Лекция. Гендерные аспекты формирования личности в процессе социализации — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Лекция. Гендерные аспекты формирования личности в процессе социализации

2017-11-17 361
Лекция. Гендерные аспекты формирования личности в процессе социализации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гендерная социализация: основные понятия, механизмы, институты и каналы социализации. Родительство как социальный институт: роль отца и матери в воспитании ребенка. Роль средств массовой информации в формировании и поддержании традиционных ролей мужчин и женщин. Система образования как институт социализации. Стереотипы маскулинности – феминности и их функция в жизненном самоопределении личности (системе ценностей, жизненных целей, жизненной и профессиональной карьеры). Гендер и смысловые структуры. Гендерная роль и индивидуальный жизненный путь.

В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними. Важным аспектом проявления в поведении половых стереотипов является половая идентичность. Половая идентичность - важный компонент половой социализации и формирования полового самосознания. Это определение, переживание и проявление человеком своей половой принадлежности. Отнесение себя к определенному полу - основа ощущения внутренней тождественности самому себе. Депривация человека со стороны его половой тождественности приводит к эмоциональному напряжению, фрустрации и неврозам. Чувство пола необходимо человеку, это важный атрибут его личности, без которого невозможна его жизнь в обществе (А.М. Белкин, 1974).

Проблема формирования половой идентичности на разных ступенях детского развития недостаточно раскрыта в психологической и педагогической литературе, но все исследователи единодушны во мнении, что психосексуальное развитие человека начинается с формирования половой идентичности младенца, причем решающую роль в этом процессе играют взрослые. Дети наблюдают модели поведения ближайших взрослых и учатся следовать им по мере взросления. Поэтому так важно, чтобы мальчик имел мужской образец для подражания и солидаризировался с ним; а девочка идентифицировала себя с мамой и другими представительницами женского общества (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган).

Считается, что развитие гендерных схем (когнитивных структур, сети ассоциаций, организующих и руководящих восприятием индивида), обусловленных полом, социокультурными нормами и стереотипами, является, отчасти следствием уровня когнитивного развития ребёнка, отчасти результатом влияния отдельных сторон культуры, которые ребёнок может наблюдать. Частью гендерных схем является представление о половой идентичности, которая в определённой последовательности развивается у ребёнка на протяжении первых 7-8 лет его жизни. Дети начинают называть себя «мальчиком» или «девочкой» в очень раннем возрасте. Гендерные понятия формируются у детей на основании того, чему их учат, а также за счет подражания тем моделям, которые их окружают. Кроме того, в развитие этих понятий вносят определённый вклад литературные произведения, кино, телевидение [2; 20]. Однако Г.М. Бреслав и Б.И. Хасан подчёркивают, что наше образование часто индифферентно к половым различиям. Это выражается не только в малоосмысленной организационной совместности обучения, но ещё и в содержательной безадресности. Содержание учебных планов и учебных предметов имеет совершенно явную технократическую, естественнонаучную тенденцию и может рассматриваться как преимущественно мужское. Формы же организации обучения построены таким образом, что требуют с самых первых шагов прилежания, сосредоточенного внимания, дисциплины, усидчивости, что по психофизиологическим параметрам ближе женским [6].

Несомненно, семья имеет важное значение для психического развития ребенка. Особенно значима его роль в развитии полового самосознания ребенка: формировании его половой идентичности, осознании им себя как представителя мужского или женского пола.

Поэтому постановка проблемы полового воспитания, формирования половых ролей приобретает особое значение для неполных семей. Отсутствие родителя одного с ребенком пола затрудняет процесс идентификации с ним, формирование половых стереотипов и будущих супружеских ролей. То же влияние обнаруживается и в случае, когда в семье нет родителя противоположного ребенку пола (например, девочка воспитывается одной матерью).

Жизненный успех человека во многом определяется теми стратегиями адаптации, которые осваивает ребенок в семье с помощью матери и отца. Дефицит какой-либо из стратегий приводит к сложностям в отношении к окружающему миру и самому себе. Проблемы, связанные с материнством и отцовством, на протяжении многих десятилетий активно обсуждаются разными авторами. Жизнь ставит перед исследователями все новые вопросы, например: как происходит перераспределение родительских ролей, если большинство сфер социальной деятельности постепенно осваиваются женщинами наравне с мужчинами? Как распределяются обязанности родителей и детей в изменяющихся социально-экономических условиях?

Обозначим два подхода в рассмотрении этих вопросов. Биосоциальный подход акцентируется на биологических половых различиях, которые проявляться в определенных точках жизненного пути и влияют на распределение родительских функций. Социально-культурный подход выделяет факторы, которые являются значимыми в построении образов матери и отца, - ценности, стереотипы, представления.

В социальной психологии существует много исследовательских работ, посвященных изучению социальных стереотипов. Стереотипы в сфере родительства относятся к числу наиболее устойчивых. Изучение социальных стереотипов позволяет понять и описать глубинную природу установок, ценностей, представлений семьи в разных культурах.

В процессе исторического развития взаимоотношения родителей с детьми претерпели значительные изменения, которые были обусловлены изменениями в обществе. Для периода античности характерно представление о том, что главой семьи является мужчина, которому принадлежит вся власть. Аристотель считал, что такое распределение власти обусловлено биологической природой человека: "где природные отношения не извращены, там преимущество власти принадлежит мужчине, а не женщине". Такое же отношение к отцовской роли сохранится в Европе и Азии более позднего исторического периода. Однако было бы неправильно говорить об абсолютизации такого стереотипа. Современные исследования медеивистов показывают, что в некоторых областях средневековой Европы соблюдались традиции, когда во главе семейства стоит женщина и наследование происходит по материнской линии. Сравнительно долго (почти до ХV в.) держалась на Руси традиция давать некоторым детям не "отчества", а "матерства" (Олег Настасьич, Василько Маринич), так как родство по матери считалось не менее почетным, чем по отцу. Возможно, это было следствием скандинавских влияний. Знакомство с исторической литературой наводит на мысль, что абсолютизация главенствующей роли отца и предпочтение детей только мужского пола в определенной степени носит характер мифа, но не умаляет роли такого мифа в формирование социальных стереотипов.

Под влиянием социальных стереотипов находятся и сами ученые. Так, Э. Фромм в известной книге "Искусство любить", написанной им в середине 20 века, объясняет разницу в материнской и отцовской любви, ведет речь об идеальных типах любви, предписывая материнской любви безусловность, а отцовской - условность. Такое распределение родительских чувств у Фромма скорее отражает его стереотипные представления, продиктованные временем и местом проживания, чем реальность конкретной семьи, где и отца и у матери есть безусловные и условные чувства по отношению к ребенку. По данным социологического исследования Т.А. Гурко, было отмечено две точки зрения в отношении образа матери и отца. Подавляющее большинство отмечают уравненное содержание их ролей. Согласно другой позиции, "родители оказывают разное влияние на детей". Была также отмечена тенденция, что среди молодого поколения женщин и мужчин в сравнении с "советским" гораздо реже встречаются такие стереотипы, как "долг каждой женщины быть матерью, заниматься только воспитанием детей".

Тем не менее, образ отца - авторитетного и сильного, но мало уделяющего времени детям, остается неизменным в течение нескольких исторических эпох. Представления о слабости и неадекватности "современных отцов" - один из самых распространенных стереотипов общественного сознания. Образ матери претерпел большие изменения в процессе исторического развития общества. Современная женщина уже не может и не хочет быть только "верной супругой и добродетельной матерью". Возможно, это связано с высокой степенью адаптации женщин к меняющимся экономическим условиям. Недаром ХХI век определяется футурологами как "век женщины". Экономическая независимость, успешность женщины делает ее независимой от мужчины и придает ей большую степень свободы.

Необходимо отметить также следующую тенденцию, которая оказывает влияние на изменение стереотипа родителя в ходе истории: это перенос зоны ответственности от детей к родителям. Анализ исторической литературы показывает, что родители не имели обязанности перед детьми. Наоборот, у детей были обязанности перед родителями, особенно перед отцом. Такие взаимоотношения связаны, во-первых, с отчужденностью родителей и детей. Их отношения регулировались не столько индивидуальными чувствами, сколько социальными нормами, сознанием долга и правилами этикета. Во-вторых, ролевая структура патриархальной семьи была жестокой и иерархической, основанной на принципе старшинства. Детям в ней отводилось сугубо зависимое, подчиненное положение. Согласно Домострою, главная обязанность детей - любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости, "избивающий родителей подлежит церковному отлучению и смертной казни". В наше время мы наблюдаем другую картину. Права ребенка защищаются государством, родители содержат детей до их материальной независимости, период взросления увеличился.

Таким образом, традиционная, веками сложившаяся модель семьи, где мужчинам отводится ведущая, главенствующая роль, а женщины выглядят зависимыми, подчиненными, изменяется в процессе истории. На изменение стереотипов матери и отца влияют экономические, политические, социально-психологические факторы. Для того чтобы глубже изучать новые тенденции в сфере родительства, необходимо проведение новых социально-психологических исследований, направленных на изучение социальных стереотипов.

Нормативы и предписания традиционной отцовской роли до сих пор значительно влияют на поведение отцов. Эти нормативы включают материальное обеспечение, функцию наказания, власти, защиту и контроль (то есть внешние функции по отношению к ребёнку). Таким образом, те функции, которые стремятся выполнять отцы, не соответствуют желаниям их детей. Многие стереотипы отцовской роли уже утратили своё основополагающее для воспитания ребёнка значение и поэтому нуждаются в критическом рассмотрении и изменении. Но, по мнению экспертов, в настоящее время не наблюдается изменения массовых стереотипов относительно роли и функций отца. По своему содержанию они остаются традиционными. Некоторые изменения в массовом сознании по поводу содержания ролей происходят.

Роль отца представляет собой динамическое образование. Его функции меняются в зависимости от пола и возраста ребёнка. В целом роль отца в дошкольном детстве возрастает. Но, в силу занятости отца, эта значимость не находит своего воплощения в реальном общении в данной выборке (люди с высоким материальным достатком), что может впоследствии привести к отчуждению между отцом и сыном.

Таким образом, фигура отца является наиболее значимой для мальчиков 5-7 лет в период полоролевой идентификации. Ребёнку необходимо общение с отцом и совместная деятельность с ним. Но, в силу занятости на работе и традиционных нормативов отцовской роли, они не могут удовлетворить потребности своих детей. В связи с этим, в настоящее время необходимо изменение некоторых положений отцовской роли и перераспределение функций между родителями. Проведенное исследование, в какой-то мере, позволяет ответить на вопрос о том, какими должны быть эти изменения с точки зрения ребёнка.

В большинстве работ отцовство рассматривается не как самостоятельный феномен, а в аспекте психологии материнства, беременности, а также детской психологии. Немногочисленные исследования по психологии отцовства практически не отражают особенностей формирования отцовского поведения и адаптации мужчин к отцовской роли. В существующих исследованиях отсутствует подробный анализ содержания образа отца, стадий формирования отцовского отношения, а также механизмов, лежащих в его основе. Это не позволяет полно и подробно проводить диагностику индивидуальных отцовских особенностей, причин девиантного отцовства, разрабатывать методы их психологической профилактики и коррекции. Поэтому большое значение имеет целостное представление об отцовстве, его содержании, структуре и онтогенетическом формировании.

Психологическое исследование отцовства можно вести в разных направлениях. Обобщая основные направления исследований и учитывая то, что отец - субъект своего отцовства, а ребенок - его объект, отцовство как психосоциальный феномен можно рассматривать с двух основных позиций: отцовство как обеспечение условий развития ребенка и отцовство как проявление личностно-смысловой сферы мужчины. Остановимся подробнее на втором подходе и кратко изложим следующие аспекты: отцовство как стадия половозрастной и личностной идентификации; формирование отцовства в онтогенезе; девиантное отцовство.

Осознание изменений образа "Я", осознание себя отцом превращается в ключевой момент формирования индивидуальной стратегии адаптации мужчин к отцовству. Основная цель происходящих адаптивных поведенческих, психологических перестроек - обеспечение мужчиной, мужем наиболее благоприятных условий для развития и рождения нового человека, для сохранения психического и физического здоровья жены. Адаптивные процессы включают переоценку мужчиной смысло-жизненных приоритетов, расширение спектра реализуемых социальных ролей, обогащение эмоционального опыта, регуляцию межличностных отношений. Отцовство предполагает достижение нового уровня самоидентичности, нового витка принятия своего образа "Я". Это возможно только благодаря тому, что мужчина отказывается от многих форм прошлого личного опыта, от стереотипов взаимодействия с собой. Успешность адаптации к отцовству зависит от изменения образа жизни, от степени и качества вживания в роль отца. Для многих мужчин период беременности супруги, ожидание рождения и, наконец, само рождение ребенка могут сильно повлиять на становление мужской зрелости. У мужчин, успешно адаптирующихся к новой роли отца, возрастает чувство самоуважения, связанное с осознанием и подтверждением своей мужской состоятельности. В результате успешной адаптации к отцовству мужчина обретает новый как личностный, так и социальный статус. В период адаптации к отцовству у мужчин могут актуализироваться психологические проблемы, личностные конфликты, в частности связанные с собственным опытом негативных взаимоотношений со своим отцом. В этой связи могут быть разработаны методы психологической помощи и психологической коррекции для успешной адаптации таких мужчин к отцовству.

Для достижения зрелой личностной позиции в отцовстве мужчине необходимо разрешать как внутренние, так и социальные задачи, такие как: создание и поддержание оптимальных условий для беременной супруги, забота о ней, а после родов - и помощь в уходе за младенцем; налаживание отцовско-детского взаимодействия; нахождение компромисса между экспектациями по поводу ребенка и реальностью.

Первый этап формирования отцовства в онтогенезе - формирование матрицы отцовского отношения. Помимо культурного и социального статуса мужчины (связанного прежде всего с культурными и семейными традициями), особенности отцовского отношения определяются еще и собственной психической историей. В течение онтогенеза такие виды опыта, как взаимоотношения со своим отцом (или с лицом, его заменяющим, или отсутствие этих взаимоотношений), осмысление и интерпретация отцовства, особенно в связи с половой жизнью и супружеством, влияют на отношение отца к своему ребенку, к своему отцовству.

Второй этап - это уже начало собственно психологической адаптации к отцовской роли, начало формирования Я-концепции отца. Он начинается с момента, когда мужчина узнает, что супруга (или еще подруга) беременна. Реакция мужчины на это известие во многом определяется тем, как прошел первый этап, т.е. как формировалась матрица отцовского отношения в онтогенезе. В отличие от матери, чье материнское чувство, привязанность к ребенку формируется во время беременности, в том числе и благодаря новому телесному опыту, у отца формирование привязанности к будущему младенцу не связано с новыми телесными ощущениями. Период беременности жены изменяет самосознание мужчины в плане принятия им новой социальной роли.

Третий этап связан с родами и появлением ребенка на свет. Очень важным фактором является присутствие мужа, пусть и не рядом, при родах. Помимо того, что это помогает предотвратить нежелательные явления в течении родов, первый крик ребенка оказывает самое ощутимое действие на включение не только материнского, но и отцовского инстинкта. Отцы, которые становятся свидетелями рождения своего ребенка, так же, как и их жены, испытывают глубокие переживания во время родов и у них формируется сильная привязанность к детям.

На четвертом этапе отец включается в процесс ухаживания за ребенком и налаживает с ним контакт. Традиционно роли мужа и отца были неизменны для многих поколений. В последние же десятилетия возникла некоторая путаница. Современный мужчина сталкивается с многочисленным смещением понятий. От него требуют, чтобы он был и сильным, и мягким одновременно. Он должен много работать, но при этом еще и мириться с работой жены. Помимо всего того, что традиционно должен уметь и делать мужчина, в наше время предполагается, что он при этом должен также уметь поменять подгузники, накормить ребенка и многое другое. Для многих мужчин не совсем понятно, в чем же заключается их роль мужа и отца, и им непросто играть прежнюю роль кормильца семьи, выполняя еще и материнские обязанности. Однако, все это требуется от современного мужчины, а поэтому и воспитание будущих мужчин и отцов должно строиться исходя из изменившихся к ним требованиям. Ради справедливости следует отметить, что некоторые нынешние отцы в заботе о ребенке стали такими прекрасными специалистами, что могут конкурировать с самой умелой матерью. Социологические обследования последних десятилетий свидетельствуют о том, что материнская роль не претерпела таких серьезных изменений, как отцовская, и что эти перемены вытекают из большей вовлеченности отцов в заботу о детях, большей чуткости и взаимного доверия в совместной жизни.

К сожалению, адаптация к отцовству у многих личностно незрелых мужчин, еще не начавшись, тут же заканчивается вместе с известием о беременности. Многие мужчины после таких новостей либо пропадают, оставляя свою беременную подругу наедине со своим новым положением, либо требуют от нее немедленного аборта. Проблемы, связанные с девиантным отцовством являются весьма острыми и актуальными в наше время. Перечислим формы отклоняющегося отцовского поведения, часто сочетающиеся и дополняющие друг друга: уход из семьи, отказ от совместной жизни с супругой (подругой) и своим (часто - еще не родившимся) ребенком; проявление насилия по отношению к своему ребенку; безразличное отношение к своему ребенку.

Причины отклоняющегося отцовского поведения следует искать прежде всего в эгоцентризме, инфантильности, сексуальной неразборчивости мужчин. А это, в свою очередь, связано с низким уровнем сформированности матрицы отцовского отношения.

Вопрос о готовности мужчин к отцовству стоит весьма остро и проблемно. Можно с уверенностью предположить, что на успешность адаптации к отцовской роли влияет большое количество сложновзаимодействующих факторов, таких, как: личностные особенности (прежде всего, особенности личностной адаптации как свойство личности), история жизни, особенности взаимоотношений со своим отцом, модель отцовства своего отца, культурные, социальные и семейные особенности, физическое и психическое здоровье. Можно выделить следующие показатели успешной адаптации к отцовству: 1) удовлетворенность своей отцовской ролью; 2) отцовская компетентность; 3) отсутствие проблем во взаимодействии с ребенком; 4) успешное развитие ребенка (в том числе, его общее эмоциональное благополучие).

Отцовское отношение закладывается задолго до рождения у мужчины ребенка. В его формировании участвуют впечатления собственного детства, становление мужской роли в школьном возрасте, эротические связи более поздних лет. Некоторым образом, отношение к ребенку "предопределено" намного раньше, чем будущий отец задумается о том, чтобы иметь малыша. Поэтому совершенно неудивительно, что чаще хотят иметь детей те мужчины, которые прожили счастливое детство, у которых был любящий, заботливый, понимающий отец, чем те, у кого такого детства не было.

Возможность стать отцом позволяет мужчине в полной мере реализовать не только свой мужской, но и личностный потенциал. Мужчина непосредственно дает жизнь новому человеку и получает уникальную возможность заботиться о нем, любить его, передавать ему свой жизненный опыт. Именно в отцовстве мужчина удовлетворяет свои многие жизненно важные потребности. Став отцом и в полной мере адаптировавшись к этой роли, мужчина получает возможность творчески преобразовать себя и окружающую действительность.

Роль матери связана с большей вовлеченностью женщины в прокреативный процесс. О тесной близости и решающей роли матери в выхаживании и воспитании ребенка свидетельствуют как этнографические, так и исторические данные. Это зафиксировано у народов Африки, Китая, средневековой Японии, древнем Египте, феодальной Европе, даже если мать заменяется нянькой - это не меняет принципиального различия мужских и женских функций. Роль отца выглядит более проблематичной. И, если материнская роль, статус, особенности формирования чувства материнства, изменения, происходящие во время беременности, изучаются, проводятся исследования, то проблемами формирования отцовского чувства и роли отца, если и занимаются, то в основном в теоретическом аспекте. Например, приверженцы психоаналитического подхода говорят о социализирующей роли отца. Мать дает ребенку безусловную любовь и принятие, отец - любовь условную, за выполнение каких-то предписаний, и одновременно защиту.

Для материнской сферы характерны выделенные Филипповой три блока: потребностно-эмоциональный, ценностно-смысловой и операциональный. Соответственно включающие: потребность в контакте, эмоциональные реакции, переживания; отношение матери к ребенку и операции по уходу за ребенком и общение с ним.

Филиппова выделяет следующие этапы становления материнства: 1. Взаимодействие с собственной матерью; 2. Няньчинье (игра) со сверстниками; 3. Няньчинье - наблюдение за взаимодействием взрослых с младенцем; 4. Дифференциаци мотивационных основ половой и родительской сферы; 5. Этап конкретного онтогенетического развития материнской сферы в реальном взаимодействии с ребенком; 6. Принятие личности ребенка.

В ходе исследований было выяснено, что большинство женщин впервые ощущают себя матерями в период беременности, мужчины - уже после рождения ребенка, с которым в пренатальный период мужчина не имеет такой связи, как женщина, соответственно, изменение отношения к себе, формирование отношения к ребенку, принятие новой роли отца -сложный и многофакторный процесс. Эта сложность связана с большей включенностью женщины в общение с ребенком до рождения и в первые месяцы после родов. Для женщины беременность, таким образом, является периодом подготовки к общению с ребенком после его рождения, происходит эта подготовка через непосредственные физиологические изменения организма женщины, изменения ее ценностно-смысловой сферы личности в период беременности.

По мнению психоаналитиков в период предшествующий родам, происходят также изменения в эмоциональной сфере женщины, что выражается в таких защитных реакциях как: регресс, вытеснение, инфантилизм. Данные изменения носят временный характер и являются защитным механизмом, позволяющим подготовится к такому сложному и ответственному событию, как роды. Такие эмоциональные реакции женщины не только являются защитным механизмом, но и запускают в мужчине - будущем отце, стремление заботиться и опекать и проявлять по отношению к беременной жене те чувства и ответственность, которую затем он будет проявлять по отношению к ребенку.Таким образом, подготовка к общению с ребенком у мужчины в период ожидания ребенка все же происходит и происходит опосредованно, через женщину.

Карьерный выбор в современном информационном обществе оказывается наиболее важным моментом при рассмотрении профессионального пути человека как единого процесса. В отечественной психологии проблема выбора рассматривалась в контексте конкретной деятельности, принятия решений, профессионального самоопределения, мотивов и целей, ценностей и смыслов. В трудах зарубежных авторов выбор - это проявление внутренней сущности личности, закладывающейся еще в детском возрасте, являющейся реализацией жизненного стиля и движением на пути осуществления общественно полезной деятельности; результат разрешенности-неразрешенности стадий психосексуального развития личности, характера ее взаимоотношений с родителями, специфики защитных механизмов; необходимый элемент каждого момента человеческой жизни, в котором осуществляется выбор между развитием и безопасностью.

К характеристикам выбора карьеры были отнесены уверенность, оперативность, адекватность, самостоятельность, модальность. Под уверенностью понимается степень субъективной оценки правильности выбора. Оперативность - это соответствие выбора конкретной жизненной ситуации. Адекватность выбора карьеры означает его согласованность с возможностями и интересами личности. Самостоятельность трактуется как способность субъекта проявлять инициативу и настойчивость в определении профессиональных перспектив и реализации профессиональных планов, а не ориентироваться преимущественно на помощь других или благоприятное стечение обстоятельств. Модальность как форма сравнения альтернатив выбора выражается в ориентации на эмоции, действия, мечты или вербализацию при выборе карьеры.

К факторам выбора карьеры отнесены социокультурный, социоэкономический, социально-психологический и психологический факторы. Социокультурный фактор подразумевает субъективную оценку престижности, традиционно мужской или женской сущности карьеры. Социоэкономический - оценивает влияния материального положения и общественного устройства. Социально-психологический - связан с влиянием семьи и друзей. Психологический фактор определяет обусловленность выбора влиянием особенностей характера и склада ума, наличием привычки совершать осознанный выбор.

Исследования выбора карьеры немногочисленны. При определении карьеры исследователями подчеркивается, что это многолетняя деятельность, выбираемая человеком для более полной самореализации и достижения "акме"; явление, отражающее период профессиональной социализации личности, и направленное на занятие определенной должности; попытка человека осуществить свою "Я-концепцию".

В настоящем исследовании карьера понимается как вектор профессионального становления личности, содержанием которого может быть развитие себя, обретение материальных и социальных благ, профессионального мастерства, определенный стиль жизни, продвижение по службе, возможность заниматься любимым делом, социальное признание. Выбор карьеры предполагает неоднозначное видение одной предметной области разными людьми и подчиняется культуральной и социальной специфике конкретного общества.

Зарубежные исследования [5] показывают, что в современном обществе растет чис­ло рабочих мест, где требуются не профессиональные знания и навыки, а особые лич­ностные качества сотрудников. Речь идет, в частности, о так называемой эмоциональ­ной работе, то есть тех профессиях, где большой акцент делается на психологической нагрузке работников. Стюардессы, воспитатели, секретари, туристические агенты, работник социальных служб, от которых ожидается проявление эмпатии, - в основ­ном женщины. Аналогично "эмпатийной" работе для женщин, есть специфические рабочие места для мужчин, где требуются определенные качества мужественности (например, охранник-вышибала).

Новый репертуар женских ролей по репрезентациям в СМИ, правда, включает бизнес-женщин и женщин-политиков, но эти персонажи остаются маргинальными, уступая место доминирующим тематическим определениям женщин в программах новостей через безработицу, бедность, последствия военных конфликтов и катастроф, а в рекламе - через образы домохозяек и девушек для развлечений. И хотя в чем-то женщина приобретает власть, например, когда солдат­ские матери объединяются в группу, с которой политики считаются больше, чем с иными общественными организациями, одновременно продолжается гендерное разде­ление рынка труда и фетишизация женского тела в рекламе товаров.

Современная психология исходит из того, что развитие психических качеств, способов поведения не имеет жестких биологических предписаний, а формируется в ходе его социализации, усвоения образцов культуры (Слободчиков В.И., Исаев Е.И.). Гендер как социально-психологический пол является одной из базовых характеристик личности, обусловливающих психологическое и социальное развитие человека, весь его жизненный путь.

Проблема жизненного пути рассматривается в рамках индивидуального развития, где жизненный путь человека понимается как детерминированный обществом и свободным выбором человека процесс поэтапного присвоения им (адекватного или неадекватного) общественных связей и отношений, ведущий к его развитию или деградации, к действительной или мнимой самореализации (Рубинштейн Л.С., Коган Л.Н.). Итогом жизненного пути является самоосуществление, когда ценности и цели, к которым стремился человек, получили самореализацию (Бюлер Ш.), содержание определяется личностью, которая формирует значимые для нее в данный момент жизни цели и приоритеты.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.