Белорусская государственная политехническая — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Белорусская государственная политехническая

2017-11-17 320
Белорусская государственная политехническая 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ

АКАДЕМИЯ

 
 

 


Кафедра "Основы бизнеса"

 

 

С.М. Козлов, С.В. Белова

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ MICROSOFT EXCEL.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

 

Минск 1999


УДК 681.3.06 (076.5)

 

Козлов С.М., Белова С.В. Электронные таблицы Microsoft Excel. Лабораторный практикум. — Мн.: БГПА, 1999. — 48 с.

 

В пособии представлен примерный комплекс заданий для выполнения лабораторных работ по изучению возможностей обработки данных средствами электронных таблиц Microsoft Excel, приведен список учебной и научной литературы.

 

Рецензент Бугай О.В.

 

 

© Козлов С.М., Белова С.В., 1999


В в е д е н и е

 

 

Самостоятельная управленческая деятельность невозможна без развития у будущего специалиста экономического профиля способностей к анализу информации, ее обработке и принятию собственных решений.

Использование персонального компьютера для хранения и обработки информации на основе современных прикладных систем обработки данных является необходимым условием приобретения будущим экономистом опыта аналитического и алгоритмического мышления в процессе учебы.

Лабораторный практикум по курсу "Прикладные системы обработки данных" является обязательным дополнением к курсу лекций по этой дисциплине. Курс лекций формирует информационную культуру, способствует приобретению базовых знаний по предмету. Практикум помогает получить навыки работы на ПК в наиболее распространенной программе обработки электронных таблиц Microsoft Excel.

Студентам предлагается освоить программный инструментарий в процессе выполнения конкретных заданий и решения практических задач, что повышает эффективность обучения.

После освоения курса студенты должны знать правила и способы построения таблиц, уметь их форматировать и защищать от несанкционированного доступа, выполнять вычисления в электронных таблицах по формулам с использованием функций, обрабатывать данные из списков с использованием сортировки и фильтров, создавать отчеты и сводные таблицы, осуществлять построение графиков и диаграмм средствами Microsoft Excel.

Для каждой лабораторной работы сформирована цель занятия. После выполнения задания студентам предлагается ответить на контрольные вопросы для проверки и закрепления теоретических знаний по изучаемой теме.


Лабораторная работа №1

О Б Щ Е Е У П Р А В Л Е Н И Е О К Н О М M S E X C E L И

О К Н О М Р А Б О Ч Е Й К Н И Г И. С О З Д А Н И Е И

С О Х Р А Н Е Н И Е Э Л Е К Т Р О Н Н О Й Т А Б Л И Ц Ы

 

 

Цель работы: изучить структуру окна MS Excel и окна рабочей книги;

освоить работу в многооконном режиме;

получить навыки работы со справкой MS Excel;

приобрести практические навыки создания и сохранения таблиц в MS Excel.

 

Порядок выполнения работы

1. Запустить MS Excel (Пуск | Программы | Microsoft Excel).

2. Изучить структуру окна MS Excel, окна рабочей книги и назначение их основных элементов: строки меню, строки формул, строки статуса, панели инструментов, ярлыков рабочих листов, заголовков строк и столбцов, полос прокрутки, кнопок прокрутки листов, маркеров разделения.

3. Выполнить настройку экрана MS Excel:

а) вывести/убрать строку состояния, полосы прокрутки, строку формул, заголовки строк и столбцов, ярлычки листов, сетку (Сервис | Параметры… | Вид | установить/сбросить соответствующие флажки).

б) изучить возможности настройки панелей инструментов (Вид | Панели инструментов | Настройка… | Параметры): виды панелей, вывод/удаление панелей, вывод крупных значков, всплывающих подсказок, эффектов при выводе меню, способы переноса панелей на новое место.

4. Создать собственную панель инструментов. В нее включить кнопки "Открыть", "Создать", "Сохранить" в указанной последовательности (Вид | Панели инструментов | Настройка… | Создать… | задать имя панели | OK | Команды | перетащить мышкой необходимые кнопки на созданную панель).

5. Изучить работу в многооконном режиме: пользуясь кнопкой "Открыть" созданной панели, открыть несколько окон рабочих книг; выполнить переключение между окнами; расположить окна на экране рядом, сверху вниз, слева направо, каскадом (Окно | Расположить…); скрыть/показать одно из открытых окон (Окно | Скрыть/Отобразить); изменить размеры окон, перетаскивая мышкой рамки; свернуть открытые окна с помощью кнопки "Свернуть"; закрыть все окна, кроме одного, пользуясь кнопкой "Закрыть"; развернуть открытое окно с помощью кнопки "Восстановить".

6. Перетаскиванием горизонтального маркера разделения изменить длину горизонтальной полосы прокрутки так, чтобы были видны ярлычки двух рабочих листов.

7. Изучить работу с кнопками прокрутки листов.

8. Сделать активным Лист3, щелкнув по нему мышкой.

9. Используя маркеры разделения или команду "Разделить" из меню "Окно", разбить окно рабочей книги на четыре (две горизонтальные или вертикальные) несмежные области.

10. Изучить способы получения справочной информации в MS Excel (F1 или Помощник или? | Справка по Microsoft Excel или Вызов справки или Что это такое?).

11. Задать число листов в новой рабочей книге — 10 (Сервис | Параметры… | Общие).

12. Создать новую рабочую книгу (Файл | Создать…).

13. Включить автосохранение через каждые 5 минут с выдачей на экран сообщения перед сохранением (Сервис | Автосохранение…). Если автосохранение не установлено, включить его через команду "Надстройки…" из меню "Сервис".

14. Выделить ячейку А1 на "Листе1", щелкнув по ней мышкой. Ввести свои фамилию, имя, отчество.

15. Вставить перед "Лист2" новый лист в рабочую книгу (Выделить "Лист2" | Вставка | Лист). Изменить его имя на "Новый" (Формат | Лист | Переименовать).

16. Удалить из рабочей книги "Лист8" и "Лист10" (Выделить лист | Правка | Удалить лист).

17. Сохранить файл рабочей книги на диске, задав свое имя вместо "Книга1" (Файл | Сохранить).

18. Создать новую рабочую книгу, переместив в нее "Лист1" (Выделить "Лист1" | Правка | Переместить/скопировать лист… | Из списка "Переместить выбранные листы в книгу" выбрать "Новая книга" | OK).

19. Сохранить новую книгу в папке "Мои документы".

20. Задать свойства открытых рабочих книг (Файл | Свойства).

21. Сохранить рабочую область (Файл | Сохранить рабочую область…).

22. Закрыть рабочие книги, не выходя из MS Excel.

23. Открыть рабочую книгу, сохраненную в папке "Мои документы" (Файл | Открыть…), сохранить ее на диске под новым именем (Файл | Сохранить как…).

24. Завершить работу с MS Excel (Файл | Выход).

 

Контрольные вопросы

1. Способы запуска и завершения работы MS Excel.

2. Определения понятий: "рабочая книга", "рабочий лист", "ячейка".

3. Идентификация строк и столбцов рабочего листа.

4. Структура рабочей книги. Структура окна MS Excel, окна рабочей книги.

5. Назначение строки формул.

6. Способы получения справочной информации в MS Excel.

7. Способы создания новой рабочей книги.

8. Сохранение рабочей книги, рабочей области. Сохранение рабочей книги под другим именем. Автосохранение рабочих книг и свойства автосохранения.

9. Открытие существующей рабочей книги.

10. Определение свойств файла. Структура диалогового окна "Свойства".

11. Определение числа листов новой рабочей книги.

12. Перемещение между рабочими листами.

13. Вставка, удаление, переименование листов в рабочей книге.

 

Лабораторная работа №2

Порядок выполнения работы

1. Запустить MS Excel.

2. Создать таблицу вида (см. Таблицу 1)

 

 

Таблица 1

№ п/п ФИО Дата рождения Оценки
  Шевчук С.И.    
  Пинчук О.Н.    
  Ковшик В.М.    
  Русакевич Г.Б.    
  Зайцев Т.Л.    
  Лютаревич В.Н.    
  Шитыко Ю.А.    

 

3. Добавить столбец "Год поступления" между столбцами "Дата рождения" и "Оценка" (Щелкнув по ярлычку столбца "Оценка", выделить его | Вставка | Столбцы). Значениями пустых столбцов задаться самостоятельно.

4. Аналогичным образом вставить строку с заголовком таблицы “Список студентов группы №”.

5. Отредактировать текст заголовка таблицы, заменив слово “группы №” на “факультета" (Вход в режим редактирования — двойной щелчок мыши по ячейке или F2).

6. Удалить содержимое столбца “Год поступления” из таблицы (Выделить столбец | Правка | Удалить).

7. Восстановить содержимое столбца, отменив предыдущую операцию (Правка | Отменить Удалить).

8. Ввести название таблицы под ее последней строкой, используя автозаполнение.

9. Проверить данные таблицы на наличие орфографических ошибок (Сервис | Орфография…).

10. Перейти на “Лист2”. Используя автозаполнение, пронумеровать ячейки столбца А от 0 до 100 с шагом 5 (В ячейку A1 ввести значение "0", в ячейку A2 — "5" | Выделить обе ячейки | Пользуясь маркером заполнения, протянуть выделение до A21).

11. В ячейки строки 1 “Листа2”, начиная с адреса В1, ввести названия всех месяцев года, используя встроенный список для автозаполнения.

12. Создать список цветов, включив в него 6 элементов (Сервис | Параметры… | Списки | НОВЫЙ СПИСОК | Добавить | Ввести элементы списка | OK). Заполнить значениями этого списка столбец и строку, начиная с ячейки D2.

13. Используя автозаполнение, скопировать текст “Значение” во все ячейки диапазона В2:В20, число 17 во все ячейки диапазона С2:С20.

14. Изучить возможности использования диалогового окна "Выделить" (Правка | Перейти…). Перейти к ячейке с адресом Лист2!М11205. Ввести в нее дату своего рождения.

15. Сохранить рабочую книгу на диске.

Контрольные вопросы

1. Задание адреса ячейки.

2. Способы перемещения по рабочему листу и выделения ячеек.

3. Правила редактирования содержимого ячейки. Переход в режим редактирования ячейки. Отмена ввода данных, повторение предыдущего действия.

4. Размещение данных в ячейке на нескольких строках.

5. Понятие "автозаполнение". Автоматическое заполнение ячеек при вводе в столбце данных, заполнение ячеек последовательностью чисел, одинаковым текстом или числами, названиями месяцев, дней недели.

6. Создание собственного списка для автозаполнения.

7. Вставка, удаление ячеек. Очистка содержимого ячеек, формата ячеек.

8. Поиск и замена данных в MS Excel, проверка орфографических ошибок.

Лабораторная работа №3

Порядок выполнения работы

1. Запустить MS Excel.

2. Научиться выделять одну ячейку, прямоугольную область из 12 смежных ячеек, принадлежащих разным строкам и столбцам, расширять эту область до 20 ячеек, выделять одну строку, две строки, пять строк, один столбец, два столбца, пять столбцов рабочего листа, пять несмежных ячеек (удерживая нажатой клавишу Ctrl), данные одного столбца или строки таблицы, заполненный диапазон вокруг ячейки, весь рабочий лист.

3. Заполнить информацией диапазон А1:В4. Выделить диапазон А1:В4. Используя Enter, Shift+Enter, Tab, Shift+Tab, перемещаться по выделенному диапазону.

4. Снять выделение с диапазона.

5. Объединить в группу 3 листа рабочей книги путем выделения одновременно трех листов. Выделить 3D-диапазон (А1:В4) на этих листах.

6. Скопировать содержимое диапазона на все листы группы (Правка | Заполнить | По листам…).

7. Снять выделение с группы (разгруппировать листы).

8. Открыть рабочую книгу, созданную в лабораторной работе №2.

9. Вставить новый лист с именем "Копия" в рабочую книгу.

10. Скопировать таблицу 3 раза на лист "Копия", используя мышь, контекстное меню и меню "Правка".

11. Переместить на "Лист4" одну из копий таблицы.

12. Выделить в таблице диапазоны и присвоить им имена соответственно (Вставка | Имя | Присвоить… | Ввести имя | OK): A2:A4 — Номер, B2:B4 — ФИО, C2:C4 — Дата, D2:D4 — Год

13. Вставить в книгу лист "Имена". На этот рабочий лист вывести список всех имен диапазонов рабочей книги и их адресов (Вставка | Имя | Вставить… | Все имена).

14. Сохранить рабочую книгу на диске.

Контрольные вопросы

1. Понятия 2D и 3D-диапазонов. Назначение и способы выделения.

2. Объединение в группу нескольких рабочих листов.

3. Способы копирования и перемещения информации в MS Excel.

4. Назначение команды "Специальная вставка…" из меню "Правка".

5. Вставка имени диапазона в формулу, замена адреса диапазона в формуле на имя диапазона.

6. Присваивание ячейкам имен в соответствие с текстом на рабочем листе.

7. Вставка в рабочий лист списка всех имен диапазонов данной рабочей книги.


Лабораторная работа №4

Порядок выполнения работы

1. Запустить MS Excel.

2. Открыть рабочую книгу, созданную в лабораторной работе №3.

3. Заполнить столбец “Дата рождения” (см. Таблицу 2), применяя различные форматы вывода даты (Формат | Ячейки… | Число).

Таблица 2

Список студентов группы №

№ п/п ФИО Дата рождения Год поступления Оценка
  Шевчук С.И. 9.2.79    
  Пинчук О.Н. 09.02.79    
  Ковшик В.М. 9 фев 79    
  Русакевич Г.Б. 09 фев 79    
  Зайцев Т.Л. 9 Февраль, 1979    
  Лютаревич В.Н. Февраль 79    
  Шитыко Ю.А. 9 фев    

 

4. Сохранить рабочую книгу на диске.

5. Открыть новую рабочую книгу.

6. Создать таблицу вида (см. Таблицу 3)

 

 

Таблица 3

Форматы данных MS Excel

Числовой формат Параметры формата Число в общем формате Результат
Общий   12345,678  
Числовой Число десятичных знаков — 1. Установить флажок "Разделитель групп разрядов". 12345,678  
Денежный Число десятичных знаков — 2. Обозначение — USD. 12345,678  
Финансовый Число десятичных знаков — 0. Обозначение — £ Английский (Великобритания). 12345,678  
Дата Тип — 16.04.97. 35795,75  
Время Тип — 13:30. 35795,75  
Процентный Число десятичных знаков — 0. 0,253  
Дробный Тип — "Простыми дробями (1/4)". 22,375  
Экспоненциальный Число десятичных знаков — 1. =ПИ()*10000^2  
Текстовый   =ПИ()*10000^2  
Дополнительный 1 Номер телефона    
Дополнительный 2 Табельный номер    
(все форматы) Создать собственный числовой формат 12345,678  

 

7. В ячейку ввести число с двумя знаками после запятой. Округлить до целого числа.

8. Ввести в ячейку число. Если это число больше 1000, оно отображается на экране синим цветом. Если меньше 100 — красным. В остальных случаях — зеленым.

9. В ячейку ввести число. Если это число отрицательное, оно отображается на экране красным цветом. Если положительное — зеленым. Нулевое значение вообще не выводится.

10. В три ячейки ввести коэффициенты квадратного уравнеиия a, b, c. В четвертой вычисляется дискриминант по формуле d = b 2-4 ac. Вместо численного результата на экран выводится текст о количестве корней уравнения.

11. В ячейку ввести число. Если это число меньше нуля, на экран выводится текст "Число отрицательное". Если оно больше нуля — "Число положительное". В оставшемся случае — "Нуль".

12. В ячейку ввести число. Если это число положительное, на экран вывести текст "Цена ххх рублей". Если отрицательное — "Отрицательной цены не бывает".

13. В ячейку ввести число. Если это число больше 100, на экран вывести текст "ххх больше 100". В противном случае — "ххх меньше 100".

14. В ячейку ввести число. Вывести его на экран в долларовом денежном формате с точностью до двух обязательных знаков после запятой. Например, $500,00.

15. В ячейку ввести свою фамилию. На экран вывести текст "Фамилия — студент(ка) группы 105ххх".

16. В ячейку ввести свои фамилию, имя, отчество. На экран вывести текст "Уважаемый ФИО".

17. В ячейку ввести текущую дату. Определить, сколько дней прошло от начала столетия до сегодняшнего дня.

18. В ячейку ввести текущую дату. На экран вывести текст "Сегодня" и полное названия дня недели.

19. В ячейку ввести текущую дату. На экран вывести текст "Сегодня" и полное названия месяца.

20. В ячейку ввести текущее время. Определить часть суток, прошедшую от начала дня до настоящего времени.

 

Контрольные вопросы

1. Основные типы данных MS Excel. Особенности их ввода.

2. Назначение числовых форматов.

3. Виды числовых форматов. Способы отображения данных.

4. Система хронологии MS Excel. Форматирование даты и времени.

5. Создание специального числового формата. Коды числовых форматов.

6. Копирование созданного формата в другую рабочую книгу.

7. Создание "скрывающего" формата.

8. Что происходит, если после применения формата число не помещается в ячейке?

9. Что происходит, если точность ввода числа не совпадает с точностью, задаваемой форматом? Как этого избежать?

 

Лабораторная работа №5

Порядок выполнения работы

1. Запустить MS Excel.

2. Открыть рабочую книгу, созданную в лабораторной работе №4.

3. Отредактировать таблицу в соответствии с заданием (см. Таблицу 4).

Таблица 4

Список студентов группы №
ФИО Дата рождения Год поступления Оценки Средний балл
Математика Физика Англ.яз
  Шевчук С.И. 9.2.79          
  Пинчук О.Н. 09.02.79          
  Ковшик В.М. 9 фев 79          
  Русакевич Г.Б. 09 фев 79          
  Зайцев Т.Л. 9 Февраль, 1979          
  Лютаревич В.Н. Февраль 79          
  Шитыко Ю.А. 9 фев          
                             

 

4. К таблице применить следующие атрибуты форматирования:

· выравнивание (Формат | Ячейки… | Выравнивание);

· шрифты (Формат | Ячейки… | Шрифт);

· цвет фона (Формат | Ячейки… | Вид);

· ширина столбцов и высота строк (Формат | Строка | Высота…) или (Формат | Столбец | Ширина…);

· рамка (Формат | Ячейки… | Граница). После вычерчивания рамок отключить вывод на экран сетки.

5. Скопировать отформатированную таблицу на этот же лист рабочей книги пользуясь буфером обмена или технологией Drag&Drop.

6. Перейти к новой таблице.

7. Отменить ранее примененные атрибуты форматирования и вернуть установленные по умолчанию (Выделить таблицу | Правка | Очистить | Форматы).

8. Создать свой стиль форматирования, присвоить ему имя и добавить в список имеющихся в MS Excel встроенных стилей (Формат | Стиль… | Ввести новое имя во поле "Имя стиля" | Добавить | Изменить… | Настроить требуемые параметры).

9. Создать еще три копии таблицы (на этом же листе рабочей книги).

10. Применить к третьей таблице созданный вами стиль форматирования (Выбрать ячейку | Формат | Стиль… | В поле "Имя стиля" выбрать требуемое имя | OK).

11. Применить к четвертой таблице автоформатирование (Выделить таблицу | Формат | Автоформат… | В "Списке форматов" выбрать необходимое имя | OK).

12. Пятую таблицу отформатировать по образцу первой таблицы (Выделить первую таблицу | Нажать кнопку "Формат по образцу" | Выделить вторую таблицу).

13. Сохранить рабочую книгу на диске.

 

Контрольные вопросы

1. Назначение стиля. Атрибуты стиля.

2. Создание нового стиля.

3. Восстановление атрибутов форматирования по умолчанию.

4. Копирования атрибутов формата с одних ячеек на другие.

5. Изменение размеров ячеек.

 

Лабораторная работа №6

Порядок выполнения работы

1. Запустить MS Excel.

2. Создать таблицу вида (см. Таблицу 5)

Таблица 5

Коэффициент теплопроводности

№ п/п Марка стали l0 a1 a2 a3 t0 l при температуре t
                     
  Малоуглеродистая       0,24                        
  Среднеуглеродистая       0,29                        
  Высокоуглеродистая       0,23                        
  Низкоуглеродистая       0,24                        
  Хромоникелевая   1,4                            
  Среднее Значение                                

Коэффициент теплопроводности l рассчитать по формуле

.

Формулу для расчетов ввести в одну ячейку. Пользуясь маркером заполнения растянуть формулу на другие ячейки.

3. Сохранить рабочую книгу на диске.

Контрольные вопросы

1. Стили ссылок A1 и R1C1. Переключение стилей.

2. Абсолютная, относительная и смешанная адресация. Замена абсолютных ссылок на относительные и наоборот.

3. Использование собственных имен ячеек.

 

Лабораторная работа №7

Порядок выполнения работы

1. Запустить MS Excel.

2. Открыть рабочую книгу, созданную в лабораторной работе №6.

3. Включить защиту листа “Лист1”, установив пароль для доступа. Ввод разрешить только в столбец "Марка стали" (Выделить столбец "Марка стали" | Формат | Ячейки… | Защита | Сбросить флажок "Защищаемая ячейка" | OK | Сервис | Защита | Защитить лист… | OK).

4. Защитить файл рабочей книги с помощью пароля (Файл | Сохранить как… | Параметры… | Задать пароль для открытия файла | OK | Подтвердить пароль | OK).

5. Закрыть рабочую книгу.

6. Открыть повторно файл рабочей книги. Снять защиту с “Лист1” (Сервис | Защита | Снять защиту листа…), снять защиту с рабочей книги (Файл | Сохранить как… | Параметры… | Удалить пароль для открытия файла | OK).

7. Перейти на “Лист3”. Скрыть содержимое ячеек А1:В6 (Выделить диапазон ячеек | Формат | Ячейки… | Число | В поле "Числовые форматы" выбрать "(все форматы)" | В поле "Тип" задать ";;;" | OK). Чтобы вновь отобразить скрытые данные, установите тип числового формата "Общий".

8. Перейти на “Лист2”. Скрыть столбцы А и В, строки 3 и 4 (Выделить требуемые столбцы/строки | Формат | Столбец/Строка | Скрыть).

9. Скрыть весь “Лист2” (Формат | Лист | Скрыть). Скрыть окно рабочей книги (Окно | Скрыть).

10. Отобразить на экране ранее скрытую информацию (Окно | Отобразить | Выбрать имя требуемой рабочей книги | OK | Выделить столбцы/строки, смежные со скрытыми | Формат | Столбец/Строка | Отобразить).

 

Контрольные вопросы

1. Средства защиты данных в MS Excel.

2. Реализация защиты ячеек, рабочих листов и рабочих книг.

3. Скрытие строки, столбца, листа рабочей книги, формул в ячейках, окна рабочей книги.


Лабораторная работа №8

Порядок выполнения работы

Информацию по использованию любой из заданных функций получить с помощью справочной системы Microsoft Excel.

 

1. Перемножить две матрицы A и B с помощью функции МУМНОЖ. Для одной из матриц вычислить определитель, для другой — найти обратную. Использовать функции МОПРЕД, МОБР.

2. Поменять ориентацию массива с информацией (см Таблицу 6), использую функцию ТРАНСП.

Таблица 6

  Январь Февраль Март Апрель
1 декада 150 р. 200 р. 200 р. 350 р.
2 декада 150 р. 200 р. 300 р. 350 р.
3 декада 200 р. 200 р. 350 р. 350 р.

 


3. Создать таблицу для расчета стоимости проката товара (см. Таблицу 7).

Таблица 7

Название товара Дата выдачи Дата возврата Продолжи-тельность проката Стоимость проката за сутки Сумма к оплате
Телевизор 12.03.98 22.03.98   7 000 р.  
Холодильник 10.05.98 10.05.99   15 000 р.  
Магнитофон 17.04.98 17.07.98   2 000 р.  
Радиоприемник 22.12.98 8.01.99   500 р.  

 

4. Создать таблицу для расчета подоходного налога (см. Таблицу 8).

Таблица 8

Фамилия, инициалы Начислено Подоходный налог
     

 

Величина подоходного налога определяется по таблице 9, исходя из совокупного годового дохода и величины среднемесячной заработной платы.

Таблица 9

Размер дохода Сумма налога
до 240 мин. з/п 9%
от 240 мин. з/п + 1 руб. до 600 мин. з/п. 21,6 мин. з/п + 15% от суммы, превышающей 240 мин. з/п
от 600 мин. з/п + 1 руб. до 840 мин. з/п. 75,6 мин. з/п + 20% от суммы, превышающей 600 мин. з/п
от 840 мин. з/п + 1 руб. до 1080 мин. з/п. 123,6 мин. з/п + 25% от суммы, превышающей 840 мин. з/п
от 1080 мин. з/п + 1 руб. 183,6 мин. з/п + 30% от суммы, превышающей 1080 мин. з/п

 

5. Пользуясь расписанием движения поездов (см. Таблицу 10), рассчитать продолжительность поездки на каждом составе.

Таблица 10

№ поезда Маршрут Время отправления Время прибытия Продолжительность поездки
  Минск-Москва 20:40 6:23  
  Минск-Санкт-Петербург 16:42 8:33  
  Калининград-Москва 10:46 23:54  

 

6. Используя функцию ИНФОРМ, определить количество активных рабочих листов, текущую версию операционной системы.

7. Используя функции округления ОКРУГЛ, ОКРУГЛВВЕРХ, ОКРУГЛВНИЗ округлить число 53,47 до целого, до десятков в большую сторону, до десятков в меньшую сторону, до десятых по правилам округления.

8. Из фамилии, имени, отчества, номера группы, хранящихся в различных ячейках, сформировать строку вида: Фамилия, инициалы — студент группы 105ххх. Использовать функцию ПСТР и оператор конкатенации (сцепления) строк "&".

9. Используя функции РИМСКОЕ, ЧАС, МИНУТЫ, ТДАТА, а также оператор конкатенации (сцепления) строк "&" определить текущее время и вывести его на экран в виде: "ххх часов ххх минут", где ххх — римские цифры.

10. Составить таблицу успеваемости студентов (см. Таблицу 11). Для расчетов использовать функции СЧЕТЕСЛИ, СЧЕТЗ.


Таблица 11

Фамилия, инициалы Предмет Средний балл Количество сданных экзаменов Количество оценок "отлично" Количество оценок "хорошо" Количество оценок "удовлетворительно"
Математика Физика Информатика
Зайцев Т.Л.                
Лютаревич В.Н.                
Шитыко Ю.А.                

 

11. Используя функции MIN, ПОИСКПОЗ, ИНДЕКС, по таблице 12 определить фамилию человека, имеющего наименьшую заработную плату.

Таблица 12

Фамилия, инициалы Заработная плата
Ковшик В.М.  
Русакевич Г.Б.  
Зайцев Т.Л.  
Лютаревич В.Н.  
Шитыко Ю.А.  

 

12. Рассчитать тепловой баланс кольцевой печи на основе данных из таблицы 13. Подсчитать итоги и удельные веса каждой статьи затрат с точностью до двух знаков после запятой.


Таблица 13

Статья баланса кДж/ч´106 Удельный вес, %
Приход тепла
Теплота горения топлива 52,46  
Физическое тепло воздуха 3,97  
Тепло, выделенное от окисления железа 3,57  
ИТОГО:    
Расход тепла
Тепло, усвоенное металлом от горения топлива 26,17  
Тепло, усвоенное металлом от окисления железа 2,17  
Потери тепла с уходящими газами 26,40  
Потери тепла через кладку 3,35  
Потери тепла через окна 0,61  
Потери тепла с окалиной 1,30  
ИТОГО:    

 

13. Грузовой автомобиль стоимостью 30000 долл. имеет срок эксплуатации 15 лет. В конце срока эксплуатации его остаточная стоимость 5300 долл. С помощью функции АМГД рассчитать годовую амортизацию за каждый год эксплуатации.

14. Долговое обязательство казначейства выпускается при следующих условиях:

· Дата выпуска 28.02.99.

· Дата соглашения 1.04.99.

· Дата первой выплаты 30.06.99.

· Ставка 12%.

· Номинал 10000 руб.

· Периодичность выплат ежеквартальная.

· Базис европейский.

Пользуясь функцией НАКОПДОХОД из "Пакета анализа" рассчитать величину накопленного дохода.

 

Контрольные вопросы

1. Составные элементы формул. Правила записи формул. Приоритет операций.

2. Наиболее распространенные коды ошибок и методы их устранения.

3. Трассировка ошибок. Влияющие и зависимые ячейки. Изменение ссылок в формулах при перемещении или копировании влияющих ячеек, при перемещении или копировании самих формул.

4. Понятие внешних ссылок.

5. Выполнение пересчета формул вручную.

6. Отображение формул вместо значений. Замена формул в ячейках на их значения.

7. Категории функций MS Excel.

8. Вызов мастера функций. Вставка функции в формулу с использованием мастера функций. Получение справочной информации по функциям MS Excel.

9. Понятия автовычисления и автосуммирования. Правила их использования.

Лабораторная работа №9

Порядок выполнения работы

1. Используя команду "Подбор параметра…" из меню "Сервис", найти значение х, при котором формула возвратит указанный результат. Результаты работы отобразить в виде таблицы (см. Таблицу 14):

Таблица 14

Переменная Функция Результат  
x y Z    
  1,7 3,46 7,85
  2,31 1,28 14,43
  4,25 3,04 9,82
  4,87 3,23 7,03
  2,05 0,28 9,31
  1,02 2,47 8,15
  1,38 2,49 11,44
  2,13 1,29 10,08
  4,53 12,01 12,21
  1,02 0,03 4,05
  1,02 5,67 12,82
  2,13 9,14 4,02
             

 

2. Используя надстройку "Поиск решения…" из меню "Сервис", найти точку пересечения трех кривых: f 1(x)=ln(x), f 2(x)=0,047 x 2, f 3(x)=0,293 x. Начальное значение х =10 для каждой функции. В качестве целевой выбрать функцию СРОТКЛ. Аргументами функции являются значения расчетных формул. Если надстройка отсутствует в меню "Сервис", установить соответствующий флажок в списке "Надстро <


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.198 с.