Тема 5. Человек в контексте онтологии события. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема 5. Человек в контексте онтологии события.

2017-11-17 280
Тема 5. Человек в контексте онтологии события. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Переосмысление классических представлений о человеке в рамках философии жизни, психоанализа, экзистенциализма.

2. М.Хайдеггер: человек как «пастух бытия».

3. Проблематика «смерти субъекта» в современной философии. Я и Другой.

Литература:

К в.1:

1. Хосе Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М.: Наука, 1991. Лекции 9-11. С. 146-191.

Вопросы к тексту:

-в чем автор видит наиболее существенный недостаток субстанциального понимания человека?

-как можно истолковать тезис автора: «я существую для мира. А мир – для меня»?

-как в тексте определяется жизнь?

-как связаны между собой жизнь и сознание?

-какие свойства жизни как «исходной реальности» выделяет автор?

2. Ж.-П.Сартр Экзистенциализм – это гуманизм. // Сумерки богов. М.,1989, с.319-344.

Вопросы к тексту:

--что означает выражение «существование предшествует сущности»?

-какое определение экзистенциализма дает Сартр?

- что означает определение человека как «проекта»?

-как понимается ответственность в концепции Сартра?

-с чем связана неустранимость тревоги из человеческого бытия?

-как Сартр трактует «заброшенность»?

-какое понятие свободы дается в концепции Сартра?

-проинтерпретируйте выражение Сартра «реальность – в действии»;

-каковы основания нравственного выбора, по Сартру?

3. З.Фрейд. Введение в психоанализ. М.: Астрель, 2011. Лекция 31: «Разделение психической личности». С.500-523.

Вопросы к тексту:

-каковы, по мнению Фрейда, отношения «Я» и «Сверх-Я»?

-какое определение бессознательного дает автор?

-как понимается «Оно» в концепции Фрейда?

-почему область «Оно» несовместима с логикой?

- каковы отношения между основными элементами структуры личности в концепции Фрейда?

-каким Фрейд видит положение «Я»?

-какова основная задача психоанализа, по мнению Фрейда?

К в. 2:

М. Хайдеггер. Письмо о гуманизме. //М. Хайдеггер. Время и бытие. СПб: Наука, 2007. С. 266-305.

Вопросы к тексту:

-какова основная черта метафизического понимания человека, характеризующего гуманизм?

-как связаны между собой экзистенция и язык?

-почему Хайдеггер подвергает критике трактовку человека как экзистенции в творчестве Сартра?

-в чем, по Хайдеггеру, заключается призвание человека?

-как, по Хайдеггеру, соотносятся друг с другом онтология и этика?

К в. 3:

1. М.М.Бахтин. К философии поступка. // М.М.Бахтин. Работы 20-х гг. Киев: Next, 1994. С. 11-68.

Вопросы к тексту:

-как можно трактовать тезис автора о жизни как поступке?

-почему «ни одно теоретическое положение не содержит… момента долженствования»?

-какую смысловую нагрузку в тексте несет выражение «единственное событие бытия»?

-как автор определяет «роковой теоретизм»?

-как в тексте понимается субъект ответственного поступка?

2. М.К.Мамардашвили. Если осмелиться быть… //М.К.Мамардашвили. Как я понимаю философию. М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1992. С. 172-200.

Вопросы к тексту:

-как в тексте определяется личность?

-в чем автор видит «главную страсть человека»?

-что такое «возможный человек», согласно Мамардашвили?

-как можно интерпретировать выражение автора «мужество невозможного»?

3. Э.Левинас. Философия и идея Бесконечного. //Э.Левинас. Избранное: тотальность и бесконечное. М.; СПб: Университетская книга, 2000. С. 292-303.

Вопросы к тексту:

-как в тесте понимаются автономия и гетерономия?

-как связаны между собой «философия Тождественного» и власть?

-перечислите основные моменты критики Левинасом философии Хайдеггера;

-как можно трактовать тезис автора «настоящая справедливость начинается с Другого»?

-как Левинасом трактуется Желание?

4. М.Фуко. Слова и вещи. Глава 9. Человек и его двойники. СПб: A-cad, 1994. С. 325-363.

Вопросы к тексту:

-как можно понять тезис автора «Человек- это недавнее создание…»?

-каковы условия и задачи «аналитики конечного человеческого бытия»?

-о какой двойственности человеческого бытия и мышления говорится в тексте?

-какие характеристики «современного cogito» выделяет Фуко?

5. Ж.-Л.Нанси. Бытие единичное множественное. Мн.: Логвинов, 2004.

Вопросы к тексту:

-поясните тезис автора «само бытие дано нам как смысл»;

-о каком парадоксе человеческого бытия говорится в тексте?

-какую интерпретацию можно дать выражению «бытие единичное множественное?

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Проблема реальности в феноменологической философии.

2. Понятие интенциональности и бытийный аспект познания.

3. Феноменологическое переосмысление актуального и потенциального. Понятие горизонта.

4. Феномен и время, сознание как переживание.

5. Основные положения онтологии холизма.

6. Принцип дополнительности и множественный характер реальности.

7. «Слияние» бытия и познания в концепции автопоэзиса.

8. Основные понятия синергетики: онтологический аспект.

9. Категория практики в философии марксизма.

10. Онтологический аспект понятия бессознательного.

11. Смысл и невозможность его объективации. Одиночество как онтологический феномен.

12. Символ Другого в современной философии.

13. Экзистенция: открытость и «обреченность на свободу» (Ж.-П.Сартр).

14. Структурализм о фиктивности субъекта.

15. Тело как феномен.

16. Два рода сущего в «фундаментальной онтологии» М. Хайдеггера.

17. Онтико-онтологическое различие и необъективируемость бытия.

18. Присутствие и континуальность времени.

19. Противоположность личности и субъекта в философии М.М.Бахтина. Воплощенность как условие бытия-события.

20. Понимание как познание и как «модус бытия».

21. Первичность отношения «Я – Ты» в философии диалогизма.

22. Ж.Деррида: субъект как «инвариант присутствия» и «метод» деконструкции.

23. Экзистенциальная «первичность» понимания и язык.

24. Язык и традиция в философской герменевтике Х.-Г.Гадамера.

25. Апофатическое осмысление Трансцендентного в философии Л.Витгенштейна. Молчание как «преодоление» языка.

26. Понятие языковой игры и проблема множественности онтологий.

27. Мир, смысл, язык в «Логико-философском трактате» Л.Витгенштейна.

28. Онтологизация языка в философии М.Хайдеггера.

29. Язык как объект и как среда понимания.

30. Онтологическая грань теории дискурса. Понятие локального дискурса.

31. Игра как отрицание – утверждение бытия в деконструктивизме.

32. Проблематизация тождества и переосмысление времени.

33. Бытие как событие: дискретность и континуальность.

34. «Понятие» сингулярности в неклассической онтологии. Общее и единичное в контексте события.

35. «Размывание» онтологических границ и проблема самоидентификации.

36. Творчество как условие жизнедеятельности современного человека.

37. Философия как форма «понимающего бытия».

38. Проблема онтологического статуса структуры в концепции структурализма.

39. Символическая реальность, ее интерпретации в современной философии.

40. Различие как «основание» онтологии события.

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.