Методические материалы по онтологии для заочного отделения — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Методические материалы по онтологии для заочного отделения

2017-11-17 389
Методические материалы по онтологии для заочного отделения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблемы онтологии

Методические материалы по онтологии для заочного отделения

 

Составитель – Бакеева Е.В.

 

Программа курса «Онтология» рассчитана на студентов заочного отделения философского факультета (специальность «Философия»). Курс читается в течение двух семестров и состоит из двух частей: «Онтология как основание классического способа мышления» и «Онтология в контексте неклассического мышления». Цель курса – дать студентам представление об основной онтологической проблематике, осмысляемой в европейской философии от античности до современности. Данная цель предполагает решение следующих основных задач:

-определить специфику предмета философии, охарактеризовать ее основные функции;

-обозначить место онтологии в системе философского знания, показать фундаментальную роль вопроса о бытии в познании и осмыслении мира;

-познакомить студентов с основными онтологическими категориями, продемонстрировать их конституирующую функцию в человеческой жизнедеятельности и особенности их осмысления в различных социокультурных контекстах.

Данный курс предполагает знакомство студентов с курсом истории философии и служит базой для курсов по теории познания, философии и методологии науки и другим философским дисциплинам.

Общее количество часов в первом и втором семестрах – 46. В том числе:

-лекции -24 ч (по 12 часов в семестре);

-семинары – (12 часов в 1семестре и 10 часов во 2 семестре).

Отчетность – экзамен (в каждом семестре).

 

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

ОНТОЛОГИЯ КАК ОСНОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО СПОСОБА МЫШЛЕНИЯ

Й семестр

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Лекции

Раздел 1. Онтология в системе философского знания 2ч.

Тема 1. Природа философского знания. Предмет и основные функции философии. Онтология и метафизика. 2ч.

 

 

Раздел 2. Античная философия: онтология Единого. 4ч.

Тема 2. Интуиция Единого и диалектика предела и беспредельного 2ч.

 

Тема 3. Категории «эйдос», «идея», «число» и представление о внутренней детерминации вещей и явлений 2ч.

 

Раздел 3. Осмысление трансцендентности Бытия в средневековой европейской философии 2ч.

Тема 4. Бытие как акт творения и как приобщение к Слову.

Проблема универсалий и взаимодополнительность реализма и номинализма в контексте идеи творения. Понятие реальности и категории субстанции, материи, формы. 2ч.

 

Раздел 4. Онтологические основания новоевропейского рационализма. 4ч.

Тема 5. Объективный и субъективный аспекты бытия как вы-явления сущности 2ч.

 

Тема 6. Проблематика детерминизма в новоевропейской философии и науке 2ч.

 

Итого 12ч.

Семинарские занятия 12 ч.

 

Тема 1. Природа философского знания. Предмет и основные функции философии. Онтология и метафизика. 2ч.

1. Роль концепта «мир» в деле самоосмысления философии.

2. Личностный смысл философии. Знание и мудрость

3. Проблема предмета философии.

4. Проблема метода философии.

5. Роль вопроса о бытии в области философской проблематики.

6. Метафизика как учение о началах и основаниях.

Литература:

К. в. 1:

1. М.Хайдеггер. Бытие и время. Пар.14-16. Харьков, 2003, с. 82-97.

Вопросы к тексту:

-что такое «природа» по отношению к «миру»?

-каким образом возможно осмысление феномена «мирности мира»?

-каким способом «всегда уже есть повседневное присутствие»?

-в чем заключается различие практического и теоретического поведения?

-каково соотношение «подручного» и «наличного»?

-как можно трактовать выражение «разомкнутость мира»?

-что есть, по Хайдеггеру, «бытие-в-мире»?

 

2.К.Ясперс. Введение в философию. Р1. «Что такое философия?». Минск, 2000, с. 9-18.

Вопросы к тексту:

-На каком заблуждении, согласно Ясперсу, основывается поиск всеобъемлющей картины мира?

-Что стоит за выражением К.Ясперса: «Мир не является предметом»?

-каково, согласно Ясперсу, соотношение вечного и исторически обусловленного в человеческом бытии?

К в. 2:

Ф.Ницше. Человеческое, слишком человеческое. – В.И.Плотников. Онтология. Хрестоматия. М.,2004, с.23-28.

Вопросы к тексту:

-что такое «свободный ум»,согласно Ницше?

- как Ницше объясняет происхождение веры?

-какое умение, согласно автору, является признаком более высокой культуры?

-каково отношение свободных умов к внешним событиям?

-в чем заключается цель «свободного ума»?

 

2.А.В.Ахутин. Дело философии. Р.6.2.- А.В.Ахутин. Поворотные времена. Спб, 2005, с. 76-87.

Вопросы к тексту:

-о какой «природе» писали первые философы-«фисиологи»?

-о каком «не-месте» мудрости говорит автор?

-на какой вопрос пытается ответить «греческий Ум – Нус со своим Логосом»?

-в какой «точке» сходятся и расходятся «онтологические эпохи»?

К в. 3:

1.М.Хайдеггер. Основные понятия метафизики. – ВФ, 1989, №9, Пар.1 (с. 116-118).

Вопросы к тексту:

почему, по мнению Хайдеггера, философия не совпадает ни с наукой, ни с мировоззренческой проповедью?

-что означает выражение «философия есть философствование»? как это связано с природой человека?

-как соотносятся между собой понятия «мир» и «целое»?

- в чем заключается специфика метафизических понятий?

-какое определение метафизического мышления предлагает автор?

 

2. В.Виндельбанд. Что такое философия? – П.В.Алексеев. Хрестоматия по философии. М.,2009, с. 74-82.

Вопросы к тексту:

-почему философия не может считаться наукой?

-о каких двух путях поиска предмета философии упоминается в тексте?

-возможно ли определить философию на основе ее метода?

-что, по мнению автора, является «единственным остающимся философии предметом?

3. И.Берлин. Назначение философии. – ВФ, 1999, №5, с.91-98.

Вопросы к тексту:

- о каких «двух корзинах вопросов» говорится в статье?

-какова общая черта философских вопросов?

-какова позиция мыслителей Просвещения в отношении философии?

- как понимает автор задачи философии?

К в. 4:

1. А.Бергсон. Философская интуиция. – П.В.Алексеев. Хрестоматия по философии. М.,2009, с. 131-148.

Вопросы к тексту:

- что является, согласно автору, «основанием» любой философской системы?

-в чем заключается смысл «силы отрицания», свойственной философской интуиции?

-почему нельзя говорить о преемственности в философии в строгом смысле этого слова?

-почему философия не может быть обобщением научных знаний?

-в чем заключается «удел философии», по мнению А.Бергсона?

 

 

2.Там же. В.Эрн. Природа философского сомнения. С. 236-247.

Вопросы к тексту:

-почему философское сомнение «должно заключать в себе некоторую положительную природу»?

-в чем, по мнению автора, состоит «что» сомнения?

-как соотносятся между собой сомнение и мысль?

 

3. М.Хайдеггер. Что значит мыслить? – М.Хайдеггер. Разговор на проселочной дороге. М.,1991, с. 134-145.

Вопросы к тексту:

-как можно понять выражение Хайдеггера «наука не мыслит»?

-что есть «главная черта мышления»?

-как относятся друг к другу поэзия и мышление?

-какое определение разума дает Хайдеггер?

-что является «естественной стихией мышления»?

К в. 5:

1. Н.Гартман. Основной онтологический вопрос. – П.В.Алексеев. Хрестоматия по философии. М.,2009, с. 427-437. Или: Н.Гартман. К основоположению онтологии. Ч.1,Р.1. Гл.1. Спб, 2003, с.143-173.

Вопросы к тексту:

-где, согласно автору, находится «отправная точка онтологии»?

-какой вопрос выступает в качестве «основного вопроса онтологии»?

-в чем автор видит плодотворность выражения Аристотеля «сущее как сущее»?

-о чем свидетельствует невозможность определения бытия через один из его модусов?

 

2. Аристотель. Метафизика. – В.И.Плотников. Онтология. Хрестоматия. М.,2004, с. 404-410.

Вопросы к тексту:

-почему наука о «сущем как таковом» не тождественна ни одной из частных наук?

-почему «сущее и единое – одно и то же»?

-какие категории Аристотель относит к области «первой философии»?

-почему «учение о божественном предпочтительнее всех других наук»?

К в. 6:

1.М.Шелер. Философское мировоззрение. – П.В.Алексеев. Хрестоматия по философии. М.,2009, с. 8-18.

Вопросы к тексту:

-почему, согласно Шелеру, «метафизическую идею» и «метафизическое чувство» оказывается невозможным устранить из человеческой жизни?

-о каких трех видах знания говорится в тексте?

-в чем заключается специфика каждого из этих видов?

-что такое метафизика как «метаантропология»?

 

2.М.К.Мамардашвили. Введение в философию. Р.»Неизбежность метафизики». – М.К.Мамардашвили. Мой опыт нетипичен. Спб, 2000, с. 150-167.

Вопросы к тексту:

-что выступает в качестве основного условия суждений науки?

-что такое «чистое» или «трансцендентальное» сознание?

-какие «два рода утверждений» упоминаются в тексте? В чем заключается основное различие между ними?

-какие задачи выполняют «метафизические высказывания»?

-какое определение метафизики предлагает автор?

-что выступает в качестве «основной метафизической операции в философии»?

Учебное пособие: Е.В.Бакеева. Введение в онтологию: образы мира в европейской философии. Курс лекций. Екатеринбург, Из-во Урал. ун-та, 2014. Раздел 2. «Средневековая европейская философия: Онтология творения». С.107-208.

1. Абсолютная разделенность и неразрывная связанность Творца и творения. Слово как посредник.

2. Общее и единичное в контексте учения о сотворенности мира. Проблема универсалий.

3. Этические аспекты понимания бытия как творящего акта. Проблема свободы в онтологии творения.

Литература:

К в. 1:

1. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992, Кн. 1 (разд. 6), Кн. 2 (разд. 5), Кн. 4 (разд 9), Кн. 11 (разд. 4- 10).

Вопросы к тексту:

-каков смысл выражения «мертвая жизнь» или «живая смерть»?

-как соотносятся между собой Наивысшее Благо и низшие блага?

-о каком способе сохранения преходящего говорит Августин?

-каков онтологический статус Слова в концепции Августина?

 

2. А.В.Ахутин. Диалог в начале. Разд. 2. 1 и 2.2. – А.В.Ахутин. Поворотные времена. Спб, 2005, с. 310-320.

Вопросы к тексту:

-в чем отличие понимания соотношения Начала и «мира» неоплатониками и христианскими мыслителями?

-как можно понять выражение «Бог как свободная субъектность»?

-что означает «разрыв естественной связи» между Единым и «миром»?

-в чем заключается «условность бытия мира»?

-как различаются между собой «эйдос» и «воплощенное Слово»?

К в. 2:

1. Иоанн Солсберийский. Металогикон. – Антология средневековой мысли. Т.1. Спб, 2001, с. 497-505.

Вопросы к тексту:

-как соотносятся между собой универсалии и единичные вещи?

-как, согласно автору, необходимо понимать «относительные высказывания»?

-в чем заключается различие между способом мышления и способом существования?

-какое определение универсалий дается в тексте?

 

2. Альберт Великий. Трактат второй. Об интеллигибельном самом по себе. – Антология средневековой мысли. Т.2. Спб, 2002, с. 66-80.

Вопросы к тексту:

-почему,согласно автору, «интеллигибельно только универсальное»?

-о каких двух способах существования универсального говорит автор?

-каким образом «универсалия есть прежде вещи» и в то же время «следует вещи»?

-как соотносятся между собой интеллект и интеллигибельное?

 

3. Уильям Оккам. Диспуты 1-4. – Антология средневековой мысли.Т.2. Спб, 2002, с. 324-340.

Вопросы к тексту:

-какое определение единичного дается автором?

-почему «всякое познание общего есть познание единичного»?

-в чем заключается различие между интуитивным и абстрактным познанием?

-почему невозможно интуитивное познание несуществующей вещи?

К в. 3:

1. П.Абеляр. «Этика, или познай самого себя. Р. «Что такое порок души и что называется собственно грехом?» - П.Абеляр. Тео-логические трактаты. М.,1995, с. 249 – 266.

Вопросы к тексту:

-в чем автор видит различие между грехом и пороком?

-почему, по мнению Абеляра, свобода может быть только духовной?

-почему «нет субстанции греха»?

-в чем отличие воли от страсти?

-прокомментируйте положение «при воздаянии взвешиваются не деяния, но душа»;

-в чем заключается различие между собственной и несобственной волей?

-о какой «противоположности факта и духа» говорится в тексте?

 

2. Ансельм Кентерберийский. О свободном выборе. – Антология средневековой мысли. Т.1. Спб, 2001, с. 231-249.

Вопросы к тексту:

-каким образом «свобода и рабство могут сосуществовать в человеке без противоречий»?

-какое определение рабства дается в тексте?

-как автор определяет «правильную волю»?

-почему «даже Бог не может изменить правильную волю»?

-что такое свободный выбор, по определению Ансельма?

 

Учебное пособие: Е.В.Бакеева. Введение в онтологию: образы мира в европейской философии. Курс лекций. Екатеринбург, Из-во Урал. ун-та, 2014. Раздел 3. «Онтология субъекта». С. 209-293. (К теме 5 и 6).

1. Непознаваемость сотворенного мира и идея активности субъекта в концепции «предположительного мира» Николая Кузанского.

2. Акт самосознания как исходный момент «познающего бытия».

3. Понятие объекта как конструкции познающего разума.

Литература:

К в. 1:

1.Н.Кузанский. Об ученом незнании. Гл. 1-3. – Н.Кузанский. Сочинения в 2-х тт. Т.1. М.,1979, с. 50-54. О предположениях. Пролог, гл. 1-8. Там же, с. 187-204.

Вопросы к тексту:

«Об ученом незнании»:

-о каком основном свойстве человеческого познания говорит Н.Кузанский?

- как определяется в тексте «природа максимума»?

-как соотносятся между собой человеческое знание и «истина, как она есть»?

«О предположениях»:

-в чем заключается несоразмерность знания различных людей?

-каково происхождение «предположительного знания»?

-какова роль операций «свертывания» и «развертывания» в процессе познания?

-какое определение числа дает Н.Кузанский?

-какова роль единицы в мышлении и познании?

-как автор понимает соотношение разума, рассудка и души?

 

К в. 2:

1. Р.Декарт. Первоначала философии. Ч.1. Р. 1-11, 43-76. – Р.Декарт. Сочинения. Спб, 2006, с. 472-475, 486-500.

Вопросы к тексту:

-какова,согласно Декарту, методологическая роль сомнения?

-какое положение утверждается автором в качестве наиболее достоверного?

-как в тексте определяется мышление?

-что такое «ясное и отчетливое знание»?

-как Декарт определяет субстанцию?

-что такое «врожденные идеи»?

 

2. И.Кант. Критика чистого разума. Трансцендентальная логика. Гл.2. пар. 15-19. Трансцендентальная дедукция чистых понятий рассудка. Спб, 1993, с. 94-111.

Вопросы к тексту:

-как, согласно Канту, осуществляется соединение многообразия наглядных представлений в процессе познания?

-что такое «чистая апперцепция» или «трансцендентальное единство самосознания?

-какой принцип, согласно Канту, есть «высшее основоположение во всем человеческом знании»?

-на каком условии, согласно Канту, «основывается возможность самого рассудка»?

-каким образом наглядное представление может сделаться объектом?

-какое определение суждения дается в тексте?

К в. 3:

1. Р.Декарт. Правила для руководства ума. Правила 1-14. – Антология мировой философии. Т.2. М.,1970, с. 272-286.

Вопросы к тексту:

-чем ограничена область интересов познающего разума?

-какое определение интуиции и дедукции дается в тексте?

-что такое «всеобщая» («универсальная») математика?

-какое определение Абсолютного дается автором?

-какова роль порядка в человеческом знании?

-почему протяжение может выступать в качестве главной характеристики объекта?

 

2. Т.Гоббс. Левиафан. Ч.1. Гл. 1-3. – Антология мировой философии. Т.2. М.,1970, с. 309-318.

Вопросы к тексту:

-как в тексте определяется объект?

-какова роль ощущений и представлений в процессе познания?

-почему позиция Гоббса по вопросу об источниках познания также предполагает активную роль субъекта?

 

3. Дж.Локк. Опыт о человеческом разуме. Кн.2. Гл 1-8. – Антология мировой философии. Т.2. М.,1970, с. 417-421.

Вопросы к тексту:

-как соотносятся между собой в процессе познания ощущения и рефлексия?

-что такое первичные и вторичные качества?

К в. 4:

1.И.Кант. Критика чистого разума. Трансцендентальная логика. Гл.3. Об основании различения всех предметов вообще на Phaenomena и Noumena. Спб, 1993, с. 180-193.

Вопросы к тексту:

-каковы границы возможностей и область применения рассудка?

-что такое «эмпирическое применение понятий»?

-что такое «основоположения рассудка»?

-какое определении мышления дается Кантом?

-в чем заключается отрицательное и положительное значение понятия «вещь в себе»?

-как Кант оценивает интеллектуальную интуицию?

-как в тексте определяется «проблематическое»?

-в чем заключается итоговый вывод данной главы?

 

2. П.П.Гайденко. Эволюция понятия науки (17-18 вв). Формирование научных программ Нового времени. Гл.2. пар. 5. Причина и закон в механике Галилея. С. 119-124.

Вопросы к тексту:

-как понимается материя в механике Галилея?

-каковы основные свойства материи?

-в чем заключается основное отличие галилеевского понятия материи от осмысления этой категории в античной и средневековой онтологии?

-как понимается материя в концепции Р.Декарта?

-почему именно движение по прямой имеет приоритет по отношению к иным видам движения?

Список литературы

Ахутин А.В. Тяжба о бытии.М.,1997.- 320с.

Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М., 1988.-208с.

Белов М.В. Философия философии (Самоопределение философии в акте рефлексивного мыследействия). Пермь,2003.-120с.

Бибихин В.В. Язык философии. М.,1993.-135с.

Библер В.С. Кант – Галилей – Кант. М.,1991.-317 с.

Виллер Э. Учение о Едином в античности и средневековье: Антология текстов. Спб,2002.-668с.

Гартман Н. К основоположению онтологии. Спб,2003.с. 77-226.

Губин В.Д. Жизнь как метафора бытия. М.,2003.-208 с.

Делез Ж. Что такое философия? М.-Спб,1998.-287с.

Ефимов И. Практическая метафизика. М.,2001.-272с.

Коплстон Ф. Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя. Вестком, 1999.-275с.

Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. – Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.,1993.С.61-306.

Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.,1993.С.8-135.

Лошаков Р.А. Различие и тождество в греческой и средневековой онтологии. СПб, 2007.

Мамардашвили М.К. Введение в философию. –Мамардашвили М.К. Философские чтения. Спб,2002, с. 7-170.

Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. М.,1997.-320с.

Марсель Г. В защиту трагической мудрости. – Путь в философию. Антология. М.,2001, с. 243-268.

Никулин Д.В. Пространство и время в метафизике 17 века. Новосибирск, 1993.-258с.

Паршин А.Н. Средневековая космология и проблема времени. – ВФ,2004,№12, с. 70-88.

Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. Спб,2001.-415 с.

Пивоваров Д.В. Основные категории онтологии. Екатеринбург,2003.-268с.

Плотников В.И. Онтология. Хрестоматия. Екатеринбург,2004.-832 с.

Пушкин В.Г. Сущность метафизики: от Ф.Аквинского через Гегеля и Ницше к Мартину Хайдеггеру. Спб,М.,Краснодар, 2003.С. 3-254.

Родзинский Д.Л. Связь мудреца с античными образами судьбы. М.,2000.-104с.

Хейзинга Й. Осень средневековья. М.,1995.-416с.

Хесле В. Гении философии Нового времени. М.,1992.-224с.

Хинске Н. Кантовское разрешение антиномии свободы или неприкосновенное ядро совести. – ВФ, 2005, №2,с. 144-157.

Философия природы в античности и в средние века.М.,2000.-608 с.

 

Вопросы к экзамену

1. Предмет философии как особой формы познания. Философия как деятельность.

2. Проблема метода философского познания.

3. Место онтологии в структуре философского знания.

4. Онтология и метафизика.

5. Специфика онтологических категорий.

6. Роль онтологических допущений в человеческой деятельности.

7. Интуиция Единого как смысловое ядро античного мышления.

8. Единство логоса и понимание диалектики в античной философии.

9. Соотношение категорий предела и беспредельного, бытия и небытия.

10. Справедливость как соразмерность. Этический рационализм.

11. Структура (в-себе-различенность) Единого как основа тождества.

12. Представления о взаимопревращаемости вещей в античном мышлении. Диалектика движения и покоя.

13. Категории части и целого в античной философии.

14. Многомерность пространства и времени в античном мышлении.

15. Роль категорий «эйдос», «идея», «число» в онтологии Единого.

16. Идея как «живое понятие». Тождество бытия и мышления.

17. Геометрический характер числа и представления о космической гармонии в античной философии.

18. Понятие судьбы в античной культуре и его связь с категорией Единого.

19. Отношение «Творец – тварь» как основа дуализма средневекового мышления. Трансцендентное как апофатическая идея.

20. Слово и Текст в средневековой христианской философии, их онтологический смысл. Слово как плоть.

21. Бытие как акт творения. Время и вечность.

22. Зло как нехватка бытия. Статический и иерархический характер средневековой картины мира.

23. Общее, особенное и единичное в контексте идеи творения. Спор об универсалиях. Проблема уникального.

24. Учение о боговоплощении и проблема соотношения веры и знания. Слово как орудие познания-овладения.

25. Соотношение категорий возможности и действительности в свете концепции непрерывного творения.

26. Внешний и внутренний аспекты морального действия. Учение о предопределении и проблема свободы воли.

27. Вещь как фрагмент тварного мира. Категории субстанции, материи и формы.

28. Отношение «Творец – тварь» и реальность как граница между «внешним» и «внутренним». Составный характер реальности. Роль чувственного элемента в познании тварного мира.

29. Субъект-объектное отношение и категории сущности, явления, опыта в новоевропейском мышлении.

30. Бытие как объект. Пассивность и непроницаемость объекта.

31. Бытие как субъект. Понятие трансцендентального.

32. Взаимодополнительность теоретического и практического в рамках трансцендентальной позиции.

33. Категории материи и идеи как два «полюса» новоевропейской философии.

34. Диалектика бытия и ничто как саморазвитие понятия.

35. Основные положения механистической картины мира.

36. Фундаментальная роль понятия «природа» в классическом естествознании.

37. Реляционная и субстанциальная концепции пространства и времени в в философии и науке Нового времени.

38.Онтологический аспект «гносеологической трактовки» пространства и времени в философии И.Канта. Автономия и гетерономия.

39.Линейный детерминизм и принцип развития. Понятие естественного

закона.

40.Свобода как «истина необходимости» (Гегель). История и прогресс.

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

 

Й семестр

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

 

Лекции

Раздел 1. Проблема реальности в современной философии и науке. 4ч.

Тема 1. Феноменологический переворот в философии ХХ века 2ч.

Тема 2. Понимание реальности в неклассическом естествознании 2ч.

 

Раздел 2. Категория «субъект» в неклассической философии. 8ч.

Тема 3 Проблематизация классически-рационалистического миропонимания и отказ от автономии субъекта. 2ч.

Тема 4. Бытие как экзистенция. 2ч.

Тема 5. Понимание, диалог и проблема Другого 2ч.

Тема 6. Проблематика «смерти субъекта» в современной философии 2ч.

 

Раздел 3.Бытие и язык. 6ч.

Тема 7. Язык как фундаментальная экзистенциально-онтологическая категория 2ч.

Тема 8. Философия как «критика языка» и ее онтологический контекст 2ч.

Тема 9. Структура и дискурс 2ч.

 

Раздел 4. «Событийная» трактовка бытия как «основа» неклассического мышления 4ч.

Тема 10. Переосмысление времени и онтология событийности 2ч.

Тема 11. Культурный, социальный и экзистенциальный аспекты бытия как события 2ч.

 

Итого 22ч.

Семинарское занятие

Переосмысление основных онтологических категорий в неклассической философии и науке 2ч.

 

 

Всего 24ч.

 

 

ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

 

Раздел 1. Проблема реальности в современной философии и науке.

 

Тема 1. Феноменологический переворот в философии ХХ века

Онтологические основания феноменологического проекта Э.Гуссерля. «Первичность» отношения и понятие интенциональности. Феномен как «место встречи» имманентного и трансцендентного. Феноменологическая «эпохе» как способ восхождения к бытию сознания. Модусы сознания и понятие горизонта. Бытие как «вещь» и как «переживание». Противостояние и взаимопредположенность «живой телесности» и «чистого сознания» в рамках феноменологической позиции. Связь феномена и времени. Феноменологическая позиция как «базис несомненности» неклассического способа мышления.

 

Тема 2. Проблема реальности в неклассическом естествознании

Научная революция начала ХХ века и кризис онтологических оснований классической науки. Проблематизация непрерывности опыта в неклассическом естествознании. «Реальность» как поле взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Онтологический аспект принципа дополнительности. Холистическое мировидение и «человекоразмерные объекты». Концепция автопоэзиса. Самоорганизация, необратимость, случайность в синергетической научной парадигме.

 

Раздел 4. Категория «субъект» в неклассической философии

 

Тема 3. Проблематизация классически-рационалистического мировидения и отказ от автономии субъекта

К.Маркс о функциональном характере сознания. Историзм и открытие «многомерности» субъекта. Категория практики, ее онтологический и методологический смысл. Критика самоочевидностей сознания в психоаналитической концепции З.Фрейда. Бессознательное как психологическое понятие и как философский концепт. Рефлексивная функция психоанализа. Парадоксальный характер тезиса о вторичности автономного рационального субъекта.

 

Тема 4. Бытие как экзистенция

Переосмысление вопроса о бытии в «фундаментальной онтологии» М. Хайдеггера. «Вопрошание о бытии» как способ бытия. Проблема онтически-онтологического различия. Сущее как наличное и как присутствие. Экзистенция как «сущность» присутствия. Фактичность и временность присутствия. «Размыкание бытия» (М.Хайдеггер) в экзистенциальной аналитике. Существование и сущность, свобода и ответственность. Свободное действие и проблема соотношения возможности и действительности.

Тема 5. Понимание, диалог и проблема Другого

Онтологизация понимания как осмысление замкнутого характера бытия-в-мире. Репрезентативность знания и бытийность понимания. Одиночество как онтологический феномен. Разделенность и взаимопроникновение «смысла» и «мира». Фигура Другого как символ конечности Я-бытия. Онтологическая «первичность» отношения «Я – Ты». «Изначальная» диалогичность бытия и множественный характер истины. «Другой» как способ отрицания фундаментальной тождественности. Современное философствование как «другое» классической философии.

 

Тема 6. Проблематика «смерти субъекта» в современной философии

«Смерть автора» (Р.Барт) и эпифеноменальность субъекта. Критика «антропологической зависимости» в структурализме и постструктурализме. Ж.Деррида о субъекте как «инварианте присутствия». Деконструкция как «смещение центра», ее негативно-утверждающий характер. М.М.Бахтин: полярное отношение «вещь – личность», воплощенность и «не-алиби-в бытии». Феноменология телесности в современной философии. Человек как «граница мира» (Л.Витгенштейн). Тезис о смерти субъекта как «самоубийство» и как прорыв к «истоку» субъектности. Возможности преодоления трансцендентальной позиции.

 

Раздел 3. Бытие и язык

 

Тема 7. Язык как фундаментальная экзистенциально-онтологическая категория

М.Хайдеггер о взаимопринадлежности языка и присутствия. «Изначальная» смысловая расчлененность бытия-в-мире. Понимание как «модус бытия» и экзистенциальный характер речи. Слышание и молчание как возможности речи. Невозможность объективации языка. Игра, виртуальность речи и среда языка в философской герменевтике Х.-Г.Гадамера. Язык как «опыт мира».

 

Тема 8. Философия как «критика языка» и ее онтологический контекст

«Логико-философский трактат» Л.Витгенштейна о границах языка и мира. Языковая природа философских проблем. Тавтологичность как выражение замкнутости языка и мира. «Внемирность» смысла. Трансцендентность «показываемого» и имманентность «сказываемого». Философская деятельность как «ограничение мыслимого изнутри», онтологический смысл философствования как деятельности. Концепция языковых игр и возможность плюралистической онтологии.

 

Тема 9. Структура и дискурс

Структура как псевдообъект. Изменение иерархической связи онтологических категорий «вещь», «свойство», «отношение» в структуралистской теории. Тезис о несуществовании метаязыка и фиктивный характер «непосредственной реальности». Роль оппозиции «речь – письмо» в переосмыслении онтологического фундамента классического рационализма. Отказ от репрезентации как признание взаимопринадлежности бытия и мышления. Событийная грань языка: дискурс. Понятие локального дискурса.

 

Раздел 4. «Событийная» трактовка бытия как «основа» неклассического мышления

Тема 10. Переосмысление времени и онтология событийности

Отказ от «бытия» и утверждение игры в деконструктивизме. Категория чистого становления, ее проблематичность. М.Хайдеггер: «исчезновение бытия» в событии-присвоении. Взаимодополнительность дискретности и континуальности в «событии бытия». Событие и неоднородность времени и пространства. Переосмысление категорий всеобщего, индивидуального, особенного в контексте неклассической онтологии. Сингулярность как событие смысла.

 

Тема 11. Культурный, социальный и экзистенциальный аспекты бытия как события

«Размывание» социальных структур и идентичностей. Стирание онтологических границ и активная роль зрителя в современном искусстве. «Диалогический» характер постнеклассической науки. Фрагментация повседневного существования современного человека. «Обессмысливание» практически-преобразовательной деятельности в условиях релятивизации реальности. Деятельность как игра и творчество. Философия как форма «понимающего бытия» и ее экзистенциальная роль в ситуации распада смысла.

 

Список литературы

АршиновВ.И.,Свирский Я.И. От смыслопрочтения- к смыслопорождению. – ВФ,1992, №2, с. 145-152.

Бакеева Е.В. Понимание как экзистенциальная проблема. Екатеринбург,2002.-169с.

Бакеева Е.В. Апофатическое мышление как элемент новой рациональности – Вестник ТГУ, №25. Томск,2004.-90с.

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.,1989.-616с.

Бахтин М.М. К философии поступка. – Бахтин М.М. Работы 20-х гг. Киев, 1996, с. 11-68.

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.,1963.-364с.

Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. (Два философских введения в 21 век). М.,1991.-412 с.

Бондаренко И.А. Феноменология бытийственного сознания (опыт метафизики человеческого существования).М.,2000.-382с.

Бряник Н.В. Онтология структурализма. – В поисках новой онтологии. Екатеринбург, 2004.,с.163-194.

Витгенштейн. Л. Философские работы Ч.1. М,,1994.С. 1-73.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод М.,1988.-704 с.

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология ХХ века. М.,1997.-495с.

Горичева Т.,Иванов Н.,Орлов Д.,Секацкий А. Ужас реального. Спб,2003.-288с.

Делез Ж. Логика смысла. М.,1995.-298с.

Делез Ж. Различие и повторение. Спб, 1998.-384с.

Деррида Ж. О грамматологии. М.,2000.-511с.

Деррида Ж. Письмо и различие. М.,2000.-495с.

Евлампиев И.И. Неклассическая метафизика или конец метафизики? Европейская философия на распутье. – ВФ, 2003, №5, с. 159-171.

Зандкюлер Х.Й. Репрезентация, или Как реальность может быть понята философски. – ВФ, 2002, № 9, с. 81-90.

Керимов Т.Х. Поэтика времени. М.,2005.-185с.

Котелевский Д.В. От многообразия концепция истины к множественности онтологий. – Эпистемы: Альманах. Екатеринбург, 1998.

Котелевский Д.В. Понятие локального дискурса и его границы. – Многообразие жанров философского дискурса. Екатеринбург, 2001, с. 107-123.

Лакан Ж. О бессмыслице и структуре Бога. –Метафизические исследования. Вып. 14: Статус Иного. Спб,2000, с. 218-231.

Левинас Э. Избранное: Тотальность и Бесконечное. М.-Спб.,2000.-416с.

Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности М.,2004.-240с.

Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М.,2000.-416с.

Мясникова Л.А, Предельные основания индивидуального бытия. – Двадцать лекций по философии. Екатеринбург, 2000, с. 350-366.

Панкратов А. В. Телеология и принцип необратимости. –ВФ, 2003, №8, с. 73-85.

Плотников В.И. Современная философия накануне нового жизненного выбора. – Многообразие жанров философского дискурса. Екатеринбург, 2001, с. 169-197.

Подорога В. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: С.Киркегор, Ф.Ницше, М.Хайдеггер, М.Пруст, Ф.Кафка. М.,1995.-426с.

Трубина Е.Г. Расссказанное Я: проблема персональной идентичности в философии современности. Екатеринбург, 1995.-451с.

Фуко М. Археология знания. Киев,1996.-208с.

Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков, 2003.-503с.

Хайдеггер М. Время и бытие.М.,1993.-447с.

Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск, 1998.-384с.

Эпштейн М. Философия возможного. Спб,2001. -334с.

Семинарские занятия (10 часов)

Проблемы онтологии

Методические материалы по онтологии для заочного отделения

 

Составитель – Бакеева Е.В.

 

Программа курса «Онтология» рассчитана на студентов заочного отделения философского факультета (специальность «Философия»). Курс читается в течение двух семестров и состоит из двух частей: «Онтология как основание классического способа мышления» и «Онтология в контексте неклассического мышления». Цель курса – дать студентам представление об основной онтологической проблематике, осмысляемой в европейской философии от античности до современности. Данная цель предполагает решение следующих основных задач:

-определить специфику предмета философии, охарактеризовать ее основные функции;

-обозначить место онтологии в системе философского знания, показать фундаментальную роль вопроса о бытии в познании и осмыслении мира;

-познакомить студентов с основными онтологическими категориями, продемонстрировать их конституирующую функцию в человеческой жизнедеятельности и особенности их осмысления в различных социокультурных контекстах.

Данный курс предполагает знакомство студентов с курсом истории философии и служит базой для курсов по теории познания, философии и методологии науки и другим философским дисциплинам.

Общее количество часов в первом и втором семестрах – 46. В том числе:

-лекции -24 ч (по 12 часов в семестре);

-семинары – (12 часов в 1семестре и 10 часов во 2 семестре).

Отчетность – экзамен (в каждом семестре).

 

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.249 с.