Методы психологического воздействия и их место в социально-психологическом обучении. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Методы психологического воздействия и их место в социально-психологическом обучении.

2017-11-17 965
Методы психологического воздействия и их место в социально-психологическом обучении. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Главной детерминантой воздействия людей друг на друга является процесс совместной групповой деятельности. Все чисто психологические механизмы воздействия опосредова­ны этой деятельностью. Воздействие с помощью знаков, использование механизмов идентификации, рефлексии ре­ализуются в ходе деятельности, в том числе учебной, в содержательном плане задаются ее характеристиками.

Традиционным для социальной психологии можно счи­тать выделение следующих методов (способов) воздействия в процессе общения: заражение, внушение, убеждение и подражание. Все эти способы используются при примене­нии методов активного обучения. Рассмотрим их характери­стику.

Заражение можно определить как бессознательную, не­вольную подверженность индивида определенным психичес­ким состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов по­ведения, а через передачу определенного эмоционального со­стояния. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе людей, действует механизм многократного взаимно­го усиления их эмоционального воздействия. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, он бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. При заражении большая масса людей испы­тывает общее психическое состояние, кроме речевого воз­действия используются иные средства (восклицание, ритмы и пр.).

При активном обучении может актуализироваться ком­пенсаторная функция в условиях организации занятия ру­ководителем при пассивности поведения обучаемых.

Внушение представляет собой целенаправленное, неаргу­ментированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Предполагается, что человек;принимающий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку. Внушение вызывает определенное психическое состоя­ние, не нуждаясь в доказательстве и логике, это преимуще­ственно эмоционально-волевое воздействие. При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе.

Внушение имеет одностороннюю направленность — это персонифицированное, активное воздействие одного чело­века на другого или на группу. При этом внушение, как правило, носит вербальный характер.

Больше всего внушению поддаются дети, чем взрослые; люди утомленные, ослабленные физически, чем обладаю­щие хорошим самочувствием. Экспериментальными иссле­дованиями выявлено, что решающим условием эффектив­ности внушения служит авторитет суггестора (человека, осу­ществляющего внушение), поскольку он создает особый, доверительный фактор воздействия — доверие к источнику информации. Авторитетность суггестора выполняет функцию так называемой «косвенной аргументации», своего рода ком­пенсатора отсутствия прямой аргументации, что является специфической чертой внушения.

Как фактор внушения может рассматриваться предше­ствующая восприятию в общении заданная (или сложивша­яся) социальная установка.

Убеждение построено на том, чтобы с помощью логи­ческого обоснования добиться согласия от человека, при­нимающего информацию. При убеждении выводы челове­ком, принимающим информацию, делаются самостоятель­но. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие.

Подражание относится к способам воздействия людей друг на друга в условиях преимущественно внеколлективного по­ведения, хотя его роль в группах также достаточно велика. При подражании осуществляется не простое принятие вне­шних черт поведения другого человека или массовых пси­хических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого доведения.

В результате подражания формируются групповые нормы и ценности. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются нововведения, которым под­ражают массы. Эти открытия и изобретения впоследствии входят в структуру общества и вновь осваиваются путем непроизвольного подражания, рассматриваемого как «род гипнотизма».

Различают несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай. Их анализ позволяет выделить законы подражания, среди которых, например, следующие: подра­жание осуществляется от внутреннего к внешнему (внутрен­ние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обрядам); низшие по социальной лестнице подражают высшим (провинция — цен­тру) и т.д.

Подражание у взрослых наблюдается, как правило, в тех случаях, когда отсутствует возможность применить какой-либо иной способ овладения незнакомым действием. В таком виде подражание присутствует как элемент овладения на­выком, иногда достаточно элементарным профессиональ­ным действием.

В группе подражание в большей степени, чем заражение или внушение, включено в групповой контекст. Поскольку речь идет об усвоении предложенных образцов поведения, то всегда существует два плана подражания: или какому-то конкретному человеку, или нормам поведения, выработан­ным группой. В последнем случае проблема подражания тес­но смыкается с проблемой конформности, иными словами, с проблемой давления группы на индивида.

При активном социально-психологическом обучении ве­дущим в той или иной мере применяются все методы пси­хологического воздействия на обучаемых: заражение, вну­шение, убеждение, подражание. Эффективность их воздей­ствия во многом определяется авторитетностью ведущего для обучаемых, уровнем его профессионально-психологи­ческой компетентности.

19.Технологии и эффекты групповой дискуссии. адачи, которые помогает решать метод групповых дискуссий

Преимущества групповой дискуссии 1. Позволяет членам группы прояснять собственную позицию и уточнять взаимные позиции участников группы.2. Позволяет выявлять многообразие подходов и точек зрения по поставлен-ным проблемам и вопросам.3. Дает всестороннее видение предмета обсуждения. Задачи, которые помогает решать метод групповых дискуссий 1. обучение участников анализу реальных ситуации;2. обучение умению слушать и взаимодействовать с другими участниками;3. обучение навыку формулирования проблемы и отличать важной от второс-тепенного;4. учит преодолевать приверженность старым образцам;5. дает возможность увидеть многозначность возможных решений проблемы;6. развивает умение преодолевать страх перед неизвестностью, недоверие к себе, боязнь быть застигнутым врасплох. Основные стратегии ведения дискуссии 1. свободное ведение дискуссии.2. программированное ведение.3. компромиссная форма. 1. Свободное ведение дискуссии Основные характеристики:• внешне непозволительная пассивность со стороны ведущего, минимальное вмешательство и отдельные реплики;• ведущий не ставит задачи, не формулирует вопросы, в конце всё это делает сама группа;• участники постепенно сами подходят к тому, что «спасти» их может лишь активность самой группы, что положиться можно только на самих себя;• сложна в реализации;• доступна высококвалифицированному специалисту. Пример: роджерианские группы. 2. Программированное ведение групповой дискуссии Основные характеристики:• наличие у ведущего четкого плана, по которому группе предлагаются темы для обсуждения и способы их проработки;• плюсы — похоже на традиционное обучение, что облегчает работу;• минусы — осложняет работу тем, что сковывает активность участников, порождает желание во всем положиться на ведущего группы.
3. Компромиссная форма ведения дискуссии Сочетает элементы программированности с отступлением в сторону свободной стратегии. Некоторые проблемы и задачи могут быть заданы ведущим, другие возникают непреднамеренно в ходе групповой работы и выдвигаются самими участниками.
Основные фазы процедуры дискуссии: 1. фаза ориентировки;2. фаза оценки;3. завершающая фаза.Каждой фазе соответствуют определенные шаги:1. определение целей и темы дискуссии (ориентировки);2. сбор информации по обсуждаемой проблеме (ориентировки);3. упорядочивание, обоснование и совместная оценка, полученной информации (оценки);4. подведение итогов дискуссии — сопоставление полученных результатов с целями.Понятно, что все процедурные моменты, представленные в каждой дискуссии, а так же время дискуссии, её интенсивность зависят от темы, целей и контингента участников (могут быть дискуссии с «открытым концом»).Достижение согласия не всегда ставится целью дискуссии, прежде всего потому, что социальные ситуации проблемы таковы, что, как правило, не имеют единственной интерпретации или единственного решения — почти всегда возможны альтернативы. Психологические эффекты дискуссии: 1. сиюминутный результат в ходе обсуждения;2. результат в течение групповых занятий;3. отсроченный результат — лишь спустя более или менее продолжительный промежуток времени.Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, при анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях. В некоторых направлениях тренингов групповая дискуссия становится главнейшим, а иногда и единственным методом групповой работы (группы встреч К. Роджерса, групп-анализ).

 

20. Дискуссионные методы активного обучения: общая характеристика. Дискуссионные методы - вид групповых методов активного социально-психологического обучения, основанных на общении или организационной коммуникации участников в процессе решения ими учебно-профессиональных задач. Дискуссионные методы могут быть реализованы в виде диалога участников или групп участников, сократовской беседы, групповой дискуссии или ``круглого стола'', ``мозгового штурма'', анализа конкретной ситуации или других.

Любая дискуссия предполагает обсуждение какого-либо вопроса, темы или проблемы, в отношении которых уже существуют различные точки зрения или мнения присутствующих актуализируются непосредственно в дискуссии. Обсуждение предполагает поочередные выступления различных участников. Но для появления полемики активными должны быть не только выступающие или спикеры, но и слушатели, которые своими вопросами, оценками, контр выступлениями и создают необходимый полемический задор, обозначают границы проблемного поля. Важнейшее условие успешности дискуссии - это ее предметность. Участники могут увлекаться, отклоняться от темы, фокусироваться не на происходящем, а на событиях, имевших место ранее и повлиявших на их отношения к другим участникам дискуссии, поэтому ведущий должен строго следить за тем, чтобы обсуждение происходило только в рамках означенной темы, но и не ``зацикливалось'' бы на мелких деталях и частностях.
Дискуссии могут использоваться там и тогда, где наука или практика не выработала единой точки зрения, где существуют различные школы, подходы направления. Они являются обязательным атрибутом взаимодействия разных исследователей. В подготовке специалистов высшей школы дискуссии выполняют функцию формирования научного сознания, развития личностной позиции и ответственности за результаты научно-исследовательских изысканий, совершенствования умений и навыков общения и взаимодействия внутри профессионального сообщества. При подготовке школьников, в работе с подростками и молодежью дискуссии позволяют решать воспитательные задачи формирования личностной гражданской позиции, которая не отделима от осознания того, что думает, как относится человек к происходящему, к тем или иным фактам и событиям прошлого, настоящего или будущего. Поэтому чаще они применяются в процессе преподавания общественных гуманитарных дисциплин. Умение вести диалог может быть отработано исключительно посредством введения дискуссионных методов или их элементов в учебный процесс, где мнение педагога, автора учебника или учебного пособия чаще всего является непререкаемым, любая критика, а тем более высказывание собственной точки зрения рассматривается как проявление бескультурья и невоспитанности, попытка сорвать занятие. Обращение же к дискуссионным методам снимает эти ограничения, повышает степень креативности учебного процесса, благотворно влияет на умы и сердца молодых людей способствует развитию их сознательности и ответственности.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.