Тема: Психологические особенности профессиональной деятельности. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тема: Психологические особенности профессиональной деятельности.

2017-11-17 433
Тема: Психологические особенности профессиональной деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание: Психологические особенности овладения профессией. Самоопределение, выбор и развитие личности в профессиональной деятельности. Этапы развития профессионала. Классификация профессий. Профессиограмма. Профессиональная деформация личности. Личностные качества медицинской сестры как субъекта труда в профессии "человек-человек". Развитие личности медсестры через совершенствование своей профессиональной деятельности.

Профессиональная ориентация – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку человека, в основном молодого возраста, к выбору профессии с учетом особенностей личности и потребностей экономики, на оказание помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Вслед за профессиональной ориентацией идет профессиональная подготовка, включающая профессиональный отбор, профессиональное обучение, дальнейшее совершенствование профессионального мастерства и формирование производственных объединений для совместной деятельности.

Профессия - это такое занятие, которому надо специально учиться. Профессии - это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества.

Специальность - это вид занятий в рамках одной профессии.

Должностные обязанности - это отображение трудовых функций в нормативных актах, устных предписаниях, адресованных исполнителю той или иной работы.

Пример понятий: Профессия - средний медицинский работник, специальность - медицинская сестра, должность - старшая медицинская сестра кардиологического отделения больницы.

В отечественной психологии есть классификация профессий по признаку «предмет труда»:

1. «Человек – человек» (предмет труда – люди, группы людей);

2. «Человек – техника» (предмет труда – машины, технические устройства);

3. «Человек – знаковая система» (тексты, цифры, шифры, коды, чертежи);

4. «Человек – природа» (животные, растения);

5. «Человек – художественный образ» (литература, живопись).

В психологии разработано много методов составления профориентационных карт, профессиональных планов, карт интересов, в которых представлены сведения экономического, социологического плана на данный момент времени и требования к работникам.

Профпригодность (непригодность) имеет сложную психологическую, биологическую и физиологическую структуру. В психологическом компоненте структуры профпригодности ведущую роль играют профессиональная мотивация и профессиональные способности. От них зависит качество обучения и труда, соответствие или несоответствие работника требованиям профессии.

Фазы развития профессионала.

1. Оптанта. От 11-12 до 14-18 лет (или любой возраст при смене профессий) осознанная подготовка к труду, планирование профессионального жизненного пути.

2. Адепта. От 15-18 до 16-23 лет. Выбрал учебное заведение или форму обучения и психологически стал приверженцем некоторой профессиональной общности. В зависимости от профессии фаза может иметь промежуток как многолетний, так и кратковременный.

Происходит овладение специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми и важными для будущей профессии. Для успешного «профессионального старта», развиваются профессионально важные личные качества, формируется профессиональная пригодность.

3. Адаптанта. Привыкание молодого специалиста к работе.

4. Интернала. Уже опытный работник успешно справляется с основными профессиональными функциями. И это признают товарищи по профессии.

5. Фаза мастера или мастерства. Работник решает простые и самые трудные профессиональные задачи, которые не всем коллегам по плечу (имеет разряд, категорию, звание).

6. Авторитета. Мастер своего дела, хорошо известный в профессиональном кругу или даже за его пределами, может иметь награды, знаки отличия. С его мнением считаются коллеги и руководители.

7. Наставника. Человек, у которого коллеги готовы поучиться, перенять опыт. У него есть ученики, последователи.

 

Профессиональные кризисы

1. Старение:

- биологическое

- социально-психологическое (ослабление интеллекта, снижение скорости, темпа);

- профессиональное (невосприимчивость к новому, отсутствие профессионального роста, нарушение отношений с коллегами);

- нравственно-эстетическое (проявляется в навязчивом морализировании, неумении понять молодежь, ее вкусы).

2. Смена, потеря работы:

- фаза неопределенности и шока;

- фаза наступления субъективного облегчения и конструктивного приспособления к ситуации (3-4 мес. После потери работы).

- фаза утяжеления и угнетения (после 6 мес. – нет активного поиска новой работы, разрушение жизненных привычек, целей, интересов).

- фаза беспомощности и примирения, апатия;

- непредсказуемые действия.

 

Характерным для подросткового возраста личностным новообразованием, возникающим в 16-17 лет, является самоопределение, которое основывается на устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта.

Восемь обстоятельств, которые влияют на выбор профессии старшеклассником:

1. позиция старших членов семьи (лиц, их заменяющих);

2. позиция «значимых» сверстников;

3. позиция учителей, воспитателей, классного руководителей, школьного психолога;

4. личные профессиональные планы учащегося;

5. способности, умения, уровень развития учащегося;

6. уровень притязаний учащегося на общественное признание;

7. информативность;

8. способность к тем или иным видам деятельности.

 

Развитие личности.

Индивид при вхождении в социальную общность проходит три фазы своего становления как личность:

1. Фаза адаптации – предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности.

2. Фаза индивидуализации – порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким, как все» и стремлением индивида к максимальной персонализации (поиск средств и способов обозначения своей индивидуальности)

3. Интеграции – противоречие между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь его индивидуальные особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию индивида как личность.

Если противоречия фазы интеграции не будут разрешены, то наступает фаза дезинтеграции: изоляция личности, вытеснение личности из общности или деградация.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.