Милетская школа: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Милетская школа: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.

2017-11-17 195
Милетская школа: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Билеты по философии

 

1. Возникновение философии, мифологии.

2. Древняя Индия.

3. Древний Китай.

4. Милетская школа: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.

5. Гераклит, Эмпедокл.

6. Анаксагор.

7. Пифагор, пифагорейцы.

8. Элейская школа: Ксенофан, Парменид и Зенон.

9. Античный атомизм: Левкипп, Демокрит, Эпикур.

10. Софисты: Протагор, Гиппий, Антифонт.

11. Учение Сократа о человеке.

12. Платон (теория идей).

13. Аристотель.

14. Стоицизм.

15. Христианская философия, патристика, апологетика.

16. Блаженный Августин.

17. Средневековая схоластика (учение о двойственной истине, номинализм, реализм).

18. Фома Аквинский.

19. Философия эпохи возрождения.

20. Французское просвещение 18-го века.

21. Французский материализм 18-го века.

22. Френсис Бэкон.

23. Декарт.

24. Лейбниц, Локк.

25. Философия нового времени (Паскаль, Гоббс, Спиноза).

26. Беркли, Юм.

27. Кант.

28. Гегель.

29. Философия жизни: Шопенгауэр, Ницше.

30. Предмет философии с позиций неопозитивизма.

31. Предмет философии с позиций экзистенциализма.

32. Закономерности развития науки с позиций постпозитивизма.


 

Древняя Индия.

 

Индия --- нравственность человека, пути освобождения его от мира объектов и страстей. Путь самосовершенствования души и тела, достижение нирваны. Дело освобождения путем растворения души-атмана в мировой душе, универсальном принципе мира-брахмане. Концепция круговорота жизни -сансара и закон воздаяния -карма. Бесконечная цепь перерождений и совершенствования души, если достоин, то воплощаешься в священнослужителя -брахмана, представителя власти-кшатрия, земледельца, торговца или ремесленника - вайшья. Если неправедный образ жизни – низшая каста-шудра (непосредственные производители и зависимое население) или в животного. Человек мыслится как часть мировой души со стремлением к свободе.

 

Древний Китай.

 

Китай. Конфуций. нравственное поведение.Человек наделен небом этическими качествами, должен поступать в согласии с моральным законом - дао и совершенствовать эти качества. Цель --- достижение идеального человека, благородного мужа. Центральная концепция -- человечность, гуманность, любовь, не делай людям то, что не пожелаешь себе. принцип сыновней почтительности и уважение к родителям. Лао-цзы. Принцип дао--- надо просто ему следовать. Мудрый правитель руководствуетяс принципом недеяния, одинаково относится ко всем и не печалится ни о жизни, ни о смерти.

Восточной фил свойственна мудрость, гуманное отношение к социальному и природному миру, ориентация на совершенствование внутреннего мира человека, изменение его, а не внешнего мира и обстоятельств. Человек сам является своим спасителем и богом. Он связан с трансцендентальным бытием и миром.

 

Гераклит, Эмпедокл.

 

ГЕРАКЛИТ. Родом из Эфеса. (530 - 470 ггднэ). Аристократ, отстранившийся от власти. Исходный пункт учения о мире - представление о преходящем, изменчивом хар. всего существующего.

Диалектический материализм. Все сущ. вещи возникли из материального первоначала. Однако первовещ. - это огонь. Выбор огня в кач. первовещества обусловлен взглядами Г. на характер жизни природы. Мир нах. в постоянном процессе изменения, а из всех прир. вещей наиболее подвижен, изменчив огонь. " Этот космос один и тот же для всего существующего не создал ни какой бог и никакой человек, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим". Причина вечного изменения - борьба противоположностей.

Мир остается в основе огнем, несмотря на все изменения. Душа тоже из огня, душа материальна - это наименее влажный огонь. Все вещи возникают из огня согласно необходимости.

Миром правит "логос".(закон, необходимость)"Даже Солнце не может переступить логос." Мир есть процесс в котором всякая вещь переходит в свою противопол.(холодное в теплое, Влажное в сухое и наоборот)"Нельзя дважды войти в одну реку" В челов. жизни превращ. в противопол. есть борьба. Она "отец всего, царь всего". Благодаря борьбе противопол. обнаруживается их внутреннее тождество: жизнь и смерть, путь вверх и вниз.

Всеобщность изменения и переход каждого качества в противоп. делают все кач. вещей относительными.(морская вода - чистейшая и вместе с тем грязнейшая: для рыб -питательна, для людей -негодна)

Логос - основа всеобщности и истинности чел. познания. В основе мышления лежат ощущения. Мышление предпочитает все, что доступно чувствам зрения и слуха. Мышление - общее всем людям, всем дано познать себя и быть разумными. Даже если что-то осталось скрытым от света, воспринимаемого чувствами, оно не могло бы укрыться от разумного света, "от того, что никогда не заходит"

Однако, считает Г., большинство людей не знают всеобщего и вечного, не ищут познания, принимают многознание за ум.

 

Пифагор, пифагорейцы.

Пифагор из Самоса 580-500гднэ. При тиране Поликрате переселился в Ю.Италию в г. Кротон где основал полит и рел. Союз представл. интересы аристократии. Сам ничего не писал. Учения его претерпели знач. эволюцию. Выдвинул реакц учение о порядке. В общ. Жизни порядок - власть аристократов.

Последов П. объединились в союз. Боролись с демократией. В 5 вднэ этот союз был разгромлен демокр. Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не матер первоначало, а числа, кот образуют космический порядок - прообраз общ. порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Первая попытка постановки вопроса о роли колич. стороны явл. природы. Математика, геометрия, теории архитектуры. музыки, скульптуры.(высота тона струны зав. от ее длины.) Движ небесных тел подчиняется мат. соотношениям - гармония сфер.

Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Свящ. монада(единица) – это мать богов, всеобщее первоначало и основа всех прир.явлений. Двойка – это принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противор. сторон. Четверка - образ четырех элементов прир. ИТД. Мысль о том, что все в прир. подчинено опред. числ соотнош., благодаря абсол чисел приводила П. К идеалистическому утверждению, что именно число, а не материя явл. первоосновой всего.Все вещи состоят из противоположностей - чет нечет, предел беспредельное,

 

единство множество, правое левое, мужское женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга(в отличии от Гераклита). Особое значение - предел и беспредельное. Предел - огонь, беспред. - воздух.(пустота). Мир дышит пустотой, состоит из взаимод. огня и воздуха. Идеи бессмертия души и переселения душ.

 

Учение Сократа о человеке.

 

СОКРАТ. Афинянин (469-399днэ). С. собрал вокруг себя многочисл учеников, большая часть кот. оказалась врагами раб. демократии. Это а также выступл самого С. против дем. строя восстановили против него народ. Он был привлечен к суду и отравился. По его мнению, управлять государством должны люди не богатые и знатные, а знающие, умелые и лучшие.

Сам С. ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям учеников: Ксилофонт, Платон, Аристофан, а так же Аристотеля. Для С. характерна логичность речи, ирония, изобличение сбивчивости понятий своих собеседников и мастерское расчленение вопроса, составл. предмет обсуждения. Выступал против Софистов.

Фил.по С. - учение о том как следует жить. С. выступает против натурфил., эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познав знач. органов чувств. Главная задача познания - позн. самого себя. (самопознание). Познание природы невозможно (агностицизм), возможно познание души, а добродетели соответствуют взрослению души.

 

Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей, Т.о. знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Должна сущ. единая общая и высшая цель, кот. подчин. все частные цели и кот. есть безусловное высшее благо. Определения обобщаются через индукцию. Определению понятия предшествует беседа, в ходе которой хорошо поставленные вопросы изобличают собеседника в противоречии. Тогда устраняется мнимое знание, а беспокойство ума направляется на поиски подлинной истины. Искусство спора – метод вопросов, "ирония".

В этике С. отождествляет добродетель со знанием. Нет человека, кот. зная, что он может сделать что-то лучшее, стал бы напротив делать худшее. Дурное действие есть незнание, а мудрость - совершенное знание. счастье человека - когда его душа полна добродетелями.

 

Платон (теория идей).

 

Платон (427-347днэ). Афинянин, был противником аф демократии. Фил развитие началось в школе Сократа. В городах ю. Италии и Сицилии он продолжил ознакомление с фил элейцев и пифагорейцев. В 387г он вернулся в Афины и основал школу (академия).

Мир чувств вещей не есть мир подлинно сущего: чувств вещи возник и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного. Подлинной сущностью вещей их причинами явл бестелесные нечувств формы (идеи или виды), постигаемые умом. По отнош к чувст вещам идеи и причины и образцы и цели, кот стремятся вещи, и понятия об общей основе вещей каждого класса.

Т.к. чувст вещи преходящи, то они должны быть обусловлены не только бытием, но и небытием. Это небытие есть материя. и пространство. (обл нерекращ движения, возникновения и изменения) Материя принимает на себя идеи и превращ их во множество частных вещей, разделенных пространством.

Область идей представляет собой пирамиду, на вершине кот идея блага. Она обуславливает познаваемость, сущность предметов, от нее они получают свою сущность. Идея блага явл не только верховной причиной бытия, но и его целью (телеология - учение о целесообразности)

Идеи вечны, неизменны, тождественны, не зав от условий пространства и времени. Мир вещей - мир вечного возникновения и гибели, движения и изменчивости, в нем все свойства относительны, ограничены усл пространства и времени. Материю сотворил демиург - творец, чистый разум.

В центре космологии учение о мировой душе. Душа заключена в темницу нашего тела, но способна к перевоплощениям. Знание есть припоминание. До своего вселения в оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись с телом душа забывает то, что знала, но в глубине эти знания остаются. Восприятия материальных предметов напоминают душе позабытые ей знания. Вид познания зависит от различия познаваемых вещей. Достоверное познание (воспоминание) - только об истинно сущих видах-- идеях. О чувственных вещах и явлениях возможно лишь вероятное мнение. Тут не понятно, что есть истина. Между идеями и чувственными вещами - математические понятия, доступные рассудочному познанию.

Метод познания --- диалектика. Два пути --- восхождение по обобщению понятий вплоть до высших родов и нисхождение от общего к частному, это касается только идей, но не чувственных единичных вещей.

Идеи познаются путем интуиции, независимой от чувст восприятия, чувств вещи отражаются лишь во мнениях, кот не дают подлинного знания.

 

Аристотель.

 

Родился в Фракийском городе Стагир, обучался в платоновской академии. (384-322 днэ). После смерти Платона проживал в Атарнее (остров Лесбос) а затем при дворе македонского царя Филиппа в качестве воспитателя его сына - Александра. В 335 году возвратился в Афины, где основал школу – гимнасии (Ликей).

Учение А. - объективный идеализм.

В философии различал 1) теоретическую часть --- учение о бытие, его частях, причинах и началах; 2) практическую --- о человеческой деятельности; 3) поэтическую --- о творчестве. предмет науки - общее, но оно существует в единичном и познается через него, то есть условие познания - индуктивное обобщение и чувственное восприятие. Признавал 4 причины

1) материя, или пассивная возможность становления;

2) форма - сущность бытия, действительность того, что материи дано как возможность;

3) начало движения;

4) цель.

Четырехпринципная структура всякой вещи, как организма:

1. Эйдос (идея) вещи является такой её сущностью, которая находится в ней самой, и без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь.

2. Материя вещи есть только ещё самая возможность её оформления и возможность эта - бесконечно разнообразная. Эйдос вещи не есть её материя, а материя вещи не есть её эйдос. Материя есть только возможность осуществления эйдоса.

3. Если вещи движутся, а для движения должна существовать какая-нибудь определенная причина движения, то это значит, что необходимо признать некое самодвижение, некую причину, которая является причиной для самой же себя. В бытии имеется самодвижущая причина и эта самодвижность так или иначе отражается и в реальной зависимости движения одной вещи от движения другой вещи.

4. Нельзя мыслить движение в абстрактном виде, то есть без того результата, который она дает. Движение вещи подразумевает цель движения - специфическую категорию вещи, которая не есть ни её форма, ни её материя, ни её причина.

Общая формулировка четырехпринципной структуры - вещь есть материя, форма, действующая причина и определенная целесообразность, то есть каждая вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением.

 

По А. каждая един. вещь есть единство материи и формы. Форма нематериальна, но она не есть и потусторонняя сущность. Так медный шар есть единство вещества - меди - и формы - шаровидности, кот. придана меди мастером, но в реально сущ. шаре она составляет одно с веществом.

Противопол. материи и формы небезусловная. Медь есть материя по отношению к шару, но она же и форма по отнош. к физ. элементам, соединением кот., по А. является медь. Медь лишена формы, т.к. еще не явл. шаром и в то же время она есть возможность формы. Форма есть действительность того, возможностью чего явл. материя. Согласно А в пределах мира чувств. вещей возможен последов. переход от материи к соотносительной ей форме и наоборот. Категории эти т.о. становятся текучими.

Каждая форма может рассм. и как материя, для кот. должна сущ соотв. ей высшая форма. Например если кирпич, явл. формой глины, рассм. как материю, то формой этой мат. будет дом. Однако так мы поднимаемся до формы, кот. уже нельзя рассм как материю. Такой предельной формой явл. перводвигатель или бог. - идеализм. Но вообще по А. чувственно- восприн вещи есть единство материи и формы. Материя - пассивность, вся активность принадлежит форме, к которой сводил начало движения и цель. источник движения - бог, неподвижный перводвигатель.

Все живое обл. душой, 3 вида души: 1) растительная - обл. растения. Способна к размножению и осуществлению обмена веществ 2) чувствительная - живая- обл. спос-тью восприн. формы с пом. ощущ. 3) разумная - присщ. ч-ку, познает и думает.

Теория познания. Исходная точка - существ. независимой от субъекта объективной действительности. Ощущ. чел. являются отражениями, копиями предметов вн. мира. Т. о. источником познания явл. чувств опыт, а ощущ. предполагает независимый от сознания предмет восприятия. Есть знание достоверное и вероятное, относящееся к области мнения. они связаны. Опыт не есть последняя инстанция в проверке ``мнения'', и высшие посылки науки усматриваются непосредственно не опытом, а умом. Они не даны уму от рождения, а предполагают деятельность - собирание фактов, направленность мысли.

 

Логика по А. - наука о доказательстве, а также о формах мышления, необх для познания. Связи мыслей явл. по А. отражениями объект. сущ связей. А. рассм. лог. строение суждений, вопросы о терминах, об определении строении и о прав умозаключений и док-в. В центре всех этих иссл. лежит теория умозаключений. В соотв. с спецификой античного знания, огранич. прямым наблюдением и построением умозрит. гипотез, А. главное знач. придает достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности и возможности. Поэтому он на первый план выдвигает движ мысли от общего к частному (дедукция), а на индукцию обращ. мало внимания. Так как нет понятия, которое могло бы стать предикатом всех других понятий, то различные вещи не могут быть объединены в едином общем роде, и А указал высшие категории, к которым сводятся все остальные роды истинно сущего.

 

Космология - геоцентрическая. Земля - шар. Источник движения - бог (перводвигатель).

Физика. Одним из важнейших принципов явл. учение о целесообр. в природе. Этот принцип распростран. на все бытие и даже на бога. Эта целесообр. является внутренней и бессознательной целес. природы. Примеры целесообр. видел в росте организмов.

 

Стоицизм.

 

СТОИКИ. конец 4 вднэ. В связи с распространением космологии, математики, развитием техники. Главная задача философии - в этике (это плоды науки). Знание - средство приобретения мудрости и умения жить сообразно природе. Счастье - в свободе от страстей, в равнодушии. Все предопределяется судьбой. В понимании природы - материалисты. Отличали истину (воистину существуют только тела) и истинное - бестелесно и не существует. Создали логику высказываний, в отличие от логики предикатов.

 

Блаженный Августин.

 

Наиболее влият. из отцов церкви - это Августин (354 - 430, род. в Тагесте -африк. Нумидия) Доказывал, что бог явл. высшим бытием, Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Идеи Платона --- это мысли творца перед актом творения. Мир представляет собою непрер. лестницу существ, восходящую к создателю. Особое место занимает чел., кот соединяет прир. мат тела и обладает разумн. душой и своб. воли. Душа нематер, бессмерна. Субъективно чел действует свободно, но на самом деле все, что он дел., делает через него бог. Поставил проблему динамики личности и динамики общечеловеческой истории. Развил христианскую концепцию всемирной истории, противопоставив град человеческий - греховное светское государство, граду божьему - всемирное господство церкви. Ввел ряд идей неоплатонизма.

 

Фома Аквинский.

Фома Аквинский(1225-1274). Осн. цель отработка основных догматов хр. вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего Арист. канонизировал хр. поним. соотношения идеального и матер. как соотн. изначального принципа формы с неустановивш. принципом материи.(слабейшим видом бытия). Слияние первопринципов формы и матер. рождает мир индив. явлений. Душа чел. есть формообраз принцип, однако свое полное индив. воплощение она получает только при соедин. с телом.

Так был разрешен один из самых острых вопр. хр схол. Схол должна была истолковывать свое отнош. к материи т.к. Иисус Христос был явлен в виде челов., т.е объединил в себе бож.(идеал) и чел. (матер) природу. Этот факт не давал возможности трактовать мат. как ничто (чего требовал догмат о творении мира из ничего). Поэтому квалиф материи Ф.А. с пом. целой системы утонченных рассуждений в качестве "слабейшего вида бытия" была воспринята церковью как выход из тупика.

Важн значение имело учение о различии сущности и существования. Они совпадают только в боге. Существов. выше сущности, относится к ней как действительность к возможности.

Док-во сущ. бога. Каждая явл имеет причину. Поднимаясь по лестнице причин мы приходим к необходимости сущ. бога - верховной причины.

Личность --- самое благородное во всей природе явление, интеллект обладает превосходством над волей. Но познание бога все же ниже, чем любовь к богу. Проблема двух законов - божественный, который определяет господство церкви над государством, и естественный – что бог вложил в умы людей. Причислен к лику святых.

 

Френсис Бэкон.

 

Первым ф., сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе мат. понимания природы, был Ф.Бэкон (1561 - 1626). Естествознание - истинная наука, а физика, опир. на чувств опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применении рацион. метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть главные условия рац. метода. Главный труд - "Новый Органон". В этом произвед Б. сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на кот. основан "Органон" Аристотеля.

Б. различает 2 вида опытов: 1. "плодоносные" - цель - принесение непоср. пользы человеку 2. "светоносные" - цель не непоср. польза, а познание законов и свойств вещей

Предпосылка преобраз науки - критика всей сущ схол. и сомнение в истинности всего, что до сих пор казалось истиной. Однако сомнение лишь средство нахождения дороги к истине. Недостоверность известного доселе знания обусловлена ненадежностью умозрительного метода умозаключений и доказательства. Первым условием реформы науки явл. усовершенствование методов обобщения - индукции. Следующим шагом должно быть очищение разума от заблуждений. Б. различает 4 вида таких забл. или идолов - рода, пещеры, рынка, театра.

 

Идолы рода - преп, обусл природой человека. Чел судит о прир по аналогии с собственными свойствами. Отсюда возник телеологическое представление о природе, ошибки, проистекающие из несовершенства чел чувств, под влиянием различных желаний, влечений.

Пещеры - ошибки, возн. вследствие субъект предпочтений, симпатий, антипатий ученых: одни больше видят различий между предметами, др. – их сходства. Одни склонны верить в непогреш авторитет древности, др, наоборот, отдают предпочтение только новому.

Рынка - преп, возник вследствие общения между людьми посредством слов. Но во многих сл. значения слов были установлены не на основе познания сущности предмета, а на основе сов. случ впечатления от этого предмета.

Театра - преп, порождаемые некритически усвоенными ложными мнениями. идолы. т. не врождены нашему уму? они возникают вследствие подчинения ума ошиб мнениям.

До сих пор открытия делались случайно. Их было бы больше, если бы исследов. были вооружены прав методом. Метод - это путь, главное средство исл. К нему относятся орудия, соверш. способность нашего восприятия, и орудия, соверш. саму челов мысль. Науку расширяет не пассивное созерцание, а эксперимент, т.е активное испытание природы.

Главное условие прогресса знания - совершенствование способности умозаключения, важнейшей формой кот. является правильная индукция. До Б. фил, писавшие о индукции обращали внимание на те случаи, кот подтверждают доказываемые или обощ. ими положения. Б. подчеркнул значение тех случаев, кот. опровергают обобщение, противоречат ему. Это так назыв. отрицательные инстанции.

Материя --- совокупность частиц, природа --- совокупность тел с многообразными качествами. Материя имеет желтизну, теплоту, тяжесть и т.д.Не согласен с пустотой, фактически пространство связано с местом, занимаемым материей (протяженность), а время ---- объективная мера скорости материальных тел (получается, что это есть внутреннее свойство материи).движение есть прирожденное свойство материи. оно вечно. Назвал 19 форм движения.

 

Декарт.

 

РЕНЕ ДЕКАРТ родился в 1596 г во Фр. в семье дворянина. Служил в армии. Много путешествовал. Долгие годы жил в Нидерландах, где занимался научной деятельностью. В 1649г. переселился в Стокгольм, где и умер в 1650г.

Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную "протяженную субстанцию". Первую изучает метафизика, а вторую --- физика. Метафизика --- вопросы духовные, познания и бытия. Физика --- природу. В границах его физики материя представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Д. - идеалист. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: "Я мыслю следовательно Я существую". В уч. о бытии он не только признает сущ духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог.

Д. отождествлял материю с протяжением, или пространством, считая, что чувств. воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е объективно не сущ. Выводы из этого: мировая материя (=пространство) беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. плотность и геометрические свойства являются сущностью телесности. Сводит все качественное разнообразие прир. явлений к: 1. материи, тожд. с пространством и 2. к ее движению. Дв. возникает в р-те толчка. первон. толчок дал бог. Бог создал материю, движение и покой. При этом противоречие – пустоты нет, но при этом есть относительное движение, что означает косвенное признание пустоты.

Проблема метода. Д. ищет безусловно достоверный исходный тезис для всего знания и метод, посредством которого можно, опираясь на этот тезис, построить столь же достоверное здание науки. За исх пункт он принимает сомнение в общепринятом знании (так как такого тезиса он не нах в схоластике). Это сомнение есть только предварит. прием. Можно сомневаться во всем, однако само сомнение во всяком случае существует. Сомнение есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если т.о сомнении - достов. факт, то оно сущ. лишь поскольку сущ мышление, лишь поск я сам сущ в качестве мыслящего. (Я мыслю следов. я сущ) Это положение и есть искомая достоверная опора знания. Этот вывод не тр. логического док-ва, он есть р-т интуиции ума.

Ясность и отчетливость мышления Д ошибочно объявляет необх и достаточными признаками всякого достоверного знания. Критерий истинности знания т.о не в практике, а в челов. сознании.

Человек есть соединение бездушного, безмысленного телесного механизма с волевой и мыслящей душой (две субстанции) посредством шишковидной железы.

Возм истины обусловлена сущ. врожденных идей или истин (предрасположения ума к известным аксиомам и положениям) к кот. он относит прежде всего мат. аксиомы.

В познании главную роль играет разум - рационализм. Д. полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум.

В проц. познания исключ. место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы. Всеобщий и необходимый характер математического знания вытекает из самой природы человеческого ума. В лог цепи дедукции, след. за аксиомами, каждое след звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непоср. очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассужд. дедукции.

Воор. интуицией и дедукцией разум может достичь достоверного знания в случае если будет вооружен методом. Метод Д. состоит из 4 требований: 1.допускать в кач. истинных только такие положения, кот представл. уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в истинности; 2. расчленять каждую сложную пробл. на составляющие ее частные пробл; 3. методически переходить от известного и доказанного к неизв. и недок.; 4. не допускать никаких пропусков в ог. звеньях исследования.

 

Лейбниц, Локк.

 

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) Закончил Лейпцигский университет как юрист. Работал придворным историографом и дипломатом.

Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Л. полагал, что из протяжения могут быть выведены лищь геометр, но не физ св-ва тел: их движение, действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субст такие св-ва, из кот могли бы быть выведены основные физ хар-ки тел.

Материя протяженна и в силу этого делима, субстанция должна быть абсолютно простой. Монада есть неделимая душевная субстанци, создают умопостигаемый мир, производная от которого - физический мир. монады не находятся в пространстве и не имеют протяженности. Вечны, неуничтожимы, не изменяются под внешним воздействием.

Число является внешним выражением духовной сущности монады. Деятельность и движение --- сущность монады. каждая монада есть и обоснование своих действий, и их цель. душа --- цель тела. взаимодействие души и тела монады есть Богом предустановленная гармония. бог есть абсолютная монада.

Каждая мон одновременно - форма и материя, ибо любое мат тело обладает опред формой. Форма - нематериальна и представляет целесообразно действующую силу, а тело - это механ. сила. Поэтому прир. нельзя объяснять только з-нами механики, необходимо ввести понятие о цели. Монада есть сразу и основание всех своих действий и их цель.

Как субстанции монады независимы друг от друга. Между ними нет физ взаимодействия. Однако, будучи независимы, мон. не изолированы: в каждой монаде отражается весь мировой строй, вся совок. монад. Поэтому Л. назыв м. "живым зеркалом" вселенной.

Т.к. действия м. – это акты, то они подчиняются природе тела и требуют мех. объяснения, т.е. объясн. через "действующие причины". А т.к. действия эти есть действия развивающейся монады, то они подчиняются природе души, требуют объясн. при помощи целесообразности, т.е "конечные"(целевые) причины.

Понятие развития у Л. очень широко. В природе все нах. в развитии. Развитие есть лишь изменение первонач. форм путем бесконечно малых изменений (нет ни происхождения ни уничтожения). Отрицает возм скачков или разрывов непрерывности в развитии.

Движ сила развития. В мон. происх непрер. изменение, вытекающее из ее внутр. принципа. Бескон разнообразие моментов, раскрывающихся в развитии монады, таится в ней не материально, а лишь идеально, т.е. как представление.

Т.о. сила, леж. в основе развития всех монад есть сила представления - перцепции. Представление не отождествляется с сознанием. Сознание присуще лишь существу, наделенному спос. самосознания - апперцепции - человеку.

Т.к. способность представл. присуща всем мон, Л. делает вывод о том, что прир. одушевлена. Мон.Л. не только подобие атома, но и подобие микроорганизма - это "сжатая вселенная".

В теор развития Л дает схему перехода неорг. мира в органический. Мон представляют разл. ступени развития, определяемые разл. в способности представления. На низшей ступени стоят мон, обладающие темным представлением (не отличает представляемого ни от себя, ни от всего остального)--- монады жизни(неорганическая природа). Затем мон с смутным представлением (отличают от всего остального, но не от себя)---монады души(животные). Высш. ступень - отчетливое представление---монада духа (человек).

Центр понятие теории Л. - понятие о "малых перцепциях", т.е о бескон малых разностях между ступенями развив сознания. Отсюда Л. выводит, что всякое настоящее сост мон. всегда: 1. чревато будущим и 2. обременено всем ее прошлым. Буд. мон. заключено только в ней самой, и развитие может состоять только в последов. развертывании ее нач. состояния.

 

ЛОКК Джон (1672--1704).материалист. развил теорию материалистического эмпиризма. Единственный источник всех идей --- опыт. Идеи возникают вследствие вещей на органы чувств (идеи ощущения) или следствие внимания, направленного на состояние или деятельность души (идеи рефлексии). телам присущи только количественные особенности. первичные качества --- величина, фигура, движение и покой. Вторичные --- запахи, звуки, цвет, вкус. НЕ принадлежат самим вещам, а возникают в субъекте под воздействием первичных качеств.

Идеи из опыта есть материал для знаний, но надо их переработать деятельностью рассудка (сравнение, сочетание, отвлечение=абстракция). Эти операции становятся предметом рефлексии. и простые идеи преобразуются в сложные. умозрительное знание есть усмотрение соответствия двух идей друг другу. Опытное знание лишь вероятно, в нем усмотрение тождественности достигается ссылкой на факты. Сенситивное знание - то, что опирается на чувства (наше убеждение в существовании внешнего мира). (Между опытом и умозрит. знанием).Наша задача знать не все, а то, что необходимо для поведения и практической деятельности.

Государство -- его цель есть сохранение свободы и собственности, приобретенной посредством труда. Не может быть произвола. Власть 1) законодательная;2) исполнительная;3) союзная=федеративная=судебная.

 

25. Философия нового времени (Паскаль, Гоббс, Спиноза).

 

Бенедикт Спиноза.(материалист) - (1632 - 1677). Родился в Амстердаме в еврейской семье. Знакомство С. с идеями Дек. привело к разрыву с иудаизмом. С. был отлучен от общины и вынужден был поживать в среде сектантов и добывать свой хлеб шлифовкой линз для телескопов. Умер от туберкулеза. Представляет монизм в форме пантеизма.

Основная цель фил. - завоевание господства над внешней природой и соверш. челов. природы. Развивая эти идеи предшественников, он дополнил их учением о свободе.

С. учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является причиной самой себя. Прир. является с одной стороны природой творящей, а с др. - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя прир и бога, С. отрицает сущ. сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалист. понимание природы.

Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. В единичных, преходящих вещах сущн. не совп. с существ., но в вечной и бесконечной субстанции из сущности с необходимостью следует ее существование. Поэтому бытие бога (или субст) может быть доказано, т.е существование бога м.б. выведено из понятия о сущности бога (природы).

Бытие субст. одновременно и необходимо и свободно т.к. не сущ. никакой причины, кот. побуждала бы субст к действию,кроме ее собств. сущности. Единичная вещь не следует из субст как из своей ближайшей причины. Она может следовать только из др. конечной вещи. Поэтому всякая ед. вещь не обладает свободой.

От субст. следует отличать мир кон. вещей, или совокупность модусов. Модус это то, что сущ. не само по себе, а в другом. Субст - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество. Они относятся к субст как бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой. Модусы двух видов --- бесконечные и вечные (атрибуты) и конечные.

 

Беркли, Юм.

 

Джордж Беркли (1684 - 1753)- субъективный идеализм. Родился в Ирландии, дворянин. Окончил Дублинский университет. С 1734 по 1752 г Б. был епископом.

Б. отбрасывает материалист. исходный пункт ф. Локка и объявляет ощущения единственной воспринимаемой чел. реальностью. Локк стремился выяснить метод, посредством которого мы приходим к идеям о материи и пространстве. Этот метод есть по Л. - абстракция. Б. пытается всеми доступными средствами доказать, что ум чел. не способен к образованию опис. Л абстракции. Общая абстр идея протяжения, или пространства невозможна. Она абсурдна и внутренне противоречива. То же самое и с абстр. материи. Док-ву этого Б посвятил "Трактат о началах челов знания", "Три разговора между Гиласом и Филонусом", где он не скрывает, что его главная цель- борьба против материализма и всех его проявлений в науке.

По Б., в основе понятия о мат.(и о пространстве) лежит допущение, будто мы можем отвлекаясь от частных св-в вещей, воспринимаемых посредством ощущений, образовывать отвлеченную идею об общем для них вещ. субстрате. Но это невозможно. У нас нет чувст. восприятия материи как таковой. Мы восприн. лишь отдельные вещи и каждое из этих восприятий есть сумма отдельных ощущений или "идей". "мы видим отдельные цвета, а не окрашенную материю"...

Не может быть и общей отвлеченной идеи о материи и пространстве. Слово становится общим не потому, что оно есть знак отвл. общей идеи, а потому, что оно способно быть знаком многих частных идей. Ум чел. может образовывать общую идею о вещи, но не общую отвлеч. идею. Отвл. идея материи не может прибавить к св-вам вещей ни одного свойства сверх тех, кот. открываются в них в ощущении.

Учение это- субъект. идеализм. Признается сущ. лишь челов. сознания, в кот. Б. различает идеи и души. Идеи - это воспринимаемые нами субъект качества. Души - воспринимающие, д


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.121 с.