1. Анализ проблемы древесных отходов Приморского края и пути их решения.

2. Анализ системы обращения с ртутьсодержащими отходами в г. Владивостоке (других населённых пунктах Приморского края).

3. Совершенствование системы комплексного управления твердыми коммунальными отходами в г. Владивостоке (других населённых пунктах Приморского края).

4. Санитарно-гигиеническая характеристика питьевой воды в г. Владивостоке (других населённых пунктах Приморского края).

5. Анализ эффективности методов очистки питьевой воды г. Владивостока (других населённых пунктов Приморского края).

6. Экологическое обоснование допустимых сбросов с территории предприятий Приморского края.

7. Экологическое обоснование получения лицензии на осуществление деятельности по сбору и транспортированию отходов I–IV классов опасности для предприятий Приморского края.

8. Оценка воздействия предприятий г. Владивостока и Приморского края на окружающую среду.

9. Изучение влияния различных абиотических факторов на биоту заливов Японского моря (по выбору: Петра Великого, Амурского, Уссурийского и пр.).

10. Использование современных экологических методов с целью оценки биоразнообразия дальневосточных морей.

11. Исследование структуры природных экосистем и роли в них различных гидробионтов.

12. Изучение структуры компонентных сообществ паразитов гидробионтов как отражение состояния водных экосистем.

Структура выпускной работы

ВКР состоит из текста (рукописи) и графических материалов, отражающих решение профессиональных задач в соответствии с избранной тематикой.

ВКР должна включать следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Лист допуска к защите и оценивания ВКР.

3. Реферат.

4. Содержание (оглавление), в котором называются основные структурные элементы выпускной работы.

5. Непосредственный текст ВКР, в который входят:

а) введение;

б) основная часть, состоящая, как правило, из 2-х и более глав, в которых даётся характеристика района, объекта и предмета исследования, использованных материалов и методик, проводится анализ полученных в ходе выполнения ВКР результатов;

в) заключение.

6. Библиографический список.

7. Приложения (если имеются).

Требования к содержанию введения

Как уже указывалось, во введении обосновывается выбор проблематики, темы исследования, показывается её актуальность, определяются объект и предмет исследования, обозначается новизна, теоретическая и практическая значимость. Поскольку чёткое определение методологических характеристик зачастую оказывается затруднительным для студентов, остановимся на этом более подробно.

Проблема

Исследование в любой области науки начинается с определения проблемы, которая выделятся для специального изучения. Ставя проблему, автор отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?». Как правило, исследование отвечает запросам практики, и, в конечном счёте, решение любой научной проблемы способствует улучшению практической деятельности. Выдвигая проблему, исполнитель ВКР должен констатировать недостаточность достигнутого к данному моменту уровня знания, что обусловлено открытием новых факторов или связей в науке или появлением таких запросов практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, требуют движения к новому знанию. Суть научной проблемы – «знание о незнании».

Проблема тесно связана с решением практических задач. Одна такая задача может решаться на основе изучения множества проблем науки и, напротив, разрешение какой-либо одной научной проблемы может способствовать решению целого ряда практических задач.

 

Тема

Проблема должна найти отражение в теме исследования. Вопрос о том, как назвать выпускную работу, являющуюся результатом работы студента за несколько лет, отнюдь не праздный. Тема, так или иначе, должна отражать движение от достигнутого наукой, от привычного – к новому. Например, тема «Макрофиты литоральной зоны бухты Северная залива П. Великого и воздействие на них хозяйства марикультуры» отражает проблему оценки антропогенной нагрузки на структуру флоры в связи с функционированием в бухте хозяйства марикультуры.

Приведём еще один пример формулирования темы: «Экологизация школьного курса биологии как основа интеграции естественно-научного и гуманитарного знания». данная тема отражает установку на интеграцию разделов науки, изучение которых способствует формированию основ экологической культуры как части общей культуры человека, в отличие от традиционно решаемой в школьном обучении функции экологического образования и воспитания.

Актуальность

Формулирование проблемы и темы предполагают обоснование актуальности исследования, ответа на вопрос: Почему в настоящее время появилась необходимость изучать данную проблему?

Под актуальностью темы исследования понимают степень её важности для состояния науки и практики в данное время, в данной культурно-исторической ситуации. Важность исследования заключается в обосновании положительного эффекта, который может быть достигнут в результате решения научной или практической задачи.

Выпускник должен достаточно убедительно показать, что именно эта проблема среди других действительно является насущной в настоящее время. Исследования, выполняемые в области экологии и природопользования, проводятся не из простого интереса, а с целью преодоления слабых мест в практике.

Актуальность позволяет перейти к рассмотрению противоречия: несогласованности, несоответствия между какими-либо противоположностями внутри единого объекта. Иначе говоря, необходимо выявить несоответствие между сущим и должным.

В методологической литературе лексическое оформление противоречия предлагается с помощью следующих речевых оборотов: «В то же время, до сих пор не разработаны /недостаточно описаны…», или «Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью применения … подхода, и отсутствием методик выявления …» и т. п.

В качестве примера приведём обоснование актуальности исследования «Макрофиты литоральной зоны бухты Северная залива П. Великого и воздействие на них хозяйства марикультуры»: «Актуальность темы определяется тем, что влияние хозяйств аквакультуры на состав и, особенно, структуру макрофитов прибрежных акваторий изучено совершенно недостаточно, хотя в целом флора литоральной зоны залива П. Великого хорошо известна специалистам. Необходимость восполнения этого пробела и определила выбор проблематики и темы исследования».

Цель исследования

Важная методологическая характеристика любого проводимого исследования – его цель. Это тот научный результат, который должен быть получен в конечном итоге всего исследования.

Цели рекомендуется формулировать через глаголы: разработать (модель, методику, критерии, основы и т. д.), обосновать, выявить, описать, установить и т. п. Не совсем оправдано употребление слова «пути» («..обосновать пути...»), поскольку такая формулировка является неопределённой, расплывчатой.

Например, в теме «Сравнительная эколого-физиологическая характеристика личинок дальневосточного трепанга, полученных в б. Северная при естественном и искусственном нерестах» цель может быть сформулирована следующим образом: «изучить ряд экологических и физиологических характеристик личинок дальневосточного трепанга, полученных от производителей при естественном и искусственном видах нереста в НПДМ ФГБОУ ВО «Дальрыбвтуз»».

Отметим, что в некоторых работах объект и предмет исследования формулируются после обозначения цели исследования. Это можно считать методологической ошибкой, так как цель любой деятельности можно ставить лишь тогда, когда известно, на какой конкретно объект и предмет она будет направлена.

 

Задачи исследования

Из поставленной перед исследованием цели вытекают его задачи. Можно сказать, что задачи – способы достижения цели.

При формулировании задач важно охватить все стороны выпускной работы – и теоретическое, и практическое исследование. В качестве примера приведём задачи, поставленные в ходе выполнения ВКР на тему «Сравнительная эколого-физиологическая характеристика личинок дальневосточного трепанга, полученных в б. Северная при естественном и искусственном нерестах»:

«– провести анализ специальной, естественно-научной литературы, Интернет-источников по проблеме исследования;

- изучить экологические факторы (абиотические и биотические), характерные для ареала обитания дальневосточного трепанга на примере бухты Северной залива Славянский Японского моря;

- отобрать материалы и методики для проведения исследования;

- провести сравнительный анализ таких физиологических характеристик как развитие, рост и выживаемость у личинок дальневосточного трепанга, получаемых при естественном и искусственном видах нерестах (на примере мини-завода НПДМ ФГБОУ ВО «Дальрыбвтуз»)».

Подчеркнём, что именно задачи определяют методы, которые затем будут использоваться в ходе выполнения ВКР.

Методы исследования

Во введении методы исследования лишь перечисляются, так как их подробное описание следует в главе «Материал и методы исследования».

 

Гипотеза

Немаловажным в исследовании является формулирование гипотезы – предположения, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причём, этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Не в каждой ВКР вообще можно увидеть формулирование этой методологической характеристики. Причина этого заключается, прежде всего, в сложности понимания данной дефиниции. Вместе с тем, гипотеза важна в тех случаях, когда исследование опирается на эксперимент. Она незаменима в ситуации, когда необходимо объяснить причинно-следственные зависимости явления, а существующих знаний для этого недостаточно.

В процессе работы над гипотезой она развёртывается в систему определённых высказываний, в которых каждый последующий элемент вытекает из предыдущего. Из этого следует, что для выдвижения гипотезы нужно достаточно много знать об исследуемом объекте. Задача студента состоит в том, чтобы показать неочевидное в объекте, что он видит в нём такого, что не замечают другие. Гипотеза является средством перехода старого знания к новому и, вследствие этого, неизбежно вступает в противоречие с имеющимися представлениями.

Следует учесть: гипотезой не может считаться то, что и так всем очевидно и не требует доказательств. Например, неверна в своей очевидности будет следующая формулировка гипотезы: «Выживаемость личинок дальневосточного трепанга зависит от экологических условий обитания производителей».

Более грамотным является определение гипотезы по следующему образцу: «Такие физиологические характеристики личинок трепанга, как рост, развитие и выживаемость напрямую зависят от колебаний температуры, рН, солёности и других показателей водной среды». В данном случае исследованные автором параметры состояния личинок являются характеристикой исследования, так как они выдвигаются не в завершении исследования, а в его ходе, то есть являются средством движения к конечным результатам.

Приведём обобщённый пример подачи данной методологической характеристики: «Интродукция новых объектов марикультуры будет эффективной, если:

1) изучены и учтены их физиологические особенности;

2) интродукция проходит в два этапа: первичная интродукция (с целью получение жизнеспособного материала своей репродукции, выявление их адаптационных возможностей, разработка схемы мероприятий их дальнейшего культивирования, первичное размножение интродуцентов в количествах, достаточных для вторичного интродукционного испытания);

вторичная интродукция (использование материалов своей репродукции);

3) будут даны характеристики места интродукции (интродукционные возможности, интродукционная ёмкость и интродукционная направленность) и разработаны приёмы культивирования интродуцентов;

4) будет разработана шкала оценки эффективности интродукционных мероприятий по следующим критериям: рост, развитие, жизнеспособность потомства, влияние объектов марикультуры на естественные экосистемы и т. д.».

 

Оформление текстовой части

Текстовая часть ВКР должна быть набрана на компьютере и представлена на одной стороне белого стандартного листа формата А4 (210 х 297 мм), распечатанной на принтере.

Далее приведём наиболее предпочтительные параметры оформления выпускной квалификационной работы.

Размеры полей: верхнее и нижнее – 2 см; левое – 3 см; правое – 1,5 см.

Шрифт – Times New Roman. Кегль (размер шрифта): основного текста – 14; сносок – 10; в таблицах, рисунках и подрисуночных подписях – 11 или 12 (по наполняемости); в формулах – 12.

Междустрочный интервал – полуторный.

Абзац = 1 см.

Заголовки глав должны быть набраны прописными буквами полужирного начертания, с выравниванием по центру. Остальные заголовки структурных элементов ВКР (введения, параграфов, заключения, библиографического списка, приложений) следует располагать в середине строки и печатать полужирными буквами, не подчеркивая. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Вместе с тем, заголовок не должен быть более двух строк. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точка в конце заголовка не ставится. Приведём пример оформления заголовков:

ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

Иллюстрация ВКР

Выпускная работа требует обязательной иллюстрации. При этом необходимо руководствоваться тщательно продуманным тематическим планом, который поможет избавиться от случайных иллюстраций. К иллюстративному материалу относят:

- графики;

- таблицы;

- диаграммы;

- рисунки;

- фотографии и т. п.

Цифровой материал следует оформлять в виде таблиц. Таблицы дают возможность выявить и сформулировать определённые закономерности, представить их наглядно. Анализ данных располагается в обобщающем абзаце, который начинается со слов типа: «Из данных, представленных в таблице 1, видно, что…».

Таблицы последовательно нумеруются арабскими цифрами по всему тексту ВКР. Порядковый номер таблицы необходим для её связи с текстом. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица…» с указанием её порядкового номера без значка «№» перед цифрой и без точки после номера (например: Таблица 7). Таблицы снабжаются тематическими заголовками, которые располагают ниже надписи «Таблица…» непосредственно над таблицей с выравниванием названия по центру страницы. Название таблицы и её столбцов выделяются полужирным шрифтом. При переносе таблицы на следующую страницу нумерацию граф следует повторить, а справа поместить надпись «Продолжение таблицы 3» (см. Приложение 7).

Все остальные иллюстрации (рисунки, графики, диаграммы и т.д.) обозначаются словом «Рис.», которое располагается под ними перед соответствующим названием (например: Рис. 1. Внешний вид дальневосточного трепанга.).

Иллюстрации могут располагаться непосредственно в тексте, занимая часть страницы или отдельные листы, или, как уже указывалось, переноситься в приложения.

На все таблицы, рисунки, графики, схемы и пр., представленные в работе, должны быть ссылки в тексте (например: «(см. рис. 6)», «Анализ полученных на данном этапе работы результатов приведён нами в табл. 4», «Как видно из гистограммы 1, …»).

 

Примечания

Примечания могут быть внутритекстовыми или подстрочными. В тексте работы часто используются примечания, если необходимо сделать какие-либо разъяснения, дать определения или перевод терминов, указать источник информации. Такие внутритекстовые примечания располагают в круглых скобках. В квадратных скобках помещаются ссылки на используемые информационные источники, например: [2] или [28, с. 16]. В последнем примере в списке использованной литературы (библиографическом списке) данный источник находится под номером 28, а приведённая часть текста – на странице 16.

Подстрочные примечания оформляются как подстрочная сноска, располагаются в нижней части соответствующей страницы и заканчиваются до границы нижнего поля. Они выполняются меньшим размером шрифта (10–12 кеглем) и отделяются от основного текста прямой линией.

 

Библиографический список

Особое внимание следует уделить составлению библиографического списка, который, являясь существенной частью ВКР, отражает самостоятельную творческую деятельность студента.

Библиографический список в ВКР является затекстовым, то есть расположен в конце основного текста работы (см. рекомендации о структуре ВКР). При этом в данный список не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте и которые фактически не использовались при подготовке выпускной работы.

Вверху страницы посередине строки указывается полужирным шрифтом «Библиографический список» и через интервальную строчку начинается список литературных источников. Он оформляется по алфавиту, причём иностранные источники размещаются после всех источников, написанных на русском языке или переведённых на русский язык.

Библиографический список имеет обычную нумерацию, то есть каждому источнику присваивается свой номер, который указывается в ссылке на страницах выпускной работы (см. выше). Размещать ссылки на литературный источник в нижней части страницы как подстрочную сноску не следует. Отсылки в тексте ВКР заключают в квадратные скобки с указанием номера источника (например: [7]) или (при цитировании) – номера источника и конкретных страниц, при этом сведения разделяют запятой (например: [7, с. 17]). Если отсылка содержит сведения о нескольких источниках, то их разделяют знаком точка с запятой (например: [7; 17]).

Библиографическое описание содержит сведения о документе, приведённые по определённым правилам и предназначенные для идентификации и общей характеристики документа и входит в библиографическую запись.

В настоящий момент принято оформление библиографического списка по ГОСТ Р 7.0.5.-2008. В соответствии с этим библиографическая запись должна содержать следующие элементы:

· Заголовок:

- фамилия и инициалы автора или авторов, если их не больше трёх; имена авторов, указанные в заголовке, не повторяют в области ответственности;

- коллективный автор – организации, совещания, семинары, конференции и т. п.

Заголовок является обязательным элементом библиографической записи, если число авторов в данном источнике составляет не более трёх.

· Область заглавия – название документа и сведения, относящиеся к заглавию – жанр книги. Например: «Растительный мир Уссурийской тайги: полевой атлас-определитель», «Организация научно-исследовательских работ: учеб. пособие для студентов вузов».

Для электронных ресурсов и карт в квадратных скобках указывается характеристика носителя информации, например: «Учёные делают трепанг доступным для всех [Электронный ресурс]»; «Гидрологический режим шельфовых районов в условиях муссонного климата [Электронный ресурс]»; «Туристско-рекреационные ресурсы Приморского края [Карта М 1: 1000000]».

· Сведения об ответственности – за косой чертой (/) указывается фамилия первого автора, если авторов более трёх; при этом инициалы ставятся перед фамилией. Затем указываются так называемые последующие сведения, например: «/ А.И. Абрамов [и др.]; под ред. А.А. Ирвина» или «/ пер. с англ.».

· Область издания (например: «– 2-е изд., испр., доп.»). Эти сведения относят к факультативным, то есть необязательным для указания.

· Область выходных данных: место издания (изготовления) книги, название издательства, год издания. Под местом издания понимается город, название которого приводят в полной форме. Исключение составляют Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.) (ранее – Ленинград (Л.)). При наличии двух и более мест издания их разделяют точкой с запятой (;), например: М.; СПб.

Название издательства приводится преимущественно в сокращенной форме; собственное название приводят без кавычек, наименования формы собственности (ООО, ЗАО и т. д.), а также слово «Издательство», если оно не связано грамматически с названием издающей организации (например: Изд-во МГУ; Изд-во Дальрыбвтуза). Перед названием издательства ставится двоеточие, например: – М.: Академия, ….

Датой издания считается год издания документа. Перед датой издания ставится запятая. Например: – М.: Просвещение, 2016.

· Область физической характеристики: отмечается либо общее число страниц в данном документе (например: – 136 с.) либо место положения объекта ссылки в документе – на каких страницах расположена данная статья или используемая цитата (например: ‒ С. 17–34).

· Область серии отмечается круглыми скобками. Например: – (Вузовские учебники); (Грандиозный мир).

 

Примеры библиографического описания

- Книги одного, двух, трёх и более авторов:

Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. М.: Гидрометеоиздат, 1984. 560 с.

Арбузова Л.Л., Левенец И.Р. Водоросли: учеб. пособие. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2011. 208 с.

Ким Г.Н., Лескова С.Е., Матросова И.В. Марикультура: учеб. пособие. М.: МОРКНИГА, 2014. 273 с.

Психология науки: учеб. пособие / А.Г. Аллахвердян [и др.]. М.: Флинта, 1998. 312 с.

- Книги авторского коллектива:

Научные труды Дальрыбвтуза, 2015. Т. 36. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2015. 312 с.

Красная книга Приморского края: Растения. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов. Владивосток: АВК «Апельсин», 2008. – 855 с.

- Книги авторского коллектива, выполненные под общей редакцией одного автора:

Биология и современность / под ред. А.В. Яблокова. М.: Просвещение, 1990. 208 с.

Сосудистые растения советского Дальнего Востока. 8 т. / отв. ред. С.С. Харкевич. Л.; СПб.: Наука, 1985–1996.

- Книги, изданные в переводе:

Майр Э. Систематика и происхождение видов с точки зрения зоолога / пер. с англ. М.: Гос. изд. иностр. лит., 1947. 504 с.

Селье Г. От мечты к открытию: как стать ученым / пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. 368 с.

- Книги, изданные в определённой серии:

Воронцов, Н.Н. Теория эволюции: истоки, постулаты и проблемы. М.: Знание, 1984. 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Биология»).

Тернейский район / П.Ф. Бровко [и др.]. Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2003. 170 с. (Сер. «Приморье: природа и ресурсы»).

- Статьи в журналах и газетах:

Фример Д. Муниципальная атака на заповедник // Экология и бизнес. 2002. № 4. С. 36–37.

Харкевич С.С. Сохранить флору Дальнего Востока // Природа. 1979. № 8. С. 63.

- Статьи, тезисы в научных сборниках, материалах научных конференций и т. п.:

Лучин В.А., Тихомирова Е.А., Круц А.А. Океанографический режим вод залива Петра Великого (Японское море) // Известия ТИНРО. 2005. Т. 140. С. 130–169.

Клусикова Т.Н., Дмитриева Е.А. Особенности развития и выживаемости личинок дальневосточного трепанга, полученных при естественном и искусственном нерестах // Естествознание: исследования и обучение: Материалы международной конференции «Чтения Ушинского». Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2016. С. 161–171.

- Нормативные документы:

Федеральный закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 № 52_ФЗ.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2010 г. N 74 об утверждении СанПиН 2.1.4.2652-10 «Изменение N 3 в СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

- Статьи в собрании сочинений, избранных сочинениях:

Вернадский, В.И. Биохимические очерки / Избранные сочинения. Т. V. М.: Изд-во АН СССР, 1960.

- Авторефераты диссертаций:

Оленев Г.В. Функционально-онтогенетический подход в изучении популяций цикломорфных млекопитающих: автореферат дис.... докт. биол. наук. Екатеринбург, 2004. 48 с.

Курек О.П. Влияние антропогенных факторов на леса Нижнего Приангарья: автореф. дис. … канд. биол. наук: 03.02.08. Улан-Удэ, 2011. 19 с.

- Книги и статьи иностранных авторов:

Hanski I. Metapopuation ecology. – Oxford, 1999. – 313 p.

Berger S. Network for nature: no stopping at the coasts // Common Ground. June 2004. – P. 5.

Marshall, H. I pursvit of learning – oriented classrooms / H. Marshall // Teaching and teacher education. – 1988. – Vol. 4. – № 2. – P. 85–98.

- Электронные ресурсы:

Основные правила описания электронных ресурсов соответствуют описанию традиционных изданий. Ссылки составляют как на электронные ресурсы в целом (электронные документы, порталы, сайты, форумы и т. п.), так и на их составные части (разделы электронных документов, публикации в электронных изданиях, сообщения на форумах и т. п.). В ссылках, как правило, указывают общее обозначение материала для электронных ресурсов: к заглавию добавляются слова в квадратных скобках: [Электронный ресурс]. А в области физической характеристики, которая следует после года издания, указывается, на каком носителе размещён данный ресурс или его электронный адрес (после слов «Режим доступа» или аббревиатуры URL). Кроме того, если это Интернет-ресурс, важно указать дату обращения к нему. Например:

Елтаренко Е.А. Исследование операций [Электронный ресурс]. М.: МИФИ, 2007. (1 электрон. опт. диск).

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/12125350/13/#ixzz4KTyBxCXk (дата обращения: 17.09.2016).

Федеральный закон РФ «Об Охране окружающей среды» от 4 июля 2016 г. N 7-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://ipipip.ru/zakon-ob-ohrane-okrujayuschey-sredy/ (дата обращения: 22.10.2016).

Если в работе использовался как источник информации сайт, то библиографическую запись оформляют следующим образом:

http://ru.wikipedia.org/wiki – электронная онлайн-энциклопедия. – (дата обращения: 05.07.2016).

В целом отметим, что в соответствии с данным ГОСТом, допускается предписанные знаки точку и тире, разделяющие области библиографического описания, заменять только точкой. В качестве примера приведём оба варианта библиографической записи:

Емельянов А.Г. Основы природопользования: учебник для студ. высш. проф. образования. – М.: Академия, 2011. – 256 с.

Емельянов А.Г. Основы природопользования: учебник для студ. высш. проф. образования. М.: Академия, 2011. 256 с.

 

Приложения

Приложениярасполагаются после списка использованной литературы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы, иметь содержательный заголовок. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами необходимо поместить слово «Приложение» с соответствующим порядковым номером, например: ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (см. образцы оформления приложений, имеющиеся в данном пособии).

Как уже указывалось, в содержание ВКР приложения включаются в виде самостоятельной рубрики одной строкой «ПРИЛОЖЕНИЯ».

Готовая ВКР с внесёнными исправлениями и дополнениями в соответствии с замечаниями научного руководителя, оформленная согласно изложенным требованиям, должна быть переплетена. Затем она передаётся на отзыв рецензенту.

 


Заключение

Выполнение выпускной квалификационной работы является заключительным этапом обучения магистров в высшем учебном заведении. Работа над магистерской диссертацией способствует расширению научного кругозора, формированию навыков самостоятельного научного исследования, изучения и обобщения пра


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.138 с.