Лекция. Развитие психологического пола личности — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Лекция. Развитие психологического пола личности

2017-11-17 795
Лекция. Развитие психологического пола личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Биологические факторы становления психологического пола личности. Социальные факторы: теории половой социализации. Механизмы половой социализации. Влияние факторов социальной среды на становление психологического пола личности. Биологические факторы становления психологического пола личности.

В биологических науках слово «пол» обозначает репродуктивный статус индивида, его функцию в продолжении рода и вытекающие от­сюда свойства и признаки самцов и самок. Однако даже в таком узком понимании «пол» и «половая принадлежность» (идентичность) не есть нечто однозначное. Их составляющие формируются на разных стадиях индивидуального развития (онтогенеза) [ Кон И.С. Введение в сексологию. Учебное пособие для вузов. М. ].Первичным звеном в этой цепи является хромосомный или генетический пол возникающий уже в момент оплодотворения яйцеклетки. Генетический пол зародыша человека определяется половой хромосомой, содержащейся в отцовском сперматозоиде: если это Х-хромосома, то родится девочка, если Y – мальчик. Однако создается впечатление, что человеческий организм исходно имеет тенденцию к развитию в сторону женского пола, в основном из-за присутствия в клетках обоих полов Х-хромосом. На ранних стадиях онтогенеза у зародыша развивается пара недифференцированных зачатков гонад – половых складок – и образуются зачатки элементов как женской, так и мужской репродуктивной системы. В результате все эмбрионы вплоть до шестой недели развития являются потенциально обоеполыми. Хромосомный, или генетический, пол (XX — самка, XY — самец) —определяет буду­щую генетическую программу организма, в частности дифференциа­цию его половых желез (гонадный пол).В недавних исследованиях был выявлен возможный механизм, с помощью которого половые хромосомы определяют, какая из двух систем будет активирована и достигнет полного развития у данного индивидуума.

Х-хромосома несет ген Tfm (ген тестикулярной феминизации), нормальный алель которого детерминирует синтез в клетках развивающейся репродуктивной системы белкового рецептора для андрогена. Поскольку зародыш как мужского, так и женского пола несет по крайней мере по одной Х-хромосоме, это вещество имеется у обоих полов. Y-хромосома несет особый ген, детерминирующий синтез определенного белка – H-Y-антигена (от­крыт в 1976 г.), характерного только для мужских клеток и делающий их гистологически несовместимыми с иммунной системой женского организма. H-Y-антиген программирует превращение зачаточных гонад мужского плода в семенники (у женского плода зачаточные гонады превращают­ся в яичники). Эта дифференциация в общих чертах заканчивается уже на 7-й неделе, после чего особые клетки мужской гонады (клетки Лейдига) начинают продуцировать мужские половые гормоны (андрогены); их активность продолжается приблизительно до 32-й недели, после чего клетки Лейдига претерпевают обратное развитие, пребывая в атрофированном состоянии до начала полового созревания. Тестостерон, выделяемый в кровеносную систему зародыша, взаимодействует с рецептором андрогенов в клетках-мишенях потенциальной репродуктивной системы. Образующийся в результате комплекс рецептора с тестостероном переходит в клеточное ядро, где он активирует гены, влияющие на развитие тканей. Тестостерон стимулирует развитие только тех тканей, которые дают начало мужской репродуктивной системе, и поэтому из зародыша XY развивается плод мужского пола. Значение этих фетальных андрогенов (иначе — гормональный пол плода) очень велико. Во-первых, от них зависит формирование у плода соответствующих, мужских или женских, внутренних репродук­тивных органов (внутренний морфологический пол) и наружных гени­талий (внешний морфологический пол, или генитальная внешность, по Д.Мани). Во-вторых, от них зависит дифференциация нервных путей, определенных отделов головного мозга, регулирующих половые разли­чия в поведении (иногда их называют «половыми центрами») [ Кон И.С. Введение в сексологию. Учебное пособие для вузов. М. …. ].Ткани потенциальной женской репродуктивной системы не активируются и не развиваются. У зародыша ХХ отсутствие тестостерона позволяет репродуктивной системе развиваться в присущем ей направлении – женском.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что плацентарные влияния направляют развитие организма в сторону женского пола, если механизм, приводимый в действие Y-хромосомой, не направит его в противоположную сторону. При введении НY-антигена в недифференцированную гонаду эмбриона с набором хромосом ХХ, гонада подвергается необратимой маскулинизации.

Таким образом, уже на этапе гонадного пола четко проявляется принцип аддитивности мужского развития, для которого всегда требуется некоторое дополнительное усилие или воздействие, в данном случае — НY-антигена. Этот принцип, сформулированный J. Money (1977), проявляет себя и на остальных уровнях развития пола.Незрелый мозг, по выражению А.Г.Резникова (1982), — это tabula rasa, на которой гормоны записывают программу полового развития индивида. Половая дифференциаия мозга рассматривается как общая для человека и других млекпитающих закономерность онтогенеза. Ее критический период приходится на 4 — 7-й месяц внутриутробного развития.

В антенатальной половой дифференциации мозга можно выделить три качественых этапа. В первом эквипотенциальный незрелый мозг лишен половой дифференцировки. На втором возникает открытая регуляторная система, функционирующая на основе прямых связей “плацента — зародышевые гонады — зародышевый мозг”. Третий, начало которого знаменуется окончанием критического периода половой дифференциации мозга, связан с образованием и развитием закрытой саморегулирующейся системы “ЦНС — гипофиз — гонады”, функционирующей по типу обратной связи. Результатом такого развития является свойственная тому или другому полу чувствительность ЦНС к гармональным влияниям и реакция на них, т.е. маскулинизация или феминизация мозга. Окончание критического периода половой дифференциации мозга предполагает формирование нейроэндокринной предрасположенности к полоспецифическому поведению.

Итак, на основе генетического пола в организме зародыша формируются соответствующие половые железы (гонадный пол), функционирование которых регулируется гипоталамусом (гипоталамный пол). Уже в утробном периоде развития гонады выделяют половые гормоны (гормональный пол зародыша), благодаря которым у зародыша формируются соответствующие мужские или женские внутренние репродуктивные органы (внутренний морфологический пол) и наружние гениталии (внешний морфологический пол). В пубертатный период, по команде, поступающей из гипоталамуса и гипофиза, гонады начинают интенсивно вырабатывать соответствующий половой гормон (пубертатный половой гормон), под влиянием которого у подростка появляются вторичные половые признаки и т. д. Нарушение эволюции в любом из этих звеньев повлечет за собой аномалию в половых функциях.

После рождения ребенка биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. На основании генитальной внешности новорожденного определяется его гражданский пол (иначе он называ­ется паспортным, акушерским или аскриптивным, т. е. приписанным, полом), в соответствии с которым ребенка воспитывают (пол воспита­ния). Важную роль при этом как в самосознании ребенка, так и в от­ношении к нему окружающих людей играют также общая схема его тела и внешность, то, насколько она соответствует его гражданскому полу.

Для теории половой дифференциации наибольшее значение имеет взаимодействие триады: гормоны — мозг — поведение. То, что это именно триада, ученые выяснили сравнительно недавно. Еще в 50— 60-х гг. чаще звучала формула «гормоны и поведение», причем актив­ная роль в их взаимодействии отводилась гормонам. Однако выясни­лось, что даже такой сугубо «внутренний» процесс, как половое созре­вание, зависит от целого ряда «внешних» факторов. Удаление глаз или разрушение обонятельного мозга намного замедляет; половое созрева­ние крыс и мышей; присутствие взрослого самца мыши ускоряет по­ловое созревание самки и тормозит созревание самца и т. д. Значит, гормоны не только регулируют процессы развития, но и сами зависят от внешней среды и информации о ней, поступающей в мозг.

Не менее сложная обратная связь существует между половыми гор­монами и мозгом. Как показали экспериментальные исследования, нарушение гормонального баланса во внутриутробном периоде разви­тия крыс (дефицит андрогенов у самцов или избыток андрогенов и эстрогенов у самок) вызывает у взрослой особи устойчивое поведение, неадекватное генетическому полу, то есть феминизацию самцов и мас­кулинизацию самок. За этим стоит нарушение половой дифференциации некоторых отделов мозга, главным образом гипоталамуса. Гипоталамус не только дифференцируется под влиянием андрогенов, но и сам может непосредственно воздействовать как на эндо­кринную систему, так и на половую дифференциацию поведения. Кроме того, половую дифференциацию мозга в зависимости от уровня половых гормонов и/или от психосоциальных условий нужно рассмат­ривать не как взаимоисключающие, а скорее как взаимодополняющие следствия, поскольку они осуществляются при посредстве одних и тех же нейронных систем. Иначе говоря, половая дифференциация мозга предположительно связана не только с гормональными, но и с инфор­мационными процессами, связывающими организм со средой, а также с обменом веществ внутри организма. Естественно, что у приматов связь между гормонами и мозгом значительно сложнее, чем у грызу­нов, на которых выполнена большая часть таких исследований, а это требует большой осторожности в выводах. Половая дифференциация мозга не исключает его бипотенциальности. С помощью гормональ­ных воздействий или хирургического вторжения в соответствующие участки мозга можно вызвать у самки маскулинные, а у самца фемининные реакции. Само понятие «половые центры» вызывает споры. Надо ясно понимать, что речь идет не о каких-то особых анатомичес­ких «точках» в мозге, а о взаимодействующих нейронных подсистемах, функционирующих только в пределах нервной системы как целого.В период полового созревания по сигналу, поступающему из ги­поталамуса и гипофиза, гонады начинают интенсивно вырабатывать соответствующие мужские или женские половые гормоны (пубертатный гормональный пол), под влиянием которых у подростка появля­ются вторичные половые признаки (пубертатная морфология) и эро­тические переживания (пубертатный эротизм). Эти новые обстоятель­ства накладываются на прошлый жизненный опыт ребенка и его поло­вое самосознание, и в результате формируется окончательная половая и сексуальная идентичность взрослого человека.

В отличие от репродуктивных органов, дифференциация которых альтернативна, мозг содержит потенциальные возможности програм­мирования поведения как по женскому, так и по мужскому типу, реа­лизация которых зависит от условий индивидуального развития.

Понятие полового диморфизма первоначально не различало гене­тической, гормональной, морфологической, поведенческой и психоло­гической дифференциации индивидов; предполагалось, что все эти из­мерения совпадают и детерминируются одними и теми же причинами. Обыденное сознание и сегодня склонно считать, что по телосложению индивида можно судить и о его гормональной конституции, и о его сексуальных ориентациях. На самом деле половые различия в психике не обязательно совпадают с морфологическими, соматическими при­знаками, и сам этот феномен весьма сложен. А. Эрхард и X. Майер-Бальбург различают в нем по крайней мере 4 автономных измерения:

— во-первых, половая идентичность, то есть первичная идентификация индивида с тем или другим полом. Поскольку этот процесс предполагает самосознание и способность к самокатегоризации, половая идентичность не имеет аналога в животном мире;

— во-вторых, полодиморфическое, связанное с полом, поведение, которое может быть более или менее сходным у человека и высших животных.

Оно группируется по нескольким «гнездам». Самцы и самки различаются прежде всего по своему энергетическому потенциалу и способам его расходования. Мальчики выглядят более активнее, чаще участвуют в силовых играх, возне и т. д. Эта черта наблюдается и у приматов и связана с врожденными гормональными различиями. Вторая общая категория — социальная агрессия, проявляющаяся в угрожающем поведении, драчливости, соревновательности и т.п., которые больше характерны для самцов. Проигрывание будущих родительских функций, напротив, больше характерно для девочек, которые всех культурах чаще мальчиков играют в куклы, «дом», се­мейные отношения, охотнее ухаживают за младшими детьми и т. д. Хотя такое поведение, безусловно, — результат специфического воспитания и обучения, у низших млекопитающих интенсивность «родительского» поведения связана также с действием половых гормонов,

Отчетливо полодиморфическим является общение со сверстниками: предпочтение партнеров своего или другого пола, стиль взаимоотношенийв группе и т. д. У людей это дополняется также особыми поло­выми «ярлыками»: дети, поведение и игры которых не соответствует принятым стандартам, получают обидные клички. Существенные половые различия наблюдаются также в способах заботы о своей внешности, в украшениях и т. п.;

- в-третьих, определенные, хотя не всегда строго фиксируемые половые различия в познавательных, когнитивных процессах, скорость психических реакций, обучаемости, специфических интеллектуальных способностях и т. д.;

- в-четвертых, сексуальные ориентации — эротическое влечение к представителям того или иного пола.

Д. Мани удачно суммировал некоторые закономерности половой дифференциации в онтогенезе в виде ряда принципов.

Принцип дифференциации и развития означает, что развитие организма есть одновременно процесс его дифференциции, в ходе которого первоначально бипотенциальный зародыш становится самцом или самкой. Этот принцип направлен, с одной стороны, против идеи автоматической, линейной эволюции, согласно которой развитие лишь развертывает заложенный в эмбрионе один-единственный набор возможностей, а с другой — против теорий, согласно которым половая и сексуальная идентичность индивида определяется главным образом условиями среды и воспитания.

Принцип стадиальной дифференциации означает, что этот процесс имеет свои закономерные этапы, так что каждая последующая дифференциация основывается на предыдущей; генетический диморфизм половых хромосом предшествует дифференциации гонад, она, в свою очередь, определяет гормональный пол зародыша и т. д.

Принцип критических периодов означает, что каждому этапу половой дифференциации соответствует определенный период развития, когда организм наиболее чувствителен к данным воздействиям. Если критический период почему-либо «пропущен», то последствия этого обычно необратимы. Так, дифференциация зародышевых гонад нор­мально управляется половыми- хромосомами только в тех случаях, когда записанный в хромосомах генетический код может в отведенный для этого критический период проявиться нормально, без перерыва или вмешательства извне. Нарушение генетического кода может изме­нить весь процесс половой дифференциации. Таким образом, налицо многоступенчатый и многомерный процесс, причем нарушение в любом его звене может иметь серьезные, часто необратимые, послед­ствия. Именно через исследования этих многообразных генетических, гормональных, нейрофизиологических и других нарушений наука по­степенно постигает закономерности нормального развития.

Однако ни генетический, ни гормональный, ни внутренний и внешний морфологический пол не предопределяет однозначно психологический пол личности. То, каким будет психологический пол личности, зависит и от социальной половой роли – набора предписаний и ожиданий, которые предъявляет данное общество индивиду, оценивая его половую принадлежность, например, от манер общения, эталонов «женственности» и «мужественности» и т.п.; от отношения самой личности как к своим индивидным свойствам, связанным с полом, так и к социальным половым ролям. В свою очередь то, какой в совместной деятельности приобретут личностный смысл индивидно-половые особенности личности и социальные стереотипы, предписываемые в культуре, во многом определяет формирование психологического пола и половой идентичности – осознания и принятия личностью своей половой принадлежности. Именно психологический пол проявляется в разных особенностях социального поведения, связанных с половым диморфизмом.

Таким образом, есть все основания считать, что биологические факторы являются эволюционно и онтогенетически первичной детерминантой половой дифференциации — ее возможности и направления. Но понять эти первичные биогенетические направления можно, лишь установив, что именно в данной культуре обусловливает закрепление одних видов поведения и ослабление других, ибо половая дифференциация, как и любое другое развитие, есть функция взаимодействия организма и среды.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.