Мастер-класс «Применение активных методов обучения как условие формирования положительной учебной мотивации на уроках русского языка» — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Мастер-класс «Применение активных методов обучения как условие формирования положительной учебной мотивации на уроках русского языка»

2017-11-17 591
Мастер-класс «Применение активных методов обучения как условие формирования положительной учебной мотивации на уроках русского языка» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мастер-класс «Применение активных методов обучения как условие формирования положительной учебной мотивации на уроках русского языка»

 

(Слайд 1)

В основном, все мы с вами люди опытные, не первый год работающие в школе. Но надо помнить о том, что сейчас другое время, другие ученики, значит, и нам нельзя оставаться прежними, стоять на месте.

Когда ученику интересно учиться, познавать, творить, развиваться? Когда он ежедневно, ежечасно и ежеминутно совершает открытия.

А наша задача - искать новые методы, приемы, формы работы. Только тогда наш предмет будет интересен детям, а значит, мы сможем добиться хороших результатов.

(Слайд 2)

Работая многие годы в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно немногие дети. Почему? На слайде мы видим процентное соотношение уровня запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания. Не секрет, что мы запоминаем:

10% того, что мы читаем,

20 % того, что мы слышим,

30 % того, что мы видим,

50% того, что мы видим и слышим,

70% того, что мы говорим,

90% того, что мы говорим и делаем.

Итак, только 10% людей способны запомнить и понять, то, что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.

(Слайд 3)

Мы хотим познакомить вас с технологией активных методов обучения (АМО).

Что такое активные методы обучения? И почему эти методы активные?

«АМО» - новое в науке? новый тренд? инновация в образовании? Что это?! Сколько их? Какие они?

Во-первых,они активны сами по себе, поскольку в основе своей являются активными в интеллектуальном и физическом смыслах играми.

Во-вторых, они заменяют пассивный монолог на активный обмен мнениями всех участников образовательного процесса, заставляя обучающихся и обучающих из пассивных слушателей и «говорящих голов» превратится в энергичных, мотивированных, творческих, целеустремленных игроков команды.

В-третьих, эти методы привлекают и используют для обучения все допустимые виды вербальной и невербальной коммуникации, активизируя скрытый при традиционном подходе потенциал участников.

В-четвертых,процесс усвоения знаний, умений, навыков, качеств и ценностных ориентировок значительно активизируется.

Сегодня мы постараемся объяснить, что такое АМО, рассмотрим некоторые их виды, а также возможность применения АМО на различных этапах уроков и не только русского языка.

(Слайд 4)

Чтобы нам удобно было общаться, предлагаем написать на бейдже свое имя так, как Вы хотели бы, чтобы к Вам обращались в ходе мастер-класса. Это метод «Давайте познакомимся»

 

(Слайд 5)

АМ начала урока

 

Как известно успешность любого урока или мероприятия зависит от его начала, от эмоционального настроя обучающихся. Нетрадиционное начало урока – эпиграф, видеофрагмент, ребус, загадка, анаграмма.

 

А мы предлагаем начать наш мастер-класс с игры «Добрый день». Условия игры: я буду говорить слова «Добрый день», а те, кого я назову, помашут мне рукой:

• Добрый день всем, у кого сейчас хорошее настроение.

• Добрый день всем, у кого день рождения зимой или осенью.

• Добрый день всем, кто родился весной или летом.

• Добрый день учителям начальных классов.

• Добрый день учителям основной школы.

• Добрый день всем, кто не боится трудностей.

Первые шаги на пути эффективной работы уже сделаны.

 

Время наше ограничено и не позволяет познакомить с другими методами начала урока, но если есть желание, то можно в конце мероприятия взять для себя в электронном виде подборку АМО.

(Слайд 6)

 

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений (Постановка цели)

 

Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое.

 

АМ релаксации

 

Это привычные нами минуты отдыха, физкультпаузы.

 

Упражнение «Пантомима»

У каждой группы задание: изобразить предмет. При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать только мимикой, жестами или действиями.

Усложняем задание, опираясь на тему урока: 1 гр. – изобразить предмет женского рода, 2 гр. – мужского рода, 3 гр. – среднего рода.

(Слайд 12)

АМ презентации результатов практической работы

 

Примерный перечень возможных целей урока

· Формирование объективного понимания мира на основе усвоения необходимого объёма знаний.

· Формирование речевых, интеллектуальных и практических умений школьников.

· Формирование отдельных качеств характера или их совокупности.

· Формирование интересов, мотивов, отношений, убеждений как регуляторов деятельности учеников.

· Овладение практическими способами деятельности.

Цель показывает, на достижение каких результатов ориентируется на уроке учитель. При этом желаемый результат не всегда совпадает с реальным, а поставленная цель часто может быть и не достигнута. Впадать от этого в отчаяние не стоит.

Примеры глаголов для формулировки задач (слайд 10)

- вспомнить, определить, сформировать, изложить, регистрировать.

-понимать, объяснить, обозначить, сделать обозрение, дискутировать.

- описать, использовать, составить план, таблицу; сыграть.

- увидеть разницу, характеризовать, сравнивать, установить связь, сопоставить, предвидеть, проверить, расчленить.

- проверить, изменить, обособить, сделать вывод, критиковать, анализировать.

 

Рекомендации по постановке целей и задач уроков русского языка определенного типа.

 

1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний(слайд 11)

Личностная цель: помочь осознать практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности по изучению и первичному закреплению новых знаний.

Задачи метапредметные:

- создать условия для развития умений анализировать…, выделять главное…, классифицировать…

Задачи предметные:

-обеспечить повторение ранее изученного материала;

- организовать деятельность учащихся по изучению нового материала;

- сформировать представление о последовательности действий при изучении и первичном закреплении учебного материала.

 

Результат: первичное осознание учащимися нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

 

 

2. Урок закрепления знаний(слайд 12)

Личностная цель: помочь осознать практическую и личностную значимость данного учебного материала.

Задачи метапредметные:

-обеспечить развитие диалогической и монологической речи;

- создать условия для развития умений анализировать познавательный объект, выделять главное в познавательном объекте, структуировать информацию, осуществлять самоконтроль, самооценку.

Задачи предметные:

-обеспечить закрепление понятий через организацию деятельности учащихся по применению знаний в разнообразных ситуациях;

- обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий.

 

Логика процесса закрепления знаний:

1. Актуализация опорных знаний и их коррекция.

2. Определение границ (возможностей) применение этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить?

3. Пробное применение знаний.

4. Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний.

5. Упражнения с переносом знаний в новые условия.

 

Результат: вторичное осмысление учащимися уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

 

 

3. Урок обобщения и систематизации знаний(слайд 13)

Личностная цель: помочь осознать практическую значимость данного учебного материала и ценность совместной деятельности.

Задачи метапредметные:

- обеспечить развитие умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;

-осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности;

- обеспечить развитие умений сравнивать познавательные объекты;

-обеспечить развитие умений общаться в ходе совместной деятельности.

Задачи предметные:

-организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;

- обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий.

 

Результат: усвоение знаний в системе.

Поисковые задачи

Найдите лишнее слово, подумайте о вариантах. Ш..птать, ш..стой, ж..леть, сторож..ть; Свеч.., сплеч..., каланч.., саранч…

Какой частью речи являются следующие слова: пряди, окуни, соли, потом, дорогой, издали,

Чем являются слова и, да в предложениях:

Ум да разум надоумят сразу. Да здравствует солнце! Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.

Столкновение противоречий практической деятельности самих учеников:

Фрагмент урока по теме «Омонимы»(5 кл.)

· Я записываю на доске слово «коса».

· Сколько слов записано на доске? (детьми выдвигаются предположения -1,2,3 слова)

· Объясните значение записанного слова (дети приходят к выводу, что они имели в виду разные слова).

· Нарисуйте картинки к этим словам. Есть ли что-то общее в значении этих слов? Как бы вы их назвали?

Посмотрите в учебнике, как называются такие слова?

С удивлением

1. Учитель одновременно предлагает противоречивые факты, теории по теме.

Например, при изучении романа Ф. Достоевского "Преступление и наказание". Проблемный вопрос: Что спасет мир? Учитель предлагает несколько высказываний других классиков: Достоевский считает, мир спасет красота, Л. Толстой — что целомудренная женщина, в Библии говорится, что спасение мира — в любви.

2. Ученикам предлагается вопрос или задание, при решении которого выявляются противоречивые мнения детей.

Пример: На уроке биологии предлагается вопрос: Почему комнатные растения цветут и зимой, когда в живой природе происходят изменения и все живое засыпает?

3. Предложить задание или пример, содержащий ошибку, недостаточную информацию, переизбыток данных, противоречивые данные.

Например, на уроке математики в начальной школе при знакомстве с задачами предложить такую задачу: Ваня съел 5 яблок, а Маша съела больше яблок. Сколько яблок съела Маша?

4. Предложить рассмотреть явление, ситуацию с разных точек зрения (например, с позиции юриста, педагога, ученого, бизнесмена, эколога и т.д.).

С затруднением

1. Дается задание, отличающееся от тех, которые уже известны ученикам.

Например, на уроке математики вы изучали трапецию. Предложите теперь задачу, которую невозможно решить, не зная правила средней линии трапеции.

2. Предлагается практическая ситуация (из жизни), для решения которых у детей нет достаточных знаний.

Например, на уроке географии учитель задает вопрос: "Известно, что большинство рек впадают в моря и океаны. Почему же тогда океаны не переполняются и не затапливают сушу?".

Мастер-класс «Применение активных методов обучения как условие формирования положительной учебной мотивации на уроках русского языка»

 

(Слайд 1)

В основном, все мы с вами люди опытные, не первый год работающие в школе. Но надо помнить о том, что сейчас другое время, другие ученики, значит, и нам нельзя оставаться прежними, стоять на месте.

Когда ученику интересно учиться, познавать, творить, развиваться? Когда он ежедневно, ежечасно и ежеминутно совершает открытия.

А наша задача - искать новые методы, приемы, формы работы. Только тогда наш предмет будет интересен детям, а значит, мы сможем добиться хороших результатов.

(Слайд 2)

Работая многие годы в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно немногие дети. Почему? На слайде мы видим процентное соотношение уровня запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания. Не секрет, что мы запоминаем:

10% того, что мы читаем,

20 % того, что мы слышим,

30 % того, что мы видим,

50% того, что мы видим и слышим,

70% того, что мы говорим,

90% того, что мы говорим и делаем.

Итак, только 10% людей способны запомнить и понять, то, что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.

(Слайд 3)

Мы хотим познакомить вас с технологией активных методов обучения (АМО).


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.