ЛОГИКА КАК НАУКА О СХЕМАХ РАССУЖДЕНИЙ. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

ЛОГИКА КАК НАУКА О СХЕМАХ РАССУЖДЕНИЙ.



ПОНЯТИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ.

Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, т.е. способ связи ее составных частей. Логическая форма отражает объективный мир, но это отражение не всей полноты содержания мира, существующего вне нас, а его общих структурных связей, которые необходимо воплощаются и в структуре наших мыслей. Понятия, суждения, умозаключения имеют свои специфические формы (структуры).

Структура мысли, т.е. ее логическую форму, можно выразить при помощи символов. Выявим структуру (логическую форму) трех следующих суждений: “Все караси - рыбы”, “Все люди смертны”, “Все бабочки - насекомые”. Содержание у них разное, а форма одна и та же: “Все S суть Р”; она включает S(субъект), т. е. понятие о предмете суждения, Р (предикат), т. е. понятие о признаке предмета, связку (“есть”, “суть”), кванторное слово (“все”). Иногда связка может отсутствовать или заменяться на тире.Два следующих условных суждения имеют одну и ту же форму:1) “Если железо нагревать, то оно расширяется”;2) “Если учащийся изучает логику, то он повышает четкость своего мышления”. Форма этих суждений такая: “Если S есть Р, то S есть Р1”.

 

ВИДЫ ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ И ВИДЫ РАССУЖДЕНИЙ.

Существует несколько видов рассуждений.

Рассуждение-доказательство представляет собой монологические высказывания, имеющие целью доказать истинность или ложность главного утверждения (тезиса) текста.

Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме: экспозиия (подведение к вопросу) -- вопрос -- ответ (тезис) -- доказательство тезиса -- выводы.

В рассуждении-объяснении нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, так как заранее известно, что главное утверждение текста истинно. Главная задача -- раскрыть содержание тезиса.

Рассуждение -- размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, отграничить или расширить и т.д. Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но в отличие от других видов, содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов.

При этом под рассуждением будем понимать переход от одних мыслей к другим относительно одного и того же предмета.

1. «Все квадраты - прямоугольники»; «Все металлы - проводники электричества» - мысли имеют общие черты: ими зафиксированы какие-то объекты (квадраты, металлы), принадлежащие этим объектам признаки (то, что они прямоугольники, проводники), и выражены эти мысли с помощью одинаково расположенных слов «все» и «суть» (последнее заменено тире). Стало быть, общее характеризуется не конкретным содержанием мыслей, а схемой, способом их построения. Традиционно для обозначения объектов и их признаков используются соответственно буквы S и Р (начальные буквы латинских слов «субъект» (лат. subjectum – подлежащее) и «предикат» (лат. praedicatum –сказуемое). Тогда получается схема:



Все S суть Р

2. «Если треугольник равносторонний, то он равнобедренный»; «Если в обществе есть классы, то в нем есть государство». От первых предложений они отличаются тем, что являются сложными. Все они образованы с помощью союза «если, то». Можно сказать так: постоянно употребляемый союз «если, то» используется для соединения трех различных понятий. Введя вместо них соответственно переменные р и q, получим схему:

Если р, то q

Теперь обратимся к более сложным примерам: «Если треугольник равносторонний, то он равнобедренный, следовательно, если треугольник не равнобедренный, то он не равносторонний». Общее здесь характеризуется тем, что путем преобразования одних мыслей получаются какие-то новые мысли, новые знания. Это достигается с помощью схемы:

Если р, то q; следовательно, если не - q, то не - р

Схемы или логические формы рассуждений весьма разнообразны. Обобщенно их суть может быть выражена следующим определением: схема (логическая форма) рассуждения – это та его сторона, которая не зависит от конкретного содержания, но служит для связи и упорядочения его элементов.

 

ЛОГИЧЕСКИЙ СОЮЗ КАК СРЕДСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕКСТОВ.

Логич.союз-структурный компонент сложного суждения, посредством которого образуется сложное суждение из простых. Логический союз является функцией, обусловливающей зависимость логического значения сложного суждения (его истинности или ложности) от логических значений составляющих его простых суждений.



Основными логическими союзами являются:

конъюнкция – логические союзы «и», «а», «но», «как», «так и», «так же» имеют чисто соединительное значение, Символически такие суждения обозначаются так: pÙq, где p,q – простые суждения, входящие в состав сложного. Например, родители дают обещание своему ребенку «в воскресенье мы пойдем в кино, а вечером папа купит тебе мороженное»; или другой пример «он сдал все экзамены, но еще не защитил диплом»;

неисключающая (слабая) дизъюнкция (обозначается формулой pÚq) – логический союз «или» имеет соединительно-разделительное значение, союз «или» имеет соединительно-разделительное значение, не придает исключающего смысла входящим в сложное суждение составляющим, например, «Я подарю ей цветы или конфеты»; «Он будет цитировать Толстого или Чехова» и исключающая (сильная) дизъюнкция – логический союз «либо... , либо...» имеет чисто разделительное значение, например, «Я полечу на Юг на самолете или поеду на поезде»; «Я куплю новую квартиру или перееду жить к своей сестре».

импликация или условное суждение – логический союз «если..., то...» каким-то образом (не обязательно по смыслу) соединяет два суждения, связанные между собой (грамматический союз «если..., то...», в отличие от логического, объединяет предложения обязательно связанные по смыслу), В таких суждениях выражаются причинные, временные, функциональные, пространственные, зависимости, разрешения, предписания, запреты и т.д. Символически такие суждения изображаются так: p®q. «Если будет хорошая погода, мы пойдем в лес»;

эквивалентность – логический союз «тогда и только тогда, когда...» («если и только если...») объединяет два суждения, связанные однозначной зависимостью. Иногда его называют двойной импликацией, поскольку простые суждения, входящие в состав сложного связаны взаимной зависимостью «если и только если», «тогда и только тогда», «там и только там», «лишь при условии» и т.д

 

ОСНОВНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ СОЮЗЫ, ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Основными логическими союзами являются:

• конъюнкция – логические союзы «и», «а», «но», «как», «так и», «так же» имеют чисто соединительное значение, Символически такие суждения обозначаются так: pÙq, где p,q – простые суждения, входящие в состав сложного. Например, родители дают обещание своему ребенку «в воскресенье мы пойдем в кино, а вечером папа купит тебе мороженное»; или другой пример «он сдал все экзамены, но еще не защитил диплом»;

• неисключающая (слабая) дизъюнкция (обозначается формулой pÚq) – логический союз «или» имеет соединительно-разделительное значение, союз «или» имеет соединительно-разделительное значение, не придает исключающего смысла входящим в сложное суждение составляющим, например, «Я подарю ей цветы или конфеты»; «Он будет цитировать Толстого или Чехова» и исключающая (сильная) дизъюнкция – логический союз «либо... , либо...» имеет чисто разделительное значение, например, «Я полечу на Юг на самолете или поеду на поезде»; «Я куплю новую квартиру или перееду жить к своей сестре».

• импликация или условное суждение – логический союз «если..., то...» каким-то образом (не обязательно по смыслу) соединяет два суждения, связанные между собой (грамматический союз «если..., то...», в отличие от логического, объединяет предложения обязательно связанные по смыслу), В таких суждениях выражаются причинные, временные, функциональные, пространственные, зависимости, разрешения, предписания, запреты и т.д. Символически такие суждения изображаются так: p®q. «Если будет хорошая погода, мы пойдем в лес»;

• эквивалентность – логический союз «тогда и только тогда, когда...» («если и только если...») объединяет два суждения, связанные однозначной зависимостью. Иногда его называют двойной импликацией, поскольку простые суждения, входящие в состав сложного связаны взаимной зависимостью «если и только если», «тогда и только тогда», «там и только там», «лишь при условии» и т.д.

Вид сложного суждения определяется по главному логическому союзу: если главным логическим союзом в данном суждении является конъюнкция, то это конъюнктивное суждение, дизъ-юнкция – дизъюнктивным и т. д.

Необходимо различать грамматическое и логическое значение перечисленных выше союзов. Логическое значение этих союзов задается с помощью таблицы истинности.

 

ПОНЯТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНА.

Закон логики – это схема (логическая форма), которой присуще следующее свойство: каким бы содержанием мы ее ни наполняли, в результате получим верное, правильное рассуждение. Закон логики высказываний есть частный случай закона логики вообще.

Специфика законов логики высказываний в том, что в качестве значений переменных, входящих в структуру логических форм, выступают отдельные высказывания как целостные образования. И какие бы высказывания ни подставлялись вместо переменных в логический закон, результат будет одним и тем же – полученное сложное высказывание будет истинным.

Очевидно, здесь мы сталкиваемся с трудностью: как установить, что некоторая логическая форма – логический закон, если требуется бесконечное число подстановок? На помощь приходят следующие соображения.

Поскольку мы исходим из допущения, что любое произвольно взятое высказывание либо истинно, либо ложно, то всякая подстановка в логическую форму, образованная с помощью произвольного высказывания, также окажется либо истинной, либо ложной, иное исключено. Поэтому вместо бесконечных подстановок можно ограничится лишь двумя – истинным высказыванием и ложным высказыванием (соответственно значениями «истинно», «ложно»). А это означает, что для выявления форм, являющихся логическими законами, можно воспользоваться таблицами истинности.

Пример логического закона, о котором речь шла выше, а именно:

Если р, то q; следовательно, если не - q, то не – р

может служить иллюстрацией закона логики высказываний. Поскольку теперь мы знаем, как выражаются символически логические константы «если, то», «неверно, что» и др., то можно дать окончательное выражение этой схемы на языке логики высказываний. В результате получим:

(р ® q)®(Ø q ® Ø р)

Как видим, независимо от того, какие высказывания – истинные или ложные (1-й и 2-й столбцы таблицы) – заменяют переменные в данной схеме, т.е. какие логические значения («истинно», «ложно») принимают ее переменные, она всегда порождает истинные сложные высказывания. Это означает, что она является логическим законом. Обобщенный вид этого закона:

(A ® B) ® (ØB ® Ø A),

где A, B – переменные для любых (как простых, так и сложных) высказываний.

Наиболее простыми законами логики высказываний являются законы, которые можно выразить с помощью одной переменной. Это закон исключенного третьего, закон противоречия, закон тождества, закон удаления двойного отрицания, введения двойного отрицания и др.

 

ОСНОВНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ.

Правило вывода – это предписание, или разрешение позволяющее из суждения 1-ой логической структуры, как посылок, вывести суждения некоторой логической структуры, как заключения.

Особенности правил заключения в том, что признаки истинности заключения производятся на основе не содержания, а их структуры. Правила вывода записываются в виде схемы, которая состоит из 2-ух частей (сверху и снизу), разделённых вертикальной линией. Над чертой в столбец записываются логические схемы посылок, под чертой логические схемы заключения.

Все правила выводов логики высказываний делятся на 2-е группы:

Основные и Производные.

• Основные – это простые и очевидные правила, не нуждающееся в доказательстве. Основные делятся на прямые и косвенные.

• Прямые – это такие правила, которые указывают на непосредственно выводимость одних суждений из других.

• Косвенные – лишь дают возможность умозаключить о правомерности вывода одних суждений из других.

• Производные - сокращённый процесс вывода, выводятся из основных.

ВЫВОД ЛОГИЧЕСКИЙ – рассуждение, в котором осуществляется переход по правилам от высказывания или системы высказываний к высказыванию или системе высказываний. К логическому выводу обычно предъявляются (совместно или по отдельности) следующие требования: 1) правила перехода должны воспроизводить отношение следования логического (ту или иную его разновидность); 2) переходы в логическом выводе должны осуществляться на основе учета только синтаксических характеристик высказываний или систем высказываний.

В современной логике понятие логического вывода определяется для формальных систем, в которых высказывания представлены формулами. Обычно выделяют три основных типа формальных систем: аксиоматические исчисления, исчисления натурального вывода, исчисления секвенций. Стандартное определение логического вывода (из множества формул Г) для аксиоматического исчисления S таково: логический вывод в S из множества формул Г есть такая последовательность Α1... Аn формул языка исчисления S, что для каждой Ai (1 ≤i ≤n) выполняется, по крайней мере, одно из следующих трех условий: 1) Ai есть формула из Г; 2) Ai есть аксиома исчисления S; 3) Ai есть формула, получающаяся из предшествующей ей в последовательности А1...Аn формулы или из предшествующих ей в этой последовательности формул по одному из правил вывода исчисления S. Если α есть логический вывод в S из множества формул Г, то формулы из Г называются посылками a, a сам вывод α называется выводом в S из посылок Г; если при этом А есть последняя формула α, то α называется логическим выводом в S формулы А из посылок Г.Запись «Г ⊦sA» означает, что существует логический вывод в S формулы А из посылок Г. Логический вывод в S из пустого множества формул называется доказательством в S. Запись «⊦sA» означает, что существует доказательство в S формулы А. Формула А называется доказуемой в S,если⊦A. В качестве примера рассмотрим аксиоматическое исчисление S1 со стандартным определением вывода, являющееся вариантом классической логики высказываний. Алфавит этого исчисления содержит только пропозициональные переменные р1, р2, ..., рn, ..., логические связки ⊃, ⌉ и круглые скобки.

 

ОТНОШЕНИЕ СЛЕДОВАНИЯ.

отношение, существующее между посылками и обоснованно выводимыми из них заключениями. Л.с. относится к числу фундаментальных, исходных понятий логики, точного универсального определения не имеет; в частности, описание его с помощью слов "выводимо", "вытекает" и т. п. содержит неявный круг, поскольку последние являются синонимами слова "следует". Понятие Л. с. обычно характеризуется через связи с другими логическими понятиями, и прежде всего через понятия логического закона и модели.Из высказывания А логически следует высказывание В, когда импликация "Если A, то В" является частным случаем закона логики. Напр., из высказывания "Если натрий - металл, он пластичен"логически вытекает высказывание "Если натрий непластичен, он не металл", поскольку импликация, основанием которой является первое высказывание, а следствием - второе, представляет собой частный случай логического контрапозиции закона.Иное, семантическое определение логического следования: из посылок A1, ..., Аn логически следует высказывание В, если не может быть так, что высказывания A1, ..., Аn истинны, а высказывание В ложно (т. е. если В истинно в любой модели, в которой истинны A1, ..., Аn).Отличительной чертой Л. с. является, таким образом, то, что оно ведет от истинных высказываний только к истинным. Если выводы, относимые к обоснованным, дают возможность переходить от истины к лжи, то установление между высказываниями отношения Л.с. теряет всякий смысл, и логический вывод превращается из формы разворачивания и конкретизации знания в средство, стирающее грань между истиной и заблуждением.

 

23.ОТНОШЕНИЕ ПОЛНОЙ СОВМЕСТИМОСТИ.

К совместимым относятся суждения, которые одновременно могут быть истинными. Различают три вида совместимости: 1) эквивалентность(полная совместимость), 2) частичная совмести-мость (субконтрарность) и 3)подчинение.

1. Эквивалентными являются такие суждения, которые имеют одинаковые логические характеристики: одинаковые субъекты и предикаты, однотипную — утвердительную или отрицательную — связку, одну и ту же выраженную квантором количественную характеристику.

Различия между высказываниями, содержащими простые экви-валентные суждения, проявляются главным образом словесно. На-пример, различными словами могут быть выражены кванторы: «некоторые», «иногда», «как правило» и т.п.; использованы синонимы для выражения субъекта или предиката; суждения могут быть сформулированы на различных национальных языках: «Это стол», «Itis a table».

 

ОТНОШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

Отношение противоречия существует между такими двумя понятиями, одно из которых имеет определенные признаки, а второе - эти же признаки отрицает, не утверждая каких-то новых. Такие понятия называются противоречивыми.

Примерами противоречивых понятий можно назвать следующие: "виновен" и "невиновен", "вменяемый" и "пеосудний", "законный" и "незаконный", "обоснованный" и "необоснованный", "преступное" и "непреступную", "наказуемо" и "ненаказуемое" и другие.

Отношение противоречия существует между отрицательным и соответствующим положительным понятием.

Содержанием одного из противоречивых понятий е совокупность определенных признаков, а содержанием другой - возражения именно этих признаков.

Так, содержанием понятия "незаконный" является отсутствие у предмета мышления тех признаков, которые составляют содержание понятия "законный".

Объемы противоречивых понятий исключают друг друга. Один и тот же предмет не может входить в объем обеих противоречивых понятий одновременно. Он может принадлежать к классу только одного из них.

Объемы противоречивых понятий исчерпывают весь объем родового понятия. Кроме двух данных противоречивых понятий, род никакого промежуточного третьего понятия не имеет.

Эти логические положения легли в основу многих уголовно-процессуальных требований юридического закона. Так, суд, решая вопрос о вине обвиняемого, не может занять некую среднюю между виновностью и невинностью точку зрения. Он должен определить обвиняемого или винным, или невиновным. Приговор также может быть или законным или незаконным и не может быть и тем и другим одновременно.

 

ОТНОШЕНИЕ ПРОТИВНОСТИ.

Сущность этого отношения состоит в том, что два противных суждения не могут быть одновременно истинными, но оба могут быть одновременно ложными.

Поэтому, если одно из противных суждений истинно, то другое непременно ложно, но если одно из противных суждений ложно, то нельзя безоговорочно утверждать, что другое суждение истинно, - оно неопределенно, то есть может оказаться как истинным, так и ложным.

Например, если истинно суждение: «Всякая причина имеет следствие» (А), то противное ему суждение: «Ни одна причина не имеет следствия» (Е) будет ложно. Но если ложно суждение: «Все слушатели нашего курса раньше изучали логику» (А), то противное ему суждение «Ни один слушатель нашего курса раньше не изучал логику» (Е) будет неопределенным, т.е. оно может оказаться как истинным, так и ложным.

Умозаключения, основанные на этом отношении между суждениями, называются умозаключениями противности.

Отношение подпротивности (субконтрарности) имеет место между суждениями частноутвердительными и частно-отрицательными.

Подпротивные суждения не могут быть одновременно ложными (по крайней мере одно из них истинно), но могут быть одновременно истинными.

Но если одно из подпротивных суждений будет истинно, то другое будет неопределенным – оно может быть как истинным, так и ложным.

Например, при истинности суждения «Некоторые люди изучали логику» (J), будет истинно и подпротивное ему суждение: «Некоторые люди не изучали логику» (О). Но при истинности суждения «Некоторые атомы делимы» (J) подпротивное ему суждение: «Некоторые атомы неделимы» будет ложным.

Умозаключения данного вида называют умозаключениями подпротивности.

 

ВОПРОС И ЕГО СТРУКТУРА.

Вопрос – это логическая форма, направленная на уточнение или дополнение исходного, базисного знания для получения новой информации.

Естественно, что чаще всего вопрос выражается вопросительным предложением, хотя и не всяким. В теме «Суждение» уже было сказано, что, например, риторический вопрос не является собственно вопросом и поэтому рассматривается в качестве суждения. Не являются вопросами и резкие побуждения, просьбы, предложения, которые хотя и выражены в вопросительной форме, выполняют совсем другие задачи. «Не хотите ли пройтись?», «Не поделитесь ли чаем?», «Может быть, вы все-таки прекратите шуметь?», эти и другие подобные «вопросы» вряд ли направлены на уточнение имеющегося знания и получение новой информации, т.е. не выполняют основные задачи вопроса. В то же время некоторые вопросы могут быть выражены и в повествовательной форме. Так формулируются вопросы в социологических исследованиях, в учебных, экзаменационных заданиях.

В отличие от суждений вопросы не содержат какого-либо утверждения или отрицания и не могут быть оценены с точки зрения истинности или ложности. Они могут быть только правильными и неправильными, то есть соответствующими правилам постановки вопросов или не соответствующими им.

В структуре вопроса выделяют, во-первых, базисное знание. Это необходимая предпосылка любого вопроса, которая может быть выражена как в явной, так и в неявной форме. Базисное знание определяет смысл вопроса, направляет поиск ответа и даже порой определяет область этого поиска.

Вторым элементом является требование перехода от незнания, непонимания к знанию, пониманию. Именно это требование определяет вопросительную форму вопроса. Многие вопросы потенциально включают в себя такжеискомое знание. В явной форме оно содержится в программированных вопросах. Наконец, практически любой осмысленный вопрос связан с убеждением в существовании либо хотя бы одного истинного ответа (позитивная установка), либо как минимум одного ложного ответа (негативная установка).

 

30.ВИДЫ ВОПРОСОВ.

Виды вопросов могут быть выделены в зависимости от нескольких оснований. Первое – по способу и характеру запроса неизвестного, то есть по степени определенности и сложности предполагаемого ответа. Здесь можно выделить уточняющие «ли-вопросы», направленные на уяснение истинности тех суждений, которые выражены в вопросе: «правда ли, что…?», «верно ли, что…?», «знаете ли Вы, что…?» и т.д. такие вопросы требуют прямого и однозначного ответа «да» или «нет», поскольку содержат явно выраженную предпосылку в форме уже имеющегося знания о предмете вопроса и его

признаках. Неизвестно лишь, принадлежит ли этот признак предмету в действительности. Поэтому область поиска ответов четко ограничена выбором одной из альтернатив, содержащихся в вопросе.

Восполняющие «к-вопросы» направлены на выявление новых свойств исследуемого предмета и получение новой информации, не содержащейся в вопросе. Такие вопрос обычно начинаются с вопросительных слов «кто», «где», «когда», «сколько», «что». Областью поиска для них становится довольно обширная область, в которой можно легко заблудиться. Например, на вопрос «Где находится Иран?» можно, посмотрев на географическую карту, ответить, что он расположен в Азии, а можно указать климатические особенности местности, в которой находится страна, или ее отношение к торговым путям, близость к морю, высочайшим вершинам мира, глубочайшим океанским впадинам, да мало ли еще к чему. И все эти ответы будут соответствовать заданному вопросу. Поэтому «к-вопросы» обязательно нуждаются в уточнении.

Проблемные «п-вопросы» отличаются исходным недостатком базисного знания или полным отсутствием информации, позволяющих дать на них немедленный однозначный ответ. Кроме того, такие вопросы нередко связаны с парадоксами и противоречиями между уже накопленным знанием и действительностью, поэтому такие вопросы, как правило, носят творческий характер. Ответ на проблемный вопрос может привести к перевороту во взглядах, пересмотру мировоззренческих, научных установок. Именно проблемные вопросы лежат в основе глубокого познания мира.

Однако проблемными могут быть и вопросы, ответы на которые уже известны. Все зависит от того, кому задается такой вопрос. Так, проблемные вопросы могут стать методическим приемом в преподавании, стимулирующим познавательные интересы и творческий потенциал обучающихся.

По количеству возможных ответов различают открытые (предполагающие существование множества ответов) и закрытые (с ограниченной областью поиска ответов) вопросы. Закрытые вопросы

используются в социологических исследованиях. Они становятся основой тестов, программированных опросов и т.д.

По степени выраженности в тексте вопросы бывают явными и скрытыми, выясняемыми из контекста.Например, читая статью, вы наталкиваетесь на утверждение о том, что все больше людей начинают проявлять интерес к восточной религии. Пытливый ум обязательно задастся хотя бы вопросами «а почему?» и «что такое восточная религия?», да и вообще «какие люди имеются в виду?».

По структуре вопросы могут быть простыми, состоящими из одного условного (ли-вопросы) или безусловного суждения, и сложными, состоящими из нескольких простых.

По отношению к обсуждаемой теме вопросы могут быть по существу (узловые, наводящие) и не по существу, не имеющими непосредственного отношения к теме. Справедливости ради надо сказать, что между ними нет четкой границы, и нередко вопрос, который кажется не относящимся к теме, может гораздо глубже проникнуть в сущность проблемы.

По правильности постановки – корректными и некорректными. В этом случае отслеживается не только правильность самой формы вопроса, но и непротиворечивость, а также истинность тех положений, которые составляют его базисное знание, наличие в них смысла. Например, вопрос «возможно ли в результате генетических исследований появление искусственно созданных человеческих особей?» вполне корректен, а вопрос «какой длины хвост у русалки?» некорректен вследствие своей бессмысленности. Некорректным вследствие противоречивости будет вопрос «сколько ведер воды нужно вылить в реку, чтобы она пересохла?». А вопрос «где?» некорректен своей неопределенной постановкой. Некорректные вопросы могут быть тривиальными, связанными с элементарным незнанием, неопределенностью или неясными словами, и нетривиально-некорректными. В этом случае задающий вопрос осведомлен о его некорректности, но все же настаивает на ответе, преследуя свои цели. Наиболее яркой формой некорректных вопросов являются провокационные вопросы, представляющие собой софистический прием, ставящий в затруднительное положение: «продаешь ли ты краденные вещи или оставляешь их себе?», – такой вопрос кого угодно может вывести из состояния равновесия, если не знать, что на провокационные вопросы по правилам логики допустимо не отвечать вовсе.

Известно, что каков вопрос, таков ответ, и что один неадекватный человек может задать столько вопросов, что сотня мудрецов не ответит, поэтому необходимо соблюдать логические и этические правила постановки вопросов. Они требуют, чтобы вопрос был кратким, ясным (не допускающим, в частности, слов с разными значениями), корректным, по возможности простым (сложные вопросы желательно разбить на составляющие их простые). Для социологических опросов необходимо, чтобы в вопросах учитывались особенности аудитории, места и времени проведения опроса. Следует предусмотреть также контрольные вопросы, способные скорректировать полученные ответы. И никогда не стоит начинать с трудных вопросов или таких, которые могут обеспокоить, взволновать, поставить в тупик респондента.

 

ОТВЕТ И ЕГО СТРУКТУРА.

Ответ это суждение, вызванное вопросом, которое уточняет или дополняет базисное знание вопроса. Ни один ответ не может быть исчерпывающим до конца. Он, в свою очередь, становится основой для новых вопросов, углубляя наши представления о мире. Ответы, как и вопросы, бывают разных видов.

По области поиска ответов различают прямые (из заданной области) и косвенные ответы. К косвенным можно отнести, например, ответы с помощью сказок, притч, когда слушатель сам должен сделать необходимый вывод.

По объему информации встречаются полные и частичные ответы, которые лишь в некоторой степени устраняют недостаток информации. По отношению к действительности ответы могут быть истинными и ложными.

По отношению к вопросу – по существу и не по существу, положительные и отрицательные, подходящие и неподходящие, тавтологичные, (когда ответ лишь повторяет, воспроизводит вопрос, но не дает новой информации). По логической (понятийной) характеристике – точными, определенными, и неточными, неопределенными.

 

ВИДЫ ОТВЕТОВ.

Ответ это суждение, вызванное вопросом, которое уточняет или дополняет базисное знание вопроса. Ни один ответ не может быть исчерпывающим до конца. Он, в свою очередь, становится основой для новых вопросов, углубляя наши представления о мире. Ответы, как и вопросы, бывают разных видов.

По области поиска ответов различают прямые (из заданной области) и косвенные ответы. К косвенным можно отнести, например, ответы с помощью сказок, притч, когда слушатель сам должен сделать необходимый вывод.

По объему информации встречаются полные и частичные ответы, которые лишь в некоторой степени устраняют недостаток информации. По отношению к действительности ответы могут быть истинными и ложными.

По отношению к вопросу – по существу и не по существу, положительные и отрицательные, подходящие и неподходящие, тавтологичные, (когда ответ лишь повторяет, воспроизводит вопрос, но не дает новой информации). По логической (понятийной) характеристике – точными, определенными, и неточными, неопределенными.

ПОНИМАНИЕ, ЕГО УРОВНИ.

Понимание – универсальная операция. Как и объяснение, оно присутствует во всех науках – и естественных, и гуманитарных. Другое дело, что понимание разных вещей – природных и духовных – имеет разную ценность для человека.

Существуют два типа понимания. Понимание первого типа представляет собой подведение понимаемого явления под известную общую оценку и представляет собой дедукцию. Такое понимание можно назвать сильным. Понимание второго типа опирается не на общее оценочное утверждение, а на каузальное утверждение. Это понимание всегда является индуктивным рассуждением и может быть названо слабым. Объяснение и понимание – две универсальные операции мышления, взаимно дополняющие друг друга. Долгое время они противопоставлялись одна другой. Неопозитивизм считал объяснение, если не единственной, то главной функцией науки. Философская герменевтика ограничивала сферу объяснения естественными науками и выдвигала в качестве основной задачи гуманитарных наук понимание. Сейчас становится все более ясным, что операции объяснения и понимания имеют место в любых научных дисциплинах – и естественных, и гуманитарных – и входят в ядро используемых ими способов обоснования и систематизации знания. Логическое понимание всегда выносит суждения и говорит «Да» или «Нет». Если ум занят чем-то негативным, то мы чаще отвечаем негативным ответом. Экспериментальное знание приходит к нам через применение интеллекта и логики. В результате у нас остается ощущение очевидного. Этот опыт остается на уровне чувств, а чувства ребята изменчивые и в любой момент времени могут измениться. Экзистенциональное понимание − когда к вам приходит неопровержимое осознание и становится нашей природой.

Применение в жизни одной лишь логики, заставляет думать вас, что вы всё знаете. Много людей в современном мире живет под влиянием логического понимания. На интеллектуальном уровне вы можете знать, что вы безграничны или бесконечны, но совсем другое дело − находиться здесь, чувствовать себя бесконечным.

 

ЛОГИКА КАК НАУКА О СХЕМАХ РАССУЖДЕНИЙ.

Ло́гика (др.-греч. — «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — раздел философии, нормативная[1] наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.. В правильном рассуждении заключение вытекает из посылок с логической необходимостью, и общая схема такого рассуждения представляет собой логический закон.Логические законы лежат, таким образом, в основе логически совершенного мышления. Рассуждать логически правильно – значит рассуждать в соответствии с законами логики.Число схем правильного рассуждения (логических законов) бесконечно. Многие известны нам из практики рассуждения. Мы применяем их интуитивно, не отдавая себе отчета, что в каждом правильно проведенном умозаключении мы используем тот или иной логический закон.

Вот некоторые, наиболее часто используемые, схемы1.Если есть первое, то есть второе; есть первое; следовательно, есть второе. Эта схема позволяет от утверждения условного высказывания и утверждения его основания перейти к утверждению следствия. По этой схеме протекает, в частности, рассуждение: "Если лед нагревают, он тает; лед нагревают; значит, он тает".Это логически корректное движение мысли иногда путается со сходным, но логически неправильным ее движением от утверждения следствия условного высказывания к утверждению его основания: "Если есть первое, то есть второе; есть второе; значит, есть первое". Последняя схема не является логическим законом, от истинных посылок она может привести к ложному заключению. Скажем, идущее по этой схеме рассуждение "Если человеку восемьдесят лет, он стар; человек стар; следовательно, человеку восемьдесят лет" ведет к ошибочному заключению, что старику ровно восемьдесят лет.Если есть первое, то есть второе; но второго нет; значит, нет первого. Посредством этой схемы от утверждения условного высказывания и отрицания его следствия осуществляется переход к отрицанию основания высказывания. Например: "Если наступает день, то становится светло; но сейчас не светло; следовательно, день не наступил". Иногда эту схему смешивают с логически некорректным движением мысли от отрицания основания условного высказывания к отрицанию его следствия: "Если есть первое, есть и второе; но первого нет; значит, нет и второго"3.Если есть первое, то есть второе; следовательно, если нет второго, то нет и первого. Эта схема позволяет, используя отрицание, менять местами высказывания. К примеру, из высказывания "Если есть гром, есть также молния" получается высказывание "Если нет молнии, то нет и грома".4Есть по меньшей мере или первое






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.024 с.