Тема: «Исследование соответствия системы управления предприятия состоянию внешней среды» — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема: «Исследование соответствия системы управления предприятия состоянию внешней среды»

2017-11-17 264
Тема: «Исследование соответствия системы управления предприятия состоянию внешней среды» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

___________________________________________________

Лабораторная работа 1

Тема: «Исследование соответствия системы управления предприятия состоянию внешней среды»

Цель работы: приобретение практических навыков анализа соответствия системы управления предприятием требованиям внешней среды.

Время выполнения работы: 2 часа.

Теоретические сведения

Системы управления, встречаемые на практике, отличаются друг от друга подходом к управлению, организационной структурой, методами планирования и контроля, информацией, используемой для принятия управленческих решений и другим.

Характеристики шести сбалансированных систем управления приведены в табл. 1. Содержание характеристик каждой из данных систем ограничено соответствуют друг другу. На практике, однако, далеко не всегда системы управления являются сбалансированными. Например, на предприятии осуществляют планирование по проектам, а структура остается централизованной линейно-функциональной.

Среда предприятия предъявляет определенные требования к системе управления предприятием. Каждая из представленных в табл. 1 систем

Таблица 1 Характеристики системы управления Информация Фактические данные о прошлом Фактические данные о прошлом + экстраполяция Фактические данные о прошлом, экстраполяция + информация о потребителях Экстраполяция + наблюдение за внутренней и внешней средой Внутрифирменные данные и данные о внешнем окружении Внутрифирменные данные и данные о внешнем окружении
Контроль По отклонениям По отклонениям По отклонениям и опережающий опережающий опережающий + стратегический опережающий + стратегический
Планирование Оперативное Оперативное и краткосрочно Оперативное, краткосрочное, долгосрочное Оперативное, краткосрочное, долгосрочное + программно-целевой Стратегическое по проектам Стратегическое
Процессы управления Аппеляция к прошлому опыту Ориентация на знакомые показатели будущего Ориентация на знакомые показатели будущего + управление прибыльностью Адаптация к среде, управление по проектам Адаптация к среде, стратегическая адекватность Управление стратегическими изменениями, не связанными с прошлой деятельностью
Структура управления Централизованная линейно-функциональная Централизованная линейно-функциональная + целевые подразделения Децентрализованная дивизиональная Децентрализованная дивизиональная + проекты Децентрализованная смешанная, активно использующая проекты Типа конгломерата
Системы управления 1. Основанная на контроле 2. Основанная на контроле и краткосрочном планировании 3. Основанная на управлении по целям 4. Основанная на управлении по целям и проектам 5. Основанная на стратегическом планировании 6. Основанная на стратегическом управлении    

управления соответствует определенному уровню динамичности внешней среды и стадии в жизненном цикле продукции предприятия. Чем более динамичной и неопределенной становится окружение предприятия, тем более адаптивной должна быть его система управления.

Оценив среду функционирования предприятия, можно определить наиболее предпочтительную для него систему управления.

Оценку уровня изменчивости среды предлагается проводить в баллах по табл. 2. При этом один балл присваивается стабильному окружению предприятия, а пять баллов указывает на быструю изменчивость внешней среды.

Таблица 2

Таблица 3

Соответствие системы управления предприятием уровню динамичности внешней среды

Уровень динамичности среды Система управления
От 1,5 до 3 "2"
От 3 до 3,5 "3"
От 3,5 до 4 "4"
От 4 до 4,5 "5"
От 4, 5 до 5 "6"

Задание:

Разработать рекомендации по приведению системы управления исследуемого предприятием в соответствие с требованиями внешней среды.

Исходные данные:

Вариант Номер ситуации для анализа
1; 6; 4  
2; 9; 7  
3; 8; 5; 10  

Ситуации для анализа 1

Предприятие «Сельмаш&Со» числен­ностью около двух тысяч человек специализируется на выпуске крупных и средних тракторов.

Спрос на продукцию пред­приятия резко снизился в связи с высокой ценой на продукцию и низкой пла­тежеспособностью традиционных потребителей. Вследствие этого упал объем продаж и снизилась загрузка производственных мощностей. Тогда, для загруз­ки освободившихся мощностей и обеспечения поступлений прибыли руково­дство предприятия приняло решение освоить производство легких тракторов, применяемых в частном огородничестве. В настоящее время производство легких тракторов находится на позднем этапе роста.

Недавно на базе цеха народно­го потребления было открыто производство детских игрушек.

Несмотря на произошедшие изменения, система управления предприятием не изменилась. Организационная структура по-прежнему остается линейно-функциональной. Планирование продолжает осуществляется на основе данных об уже за­ключенных договорах на срок не более года, что было свойственно условиям нестабильной политической и экономиче­ской обстановки. Для управления используется информация об отчетном годе и сложившейся ситуации на предприятии в дан­ный момент времени.

Количество конкурентов по крупным и средним тракторам составляет 2 предприятия, по легким тракторам - 10 предприятий. Производителей игрушек на рынке очень много, близко к бесконечности.

Спрос на мелкие трактора растет, на средние и крупные – падает, на игрушки - колеблется.

Нажим со стороны клиентов очень сильный.

Ситуации для анализа 2

Организация «РемМост» численность около 60 человек занимается ремонтом и реконструкцией мостов и водопропускных сооружений на автодорогах.

Организация ведет работы вахтовым методом. В ее собственности находятся практически все машины и механизмы, необходимые для ведения ремонтно-строительных работ.

Заказчиком данного вида услуг являются федеральные и местные органы власти. Работы соответственно финансируются из их бюджетов. Исходя из этого, бюджет организации формируется на один год, поэтому она может планировать свою деятельность только после обнародования бюджета и только на год.

В связи с сокращением областного бюджета и направления большей части федерального бюджета на строительство новых мостов снизился уровень заказов на ремонтные работы, соответственно объем выполняемых работ сократился. Простой машин и механизмов составил 40%. Руководство приняло решение часть ресурсов направить в жилищное строительство. Но этот вид деятельности рассматривается только как временная загрузка высвободившихся мощностей.

Система управления при этом не изменилась. Организационная структура осталась прежней – линейно-функциональной. Принцип планирования работ также практически не изменился, основной упор делается на заказы федеральных и местных органов власти. Управление в организации осуществляется, исходя из сложившейся ситуации.

Стоит отметить, что конкуренция в сфере ремонта мостов низкая в связи со специфичностью этого вида деятельности, в жилищном же строительстве напротив чрезвычайно высокая.

Ситуации для анализа 3

Предприятие «Тракторный Завод» числен­ностью около полутора тысяч человек специализируется на выпуске крупных и средних тракторов.

Спрос на продукцию пред­приятия резко снизился в связи с высокой ценой на продукцию и низкой пла­тежеспособностью традиционных потребителей. Вследствие этого упал объем продаж, и снизилась загрузка производственных мощностей. Тогда, для загруз­ки освободившихся мощностей и обеспечения поступлений прибыли руково­дство предприятия приняло решение освоить производство легких тракторов, применяемых в частном огородничестве. В настоящее время производство легких тракторов находится на позднем этапе роста.

Организационная структура предприятия остается линейно-функциональной. Но изменился процесс планирования работ, теперь предприятие заключает договоры не только на текущий год, но и на следующий в связи, с чем может планировать свою деятельность на период более года. В управление предприятием стало использоваться стратегическое планирование.

В планах руководства появился выпуск нового вида продукции (на основе имеющихся технологий при условии их модернизации) использующейся в строительной сфере. Это связано с некоторыми кадровыми перестановками в высшем руководстве.

Количество конкурентов по крупным и средним тракторам составляет 2 предприятия, по легким тракторам – около 15 предприятий, предприятий занимающихся выпуском машин для строительной сферы в области расположения «Тракторного Завода» нет.

Ход работы:

Первый этап состоит в ознакомлении студентами с ситуацией для анализа и последующей оценке системы управления предпри­ятием и уровня изменчивости его внешней среды.

На основе информации, представленной в табл. 1, необходимо сделать вывод о фактически действующей на предприятии системе управления и представить ее описание по основным характеристикам.

Уровень динамичности среды определяется по пятибалльной шкале (таблица 2) как среднеарифметическое балльных оценок таких отдельных характеристик среды, как структура рынка, активность ведущих конкурентов, уровень спроса, нажим со стороны клиентов и стадия производства продукции в промышленном жизненном цикле.

Оценку уровня динамичности среды рекомендуется проводить по отдельным производимым на предприятии товарам.

На втором этапе следует определить систему управления, наиболее предпочтительную в условиях функционирования предприятия в ближайшие 5 лет (смотрите табл. 3), а также выявить отклонения фактической системы управления от наиболее предпочтительной.

Результаты, полученные на первом и втором этапах работы, целесообразно представить в виде итоговой табл. 4.

На третьем этапе на основе сопоставления характеристик фактической системы управления предприятием и наиболее предпочтительной для предприятия системы управления необходимо разработать рекомендации по приведению системы управления предприятием в соответствие с требованиями внешней среды.

Таблица 4

Результаты оценки уровня динамичности среды и определения наиболее предпочтительной системы управления

Характеристики среды Садовые ножницы Товар №2
1. Структура рынка Олигополия - 2    
2. Активность ведущих конкурентов Активная -3    
3. Нажим со стороны кли­ентов Сильный - 3    
4. Уровень спроса Выше производственных мощностей - 2    
5. Стадия в жизненном цикле Ранний этап роста - 2    
Относительная оценка 2+3+3+2+2/5=2,4    
Система управления      

Содержание отчета о выполнении работы:

1. название и цель работы;

2. ответы на следующие вопросы: что понимается под внешней средой предприятия? Какие факторы внешней среды влияют на систему управления предприятием? Назовите элементы и характеристики системы управления предприятием. Охарактеризуйте основные системы управления, существующие на практике. Что вы понимаете под адаптивностью?

3. характеристику шести сбалансированных систем управления в табличной форме (табл. 1) с указанием ячеек, соответствующих фактически действующей на предприятии системе управления;

4. вывод о фактически действующей на предприятии системе управления;

5. итоговая таблица и вывод о недостатках существующей системы управления (табл. 4);

6. рекомендации по приведению существующей на предприятии системы управления в соответствие с требованиями внешней среды;

7. общие выводы.

Использованная литература в лабораторной работе 1:

 

1. Методические указания по выполнению практических занятий и самостоятельных работ по курсу «Методы исследования систем управления» для студентов специальностей 060800 «Экономика и управление на предприятиях», 521500 «Менеджмент», 521600 «Экономика» дневной формы обучения / Воронеж. гос. техн. ун-т; Сост., О.В. Хорошилова, А.Г. Балаганская, Ю.В. Астанкова. Воронеж, 2002.

Лабораторная работа 2

Теоретические сведения

Необходимым условием эффективного выполнения управленческих процессов является разработка рациональной технологии их выполнения.

Рациональное выполнение каждого трудового процесса влияет на конечный результат деятельности управленческого подразделения (отдела, службы и тому подобное) и предприятия в целом.

Спроектированная технология выполнения управленческих процессов подлежит регламентации, то есть закреплению в нормативной форме, требующей обязательного выполнения. В качестве форм регламентации могут выступать блок-схемы состава работ по функциям управления, процедуры выполнения управленческих работ, операционно-технологические карты, инструкции пользователя при работе на ПЭВМ и тому подобное.

Карта управленческой процедуры – документ, разрабатываемый при исследовании и проектировании систем управления. В данном документе отражается совокупность взаимосвязь и трудоемкость управленческих операций, осуществляемых для достижения определенной цели, а также исполнители данных операций и виды используемых документов.

Процедура – это документально зафиксированный порядок конкретного выполнения управленческого процесса, определяющий состав, последовательность, содержание и исполнителей операций. Она также отражает прохождение документов, связанных с выполнением данной работы.

Управленческая операция – это часть управленческой процедуры, выполняемая исполнителем с применением или без применения технических средств с целью выработки, обоснования или принятия управленческих решений.

В функционально-процедурных справочниках приведены процедуры выполнения основных работ по функциям управления общепромышленного характера. Они разработаны как типовые, и при организации процессов труда непосредственно на предприятиях целесообразно пользоваться ими. Если для конкретных условий предприятия они неприемлемы, следует разработать их своими силами с последующим отражением в оргпроектах.

Проектирование и технологическая регламентация управленческих процессов, предупреждают в известной мере от ошибок в их выполнении, повышают надежность и достижение поставленных целей управления.

Организация управленческих трудовых процессов базируется на построении рациональной системы документооборота. Маршрут движения документов фиксирует прохождение документов по должностным лицам и, следовательно, отражается технологическая взаимосвязь выполнения различных видов работ и операций.

Основным принципом организации движения документов является прямоточность, то есть движение документов по минимальному количеству инстанций, через которые проходит документ в процессе его создания, оформления и использования.

Для изучения и рационализации маршрута движения документов рекомендуется использовать оперограммы – графическое изображения движения документов в виде операционной цепи. Способы их построения различны.

Существующая и проектируемая цепи выделяются в оперограмме разного рода линиями. Соответственно указывается трудоемкость каждой операции, если есть возможность ее определить.

Изменение конфигурации операционной цепи позволяет наглядно представить содержание и количество сокращенных операций, изменение хода работы над документом, уменьшение числа инстанций его прохождения и другое.

Задание:

Используя имеющиеся данные, разработать карту управленческой процедуры и предложения и рекомендации по ее совершенст­вованию.

(Исходные данные должны быть сообщены студентом за несколько дней до лабораторной работы, чтобы они смогли собрать необходимую информацию.)

Исходные данные:

Номер варианта Процедура
1; 9 Получение книги в библиотеке вуза
2; 6 Зактючение трудового договора
3; 10 Заключение договора на обучение в вузе
4; 8 Оформление покупки в кредит
5; 7 Оформление договора на прохожденгие производственной практики

Ход работы:

Первый этап заключается в ознакомлении студентов с сущностью и этапами разработки карты управленческой процедуры на следующем примере.

Результаты мониторинга процедуры движения документа "Месячное задание для участка N".

Начальник планово-диспетчерского бюро (ПДБ) знакомится с сетевым графиком выпуска готовой продукции на месяц и месячным номенклатурным планом цеха с целью разработки месячных заданий участкам. На ознакомление с каждым документом он затрачивает по 30 минут. Разработка месячных заданий для 7 участков требует 3 часа работы.

Первоначальные варианты месячных заданий направляются в экономическое бюро в течение 5 минут для расчета трудоемкости, на что экономист затрачивает 2 часа.

После чего месячные задания передаются начальнику по производству в течение 30 минут для корректировки, которая требует от него 6 часов рабочего времени ежемесячно. Скорректированные документы передаются в течение 10 минут на последующую доработку в ПДБ.

Начальник ПДБ исправляет полученные документы в течение получаса и после утверждения, занимающего 5 минут его рабочего времени, направляет на подпись начальнику по производству.

В течение 10 минут месячные задания поступают начальнику по производству. На подпись одного месячного задания начальник по производству затрачивает 10 минут.

Окончательные варианты месячных заданий поступают начальнику цеха в течение 10 минут для утверждения, которое занимает 10 минут.

Готовые задания направляются старшим мастерам для последующего ознакомления. Процесс передачи на участки занимает 40 минут, изучения месячного задания – 2 часа.

На втором этапе студенты самостоятельно разрабатывают карту управленческой процедуры на основе информации, полученной в результате мониторинга движения документов, руководствуясь следующим порядком работы:

· используя имеющиеся данные, определить исполнителей по рассматриваемой управленческой процедуре;

· сформулировать управленческие операций по данной процедуре;

· разработать карту управленческой проце­дуры;

· разработать предложения и рекомендации по совершенст­вованию данной управленческой процедуры.

 

Содержание отчета о выполнении работы:

1. название и цель работы;

2. ответы на следующие вопросы: с какой целью составляется карта управленческой процедуры? Дайте понятие «управленческой процедуры»? Что понимается под управленческой операцией?

3. разработанная самостоятельно карта управленческой процедуры с необходимыми пояснениями;

4. рекомендации по совершенствованию предложенной для анализа управленческой процедуры.

 

 

Таблица 5

Пример карты управленческой процедуры "Формирование месячных заданий для участков"

Наименование управленческой операции Исполнители Документы Трудоемкость, часы
Нач. цеха Зам. нач. по произв. Нач. ПДБ экономист Ст. мастер код Количество за год разовая годовая  
01 Ознакомление с номенклатурным планом и сетевым графиком выпуска продукции             0.5 0.5  
02 Разработка проекта месячного задания                
03 Передача проекта задания             0,08  
04 Расчет трудоемкости                  
05 Передача проекта задания               0,5  
06 Внесение корректировок                  
07 Передача проекта задания               0,16  
08 Доработка               0,5  
09 Утверждение доработанного задания               0,08  
10 Передача на утверждение               0,16  
11 Утверждение проекта задания               0,08  
12 Передача на утверждение               0,16  
13 Утверждение окончательного варианта               0,16  
14 Передача на участки             0,7  
15 Ознакомление с месячным заданием                
итого 16,6  

 

 

Таблица 6

Вид операции Условное обозначе-ние Количество операций, % Затраты времени, % Сетевой график
Ознакоми-тельная    
Переда-точная    
Письмен-ная    
Подпись    
Итого      
  Ф.И.О. Дата Подпись Наименование управленческой процедуры Код проце-дуры
Составил        
Согласо-вал       Формирование месячных заданий для участков Коли- чест-во про-цедур в год
Проверил        

 

Использованная литература в лабораторной работе 2:

 

1. Методические указания по выполнению практических занятий и самостоятельных работ по курсу «Методы исследования систем управления» для студентов специальностей 060800 «Экономика и управление на предприятиях», 521500 «Менеджмент», 521600 «Экономика» дневной формы обучения / Воронеж. гос. техн. ун-т; Сост., О.В. Хорошилова, А.Г. Балаганская, Ю.В. Астанкова. Воронеж, 2002.

2. Соловьев В.С. Организационное проектирование систем упрвления: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. – 136 с. – (Серия «Высшее образование»)

Лабораторная работа 3

Теоретические сведения

Социологическое исследование – исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.

Лабораторная работа 4

Теоретические сведения

Исследование экономики управления фирмой можно отнести к параметрическому и факторному анализу.

 

Проведем исследование режима работы фирмы на известном рынке

При оценке режима работы фирмы в менеджерской экономике в отличие от микроэкономической модели принятие решений основано на совместном рассмотрении характеристик рынка и фирмы. Например, при оценке дохода фирмы на известном рынке:

,

где – цена, которая определяется рыночным спросом, который может быть описан двумя функциями:

,

.

Тогда ,

то есть зависимость выражается параболой при линейной функции спроса (рис. 2). Максимуму TR соответствует условие

,

.

то есть максимальный доход определяется параметрами a, b функции спроса. Адаптация режима работы фирмы при изменениях рынка (a, b) заключается в подсчете для новых критических условий.

 

Рис. 2. Зависимость при линейной функции спроса

 

Критическая точка для может быть найдена при :

.

характеризует кризисное состояние предприятия, когда рынок перенасыщен товарами.

 

Рассмотрим управление фирмой по максимуму прибыли

В этом случае в исследование нужно включить анализ издержек:

,

,

где B – прибыль фирмы; СF (cost fixed) – постоянные издержки; CV (cost variable) – переменные издержки; ACV (average cost variable) – удельные переменные издержки.

Если нас интересует точка безубыточности , то ее легко найти из условия :

.

Откуда , то есть для получения прибыли фирма должна компенсировать постоянные издержки удельной прибылью (маржой ). Чтобы определить объем реализации, необходимый для получения заданной прибыли , нужно решить уравнение:

. (1)

Откуда .

В (1) не учтены характеристики рынка. При линейной функции спроса соотношения B, TR, CF, CV представлены на рис. 3.

 

Тогда . (2)

Для нахождения , соответствующего B max, нужно приравнять нулю производную (2):

, и

.

то есть оптимальное значение управляющей переменной Q смещается влево на ACV и зависит от параметров a, b функции спроса и экономики фирмы (ACV).

Рис. 3. Соотношение TR и CT

 

Рис. 3 показывает, что прибыль существует в ограниченном «мертвыми точками» Q 1, Q 2 диапазоне Q. Менеджеру нужно знать этот диапазон для принятия решений.

Найдем Q 1, Q 2 как решение квадратного уравнения при :

,

а

.

Рассмотрим теперь вывод «закона устойчивого управления» фирмой. Фирма устойчива до тех пор, пока ее прибыль достаточна для покрытия обязательных платежей:

,

где К 3 – коэффициент запаса (в РФ К 3=1,33), А – амортизация, Т – размер налогов, К – выплата процентов за кредит, D – выплата дивидендов по акциям, C з/пл – выплата зарплаты, – оплата поставщикам.

Подставив в уравнение (2), получим условие:

,

решение которого:

дает диапазон устойчивой работы фирмы.

Рассмотрим задачу определения оптимальной цены продукции на известном рынке

Пусть фирма работает на рынке с линейной функцией спроса

и . (3)

Если ACF – средние постоянные издержки, то

. (4)

Цена должна максимизировать прибыль при известной рыночной характеристике.

Объем реализации зависит от рынка, поэтому подставим (3) в (4), получим целевую функцию:

.

раскроем скобки

(5)

Рис. 4. Линейная функция спроса

 

Из уравнения видно, что В является квадратичной функцией Pv (рис. 5). Для нахождения , соответствующей , приравняем производную (5) к нулю.

Рис. 5. Зависимость B от Pv

Задание:

1. Найти:

· объем для получения максимального дохода ;

· максимальный доход фирмы;

· – режим падения дохода до нуля;

· , при заданной прибили;

· объем реализации соответствующей максимальной прибыли.

2. Найти:

· Область безубыточной работы Q 1, Q 2, без учета характеристик рынка;

· Рассчитать , обеспечивающий максимальную прибыль;

· Рассчитать объем максимальной прибыли ;

· Найти Q 1', Q 2' при заданном .

3. Найти:

· Найти оптимальную цену для фирмы на рынке (), TR, B, объем сегмента рынка, рыночную политику фирмы.

 

Исходные данные:

n – номер студента в списке преподавателя.

1. Функция спроса дана в виде таблицы:

, д.е. , шт
100+2 n 80+3 n
200+2 n 60+3 n
300+3 n 40+3 n

 

Фирма продает изделия по (85+ n) руб./шт, имея себестоимость ACV =(65+ n) руб./шт, CF =(18500+ n) руб.

 

2.

и издержки руб., руб.

 

3. Фирма производит (1300+15 n) утюгов в месяц.

руб. (годовые).

руб. Функция спроса определена службой маркетинга в форме таблицы:

, руб. , шт
1200+ n
1400+ n
1600+ n

Ход работы:

Для того чтобы выполнить задание лабораторной работы нужно последовательно решить несколько задач.

 

Задача 1

Рассмотрим задачу расчета оптимального дохода фирмы.

Дана функция спроса в виде табл. 9.

Таблица 9

, д.е.

Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.175 с.