Онтология в контексте неклассического мышления — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Онтология в контексте неклассического мышления

2017-11-17 379
Онтология в контексте неклассического мышления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Й семестр

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

 

Лекции

Раздел 1. Проблема реальности в современной философии и науке. 4ч.

Тема 1. Феноменологический переворот в философии ХХ века 2ч.

Тема 2. Понимание реальности в неклассическом естествознании 2ч.

 

Раздел 2. Категория «субъект» в неклассической философии. 8ч.

Тема 3 Проблематизация классически-рационалистического миропонимания и отказ от автономии субъекта. 2ч.

Тема 4. Бытие как экзистенция. 2ч.

Тема 5. Понимание, диалог и проблема Другого 2ч.

Тема 6. Проблематика «смерти субъекта» в современной философии 2ч.

 

Раздел 3.Бытие и язык. 6ч.

Тема 7. Язык как фундаментальная экзистенциально-онтологическая категория 2ч.

Тема 8. Философия как «критика языка» и ее онтологический контекст 2ч.

Тема 9. Структура и дискурс 2ч.

 

Раздел 4. «Событийная» трактовка бытия как «основа» неклассического мышления 4ч.

Тема 10. Переосмысление времени и онтология событийности 2ч.

Тема 11. Культурный, социальный и экзистенциальный аспекты бытия как события 2ч.

 

Итого 22ч.

Семинарское занятие

Переосмысление основных онтологических категорий в неклассической философии и науке 2ч.

 

 

Всего 24ч.

 

 

ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

 

Раздел 1. Проблема реальности в современной философии и науке.

 

Тема 1. Феноменологический переворот в философии ХХ века

Онтологические основания феноменологического проекта Э.Гуссерля. «Первичность» отношения и понятие интенциональности. Феномен как «место встречи» имманентного и трансцендентного. Феноменологическая «эпохе» как способ восхождения к бытию сознания. Модусы сознания и понятие горизонта. Бытие как «вещь» и как «переживание». Противостояние и взаимопредположенность «живой телесности» и «чистого сознания» в рамках феноменологической позиции. Связь феномена и времени. Феноменологическая позиция как «базис несомненности» неклассического способа мышления.

 

Тема 2. Проблема реальности в неклассическом естествознании

Научная революция начала ХХ века и кризис онтологических оснований классической науки. Проблематизация непрерывности опыта в неклассическом естествознании. «Реальность» как поле взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Онтологический аспект принципа дополнительности. Холистическое мировидение и «человекоразмерные объекты». Концепция автопоэзиса. Самоорганизация, необратимость, случайность в синергетической научной парадигме.

 

Раздел 4. Категория «субъект» в неклассической философии

 

Тема 3. Проблематизация классически-рационалистического мировидения и отказ от автономии субъекта

К.Маркс о функциональном характере сознания. Историзм и открытие «многомерности» субъекта. Категория практики, ее онтологический и методологический смысл. Критика самоочевидностей сознания в психоаналитической концепции З.Фрейда. Бессознательное как психологическое понятие и как философский концепт. Рефлексивная функция психоанализа. Парадоксальный характер тезиса о вторичности автономного рационального субъекта.

 

Тема 4. Бытие как экзистенция

Переосмысление вопроса о бытии в «фундаментальной онтологии» М. Хайдеггера. «Вопрошание о бытии» как способ бытия. Проблема онтически-онтологического различия. Сущее как наличное и как присутствие. Экзистенция как «сущность» присутствия. Фактичность и временность присутствия. «Размыкание бытия» (М.Хайдеггер) в экзистенциальной аналитике. Существование и сущность, свобода и ответственность. Свободное действие и проблема соотношения возможности и действительности.

Тема 5. Понимание, диалог и проблема Другого

Онтологизация понимания как осмысление замкнутого характера бытия-в-мире. Репрезентативность знания и бытийность понимания. Одиночество как онтологический феномен. Разделенность и взаимопроникновение «смысла» и «мира». Фигура Другого как символ конечности Я-бытия. Онтологическая «первичность» отношения «Я – Ты». «Изначальная» диалогичность бытия и множественный характер истины. «Другой» как способ отрицания фундаментальной тождественности. Современное философствование как «другое» классической философии.

 

Тема 6. Проблематика «смерти субъекта» в современной философии

«Смерть автора» (Р.Барт) и эпифеноменальность субъекта. Критика «антропологической зависимости» в структурализме и постструктурализме. Ж.Деррида о субъекте как «инварианте присутствия». Деконструкция как «смещение центра», ее негативно-утверждающий характер. М.М.Бахтин: полярное отношение «вещь – личность», воплощенность и «не-алиби-в бытии». Феноменология телесности в современной философии. Человек как «граница мира» (Л.Витгенштейн). Тезис о смерти субъекта как «самоубийство» и как прорыв к «истоку» субъектности. Возможности преодоления трансцендентальной позиции.

 

Раздел 3. Бытие и язык

 

Тема 7. Язык как фундаментальная экзистенциально-онтологическая категория

М.Хайдеггер о взаимопринадлежности языка и присутствия. «Изначальная» смысловая расчлененность бытия-в-мире. Понимание как «модус бытия» и экзистенциальный характер речи. Слышание и молчание как возможности речи. Невозможность объективации языка. Игра, виртуальность речи и среда языка в философской герменевтике Х.-Г.Гадамера. Язык как «опыт мира».

 

Тема 8. Философия как «критика языка» и ее онтологический контекст

«Логико-философский трактат» Л.Витгенштейна о границах языка и мира. Языковая природа философских проблем. Тавтологичность как выражение замкнутости языка и мира. «Внемирность» смысла. Трансцендентность «показываемого» и имманентность «сказываемого». Философская деятельность как «ограничение мыслимого изнутри», онтологический смысл философствования как деятельности. Концепция языковых игр и возможность плюралистической онтологии.

 

Тема 9. Структура и дискурс

Структура как псевдообъект. Изменение иерархической связи онтологических категорий «вещь», «свойство», «отношение» в структуралистской теории. Тезис о несуществовании метаязыка и фиктивный характер «непосредственной реальности». Роль оппозиции «речь – письмо» в переосмыслении онтологического фундамента классического рационализма. Отказ от репрезентации как признание взаимопринадлежности бытия и мышления. Событийная грань языка: дискурс. Понятие локального дискурса.

 

Раздел 4. «Событийная» трактовка бытия как «основа» неклассического мышления

Тема 10. Переосмысление времени и онтология событийности

Отказ от «бытия» и утверждение игры в деконструктивизме. Категория чистого становления, ее проблематичность. М.Хайдеггер: «исчезновение бытия» в событии-присвоении. Взаимодополнительность дискретности и континуальности в «событии бытия». Событие и неоднородность времени и пространства. Переосмысление категорий всеобщего, индивидуального, особенного в контексте неклассической онтологии. Сингулярность как событие смысла.

 

Тема 11. Культурный, социальный и экзистенциальный аспекты бытия как события

«Размывание» социальных структур и идентичностей. Стирание онтологических границ и активная роль зрителя в современном искусстве. «Диалогический» характер постнеклассической науки. Фрагментация повседневного существования современного человека. «Обессмысливание» практически-преобразовательной деятельности в условиях релятивизации реальности. Деятельность как игра и творчество. Философия как форма «понимающего бытия» и ее экзистенциальная роль в ситуации распада смысла.

 

Список литературы

АршиновВ.И.,Свирский Я.И. От смыслопрочтения- к смыслопорождению. – ВФ,1992, №2, с. 145-152.

Бакеева Е.В. Понимание как экзистенциальная проблема. Екатеринбург,2002.-169с.

Бакеева Е.В. Апофатическое мышление как элемент новой рациональности – Вестник ТГУ, №25. Томск,2004.-90с.

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.,1989.-616с.

Бахтин М.М. К философии поступка. – Бахтин М.М. Работы 20-х гг. Киев, 1996, с. 11-68.

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.,1963.-364с.

Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. (Два философских введения в 21 век). М.,1991.-412 с.

Бондаренко И.А. Феноменология бытийственного сознания (опыт метафизики человеческого существования).М.,2000.-382с.

Бряник Н.В. Онтология структурализма. – В поисках новой онтологии. Екатеринбург, 2004.,с.163-194.

Витгенштейн. Л. Философские работы Ч.1. М,,1994.С. 1-73.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод М.,1988.-704 с.

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология ХХ века. М.,1997.-495с.

Горичева Т.,Иванов Н.,Орлов Д.,Секацкий А. Ужас реального. Спб,2003.-288с.

Делез Ж. Логика смысла. М.,1995.-298с.

Делез Ж. Различие и повторение. Спб, 1998.-384с.

Деррида Ж. О грамматологии. М.,2000.-511с.

Деррида Ж. Письмо и различие. М.,2000.-495с.

Евлампиев И.И. Неклассическая метафизика или конец метафизики? Европейская философия на распутье. – ВФ, 2003, №5, с. 159-171.

Зандкюлер Х.Й. Репрезентация, или Как реальность может быть понята философски. – ВФ, 2002, № 9, с. 81-90.

Керимов Т.Х. Поэтика времени. М.,2005.-185с.

Котелевский Д.В. От многообразия концепция истины к множественности онтологий. – Эпистемы: Альманах. Екатеринбург, 1998.

Котелевский Д.В. Понятие локального дискурса и его границы. – Многообразие жанров философского дискурса. Екатеринбург, 2001, с. 107-123.

Лакан Ж. О бессмыслице и структуре Бога. –Метафизические исследования. Вып. 14: Статус Иного. Спб,2000, с. 218-231.

Левинас Э. Избранное: Тотальность и Бесконечное. М.-Спб.,2000.-416с.

Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности М.,2004.-240с.

Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М.,2000.-416с.

Мясникова Л.А, Предельные основания индивидуального бытия. – Двадцать лекций по философии. Екатеринбург, 2000, с. 350-366.

Панкратов А. В. Телеология и принцип необратимости. –ВФ, 2003, №8, с. 73-85.

Плотников В.И. Современная философия накануне нового жизненного выбора. – Многообразие жанров философского дискурса. Екатеринбург, 2001, с. 169-197.

Подорога В. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: С.Киркегор, Ф.Ницше, М.Хайдеггер, М.Пруст, Ф.Кафка. М.,1995.-426с.

Трубина Е.Г. Расссказанное Я: проблема персональной идентичности в философии современности. Екатеринбург, 1995.-451с.

Фуко М. Археология знания. Киев,1996.-208с.

Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков, 2003.-503с.

Хайдеггер М. Время и бытие.М.,1993.-447с.

Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск, 1998.-384с.

Эпштейн М. Философия возможного. Спб,2001. -334с.

Семинарские занятия (10 часов)


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.